Вопросы Священнику о молитве

Молитвенное правило: Вопросы Священнику о молитве | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Вопросы Священнику о молитве

Как молиться за людей крещенных не по полному чину?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что крещение должен совершать епископ или священник. Но бывают такие случаи, когда некрещеный человек находится при смерти и поблизости нет духовного лица. Тогда умирающего может крестить православный христианин, мирянин, который живет церковной жизнью, постоянно ходит в церковь, исповедуется, причащается. Он должен погрузить больного трижды в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Такое крещение пред Богом законно. Если человек умрет, то за него можно молиться в церкви, можно и отпевать. А если он поправится, надо обратиться к священнику, рассказать ему все и попросить довершить крещение ( помазать миром, мальчиков внести в алтарь, прочитать особые молитвы). Святитель Игнатий Богоносец говорит: «Крещение свершается только полным погружением в воду». Но бывает так, что больной человек слаб, любое движение для него смертельно. Тогда надо его облить святой водой так, чтобы на нем не осталось сухого места, произнося при этом слова «Крещается раб Божий. «

Можно ли молиться за родных и близких в Церкви, если они люди нецерковные?

Если они не противники Бога, то можно молиться.

Что лучше — поставить свечу о здравии или написать записку в алтарь?

Когда мы пишем записку в алтарь, то человек поминается церковной (общей) молитвой на самой главной службе — Божественной Литургии. Это имя поминается вселенской Церковью. Допустим, имя человека упомянут по радио городскому пли союзному, а могут и на весь мир. Но этот мир земной — временный, а тот мир — небесный, вечный. Ничего в жизни нет выше, как помянуть имя на Божественной Литургии.

А свечку мы ставим от своих трудов в благодарность Господу. Это наша жертва. Господь ни в чем не нуждается, Он все имеет, но ждет нашей любви, нашей искренности, преданности. В знак своей любви от своих трудов мы и зажигаем свечу на подсвечнике. Еще раз повторяем — это нужно нам самим, но не Господу. Для того, чтобы человек смог раскрыться в любви, в добре, должна быть от него какая-то отдача. Кто-то принесет муку в церковь на просфоры, кто-то масло, кто-то «Кагор», а другой свечу поставит. И все это принимает Господь от нас, и с избытком восполняет тем, чего у нас недостает. Ведь для того, чтобы человек был обеспечен земными благами, он должен, по Библии, отделять десятую часть для Господа. Человек от этого нисколько не пострадает, наоборот, душа его раскроется в добре, и Господь восполнит жертву человека. Все, что мы даем ближнему ради Господа, принимает Сам Христос. Все добрые дела, все жертвы идут в потусторонний мир, где воры не крадут, моль не точит, ржавчина не съедает. Те же, кто не помогают ближним, не дают через ближнего десятую часть Господу, лишаются большего — потери, пожары, ограбления больше уносят, а то и рэкет забирает. Да и пользы для души в этом никакой нет.

Как молиться за тех, кто Бога не хулил, но и в церковь не ходил?

Если человек был добрым, жил по совести, но в церковь не ходил — не был воспитан в религиозном духе, за него молиться можно. А если он хулил Бога, не признавал Его, в Церкви его поминать нельзя, только дома в домашних молитвах. И отпевать такого человека нельзя. Отпевание — это маленькая канонизация во святые; «со святыми упокой», — просят Господа об усопшем во время отпевания. Как же причислять человека к лику святых, если он хулил святых и Бога; допусти такого человека в Царство Божие, он там всех разгонит! Когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва — это не только слова, это и состояние души, и если мы молимся за такого человека, то состояние его души влияет на состояние нашей, мы как бы принимаем в себя его душу. И если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за него.

Можно ли молиться за некрещеных?

Только дома. Просите Господа, чтобы Он привел их к вере, чтобы они приняли крещение и стали настоящими христианами.

Можно ли молиться за священника, ушедшего в Зарубежную Церковь?

Можно молиться о том, чтобы Господь вразумил его, чтобы он вернулся из раскола в лоно Церкви Православной. Все, кто уходит в Зарубежную Церковь являются раскольниками. Они своим переходом подчеркивают, что в Российской многострадальной Церкви благодати нет, нет спасения, нет Христа. Они почему-то уверены, что найдут спасение в крохотной (по количеству людей) Зарубежной Церкви. Нашей Церковью всегда управлял Сам Христос, больше никто над Церковью не властен, потому уходить из нее — это преступление.

У меня тяжело больна мама. Мне хочется, чтобы она спаслась. Что нужно для этого сделать?

Я хочу вам рассказать, как готовят себя в потусторонний мир монахи. Они, если чувствуют, что исход души скоро, начинают готовить себя к самому главному событию всей жизни. Соборуются, а перед этим Таинством исповедуются за всю жизнь (как бы заново всю жизнь переживают), часто причащаются, со всеми примиряются. Если есть у них какие-нибудь вещи, раздают их с просьбой о молитвенной памяти.

Во время сна слышу голос: «Господь тебя не примет, пока свою дочь не приведешь к вере». Что это значит?

Это значит, надо стараться за дочь усиленно молиться, чтобы она пришла к вере. Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7). Как молиться за дочь? Можно своими словами, от сердца просить Господа, Матерь Божию, Святых угодников, читать Псалтырь и на «Славах» поминать, можно на Евангелии поминать на главах, подавать на Божественную Литургию, если крещеная.

Вопросы Священнику о молитве

Попускает ли Господь войти бесу в ребенка — чистое, безгрешное создание, но не крещеное?

Ребенок рождается уже с первородным грехом, потому, если он некрещен, в нем уже живет злой дух. И когда крестят, священник прочитывает особые молитвы на изгнание из некрещеного злого духа.

Читайте так же:  Молитва в день рождения Своему Ангелу

Может ли в одной семье быть несколько бесноватых?

Бывает и такое. В 1975 году меня послали на станцию, находящуюся близ Ульяновска. Там живет много бесноватых людей. Знаю я одну семью из 9 человек: муж, жена, дети — все бесноватые. Зашел я к ним в дом, дети под кровать спрятались, стали плакать, кричать. Решили несколько домов освятить. А дело было зимой, в 4 часа, уже стало темнеть. Освящаю я дома, что-то около 15, а жители все следом ходят. Пришли в один дом — деревянный, большой, услышал, что в нем колдун жил. Ну, он к тому времени уже помер. И когда этот дом освятили, сделали на стенах крестики, покропили святой водой, помазали маслом, зажгли свечи — все спокойно стояли, молились. А когда я стал читать особую молитву на изгнание из дома злого духа, господствовавшего там, вдруг все, как один, куда-то выбежали. Потом, когда закончил освящать, спрашиваю знакомую, которая меня туда привезла: «Почему все убежали?» Она говорит: «Всех в один момент прохватил понос». Всем злой дух «праздник» устроил.

Если общаешься с бесноватыми, то можно ли от них заразиться?

Человек заражается грехом. Бывает, в храме во время службы вдруг около нас человек забесновался. В нем начинает бес шуметь, кричать, и многие боятся: «А вдруг он войдет в меня?». Знаете, бояться не надо.

Однажды был такой случай. Человек закрыл рот, боясь, что бес войдет в него через открытый рот. Но бес в бесноватом человеке говорит ему: «Не бойся! Я в тебя не войду. В тебе уже живет мой друг — бес блуда».

Так что, если в человеке Дух Святой живет, никогда бес не войдет в человека. А если нет в нем Духа Святаго, то значит, что в нем живет другой бес — без прописки. Душа незанятой не бывает.

Посоветуйте, как мне избавиться от бесовской нечисти? Меня «наградила» ею в храме одна колдунья.

Это прекрасный путь спасения. Если человек бесноватый, Бога благодарит и не обвиняет в этом никаких колдунов и чародеев, то этот человек спасется, если пронесет свой мученический крест до конца. Самое главное — надо помнить, что колдуны над нами никакой власти не имеют; бесы не имеют власти даже над свиньями. Только один Господь имеет власть над человеком. Если Он попустил такую болезнь человеку, то это для пользы и спасения его души, потому что душа находилась на погибельном пути. Часто говорят «меня испортили». Нас никто не портит — нас портят только наши грехи. И надо бояться не колдунов, а Бога. Надо больше верить не в колдунов, а в Бога, и жить по заповедям Божиим. Если у человека душа святая, и в ней Сам Господь — Дух Святой пребывает, туда злой дух никогда не войдет. А если он вошел, значит, там Духа Святаго нет. И надо Бога благодарить да радоваться, что представилась возможность очиститься и спастись.

Как изгнать беса из человека?

Однажды я дежурил в Троице-Сергиевой Лавре, ко мне подсела женщина. В ней говорил злой дух, она была бесноватая. Я поинтересовался, спросил:

— Мы находились в раю, — ответил демон.

— А кто из вас был самый близкий Богу?

— Светоносец, который от Бога принимал все тайны. Мы послушались его и пошли войной против Бога, и третья часть ангелов была свергнута с неба. И стали мы злыми духами, каяться мы не можем уже. Говорит мне еще:

— Отец Амвросий! Сейчас я с тобой говорю, но знай, что весь ад слышит разговор, и сам сатана знает, что я с тобой говорю.

Хотя святые отцы запрещают с демоном разговаривать, но я в то время отчитывал по благословению духовника, и приходилось беседу вести. Что интересно, со всей России люди с говорящими внутри злыми духами тысячами приезжали. Страшно было смотреть на них. Что они только не говорили, на разных языках. Могли рассказать все грехи стоящих вокруг людей. Конечно, многие по незнанию думают, что демон в них может войти, даже рот закрывали. Демон без попущения Божия не войдет в человека, будь человек даже самым сильным грешником. Те люди, которые видят бесноватых, испытывают страх; они воочию убеждаются, что в человеке бес. Он может сковывать тело, и люди непроизвольно делают непонятные движения. Мне приходилось отчитывать их, так некоторые даже набрасывались, через себя бросали. Бывало так, что человек стоит, скует его бес — и человек назад плашмя падает, бьется об пол храма без сознания. На голове шишки, а смотришь — ничего, все нормально. Порой мелкие гвозди могут есть, стакан искусать и проглотить, и не обрезаться. Но когда человек приходит в себя, спокойно сидит, рассуждает. А когда беснуется — так его бывает, нельзя и понять.

Когда человек страдает беснованием, трясется, мучается, вменяется ли это ему в очищение души?

У апостола Павла в послании к коринфянам мы читаем об одном человеке, который совершал смертный грех. Апостол пишет, что надо отдать тело этого человека на изнеможение сатане, чтобы спасся дух. Бывает, люди не совершили никаких тяжелых грехов, а в них поселился злой дух. Спрашивают: за что? Причин может быть очень много. Возможно, когда этот человек станет взрослым, он принесет людям очень много зла, а когда бес, по попущению Божию, входит в него, не только этот человек приходит к Богу, но и все родственники. Когда он всецело обращается к Богу, живет церковной жизнью, становится православным, через него многие спасаются. Он беснуется в храме, а люди, видя его мучения, осознают, что Бог есть и есть злые демоны, которые могут вот так мучить людей.

До пришествия Христа на землю было очень много бесноватых. За две тысячи лет христианства бесноватых стало меньше. Страдания бесноватого человека тогда вменяются ему в мученичество, когда он без ропота на Бога несет их. Но диавол хитрый, он отец лжи. Как он обычно

действует в человеке? Кричит: «Меня к тебе посадила свекровка (или сноха, или соседка. )» А для чего он так говорит? Чтобы соблазнить человека, нарушить заповедь о любви к ближнему. Никто, кроме Бога, не имеет власти над демонами. И никто без попустительства Божия не может «посадить» кому-то беса. Без воли Божией ни один волос с головы не падает. Никто не может наслать на нас болезни или испортить. Это все ложь демоническая. Мы находимся под особым присмотром у Господа, и если бывают в нашей жизни какие-то неприятные моменты, то только по Его попустительству — для нашего возвращения на истинный путь. Значит, мы в чем-то согрешили, заблудились.

Читайте так же:  Молитва от узлового зоба

Но диавол внушает: «Тебе сделали, тебя испортили». Нас портят наши страсти, наши пороки, наши грехи.

Однажды к преподобному Антонию Великому привели одного бесноватого. Бесу стало тошно, и он начал бушевать, нервничать в нем: «Куда мне идти?» Преподобный ответил: «Входи в меня!» — «В тебя я не могу войти,» — отвечает бес. — «Почему?» — «В тебе Дух Святой, мне там места нет.»

Душа человека не может быть пустой. В душе либо Дух Святой живет, либо злой дух. Это зависит от того, как мы сами себя будем вести.

Батюшка, объясните, что со мной происходит. Я крестилась десять лет назад, начала воцерковляться. Сейчас во время чтения молитв меня душит- такая вот странная болезнь. Врачи говорят, что легочных заболеваний нет. И это все чаще и чаще, как наказание за что-то.

В Троице-Сергиевой Лавре около трех лет я дежурил у мощей преподобного Сергия Радонежского. Постоянно шел поток народа. Помню одну монахиню, которая во время Великого поста не вкушала по средам и пятницам совсем никакой пищи. В это время она ни с кем не говорила ни слова, молилась. И жила на свинарнике. Питалась только теми остатками пищи, которые из столовой привозили на корм животным. Отбросами.

Пришла она как-то на исповедь и попала ко мне. Стал я с ней беседовать, спросил:

— Можно спрашивать Вас о грехах?

— Может, есть что-то нераскаянное?

Действительно, нашлись грехи тяжелые, смертные, которые она по забывчивости на исповеди не говорила. В этот момент, когда она в них призналась, Господь ее простил. Но надо было их загладить. И Господь дал ей такую же болезнь, как у Вас.

Порой стоит она на молитве, а изнутри у нее начинают слышаться голоса. Злой дух в ней начинает шуметь и кричать. Это было ей попущено для очищения от прежних грехов, пусть даже она в них и покаялась. До конца своей жизни она несла эту болезнь как крест, как епитимью от Господа, а перед кончиной бес вышел, и она получила от Господа вечную блаженную жизнь.

Так что Вы не пугайтесь, не ропщите, не отчаивайтесь. Просто повспоминайте: скорее всего, у Вас на совести остались какие-то нераскаянные грехи, а Господь по Своей любви желает освободить Вас от них. Может, Вы раздражительны, может, часто осуждаете, обижаетесь.

И благодарите Бога за все! Он знает, кому что надо. Разве не знает Он, что во время молитвы Вам плохо? И все ваши другие болезни Он знает.

Брат мужа бесноватый, дошел до истощения — телесного и душевного. Говорит, что диавол его заставляет голодать. Как вести себя с ним?

Поскольку Господь нас терпит (мы ведь тоже грешные, нечистые), то должны терпеть и немощи ближних. Он сам не рад своему поведению, но не властен над собой — демонические силы заставляют его работать им.

Вам надо потерпеть и помочь ему покаяться. Если бы он очистил душу от прежней грязи, то Господь эту его немощь исцелил. Господь попускает бесу вселиться в человека, чтобы тот стремился очиститься и от беса, и от грехов.

Встречал я таких людей, даже среди монашествующих. Люди православные, имеющие в себе эту немощь, смиряются, несут как крест во спасение, не ропщут, не отчаиваются, а терпят. Они приравниваются к мученикам. Но если человек бесноватый, в церковь на исповедь и на службы не ходит, скандалит, ближних терроризирует, то он не спасается.

Молитесь за вашего родственника, поминайте его на «славах» на Псалтири. Подавайте поминание о нем на Божественную литургию, на молебны. Огромная польза будет ему. Молитва Церкви помогает всем.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Читайте так же:  Скоропослушница молитва читать

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Читайте так же:  Молитвы на копие

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Вопрос священнику. Молитвенное правило

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси. «. Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Читайте так же:  Молитвы для удачной работы

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

— Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

— Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

— Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее — дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Видео (кликните для воспроизведения).

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Вопросы Священнику о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here