Ценность ночной молитвы

Молитвенное правило: Ценность ночной молитвы | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

10 достоинств коллективного утреннего намаза

В наше время совершение утреннего намаза в мечети с джамаатом стало подвигом, хотя для наших праведных предков это было обычным, само собой разумеющимся делом. Праведники, зная о ценности утренней молитвы, старались ни в коем случае не упускать ее. Многие из нас отдают предпочтение мирским делам, которыми мы занимается до глубокой ночи, а затем не можем проснуться на утренний намаз вовремя. Мы ищем себе оправдания, мол, мы совершаем намаз дома с женой, с детьми; или же до мечети идти далеко.

Мы умудряемся найти оправдания тому, что мы проспали джамаат-намаз, даже в таких случаях, когда, казалось бы, уже не может быть никакого оправдания, и продолжаем не ходить в мечеть. Мы бьем себя в грудь, говоря, что будем в армии имама Махди, но мы даже не можем быть в армии имама нашей мечети, посещая намаз. Мы думаем, что готовы отдать жизнь ради Ислама, лишиться всего мирского ради Ислама, но человек, не готовый оставить сладкий сон ради Аллаха, никогда не отдаст жизнь ради Аллаха.

Как бы там ни было, хочу напомнить, прежде всего себе, а потом и тем, кто прочитает эту статью, о пользе, которую мы получаем от посещения коллективной утренней молитвы.

Совершая утреннюю молитву в джамаате, человек получает такую пользу, какой не получит от совершения других молитв. Каждой такой пользы достаточно для того, чтобы побудить здравомыслящего человека отбросить лень и сон, покинуть свою постель и дом, отправиться в мечеть.

Итак, человек, совершивший утреннюю молитву в джамаате:

1. удостоится покровительства Аллаха;

Человек совершивший утренний намаз в джамаате, находится под покровительством Аллаха, и любой, кто покусится на него, выступит против Аллаха. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Передают со слов Джундуба бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فَهُوَ فِي ذِمَّةِ اللَّهِ

«Совершающий утреннюю молитву находится под защитой Аллаха». (Муслим)

2. получит награду, подобную награде тому, кто выстаивал всю ночь в поклонении;

От Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк сказал:

من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما قام الليل كله

«Совершивший ночной намаз в джамаате подобен тому, кто провёл половину ночи в поклонении. А совершивший утренний намаз в джамаате подобен проведшему в поклонении всю ночь» (Муслим).

3. очищается от лицемерия;

Каждый мусульманин должен бояться оказаться в числе лицемеров. Боялись этого даже такие великие сподвижники, как Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). А посланник Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорил:

ليس صلاة أثقل على المنافقين من الفجر والعشاء، ولو يعلمون ما فيهما، لأتَوهما ولو حبوًا .

«Нет для лицемеров намазов тяжелее, чем утренний и ночной. Если бы они знали награду за эти намазы, они бы пришли на них даже ползком…» (Бухари, Муслим).

4. получит полноценное сияние в Судный день;

От Бурайды Аль-Аслями (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

بشِّرِ المشَّائين في الظُّلَم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة

«Обрадуй тех, кто ходит в мечеть в темноте, тем, что в Судный день им будет дано полное сияние» (Абу Дауд, Тирмизи).

5. удостаивается свидетельства и похвалы ангелов;

Пророк ﷺ сказал:

يتعاقبون فيكم ملائكةٌ بالليل، وملائكةٌ بالنهار، ويجتمعون في صلاة الفجر وصلاة العصر، ثم يعرُجُ الذين باتوا فيكم، فيسألهم ربُّهم — وهو أعلم بهم -: كيف تركتم عبادي؟ فيقولون: تركناهم وهم يصلُّون، وأتيناهم وهم يصلون

«Ангелы, которые пребывают среди вас ночью, сменяют тех из них, кто находится среди вас днём, встречаясь друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. Ангелы, которые провели среди вас ночь, возносятся к небесам, и Аллах, знающий о положении людей лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении вы оставили Моих рабов?». Ангелы же отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились». (Бухари, 530).

6. получит награду, как за принятый хадж и умру;

Все мы знаем, насколько важными видами поклонения являются хадж и умра, и как велико воздаяние за них, если Всевышний Аллах примет их. Однако Всевышний Аллах предоставил нам шанс получить такую же награду за более легкий поступок. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَن صلى الغداة في جماعة، ثم قعد يذكر الله حتى تطلع الشمس، ثم صلى ركعتين، كانت له كأجر حجة وعمرة تامة، تامة، تامة

«Кто совершит утренний намаз в джамаате, затем сядет поминать Аллаха до восхода солнца и потом совершит два ракаата намаза, тот получит вознаграждение, подобное награде за хадж и умру, совершенные полноценно, полноценно, полноценно» (Тирмизи).

7. получит добычу, превосходящую все мирские добычи;

От Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) однажды отправил сподвижников в поход в сторону Неджда, и те вернулись быстро и с большой добычей. Тогда один из сподвижников, который не был в этом походе, сказал: «Мы не видели похода, который завершился бы так быстро и принёс столько добычи». Пророк ﷺ на это сказал:

ألا أدلُّكم على قوم أفضل غنيمة، وأسرع رجعة؟ قوم شهدوا الصبح، ثم جلسوا يذكرون الله حتى طلعت عليهم الشمس، فأولئك أسرع رجعة، وأفضل غنيمة

«Указать ли вам на тех людей, которые быстрее возвращаются из похода и получают больше добычи, чем эти? Это люди, которые присутствовали на утреннем намазе, а затем остались сидеть до восхода солнца. Поистине, они быстрее всех возвращаются из похода и с самой лучшей добычей» (Тирмизи).

Читайте так же:  Молитва будда шакьямуни

8. получит награду и за суннат-намаз, совершаемый до утреннего намаза;

От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

ركعتا الفجر خيرٌ من الدنيا وما فيها

«Два ракаата (ратибат-намаза) перед утренним намазом лучше, чем весь этот мир и все, что в нем находится» (Муслим).

Если сунна-намаз, совершенный перед утренним намазом имеет такую ценность, что уж говорить о самом утреннем фарз-намазе, ведь за любой фарз положено больше награды, чем за сунну.

9. спасётся от Ада и получит радостную весть о Рае;

Кто же не желает спастись от Ада и попасть в Рай? Поистине, Всевышний Аллах по Своей милости дарует нам Рай даже за легкие поступки. От ʻУммара ибн Рувайба передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لن يلج النارَ أحدٌ صلى قبل طلوع الشمس وقبل غروبها

«Не войдет в Ад тот, кто совершит намаз перед восходом и перед закатом», то есть утренний и предзакатный намаз (Муслим).

10. сможет лицезреть Всевышнего Аллаха в Судный день;

Самая большая награда, которая ожидает обитателей Рая, это лицезрение Аллаха. И самым большим наказанием будет не увидеть Аллаха в Судный день. А тот, кто совершает утренний намаз в джамаате, сможет получить эту великую награду. От Джарира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передается:

كنا جلوسًا عند رسول الله — صلى الله عليه وسلم — إذ نظر إلى القمر ليلة البدر، فقال أمَا إنكم سترَون ربَّكم كما ترَون هذا القمر، لا تُضَامُّون في رؤيته، فإن استطعتم ألا تُغلبوا على صلاةٍ قبل طلوع الشمس وقبل غروبها، فافعلوا

«Однажды ночью, когда мы сидели вместе с Пророком ﷺ , он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего, как видите эту луну, и не будете обижены в том, что касается лицезрения Его [не будете испытывать при этом никаких затруднений]. И если сможете вы добиться того, чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов перед восходом солнца и перед закатом его, то делайте это”» (Бухари, 554, Муслим 632).

Под словами «…чтобы ничто не отвлекало вас от совершения намазов» в данном случае подразумеваются наущения шайтана, сон или какие-нибудь мирские дела, которые можно отложить, не нанося никакого ущерба здоровью или жизненным интересам человека. То есть нам следует пресекать причины, которые могут помешать присутствовать на джамаат-намазе.

Если мы не совершаем утренний и ночной намаз в джамаате, это уже повод испытывать страх за себя, за то, что мы можем оказаться в числе лицемеров.

Обязательность и ценность намаза

Каждый мусульманин, независимо от положения или социального статуса, беден он или богат, здоров или болен (для некоторых случаев предусмотрены облегчения) – обязан совершать ежедневный пятикратный намаз.

Доказательствами обязательности пятикратного намаза являются аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

В Благородном Коране о намазе сказано:

Смысл: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (Сура «аль-Бакара», 2:43).

Смысл: «Совершайте намаз, поистине, намаз является предписанным для мусульман в определённые времена» (Сура «ан-Ниса», 4:103).

Смысл: «И совершайте намаз, и не будьте из числа многобожников» (Сура «ар-Рум», 30:31).

Смысл: «Читай им то, что ниспослано тебе из Писания, и совершай намаз» (Сура «аль-’Анкабут», 29:45).

Видео (кликните для воспроизведения).

Совершать намаз обязаны все разумные и совершеннолетние мусульмане (мужчины и женщины). Несовершеннолетним намаз не предписан. Однако подготовить детей к практике намаза необходимо, ибо каждый достигший совершеннолетия, будь то мальчик или девочка, должен правильно совершать намаз.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Смысл: «Велите совершать намаз вашим детям, когда им исполняется семь лет, и накажите их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно постель».

В Судный день первыми упрекать родителей будут дети, которых они не обучили намазу. Поэтому родители, любящие своих детей, обязаны начинать обучать их правильному совершению намаза с семилетнего возраста, чтобы они привыкли, и им было легко выполнять его при достижении совершеннолетия.

Такие виды поклонений, как закят и жертвоприношение, предписаны людям, имеющим определённый достаток. Для совершения хаджа, кроме достатка, нужно обладать ещё и здоровьем. Пост является целиком духовно-телесным видом поклонения. При временном отсутствии здоровья пост можно отложить и возместить количество пропущенных дней поста после выздоровления. Только для совершения молитвы (намаза) не существует никаких преград, пока человек в сознании.

Поэтому человеку, пока он находится в сознании, не разрешается пропускать намаз. Даже на священной войне, и непосредственно во время битвы, мусульмане обязаны совершать намаз. В таких ситуациях войско делится на два отряда. Первый отряд совершает намаз сокращённо, не расставаясь с оружием. Второй в это время несёт усиленную охрану молящихся. Первый отряд, окончив намаз, сменяет второй отряд в карауле и лишь после этого второй отряд совершает намаз под охраной первого отряда.

Пропускать намаз нельзя и при болезни. Если больной не может стоять, то молитву дозволяется совершать сидя. А если не может сидя, тогда лёжа. Если невозможно её совершение и в таких положениях, то молитва совершается, подавая знаки глазами. Если больной и этого не может, то молитва должна совершаться хотя бы мысленно. Если человек находится в реанимации, то и тогда должен совершать намаз по мере возможности: если сможет, стоя, если нет – сидя, лёжа, движением глаз или мысленно, намаз никак нельзя оставлять.

Когда было совершено покушение на халифа Умара, и наступило время молитвы, он пожелал исполнить её. Находящиеся рядом с удивлением спросили: «Молитва, о, повелитель правоверных!?» «Да, – ответил он, – нет доли в Исламе тому, кто пренебрегает временем молитвы». И он совершил молитву, истекая кровью.

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о помощи в рождении детей

Молитва обязательна всегда, пока человек жив и в своём уме. Только умственное расстройство или смерть освобождают верующего (му’мина) от ежедневной молитвы. Исключение делается только для женщин во время менструации или в период послеродового очищения. В этот период им запрещается совершать намаз. И им не следует возмещать намазы, пропущенные в эти дни.

Если неверующий человек принял Ислам, то ему не обязательно возмещать предыдущие намазы, а вероотступник и мусульманин, пропускавший намазы, должны возмещать все пропущенные намазы.

Как сказано в аятах Благородного Корана, молитва была предписана и всем предыдущим общинам.

Вот слова мудреца Лукмана, обращённые к своему сыну:

Смысл: «О сын мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, ведь это и есть непоколебимость в деяниях» (сура «Лукман», 31:7).

А в одном из первых своих чудес пророк Иса (мир ему), будучи ещё в колыбели, сказал:

Смысл: «И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и закят, пока я живой» (сура «Марйам», 19:32).

На раннем этапе развития Ислама был предписан двукратный ежедневный намаз. Совершение обязательных пяти намазов было предписано мусульманам в Ночь Вознесения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в небеса (Ми’раджа). В ту ночь Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было открыто множество тайн Судного дня, Рая и Ада. Наряду с их раскрытием возложение намаза также имело огромное значение.

Когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возвращался после общения с Всевышним Аллахом, пророк Муса (мир ему) спросил его об обязанности, возложенной на его общину. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что Всевышний обязал его общину (умму) совершать пятьдесят намазов в сутки. Услышав это, Муса (мир ему) посоветовал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) попросить облегчения для уммы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся к Господу и попросил облегчить предписанное его умме. По его просьбе Всевышний сократил число намазов до 45. Но на обратном пути Муса (мир ему) снова сказал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), что люди не смогут выполнить это и посоветовал ещё раз попросить Всевышнего уменьшить число намазов. Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался к Всевышнему несколько раз, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти, но воздаяние за эти пять намазов – как за выполнение пятидесяти, которые первоначально предписывал Всевышний. И это подарок Аллаха верным Ему рабам.

Следовательно, намаз – это единственный вид поклонения, который получен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) от Самого Всевышнего Аллаха напрямую, без посредника. Все остальные установления Шариата, как и Коран, были получены Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха ) посредством архангела Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Всевышним Аллахом и Его пророками. Так возвеличен намаз Самим Аллахом. Поэтому намаз для верующего – это особо ценное, важное поклонение Своему Создателю и священный долг.

Рассказывают, что после того, как Всевышний Аллах создал семь небес, Он заполнил их ангелами и вменил им в обязанность молитву, которую они не прекращают ни на час. Одни стоят читают молитву, другие находятся в поясном поклоне, третьи – в земном. Некоторые распростёрли крылья из страха перед Всевышним, а обитатели райских садов и те, кто находится у Арша, обходят его, восхваляют своего Господа, благодарят Его и просят прощения за тех, кто на Земле. Аллах объединил все эти виды поклонения в молитве-намазе, чтобы показать, какое высокое положение занимают перед Ним верующие люди, ведь они, совершая намаз, могут получать такое же воздаяние, как и все обитатели небес. Он прибавил к этому аяты Корана, которые верующие произносят в молитве. Таким образом, каждый человек, совершающий намаз, получает вознаграждение, равное поклонению всех этих ангелов.

То состояние, которое испытывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при встрече с Аллахом в ночь вознесения, имеет возможность испытывать каждый из его общины в намазе при правильном его совершении. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот – в опасности. Если Аллах захочет, то Он по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».

Всевышний определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав:

Смысл: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, избегают всего отвлекающего от Аллаха, выплачивают закят, не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими жёнами или невольницами, за что они не порицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное. Блаженны те, которые соблюдают договоры и берегут врученное им на хранение, исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и есть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно» (Сура аль-Муъминун, 23:1–11).

Вышесказанное указывает на то, что выполнение намаза приоритетнее, важнее и полезнее, чем любые другие благие деяния. Намаз – это великая милость Аллаха. В намазе заложено очень много полезного как для духовного, так и для физического здоровья человека. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать велению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что, воистину, все деяния рассматриваются по намерениям, т.е., воздаяние за них зависит от намерения совершающего.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Кладезь благ – ночные молитвы

Кладезь благ – ночные молитвы

Есть особенное время в ночи, в которое умолкает мирское, успокаиваются сердца и словно замирает весь мир. Особенное время для тех верующих, которые верны своему Творцу и посвящают эти часы разговору с Ним и поклонению Ему. Это время третьей части ночи, до наступления утренней молитвы. И молитва этого промежутка (от ночной до утренней) называется молитва-тахаджуд, то есть «молитва, (совершаемая) после сна».

Читайте так же:  Как отпустить человека молитва

В хадисе от имама Муслима о ней сказано: «Самая ценная молитва после обязательных – это молитва, совершаемая ночью после сна». Также от Абу Хурайры сообщается, что когда у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какая молитва является самой добродетельной после обязательных молитв?», он ответил: «Молитва глубокой ночью» (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Ночная молитва – кладезь благ, о которых передано со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Одно из них – это очищение от грехов. В хадисе, переданном от ад-Дайлями, говорится: «Проснувшись ночью, совершайте хотя бы два ракаата. Ночные молитвы очищают от грехов, уменьшают гнев Аллаха и жар огня Ада». В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Да простит Аллах грехи того человека, который поднялся ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудил жену свою, а если она не встаёт или не может проснуться, брызнул водой ей в лицо. Да простит Аллах грехи и той жене, которая поднялась ночью с постели, чтобы помолиться, и разбудила мужа своего, а если он не встаёт или не может проснуться, брызнула водой ему в лицо».

Второе благо – это то, что эта молитва служит одной из причин введения человека в Рай. Как сказано в хадисе от ат-Тирмизи: «О люди, распространяйте мир и благодать Аллаха, кормите нуждающихся, укрепляйте хорошие отношения между родными и близкими, молитесь ночью после сна, когда другие спят, и вы войдете в Рай».

Она также отдаляет ужасы могилы, как сказано об этом в хадисе от Ибн Маджа: «Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы»

То, что Всевышний отвечает на дуа человека, совершающего ночные молитвы, также передается из достоверных хадисов. От Муслима передается: «В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит». И в хадисах, переданных Абу Саидом аль-Худри и Абу Хурайрой, да будет доволен ими Аллах, говорится: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах ждёт, пока не наступает последняя треть ночи, затем нисходит на нижнее небо и обращается: «Есть ли тот, кто просит о прощении? Есть ли тот, кто кается (в своих грехах)? Есть ли тот, кто просит (о чём-либо)? Есть ли тот, кто обращается с мольбами?» И это продолжается до тех пор, пока не засверкает утренняя заря». (Муслим, Ибн Хузайма, Ахмад)

Особенный дар этого поклонения – это приближение к Всевышнему. От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помните о ночном намазе, ведь поистине он практиковался праведниками, жившими до вас, это способ достижения близости к вашему Господу, он является искуплением грехов и он служит защитой от непослушания» (ат-Тирмизи, 3549, ибн Хузайма, 1135)

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали говорил: «Это лучшее время для намаза, в это время раб ближе всего к Аллаху, врата небес открыты, а дуа принимаются Всевышним Аллахом». И как не вспомнить о той радости, которую испытывает верующий, находясь в уединенной молитве в близости к Аллаху. Праведники очень высоко ценили эту возможность, считая упущение ночных молитв существенным лишением. Говорят, что однажды к Хасану аль-Басри пришел человек и признался, что совершает грехи, однако несмотря на это, обеспечен всем, что нужно, и доволен жизнью. Он спросил его: «А выстаиваешь ли ты ночи в молитве?» Тот ответил: «Нет». И сказал ему Хасан аль-Басри: «Достаточно тебе того лишения, что Аллах лишил тебя чести говорить с Ним в глубине ночи».

Общение со Всевышним помогает человеку выйти на правильный путь, отдалиться от порицаемого и сомнительного. Хадис, переданный от ат-Тирмизи, гласит: «Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху»

Всевышний одаривает человека по причине этой молитвы и в этом, и в следующем мире. Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал такой хадис: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.

Пять благ в мирской жизни: Аллах сохранит его от бед; выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина; его будут любить сердца праведных и все люди; его языка будет исходить мудрость; Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.

Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате: мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом; облегчится ему отчёт в День Суда; он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии; книга деяний будет дана в правую руку в Судный день»

Помимо того богатства, которое наследуют совершающие ночную молитву, есть и те, о которых не упомянуто в хадисах. Например, то, что лицо человека озаряется светом, и праведники говорили о том, что это происходит потому, что человек ночью находится в присутствии «света Всевышнего», уединяясь и жертвуя сном ради общения с Творцом. Ночные молитвы успокаивают сердце, утешают человека в его бедах, радуют его в благополучии. Так же, как человек нуждается в общении с другими людьми, он нуждается в уединении с Творцом, в котором он открывается, очищается и возрождается духом. Как сказал имам Саффарини, факих и суфий: «Ночные молитвы превосходят дневные, поскольку они совершаются скрыто — и поэтому они более искренние. Ведь Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы. Ведь днём ты занят житейскими хлопотами, заботой о передаче Послания (своего Господа), поэтому ты освободись и посвяти ночь поклонению своему Господу». Поэтому то благо, о котором не упомянуто в хадисах, но обязательно достается поклоняющемуся – это отдохновение души и очищение ума, которое время от времени необходимо всем верующим и вообще всем людям.

Читайте так же:  Молитва афанасию Афонскому о скорейшем определении участи тяжко болящего

Хаджат намаз: ценность, которую мы не замечаем

Стоит ли человеку полагаться на свои ограниченные возможности, когда есть столь прекрасная спасительная возможность получить желаемое от Господа?

Намаз — это когда раб, оставив все свои дела и заботы, всецело отдается поклонению своему Господу. Молитва же, это вид прошения чего-либо из бескрайних богатств Всемогущего и Всесильного Творца. Хаджат намаз является в свою очередь когда потребность человека и его обращение с просьбой к Всевышнему Аллаху выливается в поклонение.

Человек находится в постоянном движении, в переходе от одной достигнутой вершины к другой. Человек, проходя одно испытание, стремится к другому, и каждый раз хочет все только самое лучшее. Получить хорошее образование, работать на прибыльной интересной работе, построить семейную жизнь. Однако на пути постоянно возникают преграды, дабы человек, осознав свою слабость и бескрайнее величием Творца, уделил хоть какое-то время молитве. Просил помощи из первоисточника Силы и Мудрости, а не возвеличивал себя или иных, полагаясь на свою кажущуюся мощь и силу. Хаджат намаз является признанием человеком своей слабости и ограниченности, и прошением у Всесильного и Всемогущего, для которого не существует ограничений, а главное Он Щедрый и Дающий просящим.

Однажды к Анасу (р.а.) пришел садовник и посетовал, что отсутствие дождя скоро погубит весь сад, чем расстроил Анаса (р.а.). Весть об этом дошла и до Посланника Аллаха (ﷺ), который сказал: «Тот, кто в чем-то нуждается пусть прочтет два ракаата намаза и обратится с просьбой (помолится)». Анас (р.а.) последовав совету Пророка Мухаммада (ﷺ) прочел намаз и совершил дуа, затем обратившись к садовнику спросил: «Видно что-нибудь на небе?». Но садовник, не увидев ни одной тучки, ответил: «Нет, не вижу ничего». Тогда Анас (а.с.) вновь прочел намаз и совершил дуа. Затем еще раз и еще. Когда в очередной раз он спросил садовника не видит ли тот чего-нибудь на небе, садовник ответил: «Вижу тучу с крыло птицы». Услышав такой ответ Анас (р.а.) продолжил молится. Спустя некоторое время прибежал садовник и сообщил что льет дождь. Анас (р.а.) велел седлать лошадей, чтоб узнать где именно будет лить дождь. Обскакав все вокруг они выяснили, что дождь шел только вокруг сада Анаса (р.а). (Ибни Сад, Ат-Табакатуль-Кубра, том 7: 21–22)

Всевышний Аллах в 153 аяте суры аль-Бакара повелевает: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах — с терпеливыми», подчеркивая необходимость намаза во время прошения рабом от Господа.

Несмотря на столь великую ценность этого намаза, на его великую действенность и эффективность, лишь немногие помнят о нем и немногие его совершают. Стоит ли человеку полагаться на свои ограниченные возможности, когда есть столь прекрасная спасительная возможность получить желаемое от Господа? Стоит помнить об этом и быть искренним. Как минимум с самим собой.

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Ночная молитва – признак благочестия

В Коране Всевышний Аллах Своим ясным словом сообщает мусульманам радостную весть (смысл): «И уже написали Мы в Писании после Напоминания , что землю наследуют рабы Мои праведные» (21:105). «Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех (верующих), которые были до них. И Он непременно утвердит им их веру , которую Он одобрил для них, и Он непременно даст им взамен после их страха безопасность. (И это будет при условии, что) они будут поклоняться Мне, не приобщая ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого станет неверным, то такие – они являются непокорными!» (24:55). «(Ложные божества ли лучше) или же Тот, Кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает (с мольбой) к Нему, и удаляет зло (которое постигло его), и делает вас наместниками на земле?» (27:62).

Из этих аятов мы можем узнать, что на Земле неоднократно были периоды правления праведников, когда мусульмане чувствовали себя в безопасности, а лидерству мусульман предшествует их угнетённое состояние, выход же уммы на передовые позиции в мире – событие вполне ожидаемое. Следовательно, бедственное положение мусульман – преходящее явление, оно временно. Долговечность же испытаний, ниспосланных Всевышним Творцом, зависит не от числа мусульман в мире, ибо: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» (2:249), не от природных богатств, находящихся в недрах мусульманских стран, не от объёма золотовалютных резервов, накопленных правительствами. Даже большие оборонные бюджеты и армии, вооружённые сверхсовременной техникой, не являются основополагающим и непременным условием мировой гегемонии.

Все перечисленные объективные факторы, конечно, очень важны и имеются в той или иной степени в наличии у мусульман, однако, согласитесь, они не меняют положение уммы. Мы можем даже констатировать отчаянные попытки и движения мусульман в сторону выхода из угнетённого состояния, тем не менее Всевышний пока не обрадовал нас радостью победы. Узды же правления мировыми процессами Всевышний Создатель даёт в руки только праведникам. Именно тех, кто «творит праведные деяния», Аллах наделяет неодолимой силой и вручает им долгожданную победу. Об этом знали лучшие сподвижники нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и старались наполнить благими делами каждый миг своей земной жизни. И врата успеха были открыты перед ними настежь, и изнурительные сражения с противниками, нередко обладающими многократно превосходящей силой, всегда заканчивались победой для последователей Ислама. Об этом знали даже враги мусульман.

Когда началась серия тяжких поражении от малочисленной и плохо вооружённой мусульманской армии, военачальники Византийской державы, ясно осознав нависшую над империей угрозу, подослали в лагерь мусульман своего шпиона с целью выяснить секрет удачи мусульман. Разведка же вернулась с исчерпывающим ответом: «Ночью они похожи на монахов (молятся), днём – на воинов, – сказал лазутчик. – Если бы сын их правителя совершил кражу, они отрубили бы ему руку; а если бы он совершил прелюбодеяние, то они насмерть забили бы его камнями. Таким образом они поддерживают в своих рядах праведность». Поняв, с какой неодолимой силой им предстоит встретиться, один из руководителей христианского войска сразу же сделал правильный аналитический вывод: «. Было бы лучше лежать на земле, чем сталкиваться с такими людьми на поверхности».

Читайте так же:  Молитва чтобы выполнили просьбу

Обратим же внимание: соглядатай одним из важнейших показателей праведности назвал ночную молитву. Мусульмане хорошо знали силу ночной молитвы, ночного контакта с Всевышним, и потому лучшие полководцы уделяли особое внимание совершению ночного поклонения воинами. Из истории нам хорошо известно, что Салахудин Аюби каждую ночь проверял, делают ли его воины киямуль лейль (ночные молитвы). И во всех палатках делали киямуль лейль, за исключением одной. Он показал на эту палатку и сказал: «Это может быть причиной нашего поражения», затем показал на палатку, где совершались ночные бдения, и сказал: «А это может быть причиной нашей победы».

У стремящихся к благам этого мира есть изречение: «Время – деньги». Время ценнее денег, это драгоценность, которой нет аналогов во всём мире, если использовать его бережно. Предрассветное время же обладает уникальной ценностью, это тот отрезок мирской жизни, который имеет больше потенциальных возможностей для принятия мольбы Всевышним, чем какое-либо другое время суток. В хадисе, о достоверности которого нет сомнения у мусульман, говорится именно о такой ценности последней части ночи. Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»».

Сердце искренне верующего жаждет прощения своих грехов Всевышним, стремится к откровенному разговору с Ним, любит блага, дарованные Создателем, страстно желает попасть в Рай, и потому возможности, которые открываются в предрассветном времени, не могут оставлять его беспечным. Верующему сердцу трудно оставаться равнодушным перед таким благом, как ночной разговор с Всевышним, результативность которого гарантируется самим Аллахом. О гарантированном успехе мольбы в ночное время свидетельствуют многие праведники. Имам Шафии по этому поводу сказал так: «Дуа (мольба), сделанное в тахаджуд-намазе, подобно стреле, выпущенной прямо в цель, которая не промахнётся». Не это ли является лучшей мотивацией для мусульманина?! Посредством ночного поклонения можно не только добиться всех благ этой бренной жизни, но и с помощью Всевышнего и через Его довольство найти дорогу к вечному Раю.

Однако ночная молитва и ночной контакт с Всевышним остаются уделом избранных рабов. Не всякая душа способна побороть свою слабость; безволие, самообманчивая любовь к наслаждениям этого мира, привычка оставлять на потом, на завтрашний день благие поступки очень часто побеждают лучшие стремления сердца. Пелена беспечности, мрак невежества покрывают порывы души, искренние чувства потупляются, человек отдаляется от своего Господа, сердца ожесточаются. Великий успех, которого мы могли бы добиться путём ночного служения Создателю, закрывает перед рабом свои ворота, проходит мимо, что может стать причиной горького сожаления после смерти, в «День раскрытия самообмана». Какое же это разочарование – быть обделённым в тот День, когда Всевышний соберёт нас «для Дня всеобщего сбора»!

Всякая душа вынуждена бороться для того, чтобы оставлять свою постель и подняться на ночную молитву. Для тех же, которых одолевает долгий сон, праведники прошлого оставили ценные советы. Кто-то пожаловался Ибн Асваду, да будет доволен им Аллах, – одному из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говоря: «Мы не можем молиться ночью». Он ответил: «Оставьте свои грехи!». Такой же совет дал и достопочтенный Хасан аль-Басри. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём». Чрезмерная еда может стать причиной долгого и беспробудного сна. Многие, наверное, знают притчу о встрече пророка Яхьи, мир ему, с дьяволом, который сообщил пророку причину одной оставленной им ночной молитвы. Единственный раз Яхья, мир ему, ел досыта и не мог встать на ночную молитву. Узнав причину своего упущения, пророк поклялся, что всегда будет вставать из-за стола полуголодным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следовательно, способность вставать на ночную молитву является своеобразным тестом благочестия, критерием праведности, это – надежда на спасение, это – добродетель, которая не под силу любому верующему, но тем не менее каждый верующий должен всей душой стремиться к ночному разговору с Создателем, ибо хадис нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует: «Троих людей любит Аллах, Он улыбается им и дарует радостные вести. Первый – это человек, кто борется позади группы, которая спасается бегством, и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его или ему поможет Аллах и он победит. Аллах говорит: «Посмотрите на Моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня». Второй – это тот, который имеет красивую жену и мягкую постель и поднимается ночью. Аллах говорит: «Он оставил свои желания и вспомнил Меня, а если бы он пожелал, то он спал бы». Третий – это человек, который путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он всё ещё совершает молитву усердно или непринуждённо».

Ценность ночной молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here