Томаш шпидлик молитва

Молитвенное правило: Томаш шпидлик молитва | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Книга: Шпидлик Т. «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»

Отец Томаш Шпидлик родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патристическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным научно-богословским исследованием, помогающим лучше узнать историю молитвенной и богослужебной практики Православной Церкви.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Издательство: «Издательство Олега Абышко» (2011)

Формат: Твердая бумажная, 576 стр.

Шпидлик Т.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    о. Томаш Шпидлик Молитва согласно преданию Восточной Церкви Отец Томаш Шпидлик родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал… — Издательство Олега Абышко, Даръ, (формат: 60×90/16, 576 стр.) Подробнее. 2011 430 бумажная книга

    См. также в других словарях:

    ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ — христианские церкви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северо Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении, богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквей… … Энциклопедия Кольера

    ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

    ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… … Православная энциклопедия

    Богородица — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородица (значения). Мария (др. евр. מרים Miryam) … Википедия

    ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

    ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия

    ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия

    БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

    Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

    Томаш шпидлик молитва

    Название: Молитва согласно преданию Восточной Церкви
    Автор: Шпидлик Т.
    Издательство: Дар
    Год издания: 2011
    Страниц: 576
    Формат: djvu
    Размер: 5,28 мб
    Качество: хорошее
    Язык: русский

    Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом.

    Предисловие к изданию
    Предисловие

    Глава первая
    ОБЩИЙ ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

    I. ОТЦЫ И ДУХОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ
    Ранние Отцы
    Александрийские Отцы
    Монашеские сочинения
    «Золотой век» греческой патристики
    Византийцы
    Афонский исихазм
    Копты
    Сирийцы
    Армяне
    Грузины
    Русские

    II. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
    Основные богослужебные книги, византийские и армянские
    Книги коптов и эфиопов
    Сирийская литургия

    III. ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
    Греческая гимнография
    Формы гимнологии византийского обряда
    Сирийская поэзия
    Армянская и грузинская гимнология
    Эфиопские церковные песнопения

    Глава вторая
    БОГО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

    Глава третья
    МОЛИТВА-ПРОШЕНИЕ

    Обращаться с просьбами к Богу. Благодарение
    Молитва-прошение в Божественной педагогике
    Исполнение прошения
    Воля Божия — закон для прошений
    Очередность прошений
    Просить о «важном»
    Молитва о прощении грехов
    Молитвы за других
    Молитвы за усопших
    Молитвы о временных благах
    Настойчивость в молитве
    Чудо

    Глава четвертая
    ТЕЛЕСНАЯ МОЛИТВА

    Тело и молитва
    Значение тела
    Традиционные жесты
    Крестное знамение
    Коленопреклонения
    Молитвословие
    Воспитательный смысл словесной молитвы
    Сила слов
    Сакральный характер словесной молитвы
    Произнесение установленных молитв или свободная молитва?
    Глоссолалия
    Молитвы краткие или продолжительные?
    Многословие
    Общая молитва
    Пение
    Псалмы

    Глава пятая
    ЛИТУРГИЧЕСКАЯ МОЛИТВА

    I. ОБЩИННЫЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
    Христианское собрание
    Объединяющая сила обрядов

    II. ДОКСОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
    Сияние славы Божией
    Литургия как наставление в истине
    Созерцательный аспект литургии
    Мистический характер литургии
    Аллегорическое истолкование литургии
    Красота литургии
    Традиционное учение

    III. ВОСПОМИНАТЕЛЬНЫЙ И ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИТУРГИИ
    Воспоминание о великих деяниях Божиих
    Праздничные дни — торжественный анамнесис
    Духовное празднование праздничных дней
    Благодарение — Евхаристия

    IV. ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ЭСХАТОЛОГИЗМ
    Ожидание парусин
    Эпиклесис
    Покаянный эсхатологизм
    Эсхатологический смысл богослужения
    Освящение времени
    Богослужение — время вдохновения

    V. ТАИНСТВА
    Христианская жизнь жизнь сакраментальна
    Созерцательный характер Таинств
    Эсхатологические молитвы
    Экклезиологический характер Таинств
    Подготовка к Таинствам
    Крещение
    Конфирмация
    Частое причащение
    Плоды Евхаристии
    Евхаристия и мистический опыт
    Исповедь
    Соборование больных
    Брак
    Священство как служение на благо Церкви
    Священническая духовность

    Глава шестая
    МЕДИТАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

    I. ДУХОВНАЯ КНИГА
    Духовное общение
    «Второе плавание»?
    Библия
    Расширение понятия «Священное Писание»
    Патристические сборники
    Гомилии отцов
    Жизнеописания святых

    II. ПОИСКИ ДУХОВНОГО СМЫСЛА
    По ту сторону «буквы»
    «Исследовать Писания»
    Типология и аллегория
    Нравственная экзегеза
    Мистическая экзегеза у сирийцев и армян

    III. МЕДИТАЦИЯ
    Haga — meletan — meditari
    Заучивать наизусть
    «Свидетельства» Писания
    Дискурсивный разум в медитации
    «Приложение своих способностей»
    Воображение в процессе медитации

    Глава седьмая
    СОЗЕРЦАНИЕ

    I. СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ВОСТОК
    Мария Востока — Марфа Запада?
    Две различных ментальности: возражение против созерцания
    Изучение словаря
    Теория
    Гносис
    Определение созерцания

    II. ОБЪЕКТ СОЗЕРЦАНИЯ

    III. ОРГАН СОЗЕРЦАНИЯ

    IV. ПРАКТИКА ВЕДЕТ К ТЕОРИИ

    V. СТУПЕНИ СОЗЕРЦАНИЯ

    Глава восьмая
    МИСТИКА

    I. У ПОРОГА НЕПОЗНАВАЕМОГО

    II. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

    III. СВЕТЛЫЙ МРАК

    V. СИМВОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

    VI. МИСТИКА СВЕТА

    IV. МИСТИКА СЕРДЦА

    V. РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ДУХОВНОГО ОПЫТА

    Глава девятая
    РАСПОЛОЖЕНИЕ К МОЛИТВЕ

    Подготовка к молитве

    I. ОЧИЩЕННОЕ СЕРДЦЕ

    III. МЕСТО МОЛИТВЫ

    Глава десятая
    ИСИХАЗМ

    I. ЕГО ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    II. ИИСУСОВА МОЛИТВА
    История Иисусовой молитвы
    Сила имени Иисуса в представлении некоторых русских авторов
    Призывание Божественного имени в Библии и среди первохристиан
    «Помилуй меня»
    Бог и грешный человек
    Ступени Иисусовой молитвы
    Заменяет ли она другие молитвы?

    Книга: о. Томаш Шпидлик «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»

    Производитель: «Даръ, Издательство Олега Абышко»

    Серия: «Христианский мир»

    Отец Томаш Шпидлик родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патристическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша Молитва согласно преданию Восточной Церкви представляет собой второй том Систематического изложения духовной традиции христианского Востока и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным. ISBN:978-5-485-00325-8

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Издательство: «Даръ, Издательство Олега Абышко» (2011)

    Другие книги схожей тематики:

      Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
      о. Томаш Шпидлик Молитва согласно преданию Восточной Церкви Отец Томаш Шпидлик родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал… — Издательство Олега Абышко, Даръ, (формат: 60×90/16, 576 стр.) Подробнее. 2011 430 бумажная книга

      См. также в других словарях:

      ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ — христианские церкви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северо Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении, богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквей… … Энциклопедия Кольера

      ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

      ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… … Православная энциклопедия

      Богородица — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородица (значения). Мария (др. евр. מרים Miryam) … Википедия

      ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

      ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия

      ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия

      БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

      ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

      Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

      Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

      Книга: о. Томаш Шпидлик «Молитва согласно преданию Восточной Церкви»

      Отец Томаш Шпидлик родился в г. Бошковице (Моравия, ныне — Чешская Республика) и получил философское и богословское образование в различных европейских университетах. С 1954 г. он преподавал патристическое и восточное богословие в Папском Восточном Институте, в Папском Григорианском Университете и в ряде других университетов. Впервые публикуемая в России книга о. Томаша «Молитва согласно преданию Восточной Церкви» представляет собой второй том «Систематического изложения духовной традиции христианского Востока» и посвящена деятельной жизни в Духе, в которой молитва имеет первостепенное значение. Основанная на многочисленных источниках, включающих в себя творения святых отцов и подвижников Восточной Церкви, книги богослужебного круга и примеры литургической поэзии, книга рассматривает все формы молитвенной жизни, понимаемой как непрерывный диалог человека с Богом. Данная книга является одновременно и свидетельством интереса к православной духовной традиции на Западе, и серьезным.

      Издательство: «Издательство Олега Абышко, Даръ» (2011)

      Формат: 60×90/16, 576 стр.

      ISBN: 978-5-485-00325-8, 978-5-903525-55-3

      См. также в других словарях:

      ВОСТОЧНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ — христианские церкви, исторически возникшие в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северо Восточной Африке и придерживающиеся древних традиций в своем вероучении, богослужении и церковной организации. Исторический путь Восточных церквей… … Энциклопедия Кольера

      ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

      ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН — [лат. Ioannes Cassianus] (IV V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества. Жизнь Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Икона. Кон. XX нач. XXI в. (мон рь Дервент, Румыния) Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.… … Православная энциклопедия

      Богородица — У этого термина существуют и другие значения, см. Богородица (значения). Мария (др. евр. מרים Miryam) … Википедия

      ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

      ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… … Православная энциклопедия

      ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… … Православная энциклопедия

      БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… … Православная энциклопедия

      ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

      Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

      Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

      Русская идея: иное видение человека

      Содержание

      Отец Томаш Шпидлик (род. в 1919 г. в г. Бошковице, Моравия, ныне – Чешская Республика) на сегодняшний день является одним из лучших в мире знатоков и ценителей восточнохристианской духовной культуры. Почетный доктор богословия целого ряда университетов, монах и священник, заслуженный профессор с более чем 45-летним стажем преподавания, с 1991 г. он живет и работает в Чентро Алетти, в Риме, в центре, специально созданном для изучения восточнохристианской традиции. В 1993 г. Общество византинистов в Санкт-Петербурге избрало его своим почетным членом, а 21 октября 2003 г. о. Томаш Шпидлик главным образом за свои научные достижения был возведен в сан кардинала. Его самая известная книга «Русская идея: иное видение человека», изданная по-итальянски и по-французски, теперь становится доступной и русскоязычному читателю. Написанная с большой любовью и уважением к русской духовной культуре, эта книга открывает ее не только западному человеку, но помогает и нам самим, словно в зеркале, лучше разглядеть самих себя, а значит – и лучше понять.

      Отец Томаш Шпидлик и его книга «Русская идея: иное видение человека»

      Автор этой книги о. Томаш Шпидлик является сегодня одним из крупнейших в мире знатоков восточнохристианской духовности. Наряду с этим он простой и живой в общении, добрый и творческиостроумный человек. Им сочинен целый ряд анекдотов, из которых можно было бы составить отдельное издание. Вот один из них. Умирает добродетельный атеист, попадает на тот свет, и Бог думает, что с ним делать: в ад посылать его не за что, но и в рай тоже. Поразмыслив и учтя убежденность того, Он решает использовать его на коммутаторе; и теперь атеист, отвечая на звонки, привычно твердит в телефонные трубки: «Бога нет! Бога нет! Бога нет!»

      Как сообщено мне из Чентро Алетти (Centro Aletti) в Риме, где ныне о. Томаш Шпидлик проживает, он родился 17 декабря 1919 г. в г. Бошковице (Boskovice), Моравия (в настоящее время – Чешская Республика). В 1938 г. окончив там школу, он поступил на философский факультет университета г. Брно, но проучился там недолго, ибо в 1939 г. Брно был оккупирован нацистами, и университет был закрыт. Следуя своему постоянно увеличивающемуся интересу к делам духовным, в1940 г. Шпидлик поступил в иезуитский новициат в Бенесове около Праги, но в 1942 г. и это место было оккупировано нацистами, и новициат был перенесен в Велеград в Моравии, где находится широко почитаемая могила святителя Мефодия († 885), брата преп. Кирилла, апостола славян. 24 сентября того же года Томаш Шпидлик постригся в монахи. В1942‒1943 гг. он продолжал философские штудии в Велеграде, но они постоянно прерывались принудительными работами молодых людей под надзором немецких, затем румынских, а позже и советских солдат. Завершив изучение философии, в 1945 и 1946 гг. Шпидлик был префектом велеградской средней школы, магистром, по терминологии иезуитов, преподающим чешский и русский язык.

      По окончании войны Томаш Шпидлик был послан в Маастрихт в Нидерландах изучать богословие. 22 августа 1949 г. он был посвящен в священники. Затем во Флоренции прошел испытательный период, завершивший его формирование в качестве иезуита. По завершении третьего года этой подготовки, в 1951 г., о. Томаш Шпидлик был приглашен в Рим для работы на Ватиканском радио. Его воскресные проповеди на чешском языке вызывали такой интерес, что были опубликованы и переведены на ряд восточноевропейских языков, в том числе на польский, румынский, но также и на итальянский.

      Работы о. Томаша Шпидлика могут показаться длинным рядом цитат, но за потоком страниц его книг и статей красной нитью проступает то, что восточные народы (не только славянских стран), а в последнее время и западные, чувствуют как свою насущную потребность. Он очень плодовитый автор; его многочисленные публикации обеспечили его признание в академической и международной сферах. В течение 1989‒1990 академического года, после 45-и лет преподавания, он стал заслуженным (emeritus) профессором, но он и сегодня продолжает преподавать, собирая неизменно большую аудиторию.В 1989 г. американский Библиографический институт of Releigh в Северной Каролине избрал его «Человеком года, 1990», а годом позже счел его «Наиболе замечательной личностью десятилетия (The most admired per-son of the decade)».

      С 1991 г. о. Томаш Шпидлик живет и работает в Чентро Алетти в Риме, созданном для изучения восточнохристианской традиции в ее отношении к проблемам современного мира.

      26 июля 1992 г. город Брод, место рождения Яна Амоса Коменского (1592‒1670), чешского педагога и богослова, более известного под его латинским именем Комениус, удостоил о. Томаша почетного гражданства.

      Отца Томаша Шпидлика много раз приглашали в Россию, в том числе на 600-летие со дня кончины преп. Сергия Радонежского († 25 февраля 1392 г.; отмечается 8 октября по грегорианскому календарю); тогда же он был принят в Кремле. В 1993 г. Общество византинистов в Санкт-Петербурге избрало его своим почетным членом.

      В апреле 1994 г., по случаю публикации его книги «Русская идея», город Труа наградил его медалью города в знак присуждения ему почетного гражданства.

      В 1994–1995 академическом году о. Томаш Шпидлик был избран первым заведующим кафедрой восточного богословия, основанной в Папском Восточном институте сэром Дэниелом и графиней Бернардиной Донахью. Лекцию при инаугурации на тему «Персональное возвращение к восточной духовности» он прочел 14 ноября 1994 г.

      В 1997 г. он получил два почетных доктората: первый в мае от университета Клюй-Напока (Cluj-Napoca) в Румынии – как один из величайших авторитетов в богословии и восточной духовности, а второй в декабре от департамента богословия университета в Оломоуце в Чешской Республике.

      В октябре 1998 г. Вацлав Гавел, президент Чешской Республики, наградил его медалью Общества Масарика, одной из высочайших наград Чешского государства. В мае 1999 г. Пражский университет тоже избрал его почетным доктором.

      21 октября 2003 г. о. Томаш Шпидлик за свои главным образом научные достижения был возведен в сан кардинала.

      Будучи переведена на русский язык, книга о. Т. Шпидлика «Русская идея: иное видение человека», дает возможность и широкому русскому читателю взглянуть на родную, часто ему самому плохо известную восточнохристианскую культуру, как на нечто «иное» с точки зрения культуры христианской западной, ныне ею, этой культурой, востребуемое.

      Пожалуй, главным, согласно этой книге, оказывается то, что здесь, в русской духовной культуре, «будучи личностью, человек укоренен в другом мире, в вечности» (С. 30), и «отвечает Богу в акте синергии» (С. 48), «роде диалога» (С. 101), в котором «возникает духовная личность, участвующая в движении к бесконечному вплоть до окончательного обожения» (С. 368). «Другими словами, речь идет о человеке, рассматриваемом в вертикальном измерении» (С. 57), неотделимом от «веры, дающей нам жизнь вечную» (С. 100) и побуждающей к «преображению всех частей космоса и всего общества» (С. 145), ибо «русские не довольствуются тем, чтобы восхищаться космосом извне, они видят себя внутри него» (С. 217). Русский человек «в сущности своей христологичен и потому он должен жить в богочеловеческом пространстве, которое принадлежит ему, которое ограниченно, но в то же время открыто бесконечному, как и все тайны, составляющие жизнь Христа» (С. 339), так что «для русского сознания вечность не противостоит времени» (С. 336), «В хрис-тианском смысле вечность – это встреча со Христом, в котором осуществляется полнота времен» (С. 338).

      Многие суждения о. Томаша Шпидлика, несомненно, заставят читателя и задуматься, но спора, я думаю, не вызовут, например: «Юридическое устройство русского монашества в последние века было малоблагодатным» (С. 156); «. внести в любую культуру христологический смысл – это единственный способ спасти ее» (С. 57); «Будучи божественно-человеческой, культура содержит в себе два элемента: вечный и преходящий. Расчленение этих двух элементов неизбежно приводит к упадку культуры» (С. 171), но «неудачи пробуждают волю к религиозному преобразованию жизни, к перенесению центра тяжести с разрозненного земного времени на вечное время божественной жизни» (С. 188); «Культура не теряет своей ценности, коль скоро она становится частью вечной жизни, если она встречается с Божественной реальностью» (С. 171); «. христианство – единственная религия, которая придает смысл истории» (С. 237); «Хотя это и кажется противоречивым, но выражение «вечное время» представляется нам более близким русской мысли, чем многочисленные метафизические теории, в которых время и вечность рассматривалась как парные движению и неподвижности» (С. 238); «Вечность божественна и человечна, и мы взаимодействуем с Богом, чтобы достичь ее» (С. 240).

      Полагаю, благодаря этой книге русский читатель поймет, что именно нерастраченная еще причастность русского духа, «русской идеи», к Вечному и есть то «иное», что оказывается сейчас востребованным культурой западноевропейской, и испытает в конце концов чувство признательности о. Томашу Шпиддику за то внимание и любовь к русской духовной культуре, с какими им написана эта книга, открывающая ее не только западным людям, но и нам самим.

      Введение

      Кроме того, само прилагательное «русский» двусмысленно: великая царская империя включала в себя украинцев, белорусов и даже поляков и финнов, не считая малочисленных русифицированных народностей и территорий, присоединенных в результате войн. И прав был Д. И. Чижевский, предостерегавший против всех упрощений, которые могут превратить «русскую идею» в плод иллюзорной идеологии 3 . Вот почему, желая представить Россию иностранцам, он описывал различные духовные движения, которые, начиная еще со времен св. князя Владимира и до Первой мировой войны, возникали на русской земле; тем самым он оставлял за читателем свободу выработать свою собственную «идею», исходя из того описания «русского духа», которое было ему представлено.

      Николай Бердяев выступает против такой позиции, считая, что она чревата скептицизмом. На основании всей софиологической традиции можно утверждать, что историческая и космическая эволюция являются не чем иным, как постепенным осуществлением вечных «идей». И потому действительно следует выявлять эти идеи в истории при условии рассмотрения их как реальностей «метаисторических» 4 . Таким образом, говорить о «русской идее» – значит выявить в истории ту идею, которой народ живет втайне, идею, которую, как божественную реальность, можно раскрыть лишь в процессе духовного созерцания. И Вл. Соловьев говорил о том, что идею нации можно постичь лишь в связи с Богом, с Его замыслом всеобщего спасения: русская идея – это то, что Бог предвечно ожидает от этой нации, которая должна служить всему человечеству, соучаствуя в истине и воплощении 5 .

      Следовательно, проблему эту мы должны рассматривать не как научную, в классическом смысле этого понятия, но как «профетическую». У западного человека, приступающего к ее изучению, подобный способ мышления вызывает точно такое же затруднение, какое он испытывает перед всем тем, что представляется ему подходом «иррациональным». Для того чтобы все, что утверждается о России, в его глазах было верным и достойным доверия, оно должно быть либо подтверждено историческими, литературными, философскими документами, либо основываться на духовной традиции. Но как быть, если все эти свидетельства отсылают нас к совершенно разным областям? Не был ли прав Чижевский, утверждая, что из потоков движений, столь различных между собой, не может всплывать одинаковая идея?

      В таком случае, какова же цель нашей книги, которую мы решили назвать «Русская идея»? Разумеется, мы не притязаем на то, что лучше, чем сами сыны русского народа видим, в чем заключается их призвание; они сами вернее смогут разобраться в том, к чему тяготеет их сердце. Не стремимся мы и к созданию некоего синтеза всех работ, написанных до сих пор о русской духовности. Нашу задачу по отношению к нашему предмету можно объяснить следующим образом: когда Петр Великий решил обновить великую царскую Империю, он исходил из определенной «идеи» европейского Запада. Он хотел привнести в Россию то, что сам выбрал на Западе среди стольких вещей и что, как ему казалось, могло привнести в его страну то, чего ей тогда недоставало. Приблизительно так же мы смотрим на Восточную Европу со стороны Запада: мы тоже имеем о ней определенную «идею» и намерение найти на славянском Востоке те начала, которых, как нам кажется, недостает духовной жизни и цивилизации Западной Европы и которые могут быть сюда привнесены.

      Вячеслав Иванов, поэт и мыслитель, любивший, изучавший различные культуры и восхищавшийся ими, хотел видеть христианство, дышащее двумя легкими 6 . Его слова остались как программа и как надежда для христиан Запада и Востока. Латиняне совершают крестное знамение слева направо, византийцы – справа налево, но важно прежде всего то, что крестное знамение остается символом Спасителя, Иисуса Христа, Который, как солнце, освещает вершины гор, изливая свой свет на Восток и на Запад, дабы весь небосклон был освещен 7 .

      Под таким названием опубликовано много трудов. Например: Вл. Соловьев, Русская идея // О христианском единстве. Брюссель, 1967. С. 219–246; Вяч. Иванов, О русской идее // Собр. соч. Т. III. Брюссель, 1979. С. 321–338; Н. Бердяев, Русская идея. YMKA-PRESS Париж, 1971.

      Томаш шпидлик молитва

      Глава первая Права личности

      Русская мысль, как утверждает Василий Зеньковский на первых стра­ ницах своей книги по истории философии, «антропоцентрична». Прежде всего ее интересует человек, его судьба, его развитие. И потому некоторые известные авторы рассматривали философско-религиозные проблемы с точки зрения темы человека: Григорий Сковорода, Петр Чаадаев, Висса­ рион Белинский, Виктор Несмелое, Лев Шестов и многие другие.

      Тот же самый подход мы видим и в русской литературе. Например, Владимир Соловьев отмечает в поэзии Тютчева такую же озабоченность человеком. Однако с наибольшей глубиной проблема человека раскры­ та в творчестве Ф. М. Достоевского: именно в человеке сокрыта загадка творения и разрешить вопрос о человеке значит разрешить вопрос о Боге. Вот почему он укоряет интеллигентов, исповедующих абстрактные прин­ ципы, в том, что они занимаются разработкой безличных идей, и бросает им такой упрек: «Вы против жизни. Вы налагаете на нее ваши абстрак­ ции. Вы теоретики, у вас нет почвы под ногами. Прежде всего нужно стать кем-то, воплотиться, стать самим собой, личностью. Но вы всего лишь тени, ничто. сон, можно смотреть сквозь вас».

      Для многих мыслителей такой антропологический интерес часто яв­ ляется свидетельством «обращения» их мысли от гегельянской филосо­фии к конкретной реальности. Они готовы даже утверждать, что подоб­ ное обращение ожидает в будущем и некоторых христиан. Историческое христианство иногда обвиняют в том, что оно поддается соблазну «абст­ рактности», которая противоречит истине воплощения. «Конечным ре­ зультатом такой религии, — констатирует В. Розанов, — является само­ пожертвование староверов, которые самосжигаются или замуровывают себя живыми во имя сохранения старых «обрядов»».

      Такой же упрек делает и Бердяев: «На почве исторического Правосла­ вия, в котором преобладал монашески-аскетический дух, не была и не могла быть достаточно раскрыта тема о человеке». И потому, заключает Бердяев, именно современные русские мыслители — и прежде всего он сам — в значительной степени способствовали привлечению внимания к этому антропологическому аспекту веры.

      Семен Франк вторит ему, напоминая, что христианство ориентирова­ но прежде всего на человека: «Таково парадоксальное, освобождающее и дарующее несказанную радость христианское сознание примата рели­ гиозного начала над моральным. Христианство есть религия человечнос­ти. В ней человек впервые обретает утешающее убеждение, что Бог, вер­ ховная инстанция бытия, имеет, в конечном счете, только один интерес — конкретную человеческую нужду, и одну только заботу — помочь чело­ веку».

      ПАМЯТИ ТОМАСА ШПИДЛИКА ч.1

      РИМ. В пятницу, 16 апреля скончался кардинал Томаш Шпидлик, ему было 90 лет.

      Он родился 17 декабря 1919 года в Босковице, Чехословакия. В 1938 году молодой Шпидлик поступил в университет города Брно на философский факультет, в следующем же году в новициат Иезуитов, рукоположен во священники в 1949 году. На протяжении 38 лет — как сообщает радио «Ватикан» — отец Шпидлик был духовником чешской семинарии в Риме. В достоинство Кардинала Томаш Шпидлик был возведён Папой Иоанном Павлом II в 2003 году.
      Покойный кардинал был одним из крупнейших специалистов по вопросам восточно-христианского богословия и патристики. Он неоднократно бывал в России и его перу принадлежат такие работы как «Русская духовность» ( 1994 г ), «Русская идея ( 1995 г ), «Слово и образ» ( 1995 г ) и многие другие работы.

      О кончине кардинала Томаса Шпидлика я узнал с опозданием. Должен сказать, что несмотря на мое резко-отрицательное отношение к латинскому и европейскому, в силу пораженности сегодняшней России либерализмом, к Томашу Шпидлику я относился и отношусь с уважением. Причина – наличие в моей библиотеке книги «Русская идея», написанная с гениальными прозрениями и с поразительной духовной точностью. Покойный кардинал был не только специалистом по восточно-христианскому богословию, он был прежде всего порядочным и честным человеком. Иначе как объяснить, что в книге «Русская идея», он так верно расставил все философские акценты, синтезировав богословие и философию, причем его громадная эрудиция в изучении отцов церкви и русских философов, не стала препятствием для самостоятельного постижения труднейшего из труднейших предметов мысли – русской идеи. Для Томаша Шпидлика существование этого предмета не вызывало сомнений, хотя он и не знал, что в России русская идея будет разработана как метод философии и логики. Вот как он сам сказал во введении:

      «В таком случае, какова же цель нашей книги, которую мы решили назвать «Русская идея»? Разумеется, мы не притязаем на то, что лучше, чем сами сыны русского народа видим, в чем заключается их призвание; они сами вернее смогут разобраться в том, к чему тяготеет их сердце. Не стремимся мы и к созданию некоего синтеза всех работ, написанных до сих пор о русской духовности. Нашу задачу по отношению к нашему предмету можно объяснить следующим образом: когда Петр Великий решил обновить великую царскую Империю, он исходил из определенной «идеи» европейского Запада. Он хотел привнести в Россию то, что сам выбрал на Западе среди стольких вещей и что, как ему казалось, могло привнести в его страну то, чего ей тогда недоставало. Приблизительно так же мы смотрим на Восточную Европу со стороны Запада: мы тоже имеем о ней определенную «идею» и намерение найти на славянском Востоке те начала, которых, как нам кажется, недостает духовной жизни и цивилизации Западной Европы и которые могут быть сюда привнесены».

      Должен сказать, что это уникальная работа для западного мыслителя и кардинала Римской церкви оказалась возможна прежде всего потому, что Томаш Шпидлик был прежде всего человеком. Иначе как западноевропеец и латинянин мог написать такие верные вещи:

      «В Духе, через Сына, человек восходит к Отцу, к Троической жизни, к жизни внутренней, приобщается к вечной беседе Пресвятой Троицы. Духовный опыт мистиков Востока и Запада свидетельствует об этом. Русская Церковь, которая любит называть себя «иоанновой», особенно восприимчива к этой тайне Троицы, которую созерцает верующий человек».
      И ниже:
      «Русские следуют греческой традиции, но они вносят в нее нечто оригинальное: размышления о Св. Троице не остаются изолированными от области культуры; философы и мыслители часто обращаются к этой тайне.
      В конце своей жизни, работая над книгой по истории философии, Иван Киреевский приходит к выводу о том, что направление философской мысли прежде всего зависит от той концепции, которой мы придерживаемся относительно Святой Троицы. Это утверждение, парадоксальное на первый взгляд, подтверждается в трудах многих мыслителей. Оно приобретает глубокий смысл, когда мы осознаем, что для этих писателей «философия» зависит от христианского религиозного опыта».

      Я привожу введение и первую главу книги в сокращении, убрав многочисленные сноски. Это достойная книга достойного автора, благодарная память о котором должна обязательно сохраниться в наших сердцах.
      Константин Черепанов (сын русского народа)

      Томаш шпидлик молитва
      Оценка 5 проголосовавших: 1
      Читайте так же:  Благодарственные молитвы после причастия на русском языке