Состояние сознания при настоящей молитве

Молитвенное правило: Состояние сознания при настоящей молитве | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Ученые пытаются понять, почему помогают молитвы

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

ПОПРОБУЙ

Молитва на всякую немощь

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

Читайте так же:  Молитва от колдунов на ночь

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

Читайте так же:  Молитва на покупателей

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Читайте так же:  Псалом 90 молитва да воскреснет Бог

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Интересные результаты исследований мозга людей во время молитвы

Сила и действенность молитвы — неоспоримая реальность для верующего любой конфессии и вероисповедания. Это якорь, который заземляет мистические силы и уравновешивает сознание. И, несмотря на научный скептицизм в вопросах религии и веры, ученые все чаще обращаются к изучению этого феномена веры.

Исследования молитвенных и медитативных состояний проводились во многих странах мира на представителях самых различных возрастов и профессий. Во всех случаях результаты оказывались весьма интересными.

«Молитвенное бодрствование» признанно нейрофизиологами четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными — бодрствование, медленный и быстрый сон, отличающимися друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева в конце прошлого века провели глобальное исследование с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Экспериментом руководил доктор биологических наук Валерий Слезин*, который провел уже более двухсот замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, Слезин пришел к выводу: во время глубокой молитвы кора мозга будто отключается. Восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы.

При измерении электрической активности мозга это выглядит следующим образом:в моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- (состояние полного расслабления как тела, так и сознания) и бета-ритмы (состоянию активного бодрствования) биотоков с частотой от 8 до 30 Герц.

Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты 3 Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.

Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов (состояние глубокого сна или без сознания) и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев.

Слезин столкнулся с парадоксальным с точки зрения физиологии человека явлением — энцефалограмма мозга молящегося, соответствовала состоянию комы.

Подобные нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, молитву какой веры читает человек.

Кроме того, следует отметить, что во время молитвы у молящегося заметно снижается потребление кислорода — примерно на 20%, тогда как во время сна — всего лишь на 8 %. Это говорит о том, что молитва, как и медитация приводит к лучшей нормализации функционирования и восстановлению организма, чем даже сон. Другим замечательным результатом практики медитации является процесс синхронизации полушарий мозга, т. е. происходит ликвидация превалирования одного полушария мозга над другим. Известно, что обычно одно из полушарий мозга доминирует над другим. Это определяет склонность человека к образному (интуитивному) или логическому (аналитическому) мышлению.

В результате молитвенной практики в течение некоторого времени — от 2-4 недель до нескольких месяцев «слабое» полушарие подтягивается и достигает уровня ведущего, а также синхронизируются электрические ритмы обоих полушарий. Это делает человека более интеллектуально здоровым, энергичным, защищённым от стрессов, способным проявлять талант и интуицию.

Следует отметить также влияние молитвы на биополе человека. В течение двух — трёх месяцев происходит интенсивное увеличение биополя с изменением окраски в сторону светлых тонов (темные оттенки в биополе обычно указывают на существенные изменения в психике человека, нарушение обмена веществ), а также ликвидируется дисгармония биополя.

В 2001 году в нью-йоркском издательстве вышла книга «Почему Бог никогда не исчезнет?»**. Эта книга результат исследований ученых из Пенсильванского университета: радиолога и нейробиолога Эндрю Ньюберга и профессора психиатрии Юджина Д’Аквили. Они утверждают, что «Бог никогда не исчезнет в человеческом сознании, потому что религиозный импульс укоренен в биологии мозга».

Сканирование мозга, производимое во время медитации и молитв, показывает поразительно низкую активность в задней верхней теменной доле. Ученые называют расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией», потому что главной функцией этих нейронов является ориентировка тела в физическом пространстве. Люди с поражением этой области с трудом находят дорогу даже в окрестностях собственного дома. Когда эта область находится в состоянии нормальной спокойной активности, человек четко ощущает различие между собственной личностью и всем окружающим. Когда же она пребывает в пассивном, «спящем» состоянии — в частности, при глубокой медитации и молитве, это различение теряется и, следовательно, границы между личностью и миром расплываются. Не это ли происходит с молящимися, которые чувствуют присутствие Бога, или с медитирующими, которые вдруг начинают ощущать свое единение со Вселенной?

Для проведения экспериментов исследователи с помощью своих коллег, занимавшихся тибетским буддизмом, отобрали восемь монахов, имевших опыт в медитации и согласившихся на сканирование мозга.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы зафиксировать момент, когда ощущение человеком себя или своего «Я» начинает растворяться и он начинает ощущать себя слившимся с мысленно выбранным для медитации образом.

Оказалось, что во время медитации очень активны лобные доли, отвечающие за абстрактное мышление. Они всегда начинают работать интенсивнее при концентрации внимания на какой-нибудь конкретной задаче. Однако, теменная область, ответственная за ориентацию, замирала.

Читайте так же:  Молитва о лечении души

«Наблюдение за людьми во время медитации показывает, что они действительно отключают свое восприятие внешнего мира. Их больше не беспокоят приходящие извне образы и звуки. Поэтому, возможно, их теменная доля не получает более никаких входных сигналов» — говорит Ньюберг. Лишенный своего нормального «питания», область ассоциированная с ориентацией перестает нормально функционировать, и человек ощущает стертость границ между собой и окружающем миром. А поскольку для него исчезают пространственный и временной «контекст», его охватывает чувство бесконечного пространства и вечности.

Последние исследования в этой сфере выявили также, что у людей, долгое время практикующих медитации, в мозге значительно больше работоспособного серого вещества. Помимо этого, возрастные изменения мозга у таких людей практически не наблюдаются и сцепление нервных волокон значительно прочнее. Это означает способность клеток мозга к более эффективной передаче электрических импульсов, а значит к более быстрой обработке информации.

* Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я.Рыбина

** Andrew Newberg, Eugene D’Aquili , «Why God Won’t Go Away: Brain Science and the Biology of Belief» New York 2001

Новое в блогах

Молитва — четвёртое состояние сознания человека (В.Куфко)

Молитва — четвёртое состояние сознания человека (В.Куфко)

Просите, и вам воздастся! Недуги и болезни вы можете снять
сами не только молитвами, но и делами вашими, а истинная
молитва, истинное покаяние и дела праведные есть очищение
каналов связи, есть Благодать Моя любому, кто обратится
ко Мне, потому что Любовь Моя несёт энергию, без которой
выздоровление невозможно.
Откровения людям Нового века

6. Я сказал: вы — Боги, и сыны Всевышнего — все вы…
(Псалтирь, 81:5,6)

Молитвенное бодрствование — душевное состояние во время истовой сердечной молитвы, отличающееся как от бодрствования, так и от сна, при котором отключаются обычные мыслительные процессы и анализ. Нейрофизиологи из Санкт-Петербурга открыли четвёртое состояние сознания — «молитвенное бодрствование», оказывающее исцеляющее воздействие на человека.

Наука

Настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева профессор Валерий Слезин. Специалисты лаборатории провели глобальное исследование с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы. Было проведено более 200 замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус.

Изучив полученные данные, Слезин пришёл к выводу: во время глубокоймолитвы кора мозга как будто отключается. Восприятие информациичеловеком идёт, минуя мыслительные процессы. Исследователи уже дали название этому явлению — «молитвенное бодрствование».

«Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Ещё великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику».

Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты. Мы пригласили православных священников и семинаристов, католических ксендзов и последователей ислама, дзен-буддистов и индийских мастеров медитации. И попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали своимолитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвыритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвёртого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела».

«На электроэнцефалографе, — продолжает учёный, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 Гц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 Гц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2—3 месяцев. Мы возвращаемся к тем трём герцам, которые свойственны человеку, ещё не начавшему земную жизнь, ещё связанному с иной жизнью. В этом, собственно говоря, и суть молитвы. Поэтому молитвы целительны», — рассуждает Валерий Слезин.

Во время молитвы разрушаются патологические связи
между нейронами мозга, потому что человек перестаёт
думать о болезни. Порой это приводит к полному
выздоровлению смертельно больных людей. Науке
известны случаи излечения онкологии. Только верить
и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца,
иначе лечебного эффекта не будет.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. Валерий Слезин рассказывает: «Энцефалограмма отца Кирилла соответствовала коме, когда никакого сознания нет. Т.е. мы можем сказать, что сознание как бы живет вне мозга! Мозг вроде бы не работает, а человек в сознании. » С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Причём это необычное нейрофизиологическое явление наблюдалось независимо от того, какуюмолитву читали испытуемые: православную, католическую или мусульманскую. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети, и спасётесь.

«Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестаёт думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

Нейрофизиологи знают, что целебные свойства молитвы — не легенды, а реальность. Молитва активизирует в организме процессы, направленные нагармонизацию внутреннего состояния человека. Болезнь, в свою очередь, вызывает страх, а он способствует ускоренному распаду белков и понижению иммунитета.

По мнению исследователей, в момент обращения к Богу определённые зоны сознания отключаются. Оно отдаляется от социального уровня и переходит на духовный. Отвлекаясь от себя, человек перестаёт бояться, и иммунитет начинает активную борьбу с недугом. Никакого чуда в этом нет.

Читайте так же:  Сильные заговоры и молитвы на здоровье

Питерские учёные пришли к выводу, что лечебный эффект молитвывызывается как раз отвлечением от земных забот, признанием их незначительности в сравнении с чем-то вечным и незыблемым.

Поэтому молитвенное бодрствование, когда мозг находится в «младенческом» состоянии, необходимо человеку так же, как и остальные состояния сознания. Если четвёртого состояния у человека не бывает, то баланс в его организме нарушается, и появляются болезни. И наоборот, если это состояние регулярно практикуется, организм готов противостоять самым серьёзным недугам.

Подготовил Владимир КУФКО

Наука определила состояние сознания, соответствующее молитве — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Наука определила состояние сознания, соответствующее молитве

Наука определила состояние сознания, соответствующее молитве

Сегодня наука все ближе и ближе подходит к исследованию процессов, которые уже много тысяч лет назад были объяснены святыми мудрецами. И она вторит священным текстам об устройстве человека, мироздания, глубинных процессах, которые происходят на Земле.

Возможно для глубоко верующего человека данные открытия в науке не являются чем-то сенсационным или новым открытием, но эти факты могут быть использованы при проповеди, чтобы мы могли сместить свое глубоко укоренившееся материалистичное представление. Они могут логическим путем хотя бы доказать человеку, что мир многосложен, что это не просто груда материальных объектов, что все взаимосвязано в этом мире и что природа его скрыта в нашем сознании.

Науке известно три состояния сознания — бодрствование, быстрый сон и медленный сон. Но недавно, ученые сделали сенсационное открытие четвертого состояния сознания.

Специалисты лаборатории психофизиологии Санкт-Петербургского института им. Бехтерева провели глобальное исследование, с целью выяснить, изменяется ли работа мозга во время совершения молитвы. Экспериментом руководил доктор биологических наук Валерий Слезин, который провел уже более двухсот замеров электроэнцефалограмм головного мозга людей, принадлежащих к различным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, Слезин пришел к выводу: во время глубокой молитвы кора мозга как будто отключается. Восприятие информации человеком идет, минуя мыслительные процессы.

Исследователи уже дали название этому явлению — «молитвенное» бодрствование.

Но зачем оно человеку? Почему его можно достичь только при помощи специальных духовных практик? Каким образом молитва влияет на физическое тело?

В эксперименте участвовал Отец Кирилл — настоятель храма при Санкт-Петербургском университете. Он хорошо знает, что во время молитвы священник погружается в особое состояние. Теперь это подтверждено и медицинским исследованием. Но до понимания того, как устроена душа, наука еще, конечно, слишком далека.

Когда отец Кирилл погрузился в молитву и вошел в состояние молитвенного бодрствования. Слезин столкнулся с парадоксальным с точки зрения анатомии человека явлением — энцефалограмма головного мозга соответствовала состоянию комы.

Валерий Слезин рассказывает:

«Энцефолограмма Отца Кирилла соответствовала коме, когда никакого сознания нет! Т.е. мы можем сказать, что сознание как бы живет вне мозга! Т.е. мозг вроде бы не работает, а человек в сознании…»

В состоянии бодрствования в коре больших полушарий головного мозга преобладают так называемые быстрые биотоки с частотой от восьми до тридцати герц. Это бета-волны, соответствующие повышенной активности мозговой деятельности, и альфа-волны исходящие при пониженной активности мышления. В период сна мозг переходит на медленные тета-и дельта-волны, их частота понижается до трех герц.

В состоянии молитвенного бодрствования такая частота наблюдается только у младенцев до 4-х месяцев и у взрослых во время молитвы. То есть эти люди становятся, в буквальном смысле слова, как новорожденные.

«Мы возвращаемся к тем трем герцам, которые свойственны тому человеку, который еще не начал земную жизнь, который не приспособлен к ней, который связан только с иной. В этом, собственно говоря, и суть молитвы. Поэтому молитвы целительны», – рассуждает Валерий Слезин.

Это своеобразное возвращение в детство и есть четвертое состояние. В нем электрический импульс коры головного мозга снижается почти до нуля. Такие результаты показывала и энцефалограмма отца Кирилла. В обычном состоянии его графики не отличаются от показателей других людей. Зато когда священник погружается в молитву, он входит в четвертое состояние — состояние молитвенного бодрствования.

В храме, по словам отца Кирилла, сознание меняется еще сильнее. Неизвестно, каковы будут показатели электрической активности мозга, если зафиксировать их не в лаборатории, а во время церковной службы.

Отец Кирилл рассказывает:

«Когда я сел в кресло, и ко мне подключили электроды — это очень отвлекало. Потому что на службе вся обстановка таким образом устроена, чтобы ты мог полностью быть сосредоточенным!»

Нейрофизиологи знают, что целебные свойства молитвы — не легенды, а реальность. Молитва активизирует в организме процессы, направленные на гармонию внутреннего состояния человека. Болезнь, в свою очередь, вызывает страх, а он способствует ускоренному распаду белков и понижению иммунитета.

По мнению исследователей, в момент обращения к Богу определенные зоны сознания отключаются. Оно отдаляется от социального уровня и переходит на духовный.

Понятия и взаимодействия, связанные с собственным «я», отходят на задний план. В минуты общения с Богом все это становится не так важно. Отвлекаясь от себя, человек перестает бояться, и иммунитет начинает активную борьбу с недугом. Никакого чуда в этом нет.

Питерские ученые пришли к выводу, что лечебный эффект молитвы вызывается как раз отвлечением от земных забот, признанием их незначительности в сравнении с чем-то вечным и незыблемым.

Поэтому молитвенное бодрствование, когда мозг находится в «младенческом» состоянии, необходимо человеку так же, как и остальные состояния сознания. Если четвертого состояния у человека не бывает, то баланс в его организме нарушается, и появляются болезни. И наоборот, если это состояние регулярно практикуется, организм готов противостоять самым серьезным недугам.

Фильм: «Наука о молитве»

Видео (кликните для воспроизведения).

Состояние сознания при настоящей молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here