Слабость после молитвы

Молитвенное правило: Слабость после молитвы | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Почему после молитвы становится хуже?

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, в каких случаях и почему после молитвы становится еще хуже, чем было до молитвы. И как с этим справиться? Спасибо.

Доброго здоровья. Дело в том, что во время правильной молитвы человек приобретает благодать или, по-другому сказать, приближается к Богу. Наши противники — бесы стараются или не допустить правильно помолиться, или во время молитвы помешать, а если не получилось ни первое, ни второе, тогда нападают на нас после молитвы.

Основное и первое средство — это гнев: если человек разгневался, то он потерял правильное духовное внутреннее устроение, и абсолютно неважно, праведный это гнев или неправедный, то есть незаслуженный. Главное — что есть сам гнев, он разламывает те хрупкие стены мира и тишины, которые мы построили или приобрели во время молитвы. Если не получается с помощью гнева, тогда враг пытается обольстить нас красотой этого мира, разнообразными страстями. Цель одна: лишь бы мы потеряли правильное внутреннее устроение.

Выше в тексте я писал о правильной молитве. Есть и неправильная — это когда цель «лишь бы вычитать», для галочки. Тут человек ничего не приобретает, и нет необходимости что-то отнимать у него.

Как поступать? Самое первое — это нужны знания, как происходит духовная жизнь. Надо читать Священное Писание, труды древних святых отцов, те, которые прошли все это на себе и дают нам советы. Только не новых, не признанных всей церковью. А параллельно с узнаванием необходимо просто делать то, что узнал — банально работать над собой, призывая Господа на помощь, и с его помощью многое неясное станет ясным и понятным. Вот простой рецепт.

Терпения вам и сил, чтобы не свернуть с дороги спасения своей души.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Слабость после молитвы

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Вам надо сократить молитвенное правило, пока не изменятся ваши жизненные обстоятельства. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Избери себе правило соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мф.2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преупеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, является большим подспорьем для подвизающегося о своем спасении».

Духовная жизнь требует внимания к себе. Всегда есть опасность расслабиться и впасть в другую крайность — нерадение. Поэтому надо определить правило по силам и точно его выполнять. Главное – избавиться от раздражительности, уныния, страха и мнительности. Надо помнить, что Бог любит нас больше, чем мы себя. Молитвенное правило не самоцель, а средство стяжать духовные плоды: душевный мир, радостное упование на спасение, чувство благодарения к Богу, потребность делать людям добро.

Наше общение с небесным Родителем не может ограничиться утренними и вечерними молитвами. Оно должно быть постоянным. В любую минуту нашей жизни должна быть память о Боге. Чувства, которые мы приэтом испытываем (благодарение, покаяние, надежда на помощь), молитвенно соединяют нас с Господом. Постоянной внутренней молитвой можно восполнить недостаток возможности продолжительного стояния на молитве.

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Читайте так же:  Молитва Богородице о больном сыне

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Читайте так же:  Молитва Матроне об устройстве на работу

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Тема: Плохое самочувствие и/или проблемы во время и после повторяющихся молитв

Опции темы

Плохое самочувствие и/или проблемы во время и после повторяющихся молитв

Иисусова молитва, Розарий, Богородица радуйся, достаточно часто приводят к проблемам.

Поделитесь, пожалуйста, опытом те, у кого были подобные проблемы.

В особенности если это были потеря сил и энергии, чувство страха, холод, странные явления. Проблемы с концентрацией и в общении.

Сатанисты используют повторения слов и молитв, в том числе и христианских, для входа в невидимое и для общения с дьяволом. У кого-нибудь есть подобный опыт или знания об этом?

Иисусова молитва, Розарий, Богородица радуйся, достаточно часто приводят к проблемам.

Поделитесь, пожалуйста, опытом те, у кого были подобные проблемы.

В особенности если это были потеря сил и энергии, чувство страха, холод, странные явления. Проблемы с концентрацией и в общении.

Сатанисты используют повторения слов и молитв, в том числе и христианских, для входа в невидимое и для общения с дьяволом. У кого-нибудь есть подобный опыт или знания об этом?

Кто же Вас так научил думать, что Иисусова молитва приводит к проблемам? Прежде, чем принимать такое на веру, Вам бы следовало подумать, призыв человека к Богу о помощи в его человеческой немощи, может ли принести что-нибудь дурное?

Читайте так же:  Какую молитву читать чтоб желание исполнилось

Частое повторение «Господи, помилуй меня грешного» исходит из того, что человек ощущая свою поврежденность, постоянно взывает к Богу о помощи. Это как стон болящего ребенка направленный к маме, произносимый ребенком каждый раз, когда он чувствует боль. Чем больше ребенок стонет, тем больше мама хлопочет. Если боль человек чувствует постоянно, если человек постоянно видит свою немощь в том, что не может творить правильный поступок, человек осознает свою глубокую поврежденность грехом, и от этого осознания постоянно молит Бога о помощи, — все это может привести к печальным последствиям? НЕТ. Опыт показывает, что беспрерывная молитвенная жизнь ВСЕГДА только возносила, а не опускала людей.

Вы не найдете сатанистов, которые бы читали постоянно молитвы по Православному молитвослову, не совершая умышленных осквернений, а только лишь часто и много их читали, и от этого впадали в транс и тем угождали сатане. Бывает же такой бред?!

« Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь , за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18)

Вероучительные различия Православия и Протестантизма (вечно чужие друг для друга) http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

Бог не хочет миловать-а если долго ныть Он изменит своё решение?
расскажите мне про механизм молитвы?

по мне-молитвенная практика это сотрясение воздуха и пустая трата времени
самозомбирование
никакой пользы ближнему
христианство-это любовь к ближнему
д-е-л-а-м-и.
а не сотрясением воздуха молитва и славословиями

Бог не хочет миловать-а если долго ныть Он изменит своё решение?
расскажите мне про механизм молитвы?

по мне-молитвенная практика это сотрясение воздуха и пустая трата времени
самозомбирование
никакой пользы ближнему
христианство-это любовь к ближнему
д-е-л-а-м-и.
а не сотрясением воздуха молитва и славословиями

А вот апостолы думают иначе, и призывают НЕПРЕСТАННО МОЛИТЬСЯ.
Бог милует, милует и не перестает миловать. Под помилованием более понимается не прощение, сколько исцеление.

Псалмопевец просит:

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» (Пс.6:3);

Видео (кликните для воспроизведения).

«Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» (Пс.40:5)

И Бог ответил ему:

«Я всего человека исцелил» (Иоан.7:23)!

Вероучительные различия Православия и Протестантизма (вечно чужие друг для друга) http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

А вот апостолы думают иначе, и призывают НЕПРЕСТАННО МОЛИТЬСЯ.
Бог милует, милует и не перестает миловать. Под помилованием более понимается не прощение, сколько исцеление.

Псалмопевец просит:

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» (Пс.6:3);

«Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» (Пс.40:5)

И Бог ответил ему:

«Я всего человека исцелил» (Иоан.7:23)!

дубльдва
Бог не хочет миловать-а если долго ныть Он изменит своё решение?

апостолы и Христа предавали
зачем мне с них пример брать?
я не апостол-у меня своя стезя

Так и есть. Когда растут рога — чешется. Когда растут крылья — больно.

сколько раз повторяли? серьезно спрашиваю.

«Бог не хочет миловать» — фраза нелепа до максимального предела. Бог хочет миловать, т.е. лечить человека, но Он не может это делать насильно. Осталось человеку увидеть себя больным, и захотеть лечиться. И еще. Если долго ныть, то Бог, бывает, меняет Свое решение. Потому, не надо ныть, и вымаливать у Бога то, что Бог не дает в материальном плане, потому как не дает, значит знает, что во вред. Если долго ныть, то и вредное можно получить. А вот о духовных благах надо ныть, и той непрестанной молитвой, в каждый момент времени являть пред Богом свое свободное произволение быть с Ним, быть здоровым, быть преображенным.

Вероучительные различия Православия и Протестантизма (вечно чужие друг для друга) http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

первый раз такое слышу
всегда щитал что преображаться нужно не словами а делами

1. До Рождества Христова люди уже пробовали преобразиться делами.
2. Из вежливости — это как минимум.

Вероучительные различия Православия и Протестантизма (вечно чужие друг для друга) http://www.evangelie.ru/forum/t126880.html

А вот апостолы думают иначе, и призывают НЕПРЕСТАННО МОЛИТЬСЯ.
Бог милует, милует и не перестает миловать. Под помилованием более понимается не прощение, сколько исцеление.

Псалмопевец просит:

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены» (Пс.6:3);

«Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» (Пс.40:5)

И Бог ответил ему:

«Я всего человека исцелил» (Иоан.7:23)!

В Ветхом Завете чётко указано, НЕ ПОВТОРЯЙ СЛОВА ТВОЕЙ МОЛИТВЫ. В Евангелии говорится НЕ БУДЬТЕ МНОГОСЛОВНЫ КАК ЯЗЫЧНИКИ.

Все православные сайты предупреждают об опасности Иисусовой молитвы.

На сайтах сатанистов и эзотеристов я нашла ответ. Любое повторение слов и звуков это мантра, служащая для входа и контакта в оккультное, потустороннее. Христианские молитвы, если они повторяются, тоже мантры. Молящиеся неосознанно входят в контакт с невидимым. Ну а там происходит то, что человек не может ни понять, ни оценить. Бог делает так, чтобы человек перестал входить в оккультное, отбирает силы, напускает страх, даёт галлюцинации и видения, даёт псих проблемы и заболевания.

У сатанистов, эзотеристов и христиан возникают одинаковые проблемы при входе в потустороннее, единственно, галлюцинации отличаются по содержанию, они зависят от культуры, вкусов и ожиданий человека, а суть их одинакова, и ущерб, болезни и проблемы тоже. Христианин бредит, что он общается с Иисусом и видит божественный свет, сатанист видит Сатану и энергию, эзотерист — астралы и сущности, йог — абсолют, пранотерапевт — энергию и духов, экстрасенс — кармические структуры, экзорцист (гонитель бесов) — бесов, дьяволов и прочую дребедень.

Библия потому и запрещает любой контакт с оккультным. В христианстве нарушено чёткое указание не повторять слов молитвы и не многословить в молитве. Поэтому многие, и особенно святые, впадают в эзотеризм и оккультизм. Отсюда псих заболевания, бред с галлюцинациями, сверхспособности, преждевременная смерть.

Читайте так же:  Разрешительная молитва на отпевании текст на русском

Постоянно молитесь подразумевает постоянно посылать чувство любви Богу, без слов и без энергии (энергия это дьявол в первом лице, Бог это любовь, вследствие единства Троицы, Сын и Святой Дух это тоже любовь). Иначе будет оккультизм с последствиями. Вводя энергию будет сатанизм-дьяволизм.

После того, как я взяла благословение на чтение Иисусовой молитвы, начались сильные искушения. Что я делаю не так?

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Анна!
Крепитесь, это духовная брань. Все вполне закономерно. Как только лукавый увидел Ваше твердое намерение и далее продолжать молиться Иисусовой молитвой, что проявилось в испрашивании благословения у священника, так он сугубо восстал на Вас. Он не хочет отпускать ту, которая долгое время была у него в руках. Старайтесь как можно чаще исповедоваться и причащаться. Молитесь усердно, лукавый этого не терпит. Божьей Вам помощи!

Секреты усталости

Всегда ли нам понятно, отчего именно мы устаем? Ведь не определив правильно характер усталости, мы не сможем правильно отдохнуть. Объясняет Алексей ПАРШИН, главный психотерапевт кризисного отделения Москвы на базе 20-й клинической больницы, старший научный сотрудник Института психиатрии.

Невроз — способ выживания

Сегодня люди устают от жизни. Причины здесь внешние и внутренние. Внешние связаны со средой обитания человека, которая в мегаполисе патологична, противна человеческой природе. В прямом и переносном смысле человек оторван от земли. Любой городской житель интуитивно знает, какое удовольствие он получает от ходьбы по земле, а не по асфальту, от ходьбы босиком. Это связано с тем, что человеку необходимо разряжать свое статическое электричество, накопление которого приводит к перенапряжению. Во-вторых, видеоэкология и аудиоэкология. Взгляд человека в городе все время во что-то упирается, а в норме человек должен видеть свободный горизонт. Почему многие едут на море? Потому что там они интуитивно находят этот горизонт, безбрежность.

Видеоэкология — это и навязываемая реклама в городе, на которую мы вольно или невольно реагируем. Аудиоэкология — это и машины, и музыка из наушников соседа в метро, из ларьков, в магазинах и т. д. Музыка как насилие: эту музыку не я выбрал, но вынужден слушать. Все эти звуки противоестественны и потому болезненны. Посмотрите, как ваша кошка реагирует на звук пылесоса или рекламный крик в ТВ? И наоборот, почему, например, человеку хорошо в лесу, в горах, на море? Потому, что он оказывается в естественной среде, где и глаза, и уши получают то, для чего они были когда-то созданы.

Чтобы выжить в нездоровой среде, к ней необходимо приспособиться, то есть самому стать нездоровым. Поэтому невроз — в широком смысле, как повышенная степень тревожности, утомляемости, ранимости, депрессивность и т. д., которой страдают сейчас многие, — это нормальный способ адаптации к ненормальной среде. Другой способ приспособления — эмоциональная индифферентность (тупость) как реакция защиты.

Внутренние причины усталости от жизни экзистенциальны, связаны с самим человеком. Человек устает от себя, когда он себя не понимает, забывает, предает, когда он живет не свою жизнь, что очень многозатратно, потому что приходится тратить силы еще и на преодоление бессознательного сопротивления, нежелания так жить. Другая крайность — когда человек увлечен своим делом, и работа ему в радость настолько, что он пренебрегает заботой о себе.

Делите свой пафос надвое

Кроме души, у человека есть тело, которое он получил в дар вместе с жизнью. И за то, в каком оно будет состоянии, отвечает его хозяин. Заботиться о теле — его обязанность. За пренебрежение этим подарком, этим чудом творения приходится расплачиваться усталостью, бессилием.

Чем человек отличается от верблюда? Если верблюд надорвется и упадет, это ответственность погонщика, который его нагрузил. Если человек надорвется — это его ответственность. Потому что он сам взвешивает свои силы, решая, сколько на себя взять. Как понять свою меру? Я своим пациентам — людям, мучающимся от переутомления, — предлагаю простой способ: определить то количество дел, которые человек предполагает сделать, и поделить надвое. Полученное и будет объективной нормой для человека с точки зрения медицины. Допустим, я могу нести сто килограмм один километр. Значит, чтобы не надорваться, мне нужно нести пятьдесят килограмм.

Такое уполовинивание связано с тем, что мы способны остановиться только тогда, когда надорвемся. Неправильно реагировать на чувство усталости как на первый сигнал о том, что пора отдыхать. Когда мы чувствуем, что устали, отдыхать уже поздно! Тогда уже часто реабилитировать человека впору. Как вставать из-за стола надо, когда еще хочется есть, так и перерыв в работе надо делать тогда, когда тебе еще хочется продолжать, а не когда ты смотреть уже на это не можешь.

Что поможет усталому мозгу?

Качество сна больше зависит от качества пробуждения, чем от качества засыпания. Вы обращали внимание, как тянутся после сна кошки и собаки? До дрожи! Именно эти движения помогают быстро прогнать кровь. Вот и человеку хорошо потянуться до дрожи, перед тем как вставать, не вскакивать резко, но и не залеживаться, не более 5-10 минут на потягушки. Как только человек встал, ему нужен яркий свет и воздух. Почему трудно просыпаться зимой, осенью, когда день короткий? Наши ритмы сна и бодрствования регулируются гормоном мелатонином, который разрушается светом. Зимой света мало, поэтому мелатонина больше, мы сонливее. Поэтому, когда не хватает солнца, нужен яркий свет, чтобы мелатонин разрушился и организм перешел из фазы сна в фазу бодрствования.

Конечно, нельзя все всегда делать правильно, иногда нужно и калачиком свернуться, и поболеть иногда, как животные — имеют право в норке отлежаться, раны зализать. Но если такие периоды затягиваются, если мешают жизнедеятельности, тогда это тревожный симптом, на который надо обратить внимание.

Полноценный отдых — это переключение. Если я копал яму — мне хорошо на диване с книжкой полежать. А если я целый день просидел у монитора, глаза у меня устали, тело скрючилось — для меня как раз хорошо будет пойти яму покопать. Хотя даже и усталому мозгу не всегда для отдыха требуется отключать интеллект, потому что мозг большой и достаточно взаимозаменяемый как система. У каждой его клеточки свои функции, поэтому я могу вот сейчас пописать книгу, потом занялся составлением отчета, потом позанимался китайским или английским, — и в таком разнообразии занятий мозг будет разгружаться, потому что работать над каждым видом занятий будут разные клетки. Но важно все же интеллектуальное напряжение чередовать с физической активностью — прогулками на воздухе, гимнастикой.

Читайте так же:  Какие молитвы помогают выйти замуж

Сегодня у людей проблема не в физической усталости, а в нервной, моральной, душевной, духовной, умственной. А пытаемся действовать мы, как будто устали физически. Я целый день просидел за столом, и у меня ощущение, что я валюсь с ног, что и создает иллюзию физической усталости. Но ее как раз надо преодолевать: не сваливаться с ног на диван, а сесть на велосипед, пойти в бассейн, в тренажерный зал, пробежаться по парку, — и тогда просто по ощущениям своего тела станет понятно, что никакой физической усталости у меня нет, а, наоборот, был застой, мне нужно было разогнать кровь, и теперь я получил «второе дыхание».

Это очень простые вещи, поэтому мы ими и пренебрегаем, а японцы, например, на работе всегда делают зарядку, в самых серьезных фирмах.

Когда я первый раз приехал в Италию в командировку, я увидел, как там работают. В свой первый день в Веронском университете я пришел в лабораторию, только-только начал заниматься, втягиваться в работу, вдруг смотрю — все побросали все и уходят. Я думаю: может, тревога, пожар? Оказалось, кофе все пошли пить. И это святое: пойти в 11 часов пить кофе, в 12 часов пойти на ланч, и гори все синим пламенем. И ничего, лучше нас живут. Такие же, в сущности, разгильдяи, как и мы, только счастливые, потому что они любят друг друга и любят себя, о себе заботятся.

Одним из видов переключений, ставшим уже традиционным, является хобби. Англичане придумали философию хобби как компромиссное решение для человека, которому получать и моральное, и материальное удовлетворение от работы чрезвычайно сложно. Хобби поддерживает баланс между «надо» и «хочу», дает человеку свободу и возможность реализоваться в чем-то личном без насилия, которое неизбежно в работе за деньги по определению. И это неплохо действует: я работаю, чтобы заработать деньги, которые я потрачу на свое удовольствие. То есть я сейчас посижу в офисе, получу зарплату, пойду покупать орхидеи и буду за ними ухаживать.

Еще одна актуальная усталость — усталость от одиночества. Человек существует только в отношениях с людьми. Такая усталость может проявляться в какой-то неясной неудовлетворенности, страхах, болезнях. В психологии есть такой термин — «поглаживание» как единица признания. Человеку с другим человеком необходимо такими «поглаживаниями» обмениваться, чтобы его чувства получали информацию о контакте. Почему «поглаживание»? Это самый первый способ передать человеку любовь. Новорожденный ребенок функционально практически слеп и глух, он получает информацию только через прикосновение. И взрослым и в прямом, и в переносном смысле нужны такие «поглаживания»: если мы поздоровались, мы обменялись «поглаживаниями»; ведь когда мы здороваемся, это не просто формальность, это означает, что я признал вас как личность. Вы мне ответили — вы меня признали как личность. И это тот минимум, который каждый может сделать для другого, чтобы человек рядом почувствовал себя менее одиноким.

От молитвы становится плохо, что делать?

Здравствуйте, дорогой батюшка. Меня очень мучает и беспокоит, что когда я молюсь и читаю, у меня напрягается голова, потом мне от этого плохо внутренне и в голове. Это даже заметно окружающим: я невесёлая и мало говорю. На меня это очень давит. Радоваться я вообще не могу, мне от этой напряжённости больно душевно. Когда я так не стремилась ко Господу, этого не было, а как только начала прилагать большие усилия, часто читать православную литературу и молиться от всего сердца, мне стало так нехорошо. Я плачу и отчаиваюсь, обращать на это внимание не получается и радоваться тоже, потому что чувствую себя плохо и не могу ничего с этим поделать. Напрягается голова, шумит в ушах и внутри от этого возникает сильная тяжесть, поплачу – становится немного легче. Начинают еще раздражать громкие звуки. Отстраняюсь от людей. Помогите, умоляю, что мне делать? Молю Господа помиловать меня, такую грешную. Понимаю, что все это мне по грехам моим. Но делаю ведь доброе дело, нужное, а от него так страдаю…

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемая Дарья, вопросы духовной жизни и, в частности, личной молитвенной практики таковы, что их нужно спокойно и подробно обсуждать со священником. По письму, не видя Вас и не имея возможности в личной беседе задать Вам дополнительные вопросы, к сожалению, я ничего сказать не могу.

Поэтому мой совет Вам и всем, у кого возникают вопросы о личной молитве, – это прийти в храм и во время исповеди задать священнику вопрос, либо договориться с ним о беседе не в формате исповеди, либо сразу в храме за свечным ящиком узнать, есть ли у священников приемные часы и когда Вам можно подойти для беседы.

Храни Вас Господь!

Видео (кликните для воспроизведения).

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Слабость после молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here