Рош а шана молитва

Молитвенное правило: Рош а шана молитва | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Сгулот Рош Ашана. Как обеспечить достаток на весь год и победить врагов

Зачем в Рош Ашана есть мацу? Чем может помочь серебряный нож? Какие молитвы победят врагов, и почему 24-й псалом надо читать с чистыми руками? О сгулот — еврейских способах привлечь к себе удачу в еврейский Новый год — рассказывает р. Александр-Цви Сыпков

Самые известные сгулот, связанные с Рош Ашана, – это добавить к трапезе определенные продукты, несущие в себе добрые пожелания и предзнаменования для грядущего года: яблоки с медом, рыбья голова, финики, гранат, фасоль, лук-порей и т.п. Но о них пишут много и часто, а я расскажу вам о менее известных способах сделать наступающий год хорошим и счастливым. Разумеется, работают они только как дополнение к тшуве — раскаянию.

Прийти первым в синагогу

Рош Ашана и Йом Кипур – это очень важные дни, когда человек получает приговор на все дни года, и важная сгула для получения доброго приговора – это проснуться рано и прийти в синагогу одним из первых.

Больные зубы и маца

Можно ли как-то узнать, какой приговор вынесен человеку? Этот вопрос не простой. Например, Аризаль в При Эц а-Хаим говорит, что если к человеку в Рош а-Шана внезапно подступили слезы, то это означает, что в этот момент в Небесном Суде начали его судить. А, согласно книге Рефуа ве-Хаим, если у человека в Рош Ашана разболелись зубы, то это плохой знак – ему вынесен суровый приговор. Для того, чтобы пробудить милосердие и напомнить Высшему суду о своих заслугах в прошлом, книга Хаим ле-Рош, ссылаясь на Зоар, рекомендует есть в Рош Ашана мацу. И если человек провел Песах кашерно, соблюдая все законы этого праздника, то может быть уверен, что маца на столе в Рош Ашана прибавит ему заслуг в Суде и склонит приговор к добру.

Молитва во время вынесения Свитка

Чтобы избавиться от бед в наступающем году, рабейну ХИДА и РаШаШ советуют говорить следующую молитву во время вынесения свитка Торы в Синагоге в Рош Ашана и Йом Кипур:

Да будет воля Твоя, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы сделал Ты ради Имени Своего Великого, Святого и Чистого, Сильного и Грозного, написанного и непроизносимого, которое подразумевается только в мыслях, чтобы спас Ты меня (назвать свое имя) от беды, и дом мой, и сыновей моих, и спутников моих от всякого зла, от мора, истребления и чумы, от всякой беды, огорчения и печали, и от всякой болезни и от всякого недуга. И исполни прошения наши к добру в милости и милосердии. Амэн, да будет это угодно Тебе.

Согласно сидуру РаШаШа, эту молитву можно читать также в Десять дней раскаяния и остальные дни года.

Серебряный нож — для заработка

Для парнасы (заработка) в новом году есть сгула, упоминаемая во множестве источников. У нее есть несколько вариантов, и я приведу их все.

1) Нужно купить новый серебряный нож, заточить его в канун Рош Ашана и использовать на вечернем кидуше в праздник. Для других целей, кроме заповедных трапез нож лучше не использовать. Нож должен быть гладким, без зазубрин. Серебро — это металл, который соответствует сфире Хесед («Милосердие»), которая в том числе связана с заработком.

2) Если нет возможности приобрести полностью серебряный нож, то можно купить нож с серебряной ручкой и стальным лезвием (это как раз мой случай – я несколько лет назад купил именно такой нож). Действия те же: заточить в канун Рош Ашана и использовать для разрезания халы на кидуше. Только тут символика немного другая: серебро, как вы знаете уже, соответствует сфире Хесе («Милосердие»), а сталь — Гвура («Сила, строгость»). И, разрезая халу мы должны в этом случае мысленно просить Вс-вышнего, чтобы Он Своим милосердием направлял наши силы для достойного заработка.

3) Самый простой вариант, когда с серебром никак не получилось, — нужно купить просто новый нож и заточить его. Тупой нож или нож с зазубринами — это символ Гвуры, а гладкий острый нож — это исправленное орудие, которое не причиняет боли, что связывает его с качеством Хесед.

А вот дарить такой нож товарищу не нужно. Как передают со слов БеШТа, человек должен купить такой нож сам.

Победить врагов молитвой

В книге Элия Раба приведены слова рабби Йеhуды а-Хасида, рава Ай Гаона и рава Шриры Гаона, что всякий кто направляет сердце свое во время молитвы «Адон Олам», — будет молитва его услышана, и нет Сатана-Обвинителя на молитву его в Рош Ашана и Йом Кипур, и враги его падут. А есть те, кто говорят, что даже злое начало подчинится ему.

Какие Теиллим нужно читать

В Десять дней раскаяния, согласно Сгулот Исраэль, хорошо каждый день читать семь раз последнюю строку («Виhи ноам. ») из 90-й главы Теиллим (псалмов Давида) и 91-ю главу.

В эти же дни хорошо молиться о заработке. При Эц Хаим в разделе о молитве в Рош Ашана говорит, что 24-ая глава Теиллим – это сгула на заработок. В первые дни года будет хорошо читать ее и протягивать руки в знак готовности принять изобилие от Вс-вышнего. Но при этом руки должны быть чистыми, так как этот Теиллим содержит слова: «. у кого чисты руки и непорочно сердце».

Виhи ноам Ад-най Эло-hейну алейну у-маасэ йадэйну конэна алейну у-маасэ йадэйну конэнэhу.

(1) Йошев бе-сэтер эльйон, бе-цель Шад-дай итлонан. (2) Омар ле-Ад-най: Махси у-мецудати Эло-hай, эвтах Бо. (3) Ки hу йацилеха ми-пах йакуш, ми-дэвер hавот. (4) Бе-эврато йасэх лах, ве-тахат кнафав тэхсэ цина, ве-сохэра амито. (5) Ло тира ми-пахад лайла, ме-хэц йауф йомам. (6) Ми-дэвер ба-офэль йаалох, ми-кетэв йашуд цаhараим. (7) Иполь ми-цидеха элеф, у-рвава ми-минеха, элеха ло игаш. (8) Рак бе-эйнеха табит, ве-шилумат решаим тирэ. (9) Ки Ата — Ад-най махси, Эльйон самта меонеха. (10) Ло теунэ элэха раа ве-нега, ло икрав бе-аhалеха. (11) Ки малахав йецавэ лах — лишмареха бе-коль драхеха. (12) Аль капаим исаунха, пен тигоф ба-эвен раглеха. (13) Аль шахаль ва-фетэн тидрох, тирмос капир ве-танин. (14) Ки ви хашак ва-афальтэhу, асагвэhу ки йада Шми. (15) Икраэни ве-ээнэhу, имо Анохи ве-цара, ахальцэhу ва-ахабдэhу. (16) Орэх йамим асбиэhу ве-арэhу би-шуати.

И да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди.

(1) Живущий под покровом Вс-вышнего в тени Вс-могущего обитает. (2) Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо Ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь,топтать будешь льва и дракона. (14) «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узна л имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое».

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о помощи в рождении детей

«АМИДА» ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ «МААРИВ», УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ «ШАХАРИТ» И ПОСЛЕПОЛУДЕННОЙ МОЛИТВЫ «МИНХА»

Господь, дай мне силы молиться пред тобой, [простив мне грехи] , и уста мои восславят тебя.

«Праотцы»

На слове «Благословен» сгибают колени, на «Ты» — наклоняются вперед, на «Господь» — выпрямляются

Благословен ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог великий, могучий и грозный, Всевышний Бог, дарующий блага, сотворивший все, и помнящий добрые дела отцов, и по любви своей посылающий избавителя сыновьям их сыновей ради имени своего!

Вспомни нас, чтобы даровать нам жизнь, Владыка, которому угодна жизнь, и запиши нас в книгу жизни ради себя, Бог жизни! На слове «Благословен» сгибают колени, на «Ты» — наклоняются вперед, на «Господь» — выпрямляются

[Ты] Владыка, который помогает, спасает и защищает. Благословен ты, Господь, защитник Авраама!

«Могущество»

Твое могущество вечно, Господь, ты возвращаешь мертвых к жизни, ты — великий избавитель, посылающий росу, питающий по доброте своей живых, по великому милосердию возвращающий мертвых к жизни, поддерживающий падающих, и исцеляющий больных, и освобождающий узников, и исполняющий свое обещание [возвратить жизнь) покоящимся в земле, — кто подобен тебе, Всесильный, и кто сравнится с тобой, Владыка, который умерщвляет, и оживляет, и взращивает спасение.

Кто подобен тебе, милосердный Отец, милостиво вспоминающий о своих творениях, даруя им жизнь!

И верен ты [своему обещанию] возвратить мертвым жизнь. Благословен ты, Господь, возвращающий мертвых к жизни!

«Освящение Божественного Имени»

Ты свят, и свято имя твое, и святые [ангелы] будут восхвалять тебя изо дня в день, вовеки. Благословен ты, Господь, Владыка Святой!

В каждом поколении провозглашайте Бога Царем, потому что он один превознесен и свят.

И пусть тогда Святость имени Твоего, Господь, Бог наш, осенит народ Твой, Израиль, и Иерусалим, город Твой, и Сион, где обитает слава Твоя, и царствование рода Давида, помазанника Твоего, и место, [которое Ты предназначил для того, чтобы обитать в нем], и [весь] Храм Твой.

И внуши тогда страх пред собой всем созданиям Твоим, [научи] бояться себя все, сотворенное Тобой, и трепет охватит тех, кого Ты создал, и падут ниц пред Тобою все творения, и объединятся все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца ибо знаем мы, Господь, Бог наш, что власть принадлежит Тебе, сила в руке Твоей, могущество в деснице Твоей, и грозное имя Твое — над всем, что Ты сотворил.

И тогда, Господь, возвеличь народ свой, восславь боящихся тебя, дай надежду на лучшее взывающим к тебе, докажи правоту полагающихся на тебя; пусть радуется страна твоя, веселится город твой, пусть возрастет мощь Давида, раба твоего, и зажги свет [души] помазанника твоего, потомка ишая, — вскоре, в наши дни.

И увидят тогда [это] праведники и преисполнятся радости, возликуют непорочные, с песнями будут праздновать любящие тебя, а [всякая] нечисть лишится дара речи и все зло развеется дымом, [сгорев в адском огне], когда сметешь ты власть зла с [лица] земли. И воцаришься ты один, Господь, Бог наш, над всеми твоими созданиями на горе Сион, где обитает слава твоя, в Иерусалиме, святом городе твоем, как сказано в твоих святых писаниях «Господь будет царствовать вечно; [будет царствовать] Бог твой, Сион, во веки веков; восхвалите Бога!

Свят ты, и грозно имя твое, и нет Бога кроме тебя, как написано «и вознесло Господа воинств правосудие [его], и освятило святого Бога [его] милосердие». Благословен ты, Господь, Владыка Святой!

Ты избрал нас из всех народов, полюбил нас, и благоволил к нам, и возвысил нас над всеми племенами, и освятил нас своими заповедями, и приблизил ты нас, владыка наш, [к себе], чтобы мы служили тебе, и именем своим, великим и святым, отметил нас.

Если второй день Рош-Ашана начинается на исходе субботы, говорят:

И сообщил ты нам, Господь, Бог наш, свои праведные законы, и научил нас исполнять повеления, установленные волей твоей. И дал ты нам, Господь, Бог наш, справедливые законы и уроки истины, благие заповеди и установления, и дал ты нам в удел время для веселья, установленные дни святости и праздники для принесения добровольных жертвоприношений. И дал ты нам в наследие [законы об] освящении субботы, и о почитании праздничных дней, и о торжественном жертвоприношении в праздник паломничества и отделил ты, Господь, Бог наш, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от [других] народов, седьмой день от шести рабочих дней. Святость субботы от святости Йом-Това отделил ты, и седьмой день от шести рабочих дней отличил ты святостью. Выделил и отличил ты народ свой, Израиль, святостью своею.

И даровал ты нам, Господь, Бог наш, с любовью (в субботу добавляют: этот субботний день и ) этот день памяти, этот святой праздничный день, день (в субботу: когда мы вспоминаем [о трепетных звуках шофара] ) трепетных звуков [шофара] (в субботу добавляют: с любовью), святой праздник — в память об исходе из Египта.

Бог наш и Бог отцов наших! Да поднимется, и придет [к тебе] , и достигнет [твоего слуха] , и будет замечена, и благосклонно принята, и услышана |тобою молитва наша], и да оживут и восстановятся в тебе память о нас и внимание к нам; и память об Отцах наших, и память о Машиахе, потомке Давида, раба твоего, и память о Иерусалиме, святом городе твоем, и память обо всем твоем народе, доме Израиля, — для спасения [нашего], во благо [нам], для любви и милости, и для милосердия [к нам], и для благополучной жизни [нашей] и мира [для нас] -в (в субботу добавляют: этот субботний день и) этот день памяти, этот святой праздничный день; вспомни нас, Господь, Бог наш, к добру в этот день; и отнесись к нам в этот день со вниманием, благословляя нас; и спаси нас в этот день для благополучной жизни; и по обещанию [своему] спасти и помиловать [нас] пожалей [нас] и смилуйся [над нами] и будь снисходителен к нам, и спаси нас — ведь на тебя устремлены наши взоры, потому что ты, Бог, — Владыка милосердный и милующий.

Бог наш и Бог Отцов наших! Царствуй над всем миром в величии своем, восстань над всей землей в славе своей и яви себя во [всем] великолепии гордого могущества своего всем населяющим землю, планету твою; и узнает каждое создание, что [это] ты создал его, и поймет каждое творение, что [это] ты его сотворил, и скажет каждый [человек] , наделенный душой: «Господь, Бог Израиля, — Царь, и его царская власть — над всем». (в субботу добавляют: Бог наш и Бог Отцов наших! Да будет угоден тебе субботний покой наш.) Освяти нас заповедями своими и дай нам удел в Торе твоей; насыть нас щедротами своими и возвесели души наши спасением, дарованным тобой, (в субботу добавляют: и даруй нам в удел, Господь, Бог наш, по любви и благосклонности [к нam] святую субботу свою и обретет в ней покой весь народ Израиля, освящающий имя твое), и очисти наше сердце, чтобы мы служили тебе искренне, ибо ты, Бог, — [сама] истина и сказанное тобой, Царь наш, — истина и нерушимо вовек. Благословен ты, Господь, Владыка всей земли, освящающий (в субботу добавляют: субботу и) Израиль и день памяти!

Читайте так же:  Какие молитвы читать при наведенной порче

«Служение в Храме»

Отнесись благосклонно, Господь, Бог наш, к народу своему, Израилю, и молитву его прими, и восстанови службу в святая святых храма твоего; и жертвы, приносимые Израилем, и молитву его прими с любовью, благосклонно; и пусть будет всегда желанно тебе служение Израиля, народа твоего.

И да увидим мы своими глазами, как вернешься ты, по милосердию своему, в Сион. Благословен ты, Господь, возвращающий свою шхину в Сион!

«Благодарение»

Благодарим мы тебя за то, что ты, Господь, — Бог наш и Бог отцов наших во веки веков. Ты — оплот жизни нашей, защитник, спасающий нас из поколения в поколение. Будем благодарить тебя и провозглашать тебе хвалу вечером, утром и днем за жизнь нашу, вверенную тебе, за души наши, хранимые тобой, и за чудеса твои, которые ты постоянно [совершаешь] с нами, и за твои знамения и благодеяния, которые ты [творишь] всегда, — о, добрый! — потому что милости твои нескончаемы, — о, милосердный! — потому что благодеяния твои неистощимы; ведь мы от века надеемся на тебя!

И за все это да будет благословлено, и да возвеличится и превознесется имя твое, Владыка наш, всегда, во веки веков!

И запиши [в книге жизни], что [в новом году] благополучная судьба ожидает всех, с кем ты заключил союз.

На слове «Благословен» сгибают колени, на «Ты» — наклоняются вперед, на «Господь» — выпрямляются

И все живое будет вечно благодарить тебя и восхвалять твое великое имя вовек, ибо ты добр. Ты, Бог, — наше спасение и наша опора вовеки, [ты -] добрый Бог! Благословен ты, Господь; добрый — имя тебе, и тебя подобает благодарить.

«Благословение мира»

Даруй мир, добро и благословение, жизнь. Милость, и любовь, и милосердие нам и всему твоему народу, Израилю. Благослови нас, всех вместе, в благосклонности своей, Отец наш, ибо в благосклонности своей ты даровал нам, Господь, Бог наш, закон жизни и бескорыстной любви, и милость, и благословение, и милосердие, и жизнь, и мир. И да будет угодно тебе благословлять народ свой, Израиль, во все времена и в каждое мгновение, даруя ему мир.

И в книге жизни, благословения, и мира, и процветания, спасения, и утешения, и добрых предначертаний, открытой пред тобою, — да будем упомянуты и записаны мы и весь народ твой, дом Израиля, на добрую жизнь и на мир. Благословен ты, Господь, благословляющий миром народ свой, Израиль!

Да будут угодны тебе слова моих уст и помыслы сердца моего, о, Господь, мой оплот и избавитель!

Завершение «Амиды»

Бог мой! Убереги мой язык от злословия и уста мои от лживых речей; и перед теми, кто проклинает меня, пусть душа моя хранит молчание. И пусть душа моя повергается в прах пред каждым. Раскрой мое сердце для торы твоей, и да устремится моя душа к исполнению твоих заповедей; и поскорее разрушь козни и расстрой замыслы всех задумавших против меня недоброе. Да будут они мякиной на ветру, гонимые ангелом Господа. Пусть спасены будут те, кого любишь ты; спаси [меня] десницей своей и ответь мнe. Соверши это ради имени своего, соверши ради [прославления] десницы своей, соверши ради Торы своей, соверши ради святости своей; да будут угодны тебе слова моих уст и помыслы сердца моего, о, Господь, — мой оплот и избавитель! Устанавливающий мир в своих высотах, он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: Амен!

Да будет угодно тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы был построен Храм, — вскоре, в наши дни, — и дай нам удел в Торе твоей!

Симаним в трапезе Рош а-Шана

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Симаним в вечерней трапезе Рош а-Шана [↑]

Наши мудрецы говорили, что примета (симан) — это серьезная вещь. Поэтому в самом начале трапезы Рош а-Шана исполняются обычаи, цель которых — начать новый год с добрых примет. В разных общинах приняты разные обычаи. Мы приводим только основные обычаи, принятые в большинстве ашкеназских общин. Если нет возможности достать все симаним, то недостающие можно пропустить.

Есть разные обычаи в отношении того, делают ли симаним в оба дня Рош а-Шана или только в первый день. В семье рава Ицхака Зильбера симаним делают в оба дня.

Ниже приводим статью рабанит Хавы Куперман (из книги Фонда Наследия рава Ицхака Зильбера «Осенние праздники и Книга Йоны») о том, какие обычаи относительно «симаним» существовали в семье рава Ицхака Зильбера.

Во время вечерней трапезы Рош а-Шана, поскольку начинается новый год, принято есть некоторые вещи — «симаним», «символы», произнося при этом короткие просьбы о будущем годе, обращенные к Творцу, главное слово которых созвучно названию того или иного «символа».

Цель симаним — начать новый год с добрых примет.

В первую очередь, это гранаты, в которых много зерен, и принято говорить: «Да будет воля Твоя… чтобы у нас было так много заслуг, как зернышек у граната».

Яблоко с медом (у нас дома два дня Рош а-Шана, в трапезу перед Йом Кипуром и в праздник Суккот на столе был мед, и мы макали хлеб не в соль, а в мед). Принято просить о том, чтобы «год был сладок, как яблоко в меду».

Финики — на иврите финик называется «тамар», что созвучно корню «там»(закончить) — просим, «чтобы закончились враги наши».

Мы брали свеклу, можно взять и свекольные листья, ботву. Проще взять свеклу и сделать из нее какой-нибудь салат. Свекла на иврите «селек» — от корня «убрать» — просим, «чтобы убрались враги наши».

Есть еще кара — это такой сорт тыквы. Я стараюсь всегда все сделать как можно быстрее и эффективнее. Поэтому я варю суп и кладу в него разные овощи, в том числе и почищенную кару, а потом вынимаю и подаю отдельно. На арамейском «кара» означает «тыква». Когда едят тыкву, говорят две просьбы: на кара [«древняя» тыква] — «шеикара гзар диней-ну» — «чтобы был разорван суровый приговор», а на обычную, оранжевую тыкву [которая родом из Америки] говорят «чтобы были зачитаны наши заслуги» (на иврите «ликроа» — порвать, а «ликро» — прочесть).

Моя мама еще готовила цимес. Кружочками нарезается морковь, добавляется немного обжаренный лук, и тушится в масле с небольшим количеством воды. Добавляется соль, сахар и корица. «Цимес» на идиш — это корица. Отдельно берем муку, яйцо, немного масла, соль, перец, перемешиваем и маленькими кусочками добавляем в тушеную морковь. И все это варится вместе. У нас цимес служил гарниром, и говорились самые разные просьбы: на идиш морковь — это «мерн», созвучно слову «много» — поэтому мы просили, «чтобы у нас было больше заслуг»; на иврите морковь — «гезер», созвучно слову «гзар» — «приговор», просили, «чтобы нам был вынесен хороший приговор, и чтобы дурной приговор был разорван». Некоторые говорили — «чтобы у нас было много монет», (кружочки моркови похожи на монеты). Придумывали все, что возможно.

Читайте так же:  Молитвы и заговоры чтобы дали кредит

В Израиле мы покупаем фасоль с черными глазками, она называется рубия.

Я варю и подаю ее тоже как второе блюдо (можно добавить томат, сделать соус — что нравится). Это очень удобно, экономит много времени и не приходится готовить и симаним, и множество блюд на праздник. Рубия на иврите созвучно слову «арбе», «много» — поэтому, когда ее едят, принято просить, «чтобы размножились мы и наши хорошие поступки».

Еще мы готовим карти или люф — лук-порей.

Его нужно тщательно проверить: отрезать зеленые хвостики, разрезать пополам, все стебли раскрыть и промыть каждый отдельно. Я потом беру этот лук, не стряхивая даже воду, кладу в кастрюлю, закрываю и тушу. Снимаю с огня, жду, пока охладится, мну руками, добавляю яйца, муку, соль, немного перца и мускатный орех, чтобы придать блюду особый вкус на Рош а-Шана. Все это я перемешиваю и делаю оладьи, которые также служат гарниром к мясу. Карти на иврите родственно корню «карет» — «отсекать», поэтому просьба над карти звучит так: «Да будет воля Твоя… чтобы враги наши были срезаны (повержены)».

Хотя на любой праздник и так принято есть мясо, в Рош а-Шана оно может послужить симаном. Если есть барашек — едят его голову, и просят при этом — «…чтобы мы были головой, а не хвостом». Это напоминает о баране, принесенном в жертву вместо нашего праотца Ицхака. Если нет головы барана, можно взять голову рыбы, и тогда, помимо упомянутой просьбы, говорят еще одну: «…чтобы мы плодились и размножались, как рыбы» — их не видно под водой, и поэтому невозможно сглазить.

Во второй день Рош а-Шана принято говорить благословение «Шехеяну» на новый плод.

В Ташкенте и в Израиле мы берем айву (на иврите — «хабуш»). Она жесткая и, когда сырая, невкусная, поэтому мы ее варим с сахаром до тех пор, пока она не станет мягкой и розовой. В Казани айвы не было, папа брал яблоко из нового урожая.

Порядок симаним и благословений [↑]

По возвращении из синагоги глава семьи совершает «Кидуш», который состоит из трех благословений (в Субботу добавляют текст в скобках).

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы.

Барух Ата, Адойной Элоэну Мелех а-олам, борэ при а-гафэн.

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינו מֶלֶךְ הָעֹולָם, בּוֹרֵא פְּרִי הַגָפֶן:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, который избрал нас из всех народов, и возвысил нас над всеми племенами, и освятил нас Своими заповедями. И даровал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью (Субботу и) этот день памяти, день (памяти) трубления в Шофар (с любовью), святое собрание, память об Исходе из Египта. Ибо нас Ты избрал и освятил среди всех народов, и слово Твое — истинно и нерушимо вовек. Благословен Ты, Господь, Царь над всей землей, освящающий (Субботу и) Израиль и день памяти.

Барух Ата Адойной Элоэну Мелех а-олам, ашер бахар бану миколь ам, вэ-ромеману миколь лашон, вэ-кидшану бэ-мицвотав, ва-титэн лану, Адойной Элоэну, бэ-аава (эт йом а-Шабат а-зэ, вэ) эт Йом а-Зикарон а-зэ, Йом (зихрон) Труа (бэ-аава), микра кодеш, зехер лициат мицраим. Ки вану бахарта, вэ-отану кидашта ми-коль а-амим, у-дварха эмэт вэ-каям ла-ад. Барух Ата Адойной, Мелех аль коль а-арэц, мекадэш (а-Шабат вэ) Исраэль вэ-Йом а-Зикарон.

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר בָּחַר בָּנוּ מִכָּל עָם וְרוֹמְמָנוּ מִכָּל לָשׁוֹן וְקִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו. וַתִּתֶּן לָנוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ בְּאַהֲבָה אֶת יוֹם (הַשַׁבָּת הַזֶה וְאֶת יוֹם) הַזִּכָּרוֹן הַזֶה, יוֹם (זִכְרוֹן) תְּרוּעָה (בְּאַהֲבָה) מִקְרָא קֹדֶשׁ, זֵכֶר לִיצִיאַת מִצְרָיִם. כִּי בָנוּ בָחַרְתָּ וְאוֹתָנוּ קִדַּשְׁתָּ מִכָּל הָעַמִּים, וּדְבָרְךָ אֱמֶת וְקַיָּם לָעַד. בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ, מְקַדֵּשׁ (הַשַׁבָּת וְ) יִשְׂרָאֵל וְיוֹם הַזִּכָּרוֹן.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!

Барух Ата Адойной Элоэну Мелех а-олам шеэхеяну вэ-киеману вэ-игиану ла-зман а-зэ!

בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִּיעָנוּ לַזְּמַן הַזֶה.

После «Кидуша» омывают руки, разрезают халы — так же, как в Субботу, — и начинают трапезу.

Благословен, Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, выращивающий хлеб из земли.

Барух Ата Адойной Элоэну Мелех а-олам, а-моци лехем мин а-арэц.

После того, как произнесли благословение «выращивающий хлеб из земли», ломтик халы макают в мед, а не в соль, и это символизирует надежду, что новый год будет сладким и приятным (и так делают во время всех трапез Рош а-шана, а некоторые — и до завершения всех осенних праздников). Есть разные обычаи относительно того, когда еще макают хлеб в мед.

Принято начинать седер симаним с благословения на финик, поскольку это — один из плодов, которыми славится Земля Израиля. Это благословение распространяется и на все остальные фрукты, которые будут использованы в течении трапезы:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева.

Барух Ата Адойной Элоэну Мелех а-олам, борэ при а-эц.

Затем съедают кусочек финика (чтобы не было перерыва между благословением и едой) и далее переходят к симаним.

Перед тем, как съесть плод, произносят специальную молитву-пожелание — отдельную на каждый симан. Во время молитвы нужно постараться раскаяться и произносить ее от всего сердца.

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы настал конец всем ненавидящим нас и врагам нашим.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шеитаму сонэну веойвену.

Тамар — от слова «там» — кончилось. Чтобы врагам, которые хотят нас убивать, пришел конец

ЯБЛОКО В МЕДУ — тапуахби-дваш — תפוח בדבש

Видео (кликните для воспроизведения).

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, обновить для нас год, чтобы он был добрым и сладким.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шетехадеш алену шана това у-мтука.

ГРАНАТ — римон — רימון

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы наши заслуги умножились, словно зерна граната.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шетарбе зхуйотену кэ-римон.

ЛУК-ПОРЕЙ — карти — כרתי

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы были срезаны наши ненавистники.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шеикарэту сонэну.

Карти на иврите сродни слову лихрот — «срезать».

СВЕКЛА ИЛИ ЛИСТЬЯ СВЕКЛЫ — силка — סילקא

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы убрались наши враги и противники.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шеисталку ойвену у-мастинену.

Селек — на иврите это корень глагола «убрать».

Читайте так же:  Молитва от воздействия темной силы колдунов и экстрасенсов

МОРКОВЬ — гезер — גזר

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы мы имели больше заслуг

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шетарбе зхуйотену.

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, вынести нам хорошие приговоры.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шетигзор алену гзерот товот.

На идише морковь — это «мерн», «много» — поэтому говорится просьба, «чтобы увеличились наши заслуги».

На иврите морковь — «гезер» — «чтобы о нас были приняты хорошие решения, чтобы плохие решения были порваны»; некоторые говорили — «чтобы у нас было много монет», так как кружочки моркови похожи на монеты.

ТЫКВА, КАБАЧОК — кара — קרא

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы был разорван (вынесенный) нам суровый приговор и наши заслуги были зачитаны перед Тобой.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шетикра роа гзар динену ве-икреу лефанеха зхуйотену.

יְהִירָצוֹןמִלְּפָנֶיךָיְיָאֱלֹהֵינוּוֵאלֹהֵיאֲבוֹתֵינוּ, שֶׁתִּקְרַערוֹעַגְּזַרדִּינֵנוּ, וְיִקָּרְאוּלְפָנֶיךָזְכֻיּוֹתֵנוּ

На арамейском языке кара — это тыква. Современная оранжевая тыква прибыла к нам из Америки вместе с помидорами, кукурузой и картофелем. А когда-то в Европе и Азии этой тыквы просто не было.

Поэтому я на Рош а-Шана готовлю и обычную тыкву, и «древнюю» тыкву, кара — она не очень вкусная. Мы говорим на «кара» две молитвы: «чтобы был разорван суровый приговор», а на обычную, оранжевую тыкву мы говорим «чтобы все заслуги были зачитаны» (на иврите «ликроа» — порвать, а «ликро» — прочесть).

ФАСОЛЬ — рубия — רוביא

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы наши заслуги умножились.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шеирбу зхуйотену.

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы мы были в голове, а не в хвосте.

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шенийе ле-рош ве-ло ле-занав.

Да будет угодно Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы мы стали многочисленными, как рыбы

Йеи рацон ми-лефанеха Адойной Элоэну вЭлоэ авотену шенифре ве-нирбе ке-дагим.

В магазине

Осенние праздники и книга Йоны. Рош-аШана, Йом Кипур, Суккот.

Фонд наследия Рав Ицхака Зильбера

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2019: праздник начинается 29 сентября с заходом солнца и длится два дня

СИМАНИМ НА РОШ А-ШАНА
Законы и обычаи первого дня Рош а-Шана. Дни Трепета 2

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Дни трепета»

Законы и обычаи первого дня Рош а-Шана. Дни Трепета 2

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Дни трепета»

Кицур Шульхан Арух 129. Законы Рош а-Шана

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Особенности молитвы «Мусаф» в Рош а-Шана

Евреи молятся молитву «Мусаф» в Рош а-Шана

Поскольку Рош а-Шана – это день, когда Творец судит весь мир, наши мудрецы постановили в молитве «мусаф» упоминать кроме обычного благословения три дополнительных:

1) упоминающее о царстве Творца (так называемые «малхуйот» — царства),

2) упоминающие о том, что Творец помнит дела Его созданий и приводит все их на суд (так называемые «зихронот» — памяти),

3) упоминающее об открытии Творца Его созданиям, сопровождающееся голосом шофара (так называемые «шофарот» — шофары).

Евреи молятся молитву «Мусаф» в Рош а-Шана

«Малхуйот» не говорят отдельно, а сочетают вместе с благословением о святости дня. «Зихронот» и «шофарот» говорятся отдельно и заканчивают каждый из них соответствующим благословением.

Выходит, что в общей сумме в мусаф в Рош аШана говорят 9 благословений (это в отличие от субботнего и праздничного мусафа или мусафа, в котором говорят 7 благословений).

Согласно постановлению наших мудрецов, следует в каждой из этих добавочных частей упоминать 10 псуким из Танаха, которые связанные с ней: три стиха из Хумаша (Пятикнижие), три из Ктувим (Писания), три из Невиим (Пророки) и заканчивают еще одним стихом из Хумаша.

Готовимся к Рош а-Шана

Готовимся к Рош а-Шана

Что же есть Рош а-Шана, как не День рождения Мироздания? Этот праздник имеет несколько названий, каждое из которых связано с одним из его важных аспектов:

  • Рош а-Шана , то есть голова года, ведь этот день благословляет весь будущий год
  • Йом а-Дин и Йом а-Зикарон , то есть День Суда и День Памяти о Суде, поскольку в этот день начинается судебный процесс над мирозданием
  • Йом Труа , то есть «День Трубления», поскольку одной из главнейших обязанностей каждого еврея в этот день является услышать живой звук трубления в шофар

Подготовка к нему происходит накануне – в месяц Элул.

Кроме символа нашего раскаяния, этот звук символизирует ежегодное воцарение Вс-вышнего над мирозданием.

Подготовка

Последний месяц уходящего года носит название Элул. Именно он готовит нас к Рош а-Шана, как звучит одно из названий Нового года. Но, все дни, начиная с первого дня этого месяца и вплоть до Симхат Тора, объединены в одно целое применительно к Суду над миром. Вначале, нам дают возможность для исправления!

Целый месяц, исключая шаббаты и последний день уходящего года, воздух оглашают трубные звуки шофара. Они проникают сквозь стены, пронзают скорлупу, которой покрылись наши ороговевшие сердца. Они зовут нас вернуться, так как Отец зовет своих детей.

Мы проводим работу над ошибками, совершенными в течение уходящего года. Но мало одних хороших мыслей и намерений. Вспомнив о своих ошибках, требуется также и их исправление делом! Обидел – попроси прощения. Украл – верни сторицей… Именно доброе дело изменяет нас и мир к лучшему. Даже если обиженный уже покинул этот мир – следует собрав свидетелей попросить прощения у него на могиле, ведь это важно не только ему – любое дурное дело наносит рану и душе того, кто его совершает.

Что нужно сделать перед наступающим праздником?

1. Купите гранат, яблоки, мед.

2. Купите новый плод (т.е. тот, который вы еще не пробовали в этом сезоне), чтобы произнести на него благословение «шегехейону» во вторую ночь Рош а-Шана).

3. Поскольку во время праздника запрещено прикреплять свечи к подсвечникам, на которых они горят, то лучше использовать готовые подсвечники из фольги (в народе их называют «чайными свечами» или «таблетками»).

4. Перед началом праздника приготовьте пламя, от которого можно будет зажечь свечи второй ночи праздника (лучше всего — т.н. «суточную» свечу, свечу, горящую 24 часа) (а в некоторые годы и субботнюю свечу).

5. Раз в семь лет, накануне Рош а-Шана, в связи с наступлением субботнего года шмита, необходимо подписать специальный документ – прозболь, дающий возможность вести в течение всего года рабочую деятельность. В следующий раз такая необходимость возникнет в 2021 году.

6. Накануне Рош а-Шана произнесите «атарат недарим» (формулу освобождения от обетов), чтобы войти в новый год не отягощенным невыполненными обещаниями (речь идет об обещаниях данных случайно и неумышленно; намеренно не сдержанное слово остается нарушением). Существует также обычай писать «ПаН» («пидьен нефеш» — «Искупление души») – записку с просьбой о благословении на новый год. Записку можно передать раввину в синагоге с тем, чтобы она была оставлена у Стены плача или на могиле одного из праведников.

Читайте так же:  Заговор на возврат долга молитвы

А еще желательно попросить прощения у всех людей, которых вы обидели в течение прошлого года. Только просить прощения надо искренне.

Рош а-Шана

В последний день месяца Элул мир замирает в трепете. Грядет Суд.

1-го и 2-го числа Вс-шний начинает судебный процесс над мирозданием, решая судьбы каждого человека в частности и всего рода людского в общем. Один поступок может решить судьбу мира. Эти дни наполнены символизмом. Поэтому любой шаг важен.

Обычаи Рош а-Шана

В канун Рош а-Шана принято совершать обряд освобождения от обетов. Дословно он называется «разрешением обетов». Обет – это взятое на себя обязательство выполнять какое-либо действие. Даже просто произнесённая фраза может рассматриваться обетом. Именно поэтому при любых указаниях на будущее следует произносить фразу «бли недер» — «без обещания», чтобы не попасть под обязательства. В любом случае, обет можно приостановить и отменить. Он отменяется двумя способами «разрешением обета», когда человек в присутствии суда из трёх или десяти человек заявляет, что он не в состоянии выполнять взятые когда-то на себя обязательства. Другим процессом приостановления действия обета является «нарушением обета», когда взятый на себя женщиной обет может быть приостановлен в течение светового дня её отцом или супругом в зависимости от её семейного положения.

Помимо главы Матот, где подробно описывается процесс отмены обетов, в трактате Недарим приводится высказывание, чтобы каждый еврей заранее отменил все свои будущие обеты, которые он произнесёт в течение года. Именно на этом высказывании базируется известная молитва, с которой начинается праздник Йом Кипур – молитва Коль Нидрей.

Перед двумя важнейшими праздниками — Рош а-Шана и Йом-Кипуром, когда каждому еврею нужно обдумывать тщательно свои поступки, было введено положение, чтобы каждый освободился от возможно взятых на себя в течение уходящего года каких-либо невыполнимых или случайно произнесённых обещаний. Для этого в последний день уходящего года после утренней молитвы каждый еврей в присутствии трёх или десяти собравшихся евреев произносит специальный текст освобождения от обетов.

Как это происходит? Для процедуры требуется присутствие минимум 3 человек, которые имеют право освободить от данных обетов каждого, кто пожелает (так как три еврея — это уже бейт-дин, правомочный еврейский суд), но лучше, проводить эту церемонию в миньяне (10 человек). При этом все они сидят (судьи!) и лишь тот, кого освобождают от обетов, стоит (как стоят перед судьями). Освобождаемый читает текст (он приводится в сидурах и махзоре – сборнике молитв на Рош а-Шана), а остальные (т.е. судьи) ему отвечают. Тому, кто затрудняется прочесть текст на иврите, разрешается прочесть его на любом понятном ему языке.

Ѓатарат недарим можно делать в течение всего дня – кануна Рош а-Шана – а в самом крайнем случае это можно сделать и позже, до Йом‑Кипура. Хотя, лучше до такой крайности не доводить

В канун первого дня Рош а-Шана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!» и «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то. что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

Которое звучит как:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Йойм Азикоройн. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

Ташлих

Существует традиция днем в Рош а-Шана, спускаться к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивать края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б‑г каждого». Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Эта церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

Обычно ташлих делают в первый день праздника, но если он приходится на субботу, то церемонию проводят во второй день.

Лешана това тикатев ветехатем!

После молитвы «Маарив» вечером в Рош а-Шана (то есть вечером 14 сентября в 2015 году) принято приветствовать друг друга: «Лешана това тикатев ветехатем» (женщине говорят: «Лешана това тикатви ветехатми»), что означает «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!»

Во время первой (вечерней) трапезы Рош а-Шана соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года.

После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение «. творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»

Так поступают даже тогда, когда на столе есть фрукты, которыми славится земля Израиля (например, финики, гранаты), хотя обычно в таком случае именно над ними, а не над яблоком, следовало бы произнести благословение.

Кроме того, во время трапезы многие едят: баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»; гранат – «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; блюда из моркови, свеклы и других овощей , названия которых на идиш, иврите или арамейском ассоциируются с добрыми пожеланиями. Едят рыбу – чтобы мы «множились как рыбы в море».

Благословение произносят только над яблоком в меду.

Творческая еврейская мысль не стоит на месте и, например, франкоязычные евреи ставят на стол бананы (по-французски «С Новым Годом» звучит как «бон анэ») и авокадо, чье название созвучно с французским произношением слова «адвокат» (наверное, не надо объяснять, как важно иметь хорошего защитника в День Суда). Бананы можно поставить и потому, что это созвучно с ивритским «ше-ибане Бейт ѓа-Микдаш» («Да будет отстроен Храм!»). А особо креативные евреи ставят на стол напиток-колу, так как это слово созвучно призыву «Шма колейну!» («Услышь наш голос!» – главному лейтмотиву праздника, когда мы взываем к Вс-вышнему с просьбой услышать нас и принять наше раскаяние). В общем, ставить на стол можно многое, главное знать языки и уметь это знание применять.

Видео (кликните для воспроизведения).

В некоторых общинах, каждому блюду сопутствует соответствующее произносимое вслух пожелание. Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош а-Шана , в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение – букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех).

Рош а шана молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here