Содержание
- 1 Молитва во время испытаний и бед
- 2 Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
- 3 Редкие молитвы. Из Молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
- 4 Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
- 5 Сильные молитвы на все случаи жизни, которые помогли
- 6 Молитва митрополита Мануила Лемешевского к Богородице для защиты семьи
- 7 Что такое молитва?
- 8 По молитвам Владыки Мануила
- 9 Митрополит Мануил Лемешевский
Молитва во время испытаний и бед
1. Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя и, яко долготерпелив, презри прегрешения моя, примирися и помилуй мя.
2. Благоутробне, долготерпеливе и всещедре Господи, ниспосли милость Твою на люди Твоя.
3. Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи.
4. Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя (Пс. 58, 10-11).
5. Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя избави мя (Пс. 58, 2).
6. Господи Боже мой, на Тебя я уповаю, спаси меня от всех гонителей моих и избави мя (Пс. 7, 1).
7. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня милостью Твоею (Пс. 30, 16-17).
8. Обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение Твое!» А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него (Пс. 34, 3, 9).
9. Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и безчестием ищущие мне зла (Пс. 70, 12-13).
10. Все заповеди Твоя — истина; несправедливо преследуют меня, помоги мне (Пс. 118, 86).
11. Скорби сердца моего умножились; изведи меня от бед моих, сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24, 17, 20).
12. Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая (Пс. 69, 2-3).
13. Пресвятая Владычице, Всепетая, Благословенная, яко благолюбивая, утеши и помилуй мя.
Следует молиться так: произносить от всего сердца каждый стих три раза и после каждого раза делать земной (или, по болезни, поясной) поклон. Всего делать 40 поклонов. Хорошо бы класть поклоны со слезами да взять на себя пост на время, пока над головой висит испытание, покаяться; и хорошо, если исполнять это правило два раза в день, и Господь избавит от всяких бед.
Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
Молитва о даровании молитвы
Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери рассеянный наш ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разжженныя стрелы лукаваго, отторгающия нас от Тебя, угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий нас во время молитвы; осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания нашей грешной жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею, и мыслию, и всею крепостию, и в час разлучения души нашей от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш и помяни нас, егда приидеши во Царствие Твое. Аминь.
Молитва к Богоматери о семье моей
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, и страхования, и диавольскаго наваждения, да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва против вражией силы
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, святителей Василия Великаго и Киприана Карфагенскаго, получивших от Тебя власть изгонять духов нечистых, испепелять вражия козни, заговоры, порчи и наговоры преступных людей, вяжущих своих несчастных жертв сими словами и ввергающих в бездну отчаяния и скорби, умилосердствуй надо мною (имярек), страждущим (-ей), и всели в душу мою благодатную тишину, забвение всех лукавых помыслов, а сердца окрест меня стоящих смягчи, да пребывает мир и любовь в душах наших, да воистину прославится имя Твое святое, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва о даровании молитвы Иисусовой
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Имени Твоему поклоняются Ангели и человеки. Твоего Имени трепещут адские силы. Твое Имя — верных оружие на прогнание супостата. Твое Имя попаляет грехи и страсти. Твое Имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и во исполнение заповедей Твоих обогащает добродетелями. Твое Имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует нам мир и радость о Дусе Святе, в жизни же будущей — Царствие Небесное.
Сего ради аз, недостойный раб Твой, молюся Тебе: отжени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаб-лудно, во смирении и внимательно, с чувством сокрушения, устами, умом и сердцем, по обету монашества, творити непрестанно молитву сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Своими: «Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». Се молитвами Пречистыя Матере Твоея и преподобных отец наших, о Имени Твоем прошу молитвы Пресвятаго Всемогущего Имени Твоего. Услыши мя, обещавший услышати всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати, и спасати, и даровати молитву молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва пред иконой «Благое молчание»
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Иллюстрации: портрет Митрополита Мануила (Лемешевского); икона «Благое молчание»
Редкие молитвы. Из Молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
Призри, многомилостиве Господи, на всех молящихся Тебе, сугубо же на всех просящих моих недостойных молитв о себе.
И да ни единаго же молитва, ни единаго же прошение отриновено будет, но соделай им по их вере в молитву мою и пошли им вся благопотребная для души их и благополезная телесем их.
И да будет благость Твоя к ним всеизобильна и неосудеваема ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Боже мой, посещаяй тварь Свою, Емуже явленны страсти моя, и немощь естества нашего человеческаго, и крепость супостата нашего: Ты Сам покрый мя от злобы его, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, Благий, ведый немощь нашу и носяй неудобства безсилия нашего, сохрани мя от смущения помыслов и потопа страстей и достойна сотвори мя службы Твоея святыя, да не како в страстех моих растлю сладость ея и обращуся безстуден пред Тобою и дерзостив: Господи, Пресладкий мой Иисусе, помилуй и спаси мя.
Господи! Аще и всегда распинаем Тя грехами нашими, Ты же, умирая, не отвращаешися от нас, но преклонь Главу прощаеши нас, к Себе призывая.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе!
Покланяемся Страстем Твоим, Христе!
Покланяемся Страстем Твоим, Христе! и Святому Воскресению Твоему!
Что день молитву сию чти, да в наглой смерти не даст Христос никогда умрети.
Из молитвослова Митрополита Мануила (Лемешевского)
Многомилостиве Господи! Сподоби нас Божественного дарования святой молитвы, изливающейся из глубины сердечной; собери рассеянный наш ум, дабы всегда стремился он к Тебе, Создателю и Спасителю своему; сокруши разжженныя стрелы лукаваго, отторгающия нас от Тебя, угаси пламень помыслов, сильнее огня пожирающий нас во время молитвы; осени нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, дабы до скончания нашей грешной жизни Тебя Единаго любить всем сердцем, всею душею, и мыслию, и всею крепостию, и в час разлучения души нашей от бреннаго сего тела, о Иисусе Сладчайший, приими в руце Твои дух наш и помяни нас, егда приидеши во Царствие Твое. Аминь.
Молитва к Богоматери о семье моей
Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму, не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злаго обстояния, и страхования, и диавольскаго наваждения, да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва против вражией силы
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, святителей Василия Великаго и Киприана Карфагенскаго, получивших от Тебя власть изгонять духов нечистых, испепелять вражия козни, заговоры, порчи и наговоры преступных людей, вяжущих своих несчастных жертв сими словами и ввергающих в бездну отчаяния и скорби, умилосердствуй надо мною (имярек), страждущим (-ей), и всели в душу мою благодатную тишину, забвение всех лукавых помыслов, а сердца окрест меня стоящих смягчи, да пребывает мир и любовь в душах наших, да воистину прославится имя Твое святое, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва о даровании молитвы Иисусовой
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Имени Твоему поклоняются Ангели и человеки. Твоего Имени трепещут адские силы. Твое Имя — верных оружие на прогнание супостата. Твое Имя попаляет грехи и страсти. Твое Имя подает силу в подвигах, собирает воедино рассеянный ум и во исполнение заповедей Твоих обогащает добродетелями. Твое Имя творит чудеса и соединяет нас с Тобою, дарует нам мир и радость о Дусе Святе, в жизни же будущей — Царствие Небесное.
Сего ради аз, недостойный раб Твой, молюся Тебе: отжени от нас неведение духовное, просвети познанием Божественной истины и научи нас незаб-лудно, во смирении и внимательно, с чувством сокрушения, устами, умом и сердцем, по обету монашества, творити непрестанно молитву сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Ты бо рекл еси, Господи, пречистыми устами Своими: «Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». Се молитвами Пречистыя Матере Твоея и преподобных отец наших, о Имени Твоем прошу молитвы Пресвятаго Всемогущего Имени Твоего. Услыши мя, обещавший услышати всех призывающих Тя во истине. Твое бо есть еже миловати, и спасати, и даровати молитву молящемуся во славу Твою со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва пред иконой «Благое молчание»
Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.
Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.
За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.
Сильные молитвы на все случаи жизни, которые помогли
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Как только у человека в жизни происходит какая-то ситуация, то он сразу ищет выход из нее. Если это негативное событие, то он возносит к Господу вопрос о том, за что ему такое. А если радостное – то не всегда мы благодарим Господа за посланную нам благодать и помощь. Чаще всего для общения с Богом используют специальные тексты, которые называются молитвами.
Их есть большое количество и каждая из них соответствует определенному случаю, но есть и такие, которые называют универсальными.
Есть несколько видов молитв:
- покаянные,
- просительные,
- хвалебные – служат для прославлении Бога, а фраза «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» восхваляет Святую Троицу,
- благодарственные.
Не стоит забывать о том, что в православии стоит прославлять: Господа, Деву Марию, Святую Троицу. Существует 3 основные сильные молитвы на все случаи жизни, которые помогли большому количеству верующих людей. Их читают в любых ситуациях.
Молитва митрополита Мануила Лемешевского к Богородице для защиты семьи
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Бывают в жизни различные ситуации, когда мы необдуманным словом или действием можем нанести вред человеку. Это в основном связано с энергетическим действием. Но может случится и так, что кто-то умышленно наносит вред другому. В данном случае может помочь сильная молитва Богородице митрополита Мануила Лемешевского.
Энергетическое влияние на человека
Когда человек ни с того ни с сего:
- начинает чувствовать себя плохо, при этом это никак не связано с состоянием здоровья,
- ухудшаются отношения в семье и с близкими людьми,
- идет на спад материальное благосостояние и прочее.
В таком случае принято говорить, что была наведена порча. Они бывают разные по силе, и желательно не снимать их самостоятельно, так как из-за недостатка знаний можно нанести вред не только человеку, на которого ее послали, но и на себя самого. Ведь во время снятия плохой энергетике необходимо куда-то деваться. Так что не исключено, что она перейдет на Вас.
Все это может привести к разладам в семье, а также к ее разрушению. Супруги начинают чаще ругаться и не понимают друг друга. Бывает такое, что эти приступы не постоянны, а имеют волнообразный характер. Порой супруги даже не могут объяснить из-за чего получилась стычка. Это и указывает на то, что они были подвержены влиянию со стороны.
Способы защиты семьи и себя от сглаза
Есть различные методы защиты. Многие советуют обращаться к знающим людям для того, чтобы снять порчу. Не рекомендуется делать это самостоятельно, так как это может привести к ухудшению состояния. Самым безобидным методом, который можно проделывать как в храме, так и в домашних условиях – чтение молитв. Они есть разные, но наиболее эффективной считают молитву Богородице митрополита Мануила Лемешевского.
Особенно она будет полезной для тех, кому порча была сделана для ухудшения семейного положения, ссор, разладов в семье, а также разладов отношений. Слова данной просьбы направлены на разрушения негативного влияния по отношению к семье. Данное обращение к Богородице звучит следующим образом:
“Владычице Преблагословенная,возьми под Свой покров семью мою,всели в сердца супруги моея и чад наших мир,любовь и непрекословие всему доброму,не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого расставания,до неисцельных болезней и преждевременныя и внезапныя смерти.А дом наш и всех нас,живущих в нем,сохрани от огненного запаления,воровс-каго нападения,всякого злаго обстояния,и страхования,и диавольского наваждения,да и мы купно и раздельно,явно и сокровенно будем прославлять Имя Твое Святое всегда,ныне и присно и во веки веков.Аминь.”
Помните, что как бы там ни было, какие бы причины ссор не возникали, не принимайте решения сгоряча. Разберитесь в причинах и только после того, как хорошо обдумаете все, делайте выводы. При малейших каких-либо непонятных проявлениях почитайте молитвы и сходите в церковь.
Что такое молитва?
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
В современном мире даже самые уверованные люди, далеко не всегда могут разобраться в вопросах относительно молитвословия. Одни думают, что помогают получить желаемое канонические молитвословия (прочитанные в молитвослове), другие уверенные, что недуги и неудачи уйдут при помощи любых горячо произнесенных слов Спасителю, а третьи совсем не обращаются в молебне, уворованные тем что Всевышний сам все слышит и видит. Разобраться же в том, что такое молитва у верующих людей и как она зарождалась, каково ее определение и когда она читается — вы сможете из нашей статьи.
Что такое молитва, определение и некоторые ее виды
В православной религии молитвословие представляет собой обращение священнослужителя или же обычного верующего человека к Спасителю, Небесной Царице или же другим Божественным силам. Христианину разрешено возносить молитвословие, как по уставной молебни давно использующейся и освященной по церковному преданию, так и собственными словами.
Само молитвенное обращение может содержать в себе следующее:
- прошения к Всевышнему или Святым;
- слова благодарности, обращенные к Спасителю;
- восхваления величия Отца Небесного;
- покаяние в свершенных греходеяниях;
- ходатайство пред Божественными силами за родных и близких своих.
Давайте же рассмотрим более подробно что представляют собой некоторые разновидности молебни:
По молитвам Владыки Мануила
Очень давно хотела написать вам о Митрополите Мануиле (Лемешевском), но только сейчас, наверное, настало время мое.
Мой папа Евгений Прокопьевич (память 9 августа) был очень верующим Христианином, молился больше по ночам, всю жизнь соблюдал посты, ходил в Храм Божий — Покровский собор, знал Владыку Мануила, был у него дома несколько раз. Владыка Мануил говорил папе, что сам, мол, ходишь в церковь, а жену и дочь не берешь, — папа в этом не виноват, мы с мамой просто ленились, редко ходили в храм Божий. Но когда я бывала в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, то почти всегда с потолка во время службы падали большие капли воды, а еще часто на молящихся людей опускался прозрачный голубоватого цвета туман. Я спрашивала у папы, что это (мне было тогда 9-10 лет), — как будто в храме идет дождь, а ведь купол не протекает. Папенька, всегда добрый, улыбался и говорил, что не дождь это, а Господь благодать посылает нам, грешным, по молитвам Владыки Мануила, великая сила у нашего Митрополита. Память держит это всю мою жизнь, а мне скоро будет 48 лет. А еще помню, как во время службы Владыки Мануила люди лаяли и громко кричали, было очень страшно, но папенька всегда меня успокаивал.
А около церкви в те годы стоял и в жару, и в мороз юродивый Борис, он головкой все в сторону тряс, но милостыню брал далеко не у всех (говорили, что он прозорливый был). Потом он, бедненький, пропал; сказали, что Бориса власти “спрятали”, но как на самом деле — не знаю.
А еще хочу рассказать про нашу матушку Марию Ивановну Матукасову. Купила я книгу о схимонахине Марии в день рождения мужа своего. Он, как все “уважающие” себя мужчины, пришел домой в очень нетрезвом состоянии. Мы с дочерью боялись его и замерли — начнется сейчас “концерт” часа на три-четыре, сердце сжимается, во рту пересохло, ждем, а у сердца я держу книгу матушкину и почему-то хожу с ней по квартире. Но какое было для нас с дочерью чудо в тот вечер! Муж как будто чего-то боялся: поорет и успокаивается, и спать улегся рано, радости не было конца, мы так удивились.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
И во сне ко мне приходила Мария Ивановна — благословила меня. Читала книгу о матушке, а потом села посмотреть телевизор (я его всегда смотрю в темноте), а через некоторое время раздался щелчок и голубой свет проблеснул, как молния. Я напугалась, выключила телевизор и попросила у матушки Марии прощения, это она меня вразумила. Дочерям моим матушка помогает тоже: если что-то заболит — прикладывают фотографию Марии Ивановны, и помогает.
В день памяти Марии Ивановны мы с приятельницей были в церкви Петра и Павла. Во время службы кто-то открыл в левом приделе дверь, и мы со знакомой одновременно почувствовали, как шлейфом прошел дивный аромат. Мы переглянулись с радостной улыбкой, а Валентина Петровна сказала: “Это матушка наша прошла”.
На снимке: портрет Митрополита Мануила (Лемешевского); гробница Митрополита Мануила в Покровском кафедральном соборе г. Самары. 05.11.2004
Митрополит Мануил Лемешевский
День памяти:
30.07/12.08 – день кончины (1968 г.)
Митрополит (Лемешевский Виктор Викторович) родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии в семье податного инспектора-дворянина в чине коллежского советника. Поляк.
С 1890 года жил с семьей в городе Либаве (ныне Лиепая).
В 1894 году поступил в Либавскую Николаевскую гимназию в Курляндской губернии.
В 1903 году окончил ее.
В 1903 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1910 году ушел с последнего курса, прослушав полный университетский курс.
С 29 апреля до 29 июня 1910 года – послушник в Николо-Столбенской пустыни в Тверской губернии.
2 июня 1911 года в Николо-Столбенской пустыни принял монашеский постриг.
10 декабря 1911-го был рукоположен во иеродиакона.
С 8 июня 1912 года состоял в Киргизской Духовной миссии, в городе Семипалатинске.
С 31 августа исполнял обязанности помощника начальника Миссии.
С 1 сентября 1912 года – законоучитель и заведующий церковноприходской школой Центрального стана Киргизской Духовной Миссии; законоучитель сельскохозяйственной школы.
16 сентября 1912 года епископом Киприаном (Комаровским) был рукоположен во иеромонаха.
С 14 июля 1914 года – помощник начальника Киргизской Духовной миссии.
Со 2 июня 1914 года – преподаватель истории сектоведения на учительских курсах учащихся церковноприходских школ в Омской епархии.
9 июля назначен председателем Следственной комиссии по освидетельствованию чудесного обновления Абалацкой иконы Божией Матери в Знаменской общине Семипалатинского уезда Семипалатинской губернии.
В 1916 году поступил в Петроградскую Духовную академию.
Летом 1917 года был секретарем на предсъездном совещании ученого монашества.
В 1918 году окончил Духовную академию.
С 1 октября 1917 года – помощник библиотекаря в библиотеке Петроградской епархии.
После закрытия академии в 1918 году уехал в Муромский монастырь, что в Олонецкой губернии.
С 13 августа 1918-го до января 1919 года – духовник в Муромском монастыре.
Находился в Олонецкой епархии «в научной командировке по обследованию и описанию памятников местной церковной старины, с правом поступления в братство одной из обителей олонецкой епархии».
В 1919 году возвратился в Петроград.
С апреля 1919 года служил в Никольской домовой церкви на Спасской улице Александро-Невского общества трезвости в Петрограде исполняющим должность настоятеля.
20 сентября 1919 года был утвержден в должности настоятеля.
В марте 1920 года основал при Спасской церкви братство.
Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде – для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые люди. К нему льнул «мелкий люд» – кухарки, почтальоны, кондукторы, – они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи – у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.
Он был вынужден совмещать духовную службу и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного прихода.
В 1919-20 годах учился на высших библиотечных курсах.
В 1919-21 годах работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном педагогическом музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. Был уволен из библиотеки как служитель культа.
В феврале 1921 года поступил в Управление Муромской железной дороги копировщиком, и был уволен в январе 1922 года.
В 1921-23 годах преподавал на Богословских пастырских курсах в Петрограде Священное Писание Ветхого Завета.
25 октября 1922 года был вновь осужден – Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ.
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
Осенью 1922 года был освобожден.
С августа 1923 года служил в Космо-Дамиановской церкви в Петрограде.
Перешел в Космо-Дамиановскую церковь вместе со своим братством.
21 сентября 1923 года в Московском Свято-Данииловом монастыре епископом Феодором (Поздеевским) был возведен в сан архимандрита.
Да, великая духовная сила царила в этом Божием сосуде, в епископе Мануиле. И этой духовной силой был свет Православия. Известно о его дружбе с пребывавшим тогда в Александро-Невской лавре преподобным Серафимом Вырицким.
Разошедшееся большими тиражами в наши дни духовное произведение «От Меня это было», по мнению многих принадлежащее преподобному Серафиму, по мнению других написано владыкой Мануилом. Мы не можем встать ни на чью сторону. Один Бог знает. Наверное владыка Мануил и отец Серафим о многом беседовали, и вполне возможно это духовное произведение – плод их общения. Стиль изложения ближе к стилю митрополита Мануила. В старые времена была традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, своего духовного наставника (слышанное от него), каким был в лавре ее духовник старец Серафим (Муравьев). Но очевидно, что авторство здесь не столь уж важно. Ибо был этот текст от Того, Кто Один имеет власть сказать нам такие слова.
Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной».
2 февраля 1924 года он был арестован по делу о «Православных братствах».
Во время следствия содержался в тюрьме на Шпалерной улице в Петрограде.
26 сентября 1924 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был осужден по статье 67, 69, 73 УК РСФСР.
Приговор: 3 года заключения в лагере.
С сентября 1924 года по ноябрь 1927-го отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках работал библиотекарем. Был членом комиссии по вскрытию мощей святых Зосимы и Савватия, сотрудником Соловецкого Общества Краеведения.
В 1927 году принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).
В годы соловецкого заключения написал ряд докладов и Богословских работ.
В 1927 году высказал свою лояльность к политике митрополита Сергия (Страгородского).
Осенью 1927 года был задержан из-за обнаружения при обыске рукописей в Кемперпункте при отъезде из Соловецкого лагеря к месту ссылки в Архангельск.
16 сентября 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР был осужден.
Приговор: 3 года лишения права проживания в шести центральных губерниях и пограничной полосе.
Был отправлен в Москву.
С 19 января 1928 года содержался в Бутырской тюрьме в Москве.
С 4 февраля 1928 года находился в тюремной больнице.
Был освобожден под подписку о невыезде.
Проживал в Московском Свято-Данииловом монастыре. Даниловскими епископами-исповедниками был принят в число свое. Известно, что даниловцы отступников отнюдь не принимали, а значит и нельзя утверждать, что владыка Мануил отошел от исповеднического движения или был виновен в сотрудничестве с властью и ее ГПУ.
9 марта 1928 года по постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ СССР ему было разрешено свободное проживание в СССР.
С 25 апреля 1928 года он – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.
С 28 апреля по 2 мая 1928 года находился в Ленинграде. Боясь церковного раскола, высказал свою поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и не принял «иосифлянскую» оппозицию, поддерживал новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).
С 28 декабря 1928 года Владыка – временно управляющий Каширским викариатством в Московской епархии.
С октября 1929 года – епископ Серпуховский, викарий Московской епархии.
В Серпухове не принимал «иосифлянское» движение, возглавляемое там епископом Максимом (Жижиленко).
Но в 1930 году сам прекратил произношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) за Богослужением. Причиной разрыва послужило данное митрополитом Сергием корреспондентам иностранной печати в Москве интервью, содержавшее искаженную информацию о положении Русской Православной Церкви в СССР.
30 января 1930 года владыка Мануил подал прошение об уходе на покой. Прошение было удовлетворено.
В 1931 году формально воссоединился с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.
10 января 1932 года был арестован по делу «Истинно Православной Церкви».
Содержался во Внутреннем изоляторе ОГПУ в Москве.
4 июня 1932 года Коллегией ОГПУ СССР был обвинен в том, что, «являясь активным участником к/р организации церковников «Истинно-Православной Церкви», принимал активное участие в руководстве к/р деятельности этой организации».
Приговор: дело прекратить, из-под стражи освободить.
В 1932-34 годах проживал в Москве.
В декабре 1933 года был назначен епископом Новосибирским; от назначения отказался.
3 января 1934 года был арестован.
3 марта Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по групповому «делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1934 г.» в «участии в контрреволюционной церковно-монархической организации».
Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.
В 1934-37 годах – в заключении в Мариинских лагерях (Сиблаг) в Новосибирской области.
С 24 февраля 1937 года, после освобождения, жил в Московской области: в совхозе Орлово-Розово, в Дорохове, Фирсановке, Завидово.
По просьбе протоиерея Сергия Мечева тайно рукоположил нескольких священников.
2 мая 1939 года был арестован ГУГБ НКВД СССР в поселке Завидово.
Содержался во внутренней тюрьме НКВД и в Бутырской тюрьме.
31 января 1940 года осужден Московским судом по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому «делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1940 г.» За то, что «являлся участником нелегальной антисоветской организации и проводил антисоветскую деятельность».
Приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
С 31 января 1940 года содержался в Канских лагерях Красноярского края.
15 сентября 1944 года, будучи в заключении, «дал откровенные показания об известных ему фактах а/с деятельности церковного подполья и назвал целый ряд лиц, причастных к этому подполью».
16 сентября 1944 был условно-досрочно освобожден по постановлению ОСО НКВД СССР.
В 1944 году был возвращен в Москву.
Зная о бесчеловечных изощренных жестокостях, а еще о бесовской психологической обработке в НКВД, о лжи и коварстве чекистов, осудить владыку Мануила за эти «показания» может только преднамеренно недобросовестный исследователь и предвзятый человек, лишенный не только христианского сострадания, но и простого желания вникнуть в суть и ход происходившего тогда. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший эту же систему издевательств, как врач описал состояние подследственного и убедительно с медицинской точки зрения показал, что человек просто не может контролировать себя, подвергаемый системе нечеловеческих пыток.
С ноября 1944 года владыка Мануил находился в Тамбове в распоряжении Тамбовского архиерея – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
С 14 февраля 1945 года владыка Мануил – епископ Чкаловский и Бузулукский.
Служил в Никольском кафедральном соборе города Чкаловска (ныне Оренбург).
21 апреля 1946 года был возведен в сан архиепископа.
4 сентября 1948 года арестован в Чкаловске.
16 апреля 1949 года осужден.
Приговор: 10 лет заключения в лагере.
До июля 1955 года содержался в Потьминских лагерях, поселок Явас, Мордовская АССР.
В лагере занимался плетением рыболовных сетей, затем был каптером.
В общей сложности владыка Мануил провел в тюрьмах, ссылках и лагерях двадцать пять лет.
С 21 декабря 1955 года – временно управляющий Чебоксарской епархией.
В конце 1956 года завершил работу над «Каталогом обновленческих архиереев».
С 7 февраля 1956-го по 22 марта 1960 года – архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
В марте 1957 года завершил работу над «Каталогом русских православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг.»
С 22 марта 1960 года – архиепископ Куйбышевский и Сызранский.
Когда кафедральный протодиакон впервые возгласил его Куйбышевским, многие прихожане осенили себя крестным знамением со слезами радости.
Богатый духовный опыт, постоянная работа над собой и строгая аскетическая жизнь митрополита Мануила привлекали к нему сердца людей, жаждущих получить от него мудрый совет, благословение и молитвенную помощь.
В 1960 году он был удостоен степени кандидата Богословия.
В июле 1961 года участвовал в работе Архиерейского Собора.
25 февраля 1962 года возведен в сан митрополита.
До 25 ноября 1965 года – митрополит Куйбышевский и Сызранский.
Был отстранен от церковной деятельности как не отвечающий интересам государства.
После увольнения на покой работал над биографическим словарем «Русские православные иерархи».
В конце 1966 года завершил работу над диссертацией на тему «Русские православные иерархи периода 1893-1965 гг.»
12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) скончался в городе Куйбышеве (Самаре).
Место захоронения – притвор кафедрального собора во имя Покрова Божией Матери в Самаре.
Чин погребения возглавил митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх.
Литература:
1. Митрополит Иоанн (Снычев). Борец с обновленческим расколом. Митрополит Мануил (Лемешевский).
2. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб.,
1994. (Исторические сборники. 2). С.162-164.
3. Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996. С.60.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.4. С.263-288.
5. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви, 1917-1945/ Послесл. прот.Иоанна Мейендорфа. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С.349, 351, 533, 549.
6. Подвижники Самарской земли/ Самарский мартиролог. Самара, 1995. С.6-25.
7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.8.
8. Краснов-Левитин А.Э., Шавров В.М. «Очерки по истории русской церковной смуты».
9. http://pstbi.ru
10. http://www.ortho-rus.ru
11. http://drevo-info.ru
12. http://serafim.com.ru
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Документы:
1. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Том_Лист Л.29.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.83.
3. Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-88399.
4. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-35634.
5. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-15994.
6. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-15363.
7. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-40405.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.