Проповедь зачем нужна молитва

Молитвенное правило: Проповедь зачем нужна молитва | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

О силе общей молитвы

Проповедь в неделю святителя Григория Паламы

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5) .

Эта истина вытекает из многих свидетельств Священного Писания, в том числе из поучения Святого Евангелия, которое читается сегодня. Возьмем, к примеру, слово, сказанное Господом: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Посмотрите, братья мои, Господь не сказал: «видя веру расслабленного», а веру их, то есть тех, кто нес на постели этого расслабленного.

Действительно, если бы эти четверо, несшие расслабленного, не имели великой веры, они не стали бы так утруждать себя: ведь они, видя такое множество народа вокруг Спасителя и не имея возможности пробраться к Нему с расслабленным, нашли другой способ поставить его пред Христа. Они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и спустили через нее постель с больным. Потрудившись так, им удалось показать его Спасителю, ибо они имели огромную веру в то, что если Христос увидит его, то сжалится над ним и исцелит его от болезни.

По вере своей, твердой и непоколебимой, они получили то, чего ожидали. Ибо видя их веру и усилия, наш Пресвятой и милосердный Спаситель сказал расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои, а потом добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2: 5-11). И тот вдруг встал, здоровый, взял свою постель и вышел на глазах у всех, так что все изумились и стали славить Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Там же, 12).

Вы видите, братья мои, это преславное чудо, совершенное Господом ради веры их, то есть, расслабленного и тех, кто нес его!

Но разве только тогда Спаситель совершил преславное чудо ради веры нескольких человек? Нет, воистину нет. Господь Бог и Спас наш Иисус Христос – один и тот же от века и до скончания века: преблагий, милостивый и щедрый к верующим в Него воистину (Пс. 144:18). Ибо мы и сегодня каждый день видим тысячи и тысячи христиан, прибегающих к Нему во всех своих бедах и скорбях.

Пресвятой Дух говорит в псалмах: избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него (Пс. 33: 21). Кто мог бы пересказать и описать все несметные чудеса, которые преблагий Бог совершает над всеми любящими Его и прибегающими к Нему с несокрушимой и твердой верой? Мы, стоя здесь для служения благочестивым христианам, видим и слышим от многих благодарения за благодеяния, полученные ими от Бога. Один благодарит, что после совершения богослужений в святом храме он исцелился от болезни, которой страдал; другой благодарит, что Бог отвел от него пагубу, врагов, опасность, угрожавшую ему.

Все Тот же преблагий и щедрый Спаситель, исцеливший расслабленного из сегодняшнего Евангелия по его вере и по вере несших его, и в наши дни совершает бесчисленные чудеса, помогая всем добрым христианам, прибегающим к Нему с правой верой и горячей, неотступной молитвой. А как вера одних помогает другим — об этом мы уже столько раз слышали в Святом Евангелии, когда читали о жене хананеянке, слуге сотника, сыне Наинской вдовы и многих других, о которых не время здесь говорить.

Почитайте Деяния святых апостолов, и вы увидите, как много может молитва многих людей, молящихся в храме о тех, кто находится в опасности. Мы знаем, что великий апостол Петр за исповедание истины был схвачен, связан и брошен в темницу, где его стерегли четыре стражи по четыре воина в каждой. И пока Петра сторожили в темнице, Церковь непрестанно возносила о нем молитвы. И вдруг Ангел разбудил Петра, говоря: встань скорее! – и цепи упали с его рук (Деян. 12: 7). Ангел сказал ему: опояшься и обуйся в сандалии, – и он сделал так. Потом Ангел говорит ему: оденься и иди за мною. И, выйдя, он пошел за Ангелом, но не знал, что все, делаемое Ангелом, было в действительности: он считал, что видит видение.

И пройдя и первую стражу, и вторую, они подошли к железным воротам, ведущим в город, и тут ворота сами открылись, и они, выйдя в них, прошли одну улицу, и тут же Ангела Господня не стало с ним. А Петр, придя в себя, сказал: теперь я воистину знаю, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский (Там же, 8-11).

Вы видели, возлюбленные верующие, какое великое и преславное чудо совершил преблагий Бог с апостолом Петром. А почему? Потому что множество верующих в Церкви прилежно молились о нем Богу (Там же, 5).

Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Мф. 18: 20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах, где их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу, от Которого сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду.

Самые важные общие молитвы, совершаемые в наших храмах о верующих, – это Святая Литургия и Таинство Елеосвящения (Соборования). Сколько же чудес совершилось и совершается сегодня благодаря Святой Литургии! На нее, особенно в Праздники, собирается больше всего верующих. Таким образом, их общие молитвы, вознесенные с великой верой, соединяются с молитвами священников в святых алтарях и более всего способствуют исполнению их прошений.

Молитвы веры священников, соединенные с молитвами верующих, совершают самое великое чудо на земле от дней Христовых и до ныне. Этим несказанным чудом является преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы на Святой Литургии. Таким образом, без Святой Литургии у нас нет Святого Причастия, а без него мы не можем соединиться со Христом, не можем быть прощены, а значит – спасены, ибо сам Господь говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6: 53).

Видите, сколь огромны сила и значение Святой Литургии? Видите, что Святая Литургия – наша, и она составляет фундамент нашего спасения, поскольку держит нас в прямой и перманентной связи со Христом, с небесными святыми и земными людьми?

Читайте так же:  Молитва на смерть

Другим чудом Святой Литургии, как плода веры и общей молитвы, является то, что она, вместе с другими богослужениями, более всего содействует сохранению православной веры в мире. Что стало бы с нашей верой, если бы люди не делали ее живой, действенной и спасительной посредством Святой Литургии? Некоторые христиане уходят в секты только потому, что не бывают регулярно на Святой Литургии и не ощущают ее силы.

Святая Литургия, как венец семи славословий [1] , также много способствует единению, примирению, сближению и братанию православных христиан как чад Церкви Христовой. На протяжении двух тысяч лет только Церковь и богослужения, совершаемые в святых обителях, собирали христиан вокруг священников и алтарей, соединяли их молитвой в одну веру, исцеляли от болезней, разрешали от грехов на святой исповеди, соединяли со Христом молитвой и Святыми Таинствами, вели их по жизни путем спасения по учению Святого Евангелия.

Благодаря богослужениям, богослужебным книгам, Святой Литургии, проповеди и церковному пению Православная Церковь сохранила, кроме единства в вере и мироощущении, также единство языка, древней религиозной культуры и всей тысячелетней православной традиции. Между тем, все это – чудеса и плоды общей веры и молитвы.

На Святой Литургии Церковь также возносит молитвы и вынимает частицы за умерших и силой Жертвы Христовой вызволяет из ада многие души усопших. Разве мы в храме не молимся все вместе о наших почивших, не поем им вместе со священниками «вечную память» и не желаем им Царства Небесного? Один только Бог знает, сколько душ вырвано из мук адовых силой литургической Жертвы и панихид, и это тоже – плод благодати священства и общей молитвы.

Вот таким образом, молясь вместе со священниками в храме, мы способствуем чуду прощения и вызволения из ада многих душ наших братий, умерших неподготовленными. Видите, сколько чудес совершается на Святой Литургии в результате общей молитвы? Поэтому великую награду получат те, кто регулярно ходит в церковь и молится о себе, о болящих, о благодетелях, о зло творящих и об усопших. Особенно о них, потому что души умерших ждут освобождения от адского осуждения по молитвам Церкви и нашим молитвам.

Другие чудеса веры и общей молитвы христиан совершаются в Таинстве Елеосвящения. Это самая мощная молитва и служба Церкви о болящих. Поэтому христиане должны просить об этом Таинстве священников каждый раз, когда у них в семье случится больной, и как можно больше христиан должно участвовать в Соборовании, потому что молитва веры исцелит болящего, и если он совершил грехи, простятся ему (Иак. 5: 15).

Думаю, многие из вас видели больных, исцелившихся или получивших облегчение благодаря Таинству Соборования и помазания освященным елеем. Другие из вас, может, ездили к святым мощам и чудотворных иконам и видели больных, чудесным образом исцелившихся там по молитвам присутствующих или по молитвам святого Василия Великого [2] , читаемым священником, с постом и верой.

Вот лишь несколько чудес, совершающихся в храме силой веры и общей молитвы.

Прошли, с помощью Божией, две недели святого и Великого поста. Исследуем же теперь свою совесть и спросим себя: примирились ли мы с ближними своими, испросив прощения, и с Богом, принеся Ему исповедь у священника, за эти 14 дней поста? Ходили ли чаще на Святую Литургию в эти воскресенья и удостоились ли принять Тело и Кровь Христовы? Воздерживались ли от скоромной пищи, гнева, пьянства и всякого греха, вступив в святой пост? Подавали ли милостыню нищим и приняли ли решение поститься и молиться Богу до Святой Пасхи? Поминаем ли дорогих и родных нам усопших, молимся ли об их прощении?

Те из вас, кто делал это, продолжайте молиться, ходите в храм и исцеляйте расслабление души своей молитвой, милостыней и покаянием. А кто не сделал ничего для души в эти покаянные дни, не откладывайте, начните отныне совершать спасение свое, покуда у нас еще есть время.

Напоминаю вам, что сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, митрополита Фессалоникийского, святого XIV века, учителя молитвы. Он был учителем, делателем и защитником непрестанной молитвы Иисусовой. Просите у него помощи и идите, по силам, вслед его молитвы.

Если мы будем делать так, то будем получать великую пользу из всего, пройдем течение поста с духовным деланием и удостоимся славного Воскресения Христа Бога. Аминь.

Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других

Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?

– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.

– Достаточно ли этого?

– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.

– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?

– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.

– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.

– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.

– Почему?

– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.

Читайте так же:  Молитва для здоровье детей

– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?

– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.

– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?

– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.

– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?

– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.

– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?

– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.

– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?

– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?

– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?

Видео (кликните для воспроизведения).

– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.

Что такое молитва и почему люди молятся Богу?

Вы когда-либо думали о том, почему вообще люди молятся Богу и что такое молитва? Сегодня мы хотим познакомить вас с небольшим уроком о молитве.

  1. Чем для вас является молитва?
  2. Почему вы молитесь?

Запишите ответы на эти два вопроса или хотя бы сформулируйте ответы для себя лично.

Что такое молитва

Подумайте о том, как вы молитесь. Молитва — это для вас обращение к Богу или разговор с Богом? А также, для чего вы молитесь?

Лично для меня, пока я рос как христианин, примером молитвы служило то, что я видел, как люди молятся публично. Это очевидно, что во время публичной молитвы люди говорят. Когда они перестают говорить, молитва закончена. Поэтому для меня молитва является обращением к Богу, или, по крайней мере, это то, как я это понимал на протяжении многих лет.

Но с таким пониманием есть несколько проблем:

  1. Общение — это не только слова.
  2. Общение, по определению, должно быть двусторонним.

В Послании к Римлянам 8:26-27 сказано:

«К тому же, нам, немощным, помогает в нашей слабости Дух. Мы не умеем молиться как положено, Дух же молит за нас Бога с таким жаром, который не выразить словами. Но Бог, для Кого открыты сердца наши, знает, о чём молит Дух, ибо по воле самого Бога Он молит за святых Божьих».

Вспомните момент в вашей жизни, когда вы делились вашими самыми сокровенными желаниями и чувствами с кем-то, кого вы очень сильно любите. Если вы женаты, это мог быть тот взгляд, которым вы обменялись с вашим супругом, когда вы оба впервые поняли, что любите друг друга. Этот взгляд сказал все. Словами просто невозможно передать самые сокровенные чувства, которые мы испытываем. Молитва — это не просто разговор. Молитва — это чувство. Молитва — это получение сообщения. Святой Дух помогает нам выразить наши самые глубокие чувства Богу. Это двустороннее общение. Он также передает глубокие желания Бога к нам. Иногда во время молитвы нужно помолчать. «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Псалом 45:11).

Читайте так же:  Приворот как молитва

Существует духовная дисциплина, которая отсутствует у большинства из нас, и я также причисляю себя к новичкам в этой сфере. Это глубокие внутренние размышления или «медитация». Медитация или глубокие внутренние раздумья, это не только индуистская практика. Нам нужно снова начать использовать их в христианской молитве. Когда Давид медитировал, он не повторял мантры, а размышлял о славе Божьей. Псалом 118:27 говорит: «Буду размышлять о чудесах Твоих». В Псалме 76:13 Асаф говорит: «Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях». Это невозможно осуществить разговаривая. В Псалме 48:9 сынов Кореевых говорится: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Молитва, которую Бог ждет от нас, включает в себя медитацию или глубокие раздумья.

Так что же такое молитва? Она включает в себя очень многое. Было бы ошибкой сводить ее к чему-то одному. Одна из этих вещей — это рассказ о наших самых глубоких чувствах и желаниях Богу и ответ Бога нам подобным образом. Давайте рассматривать молитву не только как разговор, но также, как и чувства, и глубокие внутренние размышления (медитацию). Давайте подумаем о роли Святого Духа в этом процессе и научимся умолкать: перестанем говорить и будем глубоко размышлять о Боге, Его чудесах, Его работе, Его неимоверной любви.

Почему люди молятся Богу

Когда у нас есть более целостное видение того, что такое молитва, тогда есть и лучшее понимание того, зачем молиться Богу. Конечно, одна из причин, почему мы молимся, — нам это было заповедано. Но подумайте, пожалуйста, об отношениях, которыми вы очень дорожите. Если они на самом деле для вас ценны, тогда, конечно же, вы общаетесь с тем, кого вы любите, не потому что вы «должны». На самом деле, если вами движет чувство долга, то это уже не любовь.

Есть три гораздо лучшие причины для молитвы, о которых хотелось, чтобы вы подумали:

  1. Воздать славу Богу.
  2. Привести желание своего сердца в соответствие с Божьей волей.
  3. Повлиять на Бога и позволить Ему влиять на нас через отношения.

Вероятно, одно из самых лучших мест в Писании, которое иллюстрирует, почему и как молиться, — это отрывки от Луки 11:1-4 и от Матфея 6:9-13. Здесь ученики Христа, которые молились всю свою жизнь, осознали, что Иисус является великим знатоком молитвы. И они скромно попросили Его научить их молиться. Мы видим, что Его ответ включает в себя три вышеперечисленных пункта.

Молитву Иисус начинает, воздавая славу Богу. Вся честь и слава принадлежат Богу и только Ему одному. Отрывок из Писания об этом, который я лично больше всего люблю, исходит, неудивительно, из уст второго великого молящегося всех времен — Давида:

И тогда Давид благословил Господа перед всем народом, который собрался. Давид сказал:»Господи, Боже Израиля, отец наш, да будь благословен Ты вечно! Тебе принадлежат величие, могущество, слава, победа и честь!Ибо всё Твоё, всё, что на небе и на земле. Царство Тебе принадлежит, Господи!Ты — глава и владыка над всем. Богатство и слава исходят от Тебя. Ты правишь всем. В Твоих руках могущество и сила!Любого можешь сделать Ты великим и могучим. И теперь, Боже наш, мы благодарим Тебя и превозносим славное имя Твоё! Все эти вещи пришли не от меня и моего народа!Все эти вещи от Тебя пришли. Мы только возвращаем Тебе то, что получили от Тебя. Мы всего лишь пришельцы, идущие через эту страну, как и наши предки. Наше время на земле подобно проходящей тени. И не можем мы остановить его. Господи, Боже наш!

Мы собрали все эти вещи, чтоб построить Тебе храм. Мы построим этот храм в честь имени Твоего. Но всё это получено от Тебя, и всё принадлежит Тебе! Мой Бог, я знаю, что Ты испытываешь людей и любишь, когда делают добро. Я от чистого сердца и с радостью отдаю Тебе всё это. Я вижу, что и Твой народ, который здесь собрался, с радостью жертвует Тебе. Господи, Бог наших предков, Авраама, Исаака и Израиля, помоги народу Твоему задумывать доброе. Помоги им быть преданными Тебе и честными! И Соломону, сыну моему, помоги быть честным с Тобой. Чтобы всегда он следовал Твоим заповедям, законам и правилам. Помоги Соломону исполнить всё этои построить великолепное здание, для которого я сделал приготовления». Затем Давид сказал всем собравшимся: «Восхваляйте теперь Господа, Бога вашего». И весь народ благословил Господа Бога, Которому поклонялись их предки. Они пали на землю, и поклонились Господу и царю. (1-я Паралипоменон 29:10-20)

Во-вторых, мы молимся для того, чтобы наши сердца и желания соответствовали воле Божьей на нашу жизнь и на мир в целом. Иисус говорит в Своей молитве: «Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе.» Означает ли это, что Божья воля не всегда исполняется? Я думал, что Бог обладает полным суверенитетом. Но на самом деле Божья воля не всегда исполняется, потому что существуют создания со свободой выбора, чьи желания часто не совпадают с волей Их создателя. В молитве мы стремимся привести наши желания в соответствии с желаниями нашего Отца небесного. Мы капитулируем перед Богом. Мы молимся за какие-то вещи, но мы ожидаем, что Бог ответит на наши молитвы только, если это соответствует Его воле, верно? В 1 Иоанна 5:14-15 говорится, что мы получим все, что просим, что соответствует Его воле. Поэтому, когда мы молимся, мы стараемся привести наши намерения в соответствие с Его волей.

Третья причина молитвы исходит из первой части этого урока. Великая цель молитвы — это воздать славу Богу. В молитве мы приводим нашу свободную волю в соответствие с Божьей волей. Это все верно, но в конце концов молитва — это двустороннее общение. В молитве Бог открывает нам Свои самые глубокие желания о нас, Свои намерения на нашу жизнь и на мир в целом. В молитве мы обнажаем наши самые глубокие желания Богу.

Одно из самых удивительных таинств состоит в том, что Создатель Вселенной хочет, чтобы мы, такие немощные, несостоятельные оказывали на Него влияние. Во время молитвы мы меняем этот мир. То есть, вернее, это не мы, кто меняет этот мир, но мы оказываем влияние на Бога, Который меняет этот мир. В Своей молитве Иисус (от Матфея 6:11) просил Бога, чтобы Он «дал нам наш насущный хлеб». В молитве мы обращаемся к самой влиятельной личности во Вселенной, зная, что, если это будет Его волей, Он это нам даст. «С молитвой, мольбами и благодарностью» мы «открываем наши желания перед Богом» (К Филиппийцам 4:6). Наша молитва способна изменить этот мир, и это одна из причин, почему мы молимся, потому что мы получаем, когда мы просим. Но давайте запомним несколько вещей:

  1. Важно воздавать Богу славу.
  2. Важно привести свои желания в соответствие с Божьей волей.
  3. Важно помнить, что Святой Дух помогает нам открывать Богу наши желания, Он ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Давайте иногда помолчим, глубоко подумаем, помедитируем, «остановимся и познаем, что я Бог».
Читайте так же:  Православная молитва за упокой души усопшего до 40 дней

Перевод: Анна Силина

Видео (кликните для воспроизведения).

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    Подписаться на новости

Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    Христианские тесты онлайн

    Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.

    Зачем молиться, если на все Воля Божия

    Письмо читателя:

    Здравствуйте, увидел в Интернете цитату Сёрена Кьеркегора: «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося». Как эта фраза соотносится с церковным взглядом? Мысль очень красивая, конечно, но что это получается — чуда по молитве совершиться не может? И вообще в жизни тогда нет места чуду — сплошное предопределение? К тому же ведь люди меняются постоянно — и в хорошую сторону, и в плохую, но это же не всегда результат молитвы…

    Соединение установлено

    На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

    Что такое молитва — инструмент для изменения воли Божьей или же попытка угадать эту волю, совместить с ней свои желания и просьбы? Если Бога можно упросить о перемене Его воли, возникает неразрешимое противоречие: воля Бога — плод Его премудрости, которая всегда совершенна, а совершенство не подвержено изменениям. Если же воля Бога неизменна, тогда получается, что молитва к Нему о чем-либо конкретном — дело заведомо бессмысленное, и можно лишь надеяться, что твоя просьба по счастливой случайности совпадет с Его волей о тебе. Звучит это, прямо скажем, не очень обнадеживающе. Но не будем торопиться с выводами.

    Истина, как правило, оказывается шире наших представлений о ней.

    “Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит”, как полагали римские философы-стоики. Отношения человека и Бога в их представлении были похожи на дорогу с односторонним движением, где один только Бог действует, а человек лишь пассивно воспринимает результаты этого действия. Любые попытки сопротивления предначертанной свыше судьбе приводят человека к неоправданным потерям сил и бессмысленным страданиям. В принципе, конечно, у каждого есть возможность отважно выехать на квадроцикле навстречу бульдозеру и посоревноваться — кто кого столкнет с дороги. Но исход такого мероприятия заведомо известен и оптимизма не внушает. В такой картине мира молитва действительно ничего не может изменить.

    Однако в христианском понимании этих отношений у человека всегда есть своя «встречная полоса», по которой он может двигаться либо к Богу, либо от Бога. И чудо по молитве может произойти именно там, где человек меняет направление своего движения, духовно возвращаясь к своему Создателю.

    Есть известный анекдот о бедном человеке, который слезно молил Бога о выигрыше в лотерею, но при этом даже не удосужился купить лотерейный билет. Вопрос о соотношении человеческой молитвы и воли Божьей можно рассматривать примерно в этой же плоскости. Чтобы получить просимое, человеку кроме самой молитвы нужно выполнить еще и определенные условия, при которых эта молитва может быть исполнена. «Лотерейным билетом», который в данном случае необходимо купить, по слову апостола Иакова, становится изменение своего сердца, принятие заповедей Евангелия как главного закона своей жизни: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:3). Бог не скуп, не жаден и ничем не ограничен в возможностях. Он всегда желает добра человеку и в любой момент готов дать каждому из нас все мыслимые и немыслимые блага, какие только существуют на свете. Но вот воспринять эти блага без вреда для себя и окружающих готов далеко не каждый.

    Фото Любавы Марковой

    Бойтесь своих желаний

    В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит весьма радикальное пожелание:

    Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
    Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

    Но что происходило бы в мире, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал бы, например, всем, «…рвущимся к власти навластвоваться всласть»? Какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, в одночасье вдруг оказавшимся под началом у тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном — чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

    В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике «Молитвы Франсуа Вийона» Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатное пиво по утрам, наркоманам — гарантированную ежедневную дозу, а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса — по двойной порции свиных отбивных на завтрак, обед и ужин.

    В этом смысле волю Бога, конечно, изменить молитвой невозможно. Зато человек может изменить себя, направив свою волю от вреда к собственному благу. И одним из важнейших инструментов такой перемены является молитва.

    Фото Юрия Макарова

    Кьеркегор и Брянчанинов

    Утверждение Сёрена Кьеркегора «Молитва не может изменить волю Бога, но может изменить молящегося» может показаться чересчур категоричным. Однако наш русский подвижник святитель Игнатий (Брянчанинов) высказывается об этом же куда более эмоционально: «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся; Он, Премилосердный, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу».

    Святитель как бы уточняет мысль, высказанную Кьеркегором: молитва может изменить человека вполне определенным образом — приблизить его к Богу и тем самым сделать способным к восприятию тех благ, которые Бог изливает на каждого из нас без всяких просьб с нашей стороны.

    Беды человеческие, горе, страдание — все это вошло в жизнь человека через отпадение от Бога, и лишь через возвращение к Нему страдающий человек может найти утешение и покой своему сердцу. Поэтому основной мотив христианской молитвы не «…подай нам, Господи», а «…приди и будь с нами». К слову сказать, даже с чисто прагматической стороны это куда более разумный подход: ведь если с тобой Податель всевозможных благ, значит, и без самих этих благ ты никак не останешься. Вопрос лишь в акцентах: что для тебя важнее и дороже — блага или их Податель? Иногда таким благом может оказаться даже собственная жизнь. Но суть выбора от этого не меняется.

    Апостолы, путешествуя в шторм по бушующему озеру, испугались и стали будить уснувшего на корме Иисуса. И по их просьбе Он совершает чудо — велит ветрам утихнуть (причем в греческом оригинале стоит более жесткий вариант, нечто вроде нашего — «заткнись»). Но при этом укоризненно обращается и к ученикам: «Где ваша вера?» Имея на корме Повелителя бурь, апостолы все же предпочли просить его о чуде.

    То, что Творец мира находится вместе с ними в одной лодке, представлялось им недостаточным для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. И апостолы получили просимое. Чудо по их молитве оказалось возможным и навсегда вошло в историю человечества как свидетельство того, что Бог слышит наши просьбы. Но вместе с этим чудом в историю также вошел и Божественный упрек в адрес просивших учеников. Нечто подобное происходит и со всеми нами, когда во время всевозможных житейских бурь мы обращаемся к Господу с просьбой о помощи. Нам кажется, что Бог забыл о нас и не видит происходящего, что события вышли из-под Его контроля и вот-вот захлестнут хрупкую лодку нашей жизни. Но Бог всегда сопровождает нас Своим невидимым участием в нашей судьбе.

    Молитва лишь помогает нам вспомнить об этой Божественной заботе, но отнюдь не «будит уснувшего Бога». И те из христиан, кто опытным путем в этом убедился, вкладывали в свои молитвы совсем иные смыслы, нежели прошение о каких-либо чудесных изменениях окружающей их действительности, сколь бы угрожающей она ни была.

    Ярким примером такого — поистине детского — доверия к Богу является молитва святителя Филарета Московского: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

    Фото Александра Бобрецова

    Сделайте глубокий вдох

    Во все времена Бог остается основой нашего бытия, той силой, которая призвала нас к жизни и поддерживает в нас эту жизнь. Он подает нам все блага мира без каких-либо условий, не требуя от нас ничего взамен. И лишь одно благо Он, всесильный, не может дать нам без нашего согласия — Себя Самого. Только это благо — быть с Богом в этой жизни и в вечности — человек должен взять осознанным усилием, отвечая любовью на любовь, жертвой на жертву. Таким ответом на Божью любовь и является для христиан молитва. В этом соединении человеческого духа с Духом Божьим и заключается главный смысл любой молитвы, вне зависимости от ее содержания.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее».

    Воля Бога о человеке всегда остается неизменной — благо человека, его спасение, дарование ему жизни вечной. Странно было бы предполагать, будто Бог может в какие-то моменты нашего бытия желать нам всего этого в меньшей степени, чем в другие. И горевать о том, что человек неспособен изменить эту благую Божию волю своими молитвами, вряд ли имеет смысл.

    Однако человек в духовном смысле не является какой-то раз и навсегда застывшей статичной системой. Он все время меняется, то приближаясь к замыслу Божьему о нем, то удаляясь. Сообразно его текущему духовному состоянию Бог являет ему Свою волю в таких формах, которые именно в данный момент для человека наиболее способствуют его спасению. Так, волевое действие врача всегда направлено на исцеление больного. Но, в зависимости от ситуации, одним пациентам он назначает усиленное питание и поездку на курорт, другим — горькое лекарство и постельный режим, третьим — курс химиотерапии и травмирующую операцию.

    С момента грехопадения человечество оказалось духовно больным. Осознанное бытие с Богом — для человека не дополнительный бонус среди прочих благ, а необходимое условие его существования. Богообщение нужно человеческой душе так же, как телу нужен воздух, без него душа задыхается и страдает. Поэтому слова святителя Игнатия совершенно справедливы, хотя и звучат для кого-то шокирующе. Богу действительно не нужны наши молитвы, Он благ, совершенен и ни в чем не испытывает нужды. А вот сами мы — сотворенные из земли и в землю уходящие после кратких лет земной жизни, — сами мы, если оставляем молитву, начинаем духовно умирать еще до того, как нас настигнет биологическая смерть. И уже никакие посылаемые Богом блага не сможем воспринять как чудо в этом состоянии духовной омертвелости.

    Молитва не инструмент для изменения Божьей воли, она — источник жизненных сил, «кислородная маска» для задыхающейся души, ниточка, связывающая умирающего человека с Подателем жизни.

    Укрепляя молящегося, она действительно изменяет человека, как лекарство изменяет больного в сторону здоровья. Ниточка становится все крепче. И человек оказывается способным к восприятию новых, недоступных ему ранее проявлений благой и неизменной воли Божьей о нем.

    Проповедь зачем нужна молитва
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here