Помазанский в мире молитвы

Молитвенное правило: Помазанский в мире молитвы | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

протопресвитер Михаил Помазанский

Переводы Священного Писания

Священное Писание Ветхого Завета

Труды на иностранных языках

протопресвитер Михаил Помазанский (19.11.1888–4.10.1988)

Михаил Иванович Помазанский – священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, протопресвитер, богослов.

Родители его, протоиерей Иван Иванович и мать Вера Григорьевна, происходили из потомственных священнических семейств.

Девяти лет о. Михаил был отдан в Клеванское Духовное Училище. По окончании Училища Михаил поступил в Волынскую Духовную Семинарию в Житомире, где на него обратил особое внимание архиепископ Антоний (Храповицкий). Окончил Киевскую Духовную Академию, получив диплом кандидата богословия.

В 1912 году назначен противосектантским миссионером в Тирасполь.

В 1913 году после женитьбы на дочери священника Вере Федоровне Шумской стал преподавателем Калужской духовной семинарии.

В 1916 году вернулся на Волынь и стал преподавать русскую словесность при женской гимназии в г. Ровно.

С 1920 по 1934 год преподавал в Ровенской русской гимназии.

В 1936 году после аудиенции у митрополита Варшавского Дионисия был рукоположен во священники, назначен редактором еженедельной церковной газеты «Слово» и зачислен в клир Свято-Марие-Магдалинского Варшавского собора первым помощником протопресвитера Терентия Теодоровича, где прослужил до июня 1944 года.

После эвакуации из Варшавы проездом был в Братиславе, затем 4 года жил в лагерях ДП в Германии, сначала в Мёнхегофе, затем в Шляйсхайме. В Мюнхене о. Михаил редактировал орган Синода РПЦЗ «Церковная Жизнь» и был секретарём Миссионерского комитета Синода.

В 1949 году семья Помазанских эмигрировала в США и поселилась в селении Джорданвилль. Архиепископ Виталий (Максименко) назначил о. Михаила преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии. О. Михаил преподавал греческий, церковно-славянский языки и догматическое богословие. Активно участвовал в периодических изданиях РПЦЗ — писал статьи, трактаты, брошюры, книги.

Он является автором учебника для семинарий «Православное Догматическое Богословие» (1963 г.). Это учебник был переиздан в современной России в 1990-е годы.

18 марта 1982 года скончалась его супруга.

Скончался 4 октября 1988 года. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Помазанский в мире молитвы

«И даждь нам, Владыко, на сон грядущим. ” Повечерие.

а) Повечерие малое.

Это тихая покаянная служба, ее совершают келейно благочестивые люди, соединяя с вечерними молитвами, как это бывает часто в обителях. Состав малого повечерия не сложный. Трехпсалмие, Слава в вышних Богу, Сподоби, Господи в нощь сию, Символ веры, Достойно есть, Трисвятое — Отче наш, тропари, заключительные молитвы. После Символа веры включается один из канонов, чаще всего Богородице. Служба, кроме ирмосов канона, вся читается. И читается при закрытой завесе царских врат. При небольших размерах службы малого повечерия, в нем есть молитвенная полнота. На первом месте покаянный псалом (50). Он глубоко выражает покаяние и вместе с тем — сознание, что очищает нас только благодать Божия и на нее вся надежда. В следующих двух псалмах прошение о принятии наших молитв. Есть и славословие Пресвятой Троице в чтении: “Слава в вышних Богу.” Далее слышим символ веры, наше исповедание православия. Потом усердное моление Богородице о ее заступничестве (в каноне).

В Октоихе содержатся каноны Богородице на каждый день недели, в каждом из восьми гласов, всего их 50. Содержание их главным образом покаянное с прошением о заступничестве и о помощи. В некоторых из них встречаем моление о защите от агарян, от иконоборцев, от мусульман. Такой характер канонов близок и к нашему времени, особенно там, где преследуется вера и христианство. В тропарях повечерия вкратце вспоминается все небесная Церковь: святые храма и дня, апостолы, мученики, Богородица со всеми святыми, а также приносится молитва об усопших. После заключительной молитвы “Иже на всякое время. ” прибавлены еще две молитвы. Одна к Богородице о Ее предстательстве перед Сыном Ее: “Нескверная, неблазная. ” Вторая — об избавлении от различных искушений ночью. Возглавляющий повечерие испрашивает у братии прощения, и они у него и у друг друга. Заканчивается призывом в форме ектении помолиться о всех. Браться отвечает многократным “Господи, помилуй. ”

б) Повечерие великое.

Оно совершается в Великом Посту, кроме суббот и воскресений, а также накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. Состав его может показаться сложным, но на деле он прост. Это как бы три последования, подобных малому повечерию и соединенных в одно целое. Канон повечерия входит или в первую или третью из этих частей. В каждой части слышим трехпсалмие, тропари, трисвятое — Отче наш, заключительную молитву. Но при этом каждая из трех частей имеет свои дополнительные молитвословия.

В первой части: 1) количество псалмов удвоено, вместо трех шесть, 2) Поются или читаются стихи из пророка Исаии: “С нами Бог,” 3) символ веры, 4) краткие молитвенные призывания, с поклонами ко Пресвятой Богородице и ко святым: “Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных” и др.

Во второй части вместо третьего псалма читается покаянная молитва иудейского царя Манассии.

В третьей части читаются только два псалма, после них “Слава в вышних Богу.”

После “Сподоби, Господи” поется канон. Но на первой седмице Великого поста канон переносится к началу первой части повечерия: это канон Андрея Критского с ирмосами “Помощник и Покровитель.” Тогда канон предваряется псалмом “Боже, в помощь мою вонми,” также переносимым из третьей части.

Заканчивается повечерие молитвой “Иже на всякое время. ” После отпуста читаются те же две молитвы окончания малого повечерия, и дальше, как в малом повечерии.

Остановим внимание на каноне св. Андрея Критского. Почти весь этот канон есть беседа с собственной душой, призыв подняться из моральной нечистоты, духовно проснуться и начать жизнь обновленную, чистую. “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Перед нами проходит весь Ветхий Завет, показаны падения и примеры глубокого раскаяния. Эти образы сменяются примерами и наставлениями из Нового Завета.

Читайте так же:  Молитвы на удачу в операции

В псалмах первой части великого повечерия выражена твердая надежда на помощь Божию. После них идет торжественно-хвлебное “С нами Бог. ” повторяемое стихами из прор. Исаии. Стихи эти содержат пророчества о Христе. В Великом посту все молитвенные воззвания ко Пресвятой Богородице и призывы к Ангелам и святым сопровождаются земными поклонами.

Вторая часть — скорбно-покаянная. В нее входит 50-й псалом, молитва Манассии глубоко покаянная, тропари “Помилуй нас, Господи, помилуй нас.”

Третья часть — просительная. Она близка к малому повечерию. Ее особенность составляет тропарь: “Господи сил, с нами буди,” который многократно повторяется со стихами хвалебного псалма 150-го. Тропари святым и заступничеству Богоматери.

Общий дух великого повечерия — покаянный. В Великом посту оно соединяется с большим количеством поклонов поясных и земных; в него входит тогда и молитва св. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего. ” Но перед Рождеством Христовым и Богоявлением великое повечерие становится торжественным и входит в состав Всенощного бдения на место вечерни, которая в сочельник соединена с Литургией. Повечерие начинается каждением всего храма. Кроме пения “С нами Бог,” поются тропарь и кондак праздника, обычно при открытых царских вратах. Вместо канона третьей части совершается лития с благословением хлебов.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Помазанский в мире молитвы

Молитва наедине и с церковью.

Бог с нами всюду. На каждом месте владычество Его. Им мы живем, движимся и существуем. “Близ еси Ты, Господи” (Пс. 118:151). Если бы мы не были рассеяны вниманием, сознание вездеприсутствия Божия было бы в нас постоянно, где бы мы не находились.

Всегда с Богом значит всегда в молитве. Так и заповедано нам. “Говорил же притчу к ним, что подобает всегда молиться и не унывать,” повествует евангелист о наставлениях Господа Своим ученикам. “Непрестанно молитесь,” заповедует апостол Павел. В такой почти непрестанной молитве и возношении к Богу (прерываемых иногда лишь по необходимости) жили святые подвижники, и может быть и теперь живут очень немногочисленные Божии люди. В древности существовали так называемые монастыри неусыпающих, в которых богослужение, совершаемое сменами иноков или инокинь, ни на час не прекращалось.

Нас рассеивают заботы дня. Широкий мир живет своей жизнью, беспокойной, полной земных интересов, суетливой, захватывая и нас. Житейские привязанности и необходимый труд поглощают внимание большинства. Нужно отрешиться от мира и суеты дня хоть на короткое время, чтобы сосредоточить свою мысль о Боге и вознестись к Нему умом и сердцем в молитве. На языке Церкви это называется “войти в клеть свою,” в клеть своей души по словам Спасителя: “Ты же, когда молишься, войди в клеть свою и, затворив двери за собой, помолись Отцу своему, Который в тайне.”

Каждому из нас необходима своя личная молитва, частная, домашняя. Такой может быть и обычно бывает молитва утренняя и молитва вечерняя: утренняя — благодарственная, хвалебная, просительная; вечерняя: — покаянная и напутственная ко сну. Но кроме личной, молитва человека жаждет молитвы общей с другими людьми, участия в общественном богослужении. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их,” сказал Господь. Он молился Своему Отцу: “Да будут едины, как Мы есть едины.” Наше единство достигается прославлением Бога едиными устами и единым сердцем. «Прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,” молился ветхозаветный псалмопевец (Пс. 34:18, 21:26); его слова воспроизводит и христианская Церковь.

Мы, христиане, составляем единое тело Церкви, единый дом Божий. «Христос как Сын в доме Своем; дом же Его мы” (Евр. 3:6). Вот, мир иной, отличный от мира суеты, соблазнов и земных забот. Вот мир святой, достояние Божие. Он есть Церковь Христова.

Этот иной мир, дом Божий на земле, мир молитвы, единения в Боге, мы находим в храме. Христианский православный храм есть преддверие на земле небесного храма, описанного в Откровении св. ап. Иоанном Богословом. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним,” слышим в великопостной молитве. Когда в храме приносится бескровная Жертва, тогда “Силы небесные с нами невидимо служат,” и сливаются тогда в одно небесный храм с земным. А каждому из нас остается соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении в храме всей душой, умом и сердцем.

Но чтобы этого достигать, очень важно и необходимо вникать в содержание богослужения, углубляться в него. Богослужение имеет возвышающую, таинственную великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с небом в единой хвале Божией.

Помазанский в мире молитвы

Протопресвитер о. Михаил Помазанский

Содержание:

Протопресвитер Михаил Помазанский — один из величайших богословов нашего времени — родился 7 ноября 1888 г. в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии. Родители его происходили из потомственных священнических семейств. Девяти лет о. Михаил был отдан в Клеванское Духовное Училище. По окончании Училища о. Михаил поступил в Волынскую Духовную Семинарию в Житомире

С 1908 г. по 1912 г. о. Михаил учился в Киевской Духовной Академии.

С 1914 г. по 1917 г. о. Михаил преподает церковно-славянский язык в Калужской Духовной Семинарии. Революция и последовавшее закрытие духовных школ вернули его на родину на Волынь, которая тогда входила в состав Польши.

С 1920 г. по 1934 г. о. Михаил преподавал в Ровенской русской гимназии.

В 1936 г. он принимает священство и причисляется к клиру Варшавского Собора первым помощником протопресвитера. Эту должность он занимал до 1944 г. После окончания войны о. Михаил четыре года прожил в Германии.

В 1949 г. он прибыл в Америку и был назначен преподавателем Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле, где преподавал греческий и церковно-славянские языки и Догматическое Богословие. Наибольшей известностью пользуется переиздаваемое ныне «Православное Догматическое Богословие» (1968 и в 1994 — англ. Перевод), которое стало основным учебником во всех семинариях Америки.

Читайте так же:  Какой должна быть молитва

Протопресв.Михаил Помазанский: автор догматики и богослов.

Полемизируя с католиками, протестантами, православными экуменистами и модернистами, о. Михаил не проявляет раздражительности, не оскорбляет и нё переходит на личности.
Экклесиология о. Михаила агиографична, он особенно подчеркивает единство бытия Церкви — Церкви Земной и Небесной Церкви — ныне живущих православных христиан и покоившихся о Господе святых.

________________________________________ ________________________________________ ____________________

Протопресвитер Михаил Помазанский.
1. Место и время рождения: с. Корысть, Волынск. губ.; 1888 г.
2. Место и род служения: Джорданвилль; богослов, проповедник и преподаватель.
3. Место и время кончины: Джорданвилль; 22 окт./4 нояб 1988г.
4. Характер сочинений: догматический, полемико-апологетическо-богословский.

Протопресв. Михаил Помазанский
§1. Жизнеописание.

Протопресвитер Михаил Помазанский родился 19 ноября 1888 г. в селе Корысть Ровенского уезда Волынской губернии и происходил из старого рода западно-русского духовенства.
О. Михаил закончил Клевенское духовное училище, а затем духовную семинарию в Житомире в период епископства там владыки Антония (Храповицкого). Крупный богослов и будущий глава Русской Зарубежной Церкви, владыка Антоний, оказал сильное положительное влияние на юного служителя Церкви. В 1908 -1912 гг. о. Михаил учился в Киевской духовной академии. Там же, в Киеве, он прошел высшие педагогические курсы при управлении Киевского учебного округа.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1912 г. о. Михаил cтал противосектантским миссионером в г.Тирасполь. В 1913 г. после женитьбы, он был назначен преподавателем Калужской духовной семинарии. В 1916 г. о. Михаил стал преподавателем русской словесности в женской гимназии города Ровно. Революция и последующие события надолго оставили о. Михаила на Волыни, которая вошла в состав вновь возникшего Польского государства. С 1920 по 1934 гг. о. Михаил преподавал в Ровенской русской гимназии.
В 1936 г: после беседы с митр. Дионисием Варшавским, о. Михаил был рукоположен во иереи и принят в клир Варшавского кафедрального собора с получением впоследтвии звания епархиального миссионера. Он также был сотрудником редакции еженедельной церковной газеты «Слово», а после ее закрытия редактором журнала «Воскресное чтение».

В 1944 г.. о. Михаил и его семья были вынуждены эмигрировать, и четыре года жили в Германии в лагерях Ди-Пи. В эмиграции о. Михаил присоединился к Русской Зарубежной Церкви. В лагерях Ди-Пи он ревностно исполнял свои пастырские обязанности, страждущих. Затем в Мюнхене о. Михаил редактировал журнал «Церковная жизнь» — печатный орган Синода Русской Зарубежной Церкви и нес обязанности секретаря комитета при Синоде РПЦЗ. В августе 1949г. о. Михаил с семьей, по приглашению влад. Виталия (Максименко) переехал в селение Джорданвилль (США), где был преподавателем Свято-Троицкой семинарии (в последние годы о. Михаил занимал келью в семинарском общежитии.По свидетельству очевидцев, в это время он жил весьма уединенно и молитвенно, «знал только свою работу, келью и храм.»

В семинарии о. Михаил преподавал богословие, греческий и церковно-славянский языки, Он активно сотрудничал с монастырскими периодическими изданиями и внес весомый вклад в создание умеренно-консервативного охранительнаго джорданвилльскаго богословского направления. За свои многолетние плодотворные труды на ниве Христовой о.Михаил былъ возведен в сан протопресвитера.

Протопресв. Михаил Помазанский дожил до столетнего возраста, сохранив память и ясный ум, и отошел ко Господу в юбилейный год тысячелетия крещения Руси, в день праздника Казанской Иконы Божией Матери, 22 октября/4 ноября 1988 г. Честные останки о. Михаила покоятся на монастырском кладбище в Джорданвилле.

Сочинения протопресв. Михаила Помазанского делятся: на догматические, полемико-апологетические, литургико-богословские.

Как догматист о. Михаил является автором знаменитого учебника Православное догматическое богословие , Джорданвилль (1963 г.), а также ряда статей, вошедших в его двухтомный сборник «О жизни, о вере, о Церкви». Сборник статей (1946 -1976)» (Джорданвилль, 1976 г.).Полемико-апологетические сочинения о. Михаила объединенные в сборник «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхощет, сотвори».
Апологетические очерки (1978 — 1982)» (Джорданвилль,1985 г.). Ряд полемико-апологетических статей» в уже упоминавшемся сборнике «О жизни, Сборник статей 1946 — 1976 »

Фундаментальный труд о. Михаила «Православное догматическое богословие» был дополнен и переведен о.Серафимом (Роузом) на английский язык. Вот как Михаил оценивает английское издание своего учебника и характеризует переводчика: «Существует различие между курсом (в русской печати) «Православного догматического богословия» и английским изложением того же. Мой курс представляет собой учебник для молодых учащихся в духовной семинарии; английское же изложение догматов православной веры предназначено к распространению интереса к Православию в широкой английской общественности среди и к соответствующему его удовлетворению и соединена здесь с восполнением курса с разных сторон особенно в виде ссылок на святоотеческия творения. Труд этот принадлежит американцу, принявшему Православие и иноческий чин, иеромонаху Серафиму (Роузу), к нашей скорби усопшему до выхода его труда в печати. Господь да учинит в Своих Светлых селениях слугу Своего , праведного Серафима! ». Эти слова о. Михаил написал своей рукой на Пасху 1985 г. на присланном ему сигнальном экземпляре английского издания его учебника «Orthodoх dogmatic Theology» (Platina, 1984; Архив издательства Свято-Троицкого монастыря).

Издан сборник статей о. Михаила на английскомъ языке » Selected Essays» (Jordanville, 1996).

В своем богословско-литературном творчестве прот. Михаил не пытается найти что-то новое или выделиться т.н. «сверх-правильной» критикой, вся его забота состоит в передаче и сохранении православного предания. Он истинный традиционалист в богословии.

В “Догматике”, о. Михаила нет ничего лишнего, она ясна, ясна, логична и одновременно воодушевлена и теплом православной святости.

Полемизируя с католиками, протестантами, православными экуменистами и модернистами, о. Михаил не проявляет раздражительности, не оскорбляет и нё переходит на личности.

Экклесиология о. Михаила агиографична, он особенно подчеркивает единство бытия Церкви — Церкви Земной и Небесной Церкви — ныне живущих православных христиан и покоившихся о Господе святых.

Читайте так же:  Молитвы натальи правдиной о поиске работы

С этой точки зрения о. Михаил подходит и к критике экуменистического движения, отмечая; что православные не принесли бы инославным пользы, в случае «механического объединения первых и вторых, т.к. такое объединение было бы равносильно для православных отказу от собственного символического предания, от единства со святыми Церкви, от единства с Церковью Христовой прежних веков.
Первоначально взгляд о. Михаила на возможность участия православных в экуменическом движении не был категорично-отрицательным.

О. Михаил допускал такое участие — но лишь для того, чтобы «пользуясь этим форумом. напоминать об единственном возможном подлинном пути христианского воссоединения» — в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви Церкви Христовой в свете веры православной», Джорданнвилль, 1953 г.).

Позднее о. Михаил объясняет невозможность для Русской Зарубежной Церкви какого-либо участия в экуменическом движении следующими словами: «Не из потери чувства любви наша Церковь обособляется от Союза церквей (ВСЦ; прим. и. В. Ф. ), претендующего стать новой вселенской Церковью, — а потому, что она видит ложность нового пути и имеет прямую обязанность предостеречь всех нас, православных, от него. Жаждет Церковь возможности просвещения всего мира светом Евангелия, но для этого нужно сохранение в независимости; силе и внутреннем единстве самой Церкви. . дерзаем в этом случае выразить учение вселенской Церкви, с которою находятся в единении сонмы апостолов, мучеников, святителей, подвижников и наставников благочестия всех веков» («Почему мы, православные выдвигаем теперь на первый план догмат о Церкви
«О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей», Вып: п. Джорданвилль, 1976 г.).

Вдумчивый, нефанатичный, обстоятельный разбор экуменического вопроса, сделанный о. Михаилом, сыграл свою роль в деле вынесения Русской Зарубежной Церкви анафемы на «экуменизм» в 1983 г.

§4. Будучи полноправным представителем русской школьной академической традиции о. Михаил выступает в ее защиту, справедливо замечая, что в последнее время термин «школьное богословие» употребляют, когда хотят выразить пренебрежительное и неприязненное отношение. В действительности же, «школьное богословие» — это собирательное понятие, обозначающее ряд предметов духовной школы, излагающих учение Церкви. О. Михаил указывает на то,` значение «школьного богословия» — «сохранять и проводить прямую апостольскую линию веры и жизни по вере» («Школьное богословие и вера», « О жизни, о вере, о Церкви. Сборник статей», Вып. второй, Джорданвилль; 1976 г.).

§5. В свете сказанного о «школьном богословии» о. Михаил приложил усилия и добился результатов в деле примирения русской школьной академической традиции и возникшего в конце XIX в. «антисхоластического движения», ведущим мыслителем которого был Влад. Антоний (Храповицкий).

§6. Церковно-литературное творчество о. Михаила не было лишено временами и публицистического накала. В качестве примера приведем такое высказывание: « Среди достижений технического прогресса не представляет собой такого высокого торжества ума, какое ему придано, запуск пресловутых искусственных спутников земли в СССР. По существу, не есть ли это событие просто торжество нагромождения массы силовой энергии для одного грандиозного выстрела? Но эти стрелы в небеса явились в глазах мира как бы символoм торжества безбожной науки, культивируемой коммунизмом. И нужно сказать, что их шум и блеск ослепил человека, массы, и эти вертящиеся над землей фейерверки вызвали на некоторое время общее головокружение» («При блеске новейших изобретений», Там же).
(эти слова могут показаться гносеофобией, но при современном развитии сциентизма и агрессивных выступлениях ученых атеистов против клерикализма они провидческие-Л.С.)

§7. Стройно и глубоко прочувствованно учение о. Михаила о молитве, церковных таинствах и богослужении. Он отмечает, что православные христиане составляют единое тело Церкви, единый дом Божий: это иной мир, отличный от широкоro мира суеты. Это мир молитвы; символом и сосредоточением которого на земле является храм. Каждому человеку дарована возможность соединяться с небесно-земной Церковью и в церковном богослужении, но для такого соединенiя необходимо участвовать в богослужении всею душой, умом и сердцем.
O. Михаил учит,что богослужение имеет возвышающую, таинственную, великую силу, поэтому очень важно тщательно и подробно вникать в содержание богослужения.

Помазанский в мире молитвы

Молитвы об усопших

Еще в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших, о чем свидетельствует священная история. Так, во дни благочестивого вождя иудеев Иуды Маккавея, когда при обозрении павших на поле сражения найдена была в их одеждах добыча от даров идольских, все иудеи «прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех» . А сам Иуда Маккавей послал в Иерусалим «принести за грех мертвых жертву и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» (2 Макк. 12:39-46).

Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано, как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из слов Самого Господа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Равным образом, из слова Божия знаем, что Господь Иисус «имеет ключи ада и смерти» (Откр. 1:18), следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу умилостивительной бескровной жертвы, приносимой за усопших.

В христианской Церкви все древние литургии, как восточные, так и западные, свидетельствуют о молитвенной памяти Церкви об усопших. Таковы литургии известные под именами: апостола Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслова; также римская, испанская, гальская; наконец, отколовшихся от Православия сект: яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев, и др. При всей их многочисленности, нет ни одной, где не находились бы молитвы об усопших. О том же говорят свидетельства отцов и учителей Церкви.

Например, Ефрем Сирин так рассуждает о благодетельности молитвенного общения во имя Господа Иисуса живущих с усопшими: «Для умерших благодетельны поминовения, совершаемые святыми во время их жизни. Пример этому представляют некоторые творения Божии, как напр., виноградник — его зреющие грозди в поле и вино в сосудах: когда созреют ягоды на лозе, тогда вино, стоящее в доме неподвижно, начинает пениться и волноваться, как бы желая убежать. То же бывает, кажется, с растением — луком: ибо как скоро начнет созревать лук, посаженный в поле, в то же время дает отпрыски и лук, находящийся в доме. Итак, если и растения имеют между собой такое ощущение: то не более ли для умерших ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно согласишься на то, что это происходит сообразно с природой тварей, то представляй себе, что ты начаток тварей Божиих».

Читайте так же:  Молитва Святому павлу

Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа (Иоан.14:13-14) и силой Его крестной жертвы, принесенный в избавление за всех. Эти теплые молитвы способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца и благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности погасивших в себе дух Христов (1 Сол. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:27). Да, такие лица обычно не оставляют после себя искренних за них молитвенников к Богу на земле; не приобрели они себе друзей также и на небе среди святых, которые могли бы, когда они обнищали (умерли), принять их в вечные обители (Лк. 16:9), то есть, помолиться о них.

Конечно, на земле не известно, какой участи подвергнется каждый по своей смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна. Если наши усопшие ближние удостоились Царствия небесного, то они на нашу молитву о них отвечают ответной молитвой о нас. Если же наши молитвы бессильны им помочь, то, во всяком случае, они не вредны для нас, по слову псалмопевца: «молитва моя в недра мое возвратится» (Пс. 34:13) и по слову Спасителя: «мир ваш к вам возвратится» (Мф. 10:13). Но они и полезны для нас. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «Если кто-нибудь помазывает больного миром или иным священным елеем, то сначала он сам становится причастным [освящения от] помазания… Всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит ее ближнему: ибо не неправеден суд Божий, чтобы забыть дела, по слову божественного апостола».

Помазанский в мире молитвы

Молитвы об усопших

Еще в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших, о чем свидетельствует священная история. Так, во дни благочестивого вождя иудеев Иуды Маккавея, когда при обозрении павших на поле сражения найдена была в их одеждах добыча от даров идольских, все иудеи «прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех» . А сам Иуда Маккавей послал в Иерусалим «принести за грех мертвых жертву и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении» (2 Макк. 12:39-46).

Что отпущение грехов грешникам, согрешающим не к смерти, может быть дано, как в здешней жизни, так и после смерти, это естественно заключить из слов Самого Господа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32). Равным образом, из слова Божия знаем, что Господь Иисус «имеет ключи ада и смерти» (Откр. 1:18), следовательно, силен отверзать затворы адовы по молитвам Церкви и в силу умилостивительной бескровной жертвы, приносимой за усопших.

В христианской Церкви все древние литургии, как восточные, так и западные, свидетельствуют о молитвенной памяти Церкви об усопших. Таковы литургии известные под именами: апостола Иакова, брата Господня, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Двоеслова; также римская, испанская, гальская; наконец, отколовшихся от Православия сект: яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев, и др. При всей их многочисленности, нет ни одной, где не находились бы молитвы об усопших. О том же говорят свидетельства отцов и учителей Церкви.

Например, Ефрем Сирин так рассуждает о благодетельности молитвенного общения во имя Господа Иисуса живущих с усопшими: «Для умерших благодетельны поминовения, совершаемые святыми во время их жизни. Пример этому представляют некоторые творения Божии, как напр., виноградник — его зреющие грозди в поле и вино в сосудах: когда созреют ягоды на лозе, тогда вино, стоящее в доме неподвижно, начинает пениться и волноваться, как бы желая убежать. То же бывает, кажется, с растением — луком: ибо как скоро начнет созревать лук, посаженный в поле, в то же время дает отпрыски и лук, находящийся в доме. Итак, если и растения имеют между собой такое ощущение: то не более ли для умерших ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно согласишься на то, что это происходит сообразно с природой тварей, то представляй себе, что ты начаток тварей Божиих».

Молясь об усопших, Церковь предстательствует о них, так же как и за живых, не собственным именем, а именем Господа Иисуса Христа (Иоан.14:13-14) и силой Его крестной жертвы, принесенный в избавление за всех. Эти теплые молитвы способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца и благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности погасивших в себе дух Христов (1 Сол. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:27). Да, такие лица обычно не оставляют после себя искренних за них молитвенников к Богу на земле; не приобрели они себе друзей также и на небе среди святых, которые могли бы, когда они обнищали (умерли), принять их в вечные обители (Лк. 16:9), то есть, помолиться о них.

Читайте так же:  Сильная молитва от одиночества Матроне Московской

Конечно, на земле не известно, какой участи подвергнется каждый по своей смерти. Но молитва любви никогда не бывает бесполезна. Если наши усопшие ближние удостоились Царствия небесного, то они на нашу молитву о них отвечают ответной молитвой о нас. Если же наши молитвы бессильны им помочь, то, во всяком случае, они не вредны для нас, по слову псалмопевца: «молитва моя в недра мое возвратится» (Пс. 34:13) и по слову Спасителя: «мир ваш к вам возвратится» (Мф. 10:13). Но они и полезны для нас. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «Если кто-нибудь помазывает больного миром или иным священным елеем, то сначала он сам становится причастным [освящения от] помазания… Всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит ее ближнему: ибо не неправеден суд Божий, чтобы забыть дела, по слову божественного апостола».

МОЛИТВЕННЫЙ РОДНИК

Таинство миропомазания дополняет благодать святого крещения. В этом таинстве мы получаем Святого Духа, укрепляющего в нас веру и любовь.

В таинстве миропомазания Иисус Христос дарует нам особую силу Святого Духа и обязывает к большей ответственности за Церковь. Святой Дух укрепляет нашу веру, дабы мы умели свидетельствовать о ней перед другими. Он даёт нам Свои дары, благодаря которым мы становимся послушны Божественному вдохновению. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин 14, 26).

Апостолы, после сошествия на них Святого духа, укрепившего их благодатью, ревностно и отважно свидетельствовали о своей вере в Христа, возвещали всем Его учение. Христиане, укреплённые Святым Духом в таинстве миропомазания, несут особую ответственность за свою христианскую жизнь и апостольство по отношению к другим людям.

«Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом» (LG 11).

«Перед лицом мира каждый мирянин должен быть свидетелем воскресения и жизни Господа Иисуса и знамением Бога Живого» (LG 38).

Внешним знаком таинства миропомазания является возложение рук, помазание святым миром и слова: «Прими знамение дара Святого Духа. Аминь».

Обряд таинства миропомазания совершает епископ или, в ряде случаев (например, в опасности смерти), священник, уполномоченный для этого епископом. Помазывая кандидата к миропомазанию святым миром и возлагая на него руки, епископ подтверждает и укрепляет то, что совершилось в таинстве крещения. Таинство миропомазания служит подтверждению и углублению нашей принадлежности к Церкви.

Обряд таинства миропомазания включает в себя:

ЛИТУРГИЯ СЛОВА: чтения из Священного Писания, представление кандидатов и обновление крещальных обетов.

Кандидаты к миропомазанию, после представления их епископу, вместе подтверждают:

Мы хотим, чтобы Дух Святой, Которого мы примем, укрепил нас для мужественного исповедания веры и следования заповедям Божиим.

После этого обновляются крещальные обеты.

ЛИТУРГИЯ ТАИНСТВА: возложение рук и молитва над кандидатами, а также помазание святым миром чела миропомазуемого.

Епископ простирает руки над кандидатами и молится:

Боже всемогущий, Отче Господа нашего Иисуса Христа, возродивший этих рабов Своих водою и Святым Духом и избавивший их от греха, ниспошли на них Святого Духа Утешителя, дай им дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, исполни их духа богобоязненности. Через Христа, Господа нашего.

Епископ налагает святым миром знамение креста на чело каждого кандидата, говоря:

Епископ: N , ПРИМИ ЗНАМЕНИЕ ДАРА СВЯТОГО ДУХА.

Миропомазанный отвечает: Аминь.

Епископ: Мир тебе.

Миропомазанный отвечает: И со духом твоим.

Затем следует Евхаристическая литургия. Если обряд миропомазания совершается вне святой Мессы — то только благословение епископа.

Молитва перед миропомазанием

О Дух Святой, в крещении Ты соделал меня чадом Божиим и христианином, благоволи снизойти на меня в таинстве миропомазания, как Ты снизошёл на Апостолов в день Пятидесятницы. Сотвори обитель в душе моей и ниспошли ей дары Твои. Ниспошли мне дар премудрости и разума, дар совета и крепости, дар ведения и благочестия, и наполни меня страхом Господним. Вдохни в меня апостольский дух, чтобы я сознательно исповедовал Христа, моего Господа. Аминь.

Молитва после Миропомазания

О Дух Святой! Всем сердцем благодарю Тебя за безмерную благодать Твоего присутствия. В таинстве миропомазания Ты вступил в мою душу. Не оставь меня, веди меня Твоим светом, наполни моё сердце огнём любви и силой творения добра. Соделай, дабы я мужественно исповедовал веру, защищал её и жил как верный ученик Иисуса Христа, моего Господа, Пастыря и Царя. Аминь.

Молитва о сохранении даров Святого Духа

Видео (кликните для воспроизведения).

Укрепи, Боже то, что Ты совершил в нас, и сохрани в сердцах наших дары Святого Духа, чтобы мы без стыда могли исповедовать пред миром Христа Распятого, и с жертвенной любовью исполняли заповеди Его. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Помазанский в мире молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here