Содержание
- 1 Иегова, Яхве или Господь?
- 2 Скажите, пожалуйста, почему Господа называют Саваоф? И почему в молитве Да воскреснет Бог. мы обращаемся к Животворящему Кресту, как к одушевленному?
- 3 Икона Господа Саваоф
- 4 Кто такой Саваоф?
- 5 Саваоф: что означает это имя
- 6 Кто такой Саваоф в христианстве
- 7 Саваоф
- 8 Имена и характер Бога. Тема 13. Имя или характер – Саваоф
Иегова, Яхве или Господь?
Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов — «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.
Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.
Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.
1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» ( Исх. 34:14 ). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).
2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» ( Ис. 47:4 ). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.
3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» ( Ис. 63:16 ). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.
4. Господь Саваоф – имя Ему» ( Ис. 48:2 ). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» ( Ам. 4:13 ); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ( Иер. 15:16 ).
5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.
Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).
Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ).
Скажите, пожалуйста, почему Господа называют Саваоф?
И почему в молитве Да воскреснет Бог. мы обращаемся к Животворящему Кресту, как к одушевленному?
Уважаемый наш читатель!
Саваоф — это одно из имен Господа Бога на древнееврейском языке, означающее Царь Ангелов. Это имя часто употребляется в Писании и сохранено в Божественной литургии верных. Приведем некоторые примеры из Писания:
И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним. (1Пар. 11:9)
И да пребудет и возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем, и дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим. (1Пар. 17:24)
И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего Израиля; (1Пар. 17:7)
И когда он объяснял закон, все стояли прямо; и благословил Ездра Господа Бога Всевышнего, Бога Саваофа, Вседержителя . (2 Ездр. 9:46)
Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! (Ис. 1:24)
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. (Ис. 1:9)
За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. (1Пар. 10:16)
Ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле. (Ис. 10:23)
Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. (Ис. 10:24)
Наименование Саваоф относится или ко Пресвятой Троице в целом, или к Отцу, или к Сыну Божию, что видно из выделенного, где Саваофом назван Господь Бог Вседержитель. Вседержителем (по-гречески Пантократор) в традиции Церкви принято называть Сына Божия (чаще) или Бога Отца (реже, например, в молитве великого славословия). Чаще всего Саваофом называют Бога Отца. Но иногда и Сына:
Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, (Ис. 44:6)
Если вспомнить слова Господа Иисуса Христа, что Он и Отец одно:
Я и Отец — одно . (Ин. 10:30)
Что касается второго вопроса, то говоря о Божественном, невидимом, мы пользуемся символами, посредством земного человеческого языка. Эти описания довольно не точны.
Крест является для нас таинственным орудием, символом нашего спасения. Господь наш Иисус Христос выбрал для Себя это орудие смерти, принеся на нем искупление за весь род человеческий и таинственно и неразрывно соединившись с ним навсегда, даровав Кресту необычайную силу быть орудием нашего спасения. Крест Христов это символ, имеющий личностный (персоналистический) характер, т.к. он соединен со Христом. Обращаясь ко Кресту, мы обращаемся к Богу, принесшему за нас великую жертву искупления. Наше спасение не возможно без Креста. Только сораспявшись Христу мы можем стать наследниками Благодати.
В молитве: «Да воскреснет Бог. » говорится не о форме и материале Креста, а вкладывается в него общее понятие, включающее в себя крестные страдания, смерть, искупление, жертву Господа нашего Иисуса Христа, победу над смертью, освобождение нас от греха. Мы обращаемся здесь ко Кресту, как к личности, соединенной со Христом.
Вследствие нашей греховности, мы не можем понять всю глубину таинственности Креста, но святые Отцы, будучи чище нас разумели недоступные глубины, вследствие откровения которых были составлены многие молитвы, в том числе и молитва Честному и Животворящему Кресту Господню.
Ответ на этот вопрос прочитали 1393 посетителей
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
Икона Господа Саваоф
Икона Бога Саваофа считается очень древней и уникальной. Его изображения в иконографии прослеживаются с давних времен. Бог – отец был изображен в виде мудрого седовласого старца, его лик размещался на треугольнике, который символизирует Святую Троицу.
Немного истории
Согласно православной традиции имя Господа Саваофа переводят как «Господь воинств». Поэтому, в отличие от других имен Всевышнего, которые встречаются в Библии, словом Саваоф акцентировал его силу и могущество. Запрет на любые изображения Бога-отца поставил Московский Собор, мотивируя это тем, что Бог – это дух, которого никто не видел, нежели лицезрели Иисуса Христа. Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храма. Поэтому и в древних и в современных церквях можно видеть иконы Саваофа.
Известные списки иконы Саваофа
В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.
Известны два списка этой древней иконы Саваофа:
- Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.
- Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.
О чем просят и как молятся перед иконой Господа Саваофа
Икона Бога Саваофа считается исповедальной. Молятся перед ней, прося отпущения грехов. Обращаться стоит к Богу в покаянной форме, прося у Него сил не поддаться греховным мыслям и не совершить безнравственные деяния.
Подле нее можно просить о самом сокровенном, судьбоносном для человека
Многими чудесами прославилась икона Господа Саваофа, которая находится во Владимирской области в Свято-Никольском женском монастыре.
За многие года известно более сотни случаев излечения от бесплодия. Многие семейные пары, которые годами ждут и просят у Господа Саваофа продолжение рода, получили желаемое.
Молитва Богу Отцу Господу Саваофу
О, Всемогущий Державный Царю! Воссидяй на облацех, почивая в Вышних, иже есть Благословен на тверди небесной. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в Вышних! Исполни, Боже Вседержителю, сие наше смиренное моление и прошение раб твоих, да будут ушеса Твоя внемлюще гласу молений наших, святый Господи! Милостиво призри и услыши нас, рабов Твоих от земли на небо вопиющих Тебе: спаси, сохрани и помилуй нас, избави от всяких бед и напастей и всякого зла, защити Духом Святым во дни и нощи и на всякий час подаждь ми победы и всем, Тебе молящимся, силу Твою Божественную, Благодать чудодейственную, силу и крепость исполненную. Силою Честного и Животворящаго Креста Господня победи всех врагов наших видимых же и невидимых, сотвори их, яко овцы, и развей их, яко прах пред лицем ветра, да познают имя Твое, Господи да постыдятся во веки, яко Ты еси Вышний по всей земли и несть студа уповающим на Тя во веки веков. Аминь.
Для того, чтобы Бог услышал, нет необходимости ездить по святым местам, совершать паломничество, главное – быть по- настоящему верующим человеком.
И даже, несмотря на нескончаемы церковные дебаты, которые не утихают и по сей день, иконы Бога Саваофа остаются неотъемлемой частью православных храмов.
Кто такой Саваоф?
На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Что означает имя Саваоф?
Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».
Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.
Запрет на изображение
После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.
На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.
Саваоф: что означает это имя
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Что означает имя Саваоф?
Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».
Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.
Запрет на изображение
После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.
На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.
Кто такой Саваоф в христианстве
На древних христианских иконах Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены. Почему же это произошло? И кто такой Саваоф?
Есть ли имя у Бога?
«Да Святится Имя Твое» — многим знакомы эти слова из молитвы «Отче наш». Однако об имени Бога в молитве нет ни слова. Но оно, согласно религиозным текстам, у Господа все же есть и даже не одно. Например, в священном для всех иудеев писании Торе упоминается несколько Божьих имен. Так имя Господа из четырех букв встречается даже в одной из заповедей. Но произношение этого слова строго запрещено. Впрочем, даже если бы подобного запрета не существовало, все равно произношение данного имени до сих пор остается загадкой. В древних писаниях это таинственное имя зачастую заменяется другими: «Тетраграмматон», «Адонай» («Наш Господь»), «Хашэм» («Имя»), «Ха-Маком» («Вездесущий»), «Шхина» («Присутствие»). Среди многочисленных имен Бога-Отца встречается и Цебаот или Саваоф.
Что означает имя Саваоф?
Упоминается Бог-Отец под именем Саваоф и в священной для христиан книге Библии. Причем, как в Новом, так и в Ветхом заветах. В последнем слово «Саваоф» встречается 268 раз. Примечательно, что имя Господа написано абсолютно открыто: «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» или «Господь Бог Саваоф — имя Ему».
Саваоф переводится с еврейского как «воинство», «войско» во множественном числе. Чаще всего в текстах это имя пишется как «Господь воинств». Однако под воинством понимаются вовсе не люди, а все, что связано с небесами: звезды, планеты, ангелы.
Запрет на изображение
После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.
На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.
Саваоф
Савао́ф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из имен Бога, подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира.
В Библии воинствами называются войска (например, в Исх.6:26 ; Чис.31:53 ), звезды и планеты, ангелы ( Втор.4:19, 17:3 ; Дан.8:10 ; 3Цар.22:19 ; 2Пар.18:18 ; срав. Ис.24:21 ).
Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис.6:3 ).
Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)?
В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле ( Быт.17:1 ), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять.
Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги Церкви Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого попущения всегда зависит от общих и частных целей Вышнего Промысла, ведомых, в полноте, только Господу.
Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего гнева. Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни.
Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов Израиля. Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.
Иногда Господь попускает грешникам одолевать праведников ради испытания и духовного укрепления, взращивания тех нравственных качеств, тех добродетелей, которые могут быть приумножены в условиях борьбы смирение, стойкость духа, жертвенность, самоотвержение, послушание, терпение и др.).
Бывает, что Господь не только попускает, но и нарочито ниспосылает на верующих те или иные бедствия. Так будет и при кончине времен, когда Бог призовет полчища Гога и Магога ( Иез.38:2-4 ).
Как и в предыдущих случаях, это происходит не в связи с недостаточностью Божественного всемогущества (что и звучит-то нелепо), а в связи с известными Ему соображениями высшей нравственной пользы.
Имена и характер Бога. Тема 13. Имя или характер – Саваоф
Имя Саваоф происходит от ивр. צבאות ( şəbв’ôt), или Цеваот, что в букв. переводе означает «Господь воинств» (на иврите şвbв означает «воинство»).
«Саваоф (Цебаот) — одно из имен Бога в иудаизме и христианстве. В Библии назван Господом воинств. Под воинством Саваофа подразумеваются солнце, луна и звезды, все воинство небесное, выступающее стройно и послушно уставам неба; Цебаот означает также бесчисленные воинства огневидных ангелов, объединенных в четыре сонма (воинства) под началом архангелов. Имя Саваоф упоминается часто в связи с херувимами, осеняющими Ковчег завета — символ Божественного присутствия на земле» (Исторический словарь).
Господь Саваоф — одно из имен Божиих в Священном Писании. Это имя происходит от семитского корня, который встречается, например, в аккадских текстах (Цеваот — народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В евр. языке означает «армия», «воинство». В Септуагинте передается тремя способами: транслитерацией Κ ύ ριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге прор. Исаии); как Κ ύ ριος παντοκρ ά τωρ — Господь Вседержитель; как Κ ύ ριος (или ὁ Θε ὸ ς) τ ῶ ν δυν ά μεων — Господь сил (обычно в Псалтири).
Еврейский синтаксис позволяет переводить словосочетание как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс. 32:6), как два существительных, одно из которых является приложением (подобно аккад. абстрактным существительным жен. рода — в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κ ύ ριος παντοκρ ά τωρ), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиционный перевод опирается в т. ч. на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах. Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар. 17:45), небесные существа (напр., 3 Цар. 22:19-23; Пс. 102:19-22; 148:1-5; Дан. 8:10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс. 81:1; 88:8), или звезды и др-е светила (ср.: Втор. 4:19; 4 Цар. 23:4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт.2:1).
Именование «Господь Саваоф» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище в Силоме (1 Цар. 1:3,11), прежде всего, в связи с ковчегом завета (1 Цар. 4:4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, некоторые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам — Решефу, Ваалу или Элу.
В евр. тексте Ветхого Завета именование «Яхве Саваоф» встречается 284 раза (4 Цар. 19:31 не считается, т. к. это исправление масоретов), причем в 121 случае оно не является титулом. Весьма характерно его распределение по книгам ВЗ. Оно полностью отсутствует в Пятикнижии, в книгах Иисуса Навина и Судей и в книгах, написанных в период вавилонского пленения (напр., у пророка Иезекииля). В книгах Царств встречается 15 раз, тогда как в Ис. 1-39 гл. оно употребляется 56 раз (а всего в Ис. – 62 раза), у Иеремии — 82 раза (в масоретской версии; в Септуагинте — 12), в Псалтири — 15, у послепленных пророков Аггея — 14, Захарии — 53, Малахии — 24 раза. В межзаветной литературе оно практически не встречается (в Свитках Мертвого моря только однажды).
Эти данные позволяют искать связь имени «Господь Саваоф» с богослужением иерусалимского храма. Самый характерный пример — его употребление в составе песни серафимов у пророка Исаии (Ис. 6:3; ср.: 6:5). Господь Саваоф называется «живущим на горе Сионе» (Ис. 8:18; ср.: Зах. 8:3), а Иерусалим — Его городом (Ис. 47:9), «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 1 Пар. 13:6; Ис. 37:16). Такой трон из херувимов был в храме Соломона (3 Цар. 6:23-28), причем ковчег завета служил подножием для невидимо восседающего на этом троне Бога (1 Пар. 28:2; ср.: Пс. 98:5; 131:7). Этот образ связан с наименованием Господа Саваофа Царем (напр., Пс. 23:10; Иер. 46:18; 48:15; 51:57).
Помимо всемогущества и царской власти, имя Господь Саваоф связывается с творением мира (Ам. 4:13; Иер. 10:16) и эсхатологической войной (Ис. 13:4; 31:4). В пророчестве Исаии говорится, что Господь Саваоф воцарится на Сионе (Ис. 24:23) и сделает там трапезу для всех народов (Ис. 25:6). Все народы будут приходить к Господу Саваофу на праздник Кущей (Зах. 14:16-17) и приносить дары (Ис. 18:7).
В христианской традиции имя «Господь Саваоф» употребляется в Новом Завете (ветхозаветные цитаты в Иак. 5:4 и Рим. 9:29) и в литургических текстах. Особое значение ему придавали гностики — сифиане и офиты; оно также встречается в текстах из Наг-Хаммади: «Ипостась архонтов», «Апокриф Иоанна», «О происхождении мира».
Понимание именования «Господь Саваоф» может совпадать с именованием «Господь Вседержитель» («Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель…» — Ам. 5:16) и относиться и к Святой Троице, и к Богу Отцу, и к Иисусу Христу, как в надписи, сделанной вокруг изображения Господа Вседержителя в росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнивший небо и землю славы Твоею. » (см.: Ис. 6:3; Мф. 21:9).
А теперь заглянем в словари и энциклопедии. Должна заранее заметить, что некоторые описания и комментарии в них совпадают, но все же позволю себе дать вам совет: прочитайте, пожалуйста, все внимательно, т.к. везде встречается и что-то новое, особенное, что нельзя пропустить, если вы всем сердцем ищете Господа и желаете глубже познать Его.
«САВАОФ (евр. Zebaoth силы, воинства) — ветхозаветное наименование Бога» (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910).
«САВАОФ — евр. zebaoth, от zaba, войско, армия. Господь сил» (Словарь иностранных слов русского языка).
«САВАОФ — см. Бог. » (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999».
«САВАОФ — одно из имен Яхве» (Большой Энциклопедический словарь).
«САВАОФ — одно из ветхозаветных именований Бога, Бог сил» (Толковый словарь В.И. Даля).
«САВАОФ — Цебаот (евр. seba ot, множ. число от sâb a, «воинство», «сонм»), одно из имен Бога в иудаистской и христианской традициях. В библейских пророческих книгах встречается в сочетании «Господь воинств», что по-гречески передается двояко: Πανιχράτωρ» (Энциклопедия мифологии).
«САВАОФ (с еврейского – «силы, воинства») — одно из библейских названий Бога. В отличие от других названий Бога, как Элогим, Иегова, Адонай. Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
«САВАОФ — еврейское слово Саваоф – силы, воинства, нередко встречаемое в оригинальном тексте Ветхого Завета, встречается только дважды в Новом Завете, именно: в послании к Римлянам (Рим.9:29) и в соборном послании Иакова (Иак.5:4)» (Библейская энциклопедия арх. Никифора).
Из Википедии: «Саваоф — религ., библейск., одно из имен Бога в иудаизме и христианстве; в Библии (Ветхом Завете) назван Господом воинств ангельских, грозным и всемогущем вершителем судеб мира ◆ Ему мечталось, что тут, где-нибудь на вершине, в облаках и на своем золотом от солнца престоле, восседает сам Саваоф, в громах и славе царствующий и управляющий вселенною! А. Ф. Писемский, «Взбаламученное море», 1863 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И будто бы среди этих ангелов, среди райских кущ, на золотом троне сидит сам Господь Саваоф. В. П. Катаев, «Огонь», 1922 г.»
«САВАО́Ф (евр. צבאות, ЦЕВАО́Т), слово, употребляемое в ВЗ вместе со свящ. *Именем Божьим (*Тетраграммой, или Тетраграмматоном). Является множ. числом от צבא, ЦАВА́, воинство. Поэтому словосочетание «Господь Саваоф» (евр. יהוה צבאות, ЯХВЕ́ ЦЕВАО́Т) может быть переведено как «Господь, Вождь воинств», или «Господь, Владыка воинств». Первоначально смысл слова С. был связан с идеей битвы, которую Бог ведет против сил тьмы (ср. «Господь муж брани», Исх. 15:3). В Исх. 7:4 «воинством» называется народ Божий. В более поздний период под «воинством» стали подразумевать небесные светила и ангельский мир. Т. о., слово «Господь Саваоф» было переосмыслено и приобрело значение «Вседержитель», «Властелин Вселенной». Оно встречается в ВЗ более 280 раз, преимущ. в пророческих книгах. В НЗ, в соответствии с традицией Септуагинты, оно дается без перевода (напр., Рим 9:29)» (Библиологический словарь).
«Саваоф» — ст.-слав., др.-русск. Савао ϑ ъ Σαβα ώ θ. Через греч. Σαβα ώ θ из др.-еврейск. ṣеba ̂ ᾽ o ̂ th «господин ратей»» (Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка).
«САВАОФ (евр.) — армия или воинство, от Saba — идти на войну; отсюда и название сражающегося Бога — «Владыка Саваоф»» (Теософский словарь – «теософия – это философия о Боге – прим. Ю.З.).
«Еврейское слово Саваоф — силы воинства, нередко встречаемое в оригинальном тексте Ветхого Завета, встречается только дважды в Новом Завете… Как одно из имен Божиих, оно изображает беспредельное величие Божие, Его владычество над всем сотворенным, Его всемогущество и Его славу. Он Бог воинств, Господь сил. Он един превознесен над всем. Он владыка всего, всемогущ и всесилен. Его окружают и Ему служат сонмы Ангелов и все воинства небесные. Ему покорствует и Его прославляет вся природа; все твари служат неумолкающими свидетелями и провозвестниками Его силы и могущества, Его величия и славы.
Саваоф — Цваот. Саваоф, т. е. войска (множественное число от «цава»), слово, которое употребляется для обозначения войск, например, в Исх. 6:26; Чис. 31:53 (евр.) Этим словом именуются, во-первых, «небесное воинство» — планеты и ангелы (Втор. 4:19; 17:3; Дан. 8:10; 3Цар. 22:19; 2 Пар. 18:18; срав. Ис. 24:21), где, может быть, имеются ввиду великие духовные силы «воинство, выстроенное на высоте», в противоположность «царям земным на земле». Господь небесного мира и мира духов часто называется Иегова Саваоф (Адонай Цваот), т. е. Господь воинств (1 Цар. 1:3; 17:45; Пс. 58:6; Ис. 18:7; Иер. 15:16; Ос. 12:5; Иак. 5:4), и особенно у пророка Захарии.
Выражение «Господь (Яхве) Саваоф» представляет собой непереведенный евр. титул Бога. Слово «Саваоф» [евр. Цеваот] — это мн.ч. от цава — «войско», «воинство». Этот титул не встречается в книгах Библии от Бытия до Книги Руфь, но обнаруживается в книгах Царств, в книгах Паралипоменон, в Псалтири и в книгах пророков.
Имя Саваофа часто упоминается в связи с херувимами, осеняющими ковчег завета — символ божественного присутствия на земле. В имени Саваофа, таким образом, выражена идея единства всех «воинств» вселенной, построенных по принципу иерархии и соединенных в акте славословия Саваофа.
Саваоф (Цебаот) — одно из имен Бога в иудаистической и христианской традициях. В библейских пророческих книгах встречается в сочетании «Господь воинств», что по-гречески передается двояко: «Вседержитель», «Владыка сил» (воинств). Под воинством Саваофа подразумеваются солнце, луна и звезды, «все воинство небесное» (Втор. 4:19), выступающие стройно и послушные «уставам неба» (Книга Иова 38:32-33). «Цебаот» означает также бесчисленные воинства огневидных ангелов, объединенных в четыре сонма (воинства) под начальством Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. По образу небесного создано и «земное воинство», поддерживая которое (Исх. 12:41 и др.), не только ангелы, но и звезды «с путей своих» сражаются с врагами (Книга Судей Израилевых 5:20). На помощь пророкам нисходят с небес «колесницы огненные» (4 Цар. 6:17). Имя Саваоф часто упоминается в связи с херувимами, осеняющими ковчег завета — символ божественного присутствия на земле. В имени Саваоф, таким образом, выражена идея единства всех «воинств» вселенной, построенных по принципу иерархии и соединенных в акте славословия (Псалтирь, 148)» (Мифологический словарь, Д.В. Щедровицкий).
И еще одно весьма интересное мнение (его автор, к сожалению, мне неизвестен): «Выражение «Господь Саваоф» представляет собой непереведенный еврейский титул Бога. Слово «Саваоф» происходит от слова цава — «войско», «воинство». Этот титул не встречается в книгах Библии от Бытия до Книги Руфь, но обнаруживается в книгах Царств, в книгах Паралипоменон, в Псалтири и в книгах пророков. Под воинствами могут подразумеваться войска израильтян (1 Цар 17:45), а также скопления звезд или сонмы ангелов. Как мы видим, все, что многие христиане считают именами Бога, является Его обозначением либо описательным термином, указывающим на Его сущность или характер».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Читайте продолжение на следующей неделе.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.