Содержание
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
1.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
3.
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
4.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
5.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Отныне и присно и во веки веков молитва
Аще иерей: Благословен Бог наш:
Аще ли не иерей: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
По совершении положенных поклонов, священник возглашает 1 : Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мы же отвечаем 2 : Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Ц арю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Ц арь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши. 3
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) 4
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
П ресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
П ресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй, трижды.
Господи, помилуй. (3)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
О тче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
О тче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.
Мы же: Аминь.
Таже: Господи, помилуй, 12.
Господи, помилуй. (12)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. 5
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
После начальных молитв читается последование той или иной службы.
Примечания
1 Мирянин, начиная молитву, осеняет себя крестным знамением со словами:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Вместо же начального возгласа священника говорит:
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Тот же возглас заменяет все священнические возгласы. Всё, произносимое во время службы священником и диаконом, опускается.
2 Названия молитв и пояснения (набранные другим шрифтом) вслух не читаются.
3 Вместо этой молитвы от Пасхи до Вознесения читается трижды тропарь Пасхи «Христос воскресе:», от Вознесения же до дня святой Пятидесятницы после начального возгласа сразу читается Трисвятое.
4 Эта молитва, как правило, читается с крестным знамением и поясным поклоном. Последующие молитвы до «Отче наш» включительно читаются полностью там, где в богослужебных книгах указывается «далее Трисвятое» или «далее Трисвятое, по «Отче наш».
5 Там, где в богослужебных книгах напечатано: Слава: следует читать полностью: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Где напечатано: И ныне: читай: «И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь». Где напечатано: Слава, и ныне: – читается всё славословие полностью. Знак » : » указывает на то что даются лишь первые слова текста (обычно хорошо известного и часто повторяющегося).
ныне и присно
Большой русско-английский фразеологический словарь. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА . С.И. Лубенская . 2004 .
Смотреть что такое «ныне и присно» в других словарях:
ныне и присно — искони, изначала, ныне и присно и вовеки веков, всегда Словарь русских синонимов. ныне и присно нареч, кол во синонимов: 4 • всегда (79) • … Словарь синонимов
ныне и присно и вовеки веков — нареч, кол во синонимов: 2 • всегда (79) • ныне и присно (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
И ныне, и присно, и во веки веков — Книжн. Устар. Сейчас и всегда; вечно. /em> Выражение церковно славянское; присно всегда. БМС 1998, 72 … Большой словарь русских поговорок
ПРИСНО — ПРИСНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
присно — нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков … Энциклопедический словарь
присно — нареч.; церк. Всегда. Ныне и при/сно и во веки веков … Словарь многих выражений
Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия
Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия
Молитва верных — (лат. Oratio f >Википедия
всегда — Завсегда, постоянно, всякий раз, во всякое время, денно и нощно; издревле, спокон века, испокон веку, испокон веков; вечно, ввек, вовек, навеки, навсегда, на веки вечные, на веки веков. Ср. . Богиня красоты прекрасна будет ввек . Пушк. Он все… … Словарь синонимов
Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия
«И ныне, и присно, и во веки веков»
Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .
Смотреть что такое «»И ныне, и присно, и во веки веков»» в других словарях:
И ныне, и присно, и во веки веков — Книжн. Устар. Сейчас и всегда; вечно. /em> Выражение церковно славянское; присно всегда. БМС 1998, 72 … Большой словарь русских поговорок
Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия
Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия
Молитва верных — (лат. Oratio f >Википедия
ВЕК — Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок
Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия
Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия
«ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША» — [слав. , греч. Πληρωθήτω τὸ στόμα ἡμῶν̇ (обычно именуется по первому слову: Πληρωθήτω)], песнопение византийского чина Божественной литургии, исполняемое по завершении причащения. Текстуально «Д. и.» (см.: Служебник. С. 148; Часослов. С. 124 125; … Православная энциклопедия
Славословие — в богослужении слова, содержащие в себе славу, прославление Бога: Слава Отцу и Сыну и Св. Духу! , Слава тебе, Господи, слава тебе! и т. п. Кафизма (см.) состоит из трех частей, из которых каждая называется славою, потому что по прочтении каждой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Вечерня — (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. Vesperae) богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех Церквах, сохранивших апостольское преемство (Православие, Католицизм, Древневосточные церкви), а также в… … Википедия
Литургия Феодора Мопсуестийского — (литургия Мар Теодора) одна из трёх литургий восточно сирийского обряда, используемого Ассирийской церковью Востока и Халдейской католической церковью. Совершается во временной промежуток от начала периода Благовещения (за четыре воскресенья до… … Википедия
И ныне, и присно, и во веки веков
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .
Смотреть что такое «И ныне, и присно, и во веки веков» в других словарях:
ПРИСНО — ПРИСНО, нареч. (стар. высок.). Всегда, во веки веков. И ныне, и п., и во веки веков. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
присно — нареч. Церк. Всегда. Ныне и п. и во веки веков … Энциклопедический словарь
присно — нареч.; церк. Всегда. Ныне и при/сно и во веки веков … Словарь многих выражений
Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия
Входные молитвы — в православном богослужении молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией[1]. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название. Совершаются без облачения, однако на практике священник может … Википедия
Молитва верных — (лат. Oratio f >Википедия
ВЕК — Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок
Обычное начало (литургика) — Обычное начало, в православном богослужении начальные молитвословия большинства церковных служб и личных молитвенных правил. В храме читаются специально поставленным церковнослужителем, чтецом. Обычному началу предшествует: Возглас… … Википедия
Кафизма — Кафизма, кафисма (греч. κάθισμα) в богослужебной традиции византийского обряда раздел Псалтири. Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем,… … Википедия
«ДА ИСПОЛНЯТСЯ УСТА НАША» — [слав. , греч. Πληρωθήτω τὸ στόμα ἡμῶν̇ (обычно именуется по первому слову: Πληρωθήτω)], песнопение византийского чина Божественной литургии, исполняемое по завершении причащения. Текстуально «Д. и.» (см.: Служебник. С. 148; Часослов. С. 124 125; … Православная энциклопедия
- 30.05.2014
- Теги: Молитвы
12 сильных защитных молитв
Защитная молитва (1)
Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! Хорошо!». Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: велик Бог!» Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (2)
Боже! Будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят тебя народы все. Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш. Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (3)
Боже! Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог – помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (4)
Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душей моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу. И Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (5)
Создателю и Содеятелю человеческого рода, Дателю благодати духовной, Подателю вечного спасения. Сам, Господи, пошли Духа Твоего Святого с вышним благословением на вещь сию, яко до вооружена силою небесного заступления хотящим употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
Защитная молитва (6)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих, ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего. Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род, да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (7)
Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость во мне твоя, да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (8)
Боже Вседержителю, всю тварь премудростию создавый, и мене падшаго многими согрешеньми, Твоею воздвигни рукою: Подаждь ми Твою помощь, и сподоби мя от мирских свободитися искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей. Умилосердися и прости ми вся, елика ти согреших во вся дни живота моего; Помажи душу мою елеем благодати и щедрот Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, С ним же Тебе и святому Твоему Духу подобает всякая слава во веки. Аминь.
Защитная молитва (9)
Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (10)
Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше? ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле. Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (11)
Боже! Будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят тебя народы все. Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш. Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне, присно и во веки веков. Аминь.
Защитная молитва (12)
Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
Сборник ответов на ваши вопросы
Как правило, бывая в храме на службе, многие из нас далеко не всегда понимают смысл произносимого священником текста, однако четко различают выражение «присно». Значение слова, столь знакомого и, в то же время, не совсем понятного, мы объясним в данной статье.
Значение термина «присно»
Самым распространенным значением в русском языке является слово «всегда»:
- В свою очередь, последнее (в форме наречия) имеет значение «непрерывно», «вечно», «постоянно», «во всякое время», «бесконечно». В качестве существительного / прилагательного (присный) оно может соответствовать понятиям истинного, настоящего, присущего и даже обозначать единомышленников, близких и т. д.;
- Синонимами и выражениями, близкими по смыслу, для него являются также следующие: «искони», «издревле», «изначально», «вовек», «ежечасно» и др.;
- В новейших языковых учебниках прописано, что указанное слово является устаревшим вариантом вышеописанных его значений. Оно включается в состав сложных сочетаний, таких, как «присно» (светлый, благодатный, блаженный);
- Церковнославянский словарь определяет его значение, в частности, и как беспрерывно, непрестанно;
- Происходит от старославянского, и в предложении, вставленное как «присныи братъ» соответствует понятию, как единоутробный, а также само по себе в древние времена использовалось в русском языке как «истый».
Что такое «присно и во веки веков»?
А это уже классика церковных церемоний. Каждая из служб не обходится без этого почти заклинания:
- Всегда, навеки, до скончания времен, но обычно это словосочетание произносится в несколько расширенном составе, с добавлением слова «ныне», и подразумевает под собой «сейчас и навсегда, навечно». Можно также истолковать его так, что первые выражения относятся к текущему времени, а последнее говорит о вечности;
- Самое известное изречение состоит из троекратного повторения «слава!» и перечислению ее «адресатов»: Отцу и Сыну и Святому Духу, а также времени действия этой молитвы: и ныне и присно и вовеки…аминь, то есть сейчас, всегда и навечно. Если коротко, то здесь произносится хвала Господу, единому в трех Лицах;
- Его также называют Кратким славословием Святой Троице (иногда его называют малым), выражающей сущность Бога. Оно существует не только в церковно-славянском (переводном с греческого) изложении, но присутствует и в католических и протестантских текстах. Есть также Великое и Вседневное славословия. Это отдельные их виды молитв, которые применяются строго определенных случаях.
Происхождение Краткого славословия
Является одной из молитв христиан к Святой Троице:
- Предположительно такая его формула была закреплена на 1-м Вселенском Соборе в Никее в четвертом веке н. э. Причиной этого стало несогласие с арианским (одно из течений внутри раннего христианства в 4-6 веках н. э.) текстом, в котором проявилось мнение последних об отсутствии единой сущности у Бога-Отца и Сына. У них выражение звучало как «Слава Отцу чрез Сына …в Святом Духе», что не соответствовало в целом христианскому (в том числе православному) пониманию Святой Троицы. Собором оно было признано ересью и осуждено.
- Известный российский богослов М.Н. Скабалланович считал, что данное выражение могло сформироваться на основе заключительных песнопений, входивших в состав церковных литургий.
- Частично такие славословия употреблялись и в отдельных книгах Священного Писания, в его Новозаветной части (Деяния апостолов, Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис), а также встречались в молитвах некоторых раннехристианских святых мучеников – Иоанна Богоносца и Поликарпа в 1-2 веках н. э. Сейчас используется в текстах молитв к Святой Троице».
Что такое христианское Великое славословие?
Оно относится к разряду древнейших храмовых песнопений. Самая высшая форма молитвы:
- По церковным Уставам она исполняется во время служб, называемых утреней и повечерием. Начинается с Евангелия от Луки, стих 2:14. Далее идет прославление триединого Бога, пение псалмов и в завершение – после краткого славословия идет молитва «Трисвятое». Как правило, во время праздничных или воскресных дней оно утром поется, а вечером читается;
- Разбирая его содержание более подробно, приходим к выводу, что оно состоит из трех частей. В первую входит прославление Бога и молитвы к Спасителю о нашем помиловании. Во второй части к хвале Господа примешивается некоторая сдержанность, вызванная упоминанием о нашей греховности. Третья часть самая существенная и молитвенная, где восхваление Создателя вспоминается только периодически. Основную ее часть занимает просьба-надежда на Божью милость. В завершении песни проявляется возврат к ее хвалебному началу.
Чтение «Ныне и присно» в домашних условиях
Человек, считающий себя верующим, не только посещает церковные службы, но и молится дома. В перечень его молитв входит и молитвенный текст Краткого славословия.
Конечно, время меняет разговорный и письменный стиль общения, но, зная, к примеру, компьютерный сленг или молодежный жаргон, вовсе не обязательно использовать их повсеместно и во всякое время, а только по обстоятельствам.
Человек во время земной жизни выполняет те или иные материальные дела и обязанности: без них тоже сложно прожить в этом мире, да и не всегда стоит создавать себе искусственные трудности бытия. Однако, как пишется в Библии, Господь, создавая человека, вложил в него душу, и именно этот факт, деяние Его им и сделало. Почему бы не поблагодарить Господа за это: «и ныне» (сейчас), и «присно» (всегда), «и во веки веков» (навечно, передав это пожелание своим потомкам).
Что изменилось внутри человека со временем? Да ничего. Все перемены – внешние, и так было и будет всегда.
Да и у понятия «славословие» полно синонимов, вполне себе применимых в нашей обыденности, только называем мы их зачастую «медными трубами», и выдержать испытание ими совсем непросто. А уж великие они или малые, для кого как.
Пожалуй, одним из самых часто применяемых выражений, касающихся процедур церковных богослужений, является «присно». Значение слова, появившегося в стародавние времена, не потеряло своей актуальности и в настоящее время.
Видео: акафист Иисусу в хоровом исполнении
В данном ролике хор из Валаамского монастыря исполнит акафист сыну Божьему – Иисусу:
Отныне и присно и во веки веков молитва
Поздравляю всех с продолжающимся праздником Рождества Христова! Именно продолжающегося, ведь попразднество этого праздника длиться целых семь дней, которых едва-едва хватает, чтобы прочувствовать это торжество. Но напишу я, пожалуй, не про это.
Множество молитв заканчиваются на такие слова: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы так часто слышим их в молитвах, что воспринимаются они как хвостик, без которого нельзя, хотя и не понятно почему. Поделюсь своим восприятием данных слов, и своим молитвенным переживанием, при их звучании.
«Ныне» знаменует наш век, на который нам выпало жить. В смысле не всем людям, а конкретно мне, конкретно ныне живущим. И в это самое нынешнее время мы хотим славить Бога, благословлять и молить Его о Его милости.
Кстати, частые повторения «Его» в молитвах, особенно в псалмах, не случайны. Ведь приговаривая к каждому слову местоимение»Его» мы обозначаем, что предмет, о котором говориться (в нашем случае «милость») исходит лично от Него. И никакой «милости» самой по себе, без Бога — нет, и быть не может. Милость только Его, и всех тех, кому Он её даровал. Вот хороший пример, который намного лучше воспринимается, если брать во внимание написанное выше: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я» (Пс. 102, 17-18).
Пойдем дальше. «Присно» можно понимать как время, которое было до нашей жизни, и которое наступит после нашей смерти. Ведь с нашей смертью все продолжает быть, как и было до нас. Указывая на время, которое было до нас, мы как бы подтверждаем, что мы присоединяемся к славословию тех людей, которые хвалили Бога до нашей жизни и соответственно будем согласны с теми, кто будет продолжать это дело после нас. Более того, время «присно» заключает в себе даже жизнь тех, кто после смерти пребывает в Раю или Аду.
Если сказать кратно, то «ныне» значит «во время моей жизни», «присно» значит «от создания мира до его конца», а «во веки веков» значит «и в будущем веке».
Разобрались. Но причем тут молитва? Произнося конец любой молитвы мы хотим её, естественно красиво и правильно закончить. И потому последние слова являются всегда завершающим аккордом нашей песни души. И этот аккорд хочется сделать как бы заправкой или приправой, к блюду нашей молитвы, которое мы преподносим Богу. Я вижу в этом окончании следующий смысл.
Во время молитвы мы концентрируемся. Вспоминаем о благодеяниях Богу к нам, думаем о просьбах, скорбим и просим прощения за наши грехи. Каждый сознательный христианин знает насколько это утомительно. И потому, в конце молитвы хочется немного расслабиться, посмотреть на все со стороны. И слова о времени, точнее о его начале без конца приводит нас в исходную точку, с которой мы начинали молитву — к созерцанию. И не просто к созерцанию, а к созерцанию во времени. Мы видим Адама и Еву, их жизнь и падение. Мы видим испытания и радости еврейского народа. Мы наблюдаем за их пленением, освобождением. Мы видим Рождение и Смерть Христа, Его Воскресение и Его заветы. Мы видим нашу жизнь, и даже предвосхищаем будущее. Мы точка в контексте времени. И это помогает нам успокоиться. Отвлечься от своей боли, заботы, нужды. Мы смотрим в вечность как в нечто завораживающее, словно миллиарды звезд на ночном небе. И тем самым пытаемся заглянуть в наше будущее в грядущем веке Царства Божьего. И это созерцание помогает нам найти себя. Найти не суетливого и грешного человека, а того, кто действительно готов оставить все на свете и последовать за Богом.
Желание быть причастником Царства Небесного. Вот это чувство, которое испытываю я в конце каждой своей молитвы.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Вечерня
По обычнем начале глаголем:
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.
Псаломщик глаголет кротким и равным гласом с тихостию, и со всяким вниманием и со страхом Божиим во услышание всем: Аминь.
Царю Небесныи, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.
Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твоеда приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущныи даждь Нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
Господи помилуй, 12. Слава, и ныне.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Таже, псалом 103
По конце псалма рцы стих: Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси.
Таже, Слава, и ныне.
Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (три и поклоны три).
Господи помилуй 12, Слава, и ныне. Кафисма рядовая.
Егда же бывает малая вечерня, и по псалме глаголем: Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.
Таже псалом 140
Господи возвах к Тебе, услыши мя. Воньми глас молитвы моея, егда воззову к Тебе. Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею: жертва вечерняя. Положи Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. С человеки творящими беззаконие, и не счетаюся со избранными их. Покажет мя праведник милостию, и обличит мя. Елей же грешнаго, да не намастит главы моея. Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их. Услышатся глаголи мои, яко возмогоша, яко толща земли проседеся на земли, разсыпашася кости их при аде. Яко к Тебе Господи, Господи очи мои, на Тя уповах, не отъими душу мою. Сохрани мя от сети юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Впадутся во мрежу свою грешницы, един есмь аз дондеже преиду.
Псалом 141
Гласом моим ко Господу возвах, гласом моим ко Господу помолюся. Пролию пред Ним молитву мою, и печаль мою пред ним возвещу. Внегда исчезает дух мой, и Ты позна стези мои. На пути сем, по нему же хождах, скрыша сеть мне. Смотрях одесную и возглядах, и небе знаяи мене. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяи душу мою. Возвах к Тебе Господи, рек: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Воньми молитву мою, яко смирихся зело. Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.
Псалом 129
Из глубины возвах к Тебе Господи, Господи, услыши глас мой. Будете уши Твои, внемлюще глас молитвы моея. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит, яко от Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утрения до нощи, от стражи утрения, да уповает Израиль на Господа. Яко от Господа милость, и много от Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его.
Псалом 116
Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во веки.
Таже, стихеры настоянного дня по уставу. Посем, сей стих, творение святаго священномученика Анфиногена.
Свете тихии, святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Исуса Христа, Сына Божия, пришедшаго на запад солнцу, видевше свет вечернии, поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена, пет быти гласы преподобными, Сыне Божии, живот даяи всему мiру: его же ради весь мiр славит Тя.
Таже, прокимны дневныя. В субботу вечер прокимен: Господь воцарися, в лепотуся облече.
Стих первыи. Облечеся Господь в силу, и препоясася.
Стих вторыи. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Стих третии. Дому Твоему подобает, святыни Господи в долготу днии.
В неделю вечер: Се ныне благословите Господа вси раби Господни.
Стих. Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего.
В понедельник вечер: Господь услышит мя, егда взову к Нему.
Стих. Внегда возвах, услыша мя Боже правды моея.
Во вторник вечер: Милость Твоя Господи, поженет мя, во вся дни живота моего.
Стих. Господь пасет мя, и ничто же мя лишит.
В среду вечер: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.
Стих. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.
В четверток вечер: Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.
Стих. Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя.
В пяток вечер: Боже, заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.
Стих. Изми мя от враг моих Боже, и от востающих на мя избави мя.
Егда же несть тропаря святому, тогда поем Аллилуию, на глас 6. Стихи же глаголем сия:
В понедельник вечер: Господи, не яростию Твоею обличи мене, ни гневом Твоим покажеши мене.
Во вторник и в четверток вечер: Возносите Господа Бога нашего, и кланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
В среду вечер: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
Аще ли суббота за упокой, поем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, на глас 8.
Стих. Блажени яже избра и прият я Господь.
Стих. Память их от рода в род.
Стих. Душа их во благих водворятся.
И еще стих. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.
По прокимне, или по ектении, или по аллилуии псаломшик глаголет: Сподоби Господи, в вечер сей, без греха сохранитися нам (поклон). Благословен еси Господи Боже отец наших (поклон), и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь (поклон). Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим; благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим; благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твои во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Таже ектения. И на стиховне стихеры, по уставу.
Таже, молитва святаго Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля.
Таже, Трисвятое, и по Отче наш…
Тропарь по уставу. Посем ектения. И отпуст.
Аще ли есть пост, или егда поем Аллилуиа, глаголем тропари сия, глас 4.
Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (поклон земной).
Слава: Крестителю Христов, тебе молимся: всех нас помяни, да избавимся от беззаконии наших. Тебе бо дана бысть благодать, молитися за мы (поклон земной).
И ныне: Молите за ны святии апостоли, пророцы, и мученицы, и вси святии, да избавимся от бед и скорбей, вас бо теплыя предстатели ко Спасу вси стяжахом (поклон земной).
Таже, Богородичен: Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех. Но от бед избави нас, едина Чистая и Благословеная (без поклона).
Господи помилуй 40, кротким и тихим гласом. Господи благослови.
Исусова молитва. Аминь.
Небесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мiр умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия, отцы и братию нашу, в кровех с праведными учини. И нас в православней вере и в покаянии Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец.
Таже, Господи помилуй, трижды.
Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон земной).
Именем Господним благослови, отче.
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
И глаголем молитву святаго Ефрема Сирина, творя поклоны земные.
Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, отжени от мене (поклон великий).
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон великий).
Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (поклон великий).
И прочих поклонов 12, глаголюще в себе: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклоны); Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон). Создавыи мя Господи, помилуй (поклон). Без числа согреших Господи, прости мя (поклон). И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Господи и Владыко животу моему (поклон великий един).
И по сем, Трисвятое, и по Отче наш… Господи помилуй 12. Слава, и ныне. Господи помилуй (дважды), Господи благослови. И отпуст седмичный.
Господи помилуй (трижды). Исходные поклоны.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.