Содержание
Праздники и обряды иудаизма
Сущность иудаизма ярко проявляется в праздниках и обрядах, которые регламентируют все стороны семейного и общественного быта верующих.
Обрядность достаточно сложная. В Торе и Талмуде содержится, как известно, 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений), строго регламентирующих жизнь верующих, указывающих, на то, что пить, что есть, как одеваться, какие соблюдать обряды, религиозные праздники и т.д. Иудаизм предписывает в качестве обязательных: выполнение обряда обрезания, запрет есть свинину, конину, зайчатину, молочную и мясную пищу одновременно, почитание субботы и т.д. За нарушение любого из этих предписаний следует самое жестокое наказание на этом свете и в загробном мире. Рассмотрим основные из них.
Суббота (по — древнееврейски – шаббат) — еженедельный религиозный праздник иудеев, почитается в ознаменование седьмого дня, в который Бог, якобы, отдыхал после «сотворения мира». С научной точки зрения, празднование субботы возникло в связи с культом луны, широко распространенным у древних семитов. Луна в течение 278 дней имеет 4 фазы, и каждый 7 день находится как бы в состоянии покоя. В вавилонском календаре «шабат» также считался днем покоя, «успокоения сердец». Иудейская религия объявила тяжким грехом всякие работы в субботу и требует посвятить ее Богу.
Субботу сравнивают с невестой и с царицей, приготовления к ней носят такой же праздничный характер, как подготовка к свадьбе: готовят праздничные блюда, прибирают и украшают комнаты. Даже тот, у кого есть прислуга, обязан сам принимать участие – пусть символическое – в приготовлениях к субботе. К началу субботы дом должен быть прибран, закончены все работы, на столе расставлены самые красивые приборы.
Законоучители вывели из Библии 39 действий, которые нельзя совершать в этот день: ездить, влезать на дерево, читать, писать, лечить, хоронить и т.п. Позже ими были выведены новые запреты: в субботу нельзя касаться рабочих инструментов, держать в руках кошелек, вести деловые разговоры, читать письма, есть яйцо, снесенное курицей в субботний день, пить молоко, надоенное в субботу, есть яблоко, упавшее с дерева в субботу, слушать радио, музыку и т.д.
В этот день не нужно идти на работу, готовить уроки, совершать туристические походы. Семья собирается за празднично накрытым столом – белая скатерть, свечи, субботние блюда и особые субботние песни. Следует отметить, что многие запреты в современном мире носят относительный характер и не соблюдаются.
В марте (с 13 по 15 адера) проходит праздник Пурим (от древнеевр. Пур – «жребий»). По объяснению иудейского духовенства, в основе этого праздника лежит «чудесное спасение» евреев в Персидском царстве при Артаксерксе (IV в. н.э.) от истребления.
Согласно легенде, персидский царь, женившийся по любви на прекрасной иудейке Эсфирь, спасает ее народ от истребления и несправедливого гонения, устроенного злым и жестоким визирем Аманом. В память об этих событиях Эсфирь будто бы завещала ежегодно в месяц адер один день держать пост – в память о ее тревогах и молитвах, а два дня – в честь чудесного спасения и наказания злого Амана веселиться, ходить в гости и принимать гостей, посылать друг другу подарки, раздавать милостыню
Первое место среди религиозных праздников иудаизма занимает пасха (Песах). Она празднуется в честь вывода иудеев пророком Моисеем из египетского рабства. Пасха длится семь дней. Во время существования иерусалимского храма верующим было заповедано идти пешком на пасху в Иерусалим и там проводить празднование. Это было обязательным условием для всех верующих, могущих идти пешком, кроме глухих, умалишенных, хромых и малолетних. Перед праздником пасхи объявляется сбор денег в помощь неимущим. Из специальной муки пекут опресноки (мацу), повсюду в домах наводится чистота: посуда и скатерть для пасхи хранятся, как правило, отдельно (только для праздника), в пищу употребляются мясо, рыба сладости, фрукты. Разрешается выпить четыре стакана вина. Ночью, накануне праздника пасхи, хозяин со свечой в руке должен осмотреть дом, чтобы удостовериться, что нигде не завалялось ни крошки хлеба. Праздник пасхи обставляется пышно. Два первых и последних дня являются торжественными. Накануне праздника, по возвращению мужчин из храма, начинается пасхальная трапеза.
Рош-А-Шана (Новый год), который выпадает на первый день месяца Тишре, и Йом-Кипур (День всепрощения), который выпадает на десятый день месяца Тишре, считаются днями самоуглубления, самоанализа и называются «страшными днями» (ямимнораим). В эти дни верующий должен строго проанализировать свое поведение дома, в семье, на работе, свое отношение к Богу, свои плохие мысли и поступки, быть готовым исправиться и сделать добро. Время между Рош-А-Шана и Иом-Кипур называется декадой раскаяния и покаяния. В новогодней молитве иудеев есть такие слова: «В Новый год записывается, а в Судный день подписывается, сколько гибнет, сколько родится, кто будет жить, кто умрет, кто от меча, кто от зверя, кто от голода, кто от жажды… кто разбогатеет…».
Йом-Киппур – праздник смирения и отпущения грехов, как отдельных людей, так и всего народа. Истоки этого праздника также уходят в древность. Он известен еще и под названием «День очищения», «Судный день», «День покаяния», во время которого совершался магический обряд – «перенесение грехов» на «козла отпущения». Этот праздник отмечался в еврейском календаре осенью (в начале сентября), в десятый день седьмого месяца Тишре, строгим воздержанием от работы и пищи в продолжении суток – с вечера одного дня до вечера другого дня. По позднейшим сказаниям иудейского духовенства, в дни этого праздника на небесах совершается суд, перед которым проходит весь человеческий род. Бог рассматривает в «Книге записей» деяния людей, их грехи, и предопределяет каждому человеку его дальнейшую судьбу, а в Судный день окончательно утверждает приговор, ставит печать.
Накануне Йом-Кипура верующие приносят Богу искупительную жертву: — «капора», мужчины – петуха, женщины – курицу. Птицу, которую приносят в жертву, вертят над головой человека, произнося молитву для искупления его грехов.
Из зимних праздников популярностью у верующих пользуется праздник Ханука, который длится 8 дней. По преданию, с этим праздником связано чудо. Когда Иерусалимский храм был освобожден от завоевателей и народ иудейский вновь обрел свободу, люди пришли в храм, чтобы славить Господа. Но нашли лишь один кувшин неоскверненного масла. Этого было достаточно для освещения храма только в течение одного дня. Но произошло чудо, и масло горело восемь дней — все то время, пока готовили новое чистое масло.
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. В словах молитвы верующие видят огромную духовную силу, считая, что она может защитить, уберечь человека от беды и несчастья, сотворить чудо. В иудейском молитвеннике «Сиддур торил» утверждается: Ничто не объединяет евреев с его творцом так, как молитва. Три раза в день он освобождается от мира поступков и повседневных забот и соприкасается с Господом, отзывающимся на звуки молитвы, славословит Его, обращает к нему молитвы и благодарит Его …». Во время молитвы (кроме субботы и праздников) верующий должен надевать на лоб и левую руку тефиллин или филактерин. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящичка кубической формы с прикрепленным к их основаниям пергаментом, на котором написан текст из Библии. Тефиллин играет роль амулета, якобы, защищающего человека. Раньше его надо было носить весь день, снимая только на ночь, затем его стали носить лишь во время молитвы и только мужчины.
Обязательным для верующих в иудаизме является развешивание Мезузы, — завернутый в пергамент текст 2-х отрывков из Библии, который вкладывают в специальный футляр и прибивают к косяку входной двери. Мезуза с иврита переводится как «косяк», отсюда и данный текст получил свое название. Она воспринимается как талисман, охраняющий жилище, верующие вешают ее только в постоянном жилище. Если же человек собирается жить в этом доме менее 30 дней, то Мезуза считается необязательной.
К магическим обрядам современного иудейского культа относятся капорес, лулав и ташлих. Обряд капорес совершается в ночь накануне праздника Судного дня (Йом-Киппур). Лулав — во время молитвы в дни праздника кущей (Суккот). Верующий должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветки, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой – эсрог, особый вид лимона. Ими следует энергично потрясать в воздухе, таким способом, по мнению верующих, можно вызвать ветер и дождь.
Обряд ташлих заключается в том, что в праздник Нового года (Рош-Гашана) у реки читают Библию, поют гимны, вытряхивают из карманов и бросают в воду крошки хлеба, считая, что так они освобождаются от грехов.
Согласно иудейскому вероучению, верующий должен строго придерживаться дозволенной (кошерной) и не есть недозволенную (трефную) пищу, соблюдая при этом правила ритуального убоя животных. Запрещается одновременно употреблять молоко и мясо, есть свинину, мясо хищных животных и т.п. Верующие люди имеют в своем доме отдельную посуду, и даже отдельные скатерти для мясных и молочных блюд. Эти продукты ни варить, ни есть вместе нельзя; посуда для них должна обрабатываться и храниться отдельно. После мясных блюд можно есть молочные лишь по истечению шести часов. Иудейские богословы связывают этот запрет с библейской заповедью «не вари козленка в молоке матери его»1 и придают ему значительное моральное значение. В Талмуде утверждается: «Если на мясо упала капля молока и вкус последнего чувствуется, то мясо запрещено… Ставить рядом с мясом сыр, а также носить мясо и сыр в одном узле запрещено»1
Особое значение в иудаизме придается обряду-инициации — обрезанию, объясняя его происхождение «великим заветом» бога Яхве о, якобы, религиозной исключительности иудеев, а также и церемонии «бар-мицва и бат-мицва», освящающих вступление мальчиков и девочек в совершеннолетие.
Библия приписывает введение обрезания Аврааму, который получил об этом особое повеление от бога: «Сей есть завет мой, который вы должны соблюдать между мною (Яхве) и между вами и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужской пол… и сие будет знамением завета между мной и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды вами всякий младенец мужского пола…».2
Обряд венчания в иудаизме, как правило, проходит дома под балдахином (хуппой), в присутствии жениха, невесты и их свидетелей. Над рюмкой вина раввин произносит благословение, затем жених одевает невесте кольцо, после чего раввин произносит еще 7 благословений, а рюмку разбивают. Во время бракосочетания зачитывается брачный контракт (кетуба).
При обряде погребения читается заупокойная молитва (кадиш), которая длится одиннадцать месяцев, а также каждый год в день годовщины смерти. Молитва кадиш произносится только в присутствии 10 мужчин. Считается, что она поможет умершим подняться по ступенькам, ведущим из преисподней в рай. Справляется семидневный и тридцатидневный траур. Не позже года после смерти следует поставить надгробный камень.1 Обряды бракосочетания и погребения должны быть обязательно совершены в присутствии не менее 10 мужчин.
В иудейском культе важную роль играют посты, ими насыщен иудейский календарь. Утверждается, что пост облагораживает человека, освобождает его от «грубых, низменных и плотских чувств», наводит на размышления о духовности своего бытия, сближает с Богом и т.п. В иудаизме наряду с обязательными постами есть и добровольные: по обету, в день памяти родителей и др.
Один раз в семь лет наступает субботний год (шмита). Этот год можно определить путем деления на семь числа лет нашего исчисления от сотворения мира, например, 5554 год делится на семь без остатка, значит он – субботний. По иудейским представлениям мир и человек были сотворены богом 7554 года назад (при подсчете от 2013 г.). В субботний год запрещены все виды работ на полях, в садах и огородах: очистка пахотной земли, вспашка и раскопка, внесение удобрений, посев и посадка деревьев, обрезка ветвей, прополка и ряд других земледельческих работ.
К священнодействиям относятся и различные обеты. Обет может дать каждый, но, если он был связан с материальными затратами, то давался такой обет с разрешения главы семьи. Тот, кто не выполнял Завета, должен был принести за это жертву.
Особой формой обета был обет назареев. Он связан с посвящением себя богу на определенное время или на всю жизнь. Назареи не пьют вина, не стригут волосы, не касаются мертвого тела.
Сегодня в Израиле отмечаются так же и новые даты, такие как 27-го Нисана – День памяти жертв катастрофы европейского еврейства в годы второй мировой войны, 12 хешвена – День памяти премьер-министра Ицхака Рабина.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Талмуд. Иудейский ритуал. Раввины, синагога.
ТАЛМУД
Поражение иудеев в войне 66—73 гг., а также подавление анти-римских выступлений еврейского населения в странах Восточного Средиземноморья в 115—117 гг. и восстание Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические, гражданско-право-вые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое сословие утрачивает господствующее положение и руководство еврейскими общинами переходит законоучителям Торы и Устной традиции — мудрецам (ивр. хахамим).
Во влиятельной вавилонской общине наиболее авторитетных толкователей Письменного и Устного Закона называли раввинами (от ивр. рав — великий). Очень скоро в Европе и в ряде стран Востока раввины стали активно способствовать формированию разветвленного иерархического института руководства еврейскими общинами — раввината.
Синагога (греч. «дом собрания») — помещение, где установлен Ковчег (специальный ящик для хранения рукописного свитка Торы). Синагога одновременно выполняет функции дома для совместных молитв, для религиозного обучения и народного дома для собрания верующих. Помещения для женщин отделены от помещений для мужчин. Синагогу как центр общины могут образовать десять мужчин старше тринадцати лет (евр. миньян). Учитель и знаток иудейской религиозной традиции— раввин, одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов обшины он отличается не только ученостью, но также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами, и в иудаизме не существует никакой духовной иерархии.
Интенсивное распространение галахических положений происходило с 650 по 1040 г. и было связано с активной деятельностью гаонов (так называли глав самых влиятельных школ талмудического права Суры и Пумбедиты в Вавилонии). Благодаря их усилиям вавилонский Талмуд приобрел преобладающее значение в еврейских общинах Европы, Азии и Северной Африки. Постановления вавилонских гаонов (такканот), касавшиеся вопросов гражданского и уголовного права, проведения судебной процедуры, организации религиозной жизни общин, считались до середины XI в. обязательными для исполнения.
Раввинистическая эпоха, наступившая после 1040 г. и длящаяся поныне, делится на период ришоним (включает всех известных комментаторов Талмуда до второй половины XVI в.) и ахароним (от появления кодекса «Шульхан Арух», представляющего собой практическое пособие по Галахе, составленное в середине XVI в. цфатским раввином Йосефом Каро, и до настоящего времени).
На последнем этапе раввинистической эпохи ортодоксального образа жизни придерживается лишь небольшая часть еврейского населения. Подавляющее большинство евреев, проживающих в различных странах мира, соблюдают только те положения Торы и Талмуда, которые касаются праздников (моэд) и наиболее распространенных в еврейской среде предписаний и запретов (мицвот).
Самые значительные из них: Шаббат (Суббота) — время отдыха и запрета на любую деятельность; Рош ха-Шана — еврейский Новый год; Йом Киппур (день искупления) — суточный пост, символизирующий покаяние в грехах; Песах (Пасха) — праздник, знаменующий начало весны и исход народа Израиля из египетского рабства; Шавуот и Суккот — праздники, посвященные сбору урожая, предусматривающие комплекс обрядов, символизирующих религиозное и национальное единство евреев; СимхатТора(радость Торы) — празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге; Тиша бе-Ав — пост скорби и траура в память о разрушении Первого и Второго Храмов в Иерусалиме; Ханука — праздник зажигания свечей в честь освобождения Иерусалимского Храма в годы восстания Маккавеев; Пурим — праздник, символизирующий спасение народа Израиля от полного уничтожения во время персидского владычества.
Многие евреи соблюдают обряды инициации — обрезание мальчиков на восьмой день после рождения, церемонии бармицва и бат-мицва, знаменующие вступление в совершеннолетие соответственно мальчиков и девочек, а также многочисленные обряды, освящающие супружество, смерть и траур по усопшему. Все же другие многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, посты, пищевые запреты и разрешения (кашрут) и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.
РИТУАЛ
Молитва — мост между человеком и Богом. Предполагается, что иудей в идеале каждый свой шаг с момента пробуждения должен сопровождать восхвалениями Божьей милости, что дополняется формальными богослужениями, которые предпочтительно совершать в синагоге. Во время молитвы надевают специальное облачение и молитвенное покрывало — талес, а также тфиллин — две маленьких коробочки, содержащие тексты из Библии, с помощью ремешков их прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке. Молитвы читаются на еврейском, но разрешается использовать и другие языки, понятные молящемуся. Тексты молитв канонические и содержатся в соответствующих сборниках, самая распространенная — «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»).
Вопреки распространенному мнению, шестиугольная звезда (щит царя Давида) не упоминается в религиозной литературе. В средних веках этот знак использовался алхимиками и астрологами, а также при изготовлении оберегов и амулетов как в нееврейской, так и в еврейской среде. В качестве орнамента он появляется на знамени, дарованном императором Карлом IV еврейской общине Праги в 1354 г., в качестве эмблемы иудаизма и еврейских организаций этот знак утвердился только в XIX в.; в качестве символа иудаизма более оправданно использование упоминаемого в Библии семисвечника (евр. менора).
В иудаизме тщательно разработан обширный свод правил о разрешенной к употреблению кошерной («подходящей») пиши. Например, категорически запрещается употреблять в пищу свинину, кровь животных, раков, моллюсков, рыбу без чешуи или плавников. Мясо разрешенных животных (коров, овец, коз и т.д.), а также птиц должен заготавливать специалист — резник (шойхет).
Сострадание и сочувствие к униженным, бедствующим и угнетенным является важнейшей отличительной чертой иудаизма, в отношении как евреев, так и неевреев. Цедака (праведность)— благотворительность и милосердие, рассматривается как высшая религиозная добродетель, в Талмуде она распространяется даже на животных и на окружающую среду. Эта идея формулируется словами Всевышнего «милосердия хочу я, а не жертвы» (Осия 6:6). В Талмуде неоднократно указывается,что при оказании помощи нельзя унижать нуждающегося, лучше всего делать благие дела анонимно. Сам акт милосердия считается необходимым прежде всего для дающего.
Обряды жизненного цикла начинаются с обрезания младенцев мужского пола, оно производится на восьмой день жизни и символизирует особый союз с Богом, одновременно происходит наречение именем. Девочкам имя дается в синагоге при чтении Торы, предпочтительно в субботу. Выкуп первенца — символический выкуп первого мальчика: согласно Торе, первенец посвящался Богу, однако на тридцать первый день он мог быть выкуплен. Бар-Мицва (Сын заповеди) — совершеннолетие мальчика, согласно еврейской традиции, наступает в тринадцать лет, на него возлагаются молитвенные ремни (тфиллин) и в субботу, следующую после дня его рождения по еврейскому календарю, в синагоге его призывают к чтению Торы. Для верующих Бар-Мицва — очень серьезное событие в жизни, когда тринадцатилетнего засчитывают как взрослого при сборе в молитвенный кворум (миньян), состоящий из десяти мужчин. Сравнительно недавно был введен подобный обряд и для девочек (Бат-Мицва — Дочь заповеди), достигших возраста двенадцати лет.
Похороны, согласно традиции, осуществляет особое похоронное общество Хевра кадиша (арам. Святое товарищество). Его члены осуществляют ритуальное омовение тела умершего, покрывают его простым белым саваном. Простой неукрашенный гроб (в древности его не было) символизирует равенство всех перед лицом смерти. Ритуал погребения завершается чтением поминальной молитвы на арамейском языке (Кадиш), прославляющей имя Бога. После похорон родные покойного семь дней остаются дома, сидя на полу и отказавшись от привычных занятий. В синагоге три раза в день читается молитва Кадиш, чтение молитвы продолжается в течение года. Годовщина смерти по еврейскому календарю отмечается особым ритуалом: накануне вечером зажигается свеча, которая должна гореть 24 часа, три раза в день читается поминальная молитва. Четыре раза в год в дни праздников совершается специальная служба поминовения умерших.
Схема иудейских праздников рассчитывается по еврейскому календарю: обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней; календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня. Тесно связаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев пищи). Шабат (суббота), но преданию, установлен самим Господом в память о шести днях творения, после которых он почил от всех дел и освятил день седьмой (Быт 2:1-3). Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены, это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Даат тфила 44. Молитва и жертвоприношение
Молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвоприношениями
«Раби Йеошуа бен Леви говорит: Молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвоприношениями» (Брахот 26б).
«Почему сказали, что утренняя молитва — до полудня? Поскольку утреннее ежедневное приношение (тамид) приносится до полудня… А почему сказали, что молитва Минха — до вечера? Поскольку послеполуденная ежедневная жертва приносится до вечера… А почему сказали, что у вечерней молитвы нет определенного времени? Поскольку несгоревшие части дневных жертв догорают в течение всей ночи» (там же).
Глава 1. Молитва и жертвоприношение
Столп служения — это один из столпов, на которых стоит мир. Другими словами: для этой цели мир создан. Как объясняется в Гемаре (Таанит 27): «Если бы не ежедневные жертвоприношения, на которых присутствовали представители всего народа Израиля, не могли бы продолжать существование небо и земля». Этот столп включает в себя служение через жертвоприношения в Храме и служение через молитву. Их суть одна. Для обоих видов служения есть одно особое главное место — Храм, они проводятся одновременно, и одно сопутствует другому.
Их суть одна: это служение Всевышнему. Так объясняется в Сифри: как служение на жертвеннике называется служением, так и молитва называется служением. И как писал рабейну Йона: «Жертвоприношения и молитва — по сути одно».
Общее главное место для обоих видов служения: это Храм. Там место жертвоприношений, и он же называется «домом молитвы Моей»: «И приведу их к Своей святой горе, и обрадую их в доме Своей молитвы, их всесожжения и жертвы будут благосклонно приняты на Моем жертвеннике, ибо дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Йешаяу 56:7). А в молитве Шломо во время освящения Храма сказано: «И если согрешит человек против ближнего своего… и если согрешат против Тебя, то вернутся к Тебе, и превознесут Твое Имя, и помолятся, и будут умолять тебя в этом доме, и Ты услышишь..» (1 Царей 8:15).
Они проводятся одновременно: ведь молитва произносилась вместе с принесением жертвы: «И во время жертвы молились, и были там в Храме люди со всех мест в Израиле… Чтобы стоять над жертвами и молиться, чтобы они были приняты благоугодно. И они назывались людьми предстояния (аншей амаамад)». Эта связь очень понятна, как объясняется в Гемаре: «По какой причине установили маамадот (присутствие представителей народа во время принесения жертвы)? Поскольку сказано: “Прикажи сынам Израиля и скажи им: То, что вы приносите Мне как приношение, как огненные жертвы Мне — выражение угождения Мне, вы должны блюсти, принося их Мне в назначенное время”. Как же жертва человека приносится, а он над ней не стоит?! Поэтому первые пророки установили 24 смены, которые поочередно присутствовали при жертвоприношениях в Иерусалиме» (Таанит 27).
О сути и возвышенности молитвы и жертв мы учим из одного и тоже же источника: «Как жертвоприношение, так и молитву мы учим из жертвоприношения Ицхака, когда тот был связан на жертвеннике на горе Мория… Это место Храма, избранного для служения жертвоприношений и для служения молитвой» (Шаарей аАвода 13).
С тех пор как Храм был разрушен, молитва служит также заменой жертв. «Молитва вместо жертвоприношений она» (Брахот 26). И в Зоаре тоже сказано: «Сегодня, когда нет у нас жертв, молитва — вместо жертвы».
Отождествление молитвы с жертвоприношением заходит так далеко, что в Иерусалимском Талмуде сказано: «Не говорят человеку, приглашая вести общественную молитву: “Иди и молись”, а говорят: “Иди и принеси общественные жертвы”. В Шулхан арухе приводится алаха: “Молитва заменяет жертвоприношения, и поэтому необходимо предпринять все усилия, чтобы она уподобилась жертве в отношении мыслей и намерений сердца молящегося. Чтобы не вмешалась в нее посторонняя мысль, ведь при служении в Храме посторонняя мысль коэна делает жертву непригодной. Молиться нужно стоя, подобно тому, как служение в Храме совершалось стоя… И желательно установить постоянное место для своей молитвы… и достойно, когда у человека есть специальная красивая одежда для молитвы, подобно одеянию Первосвященника. Перед молитвой следует омыть руки, подобно коэну, который освящал руки перед служением…” А слезы во время молитвы подобны возлиянию воды на жертвенник».
Общая сущность молитвы и жертвоприношения, единство их внутреннего содержания — это тема нашего обсуждения в данном разделе.
РаМБаМ
4895 год от сотворения мира –1135 год новой эры 14 ни.
Новый год хасидизма
Двести одиннадцать лет назад, 19 кислева 5559 года от сотворения ми.
Рабби Йеуда хаНаси
Раби Йеуда, прозванный Святым, сын раббана Шимона бен Гамлиэль. Жил во.
Обряды иудаизма
Обряды иудаизма занимают особое место во всем религиозном контексте. Именно обрядам и ритуальным действиям иудеи уделяют самое пристальное внимание, особенно это касается ортодоксальных иудеев. Особенно важным является всем известный обряд посвящения в иудаизме. Рассмотрим его в числе других, не менее важных обрядов.
Первым и наиболее часто совершаемым обрядом в иудаизме является молитва. Правоверные евреи искренне верят и просто уверены в том, что молитвенное слово и их песнопение могут достигнуть неба, их слышит господь. Молитвы и песнопения влияют на принятие решений богом или его апостолами, поэтому молитва – очень важный обряд. В будние дни утренняя молитва еврея предполагает, что он наденет на лоб и на левую руку кожаный ящик, в котором находятся небольшие свитки с отрывками Торы. Ортодоксальные евреи должны молиться три раза в день, а также произносить небольшие молитвенные формулы, в которых содержится благодарность богу, перед тем, как приступать к своей трапезе. Ежедневно евреи мужского пола благодарят своего бога за то, что он не создал их язычниками или женщинами.
Мезуза и цицит – также обязательные ритуалы и обряды. Тора предписывает правоверным евреям развешивать мезузу – кусок пергамента, на котором написаны стихи из книги Второзакония. Этот свиток также помещается в специальный ящичек и крепится на косяке или другой конструкции дверей у входа в дом. Это значит, что в жилище живут правоверные иудеи, почитающие свою религию и слово божие. Также ортодоксальные евреи мужского пола должны носить на себе цицит. Это кисти, сделанные из шерстяных ниток, которые прикрепляются к обрядовому куску материи, который носится под одеждой. Считается правильным, когда углы одежды с кистями выглядывают.
Капорес – это обряд, совершаемый в ночь накануне судного дня. Суть обряда заключается в том, что мужчина трижды должен провертеть над своей головой петуха, а женщина – курицу, произнося при этом специальную молитву. После этого обряда птицу режут и делают из нее блюдо, которое съедают в ночь, когда судный день заканчивается.
Лулав – это обряд, связанный со специальной молитвой в день празднования кущей. Во время молитвы правоверный иудей должен держать в правой руке сам лулав – пальмовую ветвь, перевязанную тремя миртовыми ветками и двумя вербными. Во второй руке молящийся держит лимон эсрог. Этими предметами во время молитвы необходимо трясти в воздухе, что вызывает ветер и дождь. А во время еврейского нового года в процессе молитвы евреи выбрасывают в реку из своих карманов крошки, освобождаясь, таким образом, от грехов.
И, наконец, обряд обрезания. Он является отличительной особенностью еврейского народа как народа избранного. Обрезание совершается в различном возрасте: от самого молодого до взрослого, если человек стал иудеем сознательно и уже прожив определенную жизнь. Через этот обряд должен пройти каждый мальчик-иудей, чтобы стать мужчиной, а также любой мужчина, принимающий иудаизм.
Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин
Раби Элияу бар Нафтали-Герц Кляцкин (5612—5692 /1852—1932/ гг.) — выдающийся за.
Рабби Исраэль Баал Шем Тов
Еврейская философия как наука, отстаивающая ценности и мировоззрение еврейской традиции, по.
Раби Шимон бар Йохай
Все мы слышали имя Раби Шимона бар Йохай, великого учителя пе.
Обряды в иудаизме. Молитва
В иудаизме самым распространенным обрядом считается молитва. Согласно представлению верующих, то сила молитвы является настолько великой, что с её помощью есть возможность совершать практически любое чудо. Верующие евреи верят, что их песнопение и молитвенное слово достигают небес и оказывают влияние на решение небожителей.
Раввины предписывают всем верующим, что каждый день во время утренней молитвы на лоб также и на руку следует надевать тефиллин, либо филактерии. Тефиллин это два закрытых ящичка и они имеют кубическую форму, и к их основанию прикреплены ремешки. Данные кубики обязательно должны быть наполненными пергаментом, который исписан ветхозаветным текстом. Следует сказать, что обряд ношения тефиллин тесно связан с древним обычаем ношения амулетов, которые играют роль оберега. По свидетельству Талмуда в древности все верующие носили тефиллины на протяжении круглого дня. В итоге их начали носить исключительно мужчины и только во время молитвы. Как филактерии, так и молитва были призваны, чтобы воспитывать среди верующих «сокрушенность духа» также отвлекать от всех насущных жизненных проблем. Обряды иудаизма были составлены так, чтобы они могли охватывать жизнь верующего.
Молитва
Во всех религиозных конфессиях особое значение придается молитве. Молитва – это способ обращения к Богу, в иудаизме – завет Всевышнего, Бог повелел евреям молиться, и молиться Ему одному. В переводе с иврита слово «молиться» – «литпаллель» – означает «судить себя». Молящийся не столько просит Бога изменить обстоятельства жизни, сколько уповает на то, что по воле и милости Всевышнего он изменится сам и сможет с достоинством и благодарностью принять все злоключения и испытания судьбы. Во время молитвы человек общается с Богом напрямую, и это чрезвычайно важные и ценные минуты в жизни любого верующего.
В течение дня евреи совершают три молитвы: утром, в полдень, и вечером – с появлением на небе трех звезд. Первая, утренняя молитва – шахарит (восход солнца) – молитва пробуждения. Ее еще называют молитвой Авраама. Минха , молитва Исаака – полуденная молитва. И вечерняя молитва – маарив, молитва Иакова. Все три молитвы непродолжительные, утренняя – около 40 минут; если в этот день читается Тора, то около часа. Дневная – 20–25 минут, и вечерняя – 30–35 минут.
Мужчины молятся с покрытыми головами, они используют талес – традиционное молитвенное покрывало с двумя вытканными синими или черными полосами и четырьмя кистями – цицит – по углам. Многие благочестивые евреи надевают талит не только к молитве, но носят его, не снимая, в процессе изучения Торы. Помимо талита во время утренней молитвы на левую руку и на голову налагается тфиллин. Это коробочки – батим – «домики», сделанные из кожи кошерных животных и выкрашенные в черный цвет. Внутри них находятся фрагменты Торы. Тфиллин закрепляется на руке и голове с помощью кожаных ремешков. Символический смысл тфиллина, носимого на руке, в том, «чтобы подчинить все желания и действия воле Всевышнего», а того, что надевают на голову, – «чтобы подчинить мысли служению Всевышнему».
В иудаизме принято молиться в синагоге. Минимальное число молящихся – миньян – 10 мужчин старше 13 лет. Считается, что молитва в составе миньяна способствует хорошей концентрации, дает возможность человеку более прочувствованно принимать участие в общении со Всевышним. И такая молитва вернее доходит на небеса, чем индивидуальная.
Однако, если у верующего по каким-то причинам нет возможности прийти в синагогу (заболел человек, уехал в командировку, а в том городе, где он оказался, синагоги нет), не возбраняется молиться и в одиночестве. Главное, чтобы молящийся проникался молитвой, не относился к ней формально. Когда много лет молятся по одному и тому же молитвеннику, повторяют одни и те же слова, возникает опасность механического повтора. Открыл сиддур – еврейский молитвенник, – отбарабанил знакомый текст, а ни в сердце, ни в душе ничего не пробудилось. Это неправильно, обязательно надо уметь концентрироваться и сосредотачиваться на молитве. Ведь коль скоро молитва – это общение с Богом, превратить его в такую формальность – великий грех. «Молитва без сердца – как тело без души», – говорил раввин Ибн Пакуда.
Многие верующие, читая молитву, закрывают глаза или прикрывают их ладонью, стараясь таким образом максимально отгородиться от внешнего мира, сосредоточиться на внутренних переживаниях и общении со Всевышним. Некоторые счастливчики, начиная молиться, мгновенно отключаются. Их невозможно отвлечь, они отрешены от внешнего мира и сконцентрированы на молитве. Порой я сам переживаю подобные состояния. В миньяне один человек читает молитву, а все остальные повторяют ее про себя. Когда мне самому доводится читать вслух, я ловлю себя на том, что отвлекаюсь. Вдруг какая-то мысль придет в голову, задумаешься о чем-то, и тут же концентрация снижается. Зато, когда я в составе миньяна повторяю про себя слова молитвы, я ощущаю себя иначе. Я сконцентрирован на молитве и совершенно по-другому воспринимаю ее.
Переживания во время молитвы бывают разные. Не часто, но иногда случается почувствовать нечто совершенно особенное – вдохновение, воодушевление, ощущение сопричастности с этим миром, со Всевышним. Именно поэтому молитвы надо читать в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения, осмысливая каждое слово, каждую строку текста. Только когда удается полностью отрешиться от забот и суеты этого мира, когда перестают терзать и отвлекать лишние мысли, удается войти в трансцендентное состояние и испытать возвышенные чувства. Но, к сожалению, это происходит крайне редко и длится недолго. Стоит только покинуть молельный зал, как тебя тут же «возвращают к жизни» с ее заботами и хлопотами. И посетившее было тебя блаженство рассеивается в воздухе.
В иудаизме основные молитвы читаются на иврите, некоторые, как, например, главная молитва Йом-Кипура Кол Нидрей – на арамейском языке. Для женщин есть специальные молитвы на идиш. Раньше, в советские времена, существовала языковая проблема для верующих, поскольку переводных молитвенников не было, а ивритом мало кто владел. Кто-то знал азбуку, мог разобрать пару слов, но большинство были просто не в состоянии ознакомиться с текстом и, тем более, разобраться в нюансах. Сегодня есть множество молитвенников с транслитерацией, так что те, кто плохо знает язык, читают транскрипцию, а кто хорошо – на иврите.
Но вообще, если человек чувствует потребность в общении со Всевышним, он может молиться на любом языке. В иудаизме нет посредников между человеком и Богом, и синагога – это просто намоленное место, где ощущается Божественное присутствие и куда любой человек может прийти, ощутив эту потребность. Часто бывает, что люди заходят, тихо садятся в стороне и молчат. Непонятно, молятся ли они, разговаривают ли с Богом или просто нуждаются в душевном уединении и размышлении. Это и не важно. Если человек пришел в синагогу – значит, зачем-то это ему надо.
В еврейской притче говорится: «Один неграмотный пастух однажды пришел в синагогу. Молиться он не умел, зато умел прекрасно свистеть и, не придумав ничего лучше, засвистел от переполнявшей его благодарности к Богу. Все, кто находился в синагоге, были возмущены до глубины души – как это возможно, какое неуважение – свистеть в синагоге! Но раввин всех успокоил. Он сказал, что этот свист так прекрасен и так искренен, что прорвал все преграды и теперь все молитвы достигли Всевышнего!»
В иудаизме различаются хвалебные молитвы – шева , благодарственные – хода , и молитвы-просьбы – бакаша . Как правило, большинство людей обращается ко Всевышнему с мольбой о помощи. Жизнь есть жизнь, и так уж устроен человек, что вспоминает о Боге в тяжелую минуту. Основная просьба верующего еврея ко Всевышнему связана с восстановлением и возвращением Храма. Но есть масса других молитв – за больных, за рожениц, за благополучие, за процветание.
Одну молитву читают перед тем, как отправиться в путешествие, другую – при звуках грозы и грома. Есть молитва, обязательная для любого правоверного еврея. Ее произносят утром, едва пробудившись ото сна: «Благодарю тебя, живой и вечный Царь, за то, что вернул мне душу по милости своей – безгранична щедрость твоя».
Есть молитвы, произносимые перед сном. Существуют различные благословения – свечей, еды. Обязательно каждый раз, когда принимаешь участие в трапезе, надо благодарить Бога за все, что он дает. В период между Пейсах и Шавуот каждый вечер в течение 49 дней читаются молитвы счисления Омера. В начале каждого месяца и по праздникам совершается хвалебная молитва.
Кадеш – молитва по усопшему, читается каждый день после похорон в течение 11 месяцев. Кстати, поскольку в еврействе не принято уединяться в моменты печали и беды, поминальная молитва обязательно совершается в составе миньяна. В Талмуде написано, что человек, с которым случилось несчастье, «должен сказать об этом всем, чтобы все просили Бога быть милосердным к нему» (Вавилонский Талмуд).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В отличие от ежедневных, праздничные молитвы довольно продолжительные, а самая сложная молитва читается на Йом-Кипур. В этот день практически сутки никто не ест, не пьет, все молятся. В канун Йом-Кипура вечерняя служба начинается с молитвы Кол Нидрей . Утренняя служба начинается с 8 утра и продолжается до захода солнца. В Йом-Кипур молитвы читаются почти 12 часов с одним небольшим получасовым перерывом, а самые религиозные верующие остаются молиться на всю ночь.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.