Содержание
О силе молитвы Святые отцы
«Дьявол, тайно действующий в сердце, неимоверно боится внимательной молитвы, так как знает, что через это открываются человеческому уму все его хитрости. Когда человек все более держится молитвы и имя Христово не отпускает от себя, то он убеждается, что жить без этого невозможно, — иначе вражеские помыслы мгновенно овладевают умом, и страсти порабощают его»
«Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы»
«Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя, и извне, и внутри, поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою»
«Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве»
«Стой на молитве прилежно и молись усердно, отвращаясь от попечений и рассуждений, овладевающих тобой. Ибо они приводят в замешательство и смущают тебя, чтобы ослабить силу твою»
«Стремись к тому, чтобы во время молитвы ум твой стал глухим и немым, и тогда сможешь молиться»
«Молитва бывает. во-первых устная, во-вторых внутренняя, сердечная, в-третьих духовная. Внутреннюю сердечную молитву имеют весьма немногие, а имеющие духовную молитву встречаются еще реже. Духовная молитва несравненно выше внутренней, сердечной»
«Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное»
«Деланий много, но они частны; сердечная же молитва велика и всеобъемлюща, как источник добродетелей, потому что ею стяжается всякое благо»
«Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно – чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю»
«В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего»
«Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное»
«Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе – не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое»
«Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом: потому что такая молитва без души»
«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы; ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»
«Особенно в церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен»
«Есть молитва одна из обязанностей христианина к Богу, и есть молитва как часть в составе истинно христианских дел. Самонадеянный во всем полагается на себя. Христианин истинный всего ожидает от Бога, почему начинает, продолжает и оканчивает каждое дело молитвою»
Сокровищница духовной мудрости
Молитва
. И между делом совершай молитву, как благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания. (свт. Василий Великий, 9, 148—149).
. Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь — сердце, и таким образом два стали едино (свт. Иоанн Златоуст, 52, 965).
Как дождь чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее; так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 175).
Неопытным хорошо знать и то, что мы, дебелые и к земле поникшие и телом, и мудрованием, врагов своих, бестелесных и невидимых, зложелательных и мудрых па озлобления, скорых и легких, искусившихся в брани, какую ведут от Адама до ныне, не другим каким способом имеем возможность победить, как только непрестанным трезвением ума и призыванием Иисуса Христа, Бога и Творца нашего. Для неопытных молитва Иисус-Христова да будет возбуждением и руководством к испытанию и познанию добра; для опытных же — самый лучший наставник в добре есть деяние, испытание делом и вкушение добра (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 175).
. Трезвение и молитва Иисусова взаимно входят в состав друг друга — крайнее внимание в состав непрестанной молитвы, а молитва опять в состав крайнего в уме трезвения и внимания (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 186).
С дыханием твоим соедини трезвение и имя Иисусово, или помышление о смерти и смирение, ибо то и другое великую доставляет пользу (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 209).
Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим или пламя к свечке. Солнце, проходя над землею, производит день; а святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 210—211).
Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу, и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка. Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом, и сердцем, с сознанием ее содержания и чувствованием, и особенно когда чрез долгое со вниманием употребление так сливается с движениями духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет, Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой же молитве принадлежит преимущество потому, что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к Богообщению, к снисканию которого и стремится молитва.
Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же — в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием ко Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым, сколько можно, повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согревание сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления ко Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным, мысленным, припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцев упоминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного или духовного.
Итак, первое тебе дело предлежит — частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:
Желающий заняться успешно молитвою Иисусовой должен оградить себя и извне, и внутри поведением. самым осторожным: падшее естество паше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою. Нередко из ничтожной, по-видимому, неосторожности, из небрежности и самонадеянности непримеченных возникает важное последствие, имеющее влияние на жизнь, на вечную участь подвижника. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 211).
Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтоб через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 211—212).
заключается в Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 215).
Некоторые утверждают, что от упражнения Иисусовой молитвою всегда или почти всегда последует прелесть, и очень запрещают заниматься этой молитвой. В усвоении себе такой мысли и в таком запрещении заключается страшное богохульство, заключается достойная сожаления прелесть (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 217).
В упражнении молитвой Иисусовой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнения с начала, а не со средины и не с конца. Начинают со средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтоб ум имел возможность заключаться в слова (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 261).
Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 262—263).
Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистою молитвою. В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу. Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться. без развлечения, с сердечным плачем и теплотою, при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 270—271).
Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще . подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 295—296).
Имя Богочеловека получило в служении молитвенном важнейшее значение, будучи именем. вочеловечившегося Бога, Победителя возмутившихся рабов и созданий — демонов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 240).
Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос — Жизнь, и имя Его — живое, оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 243).
Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 245).
Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей — не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу. как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 246).
Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке, и изгоняет их из человека (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 246).
Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою к Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие имени Иисуса (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 248).
В действии молитвы Иисусовой есть своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 249—250).
. возводит от земли на небо делателя своего и включает его в число небожителей. Пребывание умом и сердцем на небе и в Боге — вот главный плод, вот цель молитвы; отражение и попрание врагов, противодействующих достижению цели, — дело второстепенное: не должно оно привлекать к себе всего внимания, чтоб сознанием и созерцанием победы не дать входа в себя высокоумию и самомнению. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 251).
Имя Господа паче всякого имени: Оно источник услаждения, источник радости, источник жизни, оно — Дух, оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 252).
Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 300).
Внимательная молитва, особенно молитва именем Господа нашего Иисуса Христа, при усилии соединять сердце с умом, обличает гнездящегося в сердечной глубине змия, и, уязвляя его, побуждает к движению (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 370).
. Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением. отеческих писаний. (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 114).
Молитва Иисусова добрые расположения укрепляет, а недобрые навеяния дурных мыслей и страстных движений разгоняет и подавляет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 94).
Молитва Иисусова — первое орудие и всемощное. Не выпускай его из рук (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 141).
Молитва Иисусова в силе своей является не в начале, а в конце; преуспеяния, как цвет и плод (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162).

Библия и святые отцы о молитве за ближних
Некоторые христиане сильно бояться молиться за других людей. Стоит разобраться в чем здесь дело. Они верят, что грехи тех людей перейдут на них. Или, что бесы будут мстить за тех людей. Так ли это? Пожалуй, частично в этом и есть правда. Например, если христианин по гордости, тщеславию или самомнению, начнет молиться за всех подряд и читать за них Псалтырь и Евангелие, то очень вероятно, что бесы ему будут сильно мстить и даже могут довести до погибели и самоубийства. Дело в том, что человек считает, что его молитва сама по себе помогает другим, а не Бог! В этом большая проблема. Человек же гордый и не может понять, что помогает людям не он и не его молитва, а только Господь и то, если захочет. Давайте сейчас проследим, что об этом говорит Священное Писание и святые отцы.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:44).
Молитесь за обижающих вас (Лк.6:28).
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (Лк.6:30-31)
Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1Тим.2:1).
«За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь». Святитель Тихон (Задонский).
Преподобный Силуан Афонский советует: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы».
Святитель Филарет Московский: «Не отрекайтесь от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, — опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете. Молитва о себе самих, взятая отдельно от молитвы за других, как плод духовного своекорыстия, не может составить чистой христианской добродетели».
Более того, говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».
Советы преп. Паисия Святогорца как молиться о незнакомых людях
– Геронда, когда некоторые паломники оставляют нам записки для поминовения, а мы не знаем их нужд, то как нам за них молиться?
– Говорите: «Господи, помилуй рабов Твоих, нужды которых Ты Сам ведаешь».
– А когда, геронда, молимся о людях и не знаем, живы ли они или умерли?
– Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
– Иногда, геронда, я не помню имён людей, которые просят молитв.
– Если не помнишь имён, которые тебе дают, то молись в общем: о больных, о молодых, сбившихся с пути, и т.д. Вначале говори: «Помоги, Боже мой, сначала тем, кто больше нуждается в помощи», – а потом продолжай: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих».
Преподобный также советовал: «Ты, после того как немного помолишься о себе, потом вспоминай о бедствующем мире в целом, о тех, кто удалился от Бога, о почивших, которые не воспользовались временем, которое Бог им даровал, чтобы к Нему приблизиться, и теперь раскаиваются, но уже без пользы; и твори молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Так молишься и о себе, и о тех, кто просил тебя молиться, и обо всём мире».
И все же, есть ли какие-то ограничения для молитвы за людей? Да, есть и нужно теперь сказать о них. В своем Евангелии св. апостол Иоанн Говорит:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» 1Ин.5:16.
Епископ Михаил (Лузин), толкуя это место, разъясняет:
Молитва о самоубийцах
Церковь, как богочеловеческий организм, не просто отказывается молиться за самоубийц, она не дерзает делать этого. «Мы не дерзаем молиться» — это означает, что люди не дерзают входить в какую-то запретную область.
Это подтверждает и практика. Один священник рассказал такой случай. Ему на отпевание привезли незнакомую девушку. При совершении чина, несмотря на то, что это было далеко не первое отпевание за время его служения, ему стало плохо, силы его оставили, пришлось даже выйти на свежий воздух. Через некоторое время он встретился со священником из другого храма, и неожиданно оказалось, что и у того случилось подобное при отпевании молодого человека. В результате небольшого расследования оказалось, что пара добровольно умертвила себя, но родственники скрыли это от Церкви.
Если Церковь молится только за своих членов, то не излишне ли дерзновенно келейно молиться за тех, кто вне Церкви?
Если литургическая молитва не включает самоубийц, некрещеных, инославных, отпавших, то личная молитва не ограничена ничем. Очевидно, что Евхаристия, как соединение с Богом, будет насилием над теми, кто Его отвергает своей жизнью.
Немного об искушениях в молитве
Искушения в молитве могут иметь своим источником:
— ревность не по разуму, взятие подвига сверх меры и без благословения;
— искушения падшими духами, желающими отвратить христианина от молитвы.
Если человек пленён падшими духами, то, молясь за него, мы вызываем их противодействие, ведь они уже считают его своей добычей; это подобно тому, как вырывать кость из пасти у пса. Несомненно, Бог значительно ограничивает силу падших Ангелов, но пугать нас они могут.
Если мы берём на себя подвиг молитвы за нераскаянного усопшего, то она требует усилий. «Молиться – кровь проливать» — говорили древние.
Для укрепления от нападения всяческих искушений и наваждений старайтесь советоваться со своим духовником. Любая молитва — это духовная война с тёмными силами, а на войну нужно идти, заручившись поддержкой Церкви и благословением священника.
Часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то. Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились.
Одна женщина молилась за своего усопшего отца, который скончался, будучи атеистом. Во сне он явился ей в страшном гневе и требовал прекратить молитву. История интересная, но возникает вопрос: кто явился женщине? Её отец или падший дух в облике её отца?
Любая искренняя молитва неугодна бесам, но бывают случаи, когда молитва неугодна и Богу. Например, молитва без рассуждения, когда человек считает себя способным вымолить кого-то или когда кто-то берёт подвиг молитвы, не живя христианской жизнью, или подвиг выше своих сил. Но бывают и иные случаи. Великий молитвенник афонский старец Ефрем Катунакский, ученик старца Иосифа Исихаста, подвизавшийся на Святой горе в XX столетии, признавался, что не мог молиться о своем брате-оккультисте, пока тот был жив, поскольку чувствовал каждый раз, что Господь его молитвы не приемлет, «наказывает» его за нее. Он только тогда возобновил молитвы о брате, когда тот отошел в мир иной и уже не мог творить тех беззаконий, которыми была наполнена его жизнь прежде.
Требуется ли рассуждение в молитве? Конечно, да.
Важна мера нашей молитвы. Одно дело — помянуть на утренней молитве, другое дело — брать сугубый подвиг «вымаливания» других, да ещё без благословения.
Молящийся должен осознавать, что своей молитвой он бросает вызов сатане. Без сугубой благодати Божией, Божьего покрова, исход этой борьбы будет плачевен. Эту благодать человек обретает христианской, церковной жизнью.
Помните, в 19-й главе Деяний говорится: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома».
Отвечая на вопрос одного из своих учеников, преподобный Варсонофий Великий говорит, что будет достаточно, если тот, пообещав помолиться о ком-то, скажет однажды: «Господи, помилуй такого-то!» и воздохнет о нем от сердца. А большее, убеждает он этого инока, ему не по силам. Этот же совет можно, наверное, принять на свой счет и практически каждому из нас – и нам по силам немногое. Если говорить о чуть большем, то уместно поминать человека с той или иной степенью регулярности на своей обычной утренней или вечерней молитве – так же кратко, в ряду других людей, о которых мы молимся постоянно.
Чтобы молиться за конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) — для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает, как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только — как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по той причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом — проявление нашей любви ко Христу и к человеку.
Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос.
Если с людьми все понятно, то можно ли молиться за духов тьмы? Однозначно, нет. Бывали случаи, что святые (и не святые тоже) молились за демонов, но ничего хорошего из этого не вышло.
«Однажды, — рассказывал преп. Паисий Святогорец, — я стоял на коленях и молился о бесах, прислонив голову к земле и говоря: «Ты — Бог, и если Ты хочешь, то можешь найти способ, чтобы спасти и этих окаянных, несчастных бесов». С болью молясь такими словами, я увидел рядом с собой голову пса, который высовывал язык и меня передразнивал. Возможно, Бог попустил это, желая показать мне, что Он хочет спасти и бесов, но они сами этого не хотят».
Исаак Иеромонах «Житие старца Паисия Святогорца».
Однажды, преподобный Варсонофий Оптинский сказал: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».
Святые отцы о молитве
Молитва есть общение и единение человека с Богом.
Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.
Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание.
Филипп, митрополит Филадельфийский
Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться.
Иннокентий митрополит Московский
В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.
Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.
Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.
Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света.
Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление.
Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно.
Св. Нил Синайский
Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза.
Св. Нил Синайский
Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.
Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.
Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.
Св. Игнатий Брянчанинов
Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.
Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.
Св. Нил Синайский
Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.
Иннокентий митрополит Московский
Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.
Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя
Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.
Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.
Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.
Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Св. Иоанн Златоуст
Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.
Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.
Св. Иоанн Лествичник
Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?
Св. Филарет митрополит Московский
В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресенье – жены святые, встретив Господа воскресшего, поклонились Ему до земли.
Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
Св. Феофан Затворник
Молитва совершенная бывает лишь вместе со всеми добродетелями.
Св. Феофан Затворник
Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.
Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.
Св. Игнатий Брянчанинов
Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.
Идя дорогой, молись Богу умом.
Св. Антоний Великий
Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным – вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.
Св. Игнатий Брянчанинов
Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.
Св. Филарет митрополит Московский
Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.
За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.
Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
Сила молитвы

Первое, с чем человек – сталкивается, поверив в Бога и приходя в Церковь, первое, чему он начинает усердно учиться и от чего в начале христианского пути у него вырастают крылья, – это молитва. О молитве написаны тысячи томов, над этой «наукой наук» трудились в течение веков многие святые отцы и подвижники благочестия.
Но вот неофитский период проходит, и, я уверен, почти все начинают замечать, что молитва их оскудевает, сердце плотяное превращается в каменное. Святые отцы говорят, что тут-то и начинается настоящая духовная жизнь. И она оказывается весьма и весьма сложной.
В одной из своих бесед митрополит Антоний Сурожский поставил очень важный вопрос: «Может ли еще молиться современный человек?». И он отвечает на него в том смысле, что современный человек не только может, но и на самом деле все время молиться, вопрос только — кому? Чтобы молиться Христу, человек должен, как и Христос во время всего своего служения, находится в самом сердце человеческой трагедии. Такая молитва — молитва не словами, а делом, сопереживанием, состраданием — и будет настоящей христианской молитвой.
Не только святые отцы, но и многие современные проповедники говорят, что не так важно (если вообще важно) «вычитываение акафистов и канонов», как внутреннее, сердечное отношение к Богу, соизмерение своей жизни, поступков — с Евангелием. Важна именно эта внутренняя открытость Богу, доверие Ему. Хотя порой такие «контакты» с Богом бывают совершенно неожиданными, не вписывающимися в то, о чем мы привыкли читать в духовных книгах.
Я хотел бы рассказать о нескольких случаях такой «неправильной» молитвы, которые произошли в моей жизни или в жизни моих знакомых.
. Однажды я выносил мусор. Был теплый весенний день, настроение у меня было прекрасное, в семье все было хорошо. Казалось, что и во всем мире все прекрасно — за последнее время в новостях я не услышал сообщений о войнах, катастрофах. И по дороге на помойку (никогда не знаешь, где Бог тебя застанет) меня вдруг, как говорит молодежь, «накрыло». Я вдруг, сам того не ожидая, обратился к Богу: «Господи, дай еще так пожить!» Потом засмущался, подумал: какая-то эгоистичная молитва. Но сердце не смущалось. «Господи, дай еще так пожить! Мне так хорошо, пусть это состояние еще продлится!» Ум опять начал думать, что тут нет никакого покаяния, а сердце по-прежнему не смущалось. Я и продолжил молиться. Господь, кстати, действительно дал пожить так еще некоторое время.
А не об этом ли молился апостол Петр на горе Фавор: «Господи, хорошо нам здесь быть»? Причем и в Евангелии написано: «не зная, что говорил». То есть он и сам не понимал, что сказал, но сердце его было переполнено чем-то, ему самому не объяснимым.
…А вот еще один пример «неправильной» молитвы. Его рассказали женщины, служащие за свечным ящиком в одном из вологодских храмов. В Вологде, как и во всяком большом городе, есть свои местночтимые святые. И вот в одном их храмов этого старинного города висела икона святого Николая Вологодского. Женщина, рассказавшая эту историю, сидела за свечным ящиком, когда в храм вошел мужчина. Хотя на мужчину он был мало похож. Это был, так сказать, классический оборванный, дурно пахнущий алкаш. Таких часто из церкви выгоняют, но она этого сделать не решилась. Она решила посмотреть, что будет.
И вот этот алкаш подошел к иконе Николая Вологодского и попросил: «Мужик, помоги бросить пить!» Такая вот молитва. Надо ли говорить, что пить он действительно вскоре бросил и стал прихожанином этого храма?
А бывают случаи совершенно жуткой, кощунственной, богохульной молитвы, которую тем не менее Господь слышит и действует, исходя из своей удивительной божественной любви.
…Один мой знакомый рассказывал, что во время семейного кризиса, когда они с женой слова спокойного не могли друг друга сказать месяцами, у них случился, наконец, страшный скандал. Описывать ссору я, конечно, не стану, но она была страшной. И вот этот мой знакомый — верующий человек — после долгих часов ругани, взаимных оскорблений, битья всего и вся буквально крикнул (пусть и не вслух) Богу: «Господи! Я не знаю, чего Ты хочешь! Я ее (жену) ненавижу, я весь мир сейчас ненавижу! Я и Тебя сейчас ненавижу, поэтому делай, что хочешь!». Через несколько секунд после этого его внутреннего крика к нему подошла жена и они помирились за МИНУТУ! И потом, кстати, у них очень долгое время не было ссор.
Вот и думай после этого, что такое «приятная» и «угодная Богу» молитва. Это не значит, что так можно молиться. Так нельзя, просто недопустимо. Но это значит, что Божественная любовь превосходит все границы, четко проведенные между Богом и человеком нашим привычным «приходским благочестием». Ведь и у пророка Исайи сказано Господом: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49,15).
Кстати, и этот мой знакомый потом признавался, что он не только умом, а всем своим существом ощутил, понял, что значит «надеждо ненадежных» и «отчаянных спасение». Он-то молился, находясь в совершенном отчаянии, и спасение пришло.
А бывают и случаи «обратной» молитвы. Одна моя знакомая, верующая преуспевающая женщина, не могла забеременеть. Но это не обычная история из серии «как Бог дал детей». Проблема в том, что ее муж, тоже верующий и очень хороший человек, работал в храме и не получал больших денег. Поэтому ей приходилось очень много работать, жизнь в Москве для приехавших сюда — не самое дешевое дело. И она понимала, что если сейчас забеременеет, то придется уйти в декрет, и финансовое их существование будет под большим вопросом. Вот она и металась между, так сказать, материнским инстинктом и желанием закрепиться в столице. Многим православным эта проблема может показаться надуманной, но на самом деле это очень серьезная проблема, и отмахиваться от нее не стоит. Просто сказать «положись на Бога». А вот ты сам попробуй положись! Я бы лично оказаться в ее шкуре не хотел. И думаю, что такая проблема — не у нее одной, для многих женщин она стоит достаточно остро.
И вот однажды подруга, тоже верующая, выслушав ее «метания», спросила:
– А ты молишься, чтобы Господь дал детей?
– Нет, – ответила моя знакомая.
– А вдруг Он услышит.
Трагическая ситуация. Такое вот отсутствие молитвы при полной уверенности в Боге. И тут вопросы у меня возникают не к моей знакомой, а к тому миру, в котором мы живем. Но мир в евангельском смысле — это, как известно, нечто, враждебное христианству.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва бывает разная. Главное, как говорят, святые отцы, не оставлять ее.

Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.