Николай новиков начало молитвы

Молитвенное правило: Николай новиков начало молитвы | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Николай Новиков: Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни №Q5BYT

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

Комментарии пользователей:

Данная книга, отличное практическое руководство по приобретению навыка истинной молитвы начального уровня, да и само название «Начало молитвы» об этом говорит. Труд основан на святоотеческом наследии, что весьма важно. Существует много книжонок по теме молитвы, но многие из них содержат искажения в этом духовном делании, что может очень плохо сказаться на духовном здоровье человека. В этой же книге всё закреплено учениями святых отцов, плюс разжевана досконально практическая сторона…

Отличная книга. Автор похоже посвятил теме внутреннего делания всю свою жизнь и очень хорошо разбирается в ней. Видно из библиографии, что велась работа со многими источниками и почти на каждой странице ссылка на Священное писание или святых отцов. К тому же у него на написание книг есть благословение духовно опытных людей, старцев и их молитвенная поддержка.

Я получила эту книгу в подарок и решила посмотреть, продается ли она здесь, чтобы порекомендовать друзьям… Я в тихом восторге, давно хотела вдумчиво и спокойно почитать о важном — о ступенях молитвы, о внутреннем и внешнем делании, с опорой, что обязательно, на святоотеческие писания. Все очень четко и по делу. Читать легко, качество печати и верстки радует. Автору большое спасибо за этот труд, это необходимо знать каждому, но путей в нашем бешеном мире нынче много и потому многие просто не…

Начало молитвы: Беседы о внутренней жизни

Новиков Николай Михайлович

  • Автор:Новиков Николай Михайлович
  • Серия: Путь умного делания
  • Страниц: 656 стр., бумага офсетная
  • Размер: 21,8 х 15,5 х 3,3 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: Р15-505-0295
  • ISBN : 978-5-9906640-0-5
  • Вес : 780 г.
  • Количество в пачке : 8 шт.
  • Тираж : 10 000 экз.
  • Издатель : Путь умного делания, 2015 г.

РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников. Исходная аудиозапись цикла бесед доступна на авторском сайте Н.М. Новикова по адресу: www.nnproekt.ru, там же размещены все издания проекта «Путь умного делания».

Библиография – 638
Сведения о проекте «Путь умного делания» – 647

О молитве Иисусовой. Аскетический трактат

Содержание

Слово к читателю

Дорогие братья и сестры!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.

Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском

От издателей

Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.

Читайте так же:  Молитвы когда рожают

К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.

Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.

Предисловие

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).

Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.

Николай Новиков: Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни (DVDmp3)

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к аудио «Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни (DVDmp3)»

40 бесед о внутренней жизни, читает автор.
Содержание:
I. ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ
1. Оружие воина 33:32
2. Путь воина 32:11
3. Истоки традиции 30:57
4. Основа пути 39:05
5. Богословие тайнозрителей 26:32
6. Свойства ума 31:56
7. Искусство молитвы 43:14
8. Круговая оборона 37:47
9. В себе и вне себя 43:54
10. Ученики и старцы 39:51
11. Послушание Христу 31:50
12. Учение старцев 37:53
II. ЗАКОНЫ ЕСТЕСТВА
13. Духовный организм 25:50
14. Силы души 30:30
15. Образ Божий 30:10
16. Дар созерцания 37:10
17. Закон и свобода 29:44
18. Смерть духовная 34:32
19. Порча естества 30:37
20. Восстановление 40:45
III. СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
21. Человек молящийся 40:32
22. Культура мышления 29:40
23. Сотворчество 30:12
24. Начало прелести 26:20
25. Внутренний крест 40:24
26. Отеческий опыт 21:15
27. Проблемы восприятия 32:47
28. Молитвочтение 36:06
29. Источник благодати 29:41
IV.

40 бесед о внутренней жизни, читает автор.
Содержание:
I. ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ
1. Оружие воина 33:32
2. Путь воина 32:11
3. Истоки традиции 30:57
4. Основа пути 39:05
5. Богословие тайнозрителей 26:32
6. Свойства ума 31:56
7. Искусство молитвы 43:14
8. Круговая оборона 37:47
9. В себе и вне себя 43:54
10. Ученики и старцы 39:51
11. Послушание Христу 31:50
12. Учение старцев 37:53
II. ЗАКОНЫ ЕСТЕСТВА
13. Духовный организм 25:50
14. Силы души 30:30
15. Образ Божий 30:10
16. Дар созерцания 37:10
17. Закон и свобода 29:44
18. Смерть духовная 34:32
19. Порча естества 30:37
20. Восстановление 40:45
III. СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
21. Человек молящийся 40:32
22. Культура мышления 29:40
23. Сотворчество 30:12
24. Начало прелести 26:20
25. Внутренний крест 40:24
26. Отеческий опыт 21:15
27. Проблемы восприятия 32:47
28. Молитвочтение 36:06
29. Источник благодати 29:41
IV. ПУТЬ ВНУТРЬ
30. Рубикон 41:01
31. Обратная перспектива 43:07
32. Внутрьпребывание 35:30
33. Словесный уровень 29:33
34. Молитва словесная 33:47
35. Молитва умная 23:46
36. Встреча с сердцем 30:52
37. Ум в сердце 37:46
38. Плоды молитвы 36:24
39. Тайна очищения 38:22
40. Молитва живая и мертвая 37:44
Общее время звучания 22 часа 46 минут
Audio DVD mp3, 320 kbps, 48 kHz

Читайте так же:  Молитва от порчи и сглаза Матроне

Николай новиков начало молитвы

Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни. Николай Новиков

ISBN: 978-5-9906640-0-5
Автор: Новиков Николай Михайлович
Бумага: офсет
Вес: 770 г
Год издания: 2015
Гриф ИС РПЦ: Р15-505-0295
Количество страниц: 656
  • Описание
  • Отзывы (0)

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

Рецензент: протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА

«В наше время в сознании значительного числа людей, занимающихся духовными и богословскими предметами, царит некая путаница. Рассуждения, оторванные от практики, и в особенности рассуждения богословские, не подкрепленные духовным опытом, причиняют много вреда Православной Церкви».

«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека. не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».

Митрополит Иерофей (Влахос)

Содержание

ЧАСТЬ I. ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ
Беседа 1. Оружие воина
Беседа 2. Путь воина
Беседа 3. Истоки традиции
Беседа 4. Основа пути
Беседа 5. Богословие тайнозрителей
Беседа 6. Свойства ума
Беседа 7. Искусство молитвы
Беседа 8. Круговая оборона
Беседа 9. В себе и вне себя
Беседа 10. Ученики и старцы
Беседа 11. Послушание Христу
Беседа 12. Учение старцев

ЧАСТЬ II. ЗАКОНЫ ЕСТЕСТВА
Беседа 13. Духовный организм
Беседа 14. Силы души
Беседа 15. Образ Божий
Беседа 16. Дар созерцания
Беседа 17. Закон и свобода
Беседа 18. Смерть духовная
Беседа 19. Порча естества
Беседа 20. Восстановление

ЧАСТЬ III. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Беседа 21. Человек молящийся
Беседа 22. Культура мышления
Беседа 23. Сотворчество
Беседа 24. Начало прелести
Беседа 25. Внутренний крест
Беседа 26. Отеческий опыт
Беседа 27. Проблемы восприятия
Беседа 28. Молитвочтение
Беседа 29. Источник благодати

Видео (кликните для воспроизведения).

ЧАСТЬ IV. ПУТЬ ВНУТРЬ
Беседа 30. Рубикон
Беседа 31. Обратная перспектива
Беседа 32. Внутрьпребывание
Беседа 33. Словесный уровень
Беседа 34. Молитва словесная
Беседа 35. Молитва умная
Беседа 36. Встреча с сердцем
Беседа 37. Ум в сердце
Беседа 38. Плоды молитвы
Беседа 39. Тайна очищения
Беседа 40. Молитва живая и мертвая

Библиография

Сведения о проекте «Путь умного делания»

Николай Новиков: Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни»

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

Я получила эту книгу в подарок и решила посмотреть, продается ли она здесь, чтобы порекомендовать друзьям. Я в тихом восторге, давно хотела вдумчиво и спокойно почитать о важном — о ступенях молитвы, о внутреннем и внешнем делании, с опорой, что обязательно, на святоотеческие писания. Все очень четко и по делу. Читать легко, качество печати и верстки радует. Автору большое спасибо за этот труд, это необходимо знать каждому, но путей в нашем бешеном мире нынче много и потому многие просто не.

Данная книга, отличное практическое руководство по приобретению навыка истинной молитвы начального уровня, да и само название «Начало молитвы» об этом говорит. Труд основан на святоотеческом наследии, что весьма важно. Существует много книжонок по теме молитвы, но многие из них содержат искажения в этом духовном делании, что может очень плохо сказаться на духовном здоровье человека. В этой же книге всё закреплено учениями святых отцов, плюс разжевана досконально практическая сторона.

Читайте так же:  Молитва при принятии просфоры и Святой воды текст

Николай новиков начало молитвы

Войти

Книга о том, как не должно проходить умное делание

Недавно к нам в руки попала книга Николая Новикова «Меч воина. Внутренний подвиг мирянина и монаха» (М., 2013) из его авторской серии «Путь умного делания», состоящей из четырех томов. Как значится в рекламной страничке, помещенной в конце издания, «Книжная серия „Путь умного делания“ стала значительным явлением в церковной жизни наших дней, привлекшим пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. В цикле передач по радио „Радонеж“, посвященных книжной серии Н.М. Новикова, его обширная четырехтомная монография „Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий“ признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени» (Указ. соч. С. 276). Если верить написанному, то каждому православному человеку, а тем более монаху просто необходимо ознакомиться с этими книгами.

Читать духовную литературу обязаны все христиане, без этого трудно, а в наше время уже практически невозможно преуспеть в духовной жизни. При этом в первую очередь нам следует изучать писания Святых Отцов. «Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей, – наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать, – спасению и христианскому совершенству» (Аскетические опыты. Т. 1. О чтении Святых Отцов).

Чтение других, не святоотеческих книг о духовной жизни Святыми Отцами, как правило, не одобрялось, даже, скорее, возбранялось. «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами Вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих», – говорит тот же святой. (Там же. Об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение). Следовательно, святоотеческие писания для православных христиан были, есть и будут «исчерпывающим исследованием в области молитвы», которым без вреда, с пользой для души могут пользоваться все желающие преуспеть в умном делании. Творениям Святых Отцов по праву принадлежит первое после Евангелия и канонических сборников место в библиотеке христианина. И для обучения молитве этих книг вполне достаточно; вторичный труд Н. Новикова не является обязательным к прочтению. Таким образом, выявляется явное несоответствие хвалебных слов рецензента с истинным порядком вещей.

Другой момент. Молитва, молитвенное делание – это крайне сложная тема. Она требует чрезвычайной осторожности и точности не только от автора, но и от читателя, ибо даже неправильное чтение святоотеческих книг способно сбить христианина со спасительного пути. «Все книги и писания Святых Отцов и истинных учителей Церкви о духовной жизни, а в особенности писания о молитве, надо читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному, произвольному пониманию и толкованию читаемого, – говорит преподобный Никон Оптинский. – Духовная жизнь и подвиг молитвы имеют свои законы, свою последовательность; их надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние, самосмышление здесь места не должны иметь, они приводят человека в заблуждение. Малое по внешности уклонение или неточности приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим горькие плоды и последствия» (О чтении. Духовное завещание). И если это предостережение уместно даже в отношении святоотеческих писаний о молитве, то тем более оно справедливо касательно всех других книг на данную тему.

Отсюда вытекает обязательное требование к любому новому труду о молитве: он должен быть основан на святоотеческих писаниях и ни в чем им не противоречить, автор не должен ничего нового добавлять от себя или как-то по-своему толковать. Допустимо осторожное, рассудительное изложение молитвенного опыта современных подвижников и старцев, не замеченных в бесовском прельщении, но с непременной проверкой его на соответствие святоотеческому учению. Автором книги о молитве может стать не просто образованный христианин, проходящий путь умного делания, но человек, имеющий неоспоримое свидетельство об истинности и непрелестности своего духовного подвига. Лишь при соблюдении этих условий можно надеяться на появление какого-либо нового душеполезного труда о молитве.

К сожалению, сочинение Н. Новикова не отвечает вышеперечисленным высоким, но справедливым требованиям. Только около половины духовных писателей, на которых он ссылается, – Святые Отцы Православной Церкви. Другую группу составляют авторы, из которых очень немногих можно назвать настоящими старцами: это Иосиф Исихаст и Паисий (Эзнепидис). Остальные – либо просто верующие люди, дерзающие рассуждать на богословские темы, либо даже еретики. Например, Н. Новиков часто цитирует оригениста авву Евагрия, преданного анафеме на Пятом Вселенском Соборе. Между тем святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Действуют ли в ком хульные помыслы? Поколебался ли кто в доверенности к Православной Церкви, которая одна есть истинная Христова Церковь? Сделался ли кто универсальным христианином, принадлежащим, – по своему сердечному убеждению или, правильнее, по своему совершенному неведению христианства, – одинаково ко всем исповеданиям и потому не принадлежащим ни к какому? – Знай, что он приведен к этому состоянию чтением еретических книг или беседами с зараженными этим чтением» (Понятие о ереси и расколе).

Читайте так же:  99 псалом молитва

Не реже в работе Н. Новикова встречаются выдержки из трудов выпускника иезуитского колледжа в Медоне (Франция) протоиерея Иоанна Мейендорфа и известного экуменического писателя, одного из основателей экуменического «Всемирного совета церквей» протоиерея Георгия Флоровского, которому в конце 1960-х годов папа римский Павел VI даже предлагал возглавить папский экуменический институт в Иерусалиме. Для книги о молитве, тем более для фундаментального труда об умном делании, такой подбор авторского состава как минимум не оправдан, а по большому счету просто недопустим.

Но больше всего в своей работе Новиков ссылается на схиархимандрита Софрония (Сахарова), именуя его Софронием Эссекским. В подстрочном примечании на странице 244 он указывает, что в настоящее время Элладская Церковь готовит материалы к его канонизации. «За тридцать четыре года руководства основанной им в Англии обителью старец Софроний взрастил плеяду учеников. От них, а отчасти из писаний самого старца, теперь известно, что за свою без малого столетнюю жизнь этот редчайшей силы духа подвижник, взойдя к вершинам совершенства, стяжал все возможные в этой жизни благодатные дарования» (С. 245). В заключение приводится тропарь, которым почитатели отца Софрония уже сейчас молятся ему.

Однако мы позволим себе усомниться в столь лестной характеристике подвига отца Софрония (Сахарова). Достаточно привести его высказывание из книги «Видеть Бога, как Он есть»: «Когда в умно-сердечной молитве „Бог входит в общение с духом человека“, то тот „начинает видеть Бога, как Он есть, в Самом Себе“». (С. 155). Но видеть Бога, как Он есть, не может никто. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «„Бога никтоже виде николиже. Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда“ (Ин. 1, 18). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо „никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец“ (Мф. 11, 27). Также и Дух Святый ведает Божие, подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке (см.: 1 Кор. 2, 11). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, – никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов. Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал» (Точное изложение Православной веры. Кн. 1. Гл. 1).

Потому никак нельзя говорить, что Господь наделил схиархимандрита Софрония всеми благодатными дарами, ибо, как ясно из процитированного отрывка из его книги, дара богословия он явно не сподобился. Есть сомнения и в истинности его молитвенного подвига. Потому ставить писания схиархимандрита Софрония во главу своего труда о молитве было неблагоразумно и весьма опрометчиво.

Те же, кто безрассудно берется за умное делание и сразу стремится взойти на вершину добродетели, падают. «Всякого человека, который прежде совершенного обучения в первой части [т. е. деятельной] переходит к сей второй [т. е. умозрительной], привлекаемый ее сладостию, не говорю уже – своею леностию, постигает гнев [Божий] за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (см.: Кол. 3, 5), т. е. не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. У кого ум осквернен постыдными страстями, и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста наказанием за то, что, не очистив прежде ума скорбями и не покорив плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами» (Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. Слово 2).

Подлинное умное делание настолько трудно и опасно, что даже подвижники, проходящие его под руководством опытного старца, и те день и ночь не могут чувствовать себя в покое и безопасности. «Ибо и те, у кого зрение здраво, – пишет преподобный Исаак, – будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной». (Там же).

Если же мы еще пребываем в новоначалии, тогда нам следует довольствоваться умеренным молитвенным трудом, чтобы, гонясь за подвигами, которые выше нашей меры, мы не потеряли и того малого, что имеем: веры и посильных дел. «Говорят: „Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь“. Это правда, – утверждает тот же святой, – но только если место чисто, а не осквернено. Если же нечиста зеница душевного ока твоего, то не дерзай устремлять взор на солнечный шар [мысленный], чтобы не утратить тебе и сего малого луча, т. е. простой веры и смирения, и сердечного исповедания, и малых посильных тебе дел, и не быть извергнутым в единую область духовных существ, которая есть тьма кромешная, то, что вне Бога и есть подобие ада, как извергнут был тот, кто не устыдился прийти на брак в нечистых одеждах» (Там же).

Читайте так же:  Урок о молитве в воскресной школе

Из этого видно, что сам он малоопытен в молитвенном делании, а его познания в этой области в основном теоретические. Люди же духовные, знающие об Иисусовой молитве из собственной практики, свидетельствуют, что даже из правильно занимающихся молитвой не все достигают умно-сердечной ее степени. Великий делатель Иисусовой молитвы преподобный Макарий Оптинский пишет: «Из соображения всего учения Святых Отцов видно, что проходящие делание молитвы Иисусовой правильным и законным образом действительно сподобляются иногда от Господа великих дарований духовных и откровения таинств, и различных духовных утешений, благодатию Божиею промыслительно действуемых в душах смиренных и достойных молитвенников; но достигают сего весьма немногие» (Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву). Об этом же говорит и преподобный Варсонофий Оптинский: «Не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают» (Духовное наследие).

Другое заблуждение автора связано с противопоставлением молитвенного делания любви к своей Родине и родному народу: «Приоритет внешней борьбы на общественном уровне – это еще одна подмена, уводящая от внутренней брани с реальным противником» (Указ. соч. С. 25), – читаем у Н. Новикова. Иными словами он считает и учит своих читателей, что мы должны молиться, молиться и молиться, не обращая внимания на окружающий нас мир, трудности нашей Родины, беды нашего народа. Но эта мысль не нова и сегодня нередко звучит из уст разного рода лжестарцев и проповедников, зараженных обновленческим духом.

Николай новиков начало молитвы

Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни. Николай Новиков

ISBN: 978-5-9906640-0-5
Автор: Новиков Николай Михайлович
Бумага: офсет
Вес: 770 г
Год издания: 2015
Гриф ИС РПЦ: Р15-505-0295
Количество страниц: 656
  • Описание
  • Отзывы (0)

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

Рецензент: протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА

«В наше время в сознании значительного числа людей, занимающихся духовными и богословскими предметами, царит некая путаница. Рассуждения, оторванные от практики, и в особенности рассуждения богословские, не подкрепленные духовным опытом, причиняют много вреда Православной Церкви».

«Печальная и даже трагическая реальность нашего времени заключается в том, что многие говорят об обожении человека. не упоминая о пути и методах достижения цели. Это фундаментальная ошибка. Ибо, как и во всех науках, если нет метода, не будет и результатов. Эта истина относится и к православному богословию. Когда богословие не указывает путь и метод, то есть аскетический исихастский метод, оно никогда не сможет привести человека к конечной цели. Такое богословие опасно».

Митрополит Иерофей (Влахос)

Содержание

ЧАСТЬ I. ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ
Беседа 1. Оружие воина
Беседа 2. Путь воина
Беседа 3. Истоки традиции
Беседа 4. Основа пути
Беседа 5. Богословие тайнозрителей
Беседа 6. Свойства ума
Беседа 7. Искусство молитвы
Беседа 8. Круговая оборона
Беседа 9. В себе и вне себя
Беседа 10. Ученики и старцы
Беседа 11. Послушание Христу
Беседа 12. Учение старцев

ЧАСТЬ II. ЗАКОНЫ ЕСТЕСТВА
Беседа 13. Духовный организм
Беседа 14. Силы души
Беседа 15. Образ Божий
Беседа 16. Дар созерцания
Беседа 17. Закон и свобода
Беседа 18. Смерть духовная
Беседа 19. Порча естества
Беседа 20. Восстановление

ЧАСТЬ III. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Беседа 21. Человек молящийся
Беседа 22. Культура мышления
Беседа 23. Сотворчество
Беседа 24. Начало прелести
Беседа 25. Внутренний крест
Беседа 26. Отеческий опыт
Беседа 27. Проблемы восприятия
Беседа 28. Молитвочтение
Беседа 29. Источник благодати

ЧАСТЬ IV. ПУТЬ ВНУТРЬ
Беседа 30. Рубикон
Беседа 31. Обратная перспектива
Беседа 32. Внутрьпребывание
Беседа 33. Словесный уровень
Беседа 34. Молитва словесная
Беседа 35. Молитва умная
Беседа 36. Встреча с сердцем
Беседа 37. Ум в сердце
Беседа 38. Плоды молитвы
Беседа 39. Тайна очищения
Беседа 40. Молитва живая и мертвая

Библиография

Видео (кликните для воспроизведения).

Сведения о проекте «Путь умного делания»

Николай новиков начало молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here