Непрестанная молитва по четкам мирянам

Молитвенное правило: Непрестанная молитва по четкам мирянам | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Можно ли мирянину молиться по четкам?

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как правильно молиться по четкам православным мирянам

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.

Можно ли молиться по четкам

Название четки пошло от слова считать, отсчитывать. Их часто используют для счета молитв или поклонов. Внешне они выглядят как бусины на нитке с крестиком. Начало использования данного предмета было положено еще святым Василием Великим. Они использовались неграмотными монахами, которые молились не по книгам, а по определенному числу Иисусовых молитв. Никакого иного смысла она в себе не несла.

В современной духовной практике нет строгого правила о том, как молится на четках. Основную молитву, которую читают при использовании четок, считают Иисусову молитву.

Читайте так же:  Молитва о верности мужа Матроне

В монашестве их называют еще духовным мечом. Они вручаются монаху во время пострига для непрестанной молитвы и от рассеивания ума. Также они могут быть использованы для специального молитвенного правила. Оно состоит из определенного количества Ииисусовых молитв. В данном случае они читаются по определенному благословению, иначе можно попасть в состояние духовной прелести и нанести серьезный вред своему духовному деланию.

Использование четок для простых мирян возможно только после благословения духовника. И то, только в виде напоминания о непрестанной молитве.

Как использовать

Прежде чем начинать читать молитвенные слова, необходимо знакть как правильно молиться по четкам православным:

  • Проводить молитву с их использованием стоит незаметно для постороннего глаза.
  • Молитва на четках может включать в себя вставки других молитв.
  • обязательно перед началом такой духовной практики стоит получить благословение духовника.

Можно также сравнить сходство четок с узлами, которые были наложены на Христа в Гефсиманском саду. Он был связан, приведен на беззаконный суд, а потом позорно казнен.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Есть определенные правила того, как молиться по четкам православным. Нет никаких особых молитв для четок. Это скорее напоминание о том, что необходимо прочитать молитву. Но есть также определенные церковные традиции, которые связанные с молитвой по четкам.

Перед тем как начать использовать четки для молитвы, стоит попросить благословления у священника. Молится по ним достаточно просто. Каждая бусина – одна молитва. Зажмите между двум пальцами бусину и читайте от всего сердца молитву.

Какие молитвы читать

Бывает такое, что на нитке нанизаны большие и маленькие бусины. В основном между 2 большими может быть 10 небольших. Если так и есть, то на большие можно читать «Символ Веры» на русском языке, «Отче Наш» или молитву 50 Псалом читать на русском языке, а на остальные – 10 молитв.

Смысл многократного повторения молитвенных слов – вдуматься в их смысл и через молитву соприкоснуться с Господом. Молитва – это уничтожитель сорняков, после использования которой проще взрастить что-то полезное и доброе.

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
Читайте так же:  Молитвы о здоровье на русском языке

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Читайте так же:  Молитва на принятие артоса

Непрестанная молитва по четкам мирянам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов — перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам — произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В церковь привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку — она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

Видео (кликните для воспроизведения).

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки — это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние — все, что было в его сердце [10].

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал. [12]

ЧТО ТАКОЕ ЧЕТКИ:
Название четки, согласно В. Далю, происходит от слов считать, честь (отсчитывать) и обозначает, таким образом, приспособление для счета -нитку бус или ремень с узлами — для счета молитв и поклонов. Кожаные четки называются лестовка. Внешне четки представляют не что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых бабочек (или иной вариант — бобочек). Лестовка по своему назначению совпадает с четками, также служа для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей Церкви. На некоторых изображениях (например, на известной иконе моления на камне) в руке преподобного Серафима видна именно лестовка. Лестовка знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы.

Четки введены в обиход еще святым Василием Великим (по иным источникам — Пахомием Великим и даже святым Антонием, но в любом случае очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они не имели.

Основная молитва, которой молятся по четкам, — Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» (есть и более короткие формы, самая краткая из которых — «Господи, помилуй мя»). В этой короткой молитве человек, имеющий настоящий глубокий молитвенный опыт, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы и как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае четки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума.

Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусот-ница и т. д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила.

Молитва по четкам не исключает также возможных вставок других молитв — например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва по четкам должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на то особое благословение.

Мы видим, что четки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае — с вечностью. Апостол Павел говорит: Видимое временно, а невидимое вечно (2-е Кор. 4, 18).

Читайте так же:  Молитвы чтоб помириться

Будучи внешне простым предметом, четки отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Поэтому отношение к четкам должно быть благоговейным. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов.

Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ. В Армении, Азербайджане и Грузии используют плоские, так называемые перекидные, или армянские, четки — плоскую ленту, не соединенную в кольцо и набранную из небольшого числа прямоугольных пластинок. Обычное число элементов в таких четках — 13, но возможны также четки с 8, 10 и 12 элементами. Четки подобной конструкции (так называемые болтухи) нередко на территории бывшего СССР (в местах лишения свободы) изготавливаются из разного материала — от плексигласа до хлеба. Перекидные четки используются как атрибут «крутого» человека и не связаны с каким бы то ни было религиозным культом. Подобные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони, что требует определенного навыка.

Непрестанная молитва по четкам мирянам

Ваше сравнение молитвы избранных праведников, обладающих даром сердечной молитвы и нас, погибающих в грехах, не является корректным. Извините.

Спасибо за ответ. Попробую продолжить. Не поминай имя Бога всуе, это то же, что «не давайте святыни псам и не бросайте бисера (жемчуга) вашего перед свиньями. » (Мф 7:6). Так как имя Божие — святыня. » Да святится имя Твое..»(Мф6:10). То есть да славится, да святится имя Твоё нами. Вот и молитву.

Спасибо за ответ. Попробую продолжить. Не поминай имя Бога всуе, это то же, что «не давайте святыни псам и не бросайте бисера (жемчуга) вашего перед свиньями. » (Мф 7:6). Так как имя Божие — святыня. » Да святится имя Твое..»(Мф6:10). То есть да славится, да святится имя Твоё нами. Вот и молитву свою, даже без надлежащего внимания творимую, мы обращаем ко Господу. И мы растим её в себе, как из простой песчинки жемчужину, не давая тем приблизится к нашему сердцу бесовским помыслам. Повеление всем монахам и мирянам -«Трудись и молись» и «Непрестанно молитесь»(1Сол. 5-16), посвящая свою молитву и свой труд Богу, как это делал Адам, мы отказываемся выполнять из- за якобы не должного внимания к молитве. И поступая по Евангелию — нельзя служить двум господам одновременно, поклоняемся Гебу, отодвинув истинного Бога Троицу до следующего раза, когда станем с молитвословом и » нерассеянным» вниманием минут на 15-30.

Молитва

«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.

Можно ли мирянину молиться по чёткам? (Иерей Андрей Чиженко)

«В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по чёткам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по чёткам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, чётки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха чётки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина чётки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по чёткам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по чёткам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в своё время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по чёткам только через благословение и наблюдение духовника.

(Из истории возникновения чёток и практике молитвы по ним):

Слово «чётки» – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по чёткам.

Предполагается, что употребление чёток в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что чётки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по чёткам получила огромное распространение.

Как правило, православные чётки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На неё нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает чётки обычно крест.

Чётки – это средство отсчёта, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или её сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку чёток, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Читайте так же:  Молитва когда болит горло

Ещё в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идёт» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.
Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая чётки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что чётки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать чётки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Чётки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждёт Господь Иисус Христос».

Можно ли молиться по четкам мирянам без благословения

  • БАЙСТРЮК незаконнорожденный ребенок
  • БЕЗДЕТНОСТЬ (см. БЕСПЛОДИЕ
  • БЕРЕМЕННОСТЬ
  • БЕС(Ы) (см. также ДЬЯВОЛ)
  • БЕСПЛОДИЕ
  • БИБЛИЯ (см. также СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ; ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, НОВЫЙ ЗАВЕТ)
  • БЛАГО
  • БЛАГОДАРНОСТЬ
  • БЛАГОДАТЬ
  • БЛАГОСЛОВЕНИЕ
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (см. ПОМОЩЬ)
  • БЛИЖНИЙ(Е)
  • БЛУД (БЛУДНЫЙ ГРЕХ) см. ВНЕБРАЧНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО
  • БОГ

Обязательно ли просить благословение для того, чтобы писать лики святых, если лики делаются как сувениры (на деревянных яйцах)? Несколько лет назад меня бла-гословляли на учебное копирование иконы. Не могли бы вы меня благословить?

Мне трудно ответить на ваш вопрос, потому что он естественным образом должен был бы разрешаться с вашим приходским священником. Главная проблема состоит как раз в том, почему вы не можете этого сделать. Ведь для воцерковленного человека это было бы самым естественным и простым. Невоцерковленному же человеку лучше не писать лики святых.
Относительно икон можно еще сказать, что их нельзя смешивать с сувенирами. Может быть, лучше на сувенирах изображать что-то соответствующее их предназначению, например, узоры, орнаменты, пейзажи с видом храмов, какие-то легко узнаваемые сюжеты, праздничные надписи и пр. Икона же – это богословие в красках, и предназначение у неё совсем другое, чем у сувенира.

Когда я просто поздоровалась со священником, подруга сказала, что нужно не «здравствуйте» говорить, а просить благословения. Священникам не желают здоро-вья, только для себя что-то просят?

Здравствуйте, меня зовут Алексей. Попытаюсь сформулировать свои вопросы.

Мы купили в Лавре плетеные четки. Когда мы пошли за благословением к священнику (на чтение Богородичного правила по четкам), то он 2 раза «убегал», боясь нас благословлять, говоря, что будут искушения. На третий раз мы пошли к другому батюшке, он нам сказал, что нужен молитвенный опыт, и все же благословил нас, но только с условием, что на людях не доставать, в храме не показывать, а для келейного правила. Мы чувствовали, что это было как испытание, хотим ли мы так молится. Даже когда я покупала четки в К-Печерской Лавре, то тоже меня три раза как бы проверяли, говоря, что пойдите туда-то, а если есть возможность, поищите там-то.
А если бы мы брали благословение на эту молитву без четок и перебирали бы дома спички, была бы от этого разница в результате? Четки имеют еще какой-то смысл, помимо счета прочитанных молитв, или может особую благодать? Имеет ли значение, на какой руке перебирать четки? Есть ли разница между деревянными и плетеными четками? Будет ли нарушением благословения, если я возьму четки в карман и выйду из дома, конечно, никому не показывая, а в тайне? Заранее благодарю. Спаси вас Господи.

Батюшка, наша знакомая предлагает нам для очищения и лечения организма приобрести матрицу. Матрица — это какая-то наклейка с заложенной в ней информацией на генном уровне, (так нам объяснила знакомая), которая клеится в определенные точки и носится определенное время. Когда я сказал ей, что лучшее лекарство это молитва, она сказала: «Применение матриц благословил сам Патриарх, и я ведь не заставляю вас бросать молиться». Я спросил ее тогда, а как же тогда вера наша в Господа Нашего Иисуса Христа? Если мы будем верить, что какая-то наклейка очистит нас и оздоровит. Знакомая сказала, что я не понимаю, что это совсем другое. С уважением. Да хранит вас Бог!

Чётки есть почти в любой религиозной практике – пользуются ими и мусульмане, и буддисты, и христиане различных конфессий. В православии, как правило, это атрибут монашествующих, но молиться по чёткам может и мирянин.

Предание гласит, что впервые чётки появились примерно в IV веке в монашеских общинах – с их помощью неграмотная братия могла отсчитывать нужное количество молитвословий и поклонов в монашеском правиле. Дав обет непрестанной молитвы, монахи обычно молились за работой — она позволяла сосредоточиться и банально не заснуть, когда же работа не была предусмотрена уставом – в подмогу брались чётки. Сейчас они выдаются при постриге как непременный атрибут иноческой жизни.

Поговорить с матушками. Матушки.ру

я бы смотрела по ребенку и погоде. Заразности уже нет давно. Бывает, на улице легчает — не кашляет так. Дарами укрепить, т.к. болезнь уже длительная, как правило, если до бронхита дошло.

Т.е. категорично сказать, что не стоит идти — я не могу.

Непрестанная молитва по четкам мирянам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here