Можно ли читать молитву по соглашению без благословения батюшки

Молитвенное правило: Можно ли читать молитву по соглашению без благословения батюшки | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ «БРОСИТЬ» МОЛИТВУ ПО СОГЛАШЕНИЮ?

Я думаю, если человек просто тихо прекратил участвовать в соборной молитве по соглашению, то — нет. Это скорее «упущенная возможность». Просто мы очень наивно думаем о жизни. Вот посмотрите на ленту пабликов молитвенной помощи. Того убили, этот в унынии и депрессии, у того онкология, у этой онкология, ребенок потерялся — найти не могут, ищут добровольцы и милиция.

Жизнь очень хрупка. И упущенный день не вернется больше никогда. Это день, когда ты мог, но не сделал добро. А кто знает, будет ли еще день? А вдруг именно того, упущенного добра в итоге и не хватит, чтобы преклонить Господа на милость?

Я всегда открыто говорю — читать записки с именами и вообще молиться за других трудно. Это сопровождается странными побочными эффектами вроде тяжести на душе или уныния. Поэтому желание увести себя «из под удара» — это естественная защитная реакция психики. Как, кстати, естественное желание спрятаться в окопе и не бежать вперед на врага с криками «ура», когда вокруг свистят пули. На войне солдат, реально в бою сходивший под себя — объективная реальность. Страшно.

В соборной молитве тоже бывает страшно. Просто надо уметь «с этим работать». Во первых, знать — «мое текущее состояние это не результат того, что у меня все плохо, это результат того, что я молюсь за других, это так и должно быть, это ноют трудовые мозоли». Во вторых, надо реально уметь себя отвлекать.

Ответ на вопрос: нет, бросать соборную молитву не греховно. Это упущенная возможность.

Греховно вот что. Иногда люди, бросающие молитву по соглашению, как бы чувствуют, что «делают что-то не то» (ну, как минимум, переживают). И чтобы защитить свою психику от распада «я плохой, я не справился, оказывается, я этого не могу» они начинают ругать саму идею молитвы по соглашению или конкретный проект подобной молитвы. Вот это уже греховно, потому что это прямой грех гордости — «как это, я не справился, а другие вон читают, молятся».

«Нет, я не читаю, не потому что я не могу или не справился, а потому что разобрался — система плохая, эта молитва не работает, мы занимаемся не тем». Это как раз уже ярко выдает духовную гордость и тщеславие. Ничего. Это лечится, это обычная, типичная болезнь тех, кто занимается каким-либо духовным деланием, духовной практикой.

Собственно, все мы должны стремиться к обычной, житейской трезвости. Некой форме твердого, земного ума. Мне тяжело? Мне хочется бросить? Почему так? Потому что «молитва работает». Это означает, что «целевое действие выполняется». Молитва в самом деле помогает, что-то происходит в духовном мире.

Но мы не фокусники. Мы чем-то жертвуем в этой молитве. Например, комфортом. Приходится нырять в глубокие придонные воды, где много ила, мало света и нет воздуха. Нам и должно быть тяжело. Устал? Ну не ругай систему молитвы по соглашению, а просто отдохни немного. И с новыми силами. Используй время, отпущенное Господом, для творения добрых дел.

И решения собственных проблем, кстати говоря.

МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ О ФИНАНСОВОМ БЛАГОПОЛУЧИИ

Не помню, кто сказал (но кто-то сказал точно) — «нет ничего лучше достатка и благочестия». Соглашусь полностью. Бедность, безработица совершенно точно ставят человека в такие условия, что и думать ни о чем другом, кроме как о мирском, человек не может.

Попробуй ка молиться, когда у тебя дети голодные или их надо одевать в школу. Опытный в духовной жизни человек знает — плохо, когда денег много (начинается много лишних мыслей), но и плохо, когда их критически не хватает.

По этой причине просить Господа о житейском достатке (именно достатке, а не богатстве) вовсе не грешно. И уж тем более не грешно просить о хорошей работе и вменяемых условиях труда.

Молитва по соглашению о житейском благополучии (так мы называем такую молитву в «Доброусте») — востребованный у нас тип молитвы. Мы соборно молимся о том, чтобы Господь управил жизнь того или иного человека. Чтобы у человека и работа нашлась и платили вовремя, и вообще, все как-то складывалось более-менее ко благу.

Правда (да, да, знаю, я повторяюсь об этом в каждой статье) надо отметить важный нюанс. Житейское благополучие зависит не только от работы и даже не только от хорошей молитвы о благополучии. Начинать надо всегда с молитвы за свой усопший род, за предков. Если в роду дедушка со склада воровал зап.части, его внуки могут ходить голодные. Это аксиома духовной жизни.

Поэтому желающий наладить свою жизнь должен сначала подать в «Доброуст» весь свой усопший род, имена всех своих предков. Благо, это бесплатно, как и любая другая молитва в «Доброусте». Есть совет святого митрополита Киевского Петра Могилы читать псалтырь по усопшим родственникам. После прочтения псалтыри 20 раз Господь своим милосердием прощает усопших и жизнь живых исправляется до неузнаваемости. С рядом нюансов, о которых ниже.

После этого надо подать себя как «Приведи ко спасению». Себя, и если вы женаты/замужем — супругу. После этого подайте себя как «одари благим супружеством». Себя и супругу/супруга. Это все типы молитвы в «Доброусте». Возможно, вы удивлены, о чем идет речь. Сейчас поясню.

Казалось бы, речь идет о работе и деньгах. Но благополучие в жизни не складывается только из денег. Это еще и гармония отношений в семье, это еще и умение эти самые деньги тратить. Это еще и некое трудноуловимое, но реально существующее везение. «Удачно купил, удачно продал» и т.д А не «купил квартиру по завышенной цене, а она оказалась холодная, сантехнику надо будет менять, а на квартире еще и долг у судебных приставов нарисовался».

Благополучие — довольно фантомный термин. Пример — жена вечно пилит, что денег на новую шубу не хватает. Мужчина выбивается из сил, но денег не хватает. Или «мужчина пьет, бьет» — какой уж тут достаток, если пьющий в доме? Поэтому после подачи усопших предков подаются имена всех домочадцев, как «Приведи ко спасению» — этот тип молитвы в «Доброусте» просит у Господа вразумить, наставить, сделать лучше как людей, благороднее, как людей — всех ваших членов семьи. Если жена скромна и совестлива, если мужчина работящий и трезвый, если оба супруга знают цену деньгам и не мотают деньги направо/налево, что начнет происходить в доме? Правильно, начнется прирост достатка.

Читайте так же:  Молитва о спасении сына от пьянства

«Одари благим супружеством» — это молитва просит о гармоничных отношениях супругов. Если жена поддерживает мужа во всем, легче ли ему будет работать? Говорят, Генри Форд всем был обязан своей жене. Она была готова жить с ним в гараже, разделяла все трудности и всегда в него верила. Представьте, рядом с вами человек, который верит во все ваши начинания. Будете ли вы более успешны, нежели тот, чей спутник жизни постоянно высказывает вам недоверие и сомнение?

Вот и получается, что для достижения житейского благополучия надо сначала подать усопших, чтобы снять давление родового греха (у спутника жизни, кстати, тоже надо снять все родовые грехи), молиться о спасении супругов и их благой семейной жизни. И лишь потом, как вишенку на тортик, подать молитву в «Доброуст» — одари житейским благополучием.

Причем Бог в точности будет видеть будущее и что именно вы сделаете с этим самым благополучием. Если прирост достатка даст вам возможность красиво жить и, например, блудить — ну не получится. Зачем Богу поощрять ваш грех? Вам будет дано лишь то, что послужит во спасение и души и тела. Поэтому, получив благополучие, удержите его. Давайте милостыню (и не копеечную, а заметную) нуждающимся, помогайте.

И помните — молитва о благополучии лишь обращение к Богу, а не магия. Нельзя «приворожить деньги» (это все от лукавого и плохо заканчивается впоследствии). Бог может благословить семью, потому что любит нас и желает каждому счастья. Надо лишь построить все на добром основании. Именно по этой причине молитва по соглашению о финансовом благополучии и начинается с усопших родственников.

МОЛИТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ?

Нужно ли брать благословение на молитву по соглашению? Обязательно ли вообще благословение на молитву по соглашению? Отвечаем — у священника не обязательно брать благословение, потому что призыв молиться друг за друга уже содержится в соборном послании апостола Иакова, 5:16.

Что еще может добавить священник с целому сонму святых, которые говорили «молитесь друг за друга»? Апостол сказал, святые сказали — молитесь. Молитва — самое главное. Но — нам все хочется сложить с себя ответственность.

Давайте поразмышляем. Вот ходим мы на исповедь? И что там говорим? «Осудила, батюшка. позавидовала, батюшка». Так?

То есть, мы всю жизнь проводим в грехе. Ну, ладно, не будем драматизировать. Не всю жизнь, но часто. И на коллег «крутит» (мысленно с ними споришь, возмущаешься несправедливостью), и с родителями не всегда все гладко. Да хватает того, что называется греховными страстями и отсутствием мира в душе.

Берем ли мы благословение на зависть?
А на ропот?
Может быть, мы берем благословение поругаться?

Уже чувствуете иронию, не так ли? Всего вышеперечисленного у нас хватает и мы прекрасно и соборно, по соглашению — ссоримся. Не беря на это благословения. Но как что-то сделать доброе. как что-то правильное, к чему и святые призывают, так у нас столько вдруг разумности включается. «Надо бы благословение взять. надо бы сто книг прочитать про молитву».

Единственное, чего боится враг — это молитва. Помните, как сказал Спаситель? Сей род изгоняется постом и молитвой. Молитва по соглашению творит чудеса, точнее, Бог творит чудеса по молитве. Молитва может то, чего не могут сделать люди самостоятельно. Но у нас вдруг включилась правильность, послушание, и смирение. Вот когда с коллегой ссорился и когда сосед тебя унижал, у тебя смирение не включилось. А вот когда за молитву речь зашла, вдруг такая правильность да смирение?

НИЧЕГО НЕ СМУЩАЕТ?

«Но как же благословение» — спросите вы? Благословение — дело хорошее, но нельзя трактовать благословение как «разрешение». Благословение — это призыв силы Божьей на дело. Священник просто не вправе отказать в благословении на дело, которое богоугодно. Тем более, что мы не монахи. Это монахи дают три обета — послушания, нестяжания, безбрачия. В миру же понятие «благословение» выработано церковной мыслью как некий «дресс-код», ограждающий мирян от явных благоглупостей. Но не от молитвы же!

Да, молиться трудно. Это самое трудное дело на земле. На молитву себя надо нудить. Это не сплетничать про коллегу. Вот сплетничать приятно. Посплетничал и вроде бы ты лучше, а коллега хуже и вы соборно, по соглашению согласились, что вы то оба — лучше. Но вот молиться. Тут как бы чего не вышло. Вот посплетничать — это нормально, ну что тут может выйти? Ну осудила. ну чего такого то? Ну грешная я.

Не ищите отговорок.

К этому призывает апостол Иаков, к этому призывают святые.

Молитва по соглашению

Что это такое и зачем ее читать

“Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 19-20)

На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая “молитва по соглашению”. Суть молитвы определяет уже само ее название. Несколько православных договариваются, что в определенное время на протяжении одного и того же отрезка времени будут совместно исполнять одно и то же молитвенное правило, просить у Господа одного и того же, хотя бы даже их разделяли многие километры.

Читайте так же:  Толкование молитвы Отче наш для детей

Опытные духовники предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе.

Как же выглядит «молитва по соглашению»? Обычно десять, двадцать или более человек договариваются совместно читать Псалтирь. Если 20, то каждый читает по одной кафизме в день. Например, сегодня — первая, завтра — вторая, послезавтра — третья… также они совместно договариваются, о здравии и упокоении кого будут просить. После прочтения кафизмы обычно читают саму молитву по соглашению и добавляют к ней совместное прошение.

Вот текст молитвы по соглашению:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: “Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их”. Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.»

Такой молитвой пользовались отец Иоанн Кронштадтский и один из московских пастырей-отец Константин Ровинский. По словам последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговоренные врачами к смерти: возвращалось потерянное зрение, способность ходить; прекращались упорные приступы ненависти и т.п. При молитве по соглашению отец Константин Ровенский читал четыре раза в день нижеприведенную молитву (утром, днем, вечером и ночью ) , которую также читали и те лица, с кем он соглашался молиться до тех пор, пока не наступало, по милости Господней, исполнения просимого в молитве.

Также люди могут совместно читать Евангелие, акафисты, каноны, в конце добавляя имена тех, за кого молятся.

Молитва по соглашению приносит великую пользу, так как идет особо усиленная молитва друг за друга, но здесь есть также и свои искушения.

Одно из самых распространенных – необязательность. Т.е. человек, вроде бы, договорился, что будет читать каждый день по кафизме, а в результате получается, что часто пропускает свои дни и бывает даже так, что пропущенное не наверстывается, а оставляется так, как есть. Это большая ответственность, и элемент самодисциплины. Если тебе поручили читать определенную кафизму, а ты не сделал этого, то из-за тебя Псалтирь не была прочитана. Если такое случается, надо обязательно раскаяться и поисповедоваться.

Не каждый человек готов к такому молитвенному труду. Поэтому не стоит своевольничать, а лучше подойти к духовнику или священнику, который вас знает, и попросить благословения.

Когда просьба не выполняется…

Божий промысел не всегда согласуется с нашими чаяньями и надеждами. Молитва по соглашению, текст которой содержит слова «Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя», подразумевает, что не все желания просящего могут быть выполнены. Если человек получил просимое, это от Бога, если не получил, то, опять-таки, по разумению Всевышнего. Надо смириться и продолжать свой путь, уповая на милость Высших сил. Ф. М. Достоевский гениально написал о своем горьком опыте четырехлетней каторги: «Подумаешь – горе; присмотришься – воля Господня». Молитвы православные читаются с надеждой и смирением. Каждый верующий понимает, что Божья воля не всегда поддается осмыслению. Но Бог всегда дает человеку то, что ему действительно необходимо.

Нужно ли ставить какой-то срок?

Видео (кликните для воспроизведения).

Думаю, нет. Потому что у Бога свои сроки. Что такое полгода, год, десять лет? Мы знаем примеры из Священного Писания, когда уже все сроки прошли, но Господь исполнял обещанное. Вспомните Иоакима и Анну, Авраама и Сару — сколько лет они молились и Господь посылал просимое, когда ушла даже надежда. Вспомните, им даже смешно было, что они станут родителями в таком возрасте, но тем не менее, воля Божия непреложна. Если Господь сказал «да», то «да».

Особенно важно: перед началом чтения совместной молитвы необходимо взять благословение на это у священника, который знает ваше духовное настроение. Сказать ему, что есть такая просьба, такая проблема или такое несчастье, можно ли нам помолится, чтобы Господь благословил и разрешил бы ситуацию. И сказать кого бы ты хотел просить, скажем, троих или четверых таких-то людей. Если священник благословил, то помогай Бог!

Как правильно и как неправильно молиться

12 правил протоиерея Павла Великанова

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов – настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала
Богослов.ru

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Читайте так же:  Молитвы на карьерный рост

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека. Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом. Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

Читайте так же:  Молитвы на Троицу на здоровье

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим. Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Фото Ruud Hilgeman

Нужно ли у каждого священника брать благословение?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

Благословение Вы берете у Бога, священник же, даже недостойный, – лишь проводник Божией благодати. Бог терпит наши недостатки, почему бы и нам не простить обидевшего Вас священника? Иначе как Вы сможете читать молитву «Отче наш», прося о прощении своих грехов, не простив священника?

У священников, даже незнакомых, принято брать благословение. Может быть, не обязательно подходить к каждому священнику в метро или на улице, но, если вы обращаетесь к священнику, то начинать общение необходимо с того, чтобы испросить у него благословение.

Другие материалы о духовенстве читайте в рубрике “Священство”.

Молитва по соглашению: теория и практика

Люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли многие километры. Как правильно читать такую молитву по соглашению, кого брать в молитвенную команду и когда ожидать результатов, рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая в Толмачах.

Где двое или трое

Молитва по соглашению не новшество. Мне эта молитва известна уже лет пятьдесят, а то и больше. Если я не ошибаюсь, впервые ее стали использовать в своей пастырской практике такие опытные духовники, как протоиерей Валентин Амфитеатров, митрополит Сурожский Антоний (Блум), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Они предлагали читать ее в том случае, если какой-то человек попал в тяжелое положение — будь то болезнь, скорбь или другие житейские трудности — и хотелось бы, чтобы оно исправилось. Тогда ему предлагалось найти несколько единомышленников, которые согласились бы добровольно принять на себя подвиг молитвы за него. И не просто молитвы «обо всем хорошем», а о конкретной просьбе.

Опираясь на слова Евангелия от Матфея «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) хорошо было бы для усердной молитвы собираться вместе. Ведь когда все вместе стоят в церкви — легче же молиться!

К сожалению, это не всегда возможно, поэтому участниками утверждается какое-то время, удобное для всех, и люди собираются на молитву ежедневно именно в время суток. Если у вас не получается каждый день молиться строго в определенное время, можно просто добавить эту молитву и к утреннему правилу — все-таки для Бога время не существует.

И если все помолились в 12 часов дня, а вы забыли и помолились в 13 или даже только вечером спохватились, ничего страшного. Хотя и желательно, все-таки стараться молиться вместе.

Какую выбрать молитву? Существует несколько ее вариантов, смысл у них примерно один и тот же. Я пользуюсь тем, который приписывается отцу Валентину Амфитеатрову. Вот он:

«Господи Иисусе Христе Боже наш, Ты сказал нам: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и с надеждой на безмерное Твое к нам милосердие смиренно просим Тебя услышать рабов Твоих (имена) согласившихся совместно просить Тебя: Господи, да будет Твоя Святая воля. Вразуми нас, укрепи нас и помоги нам во всем на пользу людям и во славу Твою, Господи. Сподоби нас, Господи Боже Спасителю наш, идти за Тобою, помогая и ближним нашим идти по пути спасения, совершая дела веры, чтобы с Твоей помощью и по Твоей милости наши усилия служили увеличению добра и уменьшению зла в наших делах, словах и мыслях. Аминь».

В том месте где перечисляются имена согласившихся молиться, нужно добавлять и их просьбу, скажем, «о здоровье такого-то человека», «о благополучии в семье», «о ниспослании успехов в таком-то предприятии» и так далее.

Для ищущих особого подвига, можно договориться добавлять к этой молитве главу из Евангелия или кафизму из Псалтири. Стоит ли так делать зависит от состояния сил, здоровья и желания.

В молитве не может быть хуже или лучше. Можно и просто своими словами сказать: «Господи, мы договорились молиться о том-то и о том-то, но я не успел прочитать молитву, Ты помоги им Господи в том, что они просят». Господь и такую молитву слышит. Главное, чтобы она была искренней, с надеждой и упованием. Я замечал, что когда люди начинают усердно молиться и эта просьба угодна Богу, то все случается и случается очень быстро.

Читайте так же:  Сильные молитвы о здоровье детей

Особенно дороги для меня случаи, когда после молитвы по соглашению в семью приходит мир. Когда мать и дочь не разговаривали, был полный раздрай, но что-то происходит и все меняется. Недавно мы молились о здравии одного тяжко-болящего младенца и Господь послал хороших врачей. Хотя полного исцеления ребенок и не получил, но ситуация значительно облегчилась и родители получили возможность продления его жизни. Я могу перечислять такие истории без конца, так как в моей практике, как священника, молитва по соглашению довольно популярна.

Если нет воли Божией

Нужно ли ставить какой-то срок? Думаю, нет. Потому что у Бога свои сроки. Что такое полгода, год, десять лет? Мы знаем примеры из Священного Писания, когда уже все сроки прошли, но Господь исполнял обещанное. Вспомните Иоакима и Анну, Авраама и Сару — сколько лет они молились и Господь посылал просимое, когда ушла даже надежда. Вспомните, им даже смешно было, что они станут родителями в таком возрасте, но тем не менее, воля Божия непреложна. Если Господь сказал «да», то «да».

Но бывает и так, что люди долго молятся, а их просьба не исполняется. Нужно быть готовым к тому, что воли Божией может не быть. Отрицательный ответ, тоже ответ. Поэтому мы всегда говорим в конце молитвы «Да будет воля Твоя». (Фактически, повторяя молитву «Отче наш» — ее тоже можно читать по соглашению. Те же слова, только в другой форме). Надо верить, что если человек искренне молится, то Господь обязательно откроет ему Свою волю через других людей, через его жизнь, через обстоятельства и вам станет очевидно нужно ли продолжать молиться об этом. Сомнений не будет. Но и просить, конечно, нужно разумные вещи. Если у человека нет руки или ноги, не надо просить о том, чтобы она отросла. В истории был случай, когда рука приросла св.Иоанну Дамаскину, но это не частый случай.

Два года назад меня попросили молиться за одну пару. Я начал молиться, а они пропали и как у них дела я не знаю. Может быть они разошлись, может быть умерли, а может быть наоборот все у них хорошо и просто переехали. Но я так и молюсь, потому что они не появляются. Поэтому мне кажется важно делиться друг с другом результатами, обсуждать развитие ситуации.

Бывают такие случаи, когда мы молимся о замужестве девушки, например, и у нее кто-то появился, но она молчит и никому ничего не рассказывает. Думает, пусть дальше молятся, может еще лучше найду. Бывают и такие случаи. Но лучше делиться друг с другом новостями, держать в курсе событий. Если получается, значит не зря молимся. А если нет, то может нужно дополнительно послужить молебен. Собраться всей командой в храме почитать акафист перед иконой «Взыскание погибших» или «Утоли моя печали» и тогда к вашей молитве по соглашению прибавится молитва Церкви.

И главное, когда просьба исполнится, очень важно не забыть поблагодарить Бога, отслужить благодарственный молебен, вспомнить евангельских прокаженных, десять из которых очистились и только один пришел поблагодарить.

Команда молитвенников

Для начала, я бы рекомендовал вам взять благословение у священника, который знает ваше духовное настроение. Сказать ему, что есть такая просьба, такая проблема или такое несчастье, можно ли нам помолится, чтобы Господь благословил и разрешил бы ситуацию. И сказать кого бы ты хотел просить, скажем, троих или четверых таких-то людей. Если священник благословил, то помогай Бог!

Нужно ли брать в команду молитвенников? Я бы сказал, что можно. Потому что если вы знаете, что какой-то человек действительно искренне будет молиться и не потому что вы ему дадите какое-то вознаграждение, а потому что он сам любит быть с Богом, то его помощь будет востребована.

Но если таких особых людей вокруг нет, то приглашать можно всех кто неравнодушен и кто согласен добровольно от сердца помолиться. А уговаривать никого не надо. Потому что если пять-шесть человек согласились молиться, но молятся только потому что им неудобно было отказаться — это плохо. Если формально подходить к молитве, пользы не будет. Господь видит сердца людей и механическое произношение молитвы не дает результатов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Я сам очень люблю эту молитву. Отец Иоанн (Крестьянкин) советовал мне ей молиться. Мой родной дедушка, человек высокой духовной жизни, Николай Иванович Пестов часто молился по соглашению со своими близкими. Особенно горячо люди молились в годы гонений и во время войны. Это сейчас от Москвы до Тулы ехать три часа, а тогда на перекладных добирались по трое суток. Да, еще бомбежки. С собой везли продукты. И вот когда кто-то отправлялся в дорогу, остальные молились и Господь сохранял. Мне рассказывали про одну матушку, старенькую уже, которая ехала в ссылку и с собой везла продуктов килограмм сто. Ребята, которые ее провожали все удивлялись, как же она доедет, как доберется?! А она говорила: «А Богородица на что? А свт. Николай на что? Вы меня до угла доведите и молитесь стойте!» Они ее довели до угла этой улицы и ушли. А когда через час вернулись, ее уже и нет. Без денег, без билетов. С Божьей помощью, по молитве близких, одна добиралась в ссылку и еще пропитание привозила с собой.

Можно ли читать молитву по соглашению без благословения батюшки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here