Молитвы в русской литературе

Молитвенное правило: Молитвы в русской литературе | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

15. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»? 16. Кто из героев русской классики черпает духовные силы в молитве? (ЕГЭ по литературе)

15. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» духовный мир лирического героя предстает светлым и полным веры.

В первой строфе звучат эпитет «трудный» и метафора «Теснится ль в сердце грусть». Эти художественные средства помогают раскрыть внутреннее состояние героя. Ему тяжело, но молитва становится его спасением. Эпитеты «благодатная», «живые», «святая» показывают светлую и незаменимую силы молитвы. Лирический герой буквально исцеляется, произнося святые слова, а повтор и многосоюзие в конце стихотворения описывают влияние молитвы на человека: «И верится, и плачется, // И так легко, легко».

Духовный мир лирического героя наполнен святой силой, ведь молитва помогает ему справиться с трудностями жизни.

Кто из героев русской классики черпает духовные силы в молитве?

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» черпает духовные силы в молитве.

Подобно М.Ю.Лермонтову, лирический герой А.С.Пушкина говорит об определенной молитве, которая особенно важна для него. Святые слова призваны помочь обрести лирическому герою «дух смирения, терпения, любви» и избавить от «любоначалия», «празднословия». В стихотворении Лермонтова самой молитвы не звучит, однако лирический герой описывает ее чудесное воздействие на человека. В словах молитвы есть «сила благодатная», «святая прелесть», которая помогает избавиться от проблем, улучшить внутреннее состояния и обрести легкость. Оба лирических героя глубоко верят в силу своих молитв.

Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» также черпает духовные силы в молитве.

Так же, как и лирический герой М.Ю.Лермонтова, Марья Болконская обладает истинной религиозностью. Ей тоже близки молитвы, благодаря своей вере в Бога героиня обладает чистыми и светлыми качествами: добротой. смиренностью, самоотверженностью. На протяжении всего романа религия помогает ей пережить несправедливость и жестокость со стороны других людей. Лермонтов также показывает, как лирический герой справляется с трудностями с помощью молитвы, и как «сила благодатная» очищает душу от сомнений и грусти.

Таким образом, многие герои русской классики черпают духовные силы в молитвах, чтобы пережить все жизненные препятствия и сохранить человечность.

В каких произведениях русской классической литературы обращение к богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся чувствами лирического героя стихотворения «Молитва»? Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского (ЕГЭ по литературе)

В произведениях русской классической литературы есть не мало примеров, когда обращение к богу способствовало «перерождению» героев. Так, например, в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина так же, как и лирический герой «Молитвы» надеется, что в скором времени всё изменится. Ларина «молитвой услаждала тоску волнуемой души», она очень долго ждала и верила в появление в её жизни любимого человека, что в скором времени благодаря обращению к богу и произошло.

Тема обращения к богу звучит и в стихотворении А.А.Блока «Верю в Солнца Завет. ». Лирический герой Блока, так же как и герой Лермонтова старается не думать о грустном и мрачном, он надеется и ждёт «вселенского света от весенний земли», благодаря такой вере пред ним всё же расстилается «золотая межа».

Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый писатель раскрывает её по-своему.

Какими чувствами наполнено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»?

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» наполнено светлыми и тёплыми чувствами. Несмотря на то, что в жизни лирического героя иногда складывается всё не очень хорошо, он старается найти утешение в обращении к Богу: «В минуту жизни трудную//Теснится ль в сердце грусть//Одну молитву чудную//Твержу я наизусть». Лирический субъект надеется и верит в то, что скоро всё станет намного лучше, ведь благодаря молитве герою уже «и верится, и плачется, и так легко, легко. ».

Таким образом, стихотворение М.Ю.Лермонтова обретает божественную силу, ведь лирический герой через молитву обращается к богу и верит, надеется на светлое будущее.

В творчестве В.В.Маяковского в послереволюционное время очень важное место занимает тема поэт и поэзия, затронутая в таких произведениях, как «А вы могли бы?», «Юбилейное», «Нате».

Тезис 1: «А вы могли бы?» Для поэта серый мир полон красок и звуков (Я сразу смазал карту будня,//Плеснувши краску из стакана). Утверждение нового слова в искусстве, вызов старому миру, не отвечающему требованиям нового времени.

Тезис 2: «Юбилейное» Посвящено А.С.Пушкину и его творчеству (Я люблю вас, но живого, а не мумию) Лирический герой ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

Жанр молитвы в русской литературе

Жанр молитвы и его место в литературе

Молитвой является словесный жанр, обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит. В современной лингвистике до сих пор остается вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) принадлежит данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом: «обращение же наше к Богу есть молитва. Значит, молитва есть беседа или разговор наш с Богом». [9, с.31].

Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства. Диалогичность молитвы отмечают многие исследователи, например, Л. В. Балашова, М. Войтак и священнослужители, например, по словам Игумена Филарета, «молитва есть беседа человека с Богом. Кто помнит, знает, любит Бога, тот непременно будет обращаться к Нему, а это обращение и есть молитва». Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» [10, т.6]; «лирическая поэзия… изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

Читайте так же:  Отче наш молитва о чем просят

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании изучены лирические произведения Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, можно сделать выводы о том, что лирика данных поэтов связана с религией и молитвенным жанром. Религиозное восприятие мира лежит в основе их мировоззрении. В данном исследовании нами рассматривается не просто молитва в религиозном понимании этого слова, а особый поэтический жанр — стихотворная молитва и другие формы обращения к Богу и Высшим силам. Также мы выяснили, что стихотворная молитва многое взяла от канонической. Путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу движется молитвенная лирика Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама.

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Изучая жанр стихотворной молитвы, мы пришли к выводу о том, что многие писатели 20 века включали данный жанр в свое творчество.

У А. Ахматовой молитва носит эпитафический характер. можно сделать вывод, что важнейшая особенность ахматовской поэзии в жанровом отношении — это процесс скрещивания известных ранее традиционных жанров и их взаимопроникновения (плача и эпитафии. послания и эпитафии).

Что, касаемо творчества Н. Гумилева можно сказать следующее: эпистолярное наследие поэта, его статьи и рецензии, свидетельства его современников подтверждают: особое место в ряду поэтов, чьи произведения существенно повлияли на образный мир, эволюцию и эстетику поэта-акмеиста, принадлежит трём авторам — Пушкину, Тютчеву и Баратынскому. Эстетические воззрения Гумилёва, касающиеся понимаия им категорий прекрасного, трагического, гармонического, соотношения реального и идеального, художественной бытийиости, открытости личности миру Бога, «оприродненности» творчества и боговдохновенности поэта, являются осознанным развитием эстетических принципов трёх крупнейших русских романтиков, названных Гумилёвым создателями образцовых творений.

Представление об акмеистах как о поэтах, цитирующих произведения своих предшественников, должно быть конкретизировано в связи с осмыслением композиционной значимости цитаты, узнаваемой, представленной частично или с трудом угадываемой из-за её изменения; с синтезирующим свойством художественного сознания Гумилёва; с обоснованием поэтом роли поэтического Слова, выявляющего формирование индивидуальной и, одновременно, общей мифологии: принадлежа автору, оно является собственностью всех, кто его слышит и вновь произносит Слово в сакральном акте создания стихов.

Осмысление внимания Гумилёва к произведениям Тютчева, в круг которых введены новые стихи, позволяет преодолеть одностороннюю трактовку философской лирики классиков раннего и зрелого русского романтизма как создавшей трагическую картину мира и представившей образ страдающего лирического героя. Восприятие поэтом-акмеистом напряженного драматизма философской лирики Тютчева и одновременное усиление им увиденной у классика тенденции гармонизации введением в стихах поэта XX века мотива открытости лирического героя миру, созданному Творцом, становится важнейшей составляющей национальной поэзии.

На основе изучения важнейших для Гумилёва традиций выясняется, что его религиозность связана не с обязательной воцерковленностыо поэта, но является значимым принципом его эстетической программы. Такой подход актуализирует мнение самого поэта, в котором искусству отведена роль важнейшей формы приближения к особо содержательному религиозному мироощущению.

Полнота восприятия наследия классиков русской поэзии XIX века Гумилёвым сказалась на творчестве его последователей и друзей по Цеху. Важное для поэзии Серебряного века и осуществленное именно акмеистами возвращение полноты звучания, значения, ощущения слова как художественного события сделало вновь востребованными точность, предметность, плановость, эти основные свойства поэзии Пушкина, философичность, напряженно преодолеваемый драматизм творчества Тютчева, способность к образным обобщениям лирика Баратынского. Следуя принципам русских романтиков, Гумилёв своим выверенным по камертону национальной классики поэтическим творчеством и своей судьбой верного долгу чести офицера оправдал высокое предназначение русского поэта.

Осип Мандельштам определял акмеизм как «тоску по мировой культуре». Постижение действительности становится для него прежде всего постижением многообразия исторических культур. Современность проецируется на мифологию, читается в знаках и символах ушедших времен. Метасюжетом лирики Мандельштама является в сущности освоение «чужого» и превращение его в «свое». В стихотворении «Я не слыхал рассказов Оссиана…» поэт о себе говорит: «Я получил блаженное наследство — / Чужих певцов блуждающие сны», предчувствуя непонимание в своей эпохе: «и не одно сокровище, быть может, / Минуя внуков, к правнукам уйдет».

Ясность и простота как свойства акмеистической поэзии у Мандельштама представляют собой не простоту заложенных смыслов, а определенность очертаний предметов реального мира и отчетливость границ между ними.

Ахматова, Гумилев и Мандельштам все эти поэты — поэты акмеисты. Художественное течение акмеизм возникло как попытка преодоления кризиса символизма, как попытка решения вопроса отношения искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Стремление вернуть поэзию у реальной жизни из мистических туманов символизма объединило ряд поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам.

Наиболее общие особенности этого направления: 1. Всегда помнить о непознаваемом, но только «не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками» (Н. Гумилев);

  • 2. «Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» (С. Городецкий), при этом акмеисты не ставили задач решения социальных проблем;
  • 3. Художественное пространство произведений было перенесено в эстетизированную старину, «вещный мир стилизованной современности, замкнутый круг интимных переживаний;
  • 4. Разработка отношений прошлого, настоящего и будущего России с интересом не к переломным эпохам истории (характерно для символистов), а эпохи бесконфликтные со стилизацией под идиллию гармонического человеческого общества.
  • 5. Любовная тема развивается в любовную игру, жеманную и легкую, а не связана с прозрениями в другие миры, как у символистов;
  • 6. За программным акмеистическим жизнеутверждением стоит внутреннее депрессивное настроение;
  • 7. Призыв возвратиться их иных миров к реальности был вызван признанием культа первоначал жизни (вариант названия течения — адамизм).

Новизна эстетических установок была ограниченной, поэтика определена туманно — создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли. Так как акмеизм объединил поэтов разных по своим идейным установкам, то творческие судьбы А.Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева (рассмотренные в данном реферате) складывались во внутренней полемике с акмеизмом. Литературовед Лев Аннинский говорит о самостоятельности и оригинальность творчества поэтов, некогда объединившихся в кружок «Цех поэтов»: «Акмеизм остается в истории как одно из ярчайших направлений поэзии Серебряного века, противостоящее и символизму с его мистическими туманами, и футуризму с его утопическими проектами. Однако живое и перспективное развитие поэзии определяется не деятельностью тех или иных «цехов», а судьбой великих поэтов, втянутых в эти «цеха». В акмеизме это: Гумилёв, Ахматова, Мандельштам…».

Еще в заключение можно сказать, что Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств»; «лирическая поэзия изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа». Лирический текст имеет свои законы, которым подчиняется каждый входящий в него элемент.

Читайте так же:  Древлеправославная молитва против скверны

По мнению М.С. Руденко, «поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного». Молитва как жанр лирического произведения за счет таких характерных черт как исповедальность и диалогичность получила большое распространение в русской литературе. К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие.

Молитва в русской поэзии

Тема молитвы в лирике

Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.

Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:

В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.

Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы. Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю. Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.

Молитва в творчестве А. С. Пушкина

Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога. Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа. В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина. Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие. Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.

А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.

Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.

Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.

В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.

В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.

Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.

Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.

Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова

Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы. В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много. Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску. Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.

В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:

  • В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
  • Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
  • В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.

Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте так же:  Стоит дуб молитва

Сочинение «Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века.»

Эта работа была подготовлена для участия в Международном детско -юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелёва «Лето Господне» в 2017-2018 году.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_.docx 7.2 КБ

Предварительный просмотр:

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал — истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

Схиигумен САВВА, Священнослужитель Русской православной церкви, духовный писатель, в своей статье «Любовь Христова. Разновидности любви.» пишет следующее: » Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь.»

В поэтических произведениях писателей – классиков русской литературы особое место занимает жанр молитвы. Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. К нему обращались на протяжении многовековой истории нашей страны большинство поэтов. Ведь русская литература всегда тяготела к осмыслению жизни через веру. Особое место занимают стихотворения писателей золотого и серебряного века.

В «Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова мы находим такое определение: «Молитва — установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла».

Поэтическая молитва – это художественное высказывание, направленное к Богу. Молитва — есть словесное выражение живого богообщения. По сути своей, эта форма очень многогранна, молитва вмещает в себя бесконечно много граней человеческой души: от надежды и веры на бескорыстную любовь до невыразимого покаяния и надежды на спасение и очищение.

Особо полно этот жанр воплотился в стихотворениях поэтов золотого и серебряного века.

В эту форму свои произведения облекал Александр Сергеевич Пушкин . Это произведение «Отцы пустынники и жены непорочны. » :

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

В стихотворении «Отец людей, Отец Небесный!» поэт прямо обращается к Богу за прощеньем и благословением:

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Одно из основных форм в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова также была форма молитвы. Неоднократно поэт обращается к этой форме в стихотворениях «Молитва»,

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В стихотворении » Когда волнуется желтеющая нива» он в каждом дуновении ветерка, в каждой дождинке, в каждой незначительной части окружающего его бытия видит ту силу, которая сотворила эту неземную красоту:

Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога

Воспевает божественную красоту этого мира и Константин Бальмонт:

Одна есть в мире красота.

Не красота богов Эллады,

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады,

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире красота —

Любви, печали, отреченья,

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

С безоговорочной преданностью и самоотдачей обращается в своей молитве Александр Блок:

Полны ангельских крылий

Надо мной небеса.

Верю в Солнце Завета,

Анна Андреевна Ахматова на протяжении всего своего творческого пути обращалась к теме разговора с высшими силами, с Богом. И также, как и Александр Блок, она видела Бога во всём её окружающем. Например, в стихотворении » В каждом древе распятый Господь. «:

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

В стихотворении «Молитва» она выводит свою безоговорочную преданность своей стране и людям, живущим в ней , на совершенно новый уровень .Она готова отринуть всё, что ей даровано Богом взамен счастливого будущего своей родины :

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

«Любовь к Богу – это непостижимое, необъяснимое, невыразимое чувство, которое не может быть передано никакими человеческими и ангельскими языками. Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал ее, кто приобрел или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души. » — писал Схиигумен САВВА

Сила молитвы нашла широкое отражение в русской литературе. Причем, речь идет не только о золотом или серебряном веках русской литературы. Эта тема прослеживается и бурно расцветает в стихотворениях поэтов конца 20-го века и века 21-го.

И, цитируя слова Марины Бариной -Малхасян, которая сквозь века вторит строкам Анны Ахматовой, хочу сказать:

Стихотворные молитвы М. Ю. Лермонтова

Есть в творческом наследии М.Ю.Лермонтова три стихотворения с одинаковым названием – «Молитва». Обычно молитвой называют проникновенное обращение человека к Богу. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в храме и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова, которые не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Но в литературе известны примеры того, как молитва становится особым жанром поэзии, сохраняющим основные черты молитвы православной. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К. Р. (Константин Романов). По свидетельству современников Михаил Юрьевич Лермонтов не относился к их числу. И все же написал он стихи-молитвы, посвятив их разным людям.

Первое из них и наименее известное написано в 1829 году, когда Лермонтову было всего 15 лет. И, пожалуй, стоит отметить, что при жизни поэта оно не было напечатано.

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Читайте так же:  Молитва для здоровья детям

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к всесильному Богу с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне просьб оказывается любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами. Второй и третий грехи взаимосвязаны и противопоставлены первому: любя страсти земные, человек забывает о душе, реже обращается к Богу. Именно творчество заставляет забывать его о Боге. Поэт отождествляется с вулканом, а стихи, песни – лава, вырывающаяся, изливающаяся из его жерла, возможно, даже помимо воли. Это стихия, бороться с которой человек не в силах.

Вторая часть молитвы начинается с союза «но», то есть противопоставляется первой.

Поэт не в силах отказаться от творчества самостоятельно, только Господь своей волей может погасить этот «чудный пламень», «всесожигающий костер», превратить сердце в камень, остановить вечно «голодный взор». Все, что вложил в поэта Творец, только он и может при желании отобрать.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

По всей видимости, посвящено это стихотворение В.А.Лопухиной (1815—1851). Введено оно в текст письма к М.А.Лопухиной (от 15 февраля 1838 года) под названием «Молитва Странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает».

«Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен. в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей. »

Стихотворение строится как монолог лирического героя. Звучит мольба его о счастье любимой женщины. Несомненно – это шедевр любовной лирики Лермонтова. Стихи пронизаны благоговейным чувством нежности, света и чистоты.

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть;
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Видео (кликните для воспроизведения).

По свидетельству А.О.Смирновой, написано оно для княгини Марии Александровны Щербатовой (урожденной Штерич) которой Лермонтов был увлечен в 1839-1841 годах: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи». Щербатова Мария Алексеевна (ок. 1820 — 1879гг.), княгиня; в первом браке была за князем М. А. Щербатовым, во втором за И. С. Лутковским. Лермонтов был увлечен ею в 1839-1840 годы. Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Она высоко ценила его поэзию. Соперничество в ухаживании Лермонтова и Э. Баранта за Щербатовой считается одной из возможных причин дуэли между ними. Стихотворение отдано в печать после смерти Лермонтова самою Щербатовой.

Даже немного странно, что это творения Лермонтова: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Свойственна им мягкая лирическая интонация. И щемящие душу строки о сокровенном – молитвенном порыве, когда в минуты слабости или неверия в свои силы обращается он к Творцу.

Вместе с тем не покидает мысль – как рано он ушел из жизни, сколько мог еще написать прекрасных творений. Для меня он так и остался ребенком: очень талантливым, капризным и. одиноким. И все потому, что мои дети теперь старше поэта.

***
А.И.Клюндер. Портрет М.Ю.Лермонтова. 1838.

Жанр молитвы в русской литературе

Технологическая карта учебного занятия по литературе

Просмотр содержимого документа
«Жанр молитвы в русской литературе»

Технологическая карта учебного занятия по литературе

Учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ села Батурино Асиновского района Томской области Шитц Юлия Валентиновна

Тема урока: «Жанр молитвы в русской литературе», 11 класс.

Тип урока: ознакомление с новым материалом (дети сидят в группах).

Дата урока: 7 ноября 2019 г.

1.Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;

2.Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;

3. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 11 класс. Коровина В.Я.

Формы и методы, технологии обучения: групповая форма работы; фронтальная беседа; наблюдение и анализ; работа с источниками информации, создание синквейна.

Оборудование урока: проектор, тексты (Приложения), записи на доске.

Цели урока: познакомить с жанром молитвы; изучить стихотворения русских поэтов, обращавшихся к жанру молитвы; в рамках духовно-нравственного эксперимента провести параллели с духовными жанрами.

Планируемые образовательные результаты:

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижения результатов обучения:

1 – низкий, 2 – средний, 3 — высокий

Иметь понятие о молитве как о литературном жанре

1.Различать виды молитв, знать их композиционный строй.

2.Знать, какие поэты обращались к жанру молитвы.

3.Видеть различия между произведениями поэтов и религиозной службой.

Приобретение навыков интерпретации поэтического текста. Умение владеть информацией.

1.Понимание лирического произведения.

2.Анализ художественных средств.

3.Комплексный анализ лирического произведения.

Воспитание речевой культуры и эстетического вкуса учащихся. Умение владеть словом.

1.Умение сформулировать и высказать свое мнение.

2.Умение договориться в паре и в группе.

3.Уметь аргументированно доказать свою точку зрения.

Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

1.Уметь работать по плану.

2.Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения.

3. Оценивать правильность выполнения своих действий.

Определение своего эмоционального состояния.

1.Ответственно относиться к учению.

2.Осознавать ответственность за работу в группе.

3.Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия

Организационный этап: проверить подготовленность к уроку, организовать внимание.

Читайте так же:  Молитва Матронушки Блаженной

Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой.

Проявляют готовность к восприятию учебного материала.

Готовятся к уроку литературы.

Контролируют эмоции, перестраиваются с предыдущего урока.

Мотивационный этап: актуализировать знания и проверить выполнение домашнего задания

Выявляет уровень знаний о пройденном материале с помощью вопросов:

-О произведении какого автора мы закончили разговор на прошлом уроке?

-Что вам запомнилось?

Приглашает продемонстрировать выполнение домашнего задания.

Кто прочитает наизусть отрывок из «Песни про купца Калашникова»?

Выдают информацию о поэте, читают отрывки наизусть.

Отвечают на предложенные вопросы. Высказывают собственное мнение относительно изученного материала.

Проговаривают предыдущие цели, оценивают степень усвоения пройденного материала.

Выражают адекватные эмоции, отвечают за выполнение домашнего задания.

Этап постановки учебной задачи: подготовить к изучению нового материала, сообщить тему и цели урока.

Озвучивает тему урока (записи в тетрадях):

Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется… Ф.И.Тютчев.

-Приглашаю вас прикоснуться к тайне слова, ощутить значимость наших слов через знакомство со стихами-молитвами русских писателей (раздает тексты стихотворений) (Приложение 1)

Устанавливают причинно-следственные связи между словом и молитвой.

Понимают версию фрагмента, анализируют, создают высказывание, оформляют записи.

Сверяют раздаточный материал с целью урока.

Критически осмысливают свое понимание материала.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе: обеспечить осмысление материала, глубину понимания.

Создает проблемную ситуацию и обеспечивает актуализацию субъектного опыта.

-Почему текст молитвы оказывает такое воздействие на человека?

-Какие сходства и различия между молитвой А.С.Пушкина и молитвой «Отче наш» ?

Организует работу с источниками или выдержками из источников.

Обеспечивает формирование целостной системы знаний о жанре.

Знаете ли вы другие молитвы?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Высказывают свое мнение, корректируют его и создают письменное высказывание.

Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта.

Опираются на общечеловеческие ценности, критически осмысливают свои понятия.

Ознакомление с новым материалом: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.

Предлагает новый материал.

-Давайте обратим внимание на стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». По воспоминаниям О.А.Смирновой, для княгини М.А.Щербатовой М.Лермонтов, ухаживающий за молодой вдовой в 1839-40г., написал стихотворение, потому что «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи».

Активизирует материал вопросом:

-Когда человек обращается к молитве?

-Согласны ли вы, что тоска – это и есть трудная минута? Именно так начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва», написанное в 1839 году.

-Предлагаю воссоздать текст стихотворения из разбежавшихся строчек, воспользовавшись ножницами и клеем. Используйте свои знания о рифме, размере стиха. (Приложение 2).

Находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию.

Участвуют в дискуссии в процессе подбора материала, организовывают работу в группе, договариваются с товарищами.

Выдвигают индивидуальные версии, определяют цель и совместно работают по плану.

Примеряют роли лидера, исполнителя, контролера и др. Контролируют свои эмоции в случае несогласия с участниками группы, предлагают свои варианты, справляются с эгоизмом.

Этап первичной проверки понимания изученного материала: установить правильность и осознанность изучаемого материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Предлагает прослушать текст стихотворения, сверить воссозданные тексты с эталоном, оценить результат своей деятельности.

Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют.

Прослушивают и проговаривают текст стихотворения М.Лермонтова «Молитва», корректируют вслух.

Оценивают степень достижения цели.

Выражают эмоции в соответствии с результатами деятельности.

Этап закрепления новых знаний: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Задает вопросы, связанные с организацией деятельности:

-Все ли сразу согласились с предложенными вариантами?

-В чем состояла трудность собрать строчки?

Задает вопросы на понимание текста.

-Какие художественные приемы, использованные поэтом, вызвали затруднения? (Инверсия в начале текста).

Организует краткий анализ лирического произведения.

-Слова молитвы принесли покой душе поэта. Возможно ли такое?

Соглашаются с трудностью работы в группе, когда выдвигается сразу несколько версий.

Фиксируют записи художественных приемов в тетрадь (название, примеры из текста)

Включаются во фронтальную работу над анализом лирического текста.

Предлагают индивидуальные ответы на вопросы, самостоятельно исправляют ошибочные версии.

Критически осмысливают свое поведение во время работы группы. Отвечают за свои предложения.

Этап обобщения и систематизации: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных связей.

Организовывает беседу, задавая вопросы:

-Имеют ли силу слова человек?

-Можно ли произносить их, не будучи твердо уверенным в воздействии?

-Вся ли информация, окружающая нас, полезна человеку?

-Чье произведение вам кажется наиболее приближенным к молитве? (Приложение 1).

Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.

Демонстрируют разную степень владения смысловым чтением, сравнивают и выбирают нужную информацию.

Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию относительно наличия разных видов информации в жизни человека.

Различают мнения, предположения других участников группы, объясняют выбор материала друг другу и коллективу.

Выдвигают версии относительно излишнего количества информации.

Определяют проблему, связанную с жанром молитвы.

Осваивают новые правила, стремятся применить их в личной жизни.

Осознают свои эмоции в различных речевых ситуациях.

Этап самоконтроля знаний и способов действий: организовать деятельность по созданию синквейна.

Организует деятельность по применению новых знаний.

-Какое стихотворение вам понравилось?

Что в нем общего с молитвой?

Предлагает создать синквейн, начальным словом которого может быть «Молитва».

Образец работы ученика.

Примиряет, успокаивает, смиряет.

Весомость каждого слова в молитве.

Выбирают необходимую информацию, готовят ответы на вопросы и готовят синквейн.

Осознанно используют речевые средства для ответов на вопросы и создания собственного продукта.

Осознают свой выбор и отвечают за него, признают уровень своих достижений.

Этап объяснения домашнего задания: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Два уровня домашнего задания:

1.Выучить наизусть стихотворение-молитву по выбору.

2.Создать презентацию в три кадра к выбранному стихотворению.

Готовятся представить информацию в предложенных формах.

Планируют использовать технические средства для выражения собственного мнения.

Оценивают степень готовности к самостоятельному выполнению

работы. Осуществляют пошаговую самопроверку.

Выбирают один из видов работы, отвечают за свой выбор и оценку.

Этап подведения итогов занятия: дать качественную оценку работы класса, инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.

Сообщает о завершении работы на уроке, предлагает по желанию озвучить готовые синквейны. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Предлагает закончить предложение: «Я доволен, что у меня получилось…».

Зачитывают работы и оценивают степень усвоения материала.

Высказывают свое мнение относительно усвоенного материала.

Сверяют свои достижения с планом урока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Молитвы в русской литературе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here