Содержание
Молитвы с пояснением
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Во имя — именем, в честь, славу. Аминь — истина, правда, истинно так.
Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Перевод: Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Перевод: Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей в древности), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Вот как это описано в Евангелии:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 9—14).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Помилуй нас — будь милостив к нам, прости нас. Иисус — Спаситель. Христос — Помазанник. Он назван так потому, что в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники. Молитв ради — ради молитв или по молитвам.
Иисус Христос есть Сын Божий — второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он — истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святой. Земное имя Его – Иисус, то есть Спаситель, потому что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в Пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, то есть принял тело и душу человеческую — родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен — стал Богочеловеком. И вместо того чтобы нам страдать и мучиться за грехи, Он по любви к нам, Его детям, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, победив смерть и грех и дав нам жизнь вечную. Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителем нашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас, Своим заступничеством пред Своим Сыном.
Перевод: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слава — хвала. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости к нам.
Перевод: Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Молитвы утренние
Начало
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во и́мя Отцá, и Сы́на, и Святáго Ду́ха. Ами́нь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Молитва мытаря
(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)
Бóже, ми́лостив бу́ди мне грéшному. (Поклон)
Молитва предначинательная
Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé.
Молитва Святому Духу
Царю́ Небéсный, Утéшителю, Ду́ше и́стины, И́же вездé сый и вся исполня́яй, Сокрóвище благи́х и жи́зни Подáтелю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия сквéрны, и спаси́, Блáже, ду́ши нáша [1] .
Трисвятое
Святы́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди.
Го́споди поми́луй (трижды).
Молитва Господня
Óтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет вóля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный дáждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго.
Тропари Троичные
Востáвше от сна, припáдаем Ти, Блáже, и áнгельскую песнь вопиéм Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.
Слава: От одрá и сна воздви́гл мя еси́, Гóсподи, ум мой просвети́ и сéрдце, и устнé мои́ отвéрзи, во éже пéти Тя, Святáя Трóице: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.
И ныне: Внезáпно Судия́ прии́дет, и коегóждо дея́ния обнажáтся, но стрáхом зовéм [3] в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас.
Гóсподи поми́луй (12 раз).
[1] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христóс воскрéсе из мéртвых, смéртию смерть попрáв, и су́щим во гробéх живóт даровáв» (Трижды).
От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святы́й Бóже. », опуская «Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé» и «Царю́ Небéсный́».
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
[2] Когда написано «Слáва:», «И ны́не:», надо читать полностью: «Слáва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху», «И ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь».
[3] В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зовéм», а не «зовём», «твоé», а не «твоё», «моé», а не «моё», и т. д.
Молитва ко Пресвятой Троице
От сна востáв, благодарю́ Тя, Святáя Трóице, я́ко мнóгия рáди Твоея́ блáгости и долготерпéния не прогнéвался еси́ на мя, лени́ваго и грéшнаго, нижé погуби́л мя еси́ со беззакóньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в нечáянии лежáщаго воздви́гл мя еси́, во éже у́треневати и славослóвити держáву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ óчи мы́сленныя, отвéрзи моя́ устá поучáтися словесéм Твои́м, и разумéти зáповеди Твоя́, и твори́ти вóлю Твою́, и пéти Тя во исповéдании сердéчнем, и воспевáти всесвятоé и́мя Твоé, Отцá и Сы́на и Святáго Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царéви нáшему Бо́гу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припадéм Христу́, Царéви нáшему Бóгу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу́, Царéви и Бóгу нáшему. (Поклон)
Псалом 50
Символ веры
1 Вéрую во еди́наго Бóга Отцá, Вседержи́теля, 2 Творцá нéбу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 3 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас рáди человéк и нáшего рáди спасéния сшéдшаго с небéс и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Дéвы, и вочеловéчшася. 4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилáте, и страдáвша, и погребéнна. 5 И воскрéсшаго в трéтий день по Писáнием. 6 И возшéдшаго на небесá, и седя́ща одесну́ю Отцá. 7 И пáки гряду́щаго со слáвою суди́ти живы́м и мéртвым, Егóже Цáрствию не бу́дет концá. 8 И в Ду́ха Святáго, Гóспода, Животворя́щаго, И́же от Отцá исходя́щаго, И́же со Отцéм и Сы́ном спокланя́ема и сслáвима, глагóлавшаго прорóки. 9 Во еди́ну Святу́ю Собóрную и Апóстольскую Цéрковь. 10 Исповéдую еди́но крещéние во оставлéние грехóв. 11 Чáю воскресéния мéртвых, 12 и жи́зни бу́дущаго вéка. Ами́нь.
Молитва 1-я, святого Макария Великого
Бóже, очи́сти мя грéшнаго, я́ко николи́же сотвори́х благóе пред Тобою; но избáви мя от лукáваго, и да бу́дет во мне вóля Твоя́, да неосуждéнно отвéрзу устá моя́ недостóйная и восхвалю́ и́мя Твоé святóе, Отцá и Сы́на и Святáго Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва 2-я, того же святого
От сна востáв, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спáсе, и припáдая вопию́ Ти: не даждь ми усну́ти во грехо́вней смéрти, но ущéдри мя, распны́йся во́лею, и лежáщаго мя в лéности ускори́в возстáви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощнéм возсия́й ми день безгрéшен, Христé Бóже, и спаси́ мя.
Молитва 3-я, того же святого
К Тебé, Влады́ко Человеколю́бче, от сна востáв прибегáю, и на делá Твоя́ подвизáюся милосéрдием Твои́м, и молю́ся Тебé: помози́ ми на вся́кое врéмя, во вся́кой вéщи, и избáви мя от вся́кия мирски́я злы́я вéщи и диáвольскаго поспешéния, и спаси́ мя, и введи́ в Цáрство Твоé вéчное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому блáгу Промы́сленник и Подáтель, о Тебé же все уповáние моé, и Тебé слáву возсылáю, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва 4-я, того же святого
Гóсподи, И́же мнóгою Твоéю блáгостию и вели́кими щедрóтами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоéму, мимошéдшее врéмя но́щи сея́ без напáсти прейти́ от вся́каго злá проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Твóрче, сподóби мя и́стинным Твои́м свéтом и просвещéнным сéрдцем твори́ти вóлю Твою́, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва 5-я, святого Василия Великого
Гóсподи Вседержи́телю, Бóже сил и вся́кия плóти, в вы́шних живы́й и на смирéнныя призирáяй, сердцá же и утрóбы испыту́яй и сокровéнная человéков я́ве предвéдый, Безначáльный и Присноу́щный Свéте, у Негó же несть пременéние, или́ преложéния осенéние; Сам, Безсмéртный Царю́, приими́ молéния нáша, я́же в настоя́щее врéмя, на мнóжество Твои́х щедрóт дерзáюще, от сквéрных к Тебé устéн твори́м, и остáви нам прегрешéния нáша, я́же дéлом, и слóвом, и мы́слию, вéдением, или невéдением согрешéнная нáми; и очи́сти ны от вся́кия сквéрны плóти и ду́ха. И дáруй нам бóдренным сéрдцем и трéзвенною мы́слию всю́ настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожидáющим пришéствия свéтлаго и явлéннаго дне Единорóднаго Твоегó Сы́на, Гóспода и Бóга и Спáса нáшего Иису́са Христá, в óньже со слáвою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отдáти по дéлом его; да не пáдше и облени́вшеся, но бóдрствующе и воздви́жени в дéлание обря́щемся готóви, в рáдость и Божéственный чертóг слáвы Егó совни́дем, идéже прáзднующих глас непрестáнный, и неизречéнная слáдость зря́щих Твоегó лицá добрóту неизречéнную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвещáяй и освящáяй вся́ческая, и Тя поéт вся тварь во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва 6-я, того же святого
Тя благослови́м, вы́шний Бóже и Гóсподи ми́лости, творя́щаго при́сно с нáми вели́кая же и неизслéдованная, слáвная же и ужáсная, и́хже несть числá, подáвшаго нам сон во упокоéние нéмощи нáшея, и ослаблéние трудóв многотру́дныя плóти. Благодари́м Тя, я́ко не погуби́л еси́ нас со беззакóньми нáшими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в нечáянии лежáщия ны воздви́гл еси́, во éже славослóвити держáву Твою́. Тéмже мóлим безмéрную Твою́ блáгость, просвети́ нáша мы́сли, очесá, и ум наш от тя́жкаго сна лéности возстáви: отвéрзи нáша устá, и испóлни я Твоегó хвалéния, я́ко да возмóжем непоколéблемо пéти же и исповéдатися Тебé, во всех, и от всех слáвимому Бóгу, Безначáльному Отцу́ со Единорóдным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь.
Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице
Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу
Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бóже мой, Гóсподи Иису́се Христé, мнóгия рáди любвé сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасéши всех. И пáки, Спáсе, спаси́ мя по благодáти, молю́ Тя; áще бо от дел спасéши мя, несть се благодáть и дар, но долг пáче. Ей, мнóгий в щедрóтах и неизречéнный в ми́лости! Вéруяй бо в Мя, рекл еси́, о Христé мой, жив бу́дет и не у́зрит смéрти во вéки. Áще у́бо вéра, я́же в Тя, спасáет отчáянныя, се вéрую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Создáтель. Вéра же вмéсто дел да вмени́тся мне, Бóже мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправдáющих мя. Но та вéра моя́ да довлéет вмéсто всех, та да отвещáет, та да оправди́т мя, та да покáжет мя причáстника слáвы Твоея́ вéчныя. Да не у́бо похи́тит мя сатанá, и похвáлится, Слóве, éже оттóргнути мя от Твоея́ руки́ и огрáды; но или́ хощу́, спаси́ мя, или́ не хощу́, Христé Спáсе мой, предвари́ скóро, скóро, погибóх: Ты бо еси́ Бог мой от чрéва мáтере моея́. Сподóби мя, Гóсподи, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже возлюби́х иногдá той сáмый грех; и пáки порабóтати Тебé без лéности тóщно, я́коже порабóтах прéжде сатанé льсти́вому. Наипáче же порабóтаю Тебé, Гóсподу и Бóгу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни животá моегó, ны́не и при́сно и во вéки векóв, ами́нь.
Молитва 9-я, к Ангелу Хранителю
Святы́й Áнгеле, предстоя́й окая́нной моéй души́ и стрáстной моéй жи́зни, не остáви менé грéшнаго, нижé отступи́ от менé за невоздержáние моé. Не даждь мéста лукáвому дéмону обладáти мнóю, наси́льством смéртнаго сегó телесé; укрепи́ бéдствующую и худу́ю мою́ ру́ку и настáви мя на путь спасéния. Ей, святы́й Áнгеле Бóжий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и тéла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни животá моегó, и áще что согреши́х в прешéдшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искушéния проти́внаго, да ни в кóем гресé прогнéваю Бóга, и моли́ся за мя ко Гóсподу, да утверди́т мя в стрáсе Своéм, и достóйна покáжет мя раба Своея́ блáгости. Ами́нь.
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
Пресвятáя Влады́чице моя́ Богорóдице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольбáми отжени́ от менé смирéннаго и окая́ннаго рабá Твоегó уны́ние, забвéние, неразу́мие, нерадéние, и вся сквéрная, лукáвая и ху́льная помышлéния от окая́ннаго моегó сéрдца и от помрачéннаго умá моегó; и погаси́ плáмень страстéй мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И избáви мя от мнóгих и лю́тых воспоминáний и предприя́тий и от всех дéйств злых свободи́ мя. Я́ко благословéна еси́ от всех родóв, и слáвится пречестнóе и́мя Твоé во вéки векóв. Ами́нь.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Моли́ Бóга о мне, святы́й угóдниче Бóжий (имя), я́ко аз усéрдно к тебé прибегáю, скóрому помóщнику и моли́твеннику о душé моéй.
Песнь Пресвятой Богородице
Богорóдице Дéво, рáдуйся, Благодáтная Мари́е, Госпóдь с Тобóю; благословéна Ты в женáх и благословéн плод чрéва Твоегó, я́ко Спáса родилá еси́ душ нáших.
Тропарь Кресту и молитва за Отечество
Спаси́, Гóсподи, лю́ди Твоя́, и благослови́ достояние Твоé, побéды правослáвным христиáном на сопроти́вныя дáруя, и Твоé сохраняя Крестóм Твои́м жи́тельство.
Молитва о Живых
Спаси́, Гóсподи, и поми́луй отцá моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), срóдников (имена), начáльников, настáвников, благодéтелей (имена их) и всех правослáвных христиáн.
Молитва о усопших
Упокóй, Гóсподи, ду́ши усóпших раб Твои́х: роди́телей мои́х, срóдников, благодéтелей (имена их), и всех правослáвных христиáн, и прости́ им вся согрешéния вóльная и невóльная, и дáруй им Цáрствие Небéсное.
Окончание молитв
Достóйно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорóчную и Мáтерь Бóга нáшего. Честнéйшую Херуви́м и славнéйшую без сравнéния Серафи́м, без истлéния Бóга Слóва рóждшую, су́щую Богорóдицу Тя величáем [1] .
Гóсподи поми́луй (трижды).
Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, преподóбных и богонóсных отéц нáших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.
[1] В дни двунадесятых праздников до их отдания вместо этой молитвы читаются особые задостойники.
Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Объяснение утренних молитв. Часть 1. Как научиться понимать молитвы
Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по востании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце своё надобно.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Руки и ноги за делом, а мысль с Богом — вот правильно устремлённый человек. Внутренне надо налаживать с утра — как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
Святитель Феофан Затворник.
Советы о том, как научиться понимать молитвы
В молитвах, которые Церковь предлагает своим чадам для постоянного употребления, заключена полнота православного богословия; их язык далек от нашего повседневного языка, и многим это кажется непреодолимым препятствием. Молитвы надо воспринимать всем существом, всей жизнью — и всем умом… у многих ли из нас он готов к этому?
Главное, конечно — это молитвенное устремление сердца к Богу, Который Сам может наставить нас на всякую истину (Ин. 16, 13). Прося в молитве Бога о насущных наших телесных и духовных нуждах, не должны ли мы просить и о главном сокровище христианина, о главном и наиболее благодатном духовном делании — о молитве, повторяя вслед за учениками Спасителя: Господи! научи нас молиться (Лк. 11, 1) ?
Главное и наиболее сильное средство для вхождения в мир молитвы — участие в богослужении и опыт совместной молитвы в храме. В Церкви явно действует Дух Святой, Дух Истины (Ин. 16, 13), вводя в наши разум и сердце слова молитв и давая ощутить всю их силу.
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершив крестное знамение, произнеси:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Аминь — истинно, верно, да будет так (древнееврейск.).
Крестное знамение — знак Креста. Знамение — символ, образ, но также и воинское знамя, и чудо (вспомним частое в Священном Писании выражение «чудеса и знамения»).
Первыми словами нашего утреннего молитвословия мы призываем Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа — и все наши последующие молитвы посвящаем Ему, Его имени.
+++ Мы должны научиться так держаться в присутствии невидимого Господа, как держались бы в присутствии Господа, ставшего для нас видимым.
Прежде всего это предполагает определенное состояние ума, которое отражается и на состоянии тела. Если бы Христос был здесь, перед нами, и мы стояли совершенно прозрачными, умом и телом, для Его взгляда, то мы испытывали бы благоговение, страх Божий, любовь, может быть, даже ужас, но мы не держали бы себя так вольно, как это делаем обычно. Современный мир в большой мере утратил молитвенный дух, и дисциплина тела стала для людей чем-то второстепенным, хотя она далеко не второстепенна. Мы забываем, что мы не душа, обитающая в теле, а человек, состоящий из тела и души, и что, по апостолу Павлу, мы призваны прославлять Бога в телах наших и в душах наших (1 Кор. 6, 20); наши тела, как и наши души, призваны к славе Царствия Божия.
Митрополит Антоний Сурожский
+++ Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и истинный Человек). Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым¦) в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».
(Когда крестное знамение сопровождает другую молитву, эти слова, конечно, не произносятся.)
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух¦), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан).
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы без поспешности и со вниманием сердечным.
«Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все…»
«Исправность нашей молитвы нарушают мысли. Старайтесь это исправить. Первый шаг к сему — приступая к молитве, возбуждать в себе страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце и оттуда взывать к Господу».
Святитель Феофан Затворник. Из писем духовным чадам.
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне, грешному.
Мытарь — сборщик податей; в I веке это слов было почти равнозначно слову «грешник».
Буди мне — будь ко мне.
Как образец истинной молитвы эти слова привёл в Своей притче Сам Господь Иисус Христос:
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Лк, 18, 9-14
+++ Если у нас и есть добрые дела, они — долг наш перед Богом, а не заслуга; а грехов наших несравненно больше, чем добрых дел, и только одно милосердие Божие может покрыть нас: Боже, милостив буди мне, грешному. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом». В молитве нужно иметь покаянное и смиренное сердце, просящее и плачущее.
«Если мы будем молиться со смирением, если будем ударять себя в грудь подобно мытарю, если будем произносить, подобно ему, слова: милостив буди мне, грешному — то получим всё. Правда, мы не мытари; но у нас есть другие грехи, не меньше его грехов. Не говори мне, что ты грешен в малом: всякое греховное дело в существе своём одинаково. Убийцею одинаково называется и тот, кто убил мужа, и тот, кто убил дитя… Мы недостойно причащаемся страшных Таин, завидуем, злословим, а некоторые из нас часто и упиваются. Каждое из этих дел само по себе достаточно для того, чтобы лишить нас Царствия Небесного; а если они соединятся вместе, то какое мы можем иметь оправдание?»
Святитель Иоанн Златоуст
«Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением. За что наипаче отходит? От какого-нибудь движения гордости, самомнения и самонадеянности. Как только ощутит она внутри этот дурной запах гордыни, тотчас и удаляется»
Святитель Феофан Затворник
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Молитв ради — по молитвам.
Пречистыя Твоея Матере — Пречистой Твоей Матери (родительный падеж). Вот ещё примеры подобных форм из Молитвослова: очисти ны от всякия скверны (молитва Святому Духу) — очисти нас от всякой скверны; безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.(помянник о усопших) — наслаждение бесконечной и блаженной жизни; благость и милость Всесвятыя Троицы (из молитв на сон грядущим, ко Ангелу Хранителю) — благость и милость Всесвятой Троицы.
+++ «…Как! Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не сам независимо? — И без молитв других имеет власть — конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни — Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений… По молитве Своей Пречистой Матери он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости»
Cв. праведный Иоанн Кронштадтский
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Эта молитва называется малым славословием: мы кратко прославляем Бога, воздаём Ему хвалу.
С глубоким чувством, от всей души может быть произнесено это славословие во всех обстоятельствах жизни, в радости и скорби. Истинно христианское ощущение жизни, к которому мы должны по мере сил приближаться — в последних словах св. Иоанна Златоуста, умершего в гонении, в тяжелой ссылке: «Слава Богу за всё!»
Молитва ко Пресвятой Троице
яко многия ради Твоея благости — ибо по множеству Твоей благости.
Ниже погубил мя еси — и не предал меня смерти (ниже — и не: соединение союзов ни и же).
Обычно — здесь: как всегда, как Ты постоянно делаешь.
Нечаяние — неведение; отчаяние.
Во еже — чтобы. Утреневати — рано вставать, приходить, произносить утреннюю молитву.
Держава — сила, власть. Очи мысленныя — очи душевные.
Отверзи — открой.
Словесем Твоим — здесь: учению, слову Твоему (а не словам).
Исповедание — здесь: слава, хвала, благодарение.
+++ Сон — образ смерти. Пробудившись от сна, от сонного забвения и нечувствия, мы возносим Господу благодарение за то, что Он не прогневался за наши грехи и даровал нам жизнь нового дня, что Он воздвиг нас с ложа нашего, во еже утреневати и славословити державу Твою — чтобы поутру мы могли прославлять державу Божию. Вот для чего мы поднимаемся с постели! Первая забота — прославление имени Божия, угож-дение Богу. Но угождать Богу мы можем лишь по Божьей благодати — поэтому просим мы Господа просветить наши мысленные очи, просим открыть наши уста для поучения в законе Господнем и разумения и исполнения заповедей Его, для того, чтоб творить во всём Его волю (многократно разные молитвы возвращают нас к словам молитвы Господней — да будет воля Твоя!), чтобы петь Богу хвалу во исповедании сердечнем не только сейчас, в положенный час утренней молитвы, но и во весь предстоящий день, ныне, и во все дни жизни нашей, и присно, и во веки веков — в вечном Царстве Божием (да приидет Царствие Твое!).
*** пети Тя во исповедании сердечнем — в греческом тексте молитвы буквально: «бряцать Тебе славу в благодарении сердца», то есть прославлять Тебя в благодарном сердце.
*** не прогневался еси на мя… ниже погубил мя еси… воздвигл мя еси — формы прошедшего времени (на современном русском языке мы скажем просто: не прогневался на меня… не погубил меня… Эти современные формы и образовались из более сложных церковно-славянских отпадением вспомогательного глагола еси). Церковнославянская форма, в отличие от современной, показывает еще, к какому лицу относится глагол: в современном русском языке и я, и ты, и он пришёл; на церковнославянском пришел есмь (аз), пришел еси (ты), пришел есть (он).
Молитвы с пояснением
Эта молитва называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва мытаря
(См. Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)
Молитва Святому Духу
Молитва ко Пресвятой Троице
Молитва ко Пресвятой Троице
Приидите, поклонимся Царю нашему Богу.
Псалом 50, покаянный
Молитва первая, святого Макария Великого
Молитва вторая, того же святого
Молитва третья, того же святого
Молитва четвертая, того же святого
Молитва пятая, святителя Василия Великого
Молитва шестая, того же святого
Молитва седьмая, ко Пресвятой Богородице
Молитва восьмая, ко Господу нашему Иисусу Христу
Молитва девятая, к Ангелу хранителю
Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Песнь Пресвятой Богородице
Тропарь Кресту и молитва за отечество
Молитва о живых
Спаси, Господи, и помилуй моего духовного отца (имя его), родителей моих (имена их), родственников моих (имена их), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.
Молитва о усопших
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, родственников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и даруй им Царствие Небесное.
Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Краткий православный молитвослов с пояснениями
Книга, содержащая все главные православные молитвы, рассчитана прежде всего на читателей, еще не знакомых со строем церковной жизни и кругом вероучительных понятий. В ней разъясняются не только непонятные слова молитв, но и их назначение и смысл, раскрываются основы учения Церкви.
Краткий православный молитвослов с пояснениями
Молитвы утренние
Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:
Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь [1] .
В первой же молитве мы Бога – Троицу, Единосущную и Нераздельную: Отца, Сына и Святого Духа – просим благословить нас на предстоящие дела и на молитву Своим именем. Крестное знамение – знак Креста – мы полагаем на чело, чрево, правое и левое плечо, освящая им наши ум, внутренние чувства и силы. Три сложенных пальца означают веру во Святую Троицу, два согнутых – две природы: Божественную и человеческую во Иисусе Христе. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят всё земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Молитва мытаря́
Бо́же, ми́лостив бу́ди мне [2] гре́шному. (Поклон.)
Как образец истинной молитвы эти слова привёл в Своей притче Сам Господь Иисус Христос (Евангелие от Луки, 18, 9–14). Если у нас и есть добрые дела, они – долг наш пред Богом, а не заслуга; грехов наших несравненно больше, чем добрых дел, и только одно милосердие Божие может спасти нас.
Молитва предначинательная
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди [3] Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
И снова мы просим помилования от Бога, но, не надеясь на силу своих собственных молитв, призываем на помощь Матерь Божию и всех святых, которые молятся о нас и тем низводят на нас Божию любовь и милость.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Этими словами мы кратко прославляем Бога, воздаем Ему хвалу. С глубоким чувством, от всей души может быть произнесено это славословие во всех обстоятельствах жизни, в радости и скорби: Слава Богу!
Молитва Святому Духу
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины [4] , И́же везде́ сый [5] и вся исполня́яй [6] , Сокро́вище благи́х [7] и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны [8] , и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Это молитва Святому Духу как Лицу Пресвятой Троицы. Он Царь Небесный – Истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами. Уте́шителем и Духом Истины назвал Его Иисус Христос в беседе с учениками на Тайной Вечере (Евангелие от Иоанна, 14, 16, 26). Дух Святой, сойдя на апостолов по Вознесении Христа (Деяния апостолов, 2, 1–4), утешил их в разлуке с Господом, вселился в них и стал наставлять их на всякую истину. Точно так же Дух Святой может утешить и нас в скорби и несчастье и дать нам всякое благо и познание истины. Мы называем Духа Святого Подателем жизни , потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, а людям – и духовную, добродетельную жизнь и бессмертие. К Святому Духу мы обращаемся в начале наших молитв и всякого дела.
Трисвято́е
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.
Молитва трем Лицам Пресвятой Троицы читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Под словами Святы́й Бо́же подразумевается Бог Отец; под словами Святы́й Кре́пкий – Бог Сын (Он – Крепкий, или Всесильный, так как Своим воскресением разрушил ад и победил диавола); под словами Святы́й Безсме́ртный – Бог Дух Святой (Он как Бог – вечен, и Он – Дух Животворящий: дает всем жизнь). Так как Нераздельный Бог един в трех Лицах, заключение молитвы – поми́луй нас – относится к одному и тому же Существу Божию.
Эта молитва получена с неба от Ангелов. В V веке в Константинополе было страшное землетрясение. Весь народ с плачем молился Богу. По преданию, во время всенародного молебствия один мальчик был поднят невидимой силой высоко в воздух, а затем невредимо опущен на землю. Мальчик не мог дать ответа, где он был и что видел; он только слышал стройное и умилительное пение: » Святы́й Бо́же! Святы́й Кре́пкий! Святы́й Безсме́ртный! » Народ понял, что это было пение Ангелов, и все начали петь те же слова, прибавляя: » Поми́луй нас! » – и землетрясение прекратилось. Бог помиловал народ Свой. С тех пор эта песнь стала употребляться христианами. Ее поют и читают в Церкви за каждой церковной службой. Она называется также Ангельской песнью Пресвятой Троице.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно [9] и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Это краткое, или малое, славословие. Означает оно, что одинаковая слава и поклонение принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и не только теперь, но и всегда, как Единому, Вечному Богу, во все веки, во все роды, постоянно и неизменно. В молитвословах и богослужебных книгах эта молитва, поскольку она часто употребляется, нередко обозначается сокращенно: Сла́ва, и ны́не: В таких случаях следует читать полностью, как написано выше. Встречая надпись Сла́ва: – читаем: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ; встречая И ны́не : – читаем: И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь .
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Первые слова молитвы: Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас, – относятся ко всем Трем Лицам Пресвятой Троицы, к Единому и Нераздельному Существу Божию; затем для усиления молитвы возносится прошение к каждому Лицу отдельно: Го́споди (к Отцу), Влады́ко (Сыну), Святы́й (Святому Духу). Заключение молитвы: и́мене Твоего́ ра́ди – опять относится ко всем Лицам, чтобы утвердить нашу веру в Единого Бога, Троичного в Лицах.
Го́споди, поми́луй. (Трижды.)
Это самая краткая и самая частая молитва православных христиан. Ее принято повторять либо трижды – в честь Пресвятой Троицы, либо, для усиления молитвы, двенадцать раз, сорок и, в некоторых случаях, большее число раз.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва Господня
О́тче [10] наш, И́же еси́ на Небесе́х [11] ! Да святи́тся [12] и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́, и на земли́ [13] . Хлеб наш насу́щный [14] даждь [15] нам днесь [16] ; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже [17] и мы оставл́яем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние [18] , но изба́ви нас от лука́ваго [19] .
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.