Молитвы при разводе

Молитвенное правило: Молитвы при разводе | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Как молиться?

Как молиться, чтобы пережить расставание, развод

(Если вы не умеете молиться)

Здесь мы постарались рассказать об основных моментах, которые необходимо учесть, чтобы ваши молитвы пошли на пользу. Но если Вы хотите научиться молиться по-настоящему хорошо, лучшее средство для этого — наш онлайн-курс «Искусство личной молитвы».

1. Помните, кто такой Бог, которому вы молитесь.

Для нецерковного человека Бог это, как правило, что-то абстрактное, «высший разум». Но в действительности, разум – не главное качество Бога. Один проповедник заметил, что под определение «высший разум» вполне подходит и сатана. А главное качество Бога – ЛЮБОВЬ. Поэтому, чтобы не «ошибиться адресом» своих молитв, необходимо постараться узнать как можно больше о земной жизни нашего Господа Иисуса Христа. Лучший источник для этого – Евангелие.

2. Помните, кто Вы.

Вы – творение Божие, любимое Творцом. Наделенное бессмертной душой, которая дороже всего материального мира. Но вы, как и все люди, творение, сбившееся с пути, делающее ошибки, неспособное без Божией помощи даже правильно молиться Ему. Неспособное самому, без помощи Отца принести в этот мир ничего доброго. Осознайте свою греховность, бедность и просите у Бога, чтобы помог молиться.

Вы не можете обмануть Бога. Вы не можете ничего дать Богу. Единственное, чего Он от Вас хочет – покаяния и искреннего намерения исправиться.

3. Молитесь смиренно.

Вам очень тяжело. Но Бог в этом не виноват. Он сделал ради вас такое, что и представить трудно – позволил людям распять Себя на кресте. Поэтому не ропщите, не жалейте себя. Просите у Бога не уныло и не требовательно, в том и другом – гордыня. Он Сам хочет дать все, что Вам нужно, от Вас требуется только смирение. То есть готовность принять любую волю Божию с доверием, сознанием, что она – благо для нас.

4. Молитесь с верой.

Молиться без веры в исполнение просимого бесполезно. Если молиться с верой, ни одно слово молитвы не проходит впустую. Богу так же легко исполнить каждое слово вашей молитвы, как вам – произнести его. Если вера еще мала – просите у Отца веры.

5. Чтобы Бог слушал вас, слушайтесь вы Его.

Христу неприятно любое наше зло. Наше зло – Его крестные раны. Поэтому если мы не стараемся быть добрыми, исполнять Его заповеди, наши просьбы будут неоправданной наглостью. И особенно мы должны избавляться от всякого зла перед самой молитвой и в ее начале. Если сердимся на человека – простить. Если ропщем на Бога, судьбу – смириться. Очиститься от всего, что тяготит совесть. И мы сразу почувствуем, как у нашей молитвы вырастают крылья.

6. Бога можно просить обо всем, что определенно является благом.

Если мы просим чего-то, что может быть не угодно Богу (а значит, не полезно нам), то каждую просьбу необходимо заканчивать словами «Но пусть будет не как я хочу, а как Тебе угодно». Но если вы только и будете просить о таком, ваши молитвы принесут мало пользы вам.

7. Держите себя почтительно.

Если бы вы пришли на прием к президенту вашей страны или иному влиятельному человеку, скорее всего, вы держались бы почтительно. Во время молитвы вы общаетесь с Тем, кто неизмеримо влиятельнее любого земного властителя. Поэтому если вы молитесь в уединении, нужно стоять почтительно. Если же вы на людях, просто избегайте вульгарных, слишком вольных поз, и будьте почтительны внутри себя.

8. Молясь, не рисуйте намеренно перед собой визуальных образов Бога.

Это опасно. (Взгляд на икону Иисуса Христа не означает представление перед собой Бога.)

9. Какими словами молиться?

Длинные молитвы, молитвенные правила, хороши тогда, когда нет боли, выраженной определенной мыслью. Если же такая ранящая мысль есть, она будет отвлекать вас от слов молитвы. Поэтому молиться в этом случае лучше короткими молитвами, направленными против этой мысли. Почти всякая болезненная мысль – это ложь, подбрасываемая вам бесами, и только с Божией помощью вы сможете победить ее.

(Здесь приведены некоторые короткие молитвы, соответствующие определенным задачам).

10. Должна ли молитва быть эмоциональной?

Молимся мы сердцем. Если вы молитесь вслух, избегайте того, чтобы уделять внимание голосу, интонациям. Иначе ваша молитва будет слышна только вам. Странное для новичков монотонное чтение, принятое в Церкви, для того и используется, чтобы направить ваше послание, вашу силу на более высокий, духовный уровень. Вскоре вы ясно почувствуете разницу в силе молитвы между этими двумя способами – актерским и духовным, поверхностным и глубоким. При беззвучном чтении также следует избегать этой ошибки.

11. Как долго молиться?

Как минимум, пока вам не станет лучше. В ситуации расставания боль может быть настолько упорной, что придется молиться почти непрерывно, если позволяют обстоятельства.

12. Как оценить, правильно ли вы молитесь?

Плодами правильной молитвы являются душевный мир, спокойствие за свое будущее, доброе отношение ко всем, благодарность Богу. Если молитва не приносит вам этого, значит, вы что-то делаете не так. Почитайте о Боге и Молитве подробнее, например, на сайте «Иоанн».

Правило, читаемое во время скорби
(Преподобного Амвросия Оптинского, на основе псалмов) Псалмы были написаны царем и пророком Давидом, тем самым, который еще будучи безвестным юношей, победил великана Голиафа. Псалмы Давида – самая читаемая православными часть Ветхого Завета. Существует и русский их перевод, но обычно они читаются на славянском языке. Для их чтения не обязательно знать славянский язык.
Читать дальше

Правило, читаемое во время искушений
(Преподобного Амвросия Оптинского, на основе псалмов)
Читать дальше

Наш Спаситель в иконах
Образ Иисуса Христа, по некоторым из Его икон.
Читать дальше

Как молился Христос
Антоний, митрополит Сурожский
Переживание расставания похоже для нас на переживание смерти. Как это пережить, как молиться при этом – и здесь мы должны учиться у Христа. Он ради нас пережил самую большую боль и даже смерть. О том, как молился в Гефсиманском саду Спаситель, ожидая Своей тяжкой смерти, послушаем митрополита Антония Сурожского.
Читать дальше

Короткие молитвы в ситуации расставания

Короткие молитвы повторяются многократно, пока нам не станет легче. Их смысл, как правило, противоположен злому чувству, мучающему нас, поэтому для молитвы требуется усилие над собой.

Если у вас нет молитвослова, при первой возможности стоит приобрести его. Там есть и другие подходящие молитвы и необходимые молитвенные правила.

Как молиться, чтобы простить человека или избавиться от мыслей о нём?

Читайте так же:  Сколько раз читать молитву при завязывании красной нити

«Господи, благослови (имя человека)!»

Почему она так эффективна? Как известно, навязчивые мысли не сами возникают в нашей голове, а навязываются нам злыми духами. Их цель – мучить нас и вести к новым грехам. Как только мы начинаем молиться: «Господи, благослови его», человек, о котором мы молимся, сразу начинает получать душевную пользу, потому что НИ ОДНО СЛОВО наших молитв не проходит впустую, не остается у Бога не замеченным. А любая польза кому бы то ни было, не входит в планы бесов. И поэтому они перестают Вас атаковать этими мыслями. Попробуйте – и убедитесь!

Победить уныние, жалость к себе, нежелание жить

«Слава Богу за всё!»

«Слава тебе, Господи, достойное по делам моим приемлю!»

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобой, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших!»

Выразить чувство вины (молитвы покаяния)

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» (Молитва Иисусова).

«Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, уврачуй душевные и телесные раны (имя человека) моими грехами нанесенные. Вручаю (имя человека) всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, материнскому покровительству. Аминь.»

Вернуть любимого человека

Произносится просьба, примерно так: «Господи, если тебе угодно, чтобы мы были вместе, помоги!». И затем: «Но пусть будет не как я хочу, а как Тебе угодно!».

Что говорит Евангелие о разводе.

Письмо от друга:
Отец Константин, меня спросила коллега о словах Христа: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».
Она разведена по собственной инициативе, муж пил. Вопрос: вступая во второй брак, она является прелюбодейкой? Некоторые слышали, что в епархию бумаги надо нести. Но Христос сказал однозначно, про епархию Он ничего не добавлял)))!

Но что, в таком случае, означают вот эти слова Христа: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 31-35).

Эти слова могут быть истолкованы как угодно. Так что на самом деле они означают.

…Около года назад одна девушка рассказывала о занятиях их приходского кружка по изучению Священного Писания. Я спросил, а есть ли у них куратор: священник или человек, получивший богословское образование.
Она ответила: «Зачем? Ведь нас собирается несколько верующих людей. Каждый высказывает свое мнение, как он это видит. И потом мы обсуждаем и приходим к общему знаменателю».
Отвечаю: «А вы уверены, что не натолкуете что-то не то?»
Девушка обидчиво что-то ответила.

А ведь на самом деле. Проблема в том, что 99% наших сомнений, колебаний в вере, недоразумений связаны с… незнанием подлинных ответов (и исторических, и духовных) на религиозные вопросы. Это типичный протестантский путь. Собрались, поговорили и пришли к общему выводу в отношении понимания какого-то вопроса. Каждый всем в своем мнении равен, никаких авторитетов нет…

Православие подразумевает несколько иной подход. Это:
а) вдумчивое изучение ситуации, исторических и иных моментов;
б) сверка того, к чему мы пришли, со Священным Преданием (опытом мысли и жизни Церкви), которое может скорректировать наши выводы. Скорректировать в сторону более глубокого уяснения истины.

Вернусь к вопросу. Очень интересному и хорошему вопросу. Ответ на него я знал и раньше, но в прошлом году, во время моего паломничества на Святую Землю, мне удалось обсудить эти вопросы с человеком, живущим в иудейской культуре с детства и глубоко знающим все иудейские обычаи. Он подтвердил, что мое понимание этого Евангельского фрагмента, понять который мы можем лишь, учитывая специфику иудейской жизни, верно.

Разберем подробней:
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Это цитата из Ветхого Завета, поэтому Христос лишь цитирует известные правила. (По-настоящему понять пафос слов Христа мы сможем, если узнаем, что некоторые циничные иудеи, например, изменяющие своей жене, отказывались дать жене разводное письмо: «Не отпущу от себя. А без письма, ты все равно никому не нужна. Так что никуда ты не денешься». Это немного похоже на нынешнюю ситуацию, когда кто-то из супругов, по своим личным причинам или соображениям выгоды не дает развод своей второй половине, ставя ту в неудобное положение. Правда, сегодня развод возможен и при желании лишь одной стороны, без согласия второй.)

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать… В те времена иудею было нелегко развестись со своей женой. Правда, существовала законная библейская причина: если кто-то из супругов прелюбодействовал. Но прелюбодейство женщины было исключительно редким явлением (что нельзя сказать о прелюбодействе мужа, который был очень обременен воздержанием, связанным с иудейскими ритуальными представлениями – воздержание вроде такого, что предписывают и некоторые наши не в меру строгие батюшки). Иудейские толкователи придумали и еще одну удобную причину: муж мог оставить жену, если жена была бесплодной.
И вот в реальности мужчины, желающие бросить свою жену, потому что она не рожала детей (вместо того, чтобы смиряться, и ждать, и верить Богу, как это делали родители Иоанна Предтечи, родители Богоматери), оставляли ее.

Христос решительно против этого! Библеисты говорят, что в первоначальном варианте Евангелия не было слов кроме вины прелюбодеяния. То есть, слова Христа звучали абсолютно категорично: Говорю вам: кто разводится с женою своею, тот подает ей повод прелюбодействовать
В любом случае, эти слова Христа говорят о нерушимости брака!

И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
И еще ситуация: мужчина договорился с женщиной, что, если она уйдет от мужа, он возьмет ее в жены. И вот она не мытьем, так катаньем получает развод. И приходит к другу-прелюбодею. Все законно? Но законно ли перед Богом.

Поэтому, дорогие, слова Христа нацелены против махинаций со стороны некоторых хитрых иудеев.

1) Сказано также, что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную – цитируется Ветхий Завет и осуждаются грешащие хитрецы, которые подло пытаются удержать практически бесправных жен.

2) А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать… Осуждение тех, кто готов выдумать любую причину (а некоторые иудейские толкователи вообще считали уважительной для развода любую причину: некрасива, плохо готовит, груба и проч.), чтобы бросить жену. И, оставив ее одну, толкают в объятия другого мужчины.

3) И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует… Решительное осуждение махинаций, в которые вступали хитрые жены с некоторыми мужчинами.

Читайте так же:  Молитвы старцу паисию

Заключая, можно сказать так: Христос не выступает против развода по законной причине: если кто-то из супругов блудит. Но Он настаивает на твердости брака. На том, что никакой выдуманный повод не может быть оправданием развода. (На днях: «Отец К., Вы нас три месяца назад венчали, жена оказалась вредной, и я хочу с ней развестись». Я: «Это не повод. Вас не разведут. Работайте над отношениями, воспитывайте супругу, меняйтесь сами. Впереди годы…». Он: «Я не нанимался в няньки». Я: «Это Ваш выбор, Вы сами ее выбрали и перед Богом засвидетельствовали желание строить христианский брак» Он: «Похоже, я попал…»)

А насчет других допущенных Святой Православной Церковью поводов к разводу – смотрите мою статью, на которую я давал ссылку выше.

Кто-то: «А как же Церковь может корректировать и дополнять слова Христа. »
А так: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Спаситель вручил Церкви право решать, как осуществлять христианскую миссию в мире.

Несколько фотографий Таинства Браковенчания, сделанных мною и моими друзьями, петербургскими фотографами.


Венчание – переход в новое качество бытия. Был один, сам по себе, стал – единым с другим человеком.


Трогательный момент обручения. Кольцо — символ вечности и. заботы супруга о жене.


Обручальные перстни надевает отец Сергий, наш известный диакон, блоггер и друг:
https://azbyka.ru/forum/blog.php?u=810


Молитва о супружестве.


Чаша вина. Кстати, об обрядах Таинства Браковенчания смотри:
https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport& >

«Господи, Боже наш! Славою и честию венчай их!»


Молодые молятся.


Чаша совместной жизни.


Венчаются не только молодые, но и люди зрелые.

Расторжение брака

священник Константин Пархоменко

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означает одно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4. По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины. Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос. Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера. В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

Видео (кликните для воспроизведения).

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

Читайте так же:  Богородичен в покаянном каноне молитва

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится.

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Брака расторжение (развод)

Бра́ка расторже́ние. Идеал христианского брака – абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Расторжение брака является нравственно допустимым в случае нарушения чистоты брака супружеской неверностью, при неспособности одного из супругов к брачному сожительству (если эта неспособность — добрачная), в случае пропажи без вести одного из супругов, а также в некоторых других случаях. Второбрачным запрещено поставление в священный сан.
Право разрешения вступить в новый брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства о разводе епархиальный архиерей благословляет на вступление в новый церковный брак, если к этому нет канонических препятствий.
Развод по причине «влюблённости» — принесение ребёнка и супруга в жертву своим страстям.

Кому молиться о разводе с мужем

К сожалению, Ваши отношения дали трещину, и настало время тревожной молитвы о разводе с предавшим мужем. Я расскажу Вам к какому заступнику надо обратиться.

Читайте так же:  Молитва чтобы принять верное решение

К Святой Блаженной Ксении Петербургской – православной юродивой.

Если причина развода – пьянство мужа, молитесь Георгию Победоносцу.

Через него Вас услышит Христос, сберегая от скорбных стенаний.

Если Вы желаете сохранить брак, молитесь Святым Петру и Февронии Муромским.

Попросите у них чтобы развод не состоялся, а муж обрел веру и встал на путь православия.

Если Вы разводитесь с супругом, подозревая его в грешной измене, призовите на помощь Николая Чудотворца.

Он откликнется на Вашу молитву, и подскажет как поступить в данной ситуации.

О разводе с мужем Вы можете помолиться, обратившись к Блаженной Старице Матроне Московской.

Она помогает исцелиться от душевных и телесных недугов, сохранить семью, а также примирить тех, кто пребывает в ревностной ссоре.

Молитесь Пресвятой Богородице в том случае, если развод с мужем неизбежен, и Вы сами решили его инициировать, встретив дорогого и верного.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Пережить развод, или Мое большое маленькое чудо

Я так рада, что в нашей Церкви есть святые… Такие особые люди, которые с одной стороны – такие же как и мы. Со своими трудностями и радостями, со своими характерами и судьбами. Их так много, что без труда можно встретить жизнеописания каких-то таких святых, чей жизненный путь близок и понятен именно тебе. Среди них есть и пустынники, и молчальники, и монахи, и семейные, богословы и безграмотные, богатые и бедные, есть даже пьяницы, блудники и разбойники. Кто-то через всю свою жизнь нёс особую Божественную богоизбранность, кто-то, наоборот, к концу жизни пришёл к вере и пытался вымолить себе прощение. Я не представляю, как можно жить без святых заступников.

Если Бог – Отец, то святые – наши старшие братья и сёстры, с которых можно брать пример и с которыми можно поговорить обо всём на свете. Иногда в жизни бывают такие сложные ситуации, что уже самому не верится, что их можно решить. И просишь любимого святого: «Ты там попроси уж Бога, пожалуйста. И пусть будет по твоей вере. А то моих сил уже нет. Моя вера кончилась».

Я не раз сталкивалась с такими заковыристыми проблемами, которые по молитвам святых разрешались почти сами собой, да ещё как-нибудь так, что сама с роду бы не додумалась. Часто случалось, что помощь приходила оттуда, откуда ждать её даже в голову не приходило…

Так было и с моим замужеством. Сейчас я перебираю в голове все вехи этой чудесной истории и сама удивляюсь, сколько совпадений приходилось на один квадратный сантиметр моей жизни. Да и совпадения ли?

Сейчас я серьёзно уверена, что второй раз я вышла замуж только благодаря милости Божьей по святым молитвам блаженной Матроны Московской.

Матушка – истинный образец смирения и кротости, житейской мудрости и такого полного упования на Бога, что остаётся только удивляться. А ведь она – наша современница. Мои бабушка с дедушкой уже были вполне себе сознательными личностями, когда Матронушка ещё несла свой подвиг на нашей многострадальной земле. И сейчас, после своей физической кончины, матушка не перестаёт вымаливать у Бога утешение всем к ней притекающим и призывающим её в своих молитвах.

Эта история началась несколько лет назад. Тогда я жила рядом с храмом Ризоположения, что на Донской улице. Храм, который Блаженная Матрона так любила, что даже завещала отпевать её именно там.

Я отлично помню этот майский вечер, ровно 2 года назад. За ужином мой муж неожиданно сказал, что он долго думал, и пришёл к выводу, что нам надо развестись. Вот так вот, совершенно как гром среди ясного неба. Развестись! Уму непостижимо. Просто шок. Я отказывалась верить своим ушам, глазам, здравому смыслу. Такого не может быть, потому что не может быть никогда.

Он продолжал что-то говорить, что давно уже не любит, что остались одни обязательства, что нет будущего. Я сидела в полузабытьи, смотрела вокруг и… Кажется, единственная мысль, которая тогда пронеслась в голове: надо идти в Покровский монастырь и молиться. Больше никаких мыслей не было. Только туман и непонимание, в котором я и просидела сутки, глядя в стену и очень редко моргая.

Помню, я заехала на работу, где мне без вопросов дали отгулов сколько нужно, и отправилась в Покровский монастырь к Матронушке. Конечно, тогда я хотела только одного: чтобы ОН вернулся. Чтобы прийти домой и увидеть, что всё как прежде. Или проснуться и понять, что это был всего лишь сон. Именно с этой мыслью я ехала туда первый раз.

Да. Надо сказать, что я за 2 года своей жизни в Москве так и не удосужилась доехать до Покровского монастыря. Я всё как-то собиралась, собиралась, да всё так бы и собиралась, если бы не крах личной жизни.

В тот день у Матронушки было очень спокойно и тихо. Совсем небольшая очередь, а ещё – деревья, птички, цветочки, тишина и хорошая погода. Я была каким-то чужеродным элементом со своей кровоточащей душой на этом торжестве жизни. Помню, я читала акафист, а вместо этого внутри был комок нервов, открытая рана, каждое слово попадало туда и обжигало, и отдавалось болью. «Радуйся, честного супружества охранение!» Быть может, всё ещё будет?

Перед ракой с мощами матушки меня наконец-то прорвало. Впервые за эти дни я разрыдалась. Слёзы – в три ручья, сопровождаемые душераздирающим воем и безутешными всхлипами. Я рыдала, и не могла остановиться, а вместе с рёвом выходил весь ужас последних дней.

Добрая девочка, которая выдавала посетителям лепесточки цветов, посмотрела на меня и молча достала откуда-то из коробки полноценный и настоящий цветочек. Может, захотела меня утешить. Но она даже не догадывалась, каким чудом для меня стал этот цветок.

Такой хрупкий, нежный и красивый. Именно с таким изображена Пресвятая Богородица на моей любимой иконе «Неувядаемый Цвет». Давным-давно мне её подарила бабушка с наставлением – молиться Богородице о женихе. Но тогда эта молитва для меня была уже не актуальна. А вот сейчас…

Когда я набралась сил и рассказала папе о том, что его дочку бросили, папа первым делом велел ехать к Матронушке и искать там утешения. Для меня его слова оказались чем-то вроде Божьего откровения. Надо знать моего папу, чтобы оценить происходящее. Я, если честно, вообще не думала, что он знает о существовании блаженной старицы. А он не только знал, но и был уверен, что именно там его чаду надо искать поддержки.

А ведь я тогда осталась совсем одна в чужом городе. Все мои родственники были далеко. Но, слава Богу, вокруг всегда были друзья. И многие молитвы возносились за меня. Я их тогда чувствовала буквально физически. Представьте, что в душе полнейшее смятение, боль, тоска, нежелание жить, какие-то дурные мысли, которые носятся в голове со скоростью света. Нереальный сумбур! И вдруг, как будто кто-то тучи надо мной развёл, и появилось солнце. И стало спокойно. Я безумно ждала этих моментов, когда можно было перевести дух, потому что впереди ждало очередное забытье.

Читайте так же:  Молитва на заселение в квартиру

Я приходила в Покровский монастырь, сидела на лавочке, читала книги, наблюдала за людьми, смотрела на спешащих куда-то матушек, любовалась детишками. Мне казалось, что я попадала в мир нормальных людей. А за пределами обители творился настоящий бедлам. Прежде всего – с моей многострадальной головой.

Тогда я всё ещё надеялась, что муж может вернуться. Я была готова всё простить, принять, и жить дальше. Но, у Бога на меня были совсем другие планы.

Прошло лето, за ним осень, настала зима. А вместе с ней пришло осознание того, что моя семейная жизнь кончилась. Одним ноябрьским днём я достигла точки невозврата. А значит, нужно было учиться жить заново. Менять план действий.

Вот тогда-то я вспомнила про бабушкино наставление и стала молиться о новом муже.

За время вынужденного одиночества я долго размышляла о своём пути. И поняла, что я – человек семейный. И без семьи моё спасение представлялось мне буквально невозможным. Потому прежде всего хотелось встретить человека, который тоже смотрит на семью как на место спасения. Помнится, я даже описала, какого я хочу встретить супруга. Писала всё от чистого сердца и параллельно сокрушалась, что такого на свете, должно быть, и не существует. Но понимала, что права на ошибку больше нет. Что больше нельзя идти на компромиссы с самой собой. Я слишком хорошо понимала, что такое «не мой человек».

Я ездила в метро, ходила по многолюдным улицам и думала: где же ты прячешься, мой человек? Что ты сейчас делаешь? Какие вопросы тебе приходится сейчас решать? Может, ты сейчас тоже где-то меня ищешь?

Я смотрела на семейные пары в метро, и думала о том, что они уже встретили друг друга. А я – ещё нет. Я понимала, что встретиться в таком огромном городе – это такое чудо! И часто не верилось, что такая встреча может произойти.

Однажды я пожаловалась подруге, что больше всего боюсь, что до конца жизни буду одна. Она мне ответила, весело смеясь: «Неужели ты думаешь, что Господь желает своим чадам зла? Да всё будет хорошо!» И я поверила.

Конечно, я не сидела сложа руки. Я общалась, знакомилась, я училась любить Бога, ближних и саму себя. Я читала, разбиралась, я больше всего не хотела повторения этой трагедии. И я понимала, что я буду одна до тех пор, пока не проведу работу над ошибками.

Конечно, я молилась о муже. Чаще всего эта молитва была таким воплем моих бессонных ночей: «Господи, сделай же что-нибудь! Я так больше не могу». И если бы не лики святых, смотревших на меня с икон, если бы не ощущение их присутствия, если бы не их святые молитвы, я бы точно не выбралась, не пережила, сломалась бы и сдалась.

Однажды, обычным летним днём, мне пришло письмо от незнакомого молодого человека. Он прочитал на просторах интернета моё эссе про трудности развода, и просто так написал. Решил узнать, как у меня дела. Совершенно случайно завязалась беседа, в результате которой сей хороший человек вызвался мне помочь с ремонтом на новой квартире.

Как раз тогда я сняла новую квартиру на Таганке, недалеко от Покровского монастыря. Но новое жильё нуждалось в косметическом ремонте. И одна я никак не могла справиться.

Хороший человек оказался ещё и ответственным. Он мне помогал ездить по строительным магазинам, выбирать обои, шпаклевать, клеить, менять розетки. То есть в реальности он всё это делал сам, а я только развлекала его своими беседами, да еду готовила. Ремонт шёл еле-еле, дом был старый, и постоянно вылезали новые подводные камни.

Если бы не этот ремонт, кто знает, как бы сложилась наша дальнейшая судьба. Мы не строили друг на друга никаких планов, у нас были свои компании, свой сложившийся круг общения… Хотя, какой-то внутренний голос постоянно мне говорил, что этого молодого человека нельзя просто так отпустить. Он ещё зачем-то должен пригодиться.

Летом я наконец-то оформила развод и получила официальную бумагу, что я теперь вовсе ничья не жена, а совсем даже свободная девушка. На память о предыдущем браке осталось обручальное кольцо, которое я давно ещё решила отдать Матронушке.

Однажды, тёплым сентябрьским днём, я решила сходить в Покровский, поклониться мощам блаженной старицы, и исполнить наконец-то данное обещание. Мой новый друг также решил пойти со мной. Оказалось, что он тоже почитает блаженную Матрону и даже молится ей об устроении своей жизни.

Уже перед ракой с мощами св. Матроны я достала из сумки своё кольцо, посмотрела на него и вспомнила, как мы с бывшим мужем его покупали, вспомнила венчание и радость родимого батюшки, и его слова: «Чтобы на всю жизнь!» Я вспомнила, как радовалась, глядя на это колечко. Перед глазами пронеслась вся моя замужняя жизнь, и стало так печально, как на похоронах. Я провожала эпоху. Я расплакалась, и опять не могла успокоиться. Только слёзы были уже совсем другие. Печаль моя светла. Хороший человек утешал меня, как мог, и я тогда подумала: «Какой добрый и отзывчивый парень. Господи, пошли ему хорошую жену, он её заслужил».

Прошёл месяц, другой. Наконец-то ремонт подходил к концу… И однажды мы внезапно поняли, как мы друг к другу привязались. Что то, что мы так долго искали, уже давно в нашей жизни, стоит только протянуть руку.

Для меня каждый день из этих двух лет наполнен чудесами: встречи, разговоры, молитвы, путешествия. Кажется, именно тогда я начала узнавать этот прекрасный мир. Кажется, именно тогда я начала учиться радоваться. И незаметно для самой себя я превратилась в «мы».

Теперь мы вместе ходим в Покровский монастырь и благодарим матушку, что помогла нам встретить и обрести друг друга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Святая Блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!

Молитвы при разводе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here