Содержание
История возникновения молитвенных правил и следование им
По существующему сейчас церковному обычаю православные христиане каждый день вычитывают утреннее и вечернее молитвенные правила (специально составленный сборник молитв) и обращаются с молитвой к Богу в течение дня.
Эти правила появились не сразу: большинство молитв было написано разными православными святыми, жившими в разных странах и в разное время, первые сборники молитв появились на Руси только в XVI—XVII веке, а современное молитвенное правило сформировалось всего двести лет назад.
«На сон грядущим»
Вечернее правило, которое включает в себя небольшие молитвы – тропари, семь молитв авторства разных святых – от Макария Великого до Иоанна Дамаскина, молитвы к Иисусу Христу, к Святому Духу, к Богородице, к Честному Кресту, ко Ангелу Хранителю и ежедневное исповедание грехов.
Вечернее правило действительно довольно большое, и для неофита часто создает трудности — вечером все уже обычно устали, хочется отдохнуть, хочется лечь в кровать и забыть о трудностях дня, а тут – на тебе! – приходится вставать и читать молитвы. Возникает резонный вопрос: а зачем нужно читать вечерние молитвы?
Гигиена души
Причин на это много: во-первых, ежедневная молитва к Богу, общение с Ним – это исполнение заповеди Христа, которую Он назвал самой важной вопрошающему фарисею: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – об этом говорит Евангелие от Матфея.
Во-вторых, вечерние молитвы служат своеобразной гигиеной человеческой души, часто отходящей от Господа в течение дня, недаром референом звучат покаянные молитвы с просьбой к Богу о прощении прегрешений, как бы счищающие с души налипшую за день грязь.
Часто опытные христиане не просто читают покаянные молитвы, автоматически повторяя их раз за разом, но ежедневно записывают свои грехи и исповедуют их перед Богом, чтобы осознать их и более целенаправленно с ними бороться.
В третьих, в вечерней молитве, так же как и в утренней, можно обратиться к Богу с просьбой и открыть Ему свои печали и горести, облегчив тем самым душу перед сном, ведь сказано в Писании: «Просите и будет вам дано».
Господь, конечно, знает о наших нуждах и печалях, но просьбы, особенно настойчивые, повторяющиеся изо дня в день, могут оказать должное действие. Однако обращаясь к Богу с просьбой, в конце молитвы всегда надо добавлять: «Пусть будет по слову Твоему, Господи!», таким образом покоряясь Его воле, так как только Он один знает, что будет лучше.
Защита от бед и внезапной смерти
Есть ещё одна причина, по которой вечерняя молитва не менее важна, чем молитва утренняя, которая как бы освящает день христианина – это длинная, темная, пугающая ночь.
Именно ночью часто случаются неотвратимые несчастья – инфаркты, инсульты, пожары, землетрясения или нападение врагов. Это особенно хорошо христиане чувствовали раньше, когда жили в деревнях и не было электричества; современный же человек часто ложно считает себя более защищенным: он укрыт за стенами городских квартир, и в руке у него телефон – на все случаи жизни.
Однако уверенность в собственной неуязвимости быстро исчезает, когда приходит несчастье, а экстренные службы вдруг становятся недоступными, телефонные линии – перегруженными, и не на кого более уповать, кроме как на Бога.
Кроме этого, каждый христианин опасается «наглой смерти» – то есть боится умереть неожиданно, во сне, без покаяния и последнего причастия. Если для атеиста такая смерть кажется лучшей, безболезненной, то православный знает — за все свои неисповеданные и нераскаянные грехи ему придется ответить перед Христом. Именно поэтому каждый вечер мы становимся на молитву и искренне просим Господа простить грехи и очистить душу покаянием.
Об этом каждый день напоминает молитва Святого Иоанна Дамаскина, включенная в правило: «Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит, – сокрушается святой и вопрошает Бога. – Неужели мне одр сей гроб будет, или ещё окаянную мою душу просветиши днём?»
Вечерняя молитва освящает молящегося и призывает к нему милость и помощь Божью с тем, чтобы злые духи отошли от него, и сон его был крепок, глубок и спокоен.
Как читать вечернее правило
Обычно советуют начать с нескольких молитв (по силам), и каждые десять дней прибавлять по одной – тогда душа сама, естественным образом привыкнет к ежевечернему общению с Богом. Молиться следует в тишине, оставив на время все дела, отрешившись от них и обратив всего себя к Богу.
Живший в XIX веке прозорливец Феофан Затворник советовал молиться не спеша, читать правила нараспев, вникать во всякое молитвенное слово, стараясь при этом возбудить в себе ответное чувство.
Чтобы не торопиться на молитве, святитель советовал установить для молитвы определённое время – пятнадцать минут, полчаса или час, и заканчивать молиться именно тогда, когда вышел срок, а не когда вы торопливо прочитали все молитвы в правиле.
Он же указывал, что не стоит читать молитвы непрерывно, монотонно, а следует прерывать их своей личной молитвой, то и дело обращаясь к Богу своими словами, либо поклонами. К поклонам он советовал прибегать и в том случае, если разум вдруг начнёт отвлекаться на дела, либо появится на сердце какое-нибудь нехорошее желание.
Ученые пытаются понять, почему помогают молитвы
Источник: Комсомольская правда
|
О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.
Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.
«Отче наш» против вредных бактерий.
Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.
Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.
— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.
Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:
— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.
Будьте как дети — и спасетесь.
Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.
— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.
Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.
До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.
— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.
У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.
— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.
ПОПРОБУЙ
Молитва на всякую немощь
Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов
— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.
СОВЕТЫ ДОКТОРА
Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит
— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.
МОЛИТВА
МОЛИТВА (от глаголов «молить», «умолять») — обращение человека к высшим духовным силам, общение с ними; универсальная форма религиозной жизни.
Вербальная молитва может сочетаться с пением, танцами, особыми жестами и другими обрядовыми действиями.
Молитва — одно из характерных отличий религии от магии (колдовства). В отличие от колдуна, молящийся обращается к высшему началу с просьбой, благодарением, восхвалением, считая адресата своей молитвой независимым и превосходящим его самого, свободным ответить или не ответить на молитву.
Эволюционистская теория Дж. Фрэзера, утверждающая, что религия возникает из магии и, соответственно, молитва — из магического заклинания, ныне имеет мало сторонников. Её опровергает практически доказанное сосуществование магии и религии у всех народов, присутствие заклинаний и молитва во всех религиозных практиках.
Также немного сторонников у теории анимизма Э. Тайлора, полагающей, что первоначально молитвы имели исключительно просительный характер и касались земных благ, часто следуя принципу взаимообмена. Существующие во всех религиозных практиках просительные молитвы обычно соединяются с молитвами восхваления, благодарения, им часто предшествуют покаянные молитвы и плачи.
Существование молитв в глубокой древности у людей дописьменной эпохи косвенно подтверждается изобразительными памятниками: отпечатки ладоней на стенах пещер (верхний палеолит), которые могут трактоваться как знак личной причастности святыне; изображения людей в характерных для молитвы позах (росписи Чатал-Хююка; средний неолит).
О всеобщности молитвы свидетельствуют первые тексты и воспоминания ранних письменных цивилизаций о дописьменном времени. Так, согласно английскому издателю шумерских литургических текстов С. Лангдону (начало XX века), молитвенные тексты на шумерском, древнейшем письменном языке Месопотамии (III тысячилетие до н. э.), намного чаще имеют просительный, покаянный или хвалебный характер, чем более поздние тексты на семитских языках Месопотамии (если это не переводы с шумерского), в которых преобладают речения магического типа.
Древне-египетские литургичекие тексты III тысячилетия до н. э. (Тексты пирамид) не содержат молитвы, однако обычно относимые к этому же времени египетские дидактические тексты говорят о молитве как о необходимом моменте в отношениях человека и Бога («Поучение Гераклеопольского царя своему сыну царевичу Мерикара»). В древне-египетских гимнах Среднего царства (начало II тысячилетия до н. э.) о молитве говорится уже вполне определённо, ещё более полно свидетельствуют о молитве гимны Нового царства (конец II тысячилетия до н. э.). Ряд гимнов Ригведы (II тысячилетие до н. э.), особенно обращённые к Варуне, имеют ярко выраженный молитвенный характер (7:88, 89).
Во всех современных религиях, где присутствует объект молитвы (его нет в буддизме тхеравады), молитва не только рекомендуется, но и предписана. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь», — говорит апостолам Иисус Христос (Лк. 21:36). «Молитесь непрестанно», — учит первых христиан апостол Павел (1 Фес. 5:17). «Вспоминайте Бога частыми воспоминаниями: хвалите Его утром и вечером, Его, Который благословляет вас», — повелевает Коран (33:41–42).
Молитва может быть коллективной и личной. Широкий спектр молитвенных практик представлен в индуизме: от молитвы как элемента ритуала до молчаливой молитвы, совершаемой только дыханием (ритмом вдохов и выдохов — праны и апаны) в полном уединении. Личные и общественные молитвы имели место в Ветхом Завете.
В современном иудаизме каждую утреннюю и вечернюю службы читаются молитвы благословения («Барху»), три раза в день читается амида, состоящая из 18 благословений, — главная общественная молитва иудаизма.
В Евангелии Христос, с одной стороны, рекомендует молиться тайно, затворив двери своей комнаты и не уподобляясь лицемерам, молящимся напоказ (Мф. 6:6), с другой стороны, Он говорит: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19–20).
В Русской православной церкви в XX веке вошли в практику коллективные молитвы всех собравшихся в храме: пение всем собранием, а не только хором «Отче наш», других молитв, часто общее чтение (не только священником) заключительной молитвой перед причащением («Верую, Господи, и исповедую…»).
В исламе тайная молитва, часто без произнесения слов (зикр), обязательно сочетается с коллективной молитвой. Наличие общественной и личной (часто тайной) форм молитвы может считаться указанием на два аспекта личности молящегося — как части целокупности мира и человечества и как индивидуальной души, ведущей диалог с Богом (в индуизме — Атмана, индивидуально переживающего свою идентичность с Брахманом).
Согласно большинству учений о молитве, Бог ждёт от молящегося только отдания Ему своей воли (души), все же возможные прошения и иные слова Бог знает ещё до того, как они произнесены. «Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). «На одно твоё слово — Аллах! — Моё — Вот Я» (перс. суфий, поэт-мистик Джалал ад-Дин Руми, XIII век).
Практически во всех религиозных практиках совершенной считается молитва, творящаяся постоянно, причём не устами, а всем естеством человека (сердцем), столь же неотторжимая от него, как и дыхание. «Когда сердце странствует в поминании, а языку повелевает молчать, — ценность такого поминания известна только Богу» (мусульманский мистик Абу Саид Ахмад аль-Харраз, вторая половина IX века).
В отличие от магических практик, молитва, совершаемая только словами без полного внутреннего сосредоточения на объекте молитвы, считается бесполезной. Для полного сосредоточения на молитве, которая должна исходить из сердца молящегося даже во время сна, в различных религиозных традициях используются вспомогательные психофизические средства сосредоточения, например православная практика Иисусовой молитвы.
От молитвы следует отличать созерцание (медитацию), грань между которыми часто бывает очень тонкой.
В современном религиоведении различают три аспекта молитвы: молитва-текст, молитва-действие и молитва-причина.
Молитва как текст — это собственно слова молитвы, произнесённые или записанные (молитвенники; молитвы, записанные этнологами; молитвы, вкрапленные в различные произведения; записи богослужебных последований). Молитвы как действие — это весь контекст молитв, практически составляющий всю религиозную практику той или иной культуры: предписания для положения тела во время молитвы, ритуальные обстоятельства, предшествующие, сопутствующие и последующие молитвы (чистота, пост, форма одежды и др.), формы коллективных молитвенных собраний, помещения для молитвы и т. д. Молитва как причина (объект) — это всё то, что сказано и написано о ней самими молящимися и богословами той или иной религиозной традиции.
О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Молебен
Фото сайта Общественного фонда «Центр Национальной Славы России» |
В таинствах Церковь сообщает своим членам благодатные дары для совершения спасения в их земной жизни.
В жизни христиан могут быть различные потребности и нужды. Церковь и в этих случаях не оставляет христиан без своего особенного заступления, наставления и освящения. На всякую потребу она отвечает молитвою и благословением. Когда постигают нас житейские скорби и болезни, когда угрожают нам враги видимые и невидимые, когда тревожат нас соблазны мира или, наоборот, когда мы удостаиваемся особых милостей и благодеяний Божиих, — для всех таких случаев существует особый вид частного богослужения «на всяку потребу», на котором воссылаются Богу и Его угодникам или прошения о ниспослании потребной милости, или благодарение за дарованные блага. Формами такого богослужения служат особые молитвословия и молебные пения.
Молебен — это богослужение, совершаемое по особой какой-либо нужде, общественной или частной.
Молебны выделились из древних общественных молений, при которых возносились и с которыми соединялись частные моления верующих о своих собственных нуждах. После прекращения гонений на христиан и с умножением числа верующих общие моления по частным потребностям христиан мало-помалу выделились из общественных молитвословий и составили особые чины молебнов и молитв на разную потребу. Те и другие в настоящее время изложены в Требнике, в Книге молебных пений и особых книжках.
В Требнике (Малом, Большом и Дополнительном) помещаются молитвы на благословение разного рода пищи («брашна»): мяса, сыра, яиц, начатков овощей и фруктов, молитвы на основание строений, путешествующим, молитвы в начале Рождественского и Великого постов и мног. др. Чин совершения этого вида молитвословий весьма прост и несложен. Для совершения молитвословия на какой бы то ни было случай священник облачается обыкновенно в епитрахиль (иногда и в фелонь). После начала, которым служит иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое и по Отче наш, а иногда просто приглашение священника: «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы соответственного содержания. Молитва сопровождается священническим благословением или кроплением святой водою предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит обычно вместе с тем отпустом. (Об освящении священных вещей храма и икон будет подробнее сказано ниже.)
В книге «Последование молебных пений» содержатся молебные пения или просто молебны, по своему составу представляющие из себя сокращенное утреннее богослужение, приспособленное к нуждам лиц, для которых оно совершается. Молебны на разные случаи помещены также и в Большом Требнике. Молебны совершаются в храмах или в частных домах.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
По способу совершения молебные пения различаются двух видов: одни с пением канона и чтением Евангелия (иногда и с акафистом), другие — без канона, а некоторые и без чтения Евангелия.
С каноном совершаются следующие молебные пения: во время бездождия, во время безведрия, по случаю наводнения, «во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы».
Без канона совершаются: молебное пение на новый год, при начатии учения отроков, о недужных, о получении всякого прошения, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти и др.
Без канона и без Евангелия совершается молебен святому великомученику Феодору Тирону в пятницу 1-й седмицы Великого поста и др.
Молебное пение начинается возгласом или вечерни, или утрени («Слава Святей…»), или литургии.
После возгласа поется «Царю Небесный», а от Пасхи до Вознесения — «Христос воскресе» (трижды), читается Трисвятое по Отче наш и затем псалом, избранный соответственно цели моления.
Далее произносится великая ектения с приложением соответствующих прошений.
Затем поются «Бог Господь» и тропари.
Читается 50-й псалом и поется канон. Припевы к тропарям канона обычно указываются на ряду.
После 3-й песни бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже».
После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, предваряемое прокимном и соответствующими молитвословиями; в некоторых молебнах пред Евангелием читается и Апостол. Иногда после 6-й песни перед чтением Евангелия читается акафист.
Канон оканчивается пением «Достойно есть» или, в праздник, — ирмосом 9-й песни канона праздника.
После чтения Трисвятого по Отче наш — поется тропарь и произносится сугубая ектения и особая молитва, приспособленная к предмету моления или благодарения (молитва иногда читается с коленопреклонением).
После молитвы бывает отпуст, который священник произносит с крестом в руках.
Если молебен совершается без канонов, то после «Бог Господь» и тропарей сразу бывает чтение Апостола и Евангелия, после которого сразу — сугубая ектения и молитва. После молитвы иногда поется великое славословие или «Тебе, Бога, хвалим», а после отпуста — многолетие.
Схема общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым такая же, как и молебных пений с каноном, помещаемых в «Книге молебных пений».1 Но вместо канона поются запевы, заменяющие собой ирмосы и тропари канона.
Священник (возглас): Благословен Бог наш.
Хор: Аминь. Царю Небесный.
Чтец: Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся (трижды) и 142-й псалом. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды).
Диакон: Бог Господь.
И поются тропари (смотря по молебну) и Богородичен 1-й — по гласу последнего тропаря.
Чтец: 50-й псалом. После чего священнослужители поют группу запевов (повторяемых хором): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или «Пресвятая Богородице, спаси нас» или «Святый… моли Бога о нас» (смотря по молебну). Затем: «Слава». — Хор: «И ныне».
Каждая такая группа запевов соответствует одной песни канона, и поют их по числу песней в каноне (ирмосы не поются).
По 3-й и по 6-й песни поется катавасия: «Избави от бед» (если молебен Спасителю) или «Спаси от бед» (если Богородице), или: «Моли Бога о нас» (если святому). Затем: «Призри благосердием, Всепетая Богородице».
После 3-й песни — сокращенная сугубая ектения.
По 6-й песни — малая ектения, прокимен и Евангелие.
По 9-й песни вместо катавасии — Достойно есть, а в двунадесятый праздник — задостойник.
Чтец: Трисвятое по Отче наш.
Хор: Тропарь или кондак. Затем произносится сугубая ектения — «Помилуй нас, Боже…». [1]
После ектении произносится возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва Спасителю или Божией Матери, или святому, смотря по молебну. [2]
Затем: «Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас», и проч. И бывает отпуст, на котором поминаются святые, которым пелся молебен.
Если молебен поется с акафистом, то акафист поют после 6-й песни, но прежде малой ектении и Евангелия (по другой практике — после ектении пред Евангелием).
Если молебен соединяется с водоосвящением, то водоосвящение совершается после чтения Евангелия. По прочтении Евангелия поют тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая» — по Требнику все по ряду; а в конце водоосвящения поют: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» и опять поют запевы за 7-ю, 8-ю и 9-ю песни по указанному выше чину.
Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного молебна тем, что в нем преобладает пение пасхальных песнопений. Вначале не бывает мирной ектении и пения тропаря, а поется «Христос воскресе» со стихами (как на пасхальной утрене и литургии). Канон поется Пасхи с припевами святому. Ектения краткая сугубая бывает только в конце молебна. [3]
|
[1] Благопотребные прошения на мирной и сугубой ектениях помещены в конце Иерейского молитвослова («Службы различные»), в Книге молебных пений и в Требнике. В некоторых древних Служебниках в конце помещалось «Собрание благопотребных прошений, ко времени и нуждам употребляемых».
Прошения, прилагаемые на ектениях молебнов, иногда прибавляются и на литургии, на ектениях великой и сугубой. — См. ниже Приложение к пособию.
[2] Молитвы, читаемые на молебнах, помещены в книге «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим», а также в Книге молебных пений и в Акафистниках.
[3] Порядок совершения общего молебна Спасителю, Божией Матери и святым помещен в Требнике.
Само последование общего молебна и молебного пения в Пасхальную седмицу помещено ниже в Приложении к данному пособию. Краткий устав молебна в Пасхальную седмицу указан также в пособии Никольского по Уставу богослужения.
Какие молитвы бывают в Православии
По предметам апостол различает четыре вида молитв:
Молитва есть моление или умаливание о грехах, когда кто, пришедши в сокрушение о содеянных им настоящих или прошедших грехах, испрашивает прощения в них; моление бывает, когда кто, молясь, что-либо приносит или обещает Богу, говоря: «я то и то сделаю, только ущедри, Господи!»; прошение бывает, когда, находясь в горячности духа, возсылаем молитвы за других, о тех, кого мы любим, или о мире всего мира; благодарение — когда ум приносит Богу благодарность и славословие, вспоминая прошедшие благодеяния Божии, или видя настоящие, или прозревая, какие в будущем уготовал Бог блага любящим Его.
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, есть нам где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться. Такие молитвы называются покаянными.
Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), то поэтому мы должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться, и тогда уже просить Бога о наших нуждах. Значит, покаянная молитва должна всегда предварять просительную молитву.
Что значит поемое часто в церкви Господи, помилуй? Это вопль виновного и осужденного на казнь, просящего помилования. Мы все повинны вечному проклятию и вечному огню за свои бесчисленные грехи, и только благодать Господа Иисуса Христа, ходатайствующего о нас пред Отцем небесным, спасает нас от вечного наказания. Это вопль кающегося и изъявляющего твердое намерение исправиться и начать новую жизнь, подобающую христианину. Это вопль грешника кающегося, который готов сам миловать других, как безмерно помилованный и милуемый Богом, Судиею дел его.
Эту молитву произносим мы при начале каждого дела.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу» (или, как еще принято: «Слава Тебе, Господи!»). Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милость к нам.
Боже, будь милостив ко мне, грешному.
Это молитва мытаря (сборщика податей), покаявшегося в своих грехах и получившего прощение, как видно из притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14).
Иди мытаревым путем, и спасешься.
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Молитва эта называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Поэтому эта молитва — самая главная молитва из всех.
Всевозможно старайся о том, чтобы славился чрез тебя Отец твой, Иже есть на небесех.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Исключительно важное значение Церковь придает Молитве Иисусовой. Монашествующие должны повторять ее постоянно, а живущим в миру предлагается пользоваться ею для отражения всякого дурного движения души и при совершении всякого ответственного дела.
Молитва Иисусова — это общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. нет иного такого оружия, которое бы более ее посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь, разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости и сладости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел.
Лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он, один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Молитву эту (ангельскую песнь Пресвятой Троице, или «Трисвятое») нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Молитва эта — просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно. Слова: «имене Твоего ради» относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».
Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий,
«Богородице Дево. » читать 12 или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.
Читать хоть с поясными поклонами, как одной (рабе Божией), явившись во сне, сказала Сама Божия Матерь, прибавив, что это для ее же пользы.
Потрудись не в молитвенный час, а в другое свободное время обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты и во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святые Божии люди имели просвещенные очеса сердца (Пс. 49, 15) и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чем нам нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. — О, как хороши эти молитвы! Мы иногда не чувствуем и не знаем цены их, между тем, как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, именно цену романам, этому красноречивому, пустому многословию, — и, увы! — драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими; и тогда как все светское находит просторный приют в сердцах большой части, молитва — увы! — не находит и тесного уголка в них. А когда она попросится к нам и взойдет хотя одной ногою, ее тотчас выталкивают, как нищего, как человека, не имеющего одеяния брачного.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.