Содержание
- 1 Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
- 2 Молитвы святым угодникам
- 3 Как прикладываться к мощам святых?
- 4 Молитвы святителю Иоанну Милостивому: правила прочтения, тексты на русском языке
- 5 Молитва святые мощи из чего они состоят
- 6 Почему мы почитаем святые мощи?[4]
- 7 Основа для почитания мощей святых
- 8 Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.
Мощи святых, в чем их уникальность
Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.
Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.
Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.
Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.
Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.
- Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
- В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
- Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.
Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.
Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.
Как выглядят святые останки
По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.
Святые мощи — это разные части тела, кости или пепел.
К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:
- Сергия Радонежского;
- Св. Амвросия;
- Св. Луки и многие другие святые.
Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.
Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют
Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.
На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.
Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.
Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.
Нетленные тела — миф или действительность
Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.
Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.
Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.
Святая Матрона — одни из почитаемых в России останков
При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.
Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:
- стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
- даровать исцеление;
- устроить бизнес;
- освободить от проклятия бесплодия.
Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.
Молитвы святой Матроне Московской:
Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.
Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.
О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.
Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.
Истории похищения мощей
Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.
Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:
Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.
Еще о святых мощах:
Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.
Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.
Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.
Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.
Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.
Молитвы святым угодникам
Святые угодники – это благочестивые люди, силою своей веры преодолевшие многие искушения, неукоснительно выполнявшие заповеди и удостоившиеся при жизни особой благодати. Они заступались за несправедливо обиженных, помогали бедным и слабым, утешали и наставляли на истинный путь. Многие из них могли творить чудеса, например, исцелять тяжело больных. К ним обращаются с просьбой о ходатайстве перед Богом в различных потребностях. В данной рубрике вы найдете информацию о том, чем известен тот или другой святой, узнаете, какую молитву ему можно возносить и чем она способна помочь.
Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.
Как прикладываться к мощам святых?
С первых веков христианства сложилась традиция почитания останков святых людей. Сегодня в России эта традиция возрождается, но её истоки и правила приложения к святыням многим современным христианам остаются незнакомы.
Почему православные почитают мощи святых божиих угодников
Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.
Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе. При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них.
Смысл приложения к святым мощам
Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.
Перед святыми мощами люди молятся о следующем:
- о даровании физического и душевного здоровья;
- об укреплении духа и веры;
- о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
- о помощи в семейных конфликтах.
Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.
Святые мощи и церковный этикет
Нахождение в каком-либо населенном пункте святых мощей — важное событие духовной жизни этого региона. К святыне выстраивается длинная очередь из христиан, желающих приобщиться к Божественной благодати. Большое скопление народа требует от каждого верующего человека соблюдения церковного этикета и специальных рекомендаций Православной Церкви для паломников.
При посещении любой православной религиозной организации следует соблюдать следующие правила:
- Одежда паломника должна соответствовать благочестивым христианским традициям. Женщины должны надеть одежду с длинным подолом, закрывающую плечи. Наличие головного убора для дам является обязательным требованием. Мужчинам следует выбрать вещи, закрывающие колени и плечи.
- Нельзя подходить к святыне в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
- Находясь в храме следует соблюдать тишину, не толкаться и не вступать в спор с другими прихожанами.
Поклониться мощам приходит множество людей. Церковнослужители считают пребывание в очереди к святыне духовным испытанием для паломника. Это время можно занять следующими делами:
- чтением жития и акафиста святому;
- молитвенному обращению к предстоятелю, в котором излагается просьба;
- написанием записок на молебен, читаемый священниками у мощей.
Собираясь приложиться к мощам следует учитывать погодные условия и собственное состояние здоровья. При необходимости с собой следует взять следующие предметы:
- зонт, защищающий как от солнца, так и от осадков;
- складной стул;
- лекарственные средства;
- воду в пластиковой таре.
Паломникам, берущим на прикладывание детей, следует учитывать, что они не могут долгое время сосредотачиваться на монотонной деятельности. Родители должны продумать, чем занять детей во время ожидания. Ребёнка следует подготовить к посещению храма и приложению к мощам следующим образом:
- рассказать о жизни святого человека, к мощам которого решили приложиться;
- объяснить смысл происходящего действия;
- рассказать о строении храма, роли священников в духовной жизни человека.
Во время пребывания в храме следует тихим голосом отвечать на возникающие у ребёнка вопросы. Паломничество к святыне должно оставить в его душе добрые и светлые чувства.
Как правильно прикладываться к мощам святых
Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:
- Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
- После поклонов следует перекреститься.
- После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
- Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
- Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.
Стоит ли читать молитвы перед мощами
Молитвенную просьбу к предстоятелю не читают непосредственно около раки с мощами, так как это задерживает очередь. Молитву святому человеку начинают читать дома или в очереди к святыне. После приложения молитва читается в домашних условиях перед домашними образами.
Эта рекомендация относится к ситуации, когда мощи временно пребывают в каком-либо населённом пункте. Паломникам, приехавшим приложиться к мощам в месте их постоянного пребывания, следует следовать рекомендациям, которые дают местные священнослужители.
Где можно приложиться к мощам святых
На территории России находятся множество мощей святых людей, воссиявших в русских землях. Наиболее почитаемые православными христианами святыни находятся в следующих обителях:
- мощи святой Матроны Московской покоятся в Покровском монастыре российской столицы;
- святые останки Сергия Радонежского находятся в основанной им обители в подмосковном городе Сергиев Посад;
- в Звенигороде покоятся мощи Саввы Сторожевского;
- мощи Серафима Саровского находятся в Дивеевом монастыре, расположенном в Нижегородской области;
- мощи Александра Невского находятся в Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга;
- в задонском Богородицком мужском монастыре покоятся мощи Тихона Задонского.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Полный список российских святынь можно увидеть на сайте Московского патриархата.
Мощи святых угодников Божьих:
Частица мощей различных святых обязательно хранится в каждом православном соборе. Церковная традиция не разрешает проводить освящение нового храма, если в нём не присутствует часть какой-либо святыни.
Как относятся к мощам в Православной Церкви
Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.
Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.
Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.
Можно ли прикладываться к мощам во время месячных
По сложившейся церковной христианской традиции женщина во время ежемесячных недомоганий не должна заходить в церковь дальше притвора. В некоторых случаях с благословения настоятеля выбранного храма она может находиться в основном храмовой помещении, но при этом ей запрещается держать свечу, прикладываться к святыням и принимать церковные таинства.
Некоторые современные священники, отмечают, что женщина во время месячных кровотечение может молиться у святых мощей с благословения своего духовника, но она не должна дотрагиваться до Святыни.
Святые мощи, наравне с иконами, распятиями и материальными свидетельства жизни Иисуса Христа и Богородицы, являются величайшими святынями Христианской Церкви. Они помогают христианам укрепиться в вере и ощутить Божию Благодать, которая заключается в останках святых людей.
Молитвы святителю Иоанну Милостивому: правила прочтения, тексты на русском языке
Мирская биография и житие святого Иоанна
Святитель Иоанн родился на Кипре в VI ст. в доме известного человека по имени Епифаний. Когда юному Иоанну было 15 лет, с ним произошло удивительное событие, которое стало определяющим для дальнейшей жизни. Во сне юноша увидел прекрасную деву, голову которой украшал масличный венок. Она коснулась Иоанна, отчего он проснулся и увидел ее уже наяву. Из слов прекрасной девы будущий патриарх понял, что она является Милосердием. Эта добродетель стала спутницей святителя на жизненном пути, и в дальнейшем его прозвали Милостивым.
Послушавшись родительской воли, Иоанн вступил в брак, но семейная жизнь продлилась недолго. Его дети и супруга умерли, и после их упокоения он принял монашество. Подвиги Иоанна сделали его известным среди людей. Царь Ираклий и духовенство упросили его стать патриархом опустевшей патриаршей кафедры в Александрии. Приняв сан, патриарх Иоанн очистил Церковь от ереси антиохийца Фуллона.
После разграбления Иерусалима персами милостью и щедростью святителя многие плененные христиане были выкуплены из уз.
Рука патриарха Иоанна никогда не оскудевала для всех нуждающихся в его помощи. Святитель помогал бедным людям милостыней. Он велел своим служителям сделать своеобразную перепись всех нищих и убогих в городе, которых назвал своими господами. Их оказалось 7500 человек. Каждому из них святитель велел ежедневно выдавать пропитание.
Святитель помогал бедным людям милостыней
Замечая в толпе, что человек, уже получив от него милостыню, перебегает вперед, чтобы принять помощь из рук святителя еще раз, патриарх не отказывал этому человеку. Он думал, что, может быть, сам Господь его проверяет. Поскольку служители патриарха допускали к нему не всех приходящих, святитель Иоанн выбрал два дня – среду и пятницу, которые проводил у дверей патриаршего собора. Каждый, кому была нужна помощь в нужде или решении любых распрей, приходили к милостивому патриарху.
Святой Иоанн был постником и аскетом, всегда помнил о смерти. Он велел сделать себе гроб, но оставить его незаконченным, и по его просьбе мастера приходили к нему каждый праздничный день, спрашивая, не пора ли заканчивать работу. Незадолго до своего отшествия к Господу святитель по болезни оставил кафедру и вернулся на Кипр. В дороге, в сонном видении он увидел светозарного мужа, сказавшего ему: «Царь царей зовет тебя к Себе». Вскоре святитель умер. Его святые мощи хранятся в венгерском городе Пресбурге. Частицы мощей есть во многих храмах.
Святые мощи хранятся в венгерском городе Пресбурге
О чем просят святого Иоанна
Святой патриарх показал людям пример милосердия, смирения и кротости. Он никогда не отказывал нуждающимся. Его просят о помощи в трудных финансовых ситуациях, в нужде. Но в молитве никогда не просят денег ради обогащения и приобретения вещей, желаемых из прихоти, а не по нужде. Также к нему прибегают с молитвой люди, страдающие жестокосердием и злобой, не умеющие прощать. Святому молятся о благополучии в семейной жизни, правильном построении семейных отношений.
Видео «Молитвы о помощи в бедности и нужде»
В этом видеоcюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения к Господу и святителю Иоанну Милостивому.
Как правильно читать молитвы
Хорошо иметь икону святого, но если ее нет, молиться святителю все равно можно и нужно. Есть несколько особенностей, которые для воцерковленных людей являются сами собой разумеющимися:
- Молитву, тропарь, акафист святителю нужно читать из православных молитвословов и акафистников, на которых указано, что книга имеет благословение архиерея. Нельзя пользоваться молитвами неизвестного происхождения, которые встречаются в народе. Это может быть заговор, а использование любых заговоров православными неприемлемо.
- Не нужно стараться выдавить из себя во время молитвы благодать и слезы. Важно молиться внимательно, искренне и смиренно, в простоте.
- Во время чтения молитвы или акафиста важно сохранять внимательность, бороться с находящими мыслями. Этого не достичь без старания и помощи Божией, но нужно всячески понуждать себя, работать над собой.
Во время молитвы нужно всех прощать, как заповедал сам Господь. Люди, страдающие злопамятством, могут прибегать к помощи святого патриарха и просить исцеления своего сердца.
Святитель Иоанн Милостивый – образец милосердия для каждого человека. Он старался всем помочь и скорбел, если не получал такой возможности, когда никто к нему не приходил за помощью. Ему молятся в разных нуждах, особенно при тяжелом материальном положении.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Молитва святые мощи из чего они состоят
И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху». Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук — в Киевском Софийском соборе, челюсть — в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.
Итак, как в древней христианской, так и в Русской Церкви в одинаковой степени почитались мощи святых, сохранившиеся как в виде одних костей, так и с присохшею иногда к костям нетленною плотию.
Почему мы почитаем святые мощи?[4]
Почему мы почитаем святые мощи?[4]
Что такое святые мощи? Почему Православная церковь установила их почитание? Откуда берется уверенность верующих, что по молитвам у святых мощей они непременно получат помощь и заступничество святых?
«Слово “мощи” в буквальном переводе с греческого означает «останки». В этом же смысле всегда употреблялось слово “мощи” и в церковнославянском языке. Впрочем, точнее будет сказать, что мощами принято называть кости усопшего человека, то, что долго еще сохраняется после его ухода в мир иной.
В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: “Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи»” (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195).
В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбен-ского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297–298).
В Церковной истории говорится, что мощами всегда назывались сохранившиеся останки святых мучеников и великих подвижников. Почитаются мощи, даже если сохранились они только в виде пепла или праха.
В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирн-ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота».
Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну».
Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах… С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион…» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла – в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).
В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для всех верующих людей.
Основа для почитания мощей святых
В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.
1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».
Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.
В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей.
2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.
3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», — читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.
Итак, несомненно, «само тело Христово, — как говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова. «. Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.
Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей — главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие.
Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522-528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.
Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений — или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.
Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
Объяснение этой православной традиции можно найти в творениях святых отцов.
Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком… Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя».
Один из учителей древней Церкви Ориген говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно – состоящее из людей, другое – из небожителей…» Это значит, молясь у мощей святых, мы как бы молимся вместе с ними, единой молитвой.
К концу VII века Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С тех пор в каждом храме есть антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. А значит, в любом храме обязательно есть мощи святых, которые, согласно нашей вере, как бы служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства за нас перед Господом.
Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», – читаем мы в молитве Преподобному Сергию Радонежскому.
Благодать Божия преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.
Благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Мощи святых, говорит пророк Ефрем Сирин, врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа…
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
По материалам статьи «Почитание святых мощей», Журнал Московской Патриархии, № 1, 1997 г.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.