Молитва Святой милицы сербской

Молитвенное правило: Молитва Святой милицы сербской | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Евгения (Милица) Сербская, святая благоверная княгиня

Заказать икону святого

Житие

Милица Сербская(серб. Кнегиња Милица ; ок.133511 ноября1405) жена сербского князяЛазаря Хребеляновича. Происходит из княжеской династииНеманичей. Её отец князь Вратко, в народной традиции известен какЮг-Богдан. Вратко был правнуком сына Неманича Вукана и внук сына Вукана, Дмитрия (в монашестве Давида). Давид воздвиг монастырь Давидовец (манастир Давидовицa).

Милица родилась около1335 года, а примерно в1353 годувышла замуж за Лазаря Хребеляновича. После смерти царяСтефана УрошаЛазарь стал князем Рашки со столицей в Крушевце.

У князя Лазаря и княгини Милицы было восемь детей. Три сына (Добривой (умер при рождении),Стефани Вук) и пять дочерей (Елена, Мара, Драгана, Теодора и Оливера). Мара была выдана заВука Бранковича, Елена за Джурджа II Балшича, Драгана за болгарского царяИвана Шишмана, Теодора (Елена) за бана Николу II Горянского, а самая младшая, Оливера за турецкого султанаБаязида I.

Когда муж Милицы в1389 годупогиб на Косовском полев битве с турками, она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры сОсманской империей, в1398 годувместе с близкой подругой Еленой (в монашестве Евфимия), вдовой деспота Углеше Мрнявчевича, отправилась к султануБаязидуи представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии вБелградбыли перенесенымощипреподобнойПараскевы Сербской.

После совершеннолетия её сынаСтефанаушла с Еленой в монастырь Любостинию, который сама же и основала. В нём постриглась в монахини и получила имя Евгения. Перед смертью приняла схиму с именем Ефросиния. Скончалась11 ноября1405 годаи была похоронена в монастыре.

Сербская православная церковьпричислила Милицу к лику святых, её 19 июля (поюлианскому календарю).

Милица занималась литературой. Известны её произведения Молитва матери (серб. Молитва матере ) и Вдовству моему жених (серб. Удовству мојему женик ). Считается что её литературный дар унаследовали её дочь Елена Балшич и сын Стефан. Дети Лазаря и Милицы именуютсяЛазаревичами.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Милица Сербская, св. — житие

Эта страничка относится к разделу

&nbsp Милица Сербская, св.

Святая Милица была женой святого князя Лазаря, погибшего во время великой Косовской битвы (1389 г.), защищая Святую Церковь от мусульман. После смерти супруга она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры с Османской империей, в 1398 году вместе с сыном Евфимием отправилась к султану Баязиду и представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии в Белград были перенесены мощи преподобной Параскевы Сербской.
В 1393 году поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгении. Когда ее сын, в 1402 году, на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, правила государством. Святая Милица заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помо-гала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. После своей кончины совершила множество чудес. Ее мироточивые мощи исцелили много больных. Вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей ныне Сербии.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

Имя Милица в православном календаре (Святцах)

Имя Милица имеет древнегреческое происхождение и переводится, как «пчела» или «медовая».

В Православных Святцах упоминается лишь о двух святых, нареченных этим именем.

Святая Милица, княгиня Сербская, даты памяти 1 августа и 12 сентября

Она была женой святого князя Лазаря, который погиб, защищая Церковь от мусульман во время великой Косовской битвы.

После смерти супруга святая Милица стала управлять своим народом до тех пор, пока не вырос ее сын Стефан. В 1393 году она стала насельницей Жупаневачского монастыря. Здесь же и приняла монашеский постриг с именем Евгения.

В 1402 году ее сын покинул на время страну. Несмотря на свой монашеский чин, святая Милица (Евгения) вынуждена была управлять государством.

Она творила дела милосердия: заботилась о вдовах, принимала в монастырь тех, чьи мужья погибли в бою, помогала возводить новые монастыри и храмы.

Уже в конце своей жизни святая приняла великую схиму с именем Евфросиния. После смерти ее мощи замироточили. Многие больные получили от них исцеление.

Икона святой Милицы, княгини Сербской

Святая мученица Милица Кувшинова, даты памяти 4 и 5 февраля по новому стилю.

Она родилась в 1891 году в Полтавской губернии. В начале 30-х годов 20-го века она поселилась в городе Истре. Милица вела очень уединенный образ жизни, общалась только с монахинями, которые переехали в город из закрытых монастырей.

Сотрудники НКВД долго собирали сведения для ее ареста. В своих докладах они писали, что Милица Ивановна была «монашкой». Однако позже, на следствии, она объяснила, что не принимала монашеского пострига.

Читайте так же:  Слово плоть бысть икона и молитва

В ее деле были приведены слова лжесвидетеля, который 15 января 1938 года при допросе сказал, что Милиция Ивановна ругалась на советскую власть, называла их извергами, обвиняла в закрытии церквей.

Через неделю ее арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. При допросе она отрицала свою контрреволюционную агитацию. На следующий день после ареста следствие было уже закончено. Тройка НКВД приговорила Милицу Ивановну к расстрелу.

За день до исполнения приговора ее сфотографировал сотрудник НКВД, чтобы убийцы не обознались при казни. 5 февраля 1938 года она была расстреляна.

Ее тело погребли в общей могиле на Бутовском полигоне.

Видео (кликните для воспроизведения).

Икона святой мученицы Милицы Кувшиновой

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspМилица Сербская, св.

Ключевые слова:
Сербия, Св. жена, Княгиня, X-XVII, Корона

Дни празднования:

  • 1 августа (19 июля по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 2 (в прошлом: 2).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Милица Сербская, св. — житие
Милица Сербская Святая Милица была женой святого князя Лазаря, погибшего во время великой Косовской битвы (1389 г.), защищая Святую Церковь от мусульман. После смерти супруга она стала управлять Сербией при малолетстве её сыновей. Вела дипломатические переговоры с Османской империей, в 1398 году вместе с сыном Евфимием отправилась к султану Баязиду и представляла интересы своего малолетнего сына Стефана. При её участии в Белград были перенесены мощи преподобной Параскевы Сербской. В 1393 году поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгении. Когда ее сын, в 1402 году, на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, правила государством. Святая Милица заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помо-гала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. После своей кончины совершила множество чудес. Ее мироточивые мощи исцелили много больных. Вместе с[. ]

Изображения иконы Милица Сербская, св.

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 7. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Сербия. 2007.] Свв. Николина, Милица, Ангелина Сербские. Галин Ганчев (Болгария). Роспись. Jovanje. Сербия. 2007 г.

Файл 8381.jpg: | |
Размер: 1107×1142, 1.26 MPix, 214 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 27 (253) , 0 (21) .

Описание: [Сербия. Ок. 1403.] Свв. Лазарь и Милица. Фреска. Сербия (Монастырь Любостинья — Ljubostinja Monastry). Около 1403 г.

Файл 8382.jpg: | |
Размер: 1126×1200, 1.35 MPix, 432 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 35 (155) , 0 (14) .

Описание: монастырь Челие-иконописная мастерская,Сербия

Файл 15926.jpg: | |
Размер: 500×708, 0.35 MPix, 85 Kb.
Дата: 2012-01-12, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 39 (233) , 1 (22) .

Файл 17089.jpg: | |
Размер: 359×522, 0.19 MPix, 95 Kb.
Дата: 2012-05-10, анонимно.

Рейтинг изображения: 33 (263) , 2 (53) .

Файл 20706.jpg: | |
Размер: 400×547, 0.22 MPix, 69 Kb.
Дата: 2013-02-11, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 30 (128) , 0 (23) .

Файл 23556.jpg: | |
Размер: 466×1203, 0.56 MPix, 119 Kb.
Дата: 2014-04-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 32 (102) , 0 (14) .

Файл 23557.jpg: | |
Размер: 200×324, 0.06 MPix, 25 Kb.
Дата: 2014-04-09, анонимно.

Рейтинг изображения: 34 (70) , 1 (10) .

Царица Милица, святая и дипломат

Княгиня, или, как называют ее в народной поэзии, царица Милица, принадлежит к святородной династии Неманичей, дочь князя Вратка, в народной традиции известного как Юг Богдан. Рожденная в 1335, в 18 лет она выходит замуж за князя Лазаря (Хребеляновича), после трагической гибели которого на Косовом поле, продолжает решительную и мудрую политику вместо несовершеннолетних сыновей Стефана и Вука. О ней в «Хвалебном слове князю Лазарю написано, что «царица Милица ничем не уступала в доброте своему супругу». После смерти Царя Лазаря она постриглась в монахини с именем Евгения, а перед смертью приняла схиму и получила имя Евфросиния.

После Косовской битвы, в 1391 г., святые мощи Св. вмч. кн. Лазаря были перенесены из храма Вознесения Господня (Приштина) в его задужбину монастырь Раваницу

В сербской истории княгиня Милица вместе с Евфимией, вдовой князя Углеши, стали дипломатическими посредниками, которые содействовали перенесению мощей Святой Параскевы Пятницы из Видина в Белград.

Спустя некоторое время после Косовской битвы Милице поступает предложение от султана Баязита, который намеревался взять в жены младшую дочь князя Лазаря, подчинив тем самым Сербские земли. Княгиня Милица пошла на этот унизительный для сербского народа шаг при условии, что ее дочь не перейдет в мусульманство.

Княгиня Милица (Монахиня Евгения) оставила свой след и в сербской литературе (Молитва матери и Вдовству моему жених): «Смилуйся надо мной, Господи, укрепи детей моих в благоверии благоденствии, чтобы в благочестии служили Тебе, Богу твоему, как господин и родитель их святопочивший князь Лазарь», поэтому не без причины считается, что литературный талант от нее унаследовали ее дети: княгиня Елена Балшичка и поэт Деспот Стефан.

Некоторые озлобленные великаши оклеветали ее сына Стефана, и султан Баязид требовал личного оправдания. Боясь за жизнь сына, княгиня Милица решается как монахиня.

Во время посещения Баязита в г.Сер, преподобная Евгения и Евфимия взяли с собой в дар монастырю Хиландар большую алтарную завесу, на которой Евфимия собственноручно вышила лики Христа Спасителя, Св. Василия Великого и Св. Иоанна Златоуста. По низу завесы она вышила такую дивную и смиренную молитву: «От нечистых уст, от мирского сердца, от скверного языка, от души оскверненной прими моление мое, о Христе мой! И не оттолкни меня, послушницу Твою, будь милостив ко мне в час исхода моего. Я, до суда Твоего, Господи, осуждена совестью своей и нет у меня никакой надежды на спасение, если милосердие Твое не победит множество беззаконий моих. Поэтому молю Тебя, Незлобивый Господи, не оттолкни ни этот малый дар, который приношу святому храму Пресвятой Твоей Матери и надежды моей, Богородицы Хиландарской. Недостойная послушница Твоя, монахиня Евфимия, дочь господина цесаря Воихны, почивающий здесь, бывшая деспотица. Дарится эта завесь храму Пречистой Богородицы (1399 г., 8 индиктиона)».

Умерла 11 ноября по старом стилю в 1405 г. Похоронена в своей задужбине монастыре Любостине, ставшим последним приютом для всех вдов погибших воинов на Косовом поле.

Любостыня была основана и воздвигнута Царицей Милицей недалеко от Трестеника. Архитектором церкви был известный «Раде Неимар» (Раде Борович), который по совету княгини украсил Любостыню замысловатыми узорами, подобными искусной вышивке. Главный храм был посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и вскоре иеромонахом Макарием были написаны фрески (1402-1405). Монахиня Евфимия подвизалась здесь и была игуменией.

Но перед тем, как уйти в монастырь, святая княгиня созывает Державный собор (1393 г), на котором передает власть своему сыну Стефану Высокому.

В это время турки разоряют и уничтожают болгарское царство в Тырново (1393 г.), откуда в Сербию приезжает монах Григорий Цамблак, который князем Стефаном и матерью его Милицей был поставлен игуменом монастыря Дечаны.

Великосхимницу Евфросинию вместе с деспотом Стефаном Сербская православная церковь поминает 19 июля (1 августа).

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Блаженная Ангели ́ на Сербская (Бра ́ нкович) , королева

Дни памяти

Житие

Краткое житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Дочь кня­зя Ге­ор­гия Ал­бан­ско­го и су­пру­га Сте­фа­на, ко­ро­ля Сер­бии, свя­тая Ан­ге­ли­на пре­тер­пе­ла из­гна­ние вме­сте со сво­им му­жем и раз­де­ли­ла все труд­но­сти жиз­ни в Ал­ба­нии и Ита­лии. Двух сы­но­вей сво­их, свя­тых Мак­си­ма и Иоан­на, вос­пи­та­ла в ду­хе ис­тин­но хри­сти­ан­ском. По смер­ти су­пру­га, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг, свя­тая Ан­ге­ли­на по­свя­ти­ла се­бя мо­лит­ве, бла­го­тво­ри­тель­но­сти и хра­мо­стро­и­тель­ству. Вер­ная же­на, доб­рая мать и со­вер­шен­ная хри­сти­ан­ка, она во­ис­ти­ну за­слу­жи­ла имя «ма­те­ри Ан­ге­ли­ны», ко­то­рым ее на­гра­дил на­род. Ее чу­до­твор­ные мо­щи со­хра­ня­ют­ся вме­сте с мо­ща­ми ее пра­вед­но­го су­пру­га – свя­то­го Сте­фа­на и их бла­го­че­сти­вых де­тей Мак­си­ма и Иоан­на в мо­на­сты­ре Кру­ше­дол. Свя­тая Ан­ге­ли­на об­ре­ла по­кой и веч­ную жизнь в на­ча­ле шест­на­дца­то­го сто­ле­тия.

Полное житие блаженной Ангелины Сербской (Бранкович)

Видео (кликните для воспроизведения).

По неко­то­рым све­де­ни­ям, Ан­ге­ли­на при­над­ле­жа­ла к ро­ду Чер­но­е­ви­чей – бы­ла до­че­рью Ан­дрея по про­зва­нию Ар­ва­нит Храб­рый и пле­мян­ни­цей во­е­во­ды Ива­на-бея, пра­ви­те­ля Чер­но­го­рии в 1465–1496 го­дах. Ко­гда ее бра­та уже, по-ви­ди­мо­му, уже не бы­ло в жи­вых, Иван вы­дал ее за­муж за серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Сле­по­го Бран­ко­ви­ча [1] . Как боль­шин­ство бра­ков пра­вя­щих особ, ве­ро­ят­но и этот был за­клю­чен по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам, что де­ла­ет еще бо­лее при­ме­ча­тель­ной свя­тость, про­си­яв­шую во всей се­мье.

Жизнь серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. Сте­фан и Ан­ге­ли­на жи­ли в люб­ви и со­гла­сии и име­ли дво­их сы­но­вей, Ге­ор­гия и Иоан­на, и двух до­че­рей, Ма­ру и Ми­ли­цу. Око­ло де­ся­ти лет, скры­ва­ясь от ту­рец­кой рас­пра­вы, се­мья про­ве­ла в ита­льян­ской об­ла­сти Фур­ла­нии. Здесь свя­той Сте­фан вме­сте со сво­ей сест­рой Ка­та­ри­ной ку­пил за­мок Бел­град, где и пре­ста­вил­ся.

Ов­до­вев в 1476 го­ду, Ан­ге­ли­на жи­ла и вос­пи­ты­ва­ла сво­их де­тей в труд­ных усло­ви­ях. Вен­гер­ский ко­роль Мат­вей Кор­вин вы­де­лил им для управ­ле­ния зем­ли в Сре­ме, при­над­ле­жав­шие неко­гда де­ду Сте­фа­на Ву­ку Бран­ко­ви­чу, и в 1486 го­ду они по­се­ли­лись в се­ле Ку­пи­но­во, ку­да пе­ре­нес­ли и мо­щи дес­по­та Сте­фа­на. Здесь бы­ла ос­но­ва­на цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки, где пер­во­на­чаль­но и хра­ни­лись эти мо­щи, яв­ляв­шие мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Пра­ви­те­лем Сре­ма стал вна­ча­ле стар­ший сын Ан­ге­ли­ны Ге­ор­гий, со­шед­ший с тро­на в 1497 го­ду, при­няв­ший по­стриг с име­нем Мак­си­ма и до­стиг­ший свя­то­сти в сане свя­ти­те­ля († 1516), а за­тем ее млад­ший сын – свя­той дес­пот Иоанн († 1502).

Свя­тая Ан­ге­ли­на по­стриг­лась в мо­на­хи­ни око­ло 1509 го­да, а мо­жет быть, и ра­нее, по при­бы­тии в Срем. В 1512–1516 го­дах, по­сле воз­вра­ще­ния из Ва­ла­хии, она ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь око­ло вы­стро­ен­ной ею церк­ви Сре­те­ния.

Еще в 1509 го­ду она от­пра­ви­ла сво­е­го ду­хов­ни­ка Ев­ге­ния к рус­ско­му ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III с тро­га­тель­ной прось­бой о по­мо­щи: «На­ша дер­жа­ва ныне упа­да­ет, а твоя дер­жа­ва воз­вы­ша­ет­ся. Возь­ми же на се­бя на­шу за­бо­ту и по­пе­че­ние о свя­тых хра­мах и оби­те­лях, ко­то­рые твои и мои бла­го­че­сти­вые пред­ки со­зда­ли». В сво­ем про­ше­нии она го­во­ри­ла о же­ла­нии вы­стро­ить цер­ковь, где на­ме­ре­ва­лась упо­ко­ить мо­щи сво­е­го су­пру­га Сте­фа­на и сы­на Иоан­на. Ме­сто для церк­ви к то­му вре­ме­ни бы­ло уже куп­ле­но за 100 ду­ка­тов. Рус­ский князь ото­звал­ся на ее прось­бу, кро­ме церк­ви, бы­ли по­стро­е­ны так­же келлии для мо­на­хинь, и по­явил­ся Кру­ше­доль­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром св. Ан­ге­ли­на ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей и где про­ве­ла свои по­след­ние дни в мо­лит­вах над мо­ща­ми су­пру­га и сы­но­вей.

Скон­ча­лась в 1520 го­ду.

В служ­бе пре­по­доб­ной Ан­ге­лине го­во­рит­ся о ее по­ис­ти­не муж­ской стой­ко­сти, без­гра­нич­ном ми­ло­сер­дии, тер­пе­нии и муд­ро­сти, су­пру­же­ской пре­дан­но­сти и ма­те­рин­ской жерт­вен­но­сти. Го­да­ми при­хо­ди­лось ей жить на чуж­бине, без близ­ких, на ее до­лю вы­па­ла тяж­кая участь пе­ре­жить не толь­ко му­жа, но и всех де­тей и несколь­ко раз бе­реж­но пе­ре­но­сить их свя­тые остан­ки.

Мо­щи и по­чи­та­ние

Мать Ан­ге­ли­на со вре­ме­нем ста­ла од­ной из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. Ее мо­щи, вме­сте с остан­ка­ми ее свя­то­го се­мей­ства, по­хо­ро­не­ны в Кру­ше­доль­ском мо­на­сты­ре и со­хра­ня­лись там вплоть до 1716 го­да, ко­гда мо­на­стырь был спа­лен тур­ка­ми при от­ступ­ле­нии от Ва­ра­ди­на. Сре­ди уцелев­ших до­ныне мо­щей со­хра­ни­лась кисть ру­ки ма­те­ри Ан­ге­ли­ны. Сла­ва мо­на­сты­ря Кру­ше­дол празд­ну­ет­ся в день па­мя­ти пре­по­доб­ной ма­те­ри Ан­ге­ли­ны.

Ча­сти­ца ее мо­щей так­же со­хра­ня­лась в мо­на­сты­ре се­ла Хо­по­во, где по­сле в пе­рой по­ло­вине XX ве­ка на­шли при­ют на­сель­ни­цы рус­ско­го Лес­нин­ско­го Свя­то-Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря. По вы­ез­де из Юго­сла­вии во Фран­цию мо­на­хи­ни увез­ли эту ча­сти­цу с со­бой.

На иконе прп. Ан­ге­ли­на изо­бра­жа­ет­ся в мо­на­ше­ской ри­зе, дер­жа­щей в од­ной ру­ке кни­гу, а в дру­гой – чет­ки или крест. Ее лик пред­став­лен на всех ико­нах свя­той се­мьи Бран­ко­ви­чей, а так­же в чис­ле две­на­дца­ти наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских на­цио­наль­ных свя­тых. Его мож­но уви­деть в со­бор­ной церк­ви ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Бел­гра­де, в Печ­ской пат­ри­ар­хии в Ко­со­ве, в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне и в дру­гих хра­мах.

В Во­е­во­дине, в се­ле Ку­пи­но­во, ря­дом с цер­ко­вью свя­то­го Лу­ки вплоть до 1930 го­да сто­я­ла цер­ковь, по­свя­щен­ная пре­по­доб­ной Ан­ге­лине.

При­ме­ча­ния

[1] Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии свя­той Ан­ге­ли­ны со­дер­жат­ся в ис­то­рии Чер­но­го­рии, на­пи­сан­ной чер­но­гор­ски­ми вла­ды­ка­ми из ди­на­стии Пет­ро­ви­чей-Него­шей, Ва­си­ли­ем и свя­ти­те­лем Пет­ром I.

Богослужения

Молитвы

Тропарь блаженной Ангелине Сербской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи, учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Ангели́но, дух твой.

Перевод: В тебе, матерь, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовала за Христом, и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобная Ангелина, дух твой.

Кондак блаженной Ангелине Сербской, глас 8

Вы́шняго живота́ жела́ющи сподо́битися,/ ни́жнюю пи́щу тща́тельно оста́вила еси́,/ и бога́тство твое́ расточи́ла еси́ ни́щим,/ и Небе́сное бога́тство прия́ла еси́,/ и по сме́рти нас освяща́еши,/ и чудеса́ твоя́, всехва́льная Ангели́но, источа́еши./ Те́мже твое́ успе́ние свято́е почита́ем, взыва́юще:// ра́дуйся, ма́ти прехва́льная.

Перевод: Небесной жизни желая удостоиться, земные наслаждения ты поспешила оставить и богатство свое раздала нищим, получив Небесное богатство, и после смерти нас освящаешь, и чудеса твои, достойная всяческих похвал Ангелина, источаешь. Потому твое святое успение почитаем, взывая: «Радуйся, матерь всеми прославляемая».

Молитва блаженной Ангелине Сербской

Молитва вторая блаженной Ангелине Сербской

О, вели́кая уго́дница Христо́ва и пресла́вная ма́ти на́ша Ангели́но! Ты́ на небеси́ душе́ю свое́ю у Престо́ла Бо́жия предстои́ши и славосло́вие Ему́ непреста́нно возно́сиши, обрати́ взо́р сво́й на на́с си́рых и скорбя́щих и помоли́ся за на́с ко Го́споду, да наста́вит на́с на пу́ть и́стины и благоче́стия, ко́им возмо́жем и мы́ по сконча́нии жития́ на́шего в Оте́чество на́ше небе́сное взы́ти и с тобо́ю Бо́гу поклони́тися. Е́й, преподо́бная на́ша ма́ти, зри́ши с небеси́, я́ко вре́мя тя́жкое безбо́жное наста́ и ду́ши на́ша ско́рбию испо́лнишася. Не́сть спаса́ющаго, не́сть помога́ющаго, то́кмо Бо́г Еди́ный, на Него́ же упова́ем и Ему́ же сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Сы́ном и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святая петка сербская о чем молятся

Эта славная святая родилась у богатых и благочестивых сербских родителей. После смерти отца Параскева покинула дом вместе со своим братом, святителем Евфимием, стремясь к подвижнической жизни. Вначале она отправилась в Константинополь, а затем в Иорданскую пустыню, где подвизалась до преклонных лет. Ангел явился ей и повелел вернуться домой. Ее брат, проживший тридцать лет в монастырской тиши, стал к этому времени епископом Мадитоса; и в конце жизни они вместе трудились о Господе. Мощи преподобной Параскевы находятся в Румынии. Тысячи людей собираются в день празднования ее памяти. В Белграде сохранился чудотворный источник, доныне приносящий многим исцеление. Мироточивые мощи ее брата являются неоскудевающим источником и до наших дней.

Мы можем написать на заказ нужный вам образ Параскевы Пятницы, в том числе:

В христианстве почитается несколько святых, носящих имя Параскева. В русском православии наиболее почитаема святая мученица 3-го века Параскева-Пятница (память совершается 10 ноября). У православных Болгарии и Сербии популярна другая святая с именем Параскева, называемая в этих странах «Петка». Память святой Параскеве-Петке совершается 27 октября. В русском православии святую Петку называют Сербской или же Болгарской Параскевой.

Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская)

Святая Параскева Болгарская родилась в 11-м веке в благочестивой болгарской семье. Место рождения Параскевы сейчас находится в европейской части Турции. Еще в юности Параскеву поразили слова из Евангелия от Матфея: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». После смерти родителей Параскева поселилась в Иорданской пустыне.

Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал:

— Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу».

Параскева вернулась на родину. Когда она умерла, «тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, — как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она».

Мощи святой были открыты позднее при чудесных обстоятельствах:

«Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:

— Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.

С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящею на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:

— Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.

Также и та светлая царица сказала ему:

— Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.

Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. По утру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие».

В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в престольный город Болгарской земли — Тернов. После завоевания турками Тернова мощи были перенесены в Белград. Однако турки завоевали и Белград и перенесли мощи святой Параскевы в Константинополь. С 1641 года мощи святой Параскевы находятся в румынском городе Яссы.

В 1994 году на средства болгарской ясновидящей Ванги в Рупите (селе, где Ванга жила последние 20 лет своей жизни) был построен храм святой Петки. Ванга была похоронена в ограде этого храма в 1996 году.

Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская). Икона в храме болгарского села Рупите.

Храм святой Петки в селе Рупите

Внутреннее убранство храма святой Петки в селе Рупите

Эту святую любят и почитают в Румынии и Сербии, Болгарии и Молдове, Македонии и Хорватии. Ей посвящены храмы и монастыри во многих городах Восточной Европы. Она считается покровительницей ткачей и вышивальщиц и помогает девушкам найти суженого. Раз в году, в середине октября, сотни тысяч людей приезжают поклониться этой святой в румынский город Яссы, где в кафедральном соборе в серебряной раке покоятся ее мощи.

27 (14) октября Русская Православная Церковь вместе с другими Православными Церквами молитвенно почитает память преподобной Параскевы Сербской, которую в разных странах называют Параскевой Болгарской, Параскевой Балканской, Параскевой Пятницей, Параскевой Юной и Параскевой Новой.

…Правда, в России верующие нередко путаются и в образе одной святой, которую именуют Параскевой-Пятницей, объединяют и Параскеву Сербскую, и Параскеву Римскую (мученицу, жившую в I веке), и Параскеву Иконийскую (великомученицу, пострадавшую от гонений во времена императора Диоклетиана в III веке), и… даже дохристианскую языческую богиню Мокошу, которой на Руси посвящали пятничный день и оттого тоже называли Параскевой-Пятницей.

Наш сегодняшний рассказ – о преподобной Параскеве Сербской.

Нам хотелось бы, чтобы верующие, читая наши рассказы о святых подвижниках, живших сотни и тысячи лет до нас, их христианских подвигах, вере и аскетизме, могли бы хоть в малой степени привнести их отношение к Богу и в свою жизнь. А то ведь так бывает, что люди, называющие себя христианами, ведут себя зачастую далеко не по-христиански и, покидая храм после Литургии, как-то сразу забывают все свои обещания Господу. Каких только картин ни приходится наблюдать в воскресные дни возле храма! То какая-нибудь дамочка во время службы, расталкивая народ в храме, проталкивает своего ребенка первым ко Причастию, а потом, и сама причастившись Святых Таинств, садится в дорогую иномарку и срывается на полной скорости от церкви, гудком клаксона разгоняя с пути нищих и бредущих старушек. То две старушки, которые в храме стояли возле икон и благоговейно молились, выйдя за церковную ограду, начинают друг с другом ругаться, словно они не у храма, а на базаре. Или такой пример: частенько наблюдаю я одну и ту же компанию прихожан, которые регулярно после Литургии оседают в кафе соседнего супермаркета, заказывают себе гору пиццы и начинают рассказывать друг другу забавные байки, стремительно теряя благочестивое настроение, с которым они еще совсем недавно стояли в храме…

И совсем по другую сторону от этих как бы верующих оказываются святые, которые, отказавшись от комфорта или роскошной жизни, выбирали себе жизнь аскетичную, уходили в пустыню или монастырь и проводили свои дни в уединении и молитве, принося себя в дар Господу. Одной из таких подвижниц была и святая Параскева Сербская.

К сожалению, как это часто бывает, когда речь идет о святых, живших более тысячи лет назад, мы мало что знаем о ее жизни и ее житие может уместиться в нескольких абзацах.

Маленький городок Епиват (его еще называют Епибат, или Епибатос). Две тысячи лет назад это была земля Византии. А сегодня турецкая территория, и сам городок, который теперь носит название Селимпаса, это летний курорт с песчаными пляжами. Он находится на побережье Мраморного моря в 50 километрах от Стамбула, если ехать по автомагистрали D100.

Здесь в начале XI века в семье богатых и знатных землепашцев родилась девочка, которую родные нарекли Параскевой. Родители ее были людьми благочестивыми и верующими, а потому и своих детей (у юной Параскевы был еще старший брат Евфимий, который позже стал епископом города Мадитоса) воспитали в христианской вере.

Эти слова глубоко запали в душу девочке, в корне изменив всю ее дальнейшую жизнь. Параскева решила посвятить свою жизнь Христу. Начала она с того, что стала раздавать нищим и нуждающимся свою богатую одежду и драгоценности, чем вызвала сильное неудовольствие своих родителей. Позже Параскева поведала отцу с матерью о своем желании принять монашеский постриг, но, хотя ее родители были благочестивыми христианами, этому решению девушки они сильно воспротивились. Совсем другим видели они будущее для своей единственной и любимой дочери.

И тогда юная Параскева приняла решение уйти из дома. Под покровом ночи она бежала из Епивата и отправилась в Константинополь. Родители снарядили отряд и пустились на поиски бежавшей дочери. Именно поэтому юной Параскеве пришлось немало скитаться: убегая от ищущих ее, она перебиралась из города в город, из селения в селение. Из Константинополя она отправилась в Халкидон, где на долгие пять лет нашла покой и уединение в монастыре Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской, тогдашней мегарской колонии на южном берегу Черного моря.

Почти всё свое время в монастыре Параскева проводила в уединении и молитвах. Несколько раз ей являлась Пресвятая Богородица. Во время одного из таких посещений Матерь Божия сказала Параскеве, что той надлежит посетить Иерусалим. Юная дева тут же собралась и отправилась в путь на Святую Землю.

Пожив некоторое время в Иерусалиме, Параскева удалилась в небольшой монастырь в Иорданской пустыне. Там она следовала примеру святой Марии Египетской: жила отшельнической жизнью, дни и ночи проводя в молитвах, питаясь лишь небольшим количеством злаков, да и то один раз в сутки после захода солнца.

По возвращении в родные места преподобная Параскева прожила еще два года и преставилась в возрасте 27 лет (кстати, именно по причине ее раннего ухода в ряде стран эту святую именуют Параскевой Юной). Похоронили святую не на общем кладбище, а в стороне от других могил, и место это вскоре затерялось.

В 1641 году турецкий султан преподнес мощи в дар правителю Молдавского княжества господарю Василию Лупу, и поначалу их поместили в монастыре Трех святителей в городе Яссы, столице Молдавского княжества (сегодня это территория современной Румынии – Ред.).

В наши дни мощи святой Параскевы Сербской находятся в кафедральном соборе города Яссы и каждый год в октябре сюда приезжают сотни тысяч паломников, чтобы молитвенно почтить день памяти преподобной Параскевы.

Молитва Святой милицы сербской
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here