Содержание
Молитвы святым
Память: 3 / 16 февраля
По преданию был переписчиком Септуагинты (книг Ветхого Завета перевода семидесяти толковников, сделано в III веке) прожил около 270 лет в ожидании обещанного Богом — того дня, когда увидит Мессию вместе с Его Пречистой Матерью. Находился при Иерусалимском храме и, встретив долгожданного Богомладенца, принял Его на руки и изрек: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:25-35). Праведный Симеон — помощник в старости, молитвенник о мирном отшествии из жизни и христианском напутствии. Ему молятся о даровании терпения, смирения мудрости.
Тропарь праведному Симеону Богоприимцу, глас 4
Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.
Кондак праведному Симеону Богоприимцу, глас 4
Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.
Молитва праведному Симеону Богоприимцу
О великий угодниче Божий, Богоприимче Симеоне! Предстоя престолу великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Моли благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и тако, в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вторая молитва праведному Симеону Богоприимцу
О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобим ся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Житие праведного Симеона Богоприимца (в изложении святителя Димитрия Ростовского)
Память: 3 / 16 февраля
По свидетельству Божественного Евангелия, старец Симеон был человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, и Дух Святый пребывал на нем. Ему было возвещено от Бога о приближающемся пришествии в мир истинного Мессии (Лк.2:2). Древние историки о получении Симеоном этого извещения повествуют так. По повелению египетского царя Птоломея был предпринят перевод закона Моисеева и книг пророческих с еврейского языка на греческий. Для этого дела избраны были из всего еврейского народа семьдесят ученейших мужей [1].
В числе их был и Симеон, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа».
Уверовав в ангельские и пророческие слова, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. Он проводил праведную и непорочную жизнь, уклоняясь от всякого зла и пребывая непрестанно в храме Божием. Там Симеон молился Богу, да помилует Он мир Свой и избавит людей от вселукавого диавола.
Когда Господь наш Иисус Христос, по истечении сорока дней по рождестве Своем, был принесен руками Пречистой Своей Матери, по законному обычаю (Исх.13:2), в храм, в это время пришел туда же и праведный Симеон, водимый Духом Божиим. Увидев Предвечного Младенца и родившую Его Пренепорочную Деву, он познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исаиино. Видя Ее осененной небесным светом и сияющей Божественными лучами, Симеон со страхом и радостью приступил к Ней, принял Богомладенца [2] на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32) [3].
После сего он пророчествовал о страданиях Христовых и о распятии Его, а также и о Богородице, что душу ее пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящим на кресте (Лк.2:34-35).
Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу[4]. О нем пишут, что он прожил всего триста шестьдесят лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын, Которому слава во веки, аминь [5].
Примечания
2. Поэтому святой Симеон и называется Богоприимцем.
3. Предсмертная молитва святого Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко — каждодневно повторяется в храме, на вечернем богослужении, чтобы вечер каждого дня напоминал каждому верующему о вечере его жизни, т.е. имеющей постигнуть его смерти. Святой старец Симеон, разрешаясь от уз плоти, с радостью переходил в другой мир, когда принял в старческие объятия свои Божественного Младенца, Спасителя мира. Так всякий верующий в предсмертные минуты, приискренне причастившись в Святых Дарах Телу и Крови Христовой, с радостью оставляет сей многомятежный и суетный мир.
4. Святые мощи Симеона Богоприимца были перенесены в Константинополь при императоре Иустине Младшем (565-578 гг.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб святого Симеона Богоприимца видел здесь и наш русский паломник XII века архиепископ Новгородский Антоний.
5. О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий — в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский — в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний — в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется «священником», «святителем», «священнодетелем», «приносившим законные жертвы» и «очищавшим кровными жертвами люди Израилевы». Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк.2:23-37) также показывают, что он был священником.
Молитвы Симеону Мироточивому
Стефан (Симеон в монашестве) был рожден у правителя Сербии Давида в 10 веке. Он был самым младшим из сыновей, но при этом даже в раннем возрасте проявлял такую мудрость и благочестие, что после смерти своего отца ему было завещана большая часть страны. Зависть и гнет от своих братьев приносила ему страдания, но Бог даровал ему единомышленницу и верную жену Анну. Несмотря на бесплодие супруги, у них родились два сына, которые пошли по стопам своих родителей и стали святыми. Святой Симеон построил множество храмов и содержал храмы не только в самой Сербии, но и во всем христианском мире.
Православные христиане обращаются в молитве к Симеону Мироточивому, моля о помощи в здоровье, нахождении истинного пути и просветления. Также молятся святому Симеону Мироточивому, царю Сербскому от бесплодия, о даровании детей.
Молитва святому Симеону Мироточивому
О преподо́бне о́тче Симео́не, Студе́ницкий чудотво́рче. Влады́ко Се́рбския земли́ Стефа́не и мона́шества похвале́ние Симео́не преди́вный, во дни́ земна́го ца́рствия твоего́ никто́же неуте́шен оты́де от тебе́, но все́м ра́дость и утеше́ние ми́лостивно дарова́л еси́. Упаси́ виногра́дник тво́й, о́тче преподо́бне, да не пре́даны бу́дем в се́ти сатаны́, зми́я лука́ваго. Просвети́ о́чи на́ша с высоты́ Небе́сныя, да пле́на грехо́внаго избе́гнем. Посети́, све́те, не́мощь на́шу, вразуми́ и напра́ви ны́ на стези́ свя́тости, да николи́же оста́вит ны́ любы́ Бо́жия, да не престае́т моли́тва твоя́ заступа́ти Оте́чество твое́. О богоно́сне чудотво́рче, я́ко зве́зды небе́снии просия́ли чудесы́ твоя́ во все́х земля́х христиа́нских. Да́руй на́м от скве́рных грехо́вных страсте́й свобожде́ние и введи́ ны́ в ве́чное Ца́рство Животворя́щей и Неразде́льней Тро́ицы, да мы́ с тобо́ю и все́ми святы́ми бу́дем ве́чно прославля́ти и сла́вити Бо́га. Ами́нь.
Тропарь и кондак преподобному Симеону Мироточивому
Тропарь, глас 3
Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти показу́еши све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо ми́ро благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и лю́ди твоя́ наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия,/ Симео́не о́тче наш,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Тропарь, глас 1
Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей/ и Афо́на свети́льники, Се́рбии похвалу́,/ Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту,/ и род его́ чу́дный, святи́теля,– глаго́лю,– Са́вву,/ прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля:/ моли́те Христа́ Бо́га/ о па́стве ва́шей, блаже́ннии,// и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.
Ин тропарь, глас 1
И́же те́плыя засту́пники в ско́рбех и напа́стех иму́ще,/ Симео́на Богоно́снаго и Са́вву первосвяти́теля,/ припаде́м к ни́ма с ве́рою,/ я́ко да моли́твами их от напа́стей избавля́еми,/ по до́лгу благове́рно Спа́са и Бо́га просла́вим, глаго́люще:/ сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему вы чудесы́,// сла́ва Изба́вльшему нас от скорбе́й моли́твами ва́шими.
Кондак, глас 6
А́нгельское возлюби́в на земли́ житие́,/ миродержа́ние и мир оста́вив,/ поще́нием Христу́, Симео́не, после́довал еси́,/ к Нему́же лю́бящих тя апо́стольски наста́вил еси́, вопия́:// возлюби́те Бо́га, я́коже Он возлюби́ нас.
Ин кондак, глас 2
И́го Христо́во прие́м, Симео́не,/ и, Того́ Крест взем, после́довал Ему́,/ насажде́н в дому́ Госпо́днем, процвете́, я́ко фи́никс,/ я́коже кедр, и́же в Лива́не, умно́жил еси́ ча́да твоя́,/ муж жела́ний духо́вных, чудотво́рец бо яви́ся,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Кондак, глас 2
Го́рнюю жизнь возлюби́вше, сла́внии,/ жизнь су́щую на земли́ презре́сте./ Сего́ ра́ди в вы́шних со А́нгелы всегда́ лику́юще,// моли́те о всех нас.
Ин кондак, глас 2
Днесь Симео́н с Са́ввою, блаже́ннии, в ду́се прише́дше,/ спаса́ют от обстоя́ний па́ству их:/ сии́ бо Тро́ицу пропове́даша Еди́наго Бо́га,/ Це́ркве яви́шася утвержде́ние,/ в преподо́бных Мироточи́вый и во святы́х чудотво́рец:/ сии́ бо и во бра́нех необори́мии защи́тницы показа́шася,// Афо́на похвала́ и наро́да Се́рбскаго кре́пость.
Молитвы святому Симеону Богоприимцу
Сила молитвы велика, и примеров тому история христианства может привести множество. Поистине чудодейственной является молитва праведного Симеона Богоприимца, святого, прожившего более 270 лет в ожидании появления на свет младенца Иисуса Христа.
История Симеона Богоприимца
Живя в Иерусалиме, Симеон Богоприимец являлся переводчиком и осуществлял перевод Священного Писания. Заметив одну неточность, он захотел исправить ее, но ему было явление ангела, который пообещал ему долгую жизнь и встречу с младенцем, рожденным Девой Марией. Так и случилось. Праведный Симеон дожил до трехсотлетия и отошел к Господу только после того, как взял на руки младенца Иисуса и принес миру весть о рождении Мессии:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
В чем помогают молитвы святому Симеону Богоприимцу?
Считается, что иконы, написанные в честь Симеона Богоприимца, обладают божественной силой. Образ этого святого почитаем в христианстве, и молитва Симеону Богоприимцу никогда не оставит верующих без поддержки.
День почитания святого празднуют 3 февраля.
К молитвам святому Симеону Богоприимцу обращаются в следующих случаях:
- с просьбой о покровительстве детям;
- с просьбой о здравии и исцелении детей и младенцев;
- с просьбой о даровании утешения и терпения;
- с молитвами за тех, кто находится в плену.
Молитва первая Симеону Богоприимцу
Молитва вторая
О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитва Симеону Богоприимцу о Небесном покровительстве детям
Симеону Богоприимцу молятся за детей, особенно об их здоровье и Божьем покровительстве над ними.
О, великий угодниче Божий Богоприимче Симеоне! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас. Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Якоже древле Великий Новоград явлением чудотворныя иконы твоея от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и, тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Тропарь и кондак праведному Симеону Богоприимцу
Тропарь, глас 4
Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови.
Кондак, глас 4
Старец днесь отрешитися от юз молящеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа.
Молитвы Симеона Нового Богослова
Нести в народ слово Божье, быть проповедником и учителем под силу далеко не каждому. Одним из примеров такой личности является Преподобный Симеон Новый Богослов. Музыка написанных им божественных текстов проникает в наши души при осуществлении самых важных церковных таинств. Молитва перед исповедью Преподобного Симеона Нового Богослова помогает принять верный настрой и сказать нужные слова при покаянии.
Житие Преподобного Симеона
Преподобный Симеон происходил из древнего рода, в юности имел чин при дворе императора. По достижению 25 лет он устремился в иночество, став послушником монастыря. Он желал уединения и Дух Святой, нисходя, укрывал от его взора окружающую действительность.
После достижения духовной просветленности Симеон 25 лет прослужил игуменом. Он преобразил монастырское хозяйство и облагородил храм. Доброта настоятеля сочеталась с требовательностью к исполнению заповедей Евангелия. Не все были довольны строгой дисциплиной, на Симеона было совершено покушение. Вместо наказания он мольбами даровал прощение нападавшим и помог им в мирском бытии.
Духовное наследие Симеона Нового Богослова
В 56 лет Симеон Новый Богослов оставил пост игумена и поселился при монастыре. На этом этапе он сотворил свои основные богословские труды, в которых обучал духовному совершенствованию, противостоянию искушениям. Его пером начертаны «Гимны Божественной любви», наполненные серьезными молитвенными рассуждениями.
Труды Симеона воспринимались спорно, что способствовало возникновению конфликта с патриархами Церкви, и ссылке на Босфор, где старец создал обитель святой Марины и провел там свои последние годы.
Молитвы Симеона Нового Богослова
Большое внимание Преподобный уделял подготовке к таинствам. Одной из значимых молитв является Молитва Симеона Богослова перед исповедью. Текст молитвы настраивает исповедующегося на откровения перед Всевышним. Слова вселяют веру в милость Божью, в чистоту помыслов и души. Человек, читающий молитву Симеона Богослова, словно видит Божественный свет и очищение впереди.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва 6-я, святого Симеона Нового Богослова
(Последование ко Святому Причащению)
Молитва перед исповедью
Боже и Господи всех! Всякого дыхания, и души имый власть, един исцелити мя могий, услыши моление мя окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не в конец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя: вем бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.
Молитва преподобного Симеона Нового Богослова об обретении духовного наставника
Господи, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, сошедый на сие на землю, да лежащия и умерщвленныя грехом воздвигнеши и видети Тебе, свет истинный, якоже человеку возможно видети, сподобиши их, посли ми человека, ведущаго Тебе, да, якоже Тебе, поработав ему и всею силою моею подчинився ему, и Твою в того воли сотворь волю, благоугожду Тебе, единому Богу и сподоблюся и аз, грешный, царствия Твоего.
Молитва покаяния, кто кается с духом сокрушенным и смиренным Богу
Ты все видишь, Господи, и ничего нет, чего бы не видел Ты. Я, хотя и есмь дело рук Твоих, однако ж дел по заповедям Твоим не делал, но по великому неразумию своему делал всякое худо, не помышляя, что Ты, Творец мой и Бог, сколько благ, столько же и правосуден. Ныне же, приведши сие на память, вострепетал я и не знаю, что делать. Чувствую осуждение Твое, и слова оправдания не нахожу в устах моих. Не имею я никакой добродетели и не сделал никакого дела покаяния, достойного того, чтоб за него простить мне хоть одно праздное слово уст моих. К тому же, кто и все имеет добродетели и делает всякие добрые дела, делает то, как раб и должник, за грех же свой никакого во всем этом не найдет он заменения: тут единая милость Твоя предваряет. Грех есть смерть, и кто из умерших чрез него может воскреснуть сам собой? Воистину никто. Один Ты умер и воскрес, потому что греха не сотворил и не обретеся лесть во устах Твоих. Так, Владыко Вседержителю, наделавши много злых дел, каюсь я, но одно покаяние несильно оправдать меня.
Молитва об избавлении от искушений
Не попусти на меня Владыко Господи, искушение, или скорбь, или болезнь свыше силы моей, но избавь от них, или даруй мне крепость перенести их с благодарением.
Молитвы праведному Симеону Богоприимцу
Тропарь, глас 4 *
Симео́н ста́рец дне́сь весели́тся,/ восприя́т на руку́ свою́ Младе́нца Преве́чнаго Бо́га,/ от уз пло́ти разреши́тися прося́/ и вопия́:/ ви́деста о́чи мои́// спасе́ние Твое́ ми́рови.
Перевод: Симеон старец сегодня радуется, взяв на руки свои Младенца Превечного Бога, прося разрешиться от уз плоти и взывая: «Видели очи мои спасение Твое миру».
Кондак, глас 4 *
Ста́рец днесь отреши́тися от юз, моля́шеся,/ се́го жития́ тле́ннаго,/ Христа́ восприя́т на ру́ки,// Зижди́теля и Го́спода.
Перевод: Старец сегодня, молясь разрешиться от уз этой тленной жизни, Христа берет на руки, Создателя и Господа.
Молитва 1-я
Молитва 2-я
Краткое житие
День памяти 3/16 февраля
Прожил около 270 лет в ожидании обещанного Богом — того дня, когда увидит Мессию вместе с Его Пречистой Матерью. Находился при Иерусалимском храме и, встретив долгожданного Богомладенца, принял Его на руки и изрек: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» Праведный Симеон — помощник в старости, молитвенник о мирном отшествии из жизни и христианском напутствии.
Сретение Господне: один на один с Богом
Существуют молитвы, с которыми мы в церковных службах и молитвенных правилах встречаемся почти каждый день. Они становятся настолько привычными, что мы едва ли обращаем на них внимание. Но вот наступает праздник, с которым одна из этих молитв тесно связана. И оказывается, что в простой молитве таятся глубины смысла, которые мы не замечали прежде. Она преображается, начинает играть новыми красками и становится самой яркой молитвой дня. Таковы, например, ангельское славословие «Слава в вышних Богу…» на Рождество, молитва перед Причащением «Вечери Твоея тайныя…» в Великий Четверг, «Царю Небесный» – на Пятидесятницу. А сегодня, на Сретение Господне, такой молитвой является Песнь праведного старца Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши».
В отличие от большинства богослужебных текстов слова этой молитвы происходят непосредственно из Евангелия (Лк. 2,29-32). Мы все хорошо помним евангельский сюжет (Лк. 2,22-38) о том, как Мария с Иосифом приносят младенца Христа на сороковой день в Храм «как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу».
Вспомним, что Храм был единственным. Посвящение мальчика-первенца Богу было особым торжественным событием для семьи, но никак не для Храма и его служителей. Каждый день «представлялись пред Господа» не один и не два младенца со всей Иудеи. Совершение обряда было рутиной. Казалось бы, что особенного может случиться во время такой стандартной процедуры? Но вот в Храм приносится Богомладенец, и совершаемый священником «законный обряд», который должен был стать главным событием, отходит на второй план – Евангелие упоминает о нем лишь вскользь. В центре евангельского повествования оказываются не родители Иисуса, а два других человека: Симеон «муж праведный и благочестивый», который «пришел по вдохновению в Храм», и Анна-пророчица «вдова лет 84, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь».
Храм – это место встречи, сретения человека с Богом.
Обычно человек приходит в храм, чтобы встретиться с Невидимым и Непостижимым Богом, Который там пребывает. Так же и младенцев приносили, чтобы через храмовый обряд крохотное человеческое существо предстало пред Всевышним. А когда в Храм приносится Богомладенец, все происходит как бы наоборот.
Храм все так же остается местом встречи человека с Богом, но на этот раз Бог приносится, как младенец, и встречается там с человеком, точнее с двумя людьми, которые всю свою долгую жизнь пребывают в Храме. Но на этом удивительная перемена ролей человека и Бога не заканчивается.
Когда Симеон принимает на руки маленького Христа, происходит нечто сложное и удивительное. Здесь соприкасаются, встречаются две реальности. Видимым образом умудренный годами старец берет на руки хрупкого малыша, но духовными очами праведник прозревает Непостижимого Бога «не мнением, ни привидением, но истиною мирови явльшася». И уже сам Симеон как бы оказывается беспомощным младенцем в руках Бога и обращается к Нему с молитвой. Богослужение рассказывает нам об этом от имени Иисуса:
«Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».
Из Евангелия видно, что встреча Симеона и Анны с Христом была главным событием того дня. Что же особенного в этих людях? В Слове на Сретение святителя Кирилла Иерусалимского есть слова: «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий:
“Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ныне разрешаешь меня от вечных уз: ныне разрешаешь меня от тления: ныне разрешаешь меня от смерти: ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!”»
А в одном из богослужебных текстов говорится от имени Симеона: «Адаму известити хотяй иду, во аде живущу…». То есть в лице старца Симеона с Христом встречается Адам, а значит весь мужской род человеческий. В стоящей рядом с ним женщине, Анне, предстает Ева, а через нее и весь женский род. В то же время из Евангелия мы знаем, что и Симеон, и Анна были людьми благочестивыми и имели дар пророчества. Главным в их долгой праведной жизни было вдохновенное ожидание Христа. Тем самым они представляют собой всех праведников и пророков Израиля, чаявших прихода Мессии: Симеон всех праотцев от Авраама, а Анна всех праматерей от Сарры. Так воплощенный Бог встречается одновременно и со всей Ветхозаветной Церковью в ее свершении, и со всем новозаветным человечеством в его духовном младенчестве. Именно в этом заключается вселенская суть события Сретения Господня.
В центре, в самом средоточии этого поистине космического Сретения старец Симеон говорит свои памятные слова.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко – «Сейчас, в этот самый момент, когда я держу Тебя, неведомым образом Ставшего Младенцем, Владыко, Господи, Ты отпускаешь меня, раба Твоего» – так говорит Симеон которому «было предсказано, Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
Старец знает, что пришло его время умереть, но он совсем не печалится, т.к. именно ради этого момента он и жил. Он как путник, совершивший долгий и трудный путь по пустыне и достигший наконец зеленого оазиса с живительным источником, о котором он так давно мечтал. Ему не надо больше ни о чем заботиться. Его путешествие завершено.
По глаголу Твоему с миром; – «Как Ты и обещал, я ухожу с миром». О каком обещании идет речь? Пророк Исаия, рассказывая о будущих мессианских временах писал: «Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам» (Ис. 55,12). Симеон радостно ощущает в себе Божественный мир. Он явственно видит, что пророчество исполнилось, и наступила мессианская эпоха.
Яко видеста очи мои Спасение Твое, – «Так как я, не во сне, не в видении, а своими плотскИми глазами, увидел Спасение Твое». О каком Спасении идет речь? Интересно, что в Евангелии слова об ожидании Спасения как бы обрамляют Песнь старца Симеона. Перед ней о самом Симеоне говорится, что он «чаял утешения Израилева».
После слов старца повествуется о проповеди пророчицы Анны «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». «Утешение», «Спасение», «Избавление» – именно об этом рассказывается в одном из песнопений праздника: «Сей же первовечное Слово Отчее воплощенное понесе, и языкам откры Свет, Крест и Воскресение; и Анна-пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедующи». Будучи пророком, Симеон провидел, какую страшную цену придется заплатить за Спасение Израиля Младенцу, которого он держит, и Его Матери. Не случайно, обращаясь к Марии, он произносит следующие слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Отец Георгий Чистяков в книге «Над строками Нового Завета» пишет: «Маленькое слово – союз «и», но от него многое зависит; оно здесь почти лишнее, складнее было бы без него. Но это «и Тебе» означает, что Он будет пронзен копием на Кресте и Ей, стоящей у Креста, это копие пройдет сквозь душу. Вот что здесь за этим союзом «и»». Симеон уже знает про Крест, но он также знает и то что «печаль в радость будет» (Ин. 16,20), он провидит Воскресение.
Еже еси уготовал пред лицем всех людей, –
«То Спасение, которое Ты устроил пред лицем всех людей».
Что значит «пред лицем» и кто эти «все люди»? Фраза»пред лицем» – древняя формулировка, которая означает «находиться непосредственно, открыто», «присутствовать лично» и т.п.
Ближе всего она к нашему современному выражению «лицом к лицу»; с той лишь разницей, что когда мы говорим «лицом к лицу», предполагается равноправие сторон. В форме же «пред лицем» внимание направляется только на одну из сторон. Например, в предложении «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись» (Притчи 25,6) не важно, кто ты таков, – важно, что сам царь почтил тебя своим присутствием. Это выражение очень часто используется в Ветхом Завете в сочетании с указанием на Бога (например, «пред лицем Божьим», «пред лицем Господним») и почти не используется в Новом Завете. В Ветхом Завете постоянно подчеркивается, что Бог – живой, непосредственный участник жизни народа Израиля.
Свет во откровение языком – «Спасение как Свет, который стал откровением и избавлением для языческих народов». Это тот самый Свет, о котором говорит пророк Исаия: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). В одной из последующих глав своей книги пророк говорит уже более конкретно: «И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19,21). Именно это место читается на Богослужении праздника Сретения. Египет здесь прообразует все языческие народы.
И славу людей Твоих Израиля. – «Спасение как Слава, через которую будет прославлен народ Твой, Израиль». И снова мы находим у пророка Исаии объяснение этим словам: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава» (Ис. 11,10). Иессей – отец Давида, праотца Христа. В каноне Рождества мы поем: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…» Это перифраз первого стиха 11-й главы пророчества Исаии. Христос там поэтически назван «жезлом» и «цветом», а в переводе на русский «отраслью» и «ветвью», произрастающей «от корня Иессеева» (Ис. 11,1). Значит пророк говорит о том, что через обращение язычников ко Христу для Израиля настанет покой и слава. Слава и покой, о которых ангелы пели при рождении Христа: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»
Молитва «Ныне отпущаеши» была частью Богослужения с древнейших времен. Первые упоминания о ней, в дошедших до нас исторических источниках, относятся к III веку. Но из-за евангельского происхождения этого текста есть все основания полагать, что он использовался христианами за Богослужением еще со времен апостольских. Песнь Симеона естественным образом вошла в Богослужение многих народов и многих христианских направлений. И в наши дни она используется не только православными, но и католиками, армянами и некоторыми протестантами, например, англиканами, завершая вечернее богослужение.
В православной Церкви Песнь Симеона Богоприимца относится к концу ежедневно совершаемой вечерни. Очень хорошо о ее богослужебном смысле пишет архиепископ Гавриил (Розанов) в своем «Руководстве по литургике»: «… Святая Церковь напоминает нам об отшествии нашем из сего мира и поет молитву Симеона Богоприимца. Мы как будто выходим из Ветхозаветных времен и вступаем в Новозаветные времена. Эта молитвенная песнь есть как бы приветственный глас Господу всех Ветхозаветных праведников, узревших духовными очами давно ожидаемого Спасителя, света языков и славу Израиля. Для нас употребление песни «Ныне отпущаеши» в конце вечернего Богослужения имеет тот смысл, чтобы мы, увидевши тихий свет Иисуса Христа, Сына Божия вочеловечившимся, воспоминали в конце всякого дня и о кончине нашей жизни и желали, подобно святому старцу, отойти из сей многомятежной жизни с миром, уповая на благодать, явленную чрез Избавителя и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Современный богослужебный устав (Типикон) Русской Православной Церкви предписывает эту молитву читать. В подавляющем большинстве случаев устав подобных замечаний не делает; он говорит о пении даже если подразумевается речитативное чтение. А для «Ныне отпущаеши» сделана четкая оговорка, причем указано, что на праздничной службе читать эту молитву должен настоятель, т.е. старший священник, чем подчеркивается чрезвычайная важность этого момента на Богослужении (на будничной службе чтение может совершаться также назначенным чтецом).
В более древних уставах к этому прибавляется предписание читать ее медленно и тихо. В наши дни эти указания почти никогда не выполняются. Множество выдающихся композиторов написали музыку к словам этой молитвы. По стойкой традиции в современных храмах «Ныне отпущаеши» поет хор на какой-то торжественный напев. Между тем, именно тихое чтение слов Симеона Богоприимца несет глубокий символический смысл.
В большинстве церковных молитв община предстоит пред Господом как единое целое. А молитва «Ныне отпущаеши» очень личная. В момент ее чтения каждый остается с Богом один на один. С одной стороны, как хрупкого, крохотного младенца, обнимая присутствие Божие в своем сердце, с другой стороны, чувствуя себя полностью в руках Божиих. В этих словах каждый лично исповедует себя причастником Спасения, Света и Божественной Славы, причастником не только в духовном смысле, но и в материальном, на собственном опыте познавшим общение с Живым Богом в течение прошедшего дня. В то же время этими словами мы свидетельствуем о заключении Нового Завета с Богом. Неслучайно эта же молитва завершает и установленное Церковью молитвенное правило по Святом Причащении.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В заключение несколько слов хочется сказать об особенном положении праздника Сретения в этом году. День праздника пришелся ровно в начале Великого Поста, как бы проводя собой границу между временем нашей обычной жизни и периодом сугубого покаяния и ожидания Спасения, точно так же как когда-то он стал водоразделом между Ветхим Заветом и Новым. Этим праздник напоминает нам слова апостола Павла, выражающие самую суть Великого Поста: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3,8-10).
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.