Содержание
- 1 Молитвы преподобному Силуану Афонскому
- 2 Православные старцы XX века
- 3 МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
- 4 О трех образах молитвы
- 5 Православные молитвы ☦
- 6 3 молитвы преподобному Силуану Афонскому
- 7 МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
- 8 Преподобный Силуан слышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога просит его заступничества
Молитвы преподобному Силуану Афонскому
Тропарь, глас 2 *
Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю,/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему,/ усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты зо́ву Ма́тере Го́спода сил вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́,/ и в го́ру Афо́нскую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мой, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ мир и нас от вся́ких лю́тых.
Перевод: Серафимской любви ко Господу пламенный ревнитель, и Иеремии, о народе плачущем, усердный подражатель, всеблаженный отче Силуан, ты, внимая зову Матери Господа сил, змея греховного с благоразумным мужеством изверг, и на гору Афонскую от суеты мира удалился, где в трудах и молитвах со слезами стяжал обильно благодать Святого Духа, ею же сердца наши воспламени и с тобой смиренно взывать укрепи:« Господь мой, Жизнь моя и Радость Святая, спаси мир и нас от всяких бедствий».
Кондак, глас 2 *
Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный,/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Росси́йская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси христиа́нстии лю́дие,/ веселя́щеся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о нас, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся нам, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.
Перевод: Удивительный исповедник смиренномудрия и человеколюбия, Духом Святым согреваемая красота, возлюбленный Богом Силуан, о подвиге твоем Церковь Российская радуется, монахи же горы Афонской и все христиане, радуясь, сыновней любовью к Богу устремляются. Его же моли о нас, равноангельный Боговедец, о спасении нашем, в горении любви тебе подражающих.
Молитва 1-я *
Молитва 2-я
Краткое житие
День памяти 11/24 сентября
Простой монах из русской обители на Афоне. Сподобился глубокого покаянного чувства, молитвы за Россию и весь мир. Преподобному Силуану молятся о даровании смирения и любви ко всем людям, о помощи в иноческом делании, о просвещении народов светом истинной веры.
Православные старцы XX века
В 1866 году в Тамбовской губернии Лебединского уезда Шовской волости в селе Шовском в благочестивой семье крестьянина Ивана Антонова родился мальчик, при святом крещении ребёнок получил имя Симеон. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление на восприимчивую душу отрока.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Жизнь семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов – Святая Гора Афон. Он часто думал об иноческой жизни и, желая хоть как-то помочь насельникам монастыря, несколько раз посылал на Афон накопленные деньги. Незадолго до окончания воинской службы Симеон решает испросить молитв и благословения отца Иоанна Кронштадтского – святого праведного Иоанна. Не застав его, он оставляет записку со словами: “Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал”.
Много лет спустя подвижник напишет: “О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Гору Афонскую, где увидел великую милость от Бога”.
Всего одну неделю Симеон пробыл дома. Собрав подарки для монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился на Афон. Осенью 1892 года юноша прибыл на Святую Гору и был принят послушником в русский монастырь Святого Великомученика Пантелеимона.
Жизнь старца в монастыре была проста, доступна и внешне ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет – торговой лавкой.
Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году – в схиму с оставлением прежнего имени.
Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. “Трудно жить без старца, – говорил он впоследствии. – Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению”. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце, и стала сама совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы после горячей молитвы перед Ее образом.
Послушник Симеон продолжал подвиг бдения, поста и сердечной молитвы, но не покидала его и духовная борьба с новыми искушениями – тщеславием и гордостью.
Явление Господа Иисуса Христа принесло послушнику радость Пасхи, Воскресения, ощущение перехода от мрака духовной смерти к неизъяснимому свету жизни. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает несравненно глубже и острее переживать потерю благодати: “Кто потерял ее, тот неутомимо день и ночь ищет ее и влечется к ней. Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, за все сие уходит благодать, и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая”.
Старец Силуан писал: “Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя”.
Постоянно пребывая в подвиге, он воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему “кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться”; отсекал свою волю, считая, что это приносит “пользу большую” для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. “За то страдаем мы, – пояснял старец, – что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство”. Стяжать смиренный дух “это великая наука, которую скоро не одолеешь”.
Прошло 15 лет со дня явления старцу Силуану Господа. Его ум вновь омрачается духовной бранью, “нападениями” по ночам. О том, какую душевную боль ему пришлось претерпеть при этом, подвижник говорил так впоследствии: “Если бы Господь не дал мне вначале познать, как много Он любит человека, то я и одной такой ночи не вынес бы, а их у меня было множество”.
В одну из таких ночей он с сокрушением в сердце воззвал:
– Господи. Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?
– Гордые всегда так страдают от бесов, – был ему ответ.
– Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?
И снова в сердце прозвучал ответ Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”.
По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: при приближении греховных помыслов она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния.
Это дарованное Господом откровение явилось для монаха Силуана не только чрезвычайно важным практическим указанием, но и положило начало новому этапу в его духовной жизни. Постепенно в молитве подвижника начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Как объяснял старец, люди забыли Господа, сотворившего их, и ищут своей свободы, не понимая, что вне истинного Источника жизни ее нет и быть не может. Свобода только в Господе, Который по милости Своей дает прибегающим к Нему благодать Святого Духа. В Нем, Святом Духе, в Его познании содержится освобождение от рабства греха и страха смерти.
Однажды беседуя с монахом – пустынником старец спросил:
– Если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?
– А что поделаешь, сами виноваты, – услышал он в ответ.
Тогда старец со скорбным лицом ответил: “Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех”.
Старец Силуан имел нежное, сердце, умилённое любовью, наполненное чуткостью и отзывчивостью. Старец был человек глубокого подлинного смирения, в его работе можно прочесть следующие строки: “Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.
Кто познал Бога Духом Святым, тот от Него научился смирению, и уподобился своему Учителю, Христу Сыну Божию, и на Него стал похож.
Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою.
О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные.
Когда унывает душа, то, как возжечь в ней огонь, чтобы горела она любовью на всякий час? Огонь этот у Бога, и Господь пришел на землю, чтобы дать нам этого огня благодати Святого Духа, и кто научается смирению, тот имеет его, ибо Господь смиренным дает благодать Свою.
Много труда надо положить, и много слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов; а без него угасает в душе свет жизни, и она умирает. Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, не легко, и не скоро возможно.
Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа.
Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, – молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа, и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага.
Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему. Кто смирил себя, тот победил врагов”.
В любви ко всем людям старец Силуан видел уподобленне Господу Иисусу Христу, который “руки распростер на Кресте”, чтобы всех собрать. И он жил страданиями всего мира, забывая самого себя, и не было конца его молитве, призывавшей все народы Земли познать Господа Духом Святым. По глубокому убеждению старца, если бы это совершилось и люди, оставив свои увлечения, всей душой устремились бы к Богу, то изменилось бы лицо Земли и судьбы всех людей и весь мир преобразились бы “в один час”.
Вся жизнь его была сердечной молитвой “до великих слез”.
“Мир стоит молитвою, – утверждал старец Силуан, – а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет”. В этой молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны его души и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния. Непрестанная молитва не оставляла подвижника до последнего часа его земных странствии.
24 сентября 1938 года старец схимонах Силуан мирно скончался.
В конце ноября 1987 года состоялось прославление старца Силуана. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. День памяти преподобного Силуана Афонского – 11/24 сентября.
Молитва преподобному Силуану
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
Прости мне, Господи, ибо я немощен зело, и даруй мне мир Твой, который Ты даешь рабам Твоим.
Похожие главы из других книг
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО Боже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.* * *Кто просит у меня молитв, за тех слезно прошу Господа:»Господи, дай им Духа Твоего Святаго, да познают Тебя Духом Святым.Господи Милостивый, научи всех нас Духом
МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО О Пресвятая Владычице Богородице. Ты видишь печаль мою: я оскорбил Господа, и Он оставил меня. Но молю благость Твою: спаси меня, раба
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО ОБ ОСКОРБЛЯЮЩИХ НАС
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО ОБ ОСКОРБЛЯЮЩИХ НАС Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО Господи, дай мне Тебя единого любить.Ты создал меня, Ты просветил меня святым крещением, Ты прощаешь грехи мне и даешь причащаться Пречистого Тела Твоего и Крови; дай же мне силу всегда пребывать в Тебе.Господи, дай нам Адамово
Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского
Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия [1], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [2]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [3]), а обитель Кименская [4] и гора
Житие преподобного отца нашего Петра Афонского
Житие преподобного отца нашего Петра Афонского Преподобный Петр был родом грек, званием воин и чином воевода. Он воспринял иночество по следующему случаю.Однажды Петр вместе с другими воинами был отправлен в Сирию [1] на войну [2]. Греческое войско потерпело поражение от
Ответы преподобного Силуана
Ответы преподобного Силуана Я очень рад, что в Афинах есть столь положительное явление, как «Адельфотиозон»»Адельфоти. [1]. Хорошие отзывы от этом братстве можно слышать от многих. Но для мирского человека даже элементарная христианская нравственность, как отказ от
ГЛАВА 17 Мельница преподобного Силуана
ГЛАВА 17 Мельница преподобного Силуана Сами понимаете, все повечерие я героически сражался с цунами чувств и мыслей, накатившим на меня после услышанного разговора между Флавианом и Папой Герасимом, да и мой собственный разговор со старцем тоже еще не успел перевариться
Житие преподобного отца нашего Петра Афонского
Житие преподобного отца нашего Петра Афонского Преподобный Петр был родом грек, званием воин и чином воевода. Он воспринял иночество по следующему случаю.Однажды Петр вместе с другими воинами был отправлен в Сирию [1] на войну [2]. Греческое войско потерпело поражение от
Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского
Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия [1], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [2]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [3]), а обитель Кименская [4] и гора
БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
Молитвы преподобного Силуана Афонского о мире в семье
Молитвы преподобного Силуана Афонского о мире в семье Прости мне, Господи, ибо я немощен зело, и даруй мне мир Твой, который Ты даешь рабам
Приложение II Целебная помощь по молитвам преподобного Аристоклия Афонского[185]
Приложение II Целебная помощь по молитвам преподобного Аристоклия Афонского[185] Преподобный Аристоклий АфонскийОтец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году. Овдовев, он в 1876 году уехал на Афон и поступил в Русский Свято–Пантелеимонов
Архимандрит Софроний. «Держи ум твой во Аде и не отчаивайся»[4] (Блаженной памяти Силуана Афонского)
Архимандрит Софроний. «Держи ум твой во Аде и не отчаивайся»[4] (Блаженной памяти Силуана Афонского) В духовном созерцании подвижник становится зрителем вещей, которые для подавляющего большинства людей являются тайною, но он стоит пред невозможностью поведать об этой
Молитвы о помощи и спасении преподобного Силуана Афонского
Молитвы о помощи и спасении преподобного Силуана Афонского Молитва перваяГосподи, дай мне Тебя единого любить. Ты создал меня, Ты просветил меня святым крещением, Ты прощаешь грехи мне и даешь причащаться Пречистого Тела Твоего и Крови; дай же мне силу всегда пребывать в
Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного Силуана Афонского
Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного Силуана Афонского О Пресвятая Владычице Богородице. Ты видишь печаль мою: я оскорбил Господа, и Он оставил меня. Но молю благость Твою: спаси меня, раба
О трех образах молитвы
О трех образах молитвы
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
МОЛИТВА — есть творчество, творчество высочайшее, творчество по преимуществу и в силу этого — она бесконечно разнообразна, но все же есть некоторая возможность различения ее на виды в зависимости от установки или направленности главных духовных сил человека, что и делают Отцы Церкви.
В этом отношении молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа. Первое движение ума — есть движение во вне; второе — возвращение его к самому себе, и третье — движение к Богу чрез внутреннего человека.
В соответствии с таким порядком Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый, в силу неспособности еще ума непосредственно восходить к чистому богомыслию, характеризуется воображением, второй — размышлением, а третий — погружением в созерцание. Действительно правильною, должною и плодотворною Отцы считают только молитву третьего образа, но учитывая невозможность для человека иметь такую молитву с самого начала его пути к Богу, и два первых образа молитвы считают явлением нормальным и в свое время полезным. Однако, они указывают на то, что если человек удовлетворится первым образом молитвы и будет его культивировать в своей молитвенной жизни, то помимо бесплодности возможны и глубокие духовные заболевания. Что же касается второго образа молитвы, то хотя он и превосходит во многом первый по своему достоинству, однако, тоже малоплоден и не выводит человека из постоянной борьбы помыслов и не дает достигнуть ни свободы от страстей, ни, тем более, чистого созерцания. Третий, наиболее совершенный образ молитвы — есть такое стояние ума в сердце, когда молящийся из глубины своего существа, вне образов, чистым умом предстоит Богу.
Первый вид молитвы держит человека в постоянном заблуждении, в мире воображаемом, в мире мечты и, если хотите, поэтического творчества, божественное и вообще все духовное представляется в различных фантастических образах, а затем и реальная человеческая жизнь постепенно тоже пронизывается элементами из сферы фантазии.
Третий образ молитвы — соединение ума с сердцем — есть вообще нормальное религиозное состояние человеческого духа, желательное, искомое, даруемое свыше. Соединение ума с сердцем испытывает всякий верующий, когда он внимательно, «от сердца», молится; еще в большей степени он познает его, когда приходит к нему умиление и сладостное чувство любви Божией. Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем, и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками. Но в данном случае, говоря о третьем образе молитвы, мы имеем в виду нечто иное и большее, а именно: ум, молитвенным вниманием стоящий в сердце.
Характерным следствием или свойством такого движения и водворения ума во внутрь является прекращение действия воображения и освобождение ума от всякого образа, в него проникшего. Ум при этом становится — весь слух и зрение, и видит, и слышит всякий помысл, приближающийся извне, прежде, чем этот последний проникнет в сердце. Совершая при этом молитву, ум не только не допускает проникновения помыслов в сердце, но и отталкивает их, и сам сохраняется от сложения с ними, чем достигается пресечение действия всякой страсти в ее первичном состоянии, в самом зарождении ее. Вопрос этот чрезвычайно глубок и сложен, и мы можем дать здесь лишь самый примитивный очерк.
Православные молитвы ☦
3 молитвы преподобному Силуану Афонскому
Оглавление:
Молитва преподобному Силуану Афонскому о вразумлении
«О, предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, — слезно молитися о всей вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих. Подвигни, о, всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианскаго, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянути неправд и беззаконий наших, но, по неизреченней благости Господа нашего Иисуса Христа, ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.
Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых Святейшаго Слова Святей Горе Афонстей и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Hебесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освящающи мир в вечней правде и благости Божией.
Hародам земли всей испроси благоденствие и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущия истребити любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивныя вражду и братоубийства, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на Hебеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарятся мир и Царствие Божие на земли.
Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже, всемощным омофором Матере Божия покрываемому, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти Креста Животворящаго силою и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.
Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о, всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.
Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божиею согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудрии и молитвенном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатней любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всесвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Молитва святому преподобному Силуану Афонскому от уныния
Молитва, чтомая в Свято-Пантелеимонове монастыре Святыя Горы Афонския
«О преди́вный уго́дниче Бо́жий, о́тче Силуа́не, преподо́бных оте́ц Афо́нских похвало́ и украше́ние! Услы́ши нас, гре́шных, моля́щихся тебе́, покры́й и заступи́ всех подвиза́ющихся во оби́тели свята́го великому́ченика Пантелеи́мона от вся́ких бед и печа́лей, помози́ уста́вы преподо́бных оте́ц Афо́нских непоколеби́мы сохрани́ти, изба́ви нас от паде́ний грехо́вных, да́руй нам дух сокруше́ния и смире́ния, наста́ви на исполне́ние обе́тов и́ноческих и всех за́поведей Бо́жиих; научи́ нас ше́ствовати ко спасе́нию путе́м смире́ннаго пла́ча, покая́ния и послуша́ния, пребу́ди неотсту́пно с на́ми, наставля́я нас на и́стину Христо́ву; стено́ю моли́тв твои́х огради́ оби́тель сию́, вся живу́щыя и подвиза́ющыяся в ней и вся на поклоне́ние в ню приходя́щыя: во бра́тии мир и любо́вь соблюди́, осени́ покро́вом твои́м строи́телей, благотвори́телей и благоукраси́телей ея́; умоли́ Небе́сную Игу́мению Афо́на Преблагослове́нную Влады́чицу Богоро́дицу, да сподо́бимся сконча́ти житие́ на́ше в стена́х оби́тели, в ней же ты подвиза́лся еси́, и в Небе́сныя оби́тели пресели́мся, иде́же восхва́лим с тобо́ю и все́ми преподо́бными, на Святе́й Горе́ в по́двизех просия́вшими, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
МОЛИТВЫ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
Боже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.
Кто просит у меня молитв, за тех слезно прошу Господа:
«Господи, дай им Духа Твоего Святаго, да познают Тебя Духом Святым.
Господи Милостивый, научи всех нас Духом Твоим Святым жить по воле Твоей, чтобы все мы во Свете Твоем познали Тебя, истинного Бога, ибо без Света Твоего мы не можем понять полноту любви Твоей. Просвети нас благодатью Твоею, и она согреет сердца наши любить Тебя».
Владыко Многомилостивый, даруй нам духа смиренного, чтобы души наши обрели покой в Тебе.
«Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все святые, вы живете на небесах и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами. Влечется и моя душа видеть Господа и скучает по Нему во смирении, как недостойная сего блага. Господи Милостивый, Духом Святым научи нас смирению Твоему.
Господи, исправь нас, как нежная мать исправляет своих малых детей.
Дай всякой душе познать радость Пришествия Твоего и силу помощи Твоей. Дай прохладу страждущим душам Твоего народа, и всех нас научи Духом Святым знать Тебя. Томится душа человеческая на земле, Господи, и .умом не может укрепиться в Тебе, потому что не знает Тебя и Твоей благости».
«О Господи, научи нас Духом Твоим Святым быть послушливыми, воздержными. Дай нам дух Адамова покаяния и слезы о грехах наших. Дай нам вечно славить Тебя и благодарить. Ты дал нам пречистое тело Твое и кровь, чтобы мы вечно жили с Тобой, и были там, где Ты пребываешь, и видели славу Твою.
«Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя.
Помилуй мя, Боже, падшее создание Твое.
Сколько раз Ты давал мне благодать Свою, и я не хранил ее, потому что тщеславна душа моя; но душа моя знает Тебя, Творца и Бога моего, и потому ищу Тебя, рыдая, как рыдал Иосиф об отце своем Иакове на гробе матери своей, уводимый в Египетское рабство.
Я оскорбляю Тебя грехами, и Ты уходишь от меня, и душа моя скучает по Тебе.
О Душе Святый, — не оставь меня. Когда Ты уходишь от меня, то плохие мысли приходят ко мне и скучает душа моя по Тебе до великих слез».
Преподобный Силуан слышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога просит его заступничества
Иеромонах Кирион (Ольховик)
Интервью с антипросопом Русского Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Афона иеромонахом Кирионом (Ольховиком), одним из двух святогорцев, сопровождающих мощи преподобного Силуана Афонского.
Отец Кирион согласился побеседовать, заметив перед этим, что интервью никогда не дает, но сейчас берет это за послушание. Вся его собранность и немногословность приоткрывают дух Святой Горы. Его передвижение по улицам в дни пребывания мощей в России затруднено многочисленными вопросами, просьбами о молитвенной помощи и обращениями за духовным советом. Отец Кирион отвечает очень тихо, опустив глаза.
— Знаменательно, что в год 100-летия присутствия русского монашества на Афоне и дни празднования 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского его мощи впервые прибыли в нашу страну. Какое значение имеет принесение мощей этого святого для России?
— Видите ли, в духовном мире ничего случайного не бывает. И в данный момент, когда русский православный человек и Россия в целом требуют духовной помощи, Господь определил, чтобы его угодник — преподобный Силуан, выходец из России, из глубинной России (Тамбовской губернии) пришел для помощи и укрепления народа, потому что обстановка сейчас, действительно, неспокойная, это чувствуется и на Афоне.
— Духовное наследие преподобного Силуана актуально в наши дни? Современному человеку понятно то, о чем он говорит?
— Очень актуально! В первую очередь, учение святого Силуана ценно для нас, насельников-святогорцев, которые пребывают на Афоне, и для монахов в целом, ведь он является покровителем монашествующих. Оно даже более актуально, чем наследие многих других старцев, потому что он — наш современник, наш соотечественник. Он очень глубоко, но одновременно просто разбирает все те вопросы, которые стоят перед современным монашеством. Однако, простым и доступным языком он отвечает на запросы современного мирского общества.
— Вы были на родине преподобного Силуана в селе Шовское…
— Да, там реконструировали его родительский дом. К этому дню вообще была проведена большая реставрационная работа, у частного лица был выкуплен и приведен в порядок земельный участок, на котором стоит дом. Этим занималась матушка Иулиания (Каледа), игумения Зачатьевского монастыря. В доме, где рос преподобный, нам показали крючок на потолке, по всей видимости, к нему крепилась детская люлька, в которой мама младенцем качала преподобного Силуана. В доме низкие потолки, русская печка. Интересно увидеть природу, в которой он воспитывался, почувствовать ту атмосферу, в которой святой возрастал телесно и духовно. Мы встречались с его родственниками. Говорят, из родни осталось еще человек двадцать, но все живут в разных местах.
— Москва — это последняя точка вашего путешествия…
— Да, это последний город. Здесь мощи будут пребывать еще несколько дней, и 24 числа, в день памяти преподобного Силуана Афонского, мы улетаем домой на Афон. В этот день братия будет ждать преподобного, чтобы поклониться ему.
— Какое у Вас сложилось впечатление от поездки? Как встречали люди? Интересно узнать, какой Вы нашли современную Россию, ведь человек, живущий много лет на Афоне, видит все иначе.
— Вот что мне бросилось в глаза: западная культура проникает и в Россию. Те веяния, которые мы видим в Греции, проникают и сюда. Это дух времени, и мало что против этого можно сделать. Я застал Россию еще в прежние времена, и нынешняя картина очень отличается от той России, из которой я уезжал.
Также произвело впечатление благочестие и благоговение верующих людей. Они приходят со своими духовными проблемами, которые всегда были и есть у каждого. И преподобный Силуан как врачеватель и помощник приведения к Богу принимает всех — у него такая миссия. Ну, а для нас, монахов, такие долгие отъезды из монастыря очень тяжелы. Но, видя, какую духовную пользу приносит преподобный Силуан приходящим к нему, мы укрепляемся, нас это воодушевляет.
Вместе с мощами монастырские стены впервые покинула чудотворная икона Спасителя. Перед ней молился преподобный Силуан, и однажды, во время такой молитвы, ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сейчас все желающие могут приложиться и к этой иконе.
— Много людей идет к мощам?
— На данный момент называют цифру 200-220 тысяч человек.
— Вы можете немного рассказать о технической стороне такого масштабного мероприятия как принесение мощей? Как осуществляется организация и транспортировка?
— Ну, во-первых, нужно пройти документальные процедуры. Нужно получить разрешение собора старцев монастыря, потом разрешение Священного Кинота Святой Горы Афон (центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон — ред.) и разрешение Вселенского Патриарха. Все это документально оформляется, заверяется, с российской стороны даются обязательства в том, что будет обеспечен порядок, безопасность и транспортировка.
— Сами мощи помещаются в какой-то специальный бронированный ковчег?
— Нет, ничего такого нет, мощи пребывают в своем обычном ковчеге, но его сопровождают монахи со Святой Горы и представители служб безопасности, они следят за всем происходящим возле мощей.
— Во время принесения в Россию честного Пояса Пресвятой Богородицы, находились люди, не одобрявшие это. Однако в период пребывания святыни и по прошествии продолжительного времени Господь совершал посредством ее явные чудеса, и многие меняли свои взгляды. Были ли замечены подобные случаи у мощей преподобного Силуана?
— Такими чудесами Господь показывает Торжество Православия. Но дело в том, что видимые исцеления не являются решающим и важным фактором, ведь самое главное — это исцеление человека от греха, душевное исцеление. То, что я наблюдал: это крики бесноватых. Когда духи мучают какую-то душу, у мощей это проявляется очень интенсивно. Духи боятся благодати Божией, которая присутствует у мощей, они негодуют и начинают демонстрировать это.
Я видел умиротворение людей, воодушевление, просветление. Может быть, некоторые вещи, происходящие с людьми, просто не афишируются или обнаруживаются позже. Когда в Россию привозили мощи целителя Пантелеимона, было явлено много исцелений, но о них люди писали нам уже по прошествии времени.
— Сейчас празднуется тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Почему это присутствие так важно и ценно?
— По историческим данным, наше монашество было на Горе со времен князя Владимира. В этом были заинтересованы даже византийские императоры, это можно отследить по некоторым документам, этот факт фиксируют историки, в том числе греческие. 1000-летие — это все же условная дата. За точку отсчета мы берем 1016-й год, потому что в акте Великой Лавры за февраль того года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Но, возможно, русское монашество зародилось на Афоне и раньше. И вот с того времени появилась целая плеяда русских святогорцев, которые внесли в общеафонскую духовную сокровищницу русский опыт. Среди русских монахов был целый сонм людей, которые прославились своей святостью, в том числе и преподобный Силуан Афонский.
Русское монашество принесло немало пользы в дело духовного возрастания.
— Расскажите немного о самом Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Каким он стал сейчас? Когда Вы приехали туда в 1987 году, он был в тяжелом положении.
— Очень многое поменялось. Во-первых, за XX столетие наш монастырь претерпел очень тяжелые испытания и в вопросе материальном, и в людском ресурсе. Монастырь, можно сказать, обезлюдел. В те годы лихолетья мы страдали от пожаров, от наводнения, от того, что пути к нам были отрезаны, власти советской России запрещали приезжать в наш монастырь, свои проблемы были и со стороны Греции. Поэтому в начале XX века наше русское монашество, которое насчитывало около пяти тысяч человек на всей Святой Горе, начало отмирать, старцы уходили, а молодых монахов почти не приходило. И когда мы приехали, там было большое запустение. Сейчас все изменилось, с середины 90-х годов началось возрождение обители, монастырь благоустроен как с внутренней, так и с внешней стороны. Конечно, все это радует глаз. Святейший Патриарх во время своего визита к нам по случаю празднования отметил перемены в лучшую сторону. Он приезжал к нам, будучи еще архимандритом, и застал монастырь в те сложные времена.
— В монастыре сохранено преемство, традиции, хотя во многих монастырях эта нить была оборвана по причине гонений и расстрелов духовенства. Не так давно отошел ко Господу ваш игумен схиархимандрит Иеремия…
— Да, мы осиротели. Наш батюшка отошел в преклонном возрасте, на 101-м году жизни, отошел неожиданно, мы надеялись, что он преодолеет все свои немощи человеческие и побудет с нами еще, но он нас оставил. Сейчас грядут выборы нового настоятеля, и мы просим всех святых помочь нам в этом. Настоятель должен быть не просто управляющим, а наставником своей духовной семьи.
— Можете ли Вы поделиться наставлениями отца Иеремии, которые были бы полезны мирянам?
— Конечно! Он всегда призывал, чтобы был мир, взаимодействие и любовь друг между другом. Только в атмосфере мира и любви может духовно возрастать молодое поколение. Ведь Господь сказал, там, где двое или трое собраны во имя Мое, Я посреди вас.
— И напоследок, расскажите, о чем молятся преподобному Силуану Афонскому. Это будет полезно для тех, кто собирается прийти и поклониться его мощам.
— То, о чем будет просить человек, зависит от его духовного уровня. Если человек в младенческом духовном возрасте, он испросит что-то житейское, и Господь снисходит к этому. Человек более окрепший духовно, будет просить помощи в духовной жизни. А преподобный Силуан услышит просьбы каждого, кто с искренней верой в Бога будет просить его заступничества.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Иеромонах Кирион (Ольховик)
Беседовала Елена Варова
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.