Молитва праотцу аврааму

Молитвенное правило: Молитва праотцу аврааму | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Молитвы святым праотцам : молитвы

О, святый праведниче, целомудренне Иосифе! Услыши нас грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих, просящих милостиваго твоего заступления. Помози нам, святче Божий: веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божия неленостно исполняти, обидящим прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, великий праведниче! во дни земнаго твоего жития ты сам искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощни есмы и нерадим о нашем спасении. Умоляем тя, угодниче Божий, воззови ко Творцу всяческих, да ниспослет Он ангелов света, ихже отец твой Иаков виде восходящими и низходящими на землю, да освятят они нашу грешную землю и люди, погибающия неверием, оскорбляющим величие Божие. Припади к Божией Матери, Заступнице рода христианскаго, много бо может молитва Ея, да остаток дней наших поживем в покаянии и творении добрых дел. О, предивный заступниче! не забуди чтущих пресветлую память твою и приими наша теплыя слезы, накропляющия страницы великия книги твоего бытия. Подвигни на молитву с собою святых праотцев Авраама, Исаака и Иакова, несогрешивших пред Богом, да и мы со всеми благоугодившими Ему поклонимся в Троице Святей славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый праведниче, целомудренне Иосифе! Услыши нас грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих, ? просящих милостиваго твоего заступления. Помози нам, святче Божий: веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божия неленостно исполняти, обидящим прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, великий праведниче! во дни земнаго твоего жития ты сам искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощни есмы и нерадим о нашем спасении. Умоляем тя, угодниче Божий, воззови ко Творцу всяческих, да ниспослет Он ангелов света, ихже отец твой Иаков виде восходящими и низходящими на землю, да освятят они нашу грешную землю и люди, погибающия неверием, оскорбляющим величие Божие. Припади к Божией Матери, Заступнице рода христианскаго, много бо может молитва Ея, да остаток дней наших поживем в покаянии и творении добрых дел. О, предивный заступниче! не забуди чтущих пресветлую память твою и приими наша теплыя слезы, накропляющия страницы великия книги твоего бытия. Подвигни на молитву с собою святых праотцев Авраама, Исаака и Иакова, несогрешивших пред Богом, да и мы со всеми благоугодившими Ему поклонимся в Троице ? Святей славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как известно, со входом Иосифа в дом Потифара явилось в доме довольство во всем. На новоселье и на основании дома служится водосвятый молебен и молебен Иосифу, а при входе в дом положено особое молебствие. В том и другом случае уместен также молебен ангелу хранителю дома.

Даат тфила 33. Праотцы – «начало Творения» – установители молитв

«Мы уже объяснили, что человек должен молиться Всевышнему, поскольку производное обращается к своей причине и зависит от нее, и потому молится причине, и это ясно. И об этом сказал раби Ханина: “Молитвы установлены праотцами”, поскольку праотцы были началом всего мира, а потому и назывались праотцами, а не первыми праведниками. Ведь весь мир создан ради Израиля, а праотцы были отцами и началом Израиля. И праотцы как бы являются первым производным, которое сделал Всевышний, а производное нуждается в своей причине и зависит от нее. И потому праотцы, которые есть начало, установили молитвы» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Понимание глубины этих слов Маараля и есть тема данной главы.

«Праотцы — начало мира»

«Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и слово אברהם (Авраам). (Берешит раба 12).

В книге Рамхаля «Путь Творца» (ч.2, гл.4) детально объясняется развитие поколений от Адама до Авраама. Предназначением Адама, Первого человека, было стать наибольшим совершенством в творении и тем, кто приведет все творение к конечному исправлению. После греха он и все творение спустились с высокого уровня. Весь человеческий род опустился на весьма низменную ступень, недостойную вечного возвышенного уровня, который предназначался ему изначально. Но среди рода человеческого со стороны его истинного корня не прекратила существовать высшая категория, и потомство Адама не было совсем отвергнуто. Всевышний дал его потомкам выбор: они могли приложить усилия и постараться возвыситься с низшего уровня на высший. И отвел им время для этого — до Поколения Разделения. Эти поколения называются «поколениями корней», поскольку в них установилась суть последующих поколений, «поколений ветвей». Но все они, по Высшему суду, были признаны достойными оставаться на низкой ступени человечества, и только Авраам был избран по своим деяниям, и возвысился, и стал вознесенным и благородным древом, в соответствии с реальностью человечества на высшей ступени. Отсюда началось строительство народа Израиля: три праотца, двенадцать колен, шестьсот тысяч вышедших из Египта.

От Авраама начинается новое сотворение мира. «Праотцы — начало мира». «Авраам был первым, с кого началось обновление в творении, когда мир вышел из состояния хаоса и через него стала просвечивать внутренняя Б-жественная мудрость» (Ор аТора 113).

С этой точки зрения мы сможем объяснить, почему было необходимо, чтобы установление молитв в Израиль относилось именно к праотцам.

Праотцы — это начало молитвы в Израиле

«Тебе следует понять эти вещи. Раби Йоси, который сказал, что молитвы установлены праотцами, считал, что молитва — это приближение к Всевышнему со стороны того, что Он — причина мира, а праотцы — начало мира. И потому они первые из тех, для кого Всевышний — причина, и потому молитвы установлены праотцами» (Маараль. Нетив аАвода 3).

Мы уже объясняли, что сущность акта молитвы — в предстоянии молящегося как нуждающегося перед Царем. Нуждающегося во всех смыслах и аспектах — материальных и духовных. Более глубокое понимание этого вопроса: молящийся должен предстать на молитву как следствие перед своей причиной. Другими словами, у него нет своего отдельного существования. Вся реальность его бытия — в воле Творца, и чем глубже он понимает эту концепцию, чем сильнее почувствует свое существование как ничтожное и зависимое от Всевышнего, тем лучше исполнит назначение молитвы: приближение и приобщение к Творцу и восполнение всего, что недоставало человеку.

Читайте так же:  Молитва об удаче для дочери

Нам следует также поразмыслить над следующим. Всевышний создал мир так, чтобы объекты существовали как бы сами по себе и выполняли отведенную им роль. У каждого создания своя функция, у каждого творения — свои плоды. Все Творение предстает перед нами в своем величии и в своих характерных свойствах, чтобы выполнять свое предназначение. Но когда Творение отдаляется от своей исходной точки, может создаться впечатление, что оно существует само по себе, что ее реальность — естественна и самоочевидна. Более того, может возникнуть ошибочное мнение, что в самом Творении заложен источник духовного изобилия и благословения, и ему уже не нужно получать их от Творца.

На протяжении поколений от Адама до Авраама снижение духовного уровня человека, отдаление от изначального состояния творения, вело к все большему умалению Служения Всевышнему. Происхождение идолопоклонства, которое подробно описывает Рамбам (Законы идолопоклонства 1), проистекало из того же отдаления поколений от исходной точки творения, и так постепенно установилась концепция «самодостаточной природы».

А человек, знающий о своей важности и о своем превосходстве над всеми созданиями, воспринимает свое существование как необходимое в мире, как его цель. Он говорит: «Ведь все твари созданы, чтобы служить мне, и даже боги нуждаются во мне!» И потому он служит им, чтобы привлечь от них положительное влияние, в соответствии со своими нуждами. «Злодеи стоят над своими богами». Если посмотреть глубже, здесь нет никакого служения вообще, поскольку все оно — для самого себя, для человека и удовлетворения его потребностей.

Таким образом, мы видим, что, чем больше отдалялись люди от точки отсчета мироздания, тем больше скрывалось и умалялось служение и пропадала молитва. Чтобы она опять раскрылась, был нужен человек, который вернет творение к началу, и вернет сотворенных к исходной точке.

Нет другого создания, который бы так ощущал себя сотворенным и существующим лишь по воле Творца, как Первый человек. В тот момент творения, когда он вышел из-под руки Всевышнего, он абсолютно четко уяснил и познал совершенным знанием, что вся реальность его существования — только в воле Всевышнего. И тогда родилась в мире первая молитва.

Так праотец Авраам, познавший Творца и постигнувший, что у творения есть Первопричина, открыл всему миру, что у мира есть Господин. Он вернул людей к Всевышнему, и он возвратил мир к исходной точке.

И тогда молитва родилась заново. Авраам установил молитву Шахарит, Ицхак установил молитву Минха, Яаков установил молитву Маарив.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Неделя святых Праотец

Историческое содержание

Два по­след­них вос­кре­се­нья (неде­ли) Рож­де­ствен­ско­го по­ста име­ну­ют­ся Неде­лей свя­тых Пра­о­тец и Неде­лей свя­тых отец. Празд­но­ва­ние Неде­ли свя­тых Пра­о­тец со­вер­ша­ет­ся в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым. В этот день Цер­ковь от­ме­ча­ет па­мять свя­тых Пра­о­тец – вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, ожидавших Спасителя, на­чи­ная от пер­во­го че­ло­ве­ка – Ада­ма, и вклю­чая Си­фа, Ено­ха, Ноя, Ав­ра­ама, Иса­а­ка, Иа­ко­ва, ца­ря Да­ви­да и про­чих. Эти древ­ние лю­ди от­де­лены от нас ты­ся­че­ле­ти­я­ми, од­на­ко име­ют к нам, те­пе­реш­ним пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, са­мое пря­мое и близ­кое от­но­ше­ние.

Ка­кая же связь меж­ду на­ми и ими? Цер­ковь во­об­ще на­по­ми­на­ет нам о них те­перь, пе­ред Рож­де­ством Хри­сто­вым, ра­ди их ве­ры – ве­ры в обе­ща­ние, дан­ное Бо­гом Ада­му при из­гна­нии его из рая, что в кон­це ве­ков при­дет в мир Спа­си­тель, Ко­то­рый ис­ку­пит че­ло­ве­че­ство от гре­ха пра­ро­ди­те­лей.

Все пра­от­цы, быв­шие на зем­ле за­дол­го до рож­де­ния Гос­по­да, жи­ли и го­ре­ли этой ве­рой, ни­ко­гда от нее не от­сту­пая. Они яв­ля­ют­ся яр­ким при­ме­ром для нас, жи­ву­щих уже по­сле зем­но­го во­пло­ще­ния Спа­си­те­ля. Как и древ­ние лю­ди, мы то­же Его ре­аль­но не ви­де­ли; они толь­ко зна­ли, что Он бу­дет на зем­ле, а мы толь­ко зна­ем, что Он был на зем­ле. Но они твер­до ве­ри­ли в Его при­ше­ствие и их ве­ра оправ­да­лась.

От нас же тре­бу­ет­ся го­раз­до боль­шая ве­ра. Мы долж­ны ве­рить, что Гос­подь был, и есть, и бу­дет; что Он жил на зем­ле как че­ло­век; что через Свою Цер­ковь Он по­сто­ян­но пре­бы­ва­ет с на­ми; и что Он сно­ва при­дет на зем­лю су­дить че­ло­ве­че­ство. Но за та­кую ве­ру Сам Гос­подь обе­ща­ет нам бла­жен­ство. Ко­гда Иисус Хри­стос явил­ся Апо­сто­лу Фо­ме, ко­то­рый не мог по­ве­рить в вос­кре­се­ние Хри­сто­во по­ка сам не до­тро­нул­ся до ран Гос­под­них, а до­тро­нув­шись, вос­клик­нул: «Гос­подь мой и Бог мой!» – то­гда Гос­подь ска­зал Апо­сто­лу: «ты по­ве­рил, по­то­му-что уви­дел Ме­ня; но бла­жен­ны не ви­дев­шие и уве­ро­вав­шие».

Но по­ми­мо ве­ры есть еще од­но об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое так тес­но свя­зы­ва­ет нас с древни­ми пра­от­ца­ми – это их вер­ность ожи­да­е­мо­му Мес­сии. Они жи­ли в окру­же­нии язы­че­ско­го ми­ра – ми­ра, ко­то­рый хо­тя и не знал еще Хри­ста, но пол­но­стью от­сту­пил от Бо­га. Мы с ва­ми, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, жи­вем в по­доб­ном и да­же худ­шем по­ло­же­нии. Де­вят­на­дцать сто­ле­тий по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва мир жил со Хри­стом и хри­сти­ан­ской куль­ту­рой, а вот в 20-ом ве­ке про­изо­шел рез­кий пе­ре­во­рот. Те­перь мы жи­вем в пост-хри­сти­ан­ской эре, в ми­ре, ко­то­рый сно­ва по­гру­зил­ся в пол­ное язы­че­ство.

Мы ча­сто слы­шим во­круг се­бя вы­ра­же­ние, что на­сту­пил «но­вый век». Но в этом «но­вом ве­ке» нет ни­че­го но­во­го кро­ме бо­лее совре­мен­ной фор­мы. Это все то же от­ступ­ле­ние от Бо­га и да­же от­ри­ца­ние Бо­га, а сверх то­го – пол­ное от­ступ­ле­ние от Хри­ста и по­ру­га­ние Хри­ста. Боль­шин­ство хри­сти­ан да­же и не ви­дят, как они из­вра­ща­ют свою хри­сти­ан­скую ве­ру, об­ле­кая ее в одеж­ду мо­дер­низ­ма, и как они пре­да­ют Хри­ста, ста­ра­ясь объ­еди­нить­ся с ре­ли­ги­я­ми Его го­ни­те­лей и ху­ли­те­лей.

Читайте так же:  Какие молитвы нужно читать по утрам

И вот на фоне все­го это­го страш­но­го ми­ра, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, вспом­ним мы не толь­ко ве­ру Свя­тых Пра­о­тец, но и их вер­ность Хри­сту-Спа­си­те­лю; и го­то­вясь вот уже ско­ро встре­тить и празд­но­вать Его рож­де­ние на зем­ле, от­вер­нем­ся от окру­жа­ю­ще­го нас язы­че­ства и за­сви­де­тель­ству­ем на­шу пол­ную пре­дан­ность и вер­ность То­му, Ко­то­рый ска­зал нам: «Се Аз с ва­ми есмь до скон­ча­ния ве­ка». Аминь.

В это вре­мя го­да мы ви­дим на­ших со­се­дей празд­ну­ю­щих за­пад­ное Рож­де­ство и мно­гие из нас, воз­мож­но, ду­ма­ют: по­че­му же и мы не мо­жем празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во в один день с ни­ми? Се­го­дняш­нее вос­кре­се­нье да­ет нам на это от­вет.

Как бы пред­ви­дя воз­ник­но­ве­ние та­ко­го во­про­са, свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас в ве­ли­ко­му дню Рож­де­ства Хри­сто­ва по­сред­ством рож­де­ствен­ско­го по­ста. По ме­ре то­го, как мы при­бли­жа­ем­ся к это­му дню, Цер­ковь осо­бым об­ра­зом от­ме­ча­ет по­след­ние два вос­кре­се­нья пе­ред Рож­де­ством и под­чер­ки­ва­ет их зна­че­ние на­зва­ни­я­ми несколь­ко ины­ми от обыч­ных вос­крес­ных дней. За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) Свя­тых Пра­от­цев. Вос­кре­се­нье непо­сред­ствен­но пе­ред Рож­де­ством на­зы­ва­ет­ся Неде­лей Свя­тых От­цов.

Чем от­ли­ча­лись Свя­тые Пра­от­цы и кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» имен­но то и озна­ча­ет: на­ши пра­ро­ди­те­ли. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии. Что бы­ло в них осо­бен­но­го? Адам и Ева бы­ли пер­вы­ми людь­ми ко­то­рые со­гре­ши­ли, но они же бы­ли и пер­вые ко­то­рые по­ка­я­лись. За свои гре­хи они ка­я­лись всю свою жизнь.

Об­щим зна­ме­на­те­лем всех Пра­от­цев бы­ла их ве­ра в ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей.

Свя­тые Пра­от­цы очень стро­го и вер­но при­дер­жи­ва­лись всех за­ко­нов, ко­то­рые Бог им по­сы­лал: они ни­ко­гда не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли свою ве­ру из-за окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств. Они твер­до ве­ри­ли, что прав­да бы­ла прав­дой, а крив­да – крив­дой, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, что де­ла­ло и ду­ма­ло боль­шин­ство дру­гих лю­дей. Ины­ми сло­ва­ми, свя­тые Пра­от­цы не сле­до­ва­ли че­ло­ве­че­ско­му уче­нию о «по­ли­ти­че­ской кор­рект­но­сти»! Не все­гда это бы­ло им лег­ко, но они ни­ко­гда не по­сту­па­лись сво­ей ве­рой.

Хри­сти­ан­ство все­гда бы­ло и все­гда бу­дет борь­бой. Мо­раль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти ни­ко­гда не ме­ня­ют­ся. Доб­ро все­гда оста­ет­ся доб­ром, а зло все­гда оста­ет­ся злом. Лю­ди ча­сто за­бы­ва­ют или не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на то, что Бог на­хо­дит­ся вне вре­ме­ни. Вре­мя су­ще­ству­ет толь­ко для смерт­ных су­ществ и ко­гда-то за­кон­чит­ся, а Бо­жьи за­ко­ны – вневре­мен­ные и по­это­му веч­но цен­ные.

В свя­том Еван­ге­лии Гос­подь Иисус Хри­стос го­во­рит: «Не мир при­нес Я на зем­лю, а меч» (Мф.10:34). Меч яв­ля­ет­ся сим­во­лом борь­бы – пре­иму­ще­ствен­но борь­бы ду­хов­ной. Мы долж­ны бо­роть­ся всю свою жизнь, и са­мая труд­ная борь­ба – это внут­ри нас са­мих. Но преж­де чем на­чи­нать бо­роть­ся, мы долж­ны знать – на пра­виль­ном-ли мы на­хо­дим­ся пу­ти? По­это­му мы не долж­ны сле­по сле­до­вать то­му, что де­ла­ет боль­шин­ство окру­жа­ю­ще­го нас об­ще­ства. В древ­ние вре­ме­на ве­ли­кий гре­че­ский фило­соф Со­крат го­во­рил: « Боль­шин­ство ни­ко­гда не пра­во». Все ре­во­лю­ции бы­ли ос­но­ва­ны на этом прин­ци­пе – как управ­лять и ру­ко­во­дить боль­шин­ством.

И вот Свя­тые Пра­от­цы по­ка­за­ли нам мно­го свет­лых при­ме­ров то­го, как нам быть и как ду­мать: во-пер­вых, что Гос­подь Бог дол­жен быть для нас весь­ма ре­а­лен, а не аб­страк­тен, и во-вто­рых, что в све­те это­го нам нуж­но про­ве­рять и окру­жа­ю­щее нас об­ще­ство. Та­ким об­ра­зом мы смо­жем уви­деть, на­сколь­ко за­пад­ное хри­сти­ан­ство утра­ти­ло свою со­сре­до­то­чен­ность на Бо­ге и жизнь в Бо­ге. За­пад­ные хри­сти­ане, к со­жа­ле­нию, утра­ти­ли ис­тин­ное по­ни­ма­ние Бо­га. Об­раз Бо­га в за­пад­ном хри­сти­ан­стве из­ме­нил­ся от пло­хо­го к худ­ше­му и яв­ля­ет­ся весь­ма да­ле­ким от ис­ти­ны. По­ду­мать толь­ко: что в окру­жа­ю­щей сре­де име­ет веч­ную цен­ность в на­ши дни? Кру­гом лишь од­на ду­хов­ная пу­сто­та или ис­ка­же­ние все­го бо­же­ствен­но­го.

Че­ло­ве­че­ское ми­ро­воз­зре­ние во вре­ме­на Пра­от­цев в об­щей слож­но­сти не на мно­го от­ли­ча­лось от на­ших дней, но они са­ми твер­до дер­жа­лись сво­ей ве­ры и не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли эту ве­ру толь­ко по­то­му, что боль­шин­ство ду­ма­ло ина­че. Они дер­жа­лись ве­ры и за это бла­го­дать Бо­жия укреп­ля­ла их.

По­ду­ма­ем об этом, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, и по­ста­ра­ем­ся по­сле­до­вать при­ме­ру свя­тых Пра­от­цев, т.к. мы сей­час на­хо­дим­ся в схо­жем по­ло­же­нии. Мы мо­жем ува­жать ве­ро­ва­ния на­ших со­се­дей, но мы не долж­ны по­сту­пать­ся на­шей соб­ствен­ной ве­рой. На­ша пра­во­слав­ная ве­ра име­ет луч­шие об­раз­цы и глу­бо­кие кор­ни в на­ших Пра­от­цах, чью па­мять мы се­го­дня свет­ло празд­ну­ем. Аминь.

Даат тфила 37. Молитва Авраама: просьба милости

Мы выяснили, что суть акта молитвы — это предстояние человека пред Всевышним в качестве нуждающегося в восполнении недостатка. Именно так и должен человек стоять перед Первопричиной. Именно этим он и удостаивается восполнения недостатка. Без ощущения недостатка и активного выражения этого ощущения — нет возможности исполнения молитвы и, тем более, права получить на нее ответ.

Нет сомнения, что основной недостаток, с которым Авраам предстоял перед Всевышним — это просьба об исполнении милости. Ведь это качество было его основным стремлением и служением всей его жизни. Как объясняют мудрецы древности: «Праотец Авраам всю жизнь старался следовать качеству милости, милосердия и помилования, и принял на себя многие страдания, чтобы его удостоиться. По его великому старанию и любви к этому качеству, удостоился Авраам, чтобы оно стало для него вечным наследием» (Шаарей Ора 7).

Когда мы говорим здесь о милости, речь идет о «Милости Творения», как мы объяснили выше, милости, которая объемлет все сотворенные существа, как мы выяснили в вопросе молитвы Авраама о жителях Содома. Это милость действует подобно акту творения мира, и с помощью такой молитвы Авраам изменяет устройство природы и «творит» совершенство «образа человека» в себе самом: «Выйди из своей судьбы: Аврам не рождает, но Авраам — рождает» (Раши, Берешит 15:5).

Читайте так же:  Молитвы утренние и вечерние православие

Молитва Авраама подобна молитве Первого человека

«И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «На уровне земли стояли они до шестого дня… ибо не дал дождя… А почему не дал дождя? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши).

Все творение ждало молитвы Адама. Единственный, кто мог представить свой недостаток и недостаток всего творения перед Творцом и тем самым приблизить все творение к Нему, чтобы оно могло получить свое восполнение от Всевышнего. Эта молитва привела в движение все творение, чтобы оно исполнило свое предназначение. Молитва Адама стала архетипом всех молитв; то же самое можно сказать и о молитве Авраама.

«И молился Авраам Б-гу». Сказал раби Хама бар Ханина: «С начала книги и до сих пор не употребляется данное выражение. После того как праотец Авраам помолился, этот узел был развязан» (Берешит раба 52:13). Слово «молитва» (тфила) не употребляется в Торе до этого места. Весь мир ждал молитвы Авраама. Он стал единственным, кто вернул образ человека к его высшему состоянию, существовавшему до греха Адама. Он был готов жертвовать собой, чтобы вернуть людей к праведному образу, в котором они были сотворены Всевышним. Отсюда начинается новое начало творения. Поэтому молитва Авраама — утренняя, рассветная (Шахарит).

Молитва Авраама: Шахарит

Как мы уже объяснили, каждое утро проявляется отсвет первоначального Хеседа (Милости), появившегося в начале творения: «Всевышний обновляет по Своей благости каждый день, постоянно, творение мироздания». Этот отсвет охватывает своей милостью все создания в мире. Такова же и суть молитвы Шахарит: «Г-сподь, утром услышишь Ты мой голос». Начал раби Элазар и сказал: «Ведь когда приходит рассвет и утро пробуждается в мире, это время желанности для всех, время для благодеяния всему миру — и праведникам, и злодеям. Это время молитвы перед Святым Царем. Поэтому в час, когда наступает рассвет, все заключенные Царя обретают покой, — это время молитвы о них. А тем более те, кто раскаиваются и представляют свои просьбы перед Святым Царем» (Зоар, Теилим 5).

После всего сказанного легко понять, что молитва Авраама, которую он сделал правилом для своих потомков, — это утренняя молитва.

Но следует еще глубже рассмотреть данный вопрос.

Даат тфила 29. Молитвы установлены праотцами

«Сказано: раби Йоси, сын раби Ханины, сказал: молитвы установлены праотцами.»

Авраам установил утреннюю молитву, как сказано: «И встал Авраам утром к месту, где стоял там». А стояние — не что иное, как молитва, как сказано: «И встал Пинхас, и взмолился».

Ицхак установил полуденную молитву, как сказано: «И вышел Ицхак беседовать в поле к вечеру». А беседа — не что иное, как молитва, как сказано: «Молитва бедняка, когда облачится, и перед Г-сподом изольет беседу свою».

Яаков установил вечернюю молитву, как сказано: «И приткнулся (ויפגע) на одно место, и заночевал там». А «приткнуться» (פגיעה) — не что иное, как молитва, как сказано: «Ты же не молись за этот народ и не возноси за них мольбы и просьбы, и не притыкайся (תפגע) ко Мне».

Жизнь праотцов: Шахарит, Минха и Аравит

«И в соответствии с этими изменениями времени праотцы установили молитвы. Авраам установил утреннюю молитву, так как это первое изменение, происходящее каждый день. Ицхак установил послеполуденную молитву, так как это второе изменение каждый день. Яаков установил вечернюю молитву в начале ночи, и это третье изменение в день» (Мабит, Бейт Элоким, Пиркей Шира).

«И каждый установил в соответствии со своим качеством.

Авраам установил молитву Шахарит в начале дня, поскольку Авраам был первым праотцем, и был подобен утру — началу дня, а Всевышний — начало мира.

Ицхак установил молитву Минха, которая произносится после полудня, и она — завершение мира, придание ему совершенства, что известно сведущим в тайной мудрости.

Яаков же, бывший после них, установил молитву Аравит, которая является завершающей, как и качество Яакова. Она указывает на то, что мир находится в руке Всевышнего, и поэтому молитва Аравит произносится ночью, чтобы свидетельствовать о мире, находящемся в руке Всевышнего. Ведь подобно тому, как человек отдает свою душу на хранение Всевышнему ночью, как написано (Псалмы 31): “В руку Твою вручу свой дух”, так и весь мир в руке Всевышнего ночью.

Поэтому-то молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков в руке Всевышнего больше других праотцев, ведь его образ высечен на подножии Трона Славы, и поэтому именно Яаков установил вечернюю молитву» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде, чем мы исследуем глубинные корни этих вещей, опишем параллели между жизнью трех патриархов и тремя изменениями в течение суток — в соответствии с сутью этих трех изменений, соответствующих трем качествам — Хесед, Дин и Рахамим (Милость, Суд и Милосердие).

«И был Авраам подобен утру»

После мглы предыдущих поколений, которые были погружены в идолопоклонство и другие виды духовной нечистоты, «мир шел своим чередом по этому пути, пока не родился столп мира — наш праотец Авраам» (Рамбам, Законы идолопоклонства). И как занимающийся рассвет, восстающий в свете Хеседа (Милости), того же Хеседа, который проявился в сотворении мира («мир построится милостью»), так жизни Авраама прошла под знаком «рассказывать о милости Твоей по утрам». «Вот порождения неба и земли при сотворении их (בהבראם)». Это слово состоит из тех же букв, что и אברהם (Авраам). Его жизнь излучает благодеяние и совершенство от Высшей Милости (Хеседа).

«Дал Б-г Аврааму этот мир» (ШмотШмот раба 15). «Собрались все идолопоклонники, и срубили кедры, и сделали большое возвышение, и посадили Авраама на него. И прославляли его, и говорили ему: ты царь над нами, ты князь над нами, ты бог над нами» (Берешит раба 43). «И ответили ему: мы не считаем тебя пришельцем и поселенцем, но ты — царь! Б-г поставил тебя царем над нами, и мы и наша земля — рабы тебе! Возьми любое кладбище, которое пожелаешь, и похорони умершую свою» (Рамбан, Берешит 23).

Читайте так же:  Молитва и икона умиление

«Все любили Авраама, поскольку он делал добро всем людям. Качеством Авраама было творить людям милость и благо. И такой человек, несомненно, будет любим всеми за свое поведение. Поэтому и сказали ему: “Князь Б-га ты среди нас!” И сказано еще: “Долина согласия, это царская долина”, поскольку согласились все жители мира и сделали Авраама царем. И не силой он воцарился над ними, а лишь тем, что был любим и принят всеми людьми». (Маараль, Нетив аАвода 18).

Качество Хесед (Милость), к которому приобщился Авраам, привело к таким результатам. Как объясняет Маараль в Натив аХесед (гл.3): «Когда человек делает милость, он несомненно достоин воздаяния… и это — мера за меру… ибо, поскольку он достоин воздаяния блага, и потому следует, чтобы Всевышний Сам дал ему благо… и еще: когда он делает добро другому, Всевышний тоже воздает ему изобилие добра и милости. Подобно маленькому протоку, который вытекает из великой и бесконечной реки: если из протока вытекает немного воды в яму, которая находится рядом, из большой реки немедленно выходит вода и возмещает недостающую воду в протоке. Так, когда добродетельный человек, прилепившийся к благу Всевышнего, воздает добро другому, тогда Всевышний Сам возвращает ему благо, которое тот потратил».

Тот, кто привязан к качеству Милости и воздает благо другим людям, всегда связан с благословением и умножением. Это заложено в самой сути качества Хесед (милости). Данное качество раскрывается сотворенным существам уже в самом приведении мира к существованию — «мир милостью будет построен». И здесь нет уменьшения и ограничения. Наоборот, качество, царящее в данном месте, — это управление преумножения и воздействия Хеседа, которое проистекает из источника Бесконечного. «И изолью на вас благословение беспредельное». В источнике благословения не правит ограничение. Не только в качестве аллегории Маараль уподобляет это протоку, истекающему из большой реки. Нам известно, что из качества Хеседа ступенчато развивается сотворение воды, суть которой — преумножение жизни и взращивание изобилия благословения в мире. Мы еще будем говорить об этом.

Авраам был похоронен в доброй старости, пресыщенный днями. Он не увидел, как его внук пошел по плохой дороге. Сын Авраама, Ишмаэль, раскаялся в конце его жизни. «Всевышний благословил его в старости больше, чем в молодости».

Авраам установил утреннюю молитву. Это молитва произносится во «время благоволения для всех, чтобы воздать благо всему миру».

Святых праотец

Тропарь пра́отцев. Гла́с 2:

Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́, от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь: хва́лятся в сла́ве святи́и, я́ко от се́мене и́х е́сть Пло́д благосла́вен — без се́мене Ро́ждшая Тя́. Те́х моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй на́с.

Кано́н святы́х пра́отцев. Глас 1.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Христо́с ражда́ется — сла́вите! Христо́с с небе́с — сря́щите! Христо́с на земли́ — возноси́теся! По́йте Го́сподеви, вся́ земля́, и весе́лием воспо́йте, лю́дие, я́ко просла́вися.

Припев: Святии праотцы, моли Бога о нас.

Отце́м пе́ние принесе́м, пре́жде зако́на и в зако́не возсия́вшим, и из Де́вы возсия́вшему Го́споду и Влады́це во́лею пра́вою угоди́вшим, и незаходи́маго просвеще́ния ны́не наслажда́ющимся.

Ада́ма пе́рваго почти́м, руко́ю почте́ннаго Зижди́теля, и все́х на́с пра́отца уже́ бы́вшаго, и в ски́ниях небе́сных со все́ми избра́нными почива́юща.

Авеля, да́ры прине́сшаго душе́ю благоро́днейшею, прия́т все́х Бо́г и Госпо́дь; сего́ же па́ки, скверноуби́йственною руко́ю умерщвле́на, принесе́ к све́ту я́ко боже́ственна му́ченика.

Богоро́дичен: Рече́ний боже́ственных услы́шим, вопию́щих Христо́во явле́ние: се́ бо в верте́пе ражда́ется из Отрокови́цы Неискусому́жныя, Его́же стра́шное Рождество́ провозвеща́ет звездосло́вцем звезда́ я́вльшаяся.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Пре́жде ве́к от Отца́ рожде́нному нетле́нно Сы́ну и в после́дняя от Де́вы воплоще́нному безсе́менно, Христу́ Бо́гу возопии́м: вознесы́й ро́г на́ш, Свя́т еси́, Го́споди.

Пое́тся в ми́ре Си́фово к Зижди́телю разжже́ние, и́бо в непоро́чнем жи́тельстве и душе́вней любви́ Тому́ и́стинно угоди́, и ны́не во стране́ живы́х вопие́т: Свя́т еси́, Го́споди.

Усты́, и язы́ком, и се́рдцем Ено́с чу́дный призва́ти богому́дрено Влады́ку все́х и Бо́га наде́яшеся в Ду́се и, благоуго́дно пожи́в на земли́, сла́ву восприя́т.

Священносло́вии свяще́нными Ено́ха ублажи́м, благоугоди́в бо Го́споду, преста́вися в сла́ве, яви́вся лу́чши сме́рти, я́коже писа́ся, и́мже Бо́жий бы́в ра́б и́скреннейший.

Богоро́дичен: Ны́не ча́яние язы́ков от Де́вы предгряде́т, и Вифлее́м заключе́нный отверза́ет све́тло Еде́ма, Сло́во воплоща́емое прие́мля, и в я́слех пло́тию возле́гшаго.

Ипакои́, гла́с 2:

В ро́су де́тем о́гнь прелага́шеся, пла́чь в ра́дость жена́м пременя́шеся: Ангел бо во обои́х служа́ше чудесе́х, о́вым у́бо во упокое́ние претвори́вый пе́щь, си́м же воскресе́ние возвести́вый тридне́вное. Нача́льниче жи́зни на́шея, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Же́зл из ко́рене Иессе́ева и цве́т от него́, Христе́, от Де́вы прозя́бл еси́, из горы́, Хва́льный, приосене́нныя ча́щи прише́л еси́, вопло́щся от Неискусому́жныя, Невеще́ственный и Бо́же, сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Хвалу́ принесе́м Бо́гу, чту́ще пе́сньми Но́я, вои́стинну су́ща пра́веднаго: во все́х бо за́поведех Боже́ственных украша́емь яви́ся, Христу́ благоугоди́в, Ему́же песнопое́м, ве́рнии: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Ви́дев твое́ Бо́г благоро́дное нра́ва, и просто́е, и по всему́, Но́е, соверше́на, втора́го ми́ра я́ве началовождя́ тя показу́ет, спа́сшаго тому́ вся́каго ро́да от пото́па чу́вственнаго се́мя, я́коже Са́м повеле́.

Но́я, сохра́ньшаго Бо́жий зако́н невреди́мь, и обре́тшася тогда́ пра́ведна в ро́де свое́м, и дре́вяным спа́сша дре́вле ковче́гом безслове́сных ро́ды повеле́нием Вседе́тельным, пе́сньми благоче́стно ублажи́м.

Вино́ умиле́ния на́м то́чит, чту́щим тя́, Но́е блаже́нне, па́мять твоя́, веселя́щее и ду́ши, и сердца́ всегда́ чи́сте блажа́щих нра́вы твоя́ честны́я и жи́тельство боже́ственное.

Богоро́дичен: Ны́не Избавле́ние на́ше в я́слех возлега́ет и пелена́ми повива́ется, я́коже Младе́нец. И волсви́, восто́чнии ца́рие, прихо́дят Сего́ я́ко Бо́га и Царя́ ро́ждшагося от Чи́стыя, ви́дети и поклони́тися с да́ры ве́рно.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Бо́г Сы́й ми́ра, Оте́ц щедро́т, вели́каго Сове́та Твоего́ Ангела, ми́р подава́юща, посла́л еси́ на́м; те́м, богоразу́мия к све́ту наста́вльшеся, от но́щи у́тренююще, славосло́вим Тя́, Человеколю́бче.

Читайте так же:  Молитва за племянника попавшего в беду

Хвала́ми боже́ственными да почти́тся Си́м, оте́ческое благослове́ние приплоди́в, и, пред Бо́гом благоуго́ден я́влься, к пра́отеческим лико́м причте́ся, и во стране́ живы́х ра́достно почива́ет.

Ви́дети сподо́бися я́ко дру́г Бо́жий Авраа́м де́нь Зижди́теля своего́ и испо́лнь быва́ет ра́дости духо́вныя; сего́ у́бо, ума́ пра́востию чту́ще, ублажи́м вси́, я́ко Христо́ва боже́ственна пра́отца.

Ви́дел еси́, я́коже е́сть мо́щно челове́ку ви́дети, Тро́ицу и Ту́ю угости́л еси́, я́ко дру́г при́сный, преблаже́нне Авраа́ме; те́мже мзду́ прия́л еси́ стра́ннаго гоще́ния, е́же бы́ти тебе́ безчи́сленных язы́ков отцу́ ве́рою.

Богоро́дичен: По́лный истощава́ется пло́тию на́с ра́ди, и нача́ло Безнача́льный прие́млет; обнищева́ет же Бога́тый, и Сло́во — Сы́й Бо́г — в я́слех безслове́сных возлежи́т, я́ко Младе́нец, воззва́ние все́х су́щих от ве́ка соде́ловая.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Из утро́бы Ио́ну младе́нца изблева́ морски́й зве́рь, якова́ прия́т; в Де́ву же все́льшееся Сло́во и пло́ть прие́мшее про́йде, сохра́ншее нетле́нну: Его́же, бо не пострада́ истле́ния, Ро́ждшую сохрани́ неврежде́нну.

Образ Христо́вы стра́сти бы́л еси́ я́ве, Исаа́че преблаже́нне, возводи́мь о́тчим благопокоре́нием, е́же закала́тися. Сего́ ра́ди ублажи́лся еси́ и ра́б Бо́жий вои́стинну яви́лся еси́ бли́жний, со все́ми пра́ведными вселя́яся.

Яви́ся Иа́ков уго́дник, ве́рнейший все́х Бо́га; те́мже и бра́ся со Ангелом, у́м зря́ Бо́га нарече́ся и, спя́, Боже́ственную ле́ствицу ви́де, на не́йже Бо́г утвержда́шеся, пло́тию обложи́выйся за благосты́ню.

Любя́ Ио́сиф ко отцу́ благопокоре́ние, в ро́в вве́ржен, продаде́ся во о́браз закла́ннаго и в ро́ве положе́ннаго Христа́; пшеницода́вец же Еги́пта бы́сть, целому́др бы́в и пра́веден, ца́рь же страсте́й и́стиннейший.

Богоро́дичен: Мла́до на земли́ Отроча́ познава́ется, Сы́й со Отце́м при́сно и Ду́хом, пелена́ми же повива́ется, Иже зе́млю повива́яй мгло́ю я́ве, и в я́слех безслове́сных возлежи́т. Сего́ ны́не предпра́зднуим, ра́дующеся, безсе́менное рождество́.

Конда́к, гла́с 6:

Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше, но Неопи́санным существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии, в по́двизе огня́ просла́вистеся, среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще, Бо́га призва́сте: ускори́, о Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу, я́ко мо́жеши хотя́й.

Простри́ Твою́ ру́ку, е́юже дре́вле прия́ша искуше́ние еги́птяне борю́щии и евре́е бори́мии. Не оста́ви на́с, да не пожре́т на́с сме́рть, жа́ждущая на́с, и сатана́, ненави́дяй на́с, но прибли́жися на́м и пощади́ ду́ши на́ша, я́коже пощади́л еси́ иногда́ о́троки Твоя́, су́щия в Вавило́не, непреста́нно сла́вящия Тя́, и вве́рженныя Тебе́ ра́ди в пе́щь, и от сея́ вопию́щия Ти́: ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, на по́мощь на́шу, я́ко мо́жеши хотя́й.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Отроцы, благоче́стию совоспита́ни, злочести́ваго веле́ния небре́гше, о́гненнаго преще́ния не убоя́шася, но, посреди́ пла́мене стоя́ще, поя́ху: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Да воспое́тся Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л с Дании́лом, пе́щь угаси́вше о́гненную, и льво́в обузда́вше стремле́ния, и Христу́ согла́сно пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Зако́нно пострада́в в напа́стех и неосла́бных ско́рбех, уго́дник нарече́ся Иов Бо́жий всеи́стиннейший, кро́ток, незло́бив, пра́в, соверше́н, непоро́чен, вопия́: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Ве́рою Моисе́я, Ааро́на же и Ора почти́м, восхваля́юще Иису́са и Леви́ю свяще́ннейшаго, Гедео́на же и Сампсо́на, и взыва́ем: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Се́, я́коже прорече́ проро́к, во чре́ве зача́ Неискусобра́чная Бо́га и роди́ти я́ве и́дет в верте́пе Вифлее́мле. Ему́же вси́ пое́м: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Чу́да преесте́ственнаго росода́тельная изобрази́ пе́щь о́браз: не бо́, я́же прия́т, пали́т ю́ныя, я́ко ниже́ о́гнь Божества́ — Де́вы, в Ню́же вни́де утро́бу. Те́м, воспева́юще, воспое́м: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.

Дне́сь су́щих от ве́ка боже́ственную па́мять соверша́ем честны́х оте́ц, Ада́ма, Авеля же, Си́фа, и Но́я, и Ено́са, и Ено́ха, и Авраа́ма, Мелхиседе́ка и Иова, Исаа́ка и ве́рнаго Иа́кова, да благослови́т тва́рь, вопию́ще, Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.

По́лк богокра́сный боже́ственных оте́ц да восхва́лим, Вара́ка, и Нафа́на, и Елеаза́ра, Иоси́ю и Дави́да, Иеффа́я, Саму́ила же, пре́дняя зря́ща че́стне и взыва́юща: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит Его́ во ве́ки.

Похвалу́ песнопе́сненно да принесе́м Бо́жиим проро́ком, восхваля́юще Иоси́ю и Михе́я, Софо́ния и Авваку́ма, Заха́рию и Ио́ну, Агге́я же и Амо́са и со Авди́ем Малахи́я и Нау́ма, Иса́ию, и Иереми́ю, и Иезеки́иля, ку́пно Дании́ла, Илию́ и Елиссе́я.

Глаго́лы Тро́ическими Всесвяту́ю воспои́м, ве́рнии, Тро́ицу, Отца́ Безнача́льнаго, Сы́на же и Пра́ваго Ду́ха Свята́го — Еди́ницу Триипоста́сную, Юже вся́кое дыха́ние сла́вит, зову́ще: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Яви́лся еси́ от де́вственных, Христе́, крове́й, воплоща́емь неизрече́нным сло́вом и я́ко Младе́нец соверше́н в верте́пе премно́жеством благоутро́бия, Иису́се, ражда́яся; звезда́ же Тя́ издале́ча возвести́ звездосло́вцем, по́йте, ве́рою зову́щим, и превозноси́те Христа́ во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Та́инство стра́нное ви́жу и пресла́вное: не́бо — верте́п; престо́л херуви́мский — Де́ву; я́сли — вмести́лище, в ни́хже возлеже́ Невмести́мый — Христо́с Бо́г, Его́же, воспева́юще, велича́ем.

Кре́постию Твое́ю дре́вле си́лы сотвори́ша дще́ри, Го́споди, Анна, и Иуди́ф, и Дево́ра, Олда́, Иаи́ль же, Есфи́рь, Са́рра, Мариа́м же Моисе́ева, Рахи́ль, и Реве́кка, и Ру́фь, велему́дрыя.

Яко угаси́вшия о́троки святы́я пе́щь свяще́нно почти́м ку́пно с Дании́лом проро́ком и все́ми пра́ведными я́ве, пре́жде зако́на облиста́вшими до́бре и в зако́не Влады́це угоди́вшими.

Прему́дрии боже́ственнии проро́цы бы́вше Авраа́мовы вну́цы, Еже от Авраа́ма и Иу́ды ро́ждшееся Сло́во Бо́жие провозвести́ша Ду́хом, те́х мольба́ми, Иису́се, вся́ уще́дри.

Освяти́ся вся́ тва́рь па́мятию ва́шею и, торжеству́ющи, зове́т, ра́бски вопию́щи: мольбу́ Го́споду при́сно принеси́те, блаже́ннии, улучи́ти ве́чных бла́г благохва́лящим ва́с.

Богоро́дичен: Облеки́йся в мя́, от Де́вы предгряде́т, и в верте́пе ражда́ется Сло́во Отчее несли́тно: лику́й, тва́рь, гла́сы благода́рственными велича́ющи Того́ е́же за милосе́рдие всесвято́е снизше́ствие.

Свети́лен пра́отцев. Подо́бен: Жены́, услы́шите.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ада́ма восхва́лим, Авеля, Си́фа и Ено́са, Ено́ха и Но́я, Авраа́ма, Исаа́ка и Иа́кова, Моисе́я, Иова и Ааро́на, Елеаза́ра и Иису́са, Вара́ка, Сампсо́на и Иеффа́я, Дави́да и Соломо́на.

Молитва праотцу аврааму
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here