Молитва Оптинского старца леонида

Молитвенное правило: Молитва Оптинского старца леонида | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Молитва Оптинского старца леонида

Святитель Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу православной церкви». – СПб.: Сатисъ, 2008. – 329 с. Поминовение усопших на домашней молитве.

Другой оптинский старец, иеросхимонах Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры. Что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

Так вообще всякий молитвенный подвиг, совершаемый в память живых или усопших, будет угоден Господу и принесет несомненную пользу не только тем, в память кого он совершается, но и тем, кто его совершает, ибо приносяй за усопших сопричастник мзды бывает, яко любовь о спасении ближнего показуяй: якоже иного помазуяй миром сам себе прежде благоухает.

Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов церковных.

Особенное внимание должно быть обращено на совершение в память усопших милостыни, которая, по словам праведного Товита, избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать из за самоубийц.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Аллилу́ия, глас 6. Стих 1: Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене, / ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене. Стих 2: Поми́луй мя, Го́споди, / я́ко не́мощен е́смь.

Тропари́: Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас:

Сла́ва: Го́споди, поми́луй нас:

И ны́не: Милосе́рдия две́ри:

И а́бие антифо́н, глас 3:

Стих: Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, / я́ко помно́гу испо́лнихомся уничиже́ния.

О́тче Небе́сный, / Любвеоби́льне, Человеколю́бче, / Ми́лостив, ми́лостив, ми́лостив бу́ди нам, / о, вся Объе́млющий / и всех Прие́млющий!

Стих: Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м: не́сть Бог.

О́тче Небе́сный, / Любвеоби́льне, Человеколю́бче, / Ми́лостив, ми́лостив, ми́лостив бу́ди нам, / о, вся Объе́млющий / и всех Прие́млющий!

Егда́, Судие́, ся́деши я́ко Благоутро́бен, / и пока́жеши стра́шную Сла́ву Твою́, Спа́се: / о, каковы́й страх тогда́, пещи́ горя́щей, // всем боя́щимся нестерпи́маго суди́ща Твоего!

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице, / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся / и Тобо́ю хва́лимся, // Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.

Влады́ко, Го́споди, Ми́лостивый и Человеколюби́вый, к Тебе́ взыва́ем: согреши́хом и беззако́нновахом пред Тобо́ю, преступи́хом спаси́тельныя Твоя́ за́поведи и любве́ ева́нгельския отча́явшемуся бра́ту на́шему (отча́явшейся сестре́́ на́шей) не яви́хом. Но не я́ростию Твое́ю обличи́ ны, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жи ны, Человеколю́бче Влады́ко, осла́би, исцели́ серде́чную скорбь на́шу, да победи́т мно́жество щедро́т Твои́х грехо́в на́ших бе́здну, и Твоея́ безчи́сленныя бла́гости пучи́на да покры́ет го́рькое слез на́ших мо́ре.

Ей, Иису́се Сладча́йший, еще́ мо́лим ти ся, пода́ждь рабо́м Твои́м, сро́дником живо́т свой самово́льне сконча́вшаго, в ско́рби их утеше́ние и на ми́лостьТвою́ тве́рдое упова́ние.

Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.

Обы́чный (ма́лый) отпу́ст.

Моли́тва преподо́бного Льва О́птинского для келе́йного чте́ния

Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Канон о самовольне живот свой скончавших

Содержание

Объяснение

В 1925 году на Сергиевском Подворье в Париже – Рю де Крим, 93 – покончил с собой выстрелом один солдат. Он, несомненно, был нездоров умом.

У нас его отпевали.

Но, смущенный смертью его на нашей земле, я обратился через одно лицо к преподобному о. Нектарию Оптинскому с вопросом: что нам делать? Он ответил, чтобы я нашел еще двух человек, которые бы согласились в течение 40 дней читать за него заупокойный канон, а затем предать его в волю Божию.

Разумеется, канон читать нужно было дома, а не за богослужением в храме. Так мы трое тогда и сделали…

Читайте так же:  Молитва о выздоровлении мамы Матроне Московской

После ко мне обращались и другие по этому вопросу; а недавно просили даже отпевать самоубийцу женщину. Я отказывался, – согласно канонам – правило Тимофея Александрийского – и по внутреннему противлению души моей; но помня наставление о. Нектария, а также и указание митрополита Новгородского и Петроградского Григория, что можно молиться о самоубийцах в домашней молитве, но и тогда – с предварительною молитвою о помиловании нас молящихся, да не прогневаем Господа, – я обратился в каноник – «можно и во всякую субботу в октоихе найти заупокойные каноны»; но написанный там канон совершенно непригоден был для молитвы о самоубийцах, ибо там говорилось о скончавшихся «благочестно», «в вере», «в упокоении» и прочее, – все это не подходило к вольным, «не в сумасшествии», самоубийцам. Поэтому нужно было целиком почти переделать все тропари.

Может, кому-либо пригодится.

А меня да помилует Господь за дерзновение такое.

Многогрешный митрополит Вениамин

Самоубийство

Самоубийство – лишение себя тем или иным способом жизни. Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения, произвольно прекращает жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу (а также и ближним), и которая дарована ему для нравственного преуспеяния, а не для злоупотребления ею, – отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.

О принадлежности нашей жизни Богу говорит апостол Павел: «никтоже нас себе живет и никтоже себе умирает. Аще бо живем, аще умираем, Господни есмы» ( Рим.14:7–8 ).

Самоубийца попирает и естественный закон, так как, по этому закону, «никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» ( Еф.5:23 ).

Указывают на мужество, проявляемое самоубийцей в своем действии: не каждый, говорят, решится на такой смелый поступок. И на этом основании у язычников самоубийство даже восхвалялось, как героизм. Но с христианской точки зрения самоубийца есть не герой, а трус, так как он не в состоянии снести тех неприятностей и несчастий (например, потерю любимого человека или имущества, неизлечимой болезни, заслуженного или незаслуженного стыда и т.п.), из-за которых обыкновенно решаются на самоубийство. Вообще, самоубийца обнаруживает сильную привязанность к земным благам и земному счастию, коль скоро в несчастии отказывается жить. А еще большее неразумие обнаруживает он, коль скоро во избежание временного бедствия подвергает себя вечному бедствию. В наше время многие склонны объяснять каждое самоубийство временным помешательством. Но это объяснение далеко не верно.

Молитва за усопших от несчастной и насильственной смерти

Оптинский старец иеромонах Леонид, в схиме Лев

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя рек), аще возможно есть помилуй!

Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!

Канон о самовольне живот свой скончавших, иже глаголется келейно

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд ми сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имя рек), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившаго, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имя рек).

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушне жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имя рек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: «не вем тя», аще и воистину повинен есть сему.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имя рек) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.

Ирмос: Пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во уповании на Тя, Боже, изнемогшаго, и насилием вражиим одоленнаго, раба Твоего пощади, Спасе презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче, – омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имя рек), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имя рек) неключимаго, заповедь Божию преступившаго, спасти по единой милости.

Читайте так же:  Belmagi молитва Отче наш

Ирмос: Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имя рек), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имя рек), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющиися на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имя рек).

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Из земли создавый человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от нетления.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказаннаго Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имя рек) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избавительнице, усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имя рек) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре благочестивым отроком росу духовную: Сый благословен и препрославлен.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в рай разбойника с Собою введый, помяни и ныне раба Твоего (имя рек), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имя рек), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившагося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имя рек), той бо яко Матерь, Тебе нами просит.

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имя рек), лютою смертию поползнувшагося.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Его же моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имя рек): имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебя Благоутробному Спасу мира.

Ирмос: Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имя рек), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.

Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имя рек), и нас молящихся.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе, яко Матери нашей, притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имя рек), малодушне скончавшагося, Тебе Заступнице и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

Не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле, и не за всех можно молиться. Тот, кто отвергается здесь Святой Церкви, тот лишает себя и в будущей жизни ее ходатайства и молитвы. Другие грешники отсекаются от тела Церкви Христовой невидимым судом Божиим, когда грехи и страсти всецело овладевают или подавляют в них всякое добро. Такие грешники неспособны бывают воспринимать постороннюю добрую помощь или воспользоваться ею для своего блага и спасения.

Очевидно, если в таком ужасном и безнадеждном состоянии грешник умирает внезапно и без покаяния, то и Церковь ничем не может помочь ему и запрещает за него молиться.

Сюда относятся все умершие нераскаянные грешники, умершие без покаяния и отказавшиеся от него. Так же самоубийцы, насильственным образом прекратившие жизнь, совсем отчаявшиеся. Молитва за тех и других была бы напрасна и излишня. Она даже оскорбляет Бога. К ним могут относиться слова, которые некогда сказал Бог пророку Иеремии о евреях, которым определил наказание: «Не молись о людях сих, и не проси, еже помилованым быти им» ( Иер.7:16 . Читай всю главу о причинах).

Читайте так же:  Молитвы обереги для семьи

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитвы о самоубийцах

На заседании Священного Синода от 27 июля было принято решение одобрить Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго — частную молитву для родственников самоубийц.

Предисловие

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Преподобный Лев Оптинский

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Прп. Лев и его молитва о самоубиенных и умерших некрещеных

Преподобному Льву, старцу Оптинскому, молятся обо всех житейских нуждах, на всякую потребу — в болезнях и душевных мытарствах, а также при ослаблении веры и в поисках смирения. Но есть у этого святого и особенный дар – молиться о душах людей, самовольно ушедших из жизни и о умерших некрещенными. Старец составил краткую молитву, которую благословлял читать родственникам таких людей келейно.

Молитва:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Как тяжела для нас смерть близкого человек, а смерть самоубийцы несказанно тяжелее, так как она лишает родственников последнего утешения — надежды на спасение души несчастного. Нет возможности отпеть, нет возможности помолиться в храме о бедной душе… Но и тут Господь дает возможность потрудиться близким людям ради умершего: подать милостыню нуждающимся и помолиться домашней молитвой, или, говоря по-церковному, «келейно».

Житие

В 1768 году родился Лев по фамилии Наголкин по отчеству Данилович. Родился мальчик в Орловской губернии. Многое указывает на то, что появился он на свет в бедной семье, так как не получив должного образования с младых лет Лев вынужден много работать. В основном, его работа была связана с разъездами по разным городам, куда он возил прядильное волокно пенька и конопляное масло.

Читайте так же:  Молитва на торговлю на соль

Полезные материалы

Лев был очень общительным молодым человеком, смекалистым, с пытливым умом, отмечалась его честность и напористость. Он быстро обзавёлся хорошими связями и знакомствами. Лев много работал, не отказывался от дальних поездок и с лёгкостью выполнял поручения купца по фамилии Сокольников. Купец увидел в своём работнике перспективного молодого человека, способности которого были, казалось, безграничны.

Лев мог договориться о самой невероятной торговой сделке. Увидел это купец и понял, что с таким мужем его дочь не пропадёт и решает князь-купец сделать своего приказчика своим зятем. Но, не смотря на всю предприимчивость и хваткость в торговом деле, Лев уже точно знает, что предначертана ему другая дорога и от женитьбы отказывается.

Уход из мира

Незадолго до своего тридцатилетия, в 1797, он оставляет все свои дела и отправляется в Введенскую Оптину пустынь, чтобы поступить в монастырь. Оказался он здесь во время восстановления обители после упадка. Лев стал очень смиренным послушником и взялся за самые тяжёлые в обители труды. И так как он обладал богатырской силой и здоровьем, то однажды, вдвоём, с другим послушником, за несколько часов выкопал большущий ров, который требовался для строительства здания, к слову сказать, в обители для этого дела хотели нанять более десятка человек.

Послушания были очень тяжёлыми, но делал Лев всё с лёгкостью, как будто не замечая усталость. Через много лет он расскажет, что подорвал своё здоровье в самом начале своего монашеского пути. Кроме этого всю жизнь Лев прихрамывал – это ему осталось в память о временах работы в приказчиках.

Не смотря на трудовые подвиги его душа стремилась к подвигам духовным. Лев молился, боролся со страстями и стяжал добродетельность, но желание совершенствоваться в божественных знаниях подтолкнуло его перейти в другую обитель — он отправился в Брянский уезд, в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую мужскую пустынь. Там, в 1801 году послушник Лев был пострижен в монашество с именем Леонид. Здесь о.Леонид запомнится своим невероятным смирением.

Преподобный Лев Оптинский

Через 3 года настоятель обители решает оставить свою должность. В таких случаях братия должна избрать нового настоятеля. В тот момент, когда жители общины собрались обсудить данный вопрос, отец Леонид решил, что и без него справятся, и пошёл исполнять послушание. И братия решила… О том, что о.Леонид стал настоятелем, он узнал за приготовлением квасного напитка.

Встреча с духовным наставником

Перед назначением на должность отец Леонид отправляется в Чолнский монастырь, к архипастырю. И именно здесь у отца Леонида случается судьбоносная встреча с отцом Феодором, который был истинным подвижником наивысшей духовной жизни, чего отец Леонид так жаждал и искал. Старец Феодор знал толк в молитве, цитировал древние писания подвижников и аскетов, владел рукописями различных свято отеческих творений, сделанных старцем Паисием. Отец Леонид сразу понял, что старец Феодор это тот человек, которому хочется вверить свою жизнь. Постов, послушания и молитвенных подвигов отцу Леониду было уже недостаточно для того, чтобы в полной мере пребывать в духовном росте.

Когда о.Леонид был утверждён настоятелем Белобережской пустыни, то пригласил старца Феодора пожить в обители. Старец Феодор получил возможность большего уединения, а отец Леонид обрёл духовного наставника. Известно, что монахи не расстанутся до самой смерти старца Феодора — отец Леонид станет абсолютным послушником старца.

Свои дела в настоятельстве о.Леонид вёл с простотой, не любил ничего искусственного и льстивого, с лёгкостью мог рассмотреть в любом человеке всё настоящее и напускное. Всегда был откровенен, прямолинеен, а иногда даже резок, но это было не от того, что он был гневлив, это требовалось для того, чтобы обратиться к душе человека для встряски. Будучи в начальниках о.Леонид тяготился руководством и через 4 года он снимает с себя настоятельство.

Вместе со старцем Феодором селится в келье, которую братия построили для них подальше от всех. Для духовных совместных подвигов с ними стал жить старец Клеопа и здесь же, отец Леонид келейно был подстрижен в схиму с именем Лев. Но, не смотря на удалённость, к келье старцев совершались паломничества, и монахи снова решают переехать. В этот раз они отправляются на север, в Валаамский монастырь.

Приехали старцы на Валаам в 1811 и стали жить во Всесвятском скиту. Место там было спокойное, безлюдное, от мирских удалённое, за что старец Феодор и о.Леонид невероятно благодарили Бога. Но и тут старцы обретают славу мудрецов и провидцев и к ним снова потянулись люди, теперь уже из числа братии, которым тоже не хватало опытных и духовных наставников.

Известен случай, когда на Валааме старцы столкнулись с искушением настоятеля игумена Иннокентия, который в их бескорыстном труде увидел алчность и желание занять руководящие позиции при монастыре. Разбирательство дошло до митрополита, были учинены допросы, но Высокопреосвященнейший был покорён добродетелями старцев, что нарекания в этом деле получила обвиняющая старцев сторона. Не смотря на то, что истина восторжествовала, старцы, не желая жить в разбирательствах и душевной тесноте, решают покинуть и Валаам, теперь уже вдвоём, отец Клеопа на острове скончался.

Теперь старцы отправились в Александро-Свирский монастырь, шёл 1817 год. В этом монастыре старцы прославились тем, что предсказали приезд в обитель царя. В 1820 у Александра I было путешествие по северным уделам, а Александро-Свирский монастырь посещать не собирался, но увидев на дороге указатель к монастырю и расспросив знающих людей царь решает побывать в обители, где, как он успел выяснить, живут мудрейшие старцы.

В 1822 году Лев Оптинский навсегда потеряет своего духовного наставника, старец Феодор отправится ко Господу. После этого отец Лев желает с учениками уйти из обители, как завещал ему его духовный наставник, но его не отпускают.

Читайте так же:  Молитва как очистить дом

Преподобный Макарий (Иванов), старец Оптиной пустыни

Только в 1828 году он переходит в Площанскую пустынь, где встречается с будущим оптинским старцем Макарием (Ивановым), который станет его верным учеником и с сомолитвенником.

Первый оптинский старец

В 1829 году с несколькими учениками, среди которых будущий знаменитый святитель Игнатий (Брянчанинов), старец переходит в Предтеченский скит Оптиной Пустыни, куда его давно звали и епископ Филарет (Амфитеатров) и настоятель Моисей, который желал, чтобы в обители жил старец. Когда старец появился, ему было отдано духовное руководство над братией.

Селится старец в отдалённом скиту, вблизи монастырской пасеки, чтобы все посетители (включая женщин) могли общаться с мудрым старцем. Жизнь в скиту была благоговейной и вся братия находилась в глубоком смиреиии – послушники не желали оскорблять друг друга не только словом, но и взглядом. На общие послушания выходили все и старенькие и новенькие послушники – благой пример старших был очень заразителен для новоявленных монахов. По выходным и праздничным дням встречались в домике на пасеке у о.Льва для того, чтобы вместе попить чая. Но, а для открытия помыслов, получения наставления и разъяснения возникших вопросов, к старцу на пасеку братия ходила ежедневно перед отходом ко сну.

Лев Отпинский в те годы очень заботился о духовном росте всех насельников монастыря, и всех мирских, кто приезжал к нему за советом и благословением. Больше всего прочего старец поучал всех смирению. Очень много времени он отдавал служению ближним. Кушал самую простую пищу, спал около трёх часов в сутки, любил рукодельничать. Иногда при приёме посетителей он плёл цветные пояски, которые потом с благословением раздавал. Любил также петь, негромко, церковные песнопения, а находясь в одиночестве творил Иисусову молитву.

Сколько бы вокруг него не находилось народа, его ум и сердце никогда не отлучались от Господа. И не смотря на то, что надо было много времени уделять посетителям и братии, старец продолжал много молиться.

В два часа после полуночи начиналось утреннее правило, далее ранняя обедня, вечернее, же, молитвенное правило начиналось с девятого часа, двенадцати избранных псалмов, с тремя канонами (Господу, Богородице и Агелу-хранителю), а также акафистом, положенным в этот день. Старец всегда был очень внимателен к чтецам. Когда после вечерней скитской трапезы начиналось чтение Апостола и Евангелие (келейно), он всегда слушал чтение трепетно и достойно поправлял ошибки. Старец вырастил много прекрасных чтецов. Сам, тоже, любил почитать, в том числе Евангелие, а после прочтения, всегда разъяснял мудрость сказанного.

Вечером келья батюшки была наполнена братией, многие устав за день сидели на полу, но были очень счастливы, послушать старца. Речь батюшки была очень простой, но в тоже время образной. Любил старец поговорки и присказки, очень живо и красочно обо всём рассказывал – так, что заслушаешься. Но не любил он, когда кто-то что-то начинал придумывать к какой-то истории и всегда повторял:

Известно, что Лев Оптинский очень почитал преподобного Александра Свирского, в обители которого он прожил 12 лет. У старца была икона Александра Свирского, икона Ангела-хранителя и икона Владимирской Божьей Матери. Первый оптинский старец, коим стал Лев Оптинский, поучал учеников не лукавствовать, иногда резко обнажая всё нутро послушника, не боясь затронуть самолюбие ученика, поэтому настоящими учениками старца не могли быть льстецы и лицемеры, такие быстро исправлялись. О том, как непросто бывает спасти душу, старец шутил, что, мол — Душу спасти – не лапать сплести.

Не смотря на то, что многим было понято, что отец Лев святой человек, епископ Калужский о.Николай поддерживал недовольных завистников старца и начал запрещать принимать ему посетителей, а в 1836 году перевёл его из скита в монастырь, лишив братию духовного руководства. Но страждущие всё равно находили место и время для встречи со старцем и никакие запреты не мешали святому исполнять свой долг – врачевать души и тела людей, а также наставлять их на истинный путь. Лишь в последние годы жизни старца благодаря заступничеству митрополита Филарета калужский Владыка ослабил гнев.

Лев Оптинский от Господа получил многие дары, один из них дар прозорливости. Старец прекрасно знал с чем к нему приходили страждущие, вникал во все в мирские бытовые вопросы и всё, чему научал он паломника, решало проблему.

Отец Лев и в поздние свои годы отличался отменным здоровьем, но время шло, и старость делала свой дело. Осенью 1841-ого святой стал слаб, врачей не принимал, перестал вкушать еду, исключительно причащался. В середине первого осеннего месяца был соборован и готовился к кончине, всех утешал, а в один из последних дней сентября пожелал услышать от пришедшей братии канон на исход души. Ещё через месяц, 24 октября он возвеселился духом, просветлел лицом сказав, что отходит ко Господу и с молитвой на устах передал Богу свою душу. Мощи старца находятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.

День памяти

День памяти прп. Льва Оптинского празднуется 24 октября.

Иконы святого

Преподобный Лев Оптинский

Игумен Антоний (Бочков) описал, как выглядел старец – лицо его было округлым, смуглым, глаза серыми, строгими и наблюдательными. Маленькая бородка, густые, волнистые и длинные (как у льва) волосы, красивые руки, рост выше среднего, лёгкая мужественная походка, величественный и почтеннейший вид.

Именно таковым мы и видим преподобного Льва Оптинского на иконах. В руках у него свиток со словами:

Письменное наследие

Видео (кликните для воспроизведения).

Сохранились письма Льва Оптинского. В письмах можно узнать, о том, как с лёгкостью терпеть чужие немощи, о том, что рукоделие отгоняет унынье, о том, как жить в смирении без уныния и искушений, всего 215 писем.

Молитва Оптинского старца леонида
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here