Молитва наташи ростовой

Молитвенное правило: Молитва наташи ростовой | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

Вопрос писателя о смысле жизни, обращенный к Богу, звучит из уст его любимой героини. Вначале Наташа Ростова – непосредственная, полная жизни девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, его внутреннего мира, искусства, природы. Героиня выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Со временем героиня становится взрослее и серьезнее, но не теряет своих истинно человеческих качеств, несмотря на все заблуждения, лишения и невзгоды.

Посещение Наташей Ростовой домовой церкви Разумовских происходит уже после многих ошибок, совершенных героиней. В ее жизни к тому времени уже произошли уже важные события: предложение Андрея Болконского, увлечение Анатолем Курагиным, дружба с Пьером, тяжелая болезнь. После всех этих треволнений Наташу охватывает чувство душевного одиночества, смятения и даже стыда. На молитве в церкви Разумовских девушка интуитивно ищет выход из этого состояния, ищет сближения с людьми. В какой-то момент дьякон с амвона торжественно провозглашает: «Миром Господу помолимся». Наташа, разъясняя для себя смысл этих слов, непроизвольно определяет суть того единства, которое спасет Россию: «Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться». Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье.

Наташа Ростова – это любимый женский образ Л.Толстого, подобный пушкинской Татьяне. С нескрываемой симпатией автор описывает героиню и события ее жизни на протяжении всего романа. Не является исключением и данный эпизод.

В церкви Разумовских в жаркий июльский день собрался весь светский бомонд, все знакомые Ростовых. Наташа слышит вокруг себя реплики — и восторженные, и осуждающие. Ей кажется, что все непременно должны вспоминать ее имя в связи с именами Курагина и Болконского. Но чем беспокойнее героиня была в душе, тем невозмутимее казалась внешне: «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла… так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больней и стыдней у ней было на душе».

Ее совсем не радовало осознание того, что она хороша и этим восхищаются присутствующие молодые люди. На сердце у Наташи было другое: торжественная религиозность, надежда на высшую помощь. «Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моею жизнью…» — молится героиня. Чистота и человеколюбие, искренность и раскаяние – качества истинно русского человека, по Толстому. Все эти качества есть у Наташи Ростовой. Она молится с самоотдачей за всех: за брата и Денисова, за Андрея, которому она причинила боль, и даже за Анатоля Курагина, который причинил ей столько зла. Только здесь, на молитве, Наташа могла спокойно и ясно вспомнить этих двух людей, с которыми ее так или иначе связывала жизнь. Духовное смятение, которое испытывает героиня, автор передает через описание ее чувств, раскрывающихся во внутреннем монологе: «Боже мой, предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать. Куда употребить свою волю!» Эти фразы Наташа произносила с «умиленным нетерпением», ожидая, что невидимая сила избавит ее от всех сожалений, надежд, пороков, желаний и укоров.

Неожиданно для всех присутствующих дьячок выносит скамейку, ставит ее перед царскими вратами и начинает читать молитву о спасении России от вражеского нашествия. Молитва эта занимает одну треть всего эпизода. Это подчеркивает важность как для главных героев, так и для самого автора победы над врагами. Молитва выдержана в форме прямой речи, в соблюдении всех традиций церковно-славянского книжного стиля. Это позволяет создать эффект присутствия читателя и участия его в посещении церкви.

Автор подчеркивает, что в состоянии той душевной раскрытости, в котором пребывала Наташа, молитва эта оказала на нее очень сильное влияние. Героиня внимала каждому слову дьячка. Она просила Бога с той «нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце», хотя сама толком не понимала, о чем она просит Всевышнего в этой молитве. Наташа просила Бога не только за себя, но и за всех людей. Она просила счастья, спокойствия и прощения грехов для всех в мире.

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней простоту, добро, непосредственность и правду – черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей. Даже после всех пережитых заблуждений Наташа чиста и искренна. Во время молитвы в церкви на первый план у нее выходят не какие-то эгоистические желания, а пожелание мира, добра и друзьям, и врагам.

Главной художественной деталью данного эпизода является монологическая речь дьячка. В нее вплетается внутренний монолог Наташи, ее просьбы, молитвы — эмоционально насыщенные, высказанные с «умиленным нетерпением» и покорностью.

Таким образом, данный эпизод важен для более глубокого раскрытия образа Наташи Ростовой, для понимания ее духовного мира и моральных ценностей, которыми так восхищался сам создатель романа.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Сочинение. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”)
1. Андрей Болконский и Наташа Ростова.

2. Разговор князя Андрея с отцом.

3. Объяснение с Наташей.

4. Значение сцены в романе.

Впервые мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер: он описан как человек с выражением скуки и недовольства на лице. По мере развития повествования Болконский становится нам более симпатичным. Рядом с Наташей, всегда открытой и искренней, “настоящей”, как назвал ее брат Николай, Андрей становится естественным, самим собой. Князь Андрей находится в поисках смысла жизни, мечтает о славе, но после ранения приходит к разочарованию. Наташа, вдохновляющая людей, возвращает смысл жизни и ощущение ее полноты Андрею Болконскому. Он открывает в себе способность радоваться молодости, природе, испытывает потребность открыть себя другим. Для Толстого эта героиня — воплощение лучших качеств, ее душевная красота замечается всеми, для многих она как ангел-хранитель. Встреча Наташи и Андрея на балу внезапно соединила их судьбы и души.

Читайте так же:  Молитва на быстрое исполнение желание

Перед тем как объясниться с Наташей, Андрей Болконский едет к отцу просить его согласия на брак. Старик Болконский воспитывал своих детей в подчинении ему и в строгости, по режиму, и только его мнение было определяющим в разногласиях. Николай Болконский — сподвижник Суворова, дал своему сыну надлежащее образование и воспитание, научил с презрением относиться к светскому обществу и ценить в людях верность чести и долгу. Отец принимает известие спокойно, но внутри его злоба: старик не хочет ничего менять в своей жизни, когда она уже кончается, и не хочет, чтобы другие меняли. Но напрямую о своем недовольстве он сыну не говорит, применив дипломатию. Он отмечает, что в плане родства эта женитьба не блестящая, Ростовы не богаты и не знатны, и Андрей уже не первой молодости, чтобы жениться на девчонке. Отец просит отложить женитьбу на год — надо съездить за границу подлечиться, найти учителя Николушке, и тогда, если любовь, страсть или упрямство будут велики, пусть женится. Андрей понимает, что отец надеется на то, что чувства их не выдержат испытания или же сам он умрет к тому времени, и решает исполнить отцовскую волю.

Князь ездит к Ростовым в качестве жениха, но никому не объявляют о помолвке. На этом настоял Болконский: он — причина отсрочки, он и должен нести ее тяжесть, а Наташа пусть будет свободна, не связана словом. Свобода, о которой говорит жених, сыграет потом с ней злую шутку. Они редко говорят о будущем, князю страшно и совестно говорить об этом, Наташа понимает его. Только однажды она заговаривает о его сыне и, услышав, что он не будет жить с ними, подчиняется. Спокойный и рассудительный Андрей изображен как послушный сын, но мы не видим в нем никаких качеств жениха. Он не задумывается о чувствах Наташи, излагая ей свои планы, для Андрея естественно подчиниться отцу, Наташа же считает год вечностью, но для любимого готова на все, уже чувствуя себя его женой.

Сцена объяснения Наташи Ростовой и Андрея Болконского — одна из самых красивых и поэтичных в романе. Через эпизоды, подобные русской пляске Наташи ночью в Отрадном, ее первому балу, объяснению с Андреем, автор раскрывает перед читателем образ Наташи Ростовой, одной из любимых своих героинь. Ее душа полна поэзии. Любовь Наташи и Андрея — истинная любовь — подвергнется еще многим испытаниям, но в итоге выживет, останется таким же глубоким и нежным чувством.

53475 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Три любви Наташи Ростовой

(из серии стихотворений «Метаморфозы любви»
http://www.proza.ru/avtor/belas&book=3#3, навеянных книгой «Уроки любви», Руслана Киреева,
здесь — по мотивам романа Л. Н. Толcтого «Война и мiр» (БВЛ, том второй, 1968), отобразившего взросление любви Наташи Ростовой: любовь восхищения (Андрей Болконский), любовь вожделения (Анатоль Курагин), любовь благодарения (Пьер Безухов).

В тексте слова и выражения в кавычках принадлежат Л. Н. Толстому.

Восторженной душе любовь — смертельный враг.
Наивность, чистота не ведают угрозы,
Что эта радость часто переходит в слёзы,
И любящему сердцу наступает крах.

Наташа и в неё влюблённый князь Андрей
Согласием сердечным обручились словом.
Что возраст разный, было то совсем не ново —
И вот помолвка при свидетельстве людей.

Лишь старый князь-отец, Андреева сестра
Противны романтическому браку,
Где муж сродни игрушке милой иль собаке,
Как чувствуя, что не пришла её пора.

Предчувствовал судьбу и опытный жених —
Невесту покидая, дал ей всю свободу
Проверить в обществе любви своей природу,
Вкушая сердцем яд соблазнов и интриг.

Наташа ждёт его прибытия в Москве,
Где соблазнительный театр, балы, приёмы,
Душой восторженной живя в любви истоме,
Считая искренними всех при встречах вне.

Лукавый обольститель сразу тут как тут —
Курагин Анатоль, бессовестный повеса,
Сестра его Элен, салонная мэтресса,
Наташу в сети обольщения влекут.

Ей предстоит чреда столичных перемен.
Случилась опера — Ростовы в своей ложе,
Элен в сияньи красоты в соседней, тоже —
Так начинается дурман, любовный плен.

Элен её коварно зазвала к себе
Для представления Наташи Анатолю —
И вот он — в блеске светской красоты, и волю
Простушки сельской покорил собой вполне.

Улыбкой, светским обхожденьем, красотой
Меж нею и собой «стыдливости преграду»
Разрушил. и сердечко покорил бравадой —
Наташа близость чувствует и. ужас свой!

Она всю ночь не спит взволнованной душой:
Что это было? Почему сейчас ей стыдно?
Андрей, жених, неверность для него обидна,
Он будет ли любить её теперь, «такой»?

А что же ловелас, нарушивший покой?
Бездушный волокита, щёголь и кутила,
Уж в Польше венчан — откупился, чтоб забыла.
И вот опять «приволокнулся» за другой.

К интриге подключилась сводницей Элен.
Наивной девушке она казалась доброй,
Желающей весёлости невесте скромной,
Суля общение гостеприимных стен.

А целью было, чтобы братец-обалдуй,
Кто смог «в ней возбудить (непознанное) чувство»,
Имел возможность обольщения искусство
Обрушить словом, действием. Был поцелуй.

Тот поцелуй освободил от жениха —
Вновь ночь бессонная мучительных сомнений,
Кого же любит сердце до сверх откровений?
Да, Анатоль стал милым с первого кивка.

Наутро тайное письмо: ей — Анатоль!
(Не сам писал, от друга Долохова фразы).
Накал высок: любить иль умереть уж сразу,
Коль скажет «да», похитит, увезёт любовь!

«Да, да, люблю его!» — читая двадцать раз,
Заснула над письмом, и. прочитала Соня!
От ужаса не может смысл понять тихоня —
Кричит Наташа: любит, и. раба сейчас!

Готова подчиняться, он ей властелин,
Три дня, и жизнь без Анатоля невозможна,
С ним убежать из дома ей совсем не сложно,
Бежать, венчаться — выход грезится один!

Письмо для жениха Андрея — там отказ!
Его великодушие дало свободу,
Она вошла, не зная броду, в грязь и воду,
На Сонины тревоги злилась, и не раз!

Вновь тайное письмо — побег меж них решён!
И вот уж тройка «понесла бить вниз» бульваром,
Чрез площадь «полетела по Арбату» с жаром
И встала на Конюшенной (вор упреждён!).

Вот Долохов и Анатоль вошли во двор,
Влекомые служанкою, на свист пришедшей,
Но. путь загородил лакей Гаврила, грешный,
И просит к барыне пожаловать, в упор!

Читайте так же:  Самая краткая Иисусова молитва

«Измена! Прочь! Назад!» — то Долохова крик,
Борьба вдвоём с верзилой на пути к калитке,
Прочь от двора, где страху приняли в избытке,
И двух воров невест увёз лихой ямщик!

Наташа в мороке любви шла на побег,
Но здесь послали Небеса счастливый случай —
Припало тётке с нею объясниться круче,
А в коридоре. Соня плакала, от бед.

Наташа заперта — рыдает, зла на всех.
Не спит и ждёт, придёт или хотя б напишет.
Сама в ознобе, вся дрожит и еле дышит.
Отцу сказала, что больна, скрывая грех.

Домашние молчат, в отъезде князь Андрей,
Курагин продолжает поиск удовольствий,
Сама Наташа ждёт от Анатоля действий.
И только Пьер Безухов помогает ей!

Приехав, узнаёт от тётки драмы суть —
Бежать с Курагиным, венчаться?! Эка дикость!
Женат ведь, куплена ему свободы лихость.
И тётушка идёт ей выдать эту муть.

Наташа ей не верит, пусть то скажет Пьер!
И он, на взгляд её, «подстреленного зверя»,
Жалея эту чистоту, её потерю,
Сказал ей правду. и что здесь сей изувер.

Он встретил подлеца, как муж его сестры,
Отдать велел Наташины к нему записки,
Убраться из Москвы, причём не близко,
Коль «искра совести в нём есть», кроме дыры.

За «совесть» заплатил — убрался тот подлец.
Тем самым Пьер друзей избавил от дуэлей,
Все сплетни о Наташе заглушил на деле.
Как чистая душа, нашёл в ней свой венец.

Наташа приняла мышьяк, её спасли.
Но князь Андрей не смог простить её измену —
Она свободна, и получше перемены
Желает гордый князь в судьбе для Натали.

Он Пьеру сдал портрет и письма о любви,
Той, романтической, где юное сердечко
Ответило на восхищённость скоротечно.
Но зрело вожделенье женщины в крови.

Неопытность, доверчивость сыграли роль —
Коварный обольститель захватил сознание,
Проснулась женщина на страстное внимание,
Готова всем пожертвовать — встречает. боль.

Унижена, но держится, хотя. с трудом.
Лишь Пьеру открывает всё своё смятение —
От князя-жениха хотела бы прощения,
Насчёт Курагина. не хочет о дурном.

Пьер видит, как страдает чистая душа,
В нём «жалость, нежность и любовь» нашли согласие,
Готов помочь Наташе снять все разногласия
Души и сердца, ставших жертвой грабежа.

Наташа, к счастью, прикоснулась вновь к любви,
Любви от сердца, умиленья, обожания,
Что «просит на коленях» милости признания —
Спасительные слёзы дал ей визави.

Видео (кликните для воспроизведения).

Взглянув на Пьера благодарно «из-за слёз»,
Наташа обрела возвышенного друга,
Их две души «ободрены» для счастья круга
И «к новой жизни расцвели», вдвоём, всерьёз.

Душе наивной дарят благо Небеса —
На мыслей чистоту, доверчивость и веру
Стремятся добрые сердца в благую сферу,
Чтоб на Земле святой любви была краса!

«Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)»

Жизнь великого писателя была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

Вопрос писателя о смысле жизни, обращенный к Богу, звучит из уст его любимой героини. Вначале Наташа Ростова — непосредственная, полная жизни девочка, тонко чувствующая добро и правду, красоту человека, его внутреннего мира, искусства, природы. Героиня выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Со временем героиня становится взрослее и серьезнее, но не теряет своих истинно человеческих качеств, несмотря на все заблуждения, лишения и невзгоды.

Посещение Наташей Ростовой домовой церкви Разумовских происходит уже после многих ошибок, совершенных героиней. В ее жизни к тому времени уже произошли уже важные события: предложение Андрея Болконского, увлечение Анатолем Курагиным, дружба с Пьером, тяжелая болезнь. После всех этих треволнений Наташу охватывает чувство душевного одиночества, смятения и даже стыда. На молитве в церкви Разумовских девушка интуитивно ищет выход из этого состояния, ищет сближения с людьми. В какой-то момент дьякон с амвона торжественно провозглашает: «Миром Господу помолимся». Наташа, разъясняя для себя смысл этих слов, непроизвольно определяет суть того единства, которое спасет Россию: «Миром, — все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться». Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье.

Наташа Ростова — это любимый женский образ Л. Толстого, подобный пушкинской Татьяне. С нескрываемой симпатией автор описывает героиню и события ее жизни на протяжении всего романа. Не является исключением и данный эпизод.

В церкви Разумовских в жаркий июльский день собрался весь светский бомонд, все знакомые Ростовых. Наташа слышит вокруг себя реплики — и восторженные, и осуждающие. Ей кажется, что все непременно должны вспоминать ее имя в связи с именами Курагина и Болконского. Но чем беспокойнее героиня была в душе, тем невозмутимее казалась внешне: «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла… так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больней и стыдней у ней было на душе».

Ее совсем не радовало осознание того, что она хороша и этим восхищаются присутствующие молодые люди. На сердце у Наташи было другое: торжественная религиозность, надежда на высшую помощь. «Научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моею жизнью…» — молится героиня. Чистота и человеколюбие, искренность и раскаяние — качества истинно русского человека, по Толстому. Все эти качества есть у Наташи Ростовой. Она молится с самоотдачей за всех: за брата и Денисова, за Андрея, которому она причинила боль, и даже за Анатоля Курагина, который причинил ей столько зла. Только здесь, на молитве, Наташа могла спокойно и ясно вспомнить этих двух людей, с которыми ее так или иначе связывала жизнь. Духовное смятение, которое испытывает героиня, автор передает через описание ее чувств, раскрывающихся во внутреннем монологе: «Боже мой, предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю; научи меня, что мне делать. Куда употребить свою волю!» Эти фразы Наташа произносила с «умиленным нетерпением», ожидая, что невидимая сила избавит ее от всех сожалений, надежд, пороков, желаний и укоров.

Неожиданно для всех присутствующих дьячок выносит скамейку, ставит ее перед царскими вратами и начинает читать молитву о спасении России от вражеского нашествия. Молитва эта занимает одну треть всего эпизода. Это подчеркивает важность как для главных героев, так и для самого автора победы над врагами. Молитва выдержана в форме прямой речи, в соблюдении всех традиций церковно-славянского книжного стиля. Это позволяет создать эффект присутствия читателя и участия его в посещении церкви.

Читайте так же:  Молитвы от уныния и депрессии Богородице

Автор подчеркивает, что в состоянии той душевной раскрытости, в котором пребывала Наташа, молитва эта оказала на нее очень сильное влияние. Героиня внимала каждому слову дьячка. Она просила Бога с той «нежностью и размягченностью, которою было переполнено ее сердце», хотя сама толком не понимала, о чем она просит Всевышнего в этой молитве. Наташа просила Бога не только за себя, но и за всех людей. Она просила счастья, спокойствия и прощения грехов для всех в мире.

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней простоту, добро, непосредственность и правду — черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей. Даже после всех пережитых заблуждений Наташа чиста и искренна. Во время молитвы в церкви на первый план у нее выходят не какие-то эгоистические желания, а пожелание мира, добра и друзьям, и врагам.

Главной художественной деталью данного эпизода является монологическая речь дьячка. В нее вплетается внутренний монолог Наташи, ее просьбы, молитвы — эмоционально насыщенные, высказанные с «умиленным нетерпением» и покорностью.

Таким образом, данный эпизод важен для более глубокого раскрытия образа Наташи Ростовой, для понимания ее духовного мира и моральных ценностей, которыми так восхищался сам создатель романа.

Молитва наташи ростовой

Наташа Ростова в церкви Разумовских. (Анализ эпизода романа Толстого «Война и мир»)

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни. Ее жажда жизни привлекает к ней всех вокруг. Все в мире она воспринимает интуитивно, проникая в суть происходящего. Она сумела преобразить жизнь князя Андрея, вернуть его к жизни. На первый взгляд непонятно, как Наташа могла увлечься Анатолем Курагиным, будучи невестой князя Андрея. Но если принять во внимание ее желание жить сейчас, в данный момент, не откладывая на потом, то становится понятным ее отношение к Курагину.

Эпизод посещения Наташей домовой церкви Разумовских относится ко времени начала войны с Наполеоном. Наташа только что перенесла тяжелую болезнь, которая была следствием, скорее, ее душевных мук, она была полна раскаяния, и только молитва могла успокоить ее. Входя в церковь вместе со своими близкими, она услышала, как называют в толпе ее имя, сплетничают о ней. «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла…—тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе». Ее не радует ни жаркий летний солнечный день, ни то, что она очень хороша и все это замечают. Напротив, ее это тяготит. Она чувствует, что проходит «жизнь без жизни». Наташа размышляет о своей судьбе, о себе, о жизни, и размышления эти не радостны: «Я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». В этих словах — ключ к пониманию сущности Наташи. Она должна любить, она должна жить для кого-то, иначе жизнь для нее пуста.

«Анализ эпизода «Именины Наташи Ростовой» в романе «Война и мир»»

«Война и мир» — одно из величайших произведений мировой литературы. Главная мысль романа вынесена в его заглавие: «мир» как национальное единство противопоставляется «войне» как разрушению и разобщению. (Интересно, что в названии произведения слово «война» стоит на первом месте. Это неслучайно: победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила не только судьбу России, но и всей Европы).

Данная особенность прослеживается и в композиции произведения: сцены из мирной жизни здесь чередуются с военными эпизодами. Этот контраст призван еще раз подчеркнуть бесчеловечность войны, ее противоестественность. Сцены мирной семейной жизни уже в самом начале произведения показывают нам, для чего должен жить человек, в чем смысл его каждодневной жизни, в чем его радость, опора и поддержка.

Именно такой атмосферой проникнут эпизод празднования именин в доме Ростовых (том первый, часть первая, главы 18−20). Толстой описывает празднование именин у графини-матери и у маленькой Наташи.

В доме собираются гости. Из некоторых моментов мы видим, что финансовое положение Ростовых оставляет желать лучшего, но граф не хочет думать об этом. Тем более, он не смеет отказать в деньгах своей жене.

Вот в гостиной Ростовых собрались гости. Все ждут прибытия Марьи Дмитриевны, негласного авторитета в их среде. Эта женщина отличалась прямотой, честностью, открытостью. Важно также и то, что она всегда говорила только на русском языке. Это для писателя показатель патриотичности, истинности натуры героини.

Кроме того, важно, что Марья Дмитриевна является другом Ростовых. Значит, и сами они люди, обладающие большой душой, чистые, искренние, светлые. В этом мы будем убеждаться на протяжении всего эпизода, в котором раскрываются характеры графа Ростова, Наташи, Сони, Берга и других.

Вот мы видим, что в ожидании Марьи Дмитриевны гости ведут беседы. Основной темой для разговоров является, безусловно, близкая война с французами. Граф Ростов, как ребенок, наслаждается тем, что свел в споре двух очень разных людей — Шиншина и Берга. Получается очень живой и ироничный разговор, вокруг собеседников собираются люди, смеются, заинтересованно слушают. Граф наслаждается всем этим, радуется общению, празднику, веселью: «Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников».

Данный эпизод дает нам и характеристику офицера Берга, будущего мужа Веры. Это холодный и расчетливый немец, абсолютно инородный в семье Ростовых, как, впрочем, и Вера. Берг полностью зациклен на себе, своих интересах и потребностях: «Разговор его всегда касался только его одного… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием». Этот человек не способен понять другого человека, посочувствовать ему, просто заинтересоваться. Своей холодностью и эгоизмом Берг напоминает мертвеца.

Во время описания праздничного обеда Толстой тонко показывает нам взаимоотношения многих героев, их мысли и чувства, флюиды, витающие вокруг и почти незаметные простому глазу.

Так, мы видим взаимоотношения между графом и графиней Ростовыми. Эти люди стали одним существом — настолько они сроднились и не мыслят своего существования друг без друга. Внешне же эти отношения проявляются даже несколько смешно: граф, прячась от жены, подливает гостям вино, не забывая при этом себя. Графиня же «кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос». Но во всем этом мы видим столько тепла, доброты, родственного чувства, что не можем не улыбнуться, читая эти строки.

В данном эпизоде перед нами раскрывается и Соня, безнадежно влюбленная в Николая Ростова и мечтающая выйти за него замуж. За столом девушка ревнует Николая к Жюли Карагиной, а затем рыдает у Наташи на плече из-за жестоких слов Веры: старшая дочь Ростовых убеждена, что брак Сони и Николая невозможен, прежде всего, потому, что он помешает карьере Николая.

Читайте так же:  Молитва при зажжении Свечи

Наташа поддерживает подругу, как может, сопереживает ей до такой степени, что сама начинает плакать, лишь увидев, что Соне плохо. Толстой не приукрашает свою героиню: «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела…» Но от таких подробностей мы еще больше любим Наташу за ее непосредственность, искренность, естественность. Вообще, эта девочка переняла все самые лучшие черты своей семьи.

Наташа горячая, озорная, смелая. Она, рискуя навлечь на себя неудовольствие не только матери, но и Марьи Дмитриевны, перебивает разговор взрослых и спрашивает, какое мороженое будут подавать на десерт. А потом смело вступает в разговор с гостьей, и та, горячо любящая этого «казака», прощает ей ее дерзость.

Заканчивается эпизод танцем графа Ростова и Марьи Дмитриевны. Известно, что в танце человек раскрывается и можно понять его характер, натуру, суть. Толстой использует этот прием. Он видит в графе Ростове и его партнерше по танцу основу русской нации, воплощение национального характера, лучших сил, которые, вместе с русским народом, и выиграли войну с французскими захватчиками.

Таким образом, эпизод «Именины Наташи Ростовой» дает нам характеристику многих героев романа, намечает дальнейшие сюжетные ходы, позволяет понять отношение самого писателя к своим героям, выявить его идеал семьи, его взгляд на русский характер и русского человека.

«Духовное выздоровление Наташи» (анализ эпизода).

С чего же начинается духовное выздороление Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа.

Скачать:

Вложение Размер
vyzdorovlenie_natashi.docxrol_epizoda.docx 13.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Выздоровление Наташи» (роль эпизода в произведении).

В жизни человека нет, пожалуй, такого горя, которое он не мог бы преодолеть. Эпизод, предложенный для анализа, можно разделить на две приблизительно равные, но контрастные части. Условно их можно назвать «Болезнь Наташи» и «Начало нравственного выздоровления». По объему эти части приблизительно одинаковые. Этому можно дать объяснение: болезнь – тяжелое испытание, а выздоровление – длительный процесс.

1половина главы почти лишена времени и временного движения. Наташа постоянно находится дома. Она старается «разобраться» в себе. В таких случаях говорят, что она «копается» в себе. Не было в ней прежних интересов к жизни. С прежним навсегда было кончено. Только с братом Петей и Пьером было ей легко.

Наташа находится в замкнутом пространстве. И не известно, сколько бы это еще продолжалось, не появись в доме Ростовых в конце Петровского поста соседка, Аграфена Ивановна Белова. Она приехала в Москву поклониться московским угодникам. Именно появление Аграфены Ивановны определило путь духовного возрождения Наташи. Движение в пространстве становится направленным, когда появляется одна из пространственных форм – дорога. Аграфена Ивановна ведет за собой Наташу.

Выздоровление связано с счастьем, стремлением к лучшему, с весельем, с «возвратом» вкуса жизни.

Духовное возрождение Наташи начинается с ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Аграфена Ивановна предложила Наташе говеть так, как говела она, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни и заутрени. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с него , раскаяния, начинается процесс духовного возрождения героини, процесс очищения души.

Прослеживается связь с предыдущей и последующими главами. Еще много испытаний предстоит выдержать любимой героине Толстого. Ей нужны силы. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа. Не будь этого, то, возможно, не пережила бы она тех потрясений, которые выпадут еще на ее долю.

Безусловно, эпизод выполняет психологические функции. Толстой показывает нам глубину переживаний героини, которая лишь на миг забыла о нормах нравственности. В центре внимания автора внутренний конфликт героини. Интересна речевая характеристика. Наташа – любимая героиня Толстого. Естественно, он сочувствует ей, и мы, читатели, тоже ей сочувствуем.

Если 1 часть – горе героини, ее болезнь, то автор в первом абзаце пишет: слезы душили, слезы раскаяния, слезы воспоминаний, слезы досады, слезы… Именно слезы сопутствуют болезни. Автору важно подчеркнуть насколько мучительно состояние Наташи, которой жизнь кажется конченной. И снова мы встречаемся с противопоставлением. С одной стороны, все кончено, дальше нет ничего. А с другой стороны, надо жить. Наташа удалилась от всех. Мужчины теперь для героини шут Настасья Ивановна. Автор употребляет глаголы прошедшего времени, риторические восклицания:«Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени!»

Что происходит во 2 части? Меняется лексика. Это возрождение, выздоровление Наташи. Появляются слова говеть – 5 раз, часто мы слышим слово смирение, радость. Здесь и высокая лексика: лик, блаженное воскресение, Божия матерь.

Наташа после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей. Художественное пространство произведения раздвинулось до бесконечности. Бог живет на небесах, только ему открылись мысли и переживания Наташи. Бог вошел в сердце героини, в ее жизнь. Теперь можно быть уверенным. Что в жизни Наташи не будет ничего, что исковеркает. Изломает ее душу. Все она выдержит.

Молитва наташи ростовой

Протоиерей Павел Калинин

Федченко Н.Л.

Отношение к фигуре Льва Николаевича Толстого и всему творчеству великого гения как нельзя лучше определяется словом «хрестоматийность», настолько традиционным стало восприятие его героев, настолько привычна трактовка его произведений. Противоречия, отмечаемые во взглядах писателя, никак не затрагивают устоявшейся характеристики персонажей.

Не меняется положение и в работах исследователей, не относящихся к советской ветви литературоведения. Но можно ли считать общепринятые истины по-настоящему доказуемыми? И признавая героиню эпопеи «Война и мир» Наташу Ростову идеалом Толстого, воспринимать этот образ как соответствующей народному идеалу и народному православному мировидению? Попытаемся осмыслить образ героини, обратившись к анализу отрывка из романа-эпопеи «Война и мир», 17-18 глав части первой третьего тома (эпизод посещения Наташей церкви).

Более детальное исследование мировоззренческих взглядов Льва Николаевича, в частности, вероисповедального аспекта творчества писателя, содержится в труде М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Характеризуя рассказ Толстого «Три смерти», Дунаев говорит о том, что на примере образа мужика писатель показывает «религию природы»: «смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии» [2]. Такой же жизнью живет семья Ростовых: она (эта семья) погружена «в стихию душевно-эмоциональную», что, «чуждых рационального расчета, имеющих малое понятие о рассудочных основах жизни» [2], противопоставляет Ростовых цивилизации, но, как нам представляется, никоим образом не свидетельствует об их религиозности.

Смирение, с которым сопряжена молитва Наташи, является отличительным признаком ее молитвы» [2]. И далее: «В русской (и в мировой) литературе это едва ли не самое совершенное описание внутреннего состояния человека, стоящего на молитве» [2]. При этом остается без пояснения тот факт, что Наташа молится, «искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию (выделено нами)» [2] (сравним у Толстого: «новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она, в этот непривычный час утра, глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их» [3; 54]).

Читайте так же:  Молитва помилуй меня Господи по великой милости твоей

Между тем, очевидно, что в тексте толстовского романа, во всяком случае, в эпизодах, касающихся характеристики Наташи и изображения традиций жизни семьи Ростовых, мы не увидим той естественной сопричастности православной жизни (по сути, православной народной жизни), которая в романе А.С. Пушкина выражена всего лишь одной строкой («Два раза в год они говели…»). Говоря о творчестве И.С. Шмелева, в произведениях которого молитва и молитвенное состояние героев является неотъемлемой частью эстетической реальности, С.В. Толстошей отмечает «осмысленную духовную жизнеустойчивость» [4; 368] героев шмелевской прозы, именно то, что отнюдь не наблюдается у героев Толстого.

Вся семья Ростовых, несущая в себе представление о семейном идеале в понимании Толстого, под говением понимает «отслушать на дому три службы». К самой Наташе желание говеть приходит «в конце Петровского поста», то есть само начало поста для героини, мучительно переживающей свой проступок, прошло незамеченным.

Подготовиться к таинствам Православной Церкви Наташа решается не по собственному духовному разумению и не по совету духовника, (о существовании такового в тексте даже не упоминается), а по предложению «отрадненской соседки».

Отходом от православных русских традиций героини является и ее «поиск» прихода, который соответствовал бы важности и исключительности переживаемого ею момента: «По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни» [3; 54].

Принятое Наташей решение готовиться к покаянию и причастию (Покаяние – (от греч. метанойа) – перемена мышления, изменение взгляда на мир. Русское воззрение на это понятие более глубоко и конкретно, оно основывается на исконном значении корня —кай— в славянском языке. «Слово каять изначально понималось так – назначать цену, выкуп за грех. Вот почему окаянный – это человек, который обязан искупить грех, а покаянный – это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек – это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию» [5].) – не более чем «занятие», долженствующее отвлечь ее от переживаний, игра («…счастье приобщиться (чувству «чистой жизни и счастья») или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей (Наташе) Аграфена Ивановна»). Отсюда – продуманно «самое дурное… платье» и «старенькая мантилья».

Восприятие службы Наташей, с одной стороны, – рациональное («старалась следить» (за звуками службы), «понимала их», «не понимала», «сладостнее было думать», «надо… верить»), с другой, – чувственное. Наташа находится не в состоянии глубокого духовного переживания, а в состоянии экзальтации: «когда она не понимала (звуки службы), ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою» [3; 54]. Непонимание службы героиней – явление более чем странное, ибо речь идет о непонимании старославянского языка, на котором велась в 19 веке и ведется по сей день церковная служба. А такое непонимание человеком, получившим полноценное, то есть не подвергшееся секуляризированному влиянию, образование, вызывает удивление. Не понимая, Наташа думает о том, что не следует предаваться гордости, гордыне. Но ведь речь идет не о проникновении в тайну Божественного слова, а о постижении содержания службы, что, думается, было понятно и доступно даже малограмотному крестьянину.

Как ни странно, но доказательством «от противного» служит поведение героини перед началом службы. Искреннее осознание греха не позволило бы ей думать ни о чем, кроме раскаяния, но Наташа «по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила… неприличный способ креститься рукой на малом пространстве…», а затем эту духовную рассеянность героиня компенсирует излишней молитвенной восторженностью.

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать.

Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию разцерковленного современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы – проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем.

Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» [3; 57]. Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2-ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения – так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2-ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, признавая Льва Николаевича создателем одного из величайших шедевров отечественной словесности, эпопеи, в которой в полной мере отразился героический дух одной из самых трагических и самых славных страниц нашей истории, не стоит идеализировать его представления о мире, представления, в которых Богом подаренный гений оказался смущенным соблазном земного величия.

Молитва наташи ростовой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here