Молитва леонтию ростовскому

Молитвенное правило: Молитва леонтию ростовскому | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Молитва леонтию ростовскому

А по́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ж ития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Новости

    13 Ноябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Молитвы преподобному Иакову, епископу Ростовскому

Избран от юности Богови быв, святителю Иакове, сего ради архиерейства саном почтен, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя, темже и по преставлении чудес дарования от Бога приял еси исцеляти различныя недуги. Моли о нас, совершаюших честную память твою, да тебе непрестанно величаем.

Тропарь иной преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 4-й

Святителие премудрии, паствы вашея учителие богопросвещеннии, веру евангельскую в людех преумножившии, любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, служителие воистинну Божии и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре и златословесниче Российский Димитрие, Христа Бога молите о архиереех, на престоле вашем преемницех, о людех, благочестно вас почитающих, о стране нашей православней и о всей Христовей Церкви.

Кондак преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 8-й

Яко архиереев сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове, непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди, тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вопием: радуйся, Иакове Богомудре.

Кондак иной преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 4-й

Новаго Завета Бога с человеки хранителие, евангельских заповедей исполнителие, в добрых делех совершеннии, святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшии молитвами, именуемии вси и неименуемии, явленнии и сокровеннии, предстояще Живоначальней Троице, не отступайте от нас духом и Божественное милосердие преклоните к нам, да с дерзновением славу Вышних Богу вси приносим, да пребудет на земли мир нерушимый, любовь же и благоволение посреде всех человек.

Величание преподобному Иакову, епископу Ростовскому

Величаем тя,/ святителю отче Иакове, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва первая преподобному Иакову, епископу Ростовскому для защиты от бед и скорбей, исцеления от болезней

О, пречудне и преблаженне отче, святителю Христов Иакове! С верою и любовию к тебе припадающе, молим тя: огради нас святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни, и от всякаго праведно движимаго на нас гнева Божия. Испроси нам тихое и безмятежное житие, во всяком благочестии и чистоте, и помози нам спасение улучити и царствия небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий и заступниче наш! Не презри усерднаго моления сего нашего, но призри на ны милостивно и умоли о нас всещедраго человеколюбца Бога, да не погибнем люте в беззакониих наших, но да сподобимся с тобою и всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая преподобному Иакову, епископу Ростовскому для того же

О святителю Христов Иакове, усердно молим тя: огради нас, раб Божиих (имена), святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни и от всякаго гнева Божия, праведно на ны движимаго; испроси нам тихое и безмятежное житие, во всяком благочестии и чистоте; помози нам спасение получити и Царствия Небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий! Не презри усерднаго моления сего нашего и умоли о нас Всещедраго Человеколюбца Бога, да не погибнем люте со беззаконии нашими, но да сподобимся с тобою и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Его во веки веков.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Святитель Лео ́ нтий , епископ Ростовский

День памяти

5 июня – Обре́тение мощей. Собор Ростово-Ярославских святых

Житие

Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Читайте так же:  Лечение энуреза молитвой

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Святитель Иса ́ ия , епископ Ростовский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

Житие

Краткое житие святителя Исаии, епископа Ростовского

Ро­дил­ся под Ки­е­вом, в мо­ло­до­сти при­нял по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074 г.; па­мять 3/16 мая). В 1065 г. за доб­ро­де­тель­ную жизнь по же­ла­нию ве­ли­ко­го кня­зя Изя­с­ла­ва был по­став­лен игу­ме­ном Дмит­ри­ев­ско­го мо­на­сты­ря. В 1078 г. св. Ис­а­ия был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Ро­сто­ва, где то­гда еще мно­го бы­ло языч­ни­ков. Рев­ност­но тру­дил­ся свя­ти­тель, на­саж­дая пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей сво­ей об­шир­ной епар­хии, по­стро­ил в Ро­сто­ве со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Читайте так же:  Молитва очистка ауры

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка, со­вер­шая через него зна­ме­ния и чу­до­тво­ре­ния: в 1089 г. «об­ла­ком но­си­мый, яко­же древ­ле апо­сто­лы», Ис­а­ия при­сут­ство­вал при освя­ще­нии «небе­си по­доб­ной» церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Скон­чал­ся 15 мая 1090 г. Нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли об­ре­те­ны в 1164 г.

Полное житие святителя Исаии, епископа Ростовского

Свя­ти­тель Ис­а­ия ро­дил­ся неда­ле­ко от Ки­е­ва в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и был вос­пи­тан в пра­во­слав­ной ве­ре. В юные го­ды он оста­вил су­ет­ность ми­ра и при­шел в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где был по­стри­жен пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем в мо­на­ше­ство. Ис­пы­ты­вая го­ря­чую лю­бовь к Спа­си­те­лю, мо­ло­дой инок жил в стро­гих и су­ро­вых по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы. При этом он был кро­ток, сми­ре­нен, по­слуш­лив, нес­тя­жа­те­лен, бра­то­лю­бив, воз­дер­жа­ни­ем и тер­пе­ни­ем умерщ­влял плот­ские стра­сти. И бла­го­да­ря доб­ро­де­те­лям муд­ро­сти, ду­хов­но­го му­же­ства и це­ло­муд­рия, пом­ня сло­ва древ­не­го стар­ца: «Кре­пость в че­ло­ве­ке за­ви­сит не от при­ро­ды че­ло­ве­ка, ко­то­рая под­вер­же­на пе­ре­ме­нам, но от ре­ши­тель­но­го на­ме­ре­ния, укреп­лен­но­го по­мо­щью Бо­жи­ей», он по­сто­ян­но ду­хом воз­но­сил­ся к гор­не­му Иеру­са­ли­му.

В од­ной сти­хи­ре пре­крас­но вы­ра­жен дух слу­же­ния св. Ис­а­ии: «Что тя на­ре­чем, свя­ти­те­лю? Ан­ге­ла, яко без­п­ло­тен на зем­ли по­жил еси, апо­сто­ла, яко на­учил еси бла­го­ве­рию рос­сий­ския кон­цы, му­че­ни­ка же, яко Хри­ста ра­ди до смер­ти под­ви­зал­ся еси, об­ра­щая лю­ди от тьмы нече­стия и при­во­дя их на па­жить бо­го­ра­зу­мия».

Уте­ше­ни­ем свя­ти­те­ля Ис­а­ии бы­ло уча­стие в его слу­же­нии ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха. На сред­ства ве­ли­ко­го кня­зя был по­стро­ен в Ро­сто­ве Ве­ли­ком со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на, на­пи­сан­ная пре­по­доб­ным Али­пи­ем Ки­е­во-Пе­чер­ским (па­мять 17/30 ав­гу­ста). Свя­ти­тель Хри­стов Ис­а­ия с лю­бо­вью от­но­сил­ся к бед­ным, ни­щим и всем нуж­дав­шим­ся. Гос­подь про­слав­лял Сво­е­го угод­ни­ка, со­вер­шая через него мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са.

Не бо­лее го­да по­сле то­го пас свою паст­ву Ро­стов­скую свя­ти­тель Ис­а­ия. Он скон­чал­ся в ми­ре в ле­то от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1090, ме­ся­ца мая 15 дня, по­сле три­над­ца­ти­лет­не­го епи­скоп­ства, по­сре­ди пла­ча на­род­но­го. И те же Ан­ге­лы, ко­то­рые пе­ре­но­си­ли его для освя­ще­ния Пе­чер­ской церк­ви, пе­ре­нес­ли его ду­шу в са­мые небе­са в веч­ность.

В 1164 го­ду свя­той бла­го­вер­ный князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский за­ло­жил в Ро­сто­ве Ве­ли­ком но­вый ка­мен­ный храм вме­сто по­стра­дав­ше­го от по­жа­ра в 1160 го­ду де­ре­вян­но­го. При рас­коп­ке фун­да­мен­та под юж­ной сте­ной бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­ти­те­ля Ис­а­ии. Го­во­рит древ­нее пре­да­ние и ле­то­пись: «На­шли гроб бла­жен­но­го Ис­а­ии, от­крыв его, уви­де­ли одеж­ду и те­ло свя­ти­те­ля нетлен­ны­ми и про­сла­ви­ли Бо­га, Ко­то­рый бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го не толь­ко в жиз­ни, но и по смер­ти; сколь­ко лет про­шло, а одеж­да и те­ло бла­жен­но­го оста­лись непри­кос­но­вен­ны­ми для тле­ния». Мо­щи свя­ти­те­ля по­ста­ви­ли то­гда в церк­ви св. Иоан­на, и так как ка­мен­ный храм ед­ва был окон­чен, как об­ру­шил­ся, то они пе­ре­не­се­ны в со­бор уже в 1231 го­ду и по­ло­же­ны с пра­вой сто­ро­ны в при­тво­ре.

Мо­щи св. Ис­а­ии в пер­вый раз бы­ли об­ре­те­ны вме­сте с мо­ща­ми св. Леон­тия 23 мая 1164 го­да. И с то­го же вре­ме­ни, как вид­но из жи­тия прп. Фе­о­до­сия, «и та­мо чтут его со свя­ты­ми», на­род чтил св. Ис­а­ию за свя­то­го.

Но с те­че­ни­ем мно­гих лет утра­ти­лась па­мять о чу­де­сах его, так что да­же ни­ко­гда не воз­жи­га­ли све­тиль­ни­ка над его гро­бом, ни­ко­гда не при­хо­дил свя­щен­ник с фимиа­мом по­ка­дить над ним, ибо са­мый при­твор все­гда был за­клю­чен. Не по­до­ба­ло, од­на­ко, столь ве­ли­ко­му све­тиль­ни­ку оста­вать­ся под спу­дом. По ру­ко­пис­но­му жи­тию, «ар­хи­епи­скоп со­бор­ной церк­ви, ви­дя, что об­раз св. Ис­а­ии все по­чи­та­ют и по­кло­ня­ют­ся ему, а гроб его (в при­тво­ре со­бо­ра) в небре­же­нии, со­зы­ва­ет 17 мая свя­щен­ни­ков и ка­са­ет­ся чу­до­нос­но­го гро­ба пре­чуд­но­го от­ца – пе­ре­но­сит его от­ту­да в 1474 го­ду и по­ла­га­ет в но­вом гро­бе с че­стью, близ юж­ных две­рей, где и ныне он по­да­ет ис­це­ле­ние». Пер­вым ар­хи­епи­ско­пом Ро­сто­ва был в 1390 го­ду Фе­о­дор. И цер­ков­ное по­чи­та­ние св. Ис­а­ии на­ча­лось с 1474 го­да, со вре­ме­ни пе­ре­не­се­ния мо­щей в храм; к то­му же вре­ме­ни от­но­сит­ся и пер­вое пись­мен­ное из­ло­же­ние его жи­тия. В 1722 го­ду они бы­ли пе­ре­ло­же­ны в се­реб­ря­ную гроб­ни­цу.

25 ап­ре­ля 1920 года по по­ста­нов­ле­нию X Ро­стов­ско­го уезд­но­го съез­да со­ве­тов, несмот­ря на про­те­сты ве­ру­ю­щих, мо­щи св. Ис­а­ии вме­сте с мо­ща­ми свя­ти­те­лей Иг­на­тия и Ди­мит­рия (Са­ви­ча (Туп­та­ло)), прп. Ав­ра­амия Ро­стов­ско­го и прп. Ев­фро­си­нии По­лоц­кой без об­ла­че­ний бы­ли вы­став­ле­ны в цен­тре Успен­ско­го со­бо­ра. Через неде­лю ра­ки с мо­ща­ми свя­тых вер­ну­лись на свои ме­ста. Впо­след­ствии мо­щи свя­ти­те­ля на­хо­ди­лись в де­ре­вян­ной ра­ке в за­кры­том Успен­ском со­бо­ре. В кон­це 80-х годов XX в. часть мо­щей бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, часть пе­ре­да­на Яро­слав­ско­му и Ро­стов­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Пла­то­ну (Удо­вен­ко). В на­сто­я­щее вре­мя чест­ная гла­ва св. Ис­а­ии хра­нит­ся в Се­ра­пи­о­но­вой па­лат­ке в лав­ре, а часть мо­щей по­чи­ва­ет в ро­стов­ском Успен­ском со­бо­ре, в ков­че­ге, пе­ре­дан­ном 5 июня 1999 г. из епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния Яро­слав­ским и Ро­стов­ским ар­хи­епи­ско­пом Ми­хе­ем (Хар­ха­ро­вым).

В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» при­во­дит­ся опи­са­ние внеш­не­го об­ли­ка свя­то­го: «Иже во свя­тых отец наш Ис­а­ия епи­скоп, Ро­стов­ский чу­до­тво­рец, по­до­би­ем рус, бра­да аки Вла­си­е­ва, от ушей по­ши­ре, ри­зы свя­ти­тель­ския, сак­кос пра­зе­ле­ный и омо­фор, на гла­ве кло­бук бе­лый, в ру­ках Еван­ге­лие».

Молитвы святому Леонтию, епископу Ростовскому

Апостолом сопричастник и к Богу молебник верен, добродетельми возшед на Небесная, и любовь возложил еси к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне, со Ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога: молися, святителю Леонтие, да спасет души наша.

Читайте так же:  Молитва Николаю Угоднику об изменении судьбы

Кондак святому Леонтию, епископу Ростовскому, глас 4-й

Жития ради чистоты, Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.

Величание святому Леонтию, епископу Ростовскому

Величаем тя, святителю отче Леонтие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва святому Леонтию, епископу Ростовскому о спасении России

Святитель Леонтий Ростовский

5 июня (23 мая ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца. Святителю Леонтию молятся о даровании мудрости и терпения.

Содержание

Житие святителя Леонтия Ростовского

Будущий святитель Леонтий Ростовский родился не позднее 1051 года. Святой Симон (?— 22 мая 1226 г.), епископ Владимирский и Суздальский, в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину (ум. после 1231 г.), приложенном к Печерскому патерику, перечисляя пострижеников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Будущий святитель был крещен еще во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира (ок. 960 — 1015 гг.) или Ярослава (ок. 978 — 1054 гг.), взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть») с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).[1]

Леонтий хорошо знал книжное писание и с молодых лет чувствовал тягу к иноческой жизни, и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, возможно, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983-1073 гг.), что было не ранее 1032 года, откуда был призван на Ростовскую кафедру как образованный монах и рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских прежде 1051 года, когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженик Киево-Печерского монастыря Иларион (ум. ок. 1055 г).[2]

В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру. Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы еще во времена князя Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион, изгнаны были из города.[3]

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Епископ Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что взял с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».[4]

Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.[5]

Почитание святителя Леонтия Ростовского

Тропарь и кондак святителю Леонтию Ростовскому

Тропарь, глас 4

Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.

Кондак, глас 4

Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Леонтию Ростовскому →

Святитель Леонтий Ростовский. Иконы

Видео (кликните для воспроизведения).

Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.

Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми.

Святитель Леонтий Ростовский, митрополиты Петр и Алексий. Вторая четверть XV в. Двусторонняя икона-таблетка. Оборот — «Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов». Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

На иконе «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» изображены три святых епископа: слева — Кирилл Александрийский, в центре — Афанасий Александрийский, справа — Леонтий Ростовский. Они представлены в рост, фронтально, в почти одинаковых позах, с Евангелиями, прижатыми к груди левой рукой. Жесты правых рук варьируются: Кирилл и Леонтий благословляют, а Афанасий касается Евангелия, словно обращая на него внимание предстоящих иконе. Этот жест дополнительно подчеркивает важность символического смысла Евангелия и напоминает о том, что одно из главных предназначений святителей — наставлять паству истинной вере.

Читайте так же:  Святитель Киприан молитва

Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. Новгород, конец XV в. Великий Новгород, Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

На иконе «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий» святые изображены фронтально, в рост, в епископских облачениях. Они держат в руках Евангелия с ярко-красными обрезами и окладами, украшенными драгоценными камнями. Над фигурами святых представлен сегмент неба с полуфигурой Богородицы с Младенцем.

Белый клобук святителя Леонтия

После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению Большого Московского Собора как «лживая и неправая».

Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского

В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы. В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:

  • если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
  • если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
  • жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
  • поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
  • если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
  • если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
  • если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.

[1] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918).
[2]Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
[7] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918.
[8] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325

Канон святителю Леонтию Ростовскому

Глас 6

Песнь 1. Ирмос.

Я ко посуху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше.

Запев с поклоном: С вятителю Христов Леонтие, моли Бога о нас.

С ветом Твоего божества Христе, мрак неведения души моея озарив, просвети Милостиве. И даждь ми слово Слове, да воспою светло, твоего рачителя торжество.

Запев. М астию священною помазан быв, от руки Вседержителя Бога, святителю славне Леонтие, моли о хвалящих твою память, получити грехов простыню, и напастей избавление.

Слава. Д уши самоволное житие, и доброродство веры стяжав, богопорученныя тебе люди, честно показав преблаженне, священне Леонтие, приведе я ко Христу Богу.

И ныне. Я зыком избавление, Тобою явися Пречистая Владычице, прежде падшим во тлю. Прадеда Адама преступлением. Ты бо Христа пророди, всяческим Творца и Господа.

Катавасия. И збави от бед рабы своя Святителю Христов Леонтие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Песнь 3. Ирмос.

Н есть свята яко же Ты Господи Боже мой, вознесыи рог верных си Блаже. И утверждь их на камени исповедания Ти.

Запев. С вободен сыи ум от страстей соблюд, и сосуд освящен Духу Пресвятому бысть. Всего себе пригвождь к вышнему, любовию преблаженне.

Запев. Т вой богоглаголивыи язык бысть, прием Христа внутрь в сердцы глаголющь божия вития, Леонтие. Тому помолися за ны.

Слава. К реста Господня силою укрепляяся блаженне. Пощением бо верныя ти молитвы, стремления бесовская низложив поверже.

И ныне. В елика слава церковная, паче древняго собора Израилева. Ты бо Церкви Божия Богородице, в ней же Христос пожил есть, спасение содела нам. Катавасия.

Седален. Глас 8. Подобен. П ремудрости.

Т вердостию разума украшаяся, плотьския тягости гордыню попрал еси. Бысть обителище избранно Духу Пресвятому. Неуклонным разумом простираяся к Любящему тя. Тем и ревностию божественою разгараяся славне. Многокозненнаго стрелы притупил еси, и явися ангелом собеседник, святителю Леонтие. Моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.

Слава, и ныне. Я ко Всенепорочная Невесто Творцу, яко Неискусомужная Мати Избавителя, Приятелище яко сущи Утешителя Вспетая, беззаконию мя суща скверно жилище, и бесом игралище в разуме бывша, потщися и сих злодействия мя избавити, светло жилище добродетельми соделавши. Светодателная и Нетленная. Разжени облак страстей, и вышняго причастия сподоби, и Свету Невечернему молитвами Си.

Песнь 4. Ирмос.

Х ристос мне Сила Бог и Господь, честная Церкви боголепно зовет вопиющи, от совести чисты о Господе празднующи.

Запев. Х риста да похвалим вси вернии, таковаго святителя давшаго, пречестное удобрение, славней церкви Своея Пречистыя Матере.

Запев. Д уха даровании благодатию славне, в ризу свыше облачаяся, аки Аарон незлобием преподобием и правдою. Предстал еси престолу Христову.

Читайте так же:  Молитва ко ПреСвятой Богородице за новопреставленного до 40 дней

Слава. Д уховен стяжа, язык же и уста тихая, честными ти словесы, яко от потока пищна точаща учения медоточная. Жизнь безконечную, исходатайствуя нам.

И ныне. Х риста нам Божию Силу и Мудрость, Ты породи Пречистая Владычице, Богорадованная Дево. Спаси люди и град, к Тебе уповающыя, Богородице Пренепорочная. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос.

Б ожиим светом Ти Блаже, утренюющих Ти душа любовию, просвети молюся, Тя ведети Слово Божие Истиннаго Бога. От мрака греховнаго изимающа.

Запев. Б лажен ты явися. Добро ти бысть. Яко в молитвах чистое, и во бдениих крепкое, успешно пострадал еси, священныи святителю отче Леонтие. Тако бо благословится всяк бояися Господа.

Запев. Б ожиим хранением блюдомо, всечестное тело твое, преблаженне Леонтие. Многими леты землею покровено, явися невредимо. Яко цвет неувядом, верных сердца веселящо.

Слава. Г роб честнаго ти телесе, показася верным людем, душам благословение. И телесем исцеление, обилно изливая точит, и всякия страсти тму отгоняет.

И ныне. Б ожиим украшена светом, Богопрерадованная Мати. Ты бо породи краснейша всех, паче сынов человеческих, Истиннаго Бога, от льсти мир избавльшаго. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос.

Ж итейскаго моря воздвизаема зря, напастей бурею, в тихо пристанище притек вопию Ти, возведи от тля живот мой Многомилостиве.

Запев. Е диньство Троицы проповеда ясно, святителю Леонтие. И немудрых сердца волнуема укроти, равно славословити. Рождьшагося Слова Сопрестолна.

Запев. Н етерпя видети враг, лестное его погибающе сетование, подвиже устремление людское, на святопомазанную ти главу. Ты же молитвами си разслаблены и немощны поверже я.

Слава. Б огоразумием, светло имеюще души своея умное, красят раку мощей твоих, стекающеся к похвалению чюдес твоих празднолюбцы, священныи наш учителю.

И ныне. Д ивит ума же и слуха, Твое Прижитие Девице Господоименитая. Раждаеши бо Невидимаго Бога. Се уже видима нашим существом, яко человек, спасаяи человеки. Катавасия.

Кондак. Глас 4. Подобен. Я вился еси днесь.

Ж ития чистоты Всевидец Господь, свет Свой насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.

Икос. Н оворазумну языку, великоименитей стране, блаженней земли, свято разумен проповедник, боголепныя веры Христовы, омраченая наша сердца озарив, из глубины нечестия исторже. Прежде бо ны неуки суща, словес благодатию укротив. И наказа славити праведное и великое в Троице Божество, священныи наш учителю, от круга небеснаго посещай молитвами си, хвалящыя твою память, Леонтие преподобне.

Песнь 7. Ирмос.

Х ладодателницу убо пещь сотвори ангел, преподобным детем, халдея же опали велением Божиим, мучителя увеща вопити, благословен Бог отец наших.

Запев. У чении бо крепкими премудрых словес твоих, яко чадолюбивыи отец, незлобивых детей множество усвоив церкви, увеща вопити, благословен Бог отец наших.

Запев. Т обою освятил есть Господь град великии славныи Ростов, венценосче Леонтие. Людие бо его вразумлени тобою, поют Христу, благословен Бог отец наших.

Слава. Г асяща убо свещю, у честныя ти раки блаженне, утрапив и не глаголати сотворив. Твоея же святыни молитвою, исцеление прият. С ними же и мы, веселящеся вопием Христу, благословен Бог отец наших.

И ныне. У мертвися пресмыкаемыи змий, Твоим Прижитием Пречистая Девице. Порождьши Невместимаго Бога небесы. Спаси от бед хвалящыя Тя, Благословеная Чистая Приснодевая. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос.

И с пламене святым росу источи, а праведнаго жертву и воду попали. Вся бо твориши Христе елико хощеши. Тем Тя превозносим Господа во веки.

Запев. Л икуют чинове ангельстии на небесех, и верных сонмища на земли, Твою память похваляюще, святителю Леонтие. Христа превозносим во веки.

Запев. Т ленныя вещи оттряснув, и в пери в небесная душу си. Яко жертва благоприятна, в воню благоухания принеся Христу. Его же превозносим вовеки.

Слава. В оспоем успешно песньми Христа Бога, преподобнаго торжество видяще славим. Вся бо действует Христос, елико хощет. Его бо славящыя прославляет во веки.

И ныне. И з Пречистаго Ти Чрева Богомати, небеснаго дождя капля нам укану, отмывающа скверну душ наших. Тем Тя блажим Чистую во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос.

Б ога человеком не удобь видети, Нань же не смеют чини ангельстии зрети. Тобою бо Пречистая явися нам Слово воплощенно. Его же величающе, с небесными вои Тя величаем.

Запев с поклоном. Я ко звезда светоносивая явися, тучами духовными, верных сердца просвещая, светом разума божественаго, богомудре Леонтие. Тем ныне со ангелы водворяяся, спасай хвалящыя твою память.

Запев. Д елы духовными украшен, в пищи райстей веселяся, помяни хвалящыя твою память, заступая от бед и скорбей, преблаженне священносвятителю Леонтие. Да непрестанно тя ублажаем.

Слава. И меяи Царство непременно, Царю Сыи вышних сил Христе, десницы Твоея крепостию, враг нечестивых выю низверзи, под нозе правоверной державе нашей.

И ныне. Е гда судиши Милостиве, яростию не обличи, ни гнева же сотвори противу беззаконии. Аще ли, то кто постоит, молитвами рождьшия Тя Чистыя Матере, огня геенскаго избавитися молимся, и причастником быти Царьства Небеснаго. Катавасия.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Видео (кликните для воспроизведения).

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Молитва леонтию ростовскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here