Содержание
- 1 Молитва леонтию ростовскому
- 2 Молитвы преподобному Иакову, епископу Ростовскому
- 3 Православный Церковный календарь
- 4 Святитель Лео ́ нтий , епископ Ростовский
- 5 Православный Церковный календарь
- 6 Святитель Иса ́ ия , епископ Ростовский
- 7 Молитвы святому Леонтию, епископу Ростовскому
- 8 Святитель Леонтий Ростовский
- 9 Канон святителю Леонтию Ростовскому
Молитва леонтию ростовскому
А по́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Ж ития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.
Новости
-
13 Ноябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:
Обновления на сайте
Добавлены молитвословия в разделы:
* Новомученикам и исповедникам XX века
* Мученикам
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Молитвы преподобному Иакову, епископу Ростовскому
Избран от юности Богови быв, святителю Иакове, сего ради архиерейства саном почтен, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя, темже и по преставлении чудес дарования от Бога приял еси исцеляти различныя недуги. Моли о нас, совершаюших честную память твою, да тебе непрестанно величаем.
Тропарь иной преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 4-й
Святителие премудрии, паствы вашея учителие богопросвещеннии, веру евангельскую в людех преумножившии, любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, служителие воистинну Божии и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре и златословесниче Российский Димитрие, Христа Бога молите о архиереех, на престоле вашем преемницех, о людех, благочестно вас почитающих, о стране нашей православней и о всей Христовей Церкви.
Кондак преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 8-й
Яко архиереев сопрестольник и святителем изрядный поборник был еси, святителю Иакове, непрестанно сохраняй отечество твое, град же и люди, тебе верою почитающия и честным мощем твоим покланяющияся, да велегласно тебе вопием: радуйся, Иакове Богомудре.
Кондак иной преподобному Иакову, епископу Ростовскому, глас 4-й
Новаго Завета Бога с человеки хранителие, евангельских заповедей исполнителие, в добрых делех совершеннии, святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, землю Ростовскую и Ярославскую облагоухавшии молитвами, именуемии вси и неименуемии, явленнии и сокровеннии, предстояще Живоначальней Троице, не отступайте от нас духом и Божественное милосердие преклоните к нам, да с дерзновением славу Вышних Богу вси приносим, да пребудет на земли мир нерушимый, любовь же и благоволение посреде всех человек.
Величание преподобному Иакову, епископу Ростовскому
Величаем тя,/ святителю отче Иакове, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва первая преподобному Иакову, епископу Ростовскому для защиты от бед и скорбей, исцеления от болезней
О, пречудне и преблаженне отче, святителю Христов Иакове! С верою и любовию к тебе припадающе, молим тя: огради нас святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни, и от всякаго праведно движимаго на нас гнева Божия. Испроси нам тихое и безмятежное житие, во всяком благочестии и чистоте, и помози нам спасение улучити и царствия небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий и заступниче наш! Не презри усерднаго моления сего нашего, но призри на ны милостивно и умоли о нас всещедраго человеколюбца Бога, да не погибнем люте в беззакониих наших, но да сподобимся с тобою и всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Молитва вторая преподобному Иакову, епископу Ростовскому для того же
О святителю Христов Иакове, усердно молим тя: огради нас, раб Божиих (имена), святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни и от всякаго гнева Божия, праведно на ны движимаго; испроси нам тихое и безмятежное житие, во всяком благочестии и чистоте; помози нам спасение получити и Царствия Небеснаго достигнути. Ей, угодниче Божий! Не презри усерднаго моления сего нашего и умоли о нас Всещедраго Человеколюбца Бога, да не погибнем люте со беззаконии нашими, но да сподобимся с тобою и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Его во веки веков.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Святитель Лео ́ нтий , епископ Ростовский
День памяти
5 июня – Обре́тение мощей. Собор Ростово-Ярославских святых
Житие
Святитель Леонтий, епископ Ростовский – один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которые можно считать достаточно достоверными, святой Леонтий был пострижеником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю Святым Крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша».
Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру.
В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало Святое Крещение.
Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли Святое Крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», – говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением православия в местах прежнего идолослужения.
Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов.
Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии Никоном летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе.
В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.
Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/ 5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени.
Святой Леонтий – один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля).
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Святитель Иса ́ ия , епископ Ростовский
Дни памяти
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
Житие
Краткое житие святителя Исаии, епископа Ростовского
Родился под Киевом, в молодости принял постриг в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии († 1074 г.; память 3/16 мая). В 1065 г. за добродетельную жизнь по желанию великого князя Изяслава был поставлен игуменом Дмитриевского монастыря. В 1078 г. св. Исаия был рукоположен во епископа города Ростова, где тогда еще много было язычников. Ревностно трудился святитель, насаждая православие среди жителей своей обширной епархии, построил в Ростове собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Господь прославил Своего угодника, совершая через него знамения и чудотворения: в 1089 г. «облаком носимый, якоже древле апостолы», Исаия присутствовал при освящении «небеси подобной» церкви Успения Богоматери в Киево-Печерском монастыре. Скончался 15 мая 1090 г. Нетленные мощи святителя были обретены в 1164 г.
Полное житие святителя Исаии, епископа Ростовского
Святитель Исаия родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он оставил суетность мира и пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Испытывая горячую любовь к Спасителю, молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы. При этом он был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, братолюбив, воздержанием и терпением умерщвлял плотские страсти. И благодаря добродетелям мудрости, духовного мужества и целомудрия, помня слова древнего старца: «Крепость в человеке зависит не от природы человека, которая подвержена переменам, но от решительного намерения, укрепленного помощью Божией», он постоянно духом возносился к горнему Иерусалиму.
В одной стихире прекрасно выражен дух служения св. Исаии: «Что тя наречем, святителю? Ангела, яко безплотен на земли пожил еси, апостола, яко научил еси благоверию российския концы, мученика же, яко Христа ради до смерти подвизался еси, обращая люди от тьмы нечестия и приводя их на пажить богоразумия».
Утешением святителя Исаии было участие в его служении великого князя Владимира Мономаха. На средства великого князя был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17/30 августа). Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.
Не более года после того пас свою паству Ростовскую святитель Исаия. Он скончался в мире в лето от Рождества Христова 1090, месяца мая 15 дня, после тринадцатилетнего епископства, посреди плача народного. И те же Ангелы, которые переносили его для освящения Печерской церкви, перенесли его душу в самые небеса в вечность.
В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский заложил в Ростове Великом новый каменный храм вместо пострадавшего от пожара в 1160 году деревянного. При раскопке фундамента под южной стеной были обретены мощи святителя Исаии. Говорит древнее предание и летопись: «Нашли гроб блаженного Исаии, открыв его, увидели одежду и тело святителя нетленными и прославили Бога, Который благоволил прославить угодника Своего не только в жизни, но и по смерти; сколько лет прошло, а одежда и тело блаженного остались неприкосновенными для тления». Мощи святителя поставили тогда в церкви св. Иоанна, и так как каменный храм едва был окончен, как обрушился, то они перенесены в собор уже в 1231 году и положены с правой стороны в притворе.
Мощи св. Исаии в первый раз были обретены вместе с мощами св. Леонтия 23 мая 1164 года. И с того же времени, как видно из жития прп. Феодосия, «и тамо чтут его со святыми», народ чтил св. Исаию за святого.
Но с течением многих лет утратилась память о чудесах его, так что даже никогда не возжигали светильника над его гробом, никогда не приходил священник с фимиамом покадить над ним, ибо самый притвор всегда был заключен. Не подобало, однако, столь великому светильнику оставаться под спудом. По рукописному житию, «архиепископ соборной церкви, видя, что образ св. Исаии все почитают и поклоняются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца – переносит его оттуда в 1474 году и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеление». Первым архиепископом Ростова был в 1390 году Феодор. И церковное почитание св. Исаии началось с 1474 года, со времени перенесения мощей в храм; к тому же времени относится и первое письменное изложение его жития. В 1722 году они были переложены в серебряную гробницу.
25 апреля 1920 года по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи св. Исаии вместе с мощами святителей Игнатия и Димитрия (Савича (Туптало)), прп. Авраамия Ростовского и прп. Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впоследствии мощи святителя находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В конце 80-х годов XX в. часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиепископу Платону (Удовенко). В настоящее время честная глава св. Исаии хранится в Серапионовой палатке в лавре, а часть мощей почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем (Хархаровым).
В «Иконописном подлиннике» приводится описание внешнего облика святого: «Иже во святых отец наш Исаия епископ, Ростовский чудотворец, подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире, ризы святительския, саккос празеленый и омофор, на главе клобук белый, в руках Евангелие».
Молитвы святому Леонтию, епископу Ростовскому
Апостолом сопричастник и к Богу молебник верен, добродетельми возшед на Небесная, и любовь возложил еси к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне, со Ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога: молися, святителю Леонтие, да спасет души наша.
Кондак святому Леонтию, епископу Ростовскому, глас 4-й
Жития ради чистоты, Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.
Величание святому Леонтию, епископу Ростовскому
Величаем тя, святителю отче Леонтие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святому Леонтию, епископу Ростовскому о спасении России
Святитель Леонтий Ростовский
5 июня (23 мая ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Леонтия, епископа Ростовского, чудотворца. Святителю Леонтию молятся о даровании мудрости и терпения.
Содержание
Житие святителя Леонтия Ростовского
Будущий святитель Леонтий Ростовский родился не позднее 1051 года. Святой Симон (?— 22 мая 1226 г.), епископ Владимирский и Суздальский, в послании к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину (ум. после 1231 г.), приложенном к Печерскому патерику, перечисляя пострижеников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их святителя Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Будущий святитель был крещен еще во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира (ок. 960 — 1015 гг.) или Ярослава (ок. 978 — 1054 гг.), взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть») с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).[1]
Леонтий хорошо знал книжное писание и с молодых лет чувствовал тягу к иноческой жизни, и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, возможно, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришел в Печерскую обитель к преподобному Антонию (983-1073 гг.), что было не ранее 1032 года, откуда был призван на Ростовскую кафедру как образованный монах и рукоположен во епископа «как первый престольник» из иноков печерских прежде 1051 года, когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженик Киево-Печерского монастыря Иларион (ум. ок. 1055 г).[2]
В Ростове святитель Леонтий являлся борцом за христианскую веру. Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая», по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы еще во времена князя Владимира, в 991 году, и при ней учрежден клир церковный, но христиан было мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Иларион, изгнаны были из города.[3]
Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Епископ Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что взял с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».[4]
Епископ Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским язычникам из многолюдного племени мери, но открытая его проповедь встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое их восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с медом. С течением времени епископ Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.[5]
Почитание святителя Леонтия Ростовского
Тропарь и кондак святителю Леонтию Ростовскому
Тропарь, глас 4
Апостолом сопричастник, и к Богу молебник верен, добродетельми превзыде на Небесная, и любовь возложи к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со ангелы ликуя, предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога, молися святителю Леонтие, да спасет душа наша.
Кондак, глас 4
Жития ради чистоты Всевидец Господь, свет Свой, насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.
Библиотека Русской веры
Канон святителю Леонтию Ростовскому →
Святитель Леонтий Ростовский. Иконы
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святитель Леонтий Ростовский обычно на иконах изображается в полный рост. Правой рукой он благословляет, а левой, покрытой платом, держит Евангелие в драгоценном окладе. Святитель изображается в полном епископском облачении: на нем подризник с источниками, патрахиль и палица, украшенные разноцветными камнями и жемчугом, полиставрион, белый омофор и белый клобук.
Также существует немало иконописных изображений святителя Леонтия Ростовского с другими святыми.
На иконе «Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский» изображены три святых епископа: слева — Кирилл Александрийский, в центре — Афанасий Александрийский, справа — Леонтий Ростовский. Они представлены в рост, фронтально, в почти одинаковых позах, с Евангелиями, прижатыми к груди левой рукой. Жесты правых рук варьируются: Кирилл и Леонтий благословляют, а Афанасий касается Евангелия, словно обращая на него внимание предстоящих иконе. Этот жест дополнительно подчеркивает важность символического смысла Евангелия и напоминает о том, что одно из главных предназначений святителей — наставлять паству истинной вере.
На иконе «Ростовские святители Леонтий, Исаия и Игнатий» святые изображены фронтально, в рост, в епископских облачениях. Они держат в руках Евангелия с ярко-красными обрезами и окладами, украшенными драгоценными камнями. Над фигурами святых представлен сегмент неба с полуфигурой Богородицы с Младенцем.
Белый клобук святителя Леонтия
После установления в 1589 году в России патриаршества, белый клобук стали носить патриархи московские. В 1667 году «Повесть о белом клобуке» подверглась осуждению Большого Московского Собора как «лживая и неправая».
Народные традиции в день памяти святителя Леонтия Ростовского
В народе день памяти святителя Леонтия Ростовского наши предки называли Леонтий огуречник, он же Леонтий коноплянник, поскольку заканчивались соответствующие полевые работы. В этот день крестьяне заканчивали посадку огурцов и обрабатывали коноплю. Из конопли вырабатывали пеньку — сырье для веревок и канатов, а также масло. Конопляное масло употребляли в пищу, а также использовали при ожогах и ранах. Считалось, что покровительствует данным видам работ святитель Леонтий. Также известны некоторые приметы на этот день:
- если на Леонтия огуречника ворковала горлинка, то это примета, согласно которой следовало приступать к посеву конопли;
- если после ливня роса быстро высыхала, то это говорило об улучшении погоды;
- жужжащие во время полета жуки предсказывали потепление;
- поникшие цветки клевера указывали на выпадение осадков;
- если на боярышнике много цветков, то зима обещала быть морозной и заснеженной;
- если рассада капусты требовала дополнительного полива, то это примета того, что июль будет богат на осадки;
- если Млечный путь не имел искажений, то это примета солнечной погоды.
[1] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918).
[2]Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Там же
[6] Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
[7] Никольский А. Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь: в 25 томах. СПб., М., 1896-1918.
[8] Лицевой Летописный свод. Русская летописная история. Книга 23. Л. 318-325
Канон святителю Леонтию Ростовскому
Глас 6
Песнь 1. Ирмос.
Я ко посуху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше.
Запев с поклоном: С вятителю Христов Леонтие, моли Бога о нас.
С ветом Твоего божества Христе, мрак неведения души моея озарив, просвети Милостиве. И даждь ми слово Слове, да воспою светло, твоего рачителя торжество.
Запев. М астию священною помазан быв, от руки Вседержителя Бога, святителю славне Леонтие, моли о хвалящих твою память, получити грехов простыню, и напастей избавление.
Слава. Д уши самоволное житие, и доброродство веры стяжав, богопорученныя тебе люди, честно показав преблаженне, священне Леонтие, приведе я ко Христу Богу.
И ныне. Я зыком избавление, Тобою явися Пречистая Владычице, прежде падшим во тлю. Прадеда Адама преступлением. Ты бо Христа пророди, всяческим Творца и Господа.
Катавасия. И збави от бед рабы своя Святителю Христов Леонтие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Песнь 3. Ирмос.
Н есть свята яко же Ты Господи Боже мой, вознесыи рог верных си Блаже. И утверждь их на камени исповедания Ти.
Запев. С вободен сыи ум от страстей соблюд, и сосуд освящен Духу Пресвятому бысть. Всего себе пригвождь к вышнему, любовию преблаженне.
Запев. Т вой богоглаголивыи язык бысть, прием Христа внутрь в сердцы глаголющь божия вития, Леонтие. Тому помолися за ны.
Слава. К реста Господня силою укрепляяся блаженне. Пощением бо верныя ти молитвы, стремления бесовская низложив поверже.
И ныне. В елика слава церковная, паче древняго собора Израилева. Ты бо Церкви Божия Богородице, в ней же Христос пожил есть, спасение содела нам. Катавасия.
Седален. Глас 8. Подобен. П ремудрости.
Т вердостию разума украшаяся, плотьския тягости гордыню попрал еси. Бысть обителище избранно Духу Пресвятому. Неуклонным разумом простираяся к Любящему тя. Тем и ревностию божественою разгараяся славне. Многокозненнаго стрелы притупил еси, и явися ангелом собеседник, святителю Леонтие. Моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.
Слава, и ныне. Я ко Всенепорочная Невесто Творцу, яко Неискусомужная Мати Избавителя, Приятелище яко сущи Утешителя Вспетая, беззаконию мя суща скверно жилище, и бесом игралище в разуме бывша, потщися и сих злодействия мя избавити, светло жилище добродетельми соделавши. Светодателная и Нетленная. Разжени облак страстей, и вышняго причастия сподоби, и Свету Невечернему молитвами Си.
Песнь 4. Ирмос.
Х ристос мне Сила Бог и Господь, честная Церкви боголепно зовет вопиющи, от совести чисты о Господе празднующи.
Запев. Х риста да похвалим вси вернии, таковаго святителя давшаго, пречестное удобрение, славней церкви Своея Пречистыя Матере.
Запев. Д уха даровании благодатию славне, в ризу свыше облачаяся, аки Аарон незлобием преподобием и правдою. Предстал еси престолу Христову.
Слава. Д уховен стяжа, язык же и уста тихая, честными ти словесы, яко от потока пищна точаща учения медоточная. Жизнь безконечную, исходатайствуя нам.
И ныне. Х риста нам Божию Силу и Мудрость, Ты породи Пречистая Владычице, Богорадованная Дево. Спаси люди и град, к Тебе уповающыя, Богородице Пренепорочная. Катавасия.
Песнь 5. Ирмос.
Б ожиим светом Ти Блаже, утренюющих Ти душа любовию, просвети молюся, Тя ведети Слово Божие Истиннаго Бога. От мрака греховнаго изимающа.
Запев. Б лажен ты явися. Добро ти бысть. Яко в молитвах чистое, и во бдениих крепкое, успешно пострадал еси, священныи святителю отче Леонтие. Тако бо благословится всяк бояися Господа.
Запев. Б ожиим хранением блюдомо, всечестное тело твое, преблаженне Леонтие. Многими леты землею покровено, явися невредимо. Яко цвет неувядом, верных сердца веселящо.
Слава. Г роб честнаго ти телесе, показася верным людем, душам благословение. И телесем исцеление, обилно изливая точит, и всякия страсти тму отгоняет.
И ныне. Б ожиим украшена светом, Богопрерадованная Мати. Ты бо породи краснейша всех, паче сынов человеческих, Истиннаго Бога, от льсти мир избавльшаго. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос.
Ж итейскаго моря воздвизаема зря, напастей бурею, в тихо пристанище притек вопию Ти, возведи от тля живот мой Многомилостиве.
Запев. Е диньство Троицы проповеда ясно, святителю Леонтие. И немудрых сердца волнуема укроти, равно славословити. Рождьшагося Слова Сопрестолна.
Запев. Н етерпя видети враг, лестное его погибающе сетование, подвиже устремление людское, на святопомазанную ти главу. Ты же молитвами си разслаблены и немощны поверже я.
Слава. Б огоразумием, светло имеюще души своея умное, красят раку мощей твоих, стекающеся к похвалению чюдес твоих празднолюбцы, священныи наш учителю.
И ныне. Д ивит ума же и слуха, Твое Прижитие Девице Господоименитая. Раждаеши бо Невидимаго Бога. Се уже видима нашим существом, яко человек, спасаяи человеки. Катавасия.
Кондак. Глас 4. Подобен. Я вился еси днесь.
Ж ития чистоты Всевидец Господь, свет Свой насади в души твоей, вразумити люди многия твоими учении, Леонтие преподобне.
Икос. Н оворазумну языку, великоименитей стране, блаженней земли, свято разумен проповедник, боголепныя веры Христовы, омраченая наша сердца озарив, из глубины нечестия исторже. Прежде бо ны неуки суща, словес благодатию укротив. И наказа славити праведное и великое в Троице Божество, священныи наш учителю, от круга небеснаго посещай молитвами си, хвалящыя твою память, Леонтие преподобне.
Песнь 7. Ирмос.
Х ладодателницу убо пещь сотвори ангел, преподобным детем, халдея же опали велением Божиим, мучителя увеща вопити, благословен Бог отец наших.
Запев. У чении бо крепкими премудрых словес твоих, яко чадолюбивыи отец, незлобивых детей множество усвоив церкви, увеща вопити, благословен Бог отец наших.
Запев. Т обою освятил есть Господь град великии славныи Ростов, венценосче Леонтие. Людие бо его вразумлени тобою, поют Христу, благословен Бог отец наших.
Слава. Г асяща убо свещю, у честныя ти раки блаженне, утрапив и не глаголати сотворив. Твоея же святыни молитвою, исцеление прият. С ними же и мы, веселящеся вопием Христу, благословен Бог отец наших.
И ныне. У мертвися пресмыкаемыи змий, Твоим Прижитием Пречистая Девице. Порождьши Невместимаго Бога небесы. Спаси от бед хвалящыя Тя, Благословеная Чистая Приснодевая. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос.
И с пламене святым росу источи, а праведнаго жертву и воду попали. Вся бо твориши Христе елико хощеши. Тем Тя превозносим Господа во веки.
Запев. Л икуют чинове ангельстии на небесех, и верных сонмища на земли, Твою память похваляюще, святителю Леонтие. Христа превозносим во веки.
Запев. Т ленныя вещи оттряснув, и в пери в небесная душу си. Яко жертва благоприятна, в воню благоухания принеся Христу. Его же превозносим вовеки.
Слава. В оспоем успешно песньми Христа Бога, преподобнаго торжество видяще славим. Вся бо действует Христос, елико хощет. Его бо славящыя прославляет во веки.
И ныне. И з Пречистаго Ти Чрева Богомати, небеснаго дождя капля нам укану, отмывающа скверну душ наших. Тем Тя блажим Чистую во веки. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос.
Б ога человеком не удобь видети, Нань же не смеют чини ангельстии зрети. Тобою бо Пречистая явися нам Слово воплощенно. Его же величающе, с небесными вои Тя величаем.
Запев с поклоном. Я ко звезда светоносивая явися, тучами духовными, верных сердца просвещая, светом разума божественаго, богомудре Леонтие. Тем ныне со ангелы водворяяся, спасай хвалящыя твою память.
Запев. Д елы духовными украшен, в пищи райстей веселяся, помяни хвалящыя твою память, заступая от бед и скорбей, преблаженне священносвятителю Леонтие. Да непрестанно тя ублажаем.
Слава. И меяи Царство непременно, Царю Сыи вышних сил Христе, десницы Твоея крепостию, враг нечестивых выю низверзи, под нозе правоверной державе нашей.
И ныне. Е гда судиши Милостиве, яростию не обличи, ни гнева же сотвори противу беззаконии. Аще ли, то кто постоит, молитвами рождьшия Тя Чистыя Матере, огня геенскаго избавитися молимся, и причастником быти Царьства Небеснаго. Катавасия.
Библиотека. Архив «Русской веры»
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.