Молитва Крестным знамением

Молитвенное правило: Молитва Крестным знамением | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Молитва Крестным знамением

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

Где и как общаться с Богом. Крестное знамение

Человек общается с Богом через молитву. Молиться можно в любом месте: дома, в дороге, в поле, в лесу. Но есть особые места, которые специально предназначены для молитвы, — храмы. Об этом речь пойдет немного позже.

Изображение восьмиконечного креста соответствует историческому Кресту, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву. Небольшая верхняя перекладина символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал по-еврейски, по-гречески, по-римски: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Мф 27, 37).

Самая нижняя перекладина изображает подножие. Слева условно рисуется копье (К), которым воин пробил ребра Иисуса Христа, а справа — трость (Т) и губка с уксусом, которую поднес воин Спасителю. Над средней перекладиной принято писать сокращенно имя Иисуса Христа: IC XC. Под ней греческое: НИКА — Победитель. Наверху, над табличкой, надпись: «Царь Славы». На самой табличке или около нее — «Сын Божий» или сокращенно IНЦI — «Iисусъ Назорей, Царь iудейскiй». В практике расположение приведенных надписей имеет определенное разнообразие.

Две пары букв на кресте МЛ РБ означают: «Место Лобное Рай Бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес искупительную Жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому лобное место (Голгофа) стало раем.

Два пальца, пригнутых вниз, показывают, что наш Спаситель Иисус Христос, второе Лицо Святой Троицы, одновременно и Истинный Бог, и настоящий Человек, так как Он принял наше человеческое естество. Сложив пальцы правой руки таким образом, мы осеняем себя крестом, прикладывая их сначала ко лбу (чтобы освятить наш ум и все мысли), потом к животу (для освящения нашего внутреннего, душевного и телесного естества), затем кладем пальцы на правое плечо и на левое (в знак того, что мы освящаем, посвящаем все наши действия служению Богу и спасению души). Творя крестное знамение, мы стоим прямо, а положив его на себя, совершаем поклон, как бы поклоняясь начертанному кресту. Если мы не читаем никакой другой молитвы, крестное знамение сопровождается словами (можно произнести их про себя): «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Мы осеняем себя крестом во время молитвы дома, на службе в храме, когда проходим мимо храма или хотим зайти в него. Отправляясь в путь, в минуту опасности и вообще во всякое удобное время призываем Бога на помощь.

Молитва. Крестное знамение и поклоны

Прежде чем начать молиться, надо успокоиться и сосредоточиться на Божественном, только после этого произносить слова молитвы. Можно прежде поставить свечи перед иконами святых, к которым будет обращена молитва.

Молитву надо совершать тихо, не мешая другим молящимся. Для этого надо выбрать удобное место, где другие прихожане не помешают сосредоточиться на общении с Богом и святыми Его. Не следует вытеснять других верующих с их мест перед иконами, лучше подождать, пока они уйдут, или выбрать другое место. Молиться можно не только по собственной нужде, но и принимая участие в богослужении, во время которого есть время как для личной, так и для общей молитвы.

Даже не говоря ни слова и не понимая языка, на котором проводится богослужение (в православных храмах служба проводится на старославянском языке), все равно можно почувствовать свою причастность ко всему происходящему в церкви. Это помогает внутренне настраиваться на духовные размышления.

Когда мысли во время богослужения невольно рассеиваются, рекомендуется читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Крестное знамение и поклоны

Православному христианину, пришедшему в церковь, следует знать, когда и как нужно совершать крестное знамение. Практика показывает, что очень многие выполняют его неправильно.

Крестное знамение выражает веру человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Вера во Христа означает любовь к Нему и исполнение Его святой воли в своей жизни. Именно такая вера спасает от власти зла. «Крест есть орудие и знамя победы Христовой над грехом и смертью», – сказано в Законе Божием. Поэтому именно крест стал знаком, принятым христианами для исповедания своей веры.

Первые три пальца, сложенные вместе, выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как в единосущную Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, означают Христа во время Его сошествия на землю, когда в нем были соединены две сущности – божественная и человеческая.

Таким образом, само крестное знамение, как и крест, носимый на шее, не приносит освобождения или спасения, их нельзя использовать как талисманы или защиту от злобных демонических проявлений этого мира. По православному вероучению, только истинная вера может спасать. Крестное же знамение – только видимое проявление этой веры.

Читайте так же:  Как изгнать демона из человека молитва

Православные осеняют себя крестным знамением следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе концами, а безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, надо приложить сложенные пальцы сначала ко лбу (для освящения ума), затем к животу (для освящения внутренних чувств), после чего к правому и левому плечам (для освящения телесной, физической силы). Раньше допускалось делать нижний конец креста на груди, а не на животе. Однако таким образом крест получается перевернутым, что в настоящее время является символом сатанистов.

Опустив руку, следует поклониться, так как, изобразив на себе Голгофский крест, верующий обязательно выразит свое поклонение совершившему на нем подвиг Христу. Нельзя делать поклон одновременно с крестным знамением.

Креститься нужно только правой рукой.

Крестное знамение следует стараться совершать правильно. При этом не надо спешить, иначе получится простое махание рукой, что выглядит не очень хорошо и может быть воспринято другими верующими как кощунство.

Поклоны верующий совершает в знак смирения перед Богом. Поклоны бывают поясные и земные. Во время поясных поклонов кланяются до пояса, а во время земных верующий становится на колени и касается головой земли.

Крестное знамение совершается обычно в следующих случаях:

– при приближении ко всему святому (при входе в храм, прикладывании ко кресту или иконе и т. п.);

– в начале, во время и в конце любой молитвы;

– в начале утрени;

– когда священник возглашает: «Благословен Бог»;

– при вознесении имени Пресвятой Троицы, например: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…»;

– во время возношения имени Пресвятой Богородицы;

– во время молитвы «Честнейшую»;

– когда произнесено имя святого дня на отпусте;

– в ключевые моменты богослужения, например, при возгласе «Твоя от Твоих» и т. п.

Если крестное знамение совершается не во время молитвы, следует при этом говорить про себя: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1

В настоящее время некоторые добровольно уже принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением; сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силою креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем (прп. Амвросий, 1).

Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святой Троицы, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшегося и волею распеншегося, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» (прп. Амвросий, 1).

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей 152 и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный. Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей (прп. Амвросий, 1).

Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся предварительно по своей привычке осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Придя в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

Советую вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т.е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т.е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут или подумают о нас (прп. Антоний, 20).

Утром и вечером весь скит приходит к игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное знамение: никто не знает, что породит наступающая ночь, а потому так важно оградиться силой Честного и Животворящего Креста (прп. Варсонофий, 20).

Читайте так же:  Молитвы Святого Георгия

Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами – слова Иисусовой молитвы (прп. Варсонофий, 20).

Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это все равно как если бы человек совершенно безоружный ночью отправился в дремучий лес, – да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защититься ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово страшны для врагов Христа, нас спасут от лукавых сетей диавольских (прп. Варсонофий, 20).

Что-то мрачное, ужасное грядет в мир. Человек остается даже как бы беззащитным; настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Все эти забастовщики. Даже внушается самоубийство и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову да крестное знамение: «Это такие археологические древности, совершенно отжившие свой век, ведь мы. » (прп. Варсонофий, 32).

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

    Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
  • При словах «Честнейшую Херувим. ».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

    Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
  • По окончании пения «Тебе поем. ».
  • После «Достойно есть. » или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

    Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого). Не допускаются земные поклоны:
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
    Читайте так же:  Молитвы на удачу на работу

    Когда во время молитвы осенять себя крестным знамением

    Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

    Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

    Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

    В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

    Креститься без поклонов следует:

    Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.


    Варианты поведения в храме:
    1. Простое преклонение головы;
    2. Длительное преклонение головы;
    3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
    4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
    5. Стояние на коленях;
    6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона.

    1. Простое преклонение головы
    Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
    а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
    б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
    в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
    г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

    2. Длительное преклонение головы
    а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
    б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
    в. Во время чтения Святого Евангелия.

    3. Поясной поклон
    Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
    Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
    а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
    б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
    в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
    г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
    д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
    е. После пения Честнейшую Херувим.
    ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
    з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
    и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
    к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
    л. В начале пения молитвы Отче наш.
    м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

    Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

    5. Стояние на коленях.

    Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

    а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
    б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
    в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
    г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
    Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

    Читайте так же:  Молитвы на быстрый рост волос

    6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
    а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
    б. При начале пения Символа веры;
    в. В начале чтения Апостола;
    г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
    д. При произнесении священником слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

    Поклоны и крестное знамение – как правильно креститься?

    Как и для чего в церкви необходимо совершать поклоны и крестное знамение? Что означают для православных эти действия?

    Христос с предстоящими Симоном Петроми Иоанном Богословом. Мозаика. Церковь святых Иммануила и Бенедикта. Мадрид.

    Фото Р. Седмаковой

    Как правильно совершать крестное знамение?

    После крестного знамения необходимо совершать поклоны, которые бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земными, когда мы кланяемся и становимся на колена, касаясь головою земли.

    Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божественную и человеческую.

    При таком сложении пальцев из них исходит невидимый благодатный огонь, который при совершении крестного знамения очищает наше тело и укрепляет нашу душу. Наша кровь в этом огне очищается и избавляется от всего дурного. Поэтому чем чаще мы осеняем себя крестным знамением, тем чище у нас кровь, выше разум, тем ближе мы становится к Богу и быстрее к нему доносится наша молитва. Именно в этом основное значение креста и крестного знамения.

    Когда можно совершать крестное знамениеи когда нет?

    В храме важно соблюдать следующие правила.

    Надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Стоит воздержаться от поклонов, когда в храме находится много людей и тесно даже просто стоять.

    Православные христиане считают крест орудием спасения и защиты и никогда не снимают с себя нательный крестик, ведь он дан нам при крещении. В истории известны много случаев несчастий, произошедших с людьми, которые забыли надеть нательный крест или по каким-то причинам сняли его. Именно от креста, на котором Господь оставил свою силу, любовь и свет во время страданий, идут к нам лучи Благодатного света и Божественной любви, которые жгут и изгоняют из нас диавольскую силу, не позволяя ей овладеть нашими душами. Поэтому мы должны носить крестик и целовать его с любовью, осознавая, что тем самым мы освящаем себя и снаружи, и изнутри, очищаем нашу совесть, душу, сердце.

    Человек, носящий крест, молящийся перед ним и целующий его, становится не только добрым и милосердным, но также спокойным и мудрым. А ведь многие из нас носят крестик просто как украшение, зачастую совсем забывая о нем и не придавая этому значения. Помните, это очень большой грех, в котором нужно каяться перед Богом.

    В.Г. Перов. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867

    Когда занимаешься чтением Слова Божия, представляй, что за каждым словом присутствует Бог, и принимай их как бы исходящими из Его Божественных уст.

    Преподобный Никодим Святогорец

    Вы уже поняли, что крестное знамение должно сопровождать верующего повсюду. Мы крестимся по утрам, когда встаем с постели, а также вечером, ложась спать, когда выходим на улицу и входим в храм, когда садимся есть, крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Таким образом, Крест Христов освящает собой все и вся, поэтому носить его изображение на себе и совершать крестное знамение для всех нас спасительно и полезно.

    Что это за молитва без крестного знамения

    Старец Захария (1850–1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой лавры, поведал своим духовным чадам поучение преподобного Серафима Саровского о Крестном знамении: «Почаще осеняйте себя Крестным знамением. Помните: „Крест воздвижется, и падают духов воздушных чинове». „Господи, Оружие на диавола, Крест Твой дал еси нам». К прискорбию моему, видел я, что некоторые просто машут рукой, не касаясь даже лба и плеч. Это прямо издевательство над Крестным знамением. Вспомните, что говорил преподобный Серафим про правильное Крестное знамение. Прочтите это его наставление.

    Чада мои, вот, как надо накладывать с молитвой, которая есть воззвание к Пресвятой Троице. Говорим: „ВО ИМЯ ОТЦА», сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь есть един в трех Лицах. Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой к Богу Отцу Вседержителю, Творцу ангелов, неба, земли, людей, Творцу всего видимого и невидимого. Затем произносим „И СЫНА» и, касаясь нижней части груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего, Его распятие, нашего Искупителя, Сына Единородного, от Отца рожденного, несотворенного.
    И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося. Затем, вознося персты на рамена (плечи), говорим: „И СВЯТАГО ДУХА». Просим третье Лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святаго в сердцах наших.

    Читайте так же:  Молитвы на избавление от обид

    И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, с глубокой любовью ко Пресвятой Троице заканчиваем эту великую молитву, говоря: „АМИНЬ», то есть: „Истинно, да будет так».

    Эта молитва навсегда соединена с Крестом. Вдумайтесь в это.

    Это древнее правило содержится не только на Руси, но и в Иерусалиме, в Антиохии и в Константинополе, во всей Греции, в Египте, на Афоне и во всех странах Православных. Кто желает убедиться и видеть своими глазами древнего свидетеля трехперстного сложения, пусть сходит во святую Киево-Печерскую лавру, в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона Просфорника, который в час своей кончины сложил свою десницу для трехперстного Крестного знамения, и в таком виде сложенною она пребывает и до ныне более восьмисот лет.

    Первые исторические сведения об осенении себя крестом приходятся на самое начало III века, на время жизни Квинта Тертуллиана (160–220 годы) – раннехристианского автора, оставившего после себя больше 30 трактатов.

    Исследователи творчества Тертуллиана считают, что трактат относится к 211 году, следовательно, можно с уверенностью сказать, что за 178 лет после распятия Христа обычай крестного знамения прочно вошёл в жизнь людей, Его исповедающих.

    В православии обычай возлагать на себя крест – это не просто некий обязательный молитвенный жест, но физическое выражение догматов веры, исповедь Святой Троицы и богочеловека Христа, выражение благодарности, любви, защита от бесовской силы и готовность принять любую волю Бога.

    Православные люди осеняют себя крестом правой рукой, для чего складывают большой, средний и указательный пальцы в троеперстие, означающее Единую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а мизинец и безымянный палец прижимают к ладони: эти пальцы символизируют две ипостаси Христа – божественную и человеческую.

    Впрочем, так было не всегда – в самом начале христиане совершали крестное знамение всего одним перстом, что значило, что они верят в единого Бога. В 325 году на Соборе было положено креститься двумя пальцами, что символизировало две природы Христа, но после возникновения ересей, которые отрицали догмат о Святой Троице и вносили сумятицу в ряды православных, в XI веке было решено осенять себя тремя перстами, дабы утвердить догмат.

    Обычай троеперстия не был известен на Руси больше пятисот лет и был введён патриархом Никоном во время правления царя Алексея Михайловича, что привело к серьёзному церковному расколу. Староверы, не знавшие о решении Собора, противились ему, считали, что РПЦ с нововведением теряет статус апостольской церкви и упорно продолжали осенять себя двумя перстами.

    Происхождение католического крестного знамени, когда верующий католик крестит себя слева направо не совсем выяснено. Православные богословы считают, что такое расхождение вызвано мироощущением, которое у католиков и православных различается.

    В жизни европейского человека преобладает индивидуализм и антропоцентризм, в центре европейского мира стоит сам человек, сознание же православного верующего теоцентрично и ставит в центр всего Бога-Творца. Крестное знамение справа налево символизирует Божье благословение, а если рука перемещается слева направо, это значит, что человек обращается к Богу.

    Креститься православному человеку следует, не торопясь: сначала верующий касается троеперстием лба, что знаменует освящение ума, затем живота, что означает освящение чувств (сердца), после – правого плеча, а потом — левого (что символизирует освящение всего тела).

    Кланяться следует только по окончании крестного знамения – можно слегка склонить голову, поклониться в пояс или совершить земной поклон.

    Совершенное с верой и благоговением крестное знамение является духовным оружием, которого боится нечистый и которым многие святые совершили немало славно дел.

    Например, апостол Иоанн однажды исцелил крестным знамением лежащего в горячке человека, которого нашёл на дороге без сознания, – это написано еписком Дмитрием Ростовским в Житии святого.

    Преподобный авва Дорофей осенял крестом воду, в которой находился ядовитый аспид, и без боязни пил её, указывая, что крест изгоняет сатану и обезвреживает его злобу. Святой Венедикт Нурсийский (480–543) обезвреживал крестным знамением яд, который ему подсыпали в вино, и освящённые крестом чаши тот час же разбивались.

    Русский святой Нектарий Оптинский освящал крестом тяжёлые предметы, чтобы их можно было поднять.

    Крестное знамение не только оружие, но и инструмент, который позволяет человеку определить, кто перед ним находится: ангел или демон, прикинувшийся ангелом. Святой Антоний Великий указывал, что если ночью к молитвеннику приходит «ангел», который желает отвлечь его от молитвы, человеку следует перекреститься, и тогда демон сразу исчезнет.

    Крестное знамение поможет душе человека, и после того, как она по смерти покинет тело и может быть искушена дьяволом, который превращается в ангела. Чтобы различить, кто стоит перед ним, человеку следует попросить его перекреститься — ангел сделает это без промедления, а нечистый не сможет.

    Эта молитва читается с освящением себя крестным знамением и весьма действенна при бесовских напастях и разных искушениях.

    Бывают же в путешествиях по настоящему неожиданные находки! Спонтанная поездка на выходные, решил.

    Волею судеб, под конец нашего путешествия мы оказались в крайне необычном месте. Слышать о нем до.

    Романов Роман Геннадьевич – удивительный художник, большой мастер пейзажа. Он.

    Одним из самых талантливы.

    О МОЛИТВЕ, КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И ПОКЛОНАХ

    Молитва Крестным знамением
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here