Содержание
Молитва когда режут барана
Дуа в Курбан байрам (дуа при жертвоприношении)
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, сказать: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»).
Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние.
Дуа при жертвоприношении
بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير
Транслит: Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни
Перевод смысла: С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!
Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного)
Транслит: Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар!
Перевод смысла: Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ уверовать), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!
Дуа после жертвоприношения
Транслит: Аллахумма тагаббал минни
Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву!
Дуа при жертвоприношении
Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
Перевод смысла: Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!
Затем, подняв руки, возносят мольбу:
Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя
Перевод смысла: О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу миров, Который не имеет равного. О Аллах, прими от меня это жертвенное животное!
Молитва при жертвоприношении на праздник Курбан-байрам
Курбан-байрам ежегодно отмечается мусульманами по всему миру. Длится этот праздник три дня, на протяжении которых правоверные мусульмане посещают мечеть, чтобы совершить утренний намаз, поминают умерших, восхваляют Аллаха и приносят жертвоприношения во славу Аллаху.
У Курбан-байрама нет фиксированной даты, каждый раз дату праздника определяют при помощи лунного календаря. Потому каждый год этот праздник приходится на разные даты.
Закалывание ритуального животного на Курбан-байрам
Основной традицией Курбан-байрама считается приношение в жертву животного. Каждый год роль жертвенного животного достается барану или корове. Ритуал закалывания жертвенного животного позволяется проводить в любой из трех дней Курбан-байрам, но чаще всего ритуал закалывания проводят на второй день праздника.
Пропускать этот ритуал разрешено только несовершеннолетним детям. Некоторые мусульмане проводят его у себя дома на заднем дворе. Но в некоторых странах по закону запрещено убивать животное во дворе или на улице. Для этого в городах оборудовали специальные бойни, которые можно найти недалеко от мечети.
Процесс жертвоприношения имеет более глубокий смысл, чем просто убийство животного. Жертва животного перекрывает собой человеческую жертву. Как это было с пророком Ибрагимом и его сыном. Но на сегодняшний день, к большому сожалению, не все мусульмане придерживаются всех правил шариата, закалывая жертвенное животное в Курбан-байрам: место закалывания зачастую выглядит просто ужасно, многие из жертвенных животных травмируются в дороге.
Подобное отношение к ритуалу ставит под вопрос безупречность Курбан-байрама. Жертвенное животное обязательно должно быть в меру упитанным, здоровым и без внешних недостатков. Категорически запрещается приносить в жертву старых, слепых, беззубых, хромых животных с отрезанными языками и хвостами.
Жертвенное животное нельзя убивать на глазах у других животных. Недопустимым также считается точить нож на глазах у животного, которого приготовили к ритуалу. Человек, проводящий ритуал должен побеспокоиться о том, чтобы животное умерло быстро и не мучилось.
Позволяется ли совершать жертвоприношение без чтения молитвы
Ритуал закалывания жертвенного животного обязательно сопровождается чтением Дуа (молитвы). Сегодня большинство мусульман уверены, что достаточно произнести: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» перед тем, как убить животное.
Но есть правоверные мусульмане, которые уверены, что ритуал нельзя считать правильным, если на протяжении всего ритуала мусульманин не читает Дуа. Прежде чем начать ритуал, мусульманин должен произнести:
«С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!». После этого нужно произнести: «Как мусульманин, верующий в единое Божество, обращаюсь к Создателю (Аллаху) небес и Земли. Я не многобожник. Мой намаз, моя жертва, жизнь и смерть во имя Аллаха. У Него нет сотоварищей. Мне дан такой указ (указ (уверовать)), и я один из мусульман. Мой Аллах, эта жертва от Тебя и для Тебя. Режу во имя Аллаха, Аллах превыше всего!»
Нельзя обойтись без чтения Дуа непосредственно перед самым закалыванием животного. Прежде чем убить животное, мусульманин должен стать над ним и три раза сказать:
«Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!».«О Аллах, воистину моя молитва и жертвоприношение, моя жизнь и смерть принадлежат Тебе – Господу».
По завершению ритуала обязательно нужно прочесть Дуа:
«О Аллах, прими от меня эту жертву!».
Только при прочтении Дуа ритуал жертвоприношения можно считать правильным.
Жертвоприношение по поводу рождения ребёнка
Порядок проведения Акика.
Решение об акике.
По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной — это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745).
Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.
Доказательством в пользу дозволенности акика является хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): «За новорожденного следует совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари).
Сам Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.
Мудрость жертвоприношения – акики.
В том, что религия нам указывает на желательность совершения жертвоприношения акика, есть много пользы:
1. Это – проявление благодарности Всевышнему за то, что Он даровал нам ребёнка и облегчил его рождение. Аллах преумножает блага проявляющим благодарность.
2. Это – объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребёнок, чтобы люди знали род и семью этого ребёнка.
3. Это – воспитание в человеке щедрости, также и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые и чистые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
4. Это – вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда, собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.
Время совершения обряда акика.
Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия. Если жертвоприношение за младенца не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить акика — за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.
За кого совершается акика?
Акика совершается за новорожденного. Даже если ребёнок умрёт при родах или позже — желательно совершить акика. Также, если родится мёртвый ребёнок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого малыша тоже совершается акика. Если же младенец не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни — то за такого ребёнка не совершается акика и ему не дают имя. Всевышний знает лучше!
За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения сунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребёнка. Если родится двойня, то режут двух баранов.
Животные, пригодные для акика.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибну Аббаса, можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся. Но имеющему возможность — следует принести в жертву упомянутых ранее животных. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика.
Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика.
Намерение.
Намерение для акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве акика за моего сына (за дочь, за себя)».
Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме), живым и покойным.
Кто должен совершить обряд акика?
Важность жертвоприношения акика.
Ранее было упомянуто, что акика является настоятельной сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и также были разъяснены смысл, мудрость и польза совершения акика. То, что акика является настоятельной сунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): « Ребёнок находится под ручательством акика» («Хамидият», том 12, стр. 291). Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за ребёнка акика, то он не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищённым.
Имам Ахмад растолковал этот хадис так: ребёнок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребёнок умрёт маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если малыш повзрослеет, станет хорошим человеком и умрёт после совершеннолетия — он не будет также иметь право заступаться за родителей, которые не совершили за него жертвоприношение («Хамидият», том 12, стр. 291). Но, если после совершеннолетия ребёнок сам за себя совершит жертвоприношение, он сможет заступаться за родителей.
Этика жертвоприношения акика.
Желательно совершить жертвоприношение на седьмой день после рождения ребёнка. Если он родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения акика желательно сказать:
«Бисмиллагьи валлагьу акбар. Аллагьумма гьаза минка ва илайка. Аллагьумма гьаза гIакъикъату… (имя новорожденного или новорожденной)».
Смысл: «О Аллах, это жертвоприношение ради Тебя. О Аллах, оно приносится в жертву за (и назвать имя ребёнка)».
Из мелкого рогатого скота, самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости этого животного с намерением, чтобы у этого ребёнка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали — то в этом нет нежелательности. Некоторые учёные говорят, что ломать кости животного акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса не обходится без поломки костей. При приготовлении мяса желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребёнка характер стал хорошим. Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды.
Предпочтительнее, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение. Разрешается давать мясо животного акика богатым людям. И богатые люди вправе поступать с этим мясо как угодно: могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву акика, то необходимо раздать всё мясо, и обязательно — хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.
Разница между Курбаном и акика.
Почти во всех решениях акика схож с Курбаном. Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:
1. Богатому человеку разрешается продать мясо жертвенного животного акика, которое он получил, а мясо Курбана не разрешается.
2. Мясо жертвенного животного акика желательно раздать в сваренном виде.
3. Желательно дать заднюю правую ляжку этого животного в сыром виде акушерке.
4. Одну часть мяса животного акика, которое было принесено в жертву по обету, следует дать в сыром виде, остальное — раздать в сваренном виде.
5. По возможности, желательно не ломать кости жертвенного животного акика.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов «Обряд жертвоприношения в Исламе».
В праздник Курбан-байрам мусульмане исполняют обряд жертвоприношения
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) — один из главных праздников мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца Зуль-хиджжа исламского лунного календаря и продолжается три дня.
В 2018 году Курбан-байрам начинается 21 августа
Курбан-байрам знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).
Слово «курбан» происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с «приближением». Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда.
Как возник праздник
В основу Праздника жертвоприношений легли жизнь и деяния пророка Ибрахима, известного в библейской традиции под именем Авраам. Однажды пророк, ставший отцом в 86 лет, увидел во сне Всевышнего, который повелел принести Ему в жертву единственного сына — Исмаила.
Противиться воле Аллаха Ибрахим не посмел, пришел в долину Мина, где позже построили город Мекку, и подготовил все для жертвоприношения. Исмаил также был послушным воле Господа и не сопротивлялся отцу.
В последний момент, когда пророк уже был готов доказать свою покорность и преданность Аллаху, Господь заменил жертву на барана. Так зародилась традиция жертвоприношений в исламе. А давние события дали название торжеству — Курбан-Байрам, что переводится как праздник жертвоприношения.
Суть Курбан-Байрама состоит в приближении к Всевышнему — в мусульманской традиции слово «курбан» означает приближение.
Жертвоприношение Курбан-байрам: правила и нормы обряда
1. Что такое жертвоприношение (Удхия)?
Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факихов слово «удхия» означает: животное, закалываемое с целью приближения к Аллаху в определенное время. Название пришло от первого дня времени, кода начинают жертвоприношение – «ад-духа» (когда солнце чуть приподнялось).
Основой того, что жертвоприношение установлено Шариатом, являются Коран, сунна и единогласное подтверждение всех ученых исламской уммы. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Жертвенных верблюдов (также крупный рогатый и мелкий рогатый скот) Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха». Также Всевышний в Коране говорит: «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны».
2. Принести в жертву животное в дни Курбан-байрама – это обязанность или желательное действие (фард или сунна)?
Закалывание животного на Курбан является «суннату муаккад» (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна) по отношению ко всем людям, помимо Пророка, мир ему и благословение, для него это являлось обязанностью, ссылаясь на его слова: «Мне повелели закалывать жертву, а для вас это является сунной». В другом риваяте говорится: «Меня обязали совершать жертвоприношение, а на вас нет такой обязанности». Также передается, что «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, не закалывали жертву на Курбан, боясь того, что люди подумают, что это является обязанностью».
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Жертвоприношение на Курбан не является обязательным, кроме того случая, когда человек взял на себя его совершение, т.е. дал обет (сделал назру) на закалывание животного на Курбан.
3. Для кого жертвоприношение является сунной?
Жертвоприношение является сунной для свободного (от рабства), совершеннолетнего, разумного мусульманина, который в состоянии совершить жертвоприношение, имея на это средства, сверх тех средств, которые должны идти на обеспечение семьи и самого себя на этот день, будь он в сафаре, на хадже в местности Мина или жителем пустыни – кочевником. Доводом этому приводится то, что «Пророк, мир ему и благословение, во время хаджа в местности Мина принес в жертву корову от своих жен».
4. Какие действия являются желательными для намеревающегося сделать жертвоприношение?
Для того, кто намеревается принести в дни Курбана животное в жертву, суннатом является – если, конечно, он в это время не совершает Хадж — не удалять ни волосы, ни ногти со своего тела в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока он не заколет жертвенное животное. Совершение этого является макрухом (нежелательным). Доводом для этого являются слова Пророка, мир ему и благословение: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!». Тут под словом «волос» подразумеваются все волосы на теле человека, а также части его тела, кроме тех, которые обязательно или желательно удалять, например, обрезание совершеннолетнему (обязательное) или несовершеннолетнему (желательное) и отрубание руки вору. Если человек хочет принести в жертву нескольких животных, то нежелательность данных действий спадает с него с принесением в жертву первого животного, но все-таки будет лучше, если он воздержится от этих действий, пока не принесет в жертву всех животных.
Также желательно заколоть свою жертву именно в день праздника Ид аль-Адха (10 Зуль-хиджа), не откладывая на последующие три дня (Аям ат-ташрик).
Условия пригодности животного для жертвоприношения
Возраст верблюда должен быть не менее пяти лет, а крупно–рогатого скота — 2 лет. Возраст овец и коз должен быть не менее одного года (в мазхабе имама Шафии возраст коз должен быть не менее 2 лет).
2) Чтобы животное было здоровое, без изъянов и недостатков, которые приводят к уменьшению веса животного.
К таким недостатком относятся, например:
— слепота, полная или одного глаза;
— хромота, в таком виде, что животное отстает от стада;
— болезнь, при которой животное теряет вес и худеет;
— худощавость и истощенность, в таком виде, что на ней не остается жира.
На все эти изъяны пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал в хадисе: «Четыре вида (животных) не подходят для жертвоприношения: одноглазое — с явной слепотой (глаза), больное с явной болезнью, хромое с явной хромотой, худое, на которой не осталось жира (Tирмизи). Также не подходит животное больное чесоткой, паршой или бешенством, безухое и у которой отрезан курдюк.
Кастрация, холощение или безрогость не относятся к изъянам, так как они не влияют на качество или количество мяса животного. И нет разницы между самкой и самцом, хотя мясо последнего считается более приятным.
При соблюдении вышеперечисленных условий, животное считается пригодным для обряда жертвоприношения. Верблюда можно закалывать за семерых, также как и крупно–рогатый скот. А вот овец и коз — только за одного человека.
Время заклания
Начинается после восхода солнца в день принесения жертв (10–й Зуль–Хиджа) и истечения времени, за которое можно совершить 2 ракаата намаза и произнести две короткие проповеди. Заканчивается после захода солнца в последний из трех дней, следующих за днем жертвоприношения (эти три дня, которые называются «айям ат–ташрик» являются 11,12 и 13 днем месяца Зуль–Хиджы). Совершение праздничной молитвы не является условием начала времени закалывания, главное чтобы прошло время, за которое она обычно совершается. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто зарезал до молитвы, то зарезал для себя. А кто зарезал после молитвы и двух проповедей, то он совершил обряд и встал на путь мусульман. (Бухари и Муслим) Смысл хадиса в том, что животное, заколотое до праздничной молитвы, является обычно заколотым, и тот, кто сделал это, не получит воздаяние, полагаемое за жертвоприношение.
Всё о празднике Курбан-байрам
Ид аль-Адха!
Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения, самый значимый в Исламе. Он приходится на десятый день лунного месяца зуль-хиджа – месяця хаджа, ежегодного всемирного собора мусульман. Последующие за Ид аль-Адха три дня (то есть 11, 12 и 13 числа) называются днями «ташрика».
Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха мусульмане громко читают такбир:
اَلله ُاََكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ الله ُاَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ
لله اكبر الله اكبر الله اكبر
َلله ُاَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً
Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд — три раза.
Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила.
Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях – везде мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджжа.
Ночь на Курбан-байрам желательно провести в богослужении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему – не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если не в силах провести в богослужении всю ночь, постарайтесь в последнюю треть ночи или хоть в малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джама‘атом) в мечети.
После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) произносят так: «Я намереваюсь совершить купание-сунна, во имя Аллаха»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной.
Утром, надев чистую одежду (если есть возможность, то новую), надушившись благовониями, отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. Время совершения ‘ид-намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети ид-намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить ‘ид-намаз и дома со своей семьей и отдельно.
Салят уль-ид – праздничный намаз
Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам. Кто не знает, как совершается праздничный намаз, пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.
В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят): «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам, во имя Аллаха».
Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:
سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ
После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.
В день Курбан-байрам режут жертвенное животное – курбан, и его мясо раздают нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника.
Употребление алкоголя и совершение других порицаемых шариатом действий в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама.
Мусульманское жертвоприношение (курбан)
Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-байрам или в последующие три дня является настоятельной Сунной на которую наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).
Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением.
Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову.
Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.
Условия жертвоприношения
1. Необходимо, чтобы человек, непосредственно режущий животное, был мусульманином и чтобы резал с искренним намерением ради Аллаха.
2. Необходимо иметь перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчинам) лучше резать самим, но можно уполномочить для его совершения и другого (вакиля – представителя). Намерение следует делать так: «Я намереваюсь совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха» В случае, когда сделали назру (обязали себя), нийят будет таким: «Я намереваюсь совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».
В случае, когда режет другой, желательно присутствовать при этом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен им Аллах): «Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови, приносимого в жертву животного, все твои ранее совершенные грехи прощаются».
В случае, когда жертвоприношение совершается за другого человека, необходимо иметь его разрешение.
3. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) – двухлетним, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, на шестом году жизни.
4. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха, но совсем беззубое или с отрезанным ухом более чем на треть животное резать нельзя для обязательного курбана. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (сильно худое животное нельзя резать), без признаков болезни.
5. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13-го числа месяца зуль-хиджа.
Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Резать желательно быстро, не отрывая лезвие ножа от горла животного. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
Затем читают такбир.
Далее, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и читают соответствующую молитву (ду‘а):
اللهم هذا منك وإليك فتقبل مني
بِسْمِ اللهِ اَلله ُاَكْبَرْ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِى مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
и одновременно режут трахею (за гортанью, оставляя ее в стороне головы), пищевод и обе сонные артерии.
Лучше всего раздать нуждающимся все мясо в сыром виде, оставив дома для бараката небольшой кусок. Но можно раздать треть или хотя бы какую-то часть. Минимальное требование к курбану-сунна – дать часть сырого мяса мусульманину, которому положен закят. В случае, когда курбан был исполнен как назру -т.е. курбан был обязательным, необходимо раздать все мясо.
Да воспримет Всевышний Аллах наши деяния и богослужения! Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Назр и Акыка: для довольства Аллаха и на радость неимущим
Рождение ребенка — незабываемое событие в жизни каждого родителя. Кто бы не родился — будущий батыр или прелестная принцесса — мы хотим им полного счастья и всяческих благ. На многие жертвы мы готовы также ради здоровья близких или благополучия в семье. О том, как правильно совершать жертвоприношение назр и акыка, рассказывает генеральный директор Благотворительного Фонда «Закят» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин.
— Ирек хазрат, насколько активно мусульмане в Казани совершают назр и акыка?
— Благотворительный фонд «Закят» почти еженедельно обеспечивает нуждающихся мясом. Многодетные и малоимущие семьи, одинокие пожилые люди и инвалиды независимо от национальной и религиозной принадлежности с радостью принимают этот курбан. Объемы поставок мяса в Фонд разные и зависят от финансовой возможности братьев-мусульман: бывает, что в жертву приносят одного барана, а иногда режут целого быка. Например, недавно от одного из благотворителей нам поступило мясо-курбан весом 600 кг. Его хватило даже для шакирдов медресе им. 1000-летия принятия ислама, Центра им. Ахмада Хади Максуди и пожилых прихожан мечети «Миргазиян» г.Казани.
Разумеется, хотелось бы, чтобы мусульмане почаще проявляли инициативу. Особенно вопрос обеспечения жертвенным мясом становится актуальным сейчас, в холодное время года. С помощью назр и акика вы сможете не только выполнить свой священный долг перед Всевышним, но и украсить скудное пропитание малоимущих. Благотворительность — это суть жизни на земле. Люди должны видеть нуждающихся и стараться помогать им. Каждый желающий может провести обряд жертвоприношения в пользу малоимущих в Благотворительном фонде «Закят».
— А что для этого нужно?
— Каждый желающий может приобрести барашка в фонде «Закят» и передать жертвенное мясо для нуждающимся. Для этого достаточно сообщить о своем намерении в офис, расположенный по адресу: г.Казань, ул.Лобачевского, д.6, или по телефону: (843) 2253322. Для удобства мусульман существует даже возможность осуществления жертвоприношения дистанционно, перечислив средства на карту Сбербанка 639002629014626229 (карта Альметова И.М.) с указанием назначения платежа и своего имени. Стоимость одного барана до 50 кг составляет 6000 рублей и включает заклание, разделку и раздачу неимущим — инвалидам и многодетным семьям.
Фонд полностью берет на себя решение всех организационных вопросов: от закупки по оптовой цене и до доставки в дома тяжелобольных нуждающихся. Наши квалифицированные специалисты консультируют благотворителей по обряду жертвоприношения, по объему необходимого курбана и стоимости живого мяса, рекомендуют проверенных поставщиков жертвенных животных и контролируют их забой, несут ответственность за раздачу мяса истинным нуждающимся. Таким образом, Фонд исполняет полный цикл работ по совершению жертвоприношения на имя того или иного благотворителя. Услуги Фонда – бесплатные.
— Возможно, нашим читателям стоит напомнить, чем отличается акыка от назр курбана…
— Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про ‘акыку, он ответил: «У кого родился ребенок и кто пожелает совершить за него жертвоприношение (нусук), то пусть приносит в жертву за мальчика двух одинаковых барашек, а за девочку одного». Ахмад 2/194, Абу Дауд 2842, ан-Насаи 3/884. Также Хасаном ибн Самурой (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей ‘акыки, которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Абу Дауд 2838, ат-Тирмизи 1522, Ибн Маджах 3165.
Таким образом, когда мы говорим акыка, то подразумеваем благодарственную жертву, которая приносится Аллаху после рождения ребенка. А Назр — клятва данная Аллаху о совершении каких-либо богоугодных деяний в случае исполнения какого-либо желания. В соответствии с кораническим аятом 22: 29, данная клятва должна быть выполнена после исполнения этого желания. Клятва может быть дана о совершении хаджа, либо молитв, либо поста, либо жертвоприношения. Соответственно назр-Курбан – это жертвоприношение, которое человек делает для себя ваджибом добровольно.
— Есть ли порядок совершения назр-Курбана?
— Назр-курбан бывает 2-х видов. Первый — назр, не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во Имя Аллаха». В этом случае человек волен сделать это жертвоприношение в любое время. Второй — назр, связанный с каким-либо условием. Например, кто-то скажет: «Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха», то после того, как больной выздоровеет, сделать жертвоприношение становится обязательным. Можно сделать жертвоприношение раньше, не дожидаясь исполнения желаемого. Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принес его в жертву. Также это мясо нельзя есть его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного назр нельзя есть тем, кто считается состоятельным, т.е. обладает нисабом.
— Можно ли совершить назр-курбан за умершего?
— Жертвоприношение за умершего совершают. В таком случае мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают бедным.
— Как известно, акыку-курбан, в отличие от назр-курбана, можно есть и тем, кто совершает его?
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
— Да, мясо жертвенного животного можно есть всем желающим, в том числе членам семьи новорожденного. Однако часть этого мяса нужно отдать нуждающимся людям. В ханафитском мазхабе акыка является добровольным. Акыку можно сделать, начиная от рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия. Однако, в соответствии с Сунной пророка, лучше всего это сделать на седьмой день после рождения ребенка. В жертву должно быть принесено здоровое животное, без видимых физических недостатков. За мальчика полагается два барана, за девочек — один.
Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.