Изгоняется молитвой и постом

Молитвенное правило: Изгоняется молитвой и постом | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Изгоняется молитвой и постом

От одного из греческих священников слышал комментарий на слова Спасителя «Сей род ничем, только молитвою и постом», что в первоначальном греческом тексте были слова «верою и молитвою». Прошу Вас ответить, насколько правомочно это утверждение. Если возможно – прокомментировать с греческого и еврейского текстов. Заранее благодарен.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слова Спасителя молитвою и постом (Мф.17:21) приводит также евангелист Марк (9:29). Ни в одном древнем греческом манускрипте слова верою и молитвою не встречаются. В некоторых рукописях Евангелия от Матфея отсутствует 21-й стих целиком. Однако в тех рукописях, в которых этот стих имеется, там написано именно так, как в Славянской и Русской Библии. Подтверждается это и толкованием святителя Иоанна Златоуста (ок. 347-407). Он пользовался древним греческим текстом, а не русским. В Беседе 57-й на евангелиста Матфея читаем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст.21), присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте».

Слова Иисуса Христа, которые приводит евангелист Марк: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29), имеются в древнейших греческих манускриптах: Александрийском (4 в.), Ефремовском (ок. 5 в.), Вашингтонском (кон. 4 — нач. 5 вв.), Кодексе Безы (кон. 4 – нач. 5 в.).

О сличении русского и еврейского текстов речи быть не может, потому что Евангелие от Матфея на еврейском языке до нас не дошло, а Евангелие от Марка написано на греческом.

Испытанный метод избавления от бесов

Основная задача бесов – отвернуть от Бога как можно больше людей, ввергнув их в пучину тяжких грехов, в идеале необратимо (довести до самоубийства).

Души практически всех людей «засорены» бесами, разница лишь в их количестве – у кого-то их немного, а у кого-то – целый легион, и в «качестве» – в зависимости от тяжести «курируемых» бесами человеческих грехов и некоторых физических немощей (в Евангелии описаны примеры изгнания бесов из немых, скрюченных, парализованных и т.д.). Персональную «коллекцию» бесов нетрудно «пополнить», являясь завсегдатаем злачных мест или пребывая в тесном контакте с убежденными грешниками.

Как узнать, живут ли в нас бесы и как далеко зашел «процесс»? Для этого нужно критически проанализировать набор страстей, которые свойственны нам, по крайней мере, тех, которые ОТРАВЛЯЮТ ЖИЗНЬ находящихся рядом с нами людей (скандальность, рукоприкладство, алкоголизм, наркомания, ложь, измены и т.д.).

Бесы всегда там, где нет мира и согласия; где каждый, как скала, упорствует в своих эгоистических, часто неадекватных убеждениях; где люди не желают признавать своих грехов и начинать с ними (а по сути, с бесами) борьбу, пребывая вследствие этого в отчаянии от постоянных жизненных неудач и безвыходных ситуаций.

И напротив, люди, избавившиеся от бесов, отличаются УСТУПЧИВОСТЬЮ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ, ТЕРПИМОСТЬЮ, НЕЗЛОПАМЯТНОСТЬЮ. Все серьезные конфликты в семьях таких людей куда-то исчезают, они с удивлением начинают понимать, что можно быть счастливым, довольствуясь малым и время от времени получая от Бога помощь в разрешении тех или иных проблем.

Как же избавиться от этой гибельной напасти – бесов? Можно, конечно, отогнать их на время молитвой (Иисусовой, «Да воскреснет Бог» и другими), освятить жилище с привлечением священника или окропить его освященной водой с воскурением ладана самостоятельно.

Можно даже найти священника, который производит так называемую «отчитку», или изгнание бесов. Церковь не любит афишировать этот сравнительно недавно появившийся чин из-за его неканоничности. Профессор-богослов А.И.Осипов категорически осуждает этот ритуал из-за его бесполезности и опасности для изгоняющего (бесы могут войти в него самого) и возмущается тем, что на западе действуют двухмесячные курсы для священников по изгнанию бесов.

Однако все эти методы кратковременны и по большому счету не помогают справиться с критическими ситуациями.

Почему так происходит? Потому что человек НЕ МОЖЕТ СВОИМИ СИЛАМИ, не привлекая себе в помощники Господа, побороть невидимых бесов, обладающих чрезвычайной ангельской силой. Он в состоянии лишь на какое-то время «вымести сор» из своей души, но бес, побродив по безводным местам (в Евангелии каждое слово значимо – бесы боятся воды), вернется обратно, приведя с собой еще более злых семерых собратьев (Мф. 12:43).

Именно поэтому мы сплошь и рядом видим рецидивы после лечения алкоголизма и наркомании – бесы этих страстей после примитивных попыток их изгнания с легкостью вновь возвращаются на облюбованное место и нередко с удвоенной силой мстят человеку за попытку от них избавиться.

Где же выход? Он общеизвестен. В Евангелии Иисус Христос на вопрос о том, почему его ученики не смогли изгнать бесов из человека, ответил, что из-за неверия их; и «сей же род изгоняется ТОЛЬКО молитвою и постом» (Мф.17:20-21).

Многие читали или слышали эту фразу, но мало кто решился применить ее по отношению к себе на практике – жаль ведь себя, любимого. А дело ведь за малым: взять да и последовать совету Христа.

Все дело в том, что человек, желающий избавиться от бесов не на временной, а на постоянной основе, должен начать так же ПОСТОЯННО (каждый день) молиться и поститься.

С молитвой все более или менее понятно – нужно утром и вечером просить Господа о прощении грехов и избавлении от бесов. А вот как быть с постоянным постом?

Ответ находим у апостола Павла, который четко очертил требования к язычникам, желающим стать христианами (язычниками были все, кроме избранного Богом еврейского народа): НЕ ЕСТЬ ИДОЛОЖЕРТВЕННОГО (МЯСА) И НЕ БЛУДОДЕЙСТВОВАТЬ (Деян. 21:25). Об этих же грехах, как о самых ненавистных, говорит Сам Христос в Откровении Иоанна Богослова (Откр. 2:14-15,20).

Читайте так же:  Чистка от порчи молитвами

Вывод: чтобы Господь не остался глух к нашим молитвам, нужно постараться не делать того, что Ему особенно противно (как минимум, не блудить и не есть мяса), к тому же эти требования имеют прямое отношение к вышеуказанным словам о ПОСТЕ.

В ИДЕАЛЕ же половую жизнь лучше вообще исключить, особенно в пожилом возрасте. О том, что это один из путей стяжания Царства Небесного, в Евангелии говорит Христос: «Есть скопцы, которые из чрева матерняго родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12).

Что касается мяса, то появляется все больше научных исследований о том, что именно его употребление провоцирует небывалое для прошлых веков распространение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний у людей (рыба, напротив, приветствуется).

Вот когда человек принесет Богу такую жертву, то не моментально, а где-то через полгода он непременно почувствует сдвиги к лучшему. Господь начнет оказывать ему свою помощь, и бесы начнут разбегаться в страхе перед Творцом, который однозначно сильнее всех своих творений (в том числе падших ангелов).

А дальше нужно постараться, чтобы жилище души человека не пустовало с перспективой возврата бесов, и молиться о вселении Божьей благодати. Для этого нужно не стоять на месте, а расти духовно, постепенно (с Божьей помощью) избавляясь от остальных страстей и возводя Господа на пьедестал своей души вместо многочисленных мирских кумиров и идолов.

Вот тогда уж точно душу такого человека в качестве постоянного жилища бесы едва ли изберут.

«Род сей изгоняется постом и молитвой. »

Проповедь в Неделю 10-я по Пятидесятнице

Проповедь, произнесенная в воскресение 25 августа 2019 г. в киевском храме по ул.Радужной, на текст Мф. 17:14-23 и 1Кор. 4:9-16

Дорогие братья и сестры! Евангельское чтение этого воскресного дня повествует нам о событии, произошедшем с одержимым нечистым духом юноши, но которое, к счастью, окончилось прекрасным аккордом Божьего исцеления. Исцеления по просьбе его отца. Что же там произошло?

Некий человек обратился к ученикам Господа нашего Иисуса Христа, чтобы они исцелили его сына, люто страдающего с самого детства духом одержимости. Причем это происходило настолько жестоко, что сын человека того бросался то в огонь, то в воду. Это тягостное и страшное зрелище. Можно только представить себе весь ужас такого положения, представить то отчаяние, которое охватывало всех близких, видя страдания юноши. Возможно, что человек тот неоднократно обращался за попытками исцеления родного ему человека к разным чудотворцам, волшебникам, гадателям, оракулам, как сейчас модно выражаться, к носителям нетрадиционных методов лечения. К сожалению, люди и сегодня в подобных случаях спешат именно к подобным авантюристам, забывая попросить помощи у Живого Бога, «дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5). Правда, просить надо «с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).

Из предшествующих евангельских событий мы видим, что те, у кого была вера даже «с горчичное зерно», будь то расслабленный у Овчей купели, кровоточивая жена или другие — то чудо Божие беспрепятственно совершалось. Как Сам Господь говорил: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Но тут мы видим, что у этого человека, просящего за несчастного сына, нет достаточной веры. Возможно, он что-то слышал от людей о необыкновенном пророке, исцеляющем недужных — но ведь сколько в людской молве выдумок и фантазий, как часто люди выдают желаемое за действительное! Стоит ли такому верить? Однако слухи упорно ширились и бежали впереди их Виновника. С недоверием и смущением решил начать с учеников Его — так сказать, по инстанции, соблюдая значимую субординацию. Вот к его порогу приблизились ученики этого удивительного Мужа. Но ученики по какой-то причине не смогли освободить несчастного от бесов. Какое, наверное, разочарование испытал этот человек! Как, казалось, близка была победа над недугом! Но нет, не случилось нечаянной радости. Не предварил отец постом и молитвой своей просьбы о помощи. Именно об этом позже скажет Христос Своим верным.

Тогда горемыка обратился уже к Самому Учителю, к Господу Иисусу Христу. И вот он — триумф победы над нечистыми духами!

Как часто мы с вами впадаем в отчаяние при малейшем искушении, как часто затем приходит к нам разочарование, а порой и озлобление: «А почему это горе мне!? Чем я хуже других? Разве Ты, Господи, не видишь, что есть более недостойные, чем я?! Тогда почему в мой дом постучалась беда, а Ты не отвел?» О, как известен лейтмотив этого протеста каждому из нас, и сколь много раз мы примеряли его к себе в жизни. Да, но если Господь знает прежде нашего прошения у Него: чего же Он ждет от нас? Ждет Господь смирения и послушания Его воле. Ибо мы так и говорим в молитве: «Да будет воля Твоя. ». А воля Божия, как известно, есть освящение наше. Посмотрите на землю, нет в мире более «смиренной» величины, чем земля, которая принимает в себя все: и дождь, и снег, и навоз, и плуг, который ранит ее. И мы топчем ее ногами. Но она не только не ропщет на плуг и навоз, но через это кормит нас.

Именно в момент отчаяния и осознания своей духовной нищеты и родилась та нечаянная радость, которую столько лет ждал несчастный отец мальчика! Господь лишь протянул руку, как когда-то захлебывающемуся в волнах Петру, идущему к Его лодке: «Не будь неверующим, но верь».

Проецируя это событие на нашу жизнь, мы спросим себя: а как я лично верую? Помогает ли мне моя вера для духовного роста, просвещения, укрепления в любви и смирении? Или я только «воскресный христианин», а все остальные дни — «не хуже других»? Совершение чуда (а даже наша вера — это и есть малое чудо) всегда происходит в синергии — только в соработничестве с Богом. Сам по себе человек неспособен и бессилен совершать добродетели без помощи Божьей (и пусть люди не обманывают себя иллюзиями и надутым тщеславием на этот счет) — а только в союзе со Всемогущим Богом. «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе» (Флп. 4:13). Однако и Всемогущий Бог «не может» помочь человеку без согласия и воли последнего. Здесь как раз к месту расхожий лукавый софизм: «Может ли Бог создать такой камень, который Сам не поднимет?» Ответ таков: может, ибо этот камень и есть неверующий (атеист или агностик). Или «верующий», который хромает на оба колена. Лодке необходимы два весла, ибо с одним любым она будет кружить на месте.

Читайте так же:  Молитва при операции по женски

Писание нам говорит, что «вера — есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). А в другом месте читаем: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:16). Вера — это доверчивая уверенность в том, на что мы надеемся, это убеждение в реальности вещей, которых мы пока еще не видим. Вера — это крылья нашей души. Здесь вспоминается известный исторический факт одного события, связанного с военной экспансией древнего Рима.

Много столетий тому назад, когда крылья гордого римского орла бросали тень на весь мир, храбрые воины цезаря отправились покорять Британию. Когда на горизонте появились корабли врагов, тысячи англосаксонцев собрались на холмах с оружием в руках для защиты своей родины. Но к их чрезвычайному ужасу, первое, что римляне сделали, высадившись на берег — это сожгли свои корабли, т.е. отрезали себе всякий путь к отступлению. И с такой верой в свою победу они не могли не победить. Писание нам говорит: «А без веры Богу угодить невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он существует, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Когда ученики спросили наедине Христа, почему же они не смогли исцелить юношу, Господь сказал, что род сей изгоняется постом и молитвой. Пост и молитва неотделимы. Бог дал нам во власть наше тело и хочет, чтобы мы были его хозяином, умели обуздывать связанные с ним прихоти и похоти — и этим взращивали свои духовные силы. Когда-то немецкий мыслитель Шопенгауэр говорил, что наша жизнь — это маятник между скукой и страданием. Когда у нас нет цели в жизни — наступает скука. Когда есть цель, но часто нет сил для ее достижения — приходит страдание. Христос — это ответ на обе эти немощи: Он цель нашей жизни, и Он же дает нам силы для ее достижения.

Сегодня иная форма, если не беснования, то бессмыслицы жизни поражает нашу молодежь. Но ее смысл дан нам Христом. Именно в Нем утверждается достоинство и величие человека, в Нем же раскрывается и цель жизни. И как некогда с высоты креста Он озарил весь мир светом Своим, так и ныне этот свет просвещает мир.

Пост — это свобода от всего того, что нас может поработить, прельстить, склонить к неволе греха («похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» 1Ин.2:16). Пост дает царственную независимость от обстоятельств и суеты, которыми часто улавливает нас враг сетями своими; при такой независимости мы всецело будем принадлежать Творцу. А молитва, как известно, от поста неотделима.

Параллельно, по своему смысловому содержанию, читалось и апостольское послание (1Кор. 4:9-16), где также говорилось о пользе смирения, чтобы стать достойным сосудом в руках Божьих. Почему не смогли апостолы исцелить юношу от бесов? Спросим себя и далее: а почему апостол Петр отрекся от Христа до третьих петухов? А почему апостол Фома влагает персты свои в раны Спасителя, не веря в Его Воскресение? А почему апостолы, кроме единого, разбегаются от Голгофы?

Потому что Дух Святой не сходил еще на каждого из них, еще не наступила Пятидесятница. После сошествия Духа они стали апостольскими мужами в полном смысле этого слова, которых Господь лишь тогда только поставил в пролом новой истории — истории покорения евангельским Словом «племен, народов и языков» и «дал им власть попирать всякую вражью силу». И они стояли как медная стена против целых народов, «держа лицо свое как кремень».

Именно теперь они могут сказать о себе словами Павла: «Мы безумны Христа ради». Но мудрость века сего — есть безумие пред Богом, ибо «немудрое Божие премудрее самого мудрого человеческого».

Могут сказать: «Мы немощны, а вы крепки». Но сила Божия в немощи совершается. Поэтому Христос «обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою».

Могут сказать, что «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся; и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем: гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим».

Все перечисленное апостолом Павлом в этом отрывке как раз указывает на то апостольское смирение и покорное согласие с Божественной волей, на которую и должен полагаться каждый христианин. И тогда в нашей жизни совершится маленькое чудо, мы по-настоящему узрим руку Творца и совершим Его волю.

. Дорогие братья и сестры! Будем же следовать примеру этих апостольских слов. Пока, конечно, в самом Киеве нет того, что испытывают наши гонимые братья на Западной Украине и в некоторых других селах и городах, когда идет откровенный захват наших храмов при попустительстве местной власти, или прямом ее подстрекательстве, избиение священников и мирян, о чем мы читаем как в боевых сводках ежедневно. Будем же молиться за наших гонимых братьев и сестер. А Бога, тем не менее, будем прославлять за все, ибо «любящим Бога и призванным по Его изволению все содействует ко благу». Аминь.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 17:21

Свт. Иоанн Златоуст

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Читайте так же:  Если на душе тяжело молитва

Дневник. Том I. 1856.

Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:19

Евфимий Зигабен

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Видео (кликните для воспроизведения).

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

сей же род изгоняется только молитвою и постом

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Вторник 2-й седмицы Великого поста

О молитве

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Читайте так же:  Молитвы на исполнение желаний за один день

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Дорогие во Христе братья и сестры!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер — из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: «Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли». Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь… помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока, наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, «сладкую жизнь». Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение «бесноватых отроков», которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Читайте так же:  Куда девать остатки Свечей после домашней молитвы

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что «ребенок не понимает», — картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им — те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

Молитва же высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд — залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», — так говорит блаженный Августин.

И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения

Видео

Этот же род изгоняется только молитвою и постом

Я всё таки думаю, что так происходит освобождение от духа неверия, не о демоне. Что говорит оригинал?

Вопрос по Матф. 17 главе.

Имя: Наталья
Сообщение: Матф.17-21-речь идёт о том, почему ученики, которых посылал Господь и они имели успех, не могли освободить мальчика от демона. Далее Господь объясняет им причину и даёт ответ.

Мой вопрос: Господь показывает ученикам, пусть освобождения от духа неверия (сей род изгоняется постом и молитвою). Основная часть толкований утверждает, что Господь говорит о роде демона. Я всё таки думаю, что так происходит освобождение от духа неверия, не о демоне. Что говорит оригинал?

Ответ.

Наталья, добрый день.

Спасибо, что читаете наш сайт.

Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Матф.17:14-21)

7,21 «Этот же род изгоняется только молитвою и постом» — опущено в большинстве современных Библий, потому что этот стих отсутствует во многих ранних манускриптах. Однако его можно найти в большей части манускриптов, и он подходит к контексту, не вызывая особых проблем.

В некоторых поздних рукописях имеется ст. 21: «Но такого рода бесов можно изгнать только молитвой и постом».

17:21 Этот дух изгоняется только молитвой и постом.
17:21 Этот же вид демонов изгоняется только молитвой и постом (2016 год издания)
Версия Короля Якова: 21 Howbeit this kind goeth not out but by prayer and fasting.

Ваш вопрос интересен. Раньше не рассматривал его в таком свете.

С учетом того, что данный момент не несет в себе аспектов спасения моей души, то и рассматривать его стоит через мнение, свой духовный опыт.

Раньше думал, что Иисус говорит про градацию беса, но теперь сравнил с 17 стихом и задумался над вашим рассуждением. Будет интересно порассуждать на эту тему дополнительно на уроке по изучению Библии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пока склоняюсь к мнение, что если убрать этот стих, то контекст будет именно про беса.

Изгоняется молитвой и постом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here