Содержание
Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)
Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.
Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.
Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?
Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.
Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.
Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.
Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».
Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.
В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…
Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…
15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.
Икона Божией Матери «Оранта»
Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.
В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.
Описание иконы
Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.
Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.
Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».
К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.
У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.
Значение иконы Божией Матери «Оранта»
В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.
На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.
Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви
В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.
В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)
Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.
Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.
Молитва иконе
О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ОДИГИТРИЯ СУМЕЛЬСКАЯ (ПАНАГИЯ СУМЕЛА)»
Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.
Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.
Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.
После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.
За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.
В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.
Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.
Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства города Афины до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион.Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.
Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.
В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди, в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…
С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.
В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.
ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ
Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.
Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.
Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.
По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.
Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.
Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.
Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.
После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.
8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.
2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.
Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела
Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери
Икона панагия сумела молитвы
Чудотворная икона Божией Матери Панагия Сумела.

Апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем.
Первое наименование чудотворного образа Богородицы, написанного самим евангелистом Лукой, было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
. В конце IV века к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала,что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, повелев монахам следовать за иконой до Понта (Чёрного моря) и на горе Мела основать монастырь. Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие. ( Полная история : http://hram-nikola.kiev.ua/o-… )
Икона чудесным образом была обнаружена монахами, с тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́).
Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары — первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудно. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.
К моменту кончины основателей монастыря, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.
Монастырь Панагия Сумела.

В 1922 году турки изгнали греков с Понта.
Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства.


Сейчас чудотворный образ Песвятой Богородицы находится на склоне горы Вермиос в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.
В России икона побывала в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Пресвятая Богородица моли Бога о нас!
Икона Божией Матери Панагия Сумела
Икона Божией Матери Панагия Сумела
Икона Божией Матери Панагия Сумела
Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.
Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.
Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.
Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.
Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.
Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».
Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.
В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…
Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции.
15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
Сумельская икона Божией Матери называется еще Одигитрией. Прежде она находилась в Греции, в городе Афинах. В конце IV века преподобные Варнава и Софроний перенесли ее оттуда в Малую Азию, в страну Трапезонтскую, и поставили в пещерной церкви основанного ими монастыря Мела или Сумела, на Черной горе. Обитель эта и до сих пор существует, привлекая к себе хранящейся в ней иконой Богоматери немало поклонников из окрестных селений и ближайших к Трапезонту провинций Малой Азии, Тавриды и стран Прикавказских.
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Икона Панагия Сумела прибыла в Салоники
Знаменитая икона Панагия Сумела, прибыла в церковь св. Димитрия, где жители Салоников приветствовали ее в атмосфере радости и почитания.
В день, когда в Греции отмечают Покрова Богородицы, в атмосфере глубокого волнения и радости, жители города Салоники и городские власти приветствовали прибытие иконы Панагиа Сумела, из церкви Вермио Верия в Северную столицу.
Икону, которая считается символом греков Понта , сопровождали члены Фонда «Панагия Сумела» и Митрополит Верийский и Наусский Пантелеймон, прибыла в 5 часов вечера на площадь Агиа София.
В знак приветствия прибытия иконы, играл военный оркестр, а также музыкальная группа греков Понта.
После нескольких минут молитвы процессия с иконой прибыла к церкви св. Димитрия , где она останется на следующие дни.
Икона Панагии Сумелы прибыла во второй раз в Салоники. Предыдущий раз это событие было в 1989 году.
Чудотворная икона Божией Матери «Панаги́я Сумела́» – образ Богородицы, по преданию, написанный апостолом и евангелистом Лукой. До конца IV века икона находилась в афинском храме в честь Божией Матери.
Согласно древним источникам, два инока – Варнава и Софроний – пришли в этот храм поклониться чтимому образу, написанному евангелистом Лукой. Здесь сама Богородица повелела им следовать за иконой до Понта (северо-восточная область Малой Азии) и на горе Мела основать монастырь. Монахи отправились в указанную Божией Матерью область, где в пещере обнаружили чудесно появившуюся здесь икону из афинского Богородичного храма.
Монастырь Панагии Сумельской пережил времена расцвета и благоденствия. Он был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона «Панаги́я Сумела́», были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия. Икона Божией Матери прославилась многими чудесами.
За период понтийского геноцида с 1914 по 1923 гг. монастырь Панагия Сумела пришел в упадок. Монахи перед своим исходом из монастыря в 1923 году спрятали рядом с часовней Святой Варвары чудотворную Икону Панагии, Евангелие монаха Христофора и Крест трапезундского императора Мануила Комнина.

Прошли годы, и в 1930 году при содействии греческого премьер-министра Элефтериоса Венизелоса руководитель Турции Исмет Иноню согласился пропустить в Понт делегацию для возвращения православных святынь из Панагии Сумелы. В живых на этот момент оставались только два монаха из исторического монастыря. Старец Иеремиас из Лангада (Салоники) отказался от поездки по состоянию здоровья. Он, по-видимому, не хотел оживлять в памяти трагическую картину разграбленной и разрушенной варварами святыни. Другой монах Амвросиос Сумелиотис, который в тот период был настоятелем храма в районе Тумба в Салониках, расспросил старца о месте возможного нахождения иконы и других символов веры, спрятанных монахами.
14 октября 1930 года Амвросисос Сумелиотис направился в Трапезунд и вернулся оттуда не только с символами веры, но и с самим Понтом. Как об этом сказал один из величайших понтийских политиков в Греции Леонидас Ясонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С Иконой Панагии Сумелы есть и Понт». Монах, оказавшись в окрестностях монастыря, не мог найти тайник со святынями. Во сне к нему явилась сама Панагия и указала на место.
Икона в дали от верного себе понтийского народа не могла больше находиться. После 1930 года развеялись последние надежды греков Малой Азии на возвращение на родину. Греческое правительство подписало договор о «Вечном мире и дружбе» с Турцией, по которому компенсировала потери турок в войне 1919 – 1922 годов имуществом малоазийских и понтийских греков.
20 лет Икона хранилась в Византийском музее в Афинах. Леонидас Ясонидис предложил заложить в одном из регионов Греции новый монастырь Панагия Сумела. Его планы, исходящие из пожеланий всех понтийцев, предворил в жизнь выходец из понтийского селения Кромни, находящегося вблизи исторического монастыря, Филон Ктенидис. В 1951 году на горе Вермио в селении Кастанья вблизи г. Верия был основан новый монастырь.
Каждый год 15 августа в День Успения Богородицы Икона Панагии Сумелы привозилась в одноименный монастырь для проведения литургии. В последние годы, после того как были проведены соответствующие приготовления для ее хранения, Икона находится там постоянно. По преданию сохраняются три иконы Богородицы, написанные самим Евангелистом Лукой: Панагия тис Тину (остров Тинос), Панагия тис Кипру (остров, государство Кипр) и Панагия Сумела. Для понтийских греков Панагия Сумела символ веры, символ Понтийского Эллинизма и Покровительница подвергшегося геноциду народа.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Василий Ченкелидис, историк

Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет.