Форум молитва Иисусова

Молитвенное правило: Форум молитва Иисусова | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Форум сайта Memoriam.ru

Как пережить смерть близкого человека

  • Список форумов‹Понять.‹О Вере
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • Memoriam.ru
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

О молитве Иисусовой

О молитве Иисусовой

подранок » 17 апр 2017, 12:30

Re: Внутри пустота

мамаДимы » 17 апр 2017, 17:51

Re: Внутри пустота

подранок » 17 апр 2017, 19:26

Re: О молитве Иисусовой

Елена137 » 18 апр 2017, 12:23

Под у́мным де́ланием в православной аскетической литературе принято понимать внутренний (душевный) подвиг христианина, заключающийся в непрестанной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Другое свойство Иисусовой молитвы – ее простота и доступность. Для совершения Иисусовой молитвы не нужны ни специальные книги, ни специально отведенное место или время. В этом ее огромное преимущество перед многими другими молитвами.

Я сама, когда накрывало, буквально кричала Иисусову молитву до тех пор пока не отпускало. Сколько там по времени у меня выходило не помню, может и часы, тогда было время безвременья.
И на форуме советовала читать молитву Иисусову, потому что помогает, потому что запомнить легко, потому что кожей связь с Господом чувствуешь и помощь Его.
Думаю что для таких случаев, как наши, просить благословения на молитву не нужно, а вот если дальше захочется духовно расти с помощью умного делания, тогда да, благословение обязательно надо брать на чтение, а иначе можно и в прелесть впасть.

Тема: Молитва Иисусова

Опции темы

Молитва Иисусова

Братия и сестры во Христе!
Не так давно я начал практиковать Иисусову молитву, как ее по оисаниям практикуют пустынники и монашествующие, как это описано в литературе по исихазму (Григорий Палама, Арх. Софроний, митрополит Сурожский Антоний, и т.д.). Хотелось бы найти тех людей, кто столкнулся с практикой сердечной Иисусовой молитвы, и мог бы рассказать по своему личному опыту, что у них получилось.

Хочу попробовать эту молитву,не могли бы дать ссылку.

«Иисусова молитва» на самом деле не молитва Иисуса, это слегка измененная молитва Вартимея. Читается так: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня. «Суть в том, что практикующие её (в основном православные монахи) повторяют ее непрерывно, и никогда делать это не перестают, так что после нескольких месяцев такого упражнения эта молитва как-бы уже произносится сама по себе.

По моему мнению, это не совсем хорошая практика, которая уводит верующего от смысла Евангелия. Человек не кается в отдельных поступках, а просто, или «вообщем», за все сразу. Причем кается постоянно, нет места благодарению, поклонению Богу, и как бы постоянное ощущение чувства вины.

По Писанию, Вартимей произнес эту молитву, а когда Христос его простил, оставил все и последовал за Христом, здесь же верующий навечно принуждается оставаться в младенческом возрасте.

С любовью во Х ристе, И горь Л ихнякевич
Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

Я согласен, что иногда священники, старцы и монахи немного «перегибают палку» в отношении постоянного чувства вины (которое, по-моему глубокому убеждению, должно исчезнуть после должного покаяния в грехах и исповеди Господу) — это скорее связано с монашескими традициями и такой библейской фразой, что праведных не осталось никого. Но, с другой стороны, «Иисусова» молитва заставляет ум и сердце постоянно находиться в сосредоточении на Иисусе, Его Имени и человеку после продолжительной (не в часах — а в днях и месяцах, годах) практики удается все больше и больше думать о Иисусе и Его деяниях. Соответственно, когда молитва входит в привычку (никто не говорит, что эта молитва должна заменить чтение Библии, общение и дела повседневной жизни), тогда она автоматически всплывает во всех ситуациях и помогает во время искушений.

Что касается продолжительности практики, то во всей литературе по исихазму для мирян дается указание, чтобы молились хотя бы полчаса в день. В конце-концов есть разница между повседневной жизнью и каким-нибудь монастырем.

А насчет формы молитвы — есть много вариаций, в которых не обязательно присутствует слово «помилуй» и признак того, что человек кается и чувствует вину. Можно молиться-призывать просто Имя Господа или даже составить свою фразу, содержащую благодарение Иисусу. Суть не в том, чтобы «каятся непрестанно» — а чтобы держать свой ум и сердце в узде и «сердечном созерцании» Господа.

Иисусова молитва это высший уровень молитвы. Человеку не избавленному от страстей и практикующему ее, прамая дорога в ад. Если вам жизнь не дорога, тогда пожалуйста. Это чисто православная практика. И даже православные могут ее практиковать только с разрешения и под постоянным присмотром своего духовника. Не играйте с огнем. Я понимаю что вы начитались книжек. Но нестоит этого делать. Насчет ссылок попробуйте читать Игнатия Брчнчанинова.
http://www.wco.ru/biblio/books/otechnik5/Main.htm

Последний раз редактировалось tulack; 05.03.2004 в 02:54 .

Тема: Молитва Иисусова

Опции темы

Молитва Иисусова

Молитва Иисусова — краткая молитва*«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

«Главный же плод молитвы Иисусовой не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение о грехах. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавольских». (Св. Феофан Затворник)

«Когда мы творим молитву столько, сколько есть у нас сил, то заставляем и ум понимать произносимое нами. Но, чтобы добиться этого, требуется большое понуждение. Однако во время работы устами говори непрестанно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ум, конечно же, рассеивается, отвлекается на работу, бродит то там, то здесь. Но ухо-то слышит, кое-что схватывает и опускает это в сердце». (Старец Арсений Исихаст)

«Иисусова молитва» заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его. (Преподобный Никон Оптинский)

«Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Против невидимого диавола – невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.

Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного, горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его, и не теряй святого дерзновения пред Ним.

Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши». (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский)*

«Если при умной сердечной молитве имеется сокрушение сердечное и самоукорение, то можно заниматься такой молитвой, Бог благословит вас. Более полные объяснения смотрите в книгах святителя Игнатия Брянчанинова. Особенно во втором томе, да и в пятом есть.

Старайтесь удерживать ум от рассеянности и заключать его в слова молитвы. Да поможет вам Господь подвизаться в молитве и преуспевать в ней, а также в терпении скорбей, болезней, преуспеть в смирении и кротости. » (Старец Стефан (Игнатенко))

Читайте так же:  Когда читать молитвы ко Святому причащению

«Читайте непременно молитву Иисусову: имя Иисусово должно быть постоянно у нас в сердце, уме и на языке: стоите ли, лежите ли, сидите ли, идете ли, за едой — и всегда-всегда повторяйте молитву Иисусову. Это очень утешительно! Без нее нельзя. Ведь можно молитву Иисусову и короче говорить: это отцы святые советуют для новоначальных. Это полезнее и крепче будет. Помните шесть слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго». Повторите медленнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную» — и еще медленнее: «Господи — Иисусе — Христе, — помилуй мя, — грешную». Так хорошо!» (Зосимовский старец Герман)

«. Творить Иисусову молитву можно лишь в состоянии покаяния, смирения, целомудрия и любви к Богу и к ближнему. Для того, кто много молится, велик риск впасть в прелесть. Иисусова молитва без смирения – это катастрофа. Иметь молитву в себе непрестанно, так, чтобы она стала одновременно самопроизвольной и постоянной, человек может тоже только в результате долгого и регулярного подвига. Истинный источник чистой и постоянной молитвы – чувство потребности в Боге, ощущение того, что без Него мы ничто (этому способствуют покаяние и смирение), и любовь к Богу, которая заставляет нас непрестанно желать соединения с Ним». (Архимандрит Сергий (Шевич))

«Надо не помыслы принимать, а молитву совершать. Молитву творите во всякое время и положении — вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.

Творите молитву — она все восполнит. Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение.Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

К Иисусовой молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. (Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия. оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени).

Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет. За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом». (Схиархимандрит Виталий (Сидоренко))

«Господь милосердный своей благодатью спасёт вас. Всегда будьте с молитвой Иисусовой!» (Иеромонах Даниил (Фомин))

Тема: Иисусова молитва.

Опции темы

Несомненно, что самой главной и основной молитвой, является молитва, Отче Наш. Которой научил нас Христос. Но Иисусова молитва, также имеет прообраз в Евангелии. Как повествует евангелист Марк, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой, известный как Вартимей (Мк. 10:46) Услышав что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус Сын Давидов! помилуй меня. (10:47) Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге (10: 52) Так что Иисусова молитва имеет реальную целебную силу, которая через веру и покаяние, исцеляет от недугов.

Так кто всё-таки силу имеет? Иисус или молитва. Может будем друг друга исцелять молитвами. Зачем тогда Иисус.
Из молитвы, как таковой, Вы делаете «исцеляющий обьект», а не обращение к Богу. Это неправильно.
Чем такая «молитва» отличается от заговора? Ничем.
Обращение к Живому Богу — вот для чего нужна молитва.
Превратное отношение к молитве — признак отступающих от Бога «верующих».

Доказывать смысл такой молитвы бессмысленно, если человек сам не имеет внутреннего побуждения к этому. Как и смысл других различных духовных практик. Понимание этого лежит за рамками рационализма плотского ума. Такую молитву можно охарактеризовать как молитвенное состояние сердца, и слова молитвенной формы помимо конкретного значения выражают совокупное состояние духа. Это время, когда мы преподаём к ногам Спасителя, когда слова молитвы сами льются из сердца.

Однако, мы имеем и конкретные евангельские примеры подобной молитвы, например, в молитве самого Иисуса Христа в Гефсиманском саду, где описано то, как он неоднократно повторял свою молитву.

Так же, например и в притче сам Иисус указывает нам на необходимость в настойчивости в молитве:

“Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18, 1).

(Это сказано для того, чтобы мы не унывали, не оставляли молитву, не ослабевали в ней, если чувствуем, что не сразу получаем необходимое, но творили ее с усердием и многократно).

“В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 2–8).

forum.Lazarev.ru

Иисусова молитва (обсуждение)

Сообщение Веста » 21 дек 2013, 07:11

Сообщение tyu » 21 дек 2013, 07:37

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 07:52

Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:21

Сообщение Antardhan » 21 дек 2013, 09:30

Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.

2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.

Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:33

Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.

Читайте так же:  Самые сильные молитвы за детей и внуков

2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 10:32

Сообщение tyu » 21 дек 2013, 10:39

Сообщение Сергей А.Е. » 21 дек 2013, 18:25

Сообщение Софья М » 21 дек 2013, 18:53

Сообщение Ольга К. » 21 дек 2013, 19:21

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 19:30

Сообщение Перова Катерина » 21 дек 2013, 19:51

Сообщение tyu » 22 дек 2013, 01:06

Сообщение vektor » 22 дек 2013, 03:36

Немного не так имхо.

Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.

Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»

Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.

Сообщение tyu » 22 дек 2013, 03:47

Немного не так имхо.

Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.

Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»

Видео (кликните для воспроизведения).

Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.

Тема: Иисусова молитва.

Опции темы

Не ко мне вопрос, спросите автора темы и тех кто его поддерживает, какая это молитва Иисусова: они настаивают, что помилуй меня Господи, в многократном повторении.
Ну не нравлюсь я вам и что, надо придираться не понятно за что?
Не теряйте себя, берегите себя.

Если вам не нужны мои «советы», тогда не стоило меня ни о чем спрашивать,
ведь не я к вам обратился а вы ко мне с вопросом, или ужи забыли?

Вы и ответили: повторять это ещё 99-раз подряд, в данном случае. Ответ принят.
Слышали о такой фразе: повторение мать учения?!

Но сразу за ответом идет. А вообще, как предупредил Христос Своих учеников, нужно слушать и повиноваться Духу истины, чтобы научиться у Него и поступать по истине. — это к чему, зачем?! Вы ли Дух Истины, или вы пользуетесь его расположением, чтобы откорректировать данную тему в правильном русле. или просто ради красоты изложения?!

Последний раз редактировалось penCraft’e®; 07.09.2019 в 04:14 .

В данном случае вы говорите как язычник, руководимый мудростью мира сего,
а не как христианин, руководимый словом Христа, ибо Христос об этом ясно сказал:

» А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны;
не уподобляйтесь им».
(Мф.6:7).

Это было сказано потому, что в этом и есть суть христианства, или вы не христианин,
а зашли на христианский форум лишь для веселого времяпровождения? В любом случае,
истинные христиане знают это:

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»...
(Рим.8:14).

Если вам не интересно рассуждать об истине, тогда вы обратились
не по адресу.

Бог да благословит вас в том, что принадлежит Ему!

Но не без вашей на то воли и вашего желания.

При чем здесь Вы мне нравитесь или нет. Рассуждая надо хотя бы понимать то, о чем рассуждаешь.
Иисус дал всего то Одну, Единственную молитву и сказал: А МОЛИТЕСЬ ТАК. что выглядит как приказ.

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны;
не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него. Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь».
(Мф.6:7-13).

Мир всем, во Христе Иисусе! Удивительно, но чего только не присваивают Иисусу Христу,
хотя Он возможно никогда так не говорил и этому не учил, ведь не зря Он говорил:

» Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих».

(Ин.14:23-24).

» Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам,
кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил
основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла
поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку,
построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился;
и разрушение дома сего было великое».

(Лк.6:46-49).

Читайте так же:  Трифон Святой молитва о здравии

Когда-то, в бытность моего начального пути во Христе, меня очень смущало то, что
все эти конфессии (т.н. христианские) проповедовали всевозможные учения, которые
учили как нужно правильно следовать за Богом и поклоняться и молиться Ему.
Но, читая и изучая Священные Писания, довольно часто это расходилось с учением Самого
Иисуса Христа и Его Апостолов? И на мои вопросы, почему это расходится с Его учением, мне говорили
примерно так, — ты молодой и неопытный, слушай что тебе говорят зрелые и опытные христиане,
чтобы тебя не совратил лукавый! Но Бог говорит об этом следующее:

» Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

(Мф.17:5).

С тех пор понимаю, что на первом месте — Бог и Его Слово, и всё что не соответствует Его словам,
учениям и заповедям — должно быть отвергнуто! И мы сами несем ответственность, кому мы доверяем
своё спасение, человекам и их словам, или Богу и Его Слову!

Да благословит Бог каждого из нас, во Христе Иисусе, сделать правильный выбор!

Как хорошо, что всю эту писанину вы сопроводили фразой

Иисусова молитва на Руси

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки?

Созерцание «великого молчания»

Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению.

При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума.

Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало.
Проникновение идей исихазма, то есть совершения умной Иисусовой молитвы и достижения внутреннего преображения через видение Нетварного Света, принято связывать с именем святителя Григория Паламы, блестящим «методистом» и апологетом учения о Божественных энергиях. Но это не совсем верно.

Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы.

В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева.

Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться».

Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя».

Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию».

Выделим, на наш взгляд, самое важное:

1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия.

2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом.

3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение!

4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха.

5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели.

Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу».

В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу.

Основа молитвенной жизни

Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению.

Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом:

За Вечерню: 600;
За павечерницу (повечерие): 400;
За полунощницу: 600;
За утреню: 1500;
За часы: 1000.

Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта:

За вечерню: 300 поклонов;
За павечерницу (повечерие): 200 поклонов;
За полунощницу: 300 поклонов;
За утреню: 700 поклонов;
За первый час: 150 поклонов;
За часы: 500 поклонов.

Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает.

Иисусова молитва на Руси

Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки?

Созерцание «великого молчания»

Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению.

При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума.

Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало.
Проникновение идей исихазма, то есть совершения умной Иисусовой молитвы и достижения внутреннего преображения через видение Нетварного Света, принято связывать с именем святителя Григория Паламы, блестящим «методистом» и апологетом учения о Божественных энергиях. Но это не совсем верно.

Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы.

В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева.

Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться».

Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя».

Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию».

Выделим, на наш взгляд, самое важное:

1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия.

2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом.

3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение!

4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха.

5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели.

Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу».

В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу.

Основа молитвенной жизни

Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению.

Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом:

За Вечерню: 600;
За павечерницу (повечерие): 400;
За полунощницу: 600;
За утреню: 1500;
За часы: 1000.

Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта:

За вечерню: 300 поклонов;
За павечерницу (повечерие): 200 поклонов;
За полунощницу: 300 поклонов;
За утреню: 700 поклонов;
За первый час: 150 поклонов;
За часы: 500 поклонов.

Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает.

Форум молитва Иисусова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here