Содержание
Форум сайта Memoriam.ru
Как пережить смерть близкого человека
- Список форумов‹Понять.‹О Вере
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- Memoriam.ru
- FAQ
- Регистрация
- Вход
О молитве Иисусовой
О молитве Иисусовой
подранок » 17 апр 2017, 12:30
Re: Внутри пустота
мамаДимы » 17 апр 2017, 17:51
Re: Внутри пустота
подранок » 17 апр 2017, 19:26
Re: О молитве Иисусовой
Елена137 » 18 апр 2017, 12:23
Под у́мным де́ланием в православной аскетической литературе принято понимать внутренний (душевный) подвиг христианина, заключающийся в непрестанной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Другое свойство Иисусовой молитвы – ее простота и доступность. Для совершения Иисусовой молитвы не нужны ни специальные книги, ни специально отведенное место или время. В этом ее огромное преимущество перед многими другими молитвами.
Я сама, когда накрывало, буквально кричала Иисусову молитву до тех пор пока не отпускало. Сколько там по времени у меня выходило не помню, может и часы, тогда было время безвременья.
И на форуме советовала читать молитву Иисусову, потому что помогает, потому что запомнить легко, потому что кожей связь с Господом чувствуешь и помощь Его.
Думаю что для таких случаев, как наши, просить благословения на молитву не нужно, а вот если дальше захочется духовно расти с помощью умного делания, тогда да, благословение обязательно надо брать на чтение, а иначе можно и в прелесть впасть.
Тема: Молитва Иисусова
Опции темы
Молитва Иисусова
Братия и сестры во Христе!
Не так давно я начал практиковать Иисусову молитву, как ее по оисаниям практикуют пустынники и монашествующие, как это описано в литературе по исихазму (Григорий Палама, Арх. Софроний, митрополит Сурожский Антоний, и т.д.). Хотелось бы найти тех людей, кто столкнулся с практикой сердечной Иисусовой молитвы, и мог бы рассказать по своему личному опыту, что у них получилось.
Хочу попробовать эту молитву,не могли бы дать ссылку.

«Иисусова молитва» на самом деле не молитва Иисуса, это слегка измененная молитва Вартимея. Читается так: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня. «Суть в том, что практикующие её (в основном православные монахи) повторяют ее непрерывно, и никогда делать это не перестают, так что после нескольких месяцев такого упражнения эта молитва как-бы уже произносится сама по себе.
По моему мнению, это не совсем хорошая практика, которая уводит верующего от смысла Евангелия. Человек не кается в отдельных поступках, а просто, или «вообщем», за все сразу. Причем кается постоянно, нет места благодарению, поклонению Богу, и как бы постоянное ощущение чувства вины.
По Писанию, Вартимей произнес эту молитву, а когда Христос его простил, оставил все и последовал за Христом, здесь же верующий навечно принуждается оставаться в младенческом возрасте.
С любовью во Х ристе, И горь Л ихнякевич Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk] | ![]() |
Я согласен, что иногда священники, старцы и монахи немного «перегибают палку» в отношении постоянного чувства вины (которое, по-моему глубокому убеждению, должно исчезнуть после должного покаяния в грехах и исповеди Господу) — это скорее связано с монашескими традициями и такой библейской фразой, что праведных не осталось никого. Но, с другой стороны, «Иисусова» молитва заставляет ум и сердце постоянно находиться в сосредоточении на Иисусе, Его Имени и человеку после продолжительной (не в часах — а в днях и месяцах, годах) практики удается все больше и больше думать о Иисусе и Его деяниях. Соответственно, когда молитва входит в привычку (никто не говорит, что эта молитва должна заменить чтение Библии, общение и дела повседневной жизни), тогда она автоматически всплывает во всех ситуациях и помогает во время искушений.
Что касается продолжительности практики, то во всей литературе по исихазму для мирян дается указание, чтобы молились хотя бы полчаса в день. В конце-концов есть разница между повседневной жизнью и каким-нибудь монастырем.
А насчет формы молитвы — есть много вариаций, в которых не обязательно присутствует слово «помилуй» и признак того, что человек кается и чувствует вину. Можно молиться-призывать просто Имя Господа или даже составить свою фразу, содержащую благодарение Иисусу. Суть не в том, чтобы «каятся непрестанно» — а чтобы держать свой ум и сердце в узде и «сердечном созерцании» Господа.
Иисусова молитва это высший уровень молитвы. Человеку не избавленному от страстей и практикующему ее, прамая дорога в ад. Если вам жизнь не дорога, тогда пожалуйста. Это чисто православная практика. И даже православные могут ее практиковать только с разрешения и под постоянным присмотром своего духовника. Не играйте с огнем. Я понимаю что вы начитались книжек. Но нестоит этого делать. Насчет ссылок попробуйте читать Игнатия Брчнчанинова.
http://www.wco.ru/biblio/books/otechnik5/Main.htm
Последний раз редактировалось tulack; 05.03.2004 в 02:54 .
Тема: Молитва Иисусова
Опции темы
Молитва Иисусова
Молитва Иисусова — краткая молитва*«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
«Главный же плод молитвы Иисусовой не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение о грехах. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавольских». (Св. Феофан Затворник)
«Когда мы творим молитву столько, сколько есть у нас сил, то заставляем и ум понимать произносимое нами. Но, чтобы добиться этого, требуется большое понуждение. Однако во время работы устами говори непрестанно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Ум, конечно же, рассеивается, отвлекается на работу, бродит то там, то здесь. Но ухо-то слышит, кое-что схватывает и опускает это в сердце». (Старец Арсений Исихаст)
«Иисусова молитва» заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его. (Преподобный Никон Оптинский)
«Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Против невидимого диавола – невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.
Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного, горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его, и не теряй святого дерзновения пред Ним.
Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши». (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский)*
«Если при умной сердечной молитве имеется сокрушение сердечное и самоукорение, то можно заниматься такой молитвой, Бог благословит вас. Более полные объяснения смотрите в книгах святителя Игнатия Брянчанинова. Особенно во втором томе, да и в пятом есть.
Старайтесь удерживать ум от рассеянности и заключать его в слова молитвы. Да поможет вам Господь подвизаться в молитве и преуспевать в ней, а также в терпении скорбей, болезней, преуспеть в смирении и кротости. » (Старец Стефан (Игнатенко))
«Читайте непременно молитву Иисусову: имя Иисусово должно быть постоянно у нас в сердце, уме и на языке: стоите ли, лежите ли, сидите ли, идете ли, за едой — и всегда-всегда повторяйте молитву Иисусову. Это очень утешительно! Без нее нельзя. Ведь можно молитву Иисусову и короче говорить: это отцы святые советуют для новоначальных. Это полезнее и крепче будет. Помните шесть слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго». Повторите медленнее: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную» — и еще медленнее: «Господи — Иисусе — Христе, — помилуй мя, — грешную». Так хорошо!» (Зосимовский старец Герман)
«. Творить Иисусову молитву можно лишь в состоянии покаяния, смирения, целомудрия и любви к Богу и к ближнему. Для того, кто много молится, велик риск впасть в прелесть. Иисусова молитва без смирения – это катастрофа. Иметь молитву в себе непрестанно, так, чтобы она стала одновременно самопроизвольной и постоянной, человек может тоже только в результате долгого и регулярного подвига. Истинный источник чистой и постоянной молитвы – чувство потребности в Боге, ощущение того, что без Него мы ничто (этому способствуют покаяние и смирение), и любовь к Богу, которая заставляет нас непрестанно желать соединения с Ним». (Архимандрит Сергий (Шевич))
«Надо не помыслы принимать, а молитву совершать. Молитву творите во всякое время и положении — вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.
Творите молитву — она все восполнит. Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.
Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение.Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.
С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.
К Иисусовой молитве надо относиться с большим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. (Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия. оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени).
Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет. За гордость молитва не дается. Молитва с гордостью не принимается Богом». (Схиархимандрит Виталий (Сидоренко))
«Господь милосердный своей благодатью спасёт вас. Всегда будьте с молитвой Иисусовой!» (Иеромонах Даниил (Фомин))
Тема: Иисусова молитва.
Опции темы
Несомненно, что самой главной и основной молитвой, является молитва, Отче Наш. Которой научил нас Христос. Но Иисусова молитва, также имеет прообраз в Евангелии. Как повествует евангелист Марк, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой, известный как Вартимей (Мк. 10:46) Услышав что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус Сын Давидов! помилуй меня. (10:47) Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге (10: 52) Так что Иисусова молитва имеет реальную целебную силу, которая через веру и покаяние, исцеляет от недугов.
Так кто всё-таки силу имеет? Иисус или молитва. Может будем друг друга исцелять молитвами. Зачем тогда Иисус.
Из молитвы, как таковой, Вы делаете «исцеляющий обьект», а не обращение к Богу. Это неправильно.
Чем такая «молитва» отличается от заговора? Ничем.
Обращение к Живому Богу — вот для чего нужна молитва.
Превратное отношение к молитве — признак отступающих от Бога «верующих».
Доказывать смысл такой молитвы бессмысленно, если человек сам не имеет внутреннего побуждения к этому. Как и смысл других различных духовных практик. Понимание этого лежит за рамками рационализма плотского ума. Такую молитву можно охарактеризовать как молитвенное состояние сердца, и слова молитвенной формы помимо конкретного значения выражают совокупное состояние духа. Это время, когда мы преподаём к ногам Спасителя, когда слова молитвы сами льются из сердца.
Однако, мы имеем и конкретные евангельские примеры подобной молитвы, например, в молитве самого Иисуса Христа в Гефсиманском саду, где описано то, как он неоднократно повторял свою молитву.
Так же, например и в притче сам Иисус указывает нам на необходимость в настойчивости в молитве:
“Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18, 1).
(Это сказано для того, чтобы мы не унывали, не оставляли молитву, не ослабевали в ней, если чувствуем, что не сразу получаем необходимое, но творили ее с усердием и многократно).
“В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” (Лк. 18, 2–8).
forum.Lazarev.ru
Иисусова молитва (обсуждение)

Сообщение Веста » 21 дек 2013, 07:11
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 07:37

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 07:52
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:21

Сообщение Antardhan » 21 дек 2013, 09:30
Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.
2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 09:33
Почему обязательно жалеть? Я его воспринимаю как «помоги мне, проявив свою милость», «полюби меня» или «прояви свою любовь и ласку». От слова «миловАть» же.
2) милова́ть
-лу́ю, -лу́ешь;
несов., перех. народно-поэт. и прост. Нежно, любовно обращаться; ласкать.
В ясны очи глядел, Расплетал, заплетал русу косыньку ей, Целовал-миловал, песни волжские пел. Н. Некрасов, Огородник.
Бывало, думаю, миловали меня, лелеяли —; за усмешку одну, бывало, за ласковую, все, чего пожелаю, делали. М. Горький, Фома Гордеев.

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 10:32
Сообщение tyu » 21 дек 2013, 10:39

Сообщение Сергей А.Е. » 21 дек 2013, 18:25

Сообщение Софья М » 21 дек 2013, 18:53

Сообщение Ольга К. » 21 дек 2013, 19:21

Сообщение lanka » 21 дек 2013, 19:30

Сообщение Перова Катерина » 21 дек 2013, 19:51
Сообщение tyu » 22 дек 2013, 01:06

Сообщение vektor » 22 дек 2013, 03:36
Немного не так имхо.
Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.
Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»
Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.
Сообщение tyu » 22 дек 2013, 03:47
Немного не так имхо.
Смысл в том, что в этой молитве мы просим Господа Иисуса Христа научить нас Любить. Просим Бога, чтобы Он нам помог в бесконечном познании и развитии Божественной Любви в своей душе. Ведь это главная цель нашего Бытия.
И когда мы молимся с таким призывом и целью, Бог помогает нам в этом, поэтапно открывая нам всё больший и больший обьём понимания и переживания Божественной Любви в своём Бытие.
Имя Иисуса Христа (Божественная ипостась -Бог Сын) позволяет в молитве более собранно удерживать внимание, мысли и чувства на Боге, на Божественной Любви. Это имя так же обладает огромной духовной силой, изменяющей, трансформирующией наш бездонный внутренний мир, качества души.
Если короче, то в молитвенных словах «Господи Иисусе Христе помилуй мя!» смысл я подразумеваю такой — «Господь Иисус Христос научи меня во Всём видеть и любить Бога!»
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это очень сильнодействующая молитва, быстро меняющая внутренний мир и поэтому практиковать её надо очень аккуратно, изучив по ней всю инфу.
Тема: Иисусова молитва.
Опции темы
Не ко мне вопрос, спросите автора темы и тех кто его поддерживает, какая это молитва Иисусова: они настаивают, что помилуй меня Господи, в многократном повторении.
Ну не нравлюсь я вам и что, надо придираться не понятно за что?
Не теряйте себя, берегите себя.
Если вам не нужны мои «советы», тогда не стоило меня ни о чем спрашивать,
ведь не я к вам обратился а вы ко мне с вопросом, или ужи забыли?
Вы и ответили: повторять это ещё 99-раз подряд, в данном случае. Ответ принят.
Слышали о такой фразе: повторение мать учения?!
Но сразу за ответом идет. А вообще, как предупредил Христос Своих учеников, нужно слушать и повиноваться Духу истины, чтобы научиться у Него и поступать по истине. — это к чему, зачем?! Вы ли Дух Истины, или вы пользуетесь его расположением, чтобы откорректировать данную тему в правильном русле. или просто ради красоты изложения?!
Последний раз редактировалось penCraft’e®; 07.09.2019 в 04:14 .
В данном случае вы говорите как язычник, руководимый мудростью мира сего,
а не как христианин, руководимый словом Христа, ибо Христос об этом ясно сказал:
» А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают,
что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им».
(Мф.6:7).
Это было сказано потому, что в этом и есть суть христианства, или вы не христианин,
а зашли на христианский форум лишь для веселого времяпровождения? В любом случае,
истинные христиане знают это:
«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»...
(Рим.8:14).
Если вам не интересно рассуждать об истине, тогда вы обратились
не по адресу.
Бог да благословит вас в том, что принадлежит Ему!
Но не без вашей на то воли и вашего желания.
При чем здесь Вы мне нравитесь или нет. Рассуждая надо хотя бы понимать то, о чем рассуждаешь.
Иисус дал всего то Одну, Единственную молитву и сказал: А МОЛИТЕСЬ ТАК. что выглядит как приказ.
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду,
прежде вашего прошения у Него. Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь». (Мф.6:7-13).
Мир всем, во Христе Иисусе! Удивительно, но чего только не присваивают Иисусу Христу,
хотя Он возможно никогда так не говорил и этому не учил, ведь не зря Он говорил:
» Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих».
(Ин.14:23-24).
» Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?
Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам,
кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил
основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла
поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку,
построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился;
и разрушение дома сего было великое».
(Лк.6:46-49).
Когда-то, в бытность моего начального пути во Христе, меня очень смущало то, что
все эти конфессии (т.н. христианские) проповедовали всевозможные учения, которые
учили как нужно правильно следовать за Богом и поклоняться и молиться Ему.
Но, читая и изучая Священные Писания, довольно часто это расходилось с учением Самого
Иисуса Христа и Его Апостолов? И на мои вопросы, почему это расходится с Его учением, мне говорили
примерно так, — ты молодой и неопытный, слушай что тебе говорят зрелые и опытные христиане,
чтобы тебя не совратил лукавый! Но Бог говорит об этом следующее:
» Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
(Мф.17:5).
С тех пор понимаю, что на первом месте — Бог и Его Слово, и всё что не соответствует Его словам,
учениям и заповедям — должно быть отвергнуто! И мы сами несем ответственность, кому мы доверяем
своё спасение, человекам и их словам, или Богу и Его Слову!
Да благословит Бог каждого из нас, во Христе Иисусе, сделать правильный выбор!
Как хорошо, что всю эту писанину вы сопроводили фразой
Иисусова молитва на Руси
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки? Созерцание «великого молчания» Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению. При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума. Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало. Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы. В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева. Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться». Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя». Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию». Выделим, на наш взгляд, самое важное: 1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия. 2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом. 3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение! 4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха. 5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели. Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу». В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу. Основа молитвенной жизни Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению. Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом: За Вечерню: 600; Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта: За вечерню: 300 поклонов; Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает. Иисусова молитва на Руси | |
Когда Иисусова молитва пришла на Русь? В каких древнерусских книгах описывалась практика «умного делания»? Что такое лестовка? И как заменить суточный круг богослужения, имея в руках только четки? Созерцание «великого молчания» Культуру Древней Руси часто называют «культурой великого молчания». Возможно, это связано с тем, что от русской цивилизации Средневековья до наших дней наиболее ярко дотянулись шедевры церковной архитектуры и иконографии. Хотя в последние десятилетия общественности все основательней подаются открытия в области древнерусской литературы, знаменного пения и богослужебных традиций, многое остается не только сокрытым от взгляда обывателя, но и непонятным. Причиной тому –катастрофы XVII века и 1917-го года, вслед за которыми с разной степенью интенсивности подлинное, русское, полностью пропитанное религиозным и национальным колоритом усиленно предавалось осмеянию, унижению и, в конечном счете, забвению. При этом нужно отметить, что традиция Древней Руси не в меньшей, если не в большей степени была устной, в то время как дошедшие до нас памятники литературы были скорее предметами сопутствующими. Передача духовного опыта из поколения в поколение, из уст в уста была важной составляющей русской цивилизации. Книги сопутствовали, но далеко не всегда вмещали в себя то, что человеческое слово просто не способно передать. Да и мы знаем, что область Божественного всегда будет оставаться за пределами ограниченного человеческого разума. Возможно, именно это понимание направило древнерусских подвижников не по пути сухой схоластики, а по лестнице созерцания Божественных тайн. В отличие западных богословов старцы и святые Средневековой Руси передавали свой опыт персонально, не оставляя никаких записей, как на Западе. Об их аскетическом опыте можно делать выводы по отдельным произведениям, где в основном вскользь упоминается о практике «умного делания». Хотя есть и вполне цельные труды на этот счет, но их крайне мало. Практика умно-сердечной молитвы приходит на Русь вместе с христианством. Мы знаем, что святой Антоний Великий в своем уставе призывал иноков «не оставлять моления именем Господа Исуса». Преподобный Антоний Печерский начинал свой монашеский путь на Святой горе Афон, в одном из центров исихазма. Позже, придя в Киев и поселившись в пещере митрополита Илариона, подвижник прибегал к умному деланию. Его ученик, преподобный Феодосий, также совершенствовался в Иисусовой молитве во время Великого поста. К братии, по свидетельству Киево-Печерского патерика, преподобный возвращался «яко Моисей с горы Синайской». Наконец, князь Владимир Монамах в своем «Поучении» «в тайне» и «безпрестанно» призывает обращаться к Господу, что также толкает на мысль о совершении Иисусовой молитвы. В «Слове о преподобном Святоше князе Черниговском» из Киево-Печерского патерика XIII века уже прямо говорится о необходимости «иметь на устах» Иисусову молитву. Созерцательная практика пронизывала жизнь Сергия Радонежского, визуальное отражение как нельзя ярче она нашла в иконах Андрея Рублева. Первым из русских святых, у кого мы находим относительно подробное описание совершения Иисусовой молитвы, был Нил Сорский. Его устав написан для иноков в XV-XVI веках. Но на Руси монашество было не отдельной кастой, а образцом, на который благочестивые миряне старались равняться. Святой призывает во время молитвы «удерживать ум глухим и немым», то есть направить сознание на слова молитвы. Вскользь Нил Сорский упоминает и дыхательную практику, но довольно просто говорит о ней: «опыт вскоре научит… все же продолжай молиться». Надо заметить, что древнерусская формула молитвы несколько отличалась от греческой. Именно в отечественном варианте она была усилена завершающим фразу «грешный». Таким образом русские святые пытались укрепить покаянный настрой души. Греческий вариант, описанный в «Филокалии», оканчивался лишь словами «помилуй мя». Пожалуй, самое подробное описание принципов Иисусовой молитвы содержит творение одного из последних авторов периода древнерусской духовной литературы. Неизвестный подвижник по имени Дорофей составил «Цветник», в котором дал некоторые описания и назидания по «умному деланию». Выделим, на наш взгляд, самое важное: 1. «Молитву эту Исусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь». Здесь инок напоминает о призыве непрестанно молиться, отмечая, что не стоит смущаться произносить слова молитвы вне зависимости от позы тела или занятия. 2. «Произноси молитву Исусову негромко, чтоб слышал только ты один. Не думай о тех или иных житейских и тленных вещах, а молись всей душой и без лени, ради своего спасения». Здесь Дорофей описывает спокойную тональность произнесения, когда умиротворенный дух входит в резонанс с телом. 3. «Когда же язык и губы устают, молятся умом и сердцем, поскольку из долгой молитвы языком проистекает умная молитва. А из умной молитвы – сердечная. Когда же ум устанет взывать, и заболит сердце, тогда следует понемногу переходить к пению». А вот и сами ступени молитвы, выраженные в психофизической связи. Здесь автор предупреждает и о возможной сердечной боли, и даже о естественном переходе на пение! 4. «Заключай ум свой в молитве, и сосредоточивай все свои мысли и чувства». Дорофей предлагает молящемуся полностью сосредоточиться на словах молитвы. Кажется, это один из самых важных критериев успеха. 5. «Следует сначала совершать молитву Исусову голосом, то есть произносить губами и языком, чтоб слышать только самому. Когда же губы, язык и чувства насытятся молитвой вслух, тогда молитва вслух сама прекратится и перейдет в шепот. И тогда уму следует поучаться, приникать и ощущениями пребывать в гортани. Так сама собой начнет непрестанно совершаться, возноситься и действовать умная и сердечная молитва во всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Здесь автор повторяется, но делает некоторые уточнения. В итоге мы видим, что все тонкости ведут к одному: внимательному произнесению слов Иисусовой молитвы, исключению посторонних помыслов и включению физиологических аспектов для достижения цели. Священноинок Дорофей настаивает, что «умная молитва» есть один из критериев духовного совершенства: «если не обретет человек трех добродетелей: любви, воздержания и непрестанной Иисусовой молитвы, – не может ум всецело обратиться к Богу». В «Сказании о лестовке», относящемся, правда, уже к XVIII веку, но по инерции продолжавшем традиции Древней Руси и бытовавшей в консервативной народной среде, молитва Иисусова служит «инструкцией» к лестовке – отечественному аналогу четок, имеющему глубокое символическое устройство. «Сказание» явно создано под влиянием инока Дорофея, но адаптировано под мирян: «подобает христианину всегда лестовку в руках держать и̉ молитву Исусову непрестанно повторять: и̉ в церкви, и̉ дома, и̉ на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и̉ на всяком месте». Монахов на «торгу» (то есть рынке) было встретить огромной редкостью. Зато миряне как покупали, так и продавали. Не забывая молиться Господу Иисусу Христу. Основа молитвенной жизни Иисусова молитва не только сопровождала жителей Древней Руси в их житейских делах, но и могла даже заменить собой по необходимости суточный круг богослужения. Впервые описание этой практики мы находим в книге «Старчество» XVI века. Здесь молитва неразрывно связана с «инструментом» – лестовкой. Из более поздних источников мы узнаем, что в крестьянской среде обычным делом было отмолить суточный круг по лестовке, то есть при помощи Иисусовых молитв. Даже приходская практика могла включать в себя подобную замену «по нужде» в будние дни, частично или полностью. Предполагались также варианты отмаливания в движении, когда молящийся держал в голове и с помощью лестовки отсчитывал в голове необходимое для замены частей суточного круга молитв. Однако, нужно понимать, что указания, данные ниже, всегда делались исходя из личной совести, возможностей и состояния здоровья и всегда могли быть сокращены по собственному решению. Итак, предположим, человек захотел совершить суточный круг богослужения. Но у него нет возможности встать перед иконой и потратить на это несколько часов. Что же делать? Старая русская традиция предлагает выход в этой ситуации — читать Иисусову молитву про себя следующим образом: За Вечерню: 600; Да, кажется что это очень много и затруднительно. Тут без лестовки или четок никак, чтобы не сбиться со счета. Попробуем рассмотреть вариант, когда на молитве есть возможность сосредоточиться более внимательно, встав перед иконами. Кстати, предыдущая модель также предполагает и молитву перед красным углом дома. Ключевое отличие – во время призывания имени Господа не предусмотрены поклоны. В отличие от данного варианта: За вечерню: 300 поклонов; Подробнее и с указаниями данная практика рассматривается в «Уставе о домашней молитве», также одном из произведений, созданном на основе древнерусских церковных традиций в уже в XVIII веке. Стоит отметить, что Иисусова молитва для наших предков не была «запретным плодом» и исключительным деланием, а, наоборот, всячески поощрялась как инструмент внутреннего преображения, настройки на Божественный ритм и изменения пространства жизни вокруг себя. Пожалуй, именно этого нам всем сегодня и не хватает. ![]() Здравствуйте. Хожу в церковь и верую в Бога. Хочу поделиться с Вами своей библиотекой молитв, которые я собирал более 6 лет. |