Если не успеваешь читать молитвы утренние

Молитвенное правило: Если не успеваешь читать молитвы утренние | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Если не успеваешь читать молитвы утренние

Знакомая для многих проблема: в пятый раз перевел с утра будильник на «еще 5 минут», потом вскочил как ужаленный, бегом собрался на работу и выбежал из дому. Если хватило сознательности — прочел утренние молитвы в транспорте. А потом на привычную субботнюю исповедь с дежурным «пропускал утреннее (и вечернее) правило». Я учусь решать эту проблему последние лет пятнадцать, поэтому вот вам пара советов от бывалого «пропускателя».

Смешное отступление. Когда мне на исповеди рассказывают о какой-либо дежурной проблеме, я всегда интересуюсь, каким образом кающийся собирается бороться с данным грехом. И в 99% случаев ответ как под копирку: буду стараться так не делать, буду больше молиться. Интересно, какую молитву надо прочитать с утра, чтобы встать на утреннее правило? О том, почему этот стандартный ответ не работает, и что надо делать на самом деле, я расскажу как-нибудь в другой раз. А пока вернемся к нашим баранам пропускам утренних молитв.

Утренние молитвы не читаются по двум причинам, устранением которых можно заняться одновременно. Итак, первое. Мы не можем встать во время утром, потому что поздно ложимся вечером. Очевидная проблема, ведь правда? И ответ тоже очевидный — не надо сидеть допоздна. Перенесите свои дела на утро. Не успели? Ну, и ладно. Другой очевидный факт — мы никогда не успеем сделать все задуманное, потому что думаем сильно быстрее, чем делаем. Бывает, случается аврал, и ты пашешь как проклятый, не смотря на время суток. Что ж, придется пожертвовать молитвой. Но такое бывает не часто, правда? В большинстве случаев мы сидим допоздна перед компьютером / телевизором / книгой (нужное подчеркнуть и обвести кружочком). Хочешь посмотреть новый эпизод любимого сериала? Утром посмотришь. Не можешь удержаться, потому что компьютер включен? Ну, так не включай, ложись в 8 вечера и вставай в 4 утра.

Вторая причина составная. Допустим, чтобы успеть на работу, нам надо встать в 6.30 (с учетом гигиены, молитв, завтрака и т.д.). Но мы либо встаем в 6.30, долго раскачиваемся и не успеваем читать молитвы, либо после «еще 5 минут» подскакиваем в 7.10, с трудом успевая на работу. Так вот, лечится это тем, что нужно вставать на час раньше. Чтобы успеть «раскачаться» и прочитать утренние молитвы. Но как встать на час раньше, если мы и вовремя не встаем? Тут нет никакой экзотики и эзотерики. Просто наш организм приучен к режиму «заведи будильник на 6.30, полежи еще 5 минут, затем подымайся в 7.10». Значит нужно организм планомерно приучать к другому режиму. Ставим будильник (да погромче!) на 5.00. А потом ждем, пока наш организм начнет привыкать к новому раздражителю. У меня ушло минимум полгода, потом я стал автоматически просыпаться в 4-5 утра. Видимо, мозг хотел избежать шока от неприятного звука будильника, поэтому готовил организм заранее.

Важное примечание. Когда организм привык просыпаться рано, у меня началась вторая стадия — я учился просыпаться сам. Да-да, это разные вещи. Потому привычка просыпаться в 4-5 утра — это одно, , а вставать после этого на молитву — совсем другое. Тоже потребовалось сколько-то месяцев. И из этого вытекает другое, не менее важное примечание.

Не надо расстраиваться по поводу того, что ты раз за разом пробуешь ложиться и вставать раньше, а результата нет. Речь идет не просто о какой-то хорошей привычке, речь идет о другом состоянии организма, к которому надо прийти через практику. У кого-то получается быстро, у кого-то — сильно дольше. У меня, повторюсь, ушло несколько месяцев (если быть точнее — больше полугода). Но в сухом остатке получаем возможность встать рано утром даже в выходной, спокойно помолиться, написать заметку на сайт и даже проверить подписки на YouTube)).

Всем помощи Божьей!

PS: В этой заметке (тыч) я обещал рассказать, почему у нас в России-матушке нет и не будет православных общин. Уже много воды утекло, и много всякого написано на сайте, и я готов был написать об этом сегодня утром. Но решил поделиться такой вот по утрени актуальной заметкой. Скоро, совсем скоро я исправлюсь и все расскажу. Простите меня грешного!

Можно ли читать утренние молитвы не утром, а в обед?

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Можно ли читать утренние молитвы не утром, а в обед? Утром тороплюсь на работу, а в обед есть время.

В Вашем случае, возможно, это будет меньшим злом, чем не читать утренних молитв вообще. Но, тем не менее, хотелось бы посоветовать Вам все же молиться утром, а за основу взять, к примеру, правило Серафима Саровского, которое состоит из молитв, которые очень легко запомнить. Вам это труда большого не составит и Вы сможете молится всегда, когда захотите.

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило:

«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» трижды и, наконец Символ Веры единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную)», а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только «Господи, помилуй» и продолжает до обеда.

Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило — трижды прочитает Отче наш, затем трижды песнь Богородице и однократно Символ Веры.

Читайте так же:  Католическая молитва аве мария текст

После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает тихо «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного (или грешную)» или же «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного (или грешную)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило: трижды прочитает молитву Господню «Отче наш», затем трижды песнь Богородице и, Символ Веры один раз, после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

«Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Что делать, если некогда молиться?

Что делать, если некогда молиться?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Многие из нас не находят время для молитв. Говорят: «Нам молиться некогда. С утра встал, и весь день проходит бегом, столько всего надо успеть. Когда же, в таком бешенном темпе жизни, можно успевать молиться?» Почему у современного человека нет времени молиться, что мешает ему молиться? Как найти время для молитвы? И что бывает с человеком, когда он не молиться?

Предлагаем Вашему вниманию ответы православных священников на данные вопросы:

Священник Дионисий Каменщиков:

«Проблема действительно есть, но стоит ли она так уж остро? Мне кажется, мы сами делаем из этого великую проблему. Ведь когда мы рассуждаем о своей перегруженности, мы забываем о Боге, о Его промысле в нашей жизни.

Всмотримся в жизнь святых, например святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он был чрезвычайно загружен, занят массой всевозможных дел, и что же, разве это лишило его возможности молиться?

Конечно, наше время – оно, по сравнению с древними временами, ускорено, наполнено: масса информации, масса дел, и нам представляется, что перегрузки – это характерная черта нашего времени. А на самом деле люди, которые ревновали о своем служении, жили так всегда. И ничего сверхъестественного в этом нет.

Время – субстанция коварная, лукавая, неоднородная. Оно может растягиваться и сжиматься, в нем могут находиться пустоты, возможности, которые мы не используем. И если человек от всего сердца попросит Бога дать ему необходимый час, два часа, день – Господь это время для человека найдет».

Протоиерей Виталий Колпаченко:

«Человек должен понять, почему он не видит главного в своей жизни, почему на самое важное не находит времени; почему забыл евангельские слова: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложиться вам» (Мф.6:33).

Когда внешний труд бессознательно ставится на первое место в жизни, а то, что должно быть духовной основой – на последнее, это следствие не занятости, а – маловерия. Человек бросается делать свои необходимые, как он считает, дела, не считая, при этом обязательной молитву – потому что не видит и не чувствует присутствия Божия в своей жизни.

Что касается усталости и сопутствующих ей нервозности, раздражительности – они-то как раз и говорят, что дела твои, которыми ты так загружен, не приносят духовного плода.

А молиться мы не успеваем чаще всего не от перегрузки – от лени. Лень мешает нам, например, вовремя встать с постели. Есть очень хорошая пословица: «Кто рано встает – тому Бог подает». Если человек не находит в себе на это сил, получается замкнутый круг: поздно встал, поэтому не успел помолиться. Куда-то побежал, а там тоже ничего не получается, все из рук вон – потому что если человек не помолился утром, то у него непременно все пойдет кувырком. Целый день бестолковой, бесплодной суеты человека выматывает. Вечером он не находит в себе сил помолиться, а утром опять не может вовремя встать…

Меж тем даже манну с неба, в пустыне, Господь подавал именно утром. Утренняя молитва – это и есть та самая манна: Господь знает, что предстоит человеку в наступающий день, и дает ему силы на это».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

О молитвенном правиле

О молитвенном правиле

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Можно ли возлагать на себя молитвенное правило самолично? Или необходимо оговаривать этот момент с духовником? Что делать, если не успеваешь утром прочитать утренние молитвы? Можно ли их вычитывать в транспорте, пока едешь на работу? И надо ли при этом обязательно стоять?

На данные вопросы отвечает протоиерей Сергий Николаев:

«На изменение молитвенного правила необходимо благословение. Молиться – доброе дело. Но считать, что «чем больше, тем лучше» — неверно. Молитва преображает душу, привлекает благодать Божию, защищает от демонов. Но она же и активизирует темные силы, задача которых — помешать спасению. Чем ревностнее подвижник, тем злее и неистовее нападки ада.

Борец, прежде, чем выйти на схватку с противником, усиленно тренируется. Тренируется по системе, дабы не надорваться, не растянуть мышцу, не порвать сухожилие. И человек, вставший на путь спасения, тоже должен тренировать свои духовные мышцы по системе. Пора или не пора перейти ему к повышенной нагрузке, определяет духовник. А если нет духовника, то можно попросить благословение на особое правило у приходского священника, который знает Ваше духовное состояние по исповеди.

Мне знаком случай, когда молодой человек самочинно взял на себя подвиг ежедневно читать несколько акафистов. Ему это так понравилось, что какое-то время он жил в постоянном восторге. Потом ему пришел помысл оставить семью, уйти в монастырь. Он отделился от жены и ребенка, стал жить обособленно в своей комнате, устроив в ней нечто вроде кельи. Продал мебель, сделал себе дощатое ложе, питался сухарями и водой. Приходской священник предупреждал неразумного ревнителя об опасности такого своеволия, но тот не захотел слушать и перестал ходить на церковную службу, исповедоваться и причащаться.

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Казанской Богородицы

Через какое-то время у молодого человека начались беспричинные приступы ярости. Он ломал и бил все, что можно было сломать и разбить в квартире. Бросался с побоями на жену, да так, что та вынуждена была с ребенком уйти из дома. Оставшись один, несчастный совсем перестал спать, мучимый каким-то непонятным страхом. Наконец, не вынеся страданий, он пришел в храм, рассказал обо всем батюшке. Благо, потом он постепенно вернулся к церковной жизни.

В дополнение к молитвенному правилу, определенному для всякого христианина, мы, по обстоятельствам или по желанию, можем добавлять молитвы о больных, чтение Псалтири о новопреставленных, молитвы об успешном совершении того или иного дела, молитвы о помощи к разным святым и тому подобные, и не советуясь каждый раз с духовником. Но время от времени обсуждать свою молитвенную нагрузку со священником нужно непременно.

— Утром я не успеваю помолиться и делаю это в транспорте. Должна ли я при этом стоять?

— Лучше хоть что-то, чем ничего. А вы не хотите попробовать проснуться на десять минут раньше? Всего-то на десять минут. Подумайте, ну что это за молитва на ходу, в толкучке? Конечно, по нужде и закону перемена бывает, но так, чтобы постоянно…

Утренняя молитва это нечто особенное. Она весь день освящает. Вот вы проснулись — считайте, что день еще не начался, что он начнется только после вашего утреннего правила. В сердце вашем еще тихо, вы еще не вступили в мир суеты и забот. Помолитесь, и Господь обязательно вам вернет «потраченное» время.

«Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы», — писал Михаил Юрьевич Лермонтов. Для описания пейзажа поэт не нашел в нашем мире более выразительного образа тишины и покоя, чем сердце человека в минуту утренней молитвы. И этих удивительных минут вы лишаете себя. Минут молитвенного покоя, которые задают настрой всему дню.

Можно молиться и в транспорте, при необходимости— и сидя, но заметьте как-нибудь: если вы помолились спокойно, «прежде всех дел», как сказано в молитвослове, то весь день перед вами, он — ваш. Если же вы прочли правило в дороге, то до самого вечера будете догонять свой день. Смотрите сами».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мешает ли молитвенное правило молитве?

Протоиерей Алексий Уминский

Молитва и молитвенное правило

Протоиерей Алексей Уминский: Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня. Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Протоиерей Максим Козлов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет?

Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях.

С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове.

С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор. Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будет покаяние, благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному. Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.

Но отец Алексий привёл слова святителя Феофана, и с ними нельзя не согласиться. Конечно же, ограничение молитвы только вычитыванием (страшное слово на самом деле) текстов, неважно, на гражданском или церковнославянском шрифте, равно как ограничение присутствия на богослужении выстаиванием, то есть некоторым физическим упражнением, — это абсолютное искажение смысла христианской молитвы.

Духовная жизнь и жесткая форма

Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…

Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.

Протоиерей Максим Козлов: Безусловно. Поэтому желательно соединение с церковной молитвой собственных молитвословий, — я бы даже шире сказал: некий творческий подход к тем текстам, которые мы имеем в молитвословах(1), при рассмотрении их как указания пути, а не как устава гарнизонной службы, который непременно нужно исполнить. Вот это было бы, наверное, более адекватным подходом.

Читайте так же:  Молитва за упокой души усопшего мужа

Протоиерей Алексий Уминский: Мне очень нравятся слова, которые в своё время сказал о молитвенном правиле святитель Игнатий Брянчанинов. Он сказал, что человек не должен становится рабом молитвенного правила. Он сказал, что то, что Господь сказал о субботе, относится и к молитвенному правилу: не человек для правила, а правило для человека.

Вопрос: Иногда приходишь с работы и так устаёшь, что переключиться на молитву, чтобы прочитать её с душой, нет сил. Как Вы считаете, можно ли заменить её коротким правилом преподобного Серафима Саровского?

Протоиерей Максим Козлов: Думаю, что безусловно можно вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: лучше покороче молиться, думая о молитве, чем молиться длиннее, и при этом думать, когда молитва закончится.

Единственное, к чему я бы призвал, — всегда быть честными перед Богом. Бывает, мы пришли, занялись домашними делами, у нас действительно нет сил больше чем на три-пять минут сосредоточено встать перед иконами и душу свою вознести к Богу. А иной раз мы пришли, сделали домашние дела, посмотрели телевизор, приятно выпили чаю, позвонили другу или подруге…

Протоиерей Алексий Уминский: …минут на сорок…

Протоиерей Максим Козлов: …приняли ванну. А потом очень хочется спать. И мы говорим что, ну, какая же тут молитва, и на Серафимово правило сил не находится уже… завтра на работу вставать… нет, никак не могу. И это будет уже не вполне честно. Главное — сохранять пред Богом искренность. Тогда на самом деле не будет проблемы выбора: когда-то действительно возможно сократить молитву, а когда-то нужно иметь мужество к тому, что мы называем правилом.

Молитвенное правило — необходимость?

Протоиерей Алексий Уминский: Давайте поговорим о правиле. Сказано, что оно древнее, но насколько вообще-то оно древнее, и насколько то, что мы читаем как необходимые утренние и вечерние молитвы, является такой уж жёсткой необходимостью? Обязательны ли именно эти молитвословия? Может быть, мы можем строить свои утренние и вечерние правила как-то по-другому?

Протоиерей Максим Козлов: Действительно, есть одна справедливая мысль: эти молитвы — древние, если принять во внимание время составления каждой молитвы.

Действительно, их составляли преподобные Антоний Великий и Макарий Великий, святитель Иоанн Златоуст, так что эти их молитвы сами по себе восходят к эпохе святых Отцов древней Церкви. Но если говорить о времени составления их в некое последование, то это с точки зрения исторического пути Церкви произошло совсем недавно.

Наверно, многие наши зрители знают о существовании такой книги, как Домострой, где описывается идеальная, почти фантастическая русская семья XVI столетия. И вот там домашний молитвенный уклад описывается так: утром и вечером раскрываются церковные книги и читается утреня или вечерня. То есть предполагалось, что образованные московиты настолько разумеют церковный устав, что, по крайней мере, способны вычитать некий костяк последования. А вот уже в конце XVII века мы обретаем в качестве основы для молитвенного правила совсем другие книги, очень похожие на наши современные молитвословы. Интересно, что прообразом их является книга, которая называлась “Подорожная книжица”.

Принадлежала она белорусу Франциску Скорине, который, между прочим, был католиком, а не православным. И, в общем-то, мы можем предположить, что в современном виде молитвословы скорее имеют юго-запад­ное происхождение, едва ли не при соприкосновении с униатами, среди которых они прежде всего и распространились.

Они возникли именно как замена церковных книг для мирян, а духовенству полагается вычитывать повечерие, вечерню, молитвы, которые есть в служебнике для подготовки к богослужению… а вот для мирян — некий такой упрощённый чин. Он, с одной стороны, хорош, потому что это древние и значимые молитвы, с другой стороны, он, конечно, предполагает некий творческий подход. Я могу предложить, по крайней мере, две идеи для внутреннего размышления в этом отношении.

Протоиерей Алексий Уминский: Очень интересно. На самом деле, это большая проблема, потому что в последнее время люди боятся своей собственной свободы. Боятся творчески подходить к молитве, к молитвенному правилу, к посту. Вот если у Вас есть советы, отец Максим, очень было бы интересно, чтобы Вы ими поделились.

Протоиерей Максим Козлов: Чтобы было не так страшно, я прикроюсь святителем Феофаном. Он в ответ на многие письма людей, жалующихся, что у них сухость на молитве, что они устают от молитвенного правила, говорит так: заметь, сколько в среднем ты читаешь утренние и вечерние молитвы, и дважды или трижды в неделю ни в коем случае не пытайся прочитать правило целиком, но на эти пятнадцать-двадцать минут начни его с самого начала. Может быть, ты дочитаешь только до начальных молитв, но пусть каждая будет произнесена с полной мерой глубины и искренности. А чтобы тебе не было страшно, что это растянется на три часа, знай, что ты будешь молиться те же двадцать минут, но не вычитывать, а прорываться в предстояние пред Богом…

Протоиерей Алексий Уминский: …Отличный совет, замечательный…

Протоиерей Максим Козлов: …И если каждый из нас будет пытаться делать это, хотя бы чередуя с обычным прочитыванием правил, это же очень хорошо.

Второе размышление такого рода: вот если мы рассмотрим, из чего состоит наше богослужение, то увидим, что в нём неизменные составляющие сочетаются с такими, которые меняются раз в неделю, и с такими, которые повторяются только раз в год. Вот этот принцип соединения постоянного с изменяемым в сегодняшнем молитвословии у нас фактически отсутствует, а его, конечно, нужно применять.

Иной раз мы причастились Святых Христовых Таин, душа просит благодарения Богу, — и в тот же вечер вычитывать обычные покаянные молитвы будет в какой-то степени неискренним, нечестным перед Богом, потому что хочется Его за сегодняшний день благодарить. Так откроем акафист или какой-то благодарственный канон, и прочитаем то, в чём преимущественно изливается наше благодарение Богу. Далее, готовясь в двунадесятый праздник к принятию Святых Христовых Таин, вместо обычных трёх канонов возьмём и почитаем канон двунадесятого праздника, но только подумавши над ним, постаравшись его уразуметь. Это принесёт нам больший духовный плод, даст нам значительно лучший результат, чем прочитывание в очередной раз одного из трёх канонов. Каждому нужно искать для себя пути к живой молитве.

Читайте так же:  Молитва о пьянстве мужа Николаю Чудотворцу

Без молитвенного правила не допускают к Причастию?

Вопрос: На исповеди батюшка меня спросил: Вы полностью читаете молитвенные правила? Я говорю: Нет, читаю правило преподобного Серафима Саровского. А он: Я Вас к Причастию не допускаю. Правильно ли это, и что мне теперь делать?

Протоиерей Алексий Уминский: Я Вам очень сочувствую, думаю, что батюшка ошибся. Так нельзя относиться к человеку, который идёт к Причастию…

Протоиерей Максим Козлов: Я бы в данном случае извинился перед нашей зрительницей за духовенство. Мы иной раз забываем, что священник — строитель Святых Таин, а не сторож при них, — сторож, который имеет право, зачастую по собственным вкусовым предпочтениям, сказать: тебе я разрешаю причащаться, а тебе нет. А нужно поставить человека перед некой нормой, которая предлагается Церковью, и сказать ему: ты знаешь, вот сегодня ты не помолился, но ты должен знать, что Церковь предлагает именно такой путь для подготовки, и ты это вообще-то на будущее знай, измеряй свою жизнь тем, что предлагается Церковью. А теперь спроси свою совесть, и если ты знаешь, что сделал то, что мог при своих обстоятельствах, то воздохни о своей немощи пред Богом и иди причащаться. Это было бы милостивее…

Читайте также:

(1) Понятие “творческий подход” не включает в себя, разумеется, переиначивания текстов святоотеческих молитв. — Прот. М. К.

Запись беседы протоиерея Алексия с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем Храма святой мученицы Татианы — Домовой церкви МГУ, в прямом эфире телепередачи “Православная энциклопедия”. — Ред.

Прим. Ред., — молитвенным правилом называют утренние и вечерние молитвы, которые христиане совершают каждый день. Их тексты содержатся в православном молитвослове, а чтение молитв строго регламентировано. Часто верующие обсуждают, насколько «обязательным» является чтение молитвенного правила, допускают ли к причастию, если человек не успел прочитать молитву и, можно ли установить жесткие рамки для молитвы и общения с Богом. Духовный отец может вносить изменения в молитвенное правило отдельного человека, в зависимости от его жизненной ситуации. В Русской Православной Церкви существует молитвенное правило и для тех, кто только пришел в Церковь и пока привыкает к новому порядку и укладу жизни.

Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы

МОЖНО ЛИ СОКРАЩАТЬ УТРЕННЕЕ И ВЕЧЕРНЕЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО?

Что делать, если не успеваешь читать утренние или вечерние молитвы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди : святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила боговдохновенен и очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило , если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

Читайте так же:  Молитва за мужа в дороге Николаю Чудотворцу

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном . Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, наhttp://hram-troicy.prihod.ru/molitvoslov/view/id/1165892. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве . Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Если не успеваешь читать молитвы утренние
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here