Движение в молитве

Молитвенное правило: Движение в молитве | golgoffa.ru - ответы из святых книг и открытых источников в сети.

Сакральный танец — молитва в движении

Cакральный, или медитативный хороводный танец объединяет в себе многие древние танцы различных культур: доисторические танцы, танцы Древней Греции, Балкан, Македонии, танцы народов Востока. В традиции кругового сакрального танца движения исполняются в круге с центром или по спирали. Являясь очень древними и простыми по форме, эти танцы обращаются напрямую к нашей сущности. Оставаясь практически неизвестной в России, традиция сакрального танца широко распространена в Европе как направление танцевальной терапии, а также как самостоятельное медитативное течение.

В Москве сейчас действует еженедельная группа сакрального танца для женщин, где, помимо танцев, проходит работа с символами, метафорами, образами, раскрывающими различные аспекты внутреннего женского пространства.

Сакральный танец – выражение молитвы через язык тела. Молитва в движении – это поиск единства тела, ума и души через проживание внутренних измерений движения. Фундаментальные символические формы движений, основанные на форме круга, в течение тысячелетий являлись для наших предков проводниками в мир духовного. Символы танца, двигательные архетипы, вместе с музыкой и словами молитв, произносимых вместе, несут в себе исцеляющую и трансформирующую силу. Эти танцы являются уникальной практикой самопознания и самотрансформации, выполняя одновременно медитативную, терапевтическую и целительную функцию.

Хореограф, фольклорист, исследователь мифологии и танца, Мария-Габриель Возиен является родоначальницей возрождения забытой и почти исчезнувшей традиции медитативного сакрального танца. Исследуя фольклористику народов и религий мира, она собрала и адаптировала для современных людей наследие храмовых и молитвенных танцев древности. Автор многих книг по древней мифологии, искусству, религии, Мария-Габриель имеет несколько сотен прямых учеников, возрождающих и развивающих традицию сакрального танца в наши дни.

А какова специфика вашего направления в сакральном танце?
Ту форму, которую я представляю – то, что я преподаю, я разработала при помощи своего отца. Мы оба сходились во мнении, что движение должно идти изнутри.Так как мой отец был танцором балета, он пользовался языком балета. Балет – изобретение XIX века, это дворцовые танцы: Луи XIV заимствовал его из Италии эпохи Ренессанса. Он создал вокабуляр движений, команды и позиции, но ссылался на школу Медичи. Это общеизвестные факты, о них можно прочитать в книгах. Но для того чтобы использовать для танцевальной медитации язык балета, его необходимо было трансформировать, сделать доступным – для таких людей, как ты и я. Ведь не все люди могут танцевать балет. Это то же самое, как преподавать для детей – используется другой подход: рассказываешь им сказку, стараешься заинтересовать через игру. Но суть от этого не меняется.
Многие люди сейчас пытаются в наше беспокойное время найти спокойствие в неподвижной медитации. Но я никогда не любила сидеть в медитации. «Сидеть! Как можно сидеть?!» – восклицал мой отец. «А почему бы не двигаться в медитации?» – подумала я.

Есть ли что-то общее между практикой медитации сакрального танца и йогой?
Йога – почему бы нет? Но она очень отличается, потому что у нее другие корни. Она зародилась в Индии, когда люди уходили жить отшельниками в пещерах. Эти пещеры были очень узкие, в них было очень мало места. Поэтому йога произошла как практика, которая реализуется в этом ограниченном пространстве. Йога – это длина твоего тела, ширина и высота. Ты один в этом месте и ты делаешь все то, что представляется возможным. Цель – сохранения тепла, сохранения жизни в пещере. Но у нас в современной жизни другая динамика. Мы двигаемся, мы используем стопы – это олицетворение прогресса в жизни, когда ты идешь вперед, назад, поворачиваешься, входишь, выходишь. А в йоге стопы не используются для хождения – медитация происходит стоя или сидя, это статические позиции. Это другая традиция и у нее другие истоки. Но она может быть очень полезна для нас. Разница в том, что у нас в группе – общность, мы разделяем все друг с другом, ты не одинок.

Как сакральный танец помогает в осознании себя, в самопостижеии?
Когда ты делаешь движение, ты видишь, как ты можешь это делать – ты осознаешь себя. Делая каждый шаг, ты контролируешь и познаешь свое тело, корректируешь себя. Повторяя простые формы, в повторении ты постепенно раскрываешься. Можно познать множество форм и движений. Они ведут свое начало из разных религий. И это очень интересно! Например, все танцуют восточные танцы. Их истоки – в Египте. Но они привлекают и людей из Америки, из Европы – потому что им интересна другая культура, она их привлекает. Язык танца универсален – это понимание того, что внутри.
Мы обладаем бесконечностью. Это проще реализовать в круге, группой, когда мы танцуем держась за руки, касаемся друг друга, обмениваемся энергией. Людям это помогает познать себя и других людей. Движения подобны колыханию водорослей в воде. Многие идет из богатой и красочной природы: полет птиц, распускающиеся цветы. Природа оказывает на нас оздоравливающиее влияние.

В группе очень мало мужчин. Есть ли какое-то разделение на танец женский и мужской?
О да, это проблема. Есть парные танцы, но не обязательно в них должны быть и мужчина, и женщина. К сожалению, мужчины не очень заинтересованы в медитации. Они предпочитают спорт, соревнования, компьютер. Мужчины более зависимы от нашей цивилизации, ориентированны на результат, на получение денег, больше подвержены стрессу. Они исторически наращивают мускулы, воюют. Зачем нам армии, зачем нам войны – это так глупо…

Каковы наименования танцев, вошедших в программу семинара?
Названия я давала, исходя из своего опыта движений. В своей программе танцев различных народов и культур я выделила три секции. Первая связана с космосом: солнце, луна, сон, мечта – космические архетипы. Вторая – танцы элементов. И третья – архетипы трансформации: точка покоя, время, пространство, бесконечность в танце, точка трансформации.

Не могли бы вы объяснить разницу между народными и сакральными танцами?
То, что мы называем народными танцами, – это групповые танцы, запоминаемые и передаваемые из поколения в поколение. Они идут из древних времен, мы не подозреваем, насколько древних. Они были дохристианскими и основаны на языческих обычаях, традициях. Этими танцами люди праздновали жизнь: весну, лето, осень, зиму, рождение, свадьбу. Но с появлением церкви они были запрещены, сохранились лишь некоторые рисунки движений. Если вы посмотрите на формы и рисунки народных танцев, вы увидите особое понимание жизни – и это не только развлечение.
Такое понимание народных танцев возникло в свете: при дворе танцевали дворцовые танцы, а народные танцы – это что-то противоположное. Вот почему они и были названы народными. Следует отличать от них сакральные танцы, которые всегда носят характер поклонения или сообщения с чем-то высшим, попыткой наладить контакт со своим глубинным Я, ответить на вопросы «Кто Я? Для чего я здесь. »

Читайте так же:  Все молитвы валерия Синельникова

Нужна ли какая-то специальная одежда, специальная музыка для сакральных танцев?
Нет, совсем не обязательно. Ведь здесь важно не внешнее, а внутреннее. Если это не выступление, то нет. Но я не люблю выступления. Конечно, надо выглядеть хорошо. Но костюмы совсем не обязательны.

Как вы считаете, где сакральные танцы наиболее популярны?
Сакральные танцы одинаково широко используются для занятий с детьми, в детских садах, и с подростками в школах, и со взрослыми. Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Англия, Шотландия, Швеция, Дания – я была в разных странах, эта традиция сейчас повсеместно распространяется. И собственно сакральный танец, и мое направление.

«Матери в молитве» нашего Прихода

Дорогие прихожане, представляем вашему вниманию рассказ об одной из молитвенных групп нашего прихода – «Матери в молитве». Рассказала нам о ней одна из участниц этого движения Вероника Бикбулатова.
В октябре 2013 года в нашем приходе Воздвижения Святого Креста сформировалась женская молитвенная группа, впоследствии примкнувшая к движению «Матери в молитве».

Международное движение «Матери в молитве» («MothersPrayers») возникло в Англии в 1995 году. Основательница движения, Вероника Уильямс, последовав за призывом Бога, собрала нескольких женщин, которые еженедельно стали молиться за своих детей. После подготовительного молитвенного периода был составлен и вскоре издан буклет, содержащий перечень обязательных молитв, используемых на встречах. Уже через год такие же молитвенные группы стали возникать в различных странах мира. В настоящее время группы «Матери в молитве» существуют более чем в 100 странах, молитвенный буклет переведен и издан на 25-ти языках.

В 1997 г. о «Матерях в молитве» узнали в России. Вероника Уильямс по приглашению архиепископа Тадеуша Кондрусевича выступила на пастырской встрече и рассказала о движении, которому в то время было чуть больше года. В апреле 1997 г. в Калуге возникла одна из первых молитвенных групп, а чуть позже был организован российский Центр «Матери в молитве». За прошедший период во многих католических приходах России появились молитвенные группы «Матери в молитве», их деятельности дана высокая оценка настоятелями этих приходов.

Движение «Матери в молитве» объединяет и представительниц других вероисповеданий. Например, движение получило огромное распространение на западе Украины среди женщин греко-католической церкви. Более 15 молитвенных групп создано в Москве женщинами, исповедующими православие. В Саратовской области движение широко распространено среди прихожанок лютеранской церкви. Таким образом, движение постепенно принимает межконфессиональный характер.

В некоторых группах вместе с женщинами молятся сестры-монахини, таким образом, показывая пример духовного материнства тем, кто не имеет своих собственных детей.Движение «Матери в молитве» — это Божий дар для женщин и их семей. Различные проблемы существуют сегодня практически в каждой семье, и порой кажется, что они неразрешимы. Бог любит нас и очень хочет помочь. Нужно просить Его об этом и отдавать все свои беды в Его Отцовские руки, поверив в обещание Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф 11;28).

Цели движения «Матери в молитве»:

1. Молитва за мужей, детей, крестных детей и других нуждающихся в молитвенной поддержке людей

2. Поддержка женщинами друг друга через молитву и дружеское участие

3. Личное духовное развитие, укрепление веры и возрастание в любви

4. Поддержка единства и солидарности между христианскими конфессиями

Духовная концепция «Матерей в молитве» — это простота, подчинение себя Богу через молитву и исполнение Его воли в своей жизни.

На молитвенных встречах женщины имеют возможность отдать в руки Бога все проблемы, учатся по-другому смотреть на эти проблемы. Даже если по воле Господа проблема остается, женщина меняет свое к ней отношение, становится более спокойной и смиренной. И это несет исцеление: улучшаются взаимоотношения в семьях, разрешаются конфликты с близкими и на работе, появляется надежда. Каждая из матерей рано или поздно получает ответ на свою молитву.

Как проходят встречи группы «Матери в молитве» в нашем храме?

Мы собираемся на совместную молитву по воскресеньям после Святой Мессы в зале св.Августина на втором этаже храма. На столик перед Распятием мы по сложившейся в движении «Матери в молитве» традиции ставим небольшую корзинку, которая символизирует ладони Иисуса Христа. В эти символические ладони мы кладем бумажки с именами детей, мужей и других людей, за которых молимся. Наша встреча занимает около 30 минут и включает в себя молитвы к Святому Духу с просьбой о руководстве встречей и всей нашей жизнью, просьбу о прощении грехов, молитву о единении наших умов и сердец, а также молитву о единении со всеми группами «Матери в молитве», прославление Бога, чтение Священного Писания, благодарение за дар материнства и собственно вручение наших близких и наших проблем Иисусу. После молитв иногда возникает общение женщин, вызванное чьим-то желанием поделиться своими проблемами и получить поддержку.

На настоящий момент наша группа состоит из девяти женщин прихода Воздвижения Святого Креста. Наши двери всегда открыты для других прихожанок, в том числе и тех, кто не имеет собственных детей, но понимает материнство широко – как состояние души, которая сострадает другим и хочет помочь им молитвой. Поскольку движение «Матери в молитве» имеет межконфессиональный характер, мы будем рады совместной молитве с представительницами других вероисповеданий, о единстве с которыми мы неустанно молим Бога. Мы также приглашаем женщин, которые, возможно, еще не определились с выбором веры и мучаются сомнениями, либо столкнулись с проблемами, которые трудно разрешить одними человеческими усилиями без помощи Бога. Мы готовы молиться вместе с женщинами, имевшими огромное несчастье потерять своих детей в результате преждевременной смерти или аборта.

Безусловно, основой духовной жизни каждого человека должно быть личное общение с Богом. Но совместная молитва не менее важна, более того – практика совместной молитвы намного углубляет наше личное общение с Господом и учит взаимопониманию и любви. Ведь Сам Иисус сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18;20).

Движение в молитве

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ибн Усаймин говорил, что ученые разделили движения в молитве на пять видов: обязательные, запретные, желательные, порицаемые и дозволенные.

1 – Обязательные движения в молитве – это такие поступки, которые связанны с действительностью молитвы. Например, человек стал совершать молитву не по направлению к Каабе, пришел другой и сказал ему, что правильное направление справа, после чего тот повернулся. Это является движением, однако оно обязательно, без которого молитва не будет действительной. Также если человек увидел на своей одежде нечистоту, которую он в состоянии удалить, то он обязан это сделать, так как это связано с действительностью молитвы, и это движение является обязательным.

Читайте так же:  Сильная молитва о получении работы

2 – Запрещенные движения в молитве – это те, которые нарушают молитву. Например, смех со звуком в молитве, даже если его было мало, это нарушает молитву, так как противоречит духу молитвы. Также и игра человека в молитве. Например, один молится, а другой играет в мяч, после чего и совершающий молитву начал играть мячом, это нарушает молитву, даже если этих движений было мало. Также и много лишних движений запрещено, и они нарушают молитву.

3 — Желательные движения в молитве – это то, что связано с улучшением и совершенствованием молитвы. Например, движение человека вперед в пустом месте для заполнения ряда молящихся. Это является Сунной, поскольку в этом полнота молитвы. Или то, что сделал однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ночную молитву с Ибн ‘Аббасом, который встал слева от него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял и поставил его справа от себя. Это также является движением, однако желательным, так как в этом совершенство молитвы.

4 – Порицаемые движения в молитве – это небольшие движения, не связанные с нуждой, но не по причине игры и если их не много. Например, как делают многие молящиеся, поправляющие платок или одежду в молитве, смотрят на часы и т.п. Эти небольшие движения являются порицаемыми.

5 – Дозволенные движения в молитве – это многочисленные движения при необходимости или небольшие движения при нужде. Пример движениям при необходимости: Человек совершает молитву и видит, что враг хочет его убить, и начинает убегать, не прерывая своей молитвы. Это очень много движений, однако, они не нарушают молитву, поскольку связанны с вынужденностью. Также и пример, если во время молитвы появилась змея или скорпион, и молящийся пытается убить его, в этом нет проблем, так как это является необходимостью. Сл. “Шарх Булюгъ аль-марам” № 8.

Также к числу небольших движений в молитве, которые являются дозволенными, относятся: выключить телефон, который звонит в молитве; высморкаться в платок и положить его обратно; встать в тень и скрыться от солнца и т.п.
http://www.islam-qa.com/ar/ref/12683
http://www.islam-qa.com/ar/ref/8673

Каждый мусульманин должен стремиться совершать молитву максимально смиренно, и не делать никаких лишних движений, кроме как при необходимости! О Аллах, сделай нас из числа смиренно совершающих молитву!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Римско-католическая церковь в Саратове

Приход святого Климента

Движение «Матери в молитве»

Молитвенное движение матерей началось в Великобритании в 1995 г. Организатором и руководителем этого движения является англичанка Вероника Уильямс. Сейчас группы «Матери в молитве» существуют в большинстве ведущих стран мира. Координационный центр России взаимодействует с более чем восемьюдесятью государствами, в которых действуют тысячи таких групп.

Матери нашего прихода

В нашем Приходе молитвенная группа для матерей, желающих совместно молиться за своих детей и внуков, была создана в сентябре 2005г. На встречах они просят Духа Святого не только за своих, но и за других, особо нуждающихся детей. Для этого поочерёдно читаются письменные молитвы, которые были разработаны и изданы Вероникой Уильямс.

Встречи группы нашего Прихода проходят в храме по воскресеньям, после Мессы.

Если группа собирается дома, то на стол ставится распятие, свеча, Библия и маленькая корзина. Во время встречи каждый кладет имена своих детей в эту корзину и молится при этом: «Господи, вот мои дети, Ты любишь их еще больше, чем я, Ты можешь изменять то, что я не в силах изменить, и поэтому я поручаю Тебе заботиться о них, и я радуюсь, что доверяю Тебе». Так символически вручаются наши дети Господу. На квартирах молитвы за детей проходят совместно с православными верующими.

Раз в год проходят общероссийские конференции групп «Матери в молитве». Встречи проходят с участием священников и сестер-монахинь. Совершаются совместные паломничества по святым местам России и за рубежом.

Руководитель нашей группы «Матери в молитве» Ирэн говорит:

«Осознание того, что мы являемся частью мирового движения «Матери в молитве», является для нас удивительным утешением, особенно мысль о том, что мы объединены со многими другими матерями и что они тоже молятся за наших детей».

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

О движениях в молитве

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ибн Усаймин говорил, что ученые разделили движения в молитве на пять видов: обязательные, запретные, желательные, порицаемые и дозволенные.

1 – Обязательные движения в молитве – это такие поступки, которые связанны с действительностью молитвы. Например, человек стал совершать молитву не по направлению к Каабе, пришел другой и сказал ему, что правильное направление справа, после чего тот повернулся. Это является движением, однако оно обязательно, без которого молитва не будет действительной. Также если человек увидел на своей одежде нечистоту, которую он в состоянии удалить, то он обязан это сделать, так как это связано с действительностью молитвы, и это движение является обязательным.

2 – Запрещенные движения в молитве – это те, которые нарушают молитву. Например, смех со звуком в молитве, даже если его было мало, это нарушает молитву, так как противоречит духу молитвы. Также и игра человека в молитве. Например, один молится, а другой играет в мяч, после чего и совершающий молитву начал играть мячом, это нарушает молитву, даже если этих движений было мало. Также и много лишних движений запрещено, и они нарушают молитву.

3 — Желательные движения в молитве – это то, что связано с улучшением и совершенствованием молитвы. Например, движение человека вперед в пустом месте для заполнения ряда молящихся. Это является Сунной, поскольку в этом полнота молитвы. Или то, что сделал однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ночную молитву с Ибн ‘Аббасом, который встал слева от него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял и поставил его справа от себя. Это также является движением, однако желательным, так как в этом совершенство молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

4 – Порицаемые движения в молитве – это небольшие движения, не связанные с нуждой, но не по причине игры и если их не много. Например, как делают многие молящиеся, поправляющие платок или одежду в молитве, смотрят на часы и т.п. Эти небольшие движения являются порицаемыми.

5 – Дозволенные движения в молитве – это многочисленные движения при необходимости или небольшие движения при нужде. Пример движениям при необходимости: Человек совершает молитву и видит, что враг хочет его убить, и начинает убегать, не прерывая своей молитвы. Это очень много движений, однако, они не нарушают молитву, поскольку связанны с вынужденностью. Также и пример, если во время молитвы появилась змея или скорпион, и молящийся пытается убить его, в этом нет проблем, так как это является необходимостью. Сл. “Шарх Булюгъ аль-марам” № 8.

Читайте так же:  Молитвы на путь истинный

Также к числу небольших движений в молитве, которые являются дозволенными, относятся: выключить телефон, который звонит в молитве; высморкаться в платок и положить его обратно; встать в тень и скрыться от солнца и т.п.
http://www.islam-qa.com/ar/ref/12683
http://www.islam-qa.com/ar/ref/8673

Каждый мусульманин должен стремиться совершать молитву максимально смиренно, и не делать никаких лишних движений, кроме как при необходимости! О Аллах, сделай нас из числа смиренно совершающих молитву!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Салиха

Данный сайт является обращением к каждой мусульманке, которая возлагает надежды на Аллаха и на спасение в будущей жизни. На этом сайте ин-ша Аллах будут собраны материалы, источником которых является Священный Коран и достоверная Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб`иун) и следующих за ними, да будет доволен ими Аллах!

Движения во время молитвы

Вопрос: Во время молитвы некоторые теребят одежду, чистят ногти, смотрят на часы и т.п., особенно когда имам читает Коран. Это часто мешает молящимся, которые стоят рядом. Какой хукм в этом вопросе?

Ответ: Хвала Аллаху

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал, что основа движений в молитве – нежелательность, если только они не вызваны необходимостью. Движения во время молитвы можно разделить на пять категорий:

  1. Обязательные
  2. Запрещенные
  3. Нежелательные
  4. Желательные
  5. Дозволенные

К обязательным движениям относятся те, от которых зависит действительность молитвы. Например, если человек заметил нечистоту на своем головном уборе, то он должен почистить его и снять, потому что однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел коллективную молитву, к нему явился Джибриль и сказал, что на его сандалиях нечистота. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снял сандалии во время молитвы и не прерывал ее. Хадис передал Абу Дауд, 650; шейх аль-Альбани назвал его достоверным в «Аль-Ирва», 284.

Также, если кто-то говорит верующему, что он молится не в направлении киблы, то он должен повернуться в ее сторону.

К запрещенным движениям относятся частые беспричинные движения, потому что они нарушают молитвы, а все, что нарушает молитву – запрещено, и это подобно насмешкам над знамениями Аллаха.

К желательным движениям относятся те, посредством которых делают что-то желательное. Например, если человек двигается, чтобы выровнять ряд, или он видит брешь в переднем ряду и переходит в него, или видит брешь в своем ряду и двигается, чтобы заполнить пустое пространство и т.д. Подобные движения позволяют человеку достигнуть желательного и делают молитву более полной и совершенной. Поэтому однажды, когда Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) встал молиться слева от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тот взял его сзади за голову и поставил справа от себя. Хадис согласован.

К дозволенным движениям относятся незначительные движения, для совершения которых есть причина, или многочисленные движения, вызванные необходимостью. Примером незначительных движений, для совершения которых есть причина, служит молитва Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда он молился, держа на руках свою внучку Умаму, дочь своей дочери Зайнаб. Перед совершением земного поклона Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки. Аль-Бухари, 5996; Муслим, 543.

Многочисленные движения, вызванные необходимостью, включают в себя молитву во время сражений. Аллах говорит:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ* فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالاً أَوْ رُكْبَاناً فَإِذَا أَمِنْتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُمْ مَا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.

Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали» (Корова 2:238-239).

Если человек молиться во время ходьбы, то совершает множество посторонних движений, но в случае необходимости это дозволено и не нарушает молитву.

К нежелательным относятся все движения, которые мы не перечислили. Это основа движений в молитве. Поэтому мы говорим тем, кто совершает посторонние движения в молитве, что их действия нежелательны и отвлекают от молитвы. Можно часто видеть, как человек трогает свои часы, ручку или головной убор, поглаживает нос или бороду и т.п. Эти действия считаются нежелательными, а если их совершают много и часто, то они запрещены и делают молитву недействительной.

Шейх (да смилуется над ним Аллах) также сказал, что нет определенного количества движений, которые бы нарушали молитву. Движение считается противоречащим молитве, если посторонний видит это движение у молящегося и это выглядит так, как будто он не молится. Именно такое движение делает молитву недействительной. Поэтому ученые (да смилуется над ними Аллах) установили, что это определяется обычаем и сказали: «Если посторонних движений много и их делают часто, то они нарушают молитву, без упоминания определенного числа». Некоторые ученые сказали, что три посторонних движения нарушают молитву, но такое утверждение требует доказательств, потому что любой, кто устанавливает определенное количество или манеру исполнения, должен привести доказательства, иначе он привносит нововведения. См. «Маджму Фатава аш-Шейх», 13/309-311.

Шейха Абдуль-Азиза ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили о человеке, который много двигается в молитве: нарушает ли это молитву и как избавиться от этой привычки?

Он (да смилуется над ним Аллах) ответил: «Сунна для верующего – это настроиться на молитву с полной покорностью души и тела, и это относится ко всем обязательным и добровольным молитвам. Аллах говорит:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ * الَّذِينَ هُمْ فِي صَلاتِهِمْ خَاشِعُون

«Воистину, преуспели верующие,/ которые смиренны во время своих намазов» (Верующие 23:1-2).

Верующему надлежит молиться с достоинством и спокойствием. Это один из столпов молитвы, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, который молился в спешке: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!», и это повторилось трижды. Тогда этот человек сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить её лучше, научи же меня, как это нужно делать!». В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда будешь вставать на молитву, соверши омовение должным образом, и затем, повернувшись в сторону киблы, скажи: «Аллаху акбар». Потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нем. Потом выпрямись полностью, пока не встанешь ровно. Потом соверши земной поклон, и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия в земном поклоне. Потом выпрямись сидя и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия сидя. Потом опять соверши земной поклон, и оставайся в таком положении пока не достигнешь спокойствия в земном поклоне, после чего вставай и выпрямись стоя, и затем поступай так на протяжении всей своей молитвы». Хадис согласован.

Читайте так же:  Молитва для торговли Иоанну Сочавскому

В версии Абу Дауда говорится: «Потом прочти основу Писания (Фатиху) и что пожелает Аллах».

Этот достоверный хадис указывает, что спокойствие при совершении молитвы является ее обязательным столпом, без которого она недействительна. Кто клюет во время молитвы (т.е. двигается быстро и прерывисто, подобно тому, как птица клюет зерно), тот не совершает молитву. Смиренность – основа молитвы. Верующий должен обращать на это внимание и стремиться к должной смиренности.

Не пришло достоверных хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), где количество движений, которые нарушают молитву, ограничивалось бы тремя. Это предположение некоторых ученых и нет у него надежных доказательств.

Нежелательно во время молитвы беспокойно двигаться, трогать нос, бороду или одежду и отвлекаться от молитвы. Если человек много суетится, то это нарушает молитву. Если посторонних движений мало (в зависимости от того, что считается нормой в данном месте), или много, но они быстрые, то это не нарушает молитву. Но верующему надлежит проявлять должное смирение и достоинство в молитве, избегать посторонних движений и стремиться к совершенству в молитве.

Доказательством того, что незначительные движения или повторяющиеся непродолжительные движения не нарушают молитву, является хадис о том, что однажды во время молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыл дверь Айше (да будет доволен ею Аллах). Абу Дауд, 922; ан-Насаи, 601; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи», 601.

Передается в достоверном хадисе от Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел коллективную молитву, держа на руках свою внучку Умаму, дочь Зайнаб. Перед совершением земного поклона Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки.

Что главное в молитвенном правиле?

Отвечают пастыри

Полноценную духовную жизнь христианина невозможно представить без ежедневного молитвенного правила. А каким оно должно быть? Насколько длинным или кратким и из каких молитв состоять? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва не стала формальной? На что обратить особое внимание, каких ошибок избегать? И что в молитвенном правиле самое главное?

Правило для человека, но не наоборот

– В молитвенном правиле есть три важных составляющих: мера, постоянство и качество.

1. Мера. В любом деле человека красит мера – и в трудах земных, и в трудах духовных. Найти средний, царский путь очень важно. Это залог успеха. В молитвенном правиле данный закон важен и актуален. Требуется понуждение себя на молитву – с одной стороны, и удержание от ревности не по разуму – с другой. Нельзя лениться, но опасно и переусердствовать. На мой взгляд, лучше в молитве что-то недоделать, пусть останется желание помолиться на другой день. Перебор чаще всего вызывает отторжение и протест. Отцы говорят: малому правилу цены нет. И здесь очевидно нужна помощь духовника, опытного и рассудительного практика-делателя. Но его совет предполагает меру свободы и личного выбора вопрошающего.

Не набирайте большого правила. Пусть оно будет такое, чтобы его человек мог исполнять всю жизнь. Помните: правило для человека, но не наоборот. Найденная правильная мера держит человека в духовном тонусе, но при этом сохраняется радость в сердце и желание молитвы. Учитывайте многие факторы: возраст, состояние здоровья, семейное положение, загруженность на работе и проч. Плодом правильного молитвенного труда является глубокое смирение и внутренний мир.

2. Постоянство. В молитве будьте постоянны. Это завет апостола Павла. Успех в любом деле зависит от нашего усердия и постоянства. Но не только. Действительно, под лежачий камень вода не течет. Но следует помнить, что мы лишь соработники у Бога. «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3: 7). Важно, чтобы наши труды благословил Бог. Святые отцы говорят о синергии – о нашем постоянном труде в молитве и благодатной помощи свыше. В этом залог успеха. Остановки в молитвенном подвиге быть не может. Молитвенный труд напоминает катание на двухколесном велосипеде или плавание на лодке против течения: только непрестанные усилие и труд обеспечивают движение вперед. В молитве те же законы: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). За постоянство в молитвенном труде сухость сердца и душевная скука со временем сменятся бодростью духа и желанием молитвы. Это признак преуспеяния и благодатной помощи свыше.

3. Качество. Лучше меньше, да лучше. Об этом следует помнить всякому, кто приступает к молитвенном труду. Качество молитвы определяют два признака: внимание для ума и глубокое покаяние сердца.

Внимание преподобный Иоанн Лествичник называет душой молитвы. Он советует всякому заключать ум в слова молитвы. Вначале это у всех плохо получается, но отступать и сдаваться нельзя. Приложим труд, и Бог обязательно поможет, пошлет нам со временем ангела-хранителя нашей молитвы.

Будь на молитве как младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя

Покаяние в сердце и глубокое смирение – это подлинный жертвенник, с которого Бог принимает наши духовные жертвы, среди которых главная – молитва. А еще будь на молитве как дитя лепечущее и младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя. Помни о своем неоплатном долге перед Богом, тогда легче простишь людей. Важно стяжать внутренний плач сердца о своих грехах – важный признак подлинного покаяния.

Понятно, что выполнение данных условий возможно при небольшом молитвенном правиле. Всё подлинно качественное обычно представляет собой штучный товар. В музыке от детей требуют «чистенько» сыграть простую гамму, при изучении иностранного языка – правильно построить фразу, от начинающего водителя – не сбить при парковке флажки. Опыт придет со временем, и тогда можно будет добавлять объем труда. А мы будем со смирением исполнять наше небольшое молитвенное правило – ежедневно и постоянно, следя за качеством нашей молитвы, помня, что не наши труды определяют успех, но всесильная помощь Божия, а с ней нам возможно всё и в этой жизни, и в будущей.

Нельзя научиться молиться, игнорируя правило

– Наша жизнь так устроена, что всякое содержание тесно связано с формой. Бессмертная душа присутствует в смертном теле, Святые Дары хранятся в дарохранительнице, благовонное миро – в сосуде, а для молитвенных воздыханий внешней формой является правило. Как у реки есть русло, по которому вода легко течет вперед, так и молитвенное правило – это русло, по которому течет наше молитвенное обращение к Богу.

Когда человек хочет просто молиться без каких-либо правил, то обычно такая молитва быстро заканчивается, после нескольких сердечных вздохов душа оскудевает, не знает, что произнести, потому что мы не можем сами собой обрести молитвенное настроение.

Читайте так же:  Молитва от соринки в глазу

Молитвенное правило организует душу, настраивает ее на молитву. Утренние и вечерние молитвы, правило перед Причащением, различные молитвословия – все эти молитвы составлены святыми людьми, в них вложены те мысли и чувства, которые должны быть у любого молящегося. Поэтому нельзя научиться молиться, игнорируя правило.

В молитвенном правиле важно постоянство. Если правило не имеет регулярного исполнения, то оно перестает быть правилом. Это будет своего рода духовное хобби по выходным, когда от нечего делать берешь в руки молитвослов: ну-ка, что там такое? Правило – это как выход солдата на пост, на часы: не важно, какое у тебя самочувствие или настроение, ты все равно становишься на молитву. И происходит чудо – на правило ты можешь встать унылым, вялым, внутренне убитым, а выходишь после правила бодрым и крепким, внутренне возродившимся. Потому что молитва дает силы душе.

Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать

Но смысл правила не в самой по себе вычитке текстов, а в том, чтобы обрести живое предстояние пред Богом, стяжать молитвенное настроение, дух общения с Господом. Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать.

Представим, что кто-то пытается найти клад. Кирка и лопата – лишь средства к этому, они ценны настолько, насколько способствуют обретению клада. Поэтому смешно гордиться своим правилом, будто от этого ты уже стал святым. Преподобный Силуан Афонский рассказывал про подвижника, который говорил, что непременно должен спастись, так как выполняет каждый день такое-то количество поклонов, но в день смерти он разорвал на себе одежду. Ему открылось, что поклоны сами по себе его не могут спасти. Нас спасают не наши поклоны или молитвы, спасает Бог, с Которым мы жаждем общения посредством наших молений.

Молитвенное правило каждый раз надо совершать с тем чувством, что Господь присутствует рядом, Он видит, как мы обращаемся к Нему, это наше личное обращение к Богу. Молитвенное правило, выполняемое усердно, внимательно и с покаянием, отверзает сердце для Божией благодати, а благодать восполнит любую нужду. И может быть, от того, с каким чувством и вниманием мы исполняем правило, зависит наша вечная участь.

В феврале 2016 года у близкой знакомой, Светланы, дочь попала в тяжелую ситуацию. Когда она ехала ночью по Садовому кольцу, то на дорогу выскочил в неположенном месте молодой человек. Расстояние оказалось слишком маленьким, чтобы успеть затормозить, и девушка сбила его. Как водитель девушка была признана невиновной, но легче ей от этого не было. С тяжелейшими множественными переломами, в состоянии комы пострадавшего доставили в больницу имени Склифосовского. Врачи сказали, что вероятность на выздоровление невелика: из комы редко кто выходит. Светлана в слезах обратилась к близким людям. Было решено в тот же день всем в одно время читать акафист великомученику Пантелеимону, затем каждый день читали акафист Божией Матери «Взыскание погибших». Светлана с дочерью исповедовались и причастились; конечно же, служили молебен об исцелении пострадавшего. И после этого свершилось чудо: больной пришел в себя, а на следующий день уже был переведен в другую больницу в связи со значительным облегчением его состояния.

Казалось бы, исполнены были просто какие-то молитвенные правила, но совершилось чудо. Поэтому молитвенное правило, которое с благословения духовника творится вместе, ради восполнения какой-то нужды, имеет огромное значение, а кому-то в буквальном смысле спасает жизнь.

Молитва должна подкрепляться доброй христианской жизнью

– Первый вопрос, который возникает, когда заходит речь о молитвенном правиле, – это то, насколько оно должно быть длинным и из чего состоять. Но это, как мне кажется, вопрос хоть и первый, но не главный. И, тем не менее, без его разрешения мы к главному не подойдем. Итак, оставим пока в стороне монастырский устав, потому что там вопрос о составе и продолжительности правила решен, и поговорим о мирянах, тем более что люди сами задают этот вопрос довольно часто, а именно: какие молитвы должны входить в повседневное правило? И вот здесь иногда приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда люди и то малое, что надобно исполнять, – не исполняют как должно, но ищут еще какого-то «сверхправила» или «особых молитв». Это подобно тому, как если бы кто-то, небрежно и поспешно, косо и криво справив фундамент, спешит построить на нем как можно более высокий дом и, вместо того чтобы позаботиться о надежности основания, простирает свой ум к построению новых и новых этажей. Понятно, чем такое строительство может окончиться.

Самое же простое и, вот не побоюсь сказать, достаточное для доброй, благочестивой жизни правило – это внимательное, со смирением чтение утренних и вечерних молитв. Если есть возможность – ежедневное чтение главы из Евангелия и из Апостола. Опять же если есть такая возможность и силы – чтение кафизмы или больше из Псалтири. Непременно добавим сюда молитвы перед едой и после еды, перед работой и – благодарственные, по завершении рабочего дня. А остальное можно добавлять по совету с духовником, и выбор здесь воистину безграничен.

И вот теперь мы приступаем действительно к главному. Любая молитва, во-первых, должна быть подкреплена нашей повседневной доброй христианской жизнью, то есть внимательным к себе отношением в исполнении заповедей Христовых. Иначе на нашу молитву Господь отвечает нам такими словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). Итак, главное условие исполнения всякого молитвенного правила есть «постоянство в доброделании», как говорит апостол Павел (Рим. 2: 7).

Главное в молитвенном правиле – сердечное сокрушение и всецелое предание себя в руки Божии

Но и это еще не всё. Потому что, как бы мы ни старались быть внимательными и ревностными в исполнении Христовых заповедей, мы исполняем в лучшем случае то простейшее, что должны исполнить, а зачастую, при внимательном к себе отношении, вынуждены будем признать, что и малой толики должного не исполняем. И понимание этого пусть приводит нас не в уныние, а к смиренному осознанию своей неключимости. И вот это действительно главное во всяком молитвенном правиле: сердечное сокрушение, внимание в молитве и всецелое предание себя в руки Божии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Будем всем сердцем, всей душой, всем помышлением с любовью устремляться к Господу на всякое время и во всякий час, с глубоким осознанием своей немощи – и тогда любое, пусть даже самое простое и небольшое молитвенное правило, несомненно, милостью Божией принесет нам духовную пользу.

Движение в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here